ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1.Особенности регламентации правового статуса ЦБ в законодательстве Российской Федерации 5
1.2.Цели и функции деятельности Центрального банка Российской Федерации 8
1.3.Взаимодействие ЦБ с органами государственной власти 12
2.ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1.Банк России как государственный орган 17
2.2.Банк России как юридическое лицо 21
2.3.Банк России как особый субъект права25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Вопрос определения правового статуса Центрального банка Российской Федерации в настоящее время вызывает массу дискуссий. Основной причиной этому служит отсутствие в законодательстве четкой регламентации статуса Банка России. Правовые нормы, затрагивающие данный аспект, часто противоречат друг другу, что порождает трудности в определении сути этого института.
Важность выявления правового статуса Банка России заключается в значимости этого образования в жизни экономики страны. Центральный банк, по сути, является основным звеном, возглавляющим банковскую и финансовую системы государства. Ему принадлежат полномочия по развитию денежной системы, защите и обеспечению устойчивости рубля. Банк России осуществляет эмиссию денежных средств в государстве.
Особая роль Центрального банка Российской Федерации заставляет ученых обращать внимание на сущность данного института. Связано это с тем, что разрешение существующих противоречий, возникающих при характеристике правового статуса Банка России, может способствовать повышению эффективности функционирования всей банковской и финансовой системы.
Таким образом, предметом исследования выступает финансовое законодательство Российской Федерации, определяющее правовой статус Центрального банка, а также научные работы, затрагивающие данный вопрос.
Объект исследования – правоотношения, возникающие с участием Банка России.
Целью данной работы является детальное рассмотрение вопроса определения правового статуса Центрального банка РФ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать положения законодательства, характеризующие правовой статус Банка России;
2) выявить цели, функции деятельности Банка России, особенности взаимодействия его с органами государственной власти;
3) рассмотреть основные концепции, раскрывающие правовой статус Центрального Банка;
4) сформировать собственную точку зрения относительно правового статуса Банка России.
Методологическую основу исследования составили общетеоретические методы, такие как анализ литературных источников, обобщение, синтез, сравнение, а также формально-юридический метод.
Работа состоит из двух разделов, объединяющих 6 пунктов.
Законодательство Российской Федерации не позволяет нам с точностью определить, к какому субъекту права стоит относить Банк России. С одной стороны в законе прописано, что Центральный банк является юридическим лицом, с другой законодатель наделяет его государственно-властными полномочиями, которыми в силу теории гражданского права не может обладать частноправовой субъект. Кроме того, характеризуя Банк России, законодатель указывает на его независимость от органов государственной власти, в то же время ряд положений законодательства касаются тесного взаимодействия Банка с органами государственной власти в тех или иных областях.
Еще одним спорным моментом, касающимся правового статуса Центрального банка, выступает отсутствие положения об отнесении Банка России к какой-либо организационно-правовой форме юридического лица, что так же порождает сложности в уяснении правовой природы данного института. Все это приводит к развитию активной научной дискуссии по указанному вопросу.
Анализируя мнения различных ученых, нами были выявлены следующие концепции определения статуса Банка России, существующие в научной среде.
Первой концепцией является придание Центральному банку статуса государственного органа. Она основывается в первую очередь на властных полномочиях Банка России, а также на его тесном взаимодействии с органами государственной власти. Причем часть ученых предлагают вовсе отказаться от наделения Банка России статусом юридического лица в силу его особой властной природы.
Следующее мнение заключается в рассмотрении Банка России как самостоятельного юридического лица, независимого от государства. Основным аргументом ученых, отстаивающих указанную позицию, является независимый характер деятельности Банка, закрепленный в Конституции РФ.
Часть ученых, указывая на несовершенство законодательства, регламентирующего данный аспект, предлагает внести в него понятие юридического лица публичного права, к которому следует относить, в том числе, Банк России.
На взгляд автора наиболее оправданной является применение к Центральному банку концепции особых субъектов права, которая заключается в двойственном характере Банка, сочетающем в себя частноправовые и публично-правовые начала. Данная теория позволяет рассматривать все указанные признаки Центрального банка Российской Федерации в единстве, что способствует формированию целостного образа статуса данного субъекта.
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. – 25.12.1993. – N 4831.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.11.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. – № 32. – Ст. 3340.
4. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 20.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. – № 28. – Ст. 2790.
5. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. – № 6. – Ст. 492.
6. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О некоммерческих организациях" (ред. от 08.06.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. – № 3. – Ст. 145.
7. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 27.11.2017, с изм. от 15.10.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. – № 45. – Ст. 4626.
8. Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. – № 30. – Ст. 4084.
9. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 20.11.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. – № 11. – Ст. 945.
Научная и учебная литература
Базаров В.Б. Публичные юридические лица. / В.Б. Базаров. – Иркутск: Оттиск – 2019. – 160 с.
10. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. / А.Г. Братко. – Москва: Спартак – 2001. – 335 с.
11. Попондопуло В.Ф. Банковское право: учебник и практикум для вузов / В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петрова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: изд. Юрайт, 2020. – 405 с.
12. Ручкина Г.Ф. Банковское право: учебник и практикум для вузов / Г.Ф. Ручкина, Е.М. Ашмарина, Ф.К. Гизатуллин. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: изд. Юрайт, 2020. – 471 с.
13. Керамова С.Н. Особенности правового статуса Центрального банка России / Керамова С.Н., Магомедова М.Х. // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2018. –№ 3. – С. 89-94.
14. Клочков Д.А. Правовая природа Центрального банка России // Инновационная наука. 2017. – № 2-2. – С. 113-118.
15. Козлова С.А. Являются ли органы государственной власти юридическими лицами? //Административное право и процесс. 2012. – № 6. – С. 46-48.
16. Пастушенко Е.Н. О правовом статусе Центрального банка Российской Федерации: тенденции законодательного регулирования и судебной практики / Пастушенко Е.Н., Земцов А.С. // Банковское право. 2013. – № 6. – С. 35-41.
17. Соломонова А.Е. Характеристика независимости Центрального банка Российской Федерации / Соломонова А.Е., Резник И.А. // Экономока и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. – № 17. – С. 298-301.
18. Целыковский И.В. Институциональная независимость Центрального банка: миф или реальность // Закон и Право. 2019. – № 12. – С. 61-63.
19. Шубин Н.Н. Юридическое лицо публичного права в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Вопросы российского и международного права. 2018. – Т. 8. – С. 84-90.
20. Яковлев В.Ф. Юридические лица и субъекты публичного права: в поисках правового баланса / Яковлев В.Ф, Талапина Э.В. // Журнал российского права. 2016. – № 8. – 2016. – С. 125-139.
21. Жильникова Е.В. Центральный банк Российской Федерации как особый субъект права: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: специальность 12.00.01 <Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве> / Жильникова Елена Владимировна; [ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет]. – Казань, 2012. – 18 с.
Судебная и иная правоприменительная практика
22. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 268-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. – N 2.
23. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2003 г. N 45-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности статей 12 и 30 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2003. – N 3.
24. Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» // Вестник экономического правосудия РФ. 2014 – № 9.
25. Постановление ФАС Московского округа от 21.08.2013 по делу N А40-149006/12-154-1431// [Электр. ресурс] www. sudact.ru (дата обращения: 30.11.2023).
26. Решение Арбитражного суда Самарской области от 3 сентября 2018 г. по делу № А55-21380/2018 // [Электр. ресурс] www. sudact.ru (дата обращения: 30.11.2023).
Интернет –источники.
27. Официальный сайт ФНС РФ. // https://www.nalog.ru/rn78/ Дата обращения 10.12.2023г.