Объект исследования - КГБУЗ «Алтайский краевой кардиологический диспансер».
Проведен анализ данных за 2015-2019 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ 6
1.1 Понятие и сущность системы управления человеческими ресурсами 6
1.2 Методы управления человеческими ресурсами 11
1.3 Специфика управления человеческими ресурсами в организациях здравоохранения 16
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В КГБУЗ «АККД» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика КГБУЗ «АККД» 21
2.2 Качественный и количественный анализ человеческих ресурсов 26
2.3 Оценка системы управления человеческими ресурсами 32
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В КГБУЗ «АККД» 44
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами 44
3.2 Внедрение предложенных мероприятий в деятельность КГБУЗ «АККД» 49
3.3 Расчет эффективности предложенных мероприятий 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что управление человеческими ресурсами в системе здравоохранения, непосредственно взаимосвязано с привлечением, удержанием и мотивированием персонала, кроме того, от качества работающего персонала, а также и от его количества, занятых штатных единиц, зависит эффективность работы организации здравоохранения. Также от количества персонала зависит его загрузка, возможность обслужить определенное количество пациентов. Качество персонала, его квалификация, наличие сертификатов и категорий определяет уровень обслуживания, возможность оказать дополнительные услуги в рамках специализации.
Именно деловые и личностные качества, профессионализм и мастерство человеческих ресурсов являются «при прочих равных» выступают в качестве основных конкурентных преимуществ организаций здравоохранения.
Социализация экономики, вызывающая обострение кадровой проблемы, требует реализации актуальных мер по формированию устойчивого кадрового ядра, преобразованию профессионально-квалификационной структуры человеческих ресурсов с учетом особенностей, присущих рынку труда и учитывающих влияние внешней среды. При построении и развитии жизнеспособной системы управления человеческими ресурсами на предприятии основной задачей выступает изучение и реализация социально-экономических резервов, направленных на увеличение значимости человеческого фактора в механизме управления и функционирования организации.
При рассмотрении вопроса повышения эффективности функционирования медицинских учреждений, большое внимание уделяется вопросам образования эффективных условий по организационно-подготовленным аспектам, которые затрагивают возможность профессионального развития медицинского персонала, мотивирование, разрешение вопросов, связанных с врачебной этикой, формирование плодотворного социально-психологического климата в коллективе.
Необходимо отметить, что, несмотря на повышающийся интерес к вопросам управления человеческими ресурсами, в области здравоохранения теоретическое понимание и практическое применение решений данных проблем находится на начальном этапе, что заставляет проводить исследования и вводить в практику конкретные механизмы управления человеческими ресурсами в системе здравоохранения
Таким образом, в условиях настоящего времени одной из основных задач организаций здравоохранения является поиск эффективных технологий управления человеческими ресурсами, которые бы обеспечили активизацию человеческого фактора.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении управления человеческими ресурсами в организации здравоохранения и разработке мероприятий по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность системы управления человеческими ресурсами;
- определить методы управления человеческими ресурсами;
- изучить специфику управления человеческими ресурсами в организациях здравоохранения;
- провести анализ и оценку системы управления человеческими ресурсами в организации здравоохранения;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами в организации здравоохранения, а также рассчитать эффективность предложенных мероприятий.
В качестве объекта исследования выступает КГБУЗ «Алтайский краевой кардиологический диспансер», а предмета – процесс управления человеческими ресурсами в данном учреждении.
Теоретической основой исследования являются учебная, учебно-методическая и научная литература, нормативно-правовые акты, данные отчетности выступает КГБУЗ «Алтайский краевой кардиологический диспансер». Методологическую базу исследования составили методы описания, сравнения, анализа и синтеза.
В результате написания выпускной квалификационной работы были рассмотрены понятие и сущность системы управления человеческими ресурсами; определены методы управления человеческими ресурсами; изучена специфика управления человеческими ресурсами в организациях здравоохранения; проведен анализ и оценка системы управления человеческими ресурсами в организации здравоохранения; разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами в организации здравоохранения, а также рассчитана эффективность предложенных мероприятий.
В условиях настоящего времени одной из основных задач организаций здравоохранения является поиск эффективных технологий управления человеческими ресурсами, которые бы обеспечили активизацию человеческого фактора.
Управление человеческими ресурсами представляет собой вид управленческой деятельности, направленной на формирование необходимого кадрового состава и поддержание его в наиболее эффективном состоянии для реализации целей организации. Управление человеческим ресурсами заключается в определении отношений между субъектом и объектом управления, которые могут быть организационно-экономическими, социально-психологическими и правовыми. С точки зрения методологии данная сфера является весьма специфичной и характеризуется определенными показателями, методами и направлениями анализа трудового персонала организации, как в целом, так и по отдельным категориям.
Методы управления человеческими ресурсами имеют своей целью обеспечение гармоничного сочетания общественных, личных и коллективных интересов. Чтобы эффективно воздействовать на сотрудников, необходимо понимать, как и с помощью чего нужно стимулировать и мотивировать работников для достижения целей организации, как правильно удовлетворять их потребности, какие методы наказания и принуждения использовать, чтобы добиться максимальной продуктивности и дисциплины. Основными методами управления человеческими ресурсами являются: административные; экономические; социально-психологические.
В настоящее время большую роль играют кадры, в сфере здравоохранения имеющие высокий уровень профессиональных навыков. В качестве приоритетных направлений для управления человеческими ресурсами в здравоохранении являются: оптимальный набор численности и структуры кадров, который, прежде всего, подразумевает планирование и систему совершенствования подготовки кадрв. Планирование выступает в качестве одной из основных функций управления человеческими ресурсами и содержит определяющие аспекты по количеству и качеству персонала с учетом временного промежутка. Проведение эффективного планирования человеческих ресурсов в медицинской сфере необходимо для осуществления четкой и слаженной работы для охраны здоровья населения. В процессе решения проблемы обеспечения системы здравоохранения квалифицированными кадрами, планирование базируется на потребности выпуска врачей и средних медицинских кадров исходя из соотношения медицинских работников и численности населения, а также показателей спроса на медуслуги. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров. Наиболее важным направлением в организации работы с персоналом в системе здравоохранения является постоянное и всестороннее развитие кадров. В целом, кадры системы здравоохранения - это персонал, который обладает специальными профессиональными навыками, физическими интеллектуальными способностями, которые имеют возможность полного обеспечения грамотной медицинской помощи населению.
Анализ системы управления человеческими ресурсами в КГБУЗ «АККД» позволил сделать следующие выводы.
КГБУЗ «Алтайский краевой кардиологический диспансер» (КГБУЗ АККД) был создан в 1988 году и в настоящее время по всем показателям продолжает сохранять статус ведущего учреждения кардиологической службы края.
Организационная структура КГБУЗ АККД является линейно-функциональной. Которая характеризуется тем, что каждое подразделение возглавляет руководитель, который наделяется необходимыми полномочиями и осуществляет единоличное руководство всеми подчиненными ему сотрудниками, сосредотачивая при этом в своих руках все функции управления. Сам руководитель непосредственно подчиняется руководителю высшего уровня.
За период 2015-2017 гг. наблюдается незначительное увеличение численности персонала КГБУЗ АККД на 7 человек или 0,9%. Увеличение произошло по всем категориям персонала, за исключением прочего. Наибольшими темпами увеличилась численность врачей – на 2,5%
Основная функция отдела кадров КГБУЗ АККД – набор персонала и постоянная работа с коллективом.
За период 2015-2016 гг. наблюдается снижение количества принятых, а также снижение количества выбывших кадров. При этом среднесписочная численность увеличилась.
В КГБУЗ АККД используются только материальная мотивация сотрудников, к которой относится заработная плата. В КГБУЗ АККД используются как материальные, так и нематериальные методы мотивации.
Наибольшую среднюю заработную плату имеет категория КГБУЗ АККД врачи, наименьшую – младший медицинский персонал. Средняя заработная плата всех категорий сотрудников имеет динамику увеличения. Наибольшими темпами выросла заработная плата младшего медперсонала и прочего – на 3,8% и 4,4% соответственно. Наибольшую среднюю премию имеет категория врачи, наименьшую – прочий персонал. Средняя премия всех категорий сотрудников имеет динамику увеличения. Наибольшими темпами выросла премия младшего медперсонала – на 16,4%, наименьшими – прочего персонала – на 10,9%.
В целях выявления удовлетворенностью системой управления организации среди сотрудников КГБУЗ АККД было проведено анкетирование, в котором приняло участие 100 человек. По результатам проведенного анкетирования можно сделать выводы, что 33% сотрудников организации не удовлетворены заработной платой, а 32,5% сотрудников не удовлетворены нематериальным стимулированием. Следовательно, необходима разработка рекомендаций по решению выявленных проблем.
Следовательно, в целях совершенствования системы управления персоналом в КГБУЗ АККД рекомендуется разработка мероприятий, направленных на совершенствование мотивации и стимулирования персонала: разработка Положения по мотивации персонала; разработка системы оплаты путевок в санатории сотрудникам; разработка системы оплаты стоимости путевок в оздоровительные лагеря для детей сотрудников.
1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ (ред. 3.08.2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. №48.
2. О комплексе мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года : Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2013 №614-Р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. №16.
3. Государственная программа «Развитие здравоохранения» : Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. №1640 (ред. 20.11.2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. №1.
4. Авджян А.Г. Управление человеческими ресурсами // Молодой ученый. - 2018. - №19. - С. 23-24.
5. Аранжин В.В. Актуальность концепции управления человеческими ресурсами и условия ее использования в российских организациях // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 3. – С. 9-12
6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом : учеб. пособие. – М. : Юнити-Дана, 2014. – 345 с.
7. Барков С.А. Управление персоналом. - М. : Юристъ, 2014. - 451 с.
8. Большаков А. С. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб. : Питер, 2015. – 411с.
9. Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика : учебник. - М. : Проспект, 2016. – 688 с.
10. Ветитнев А.М., Войнова Я.А. Организация санаторно-курортной деятельности : учеб. пособие. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. – 272 с.
11. Дейнека А.В. Управление персоналом организации : учебник для бакалавров. - М. : Дашков и К, 2015. - 288 c.
12. Доровская А.И., Коршевер Н.Г. Исследование вторичной адаптации врачебного состава в медицинской организации // Роль науки в развитии общества: сб. статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2015. – С. 110-112.
13. Дуракова И.Б. Управление персоналом. Отбор и найм. - М. : Издательство «Центр», 2014. – 365 с.
14. Залим З.Б. Переход на новую систему допуска к медицинской деятельности: аккредитация и непрерывное медицинское образование // Мед. образование и проф. развитие. – 2016. - № 4. – С. 56-59
15. Калашников Д.А., Шаповалова Э.В. Модель эффективности управления человеческими ресурсами в медицинских организациях // Экономика строительства и городского хозяйства. 2016. - №4. – С. 191-197
16. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации : учебник. – М. : Инфра-М, 2013. – 456 с.
17. Климова Е.В. Методы стратегического управления ресурсами организации здравоохранения // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 739-743.
18. Колодеева В.В., Фадеева Е.А. Современные методы мотивации персонала при управлении предприятием // Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике сборник материалов XVI ежегодного открытого конкурса научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых в области экономики и управления «Зеленый росток». Волгоград. - 2016. - С. 60-61.
19. Коргова М.А. Кадровый менеджмент : учеб. пособие. - М.: Феникс, 2014. – 415 с.
20. Корицкий А.В., Чирковская Е.Г. Особенности стиля управления в медицинском учреждении // Молодой ученый. - 2017. - №3. – С. 39-42
21. Красулина Т.С. Рахман А.А. Разработка модели управления человеческими ресурсами в здравоохранении // Экономика и предпринимательство. – 2015. - №11. – С. 184-187
22. Кулагин А.В., Богдан Н.Н. Отношение к карьере руководителей сферы здравоохранения как фактор профессионального развития // Медицина и образование в Сибири. – 2015. - №3. – С. 18-21
23. Магомедова Э.Г. Роль мотивации в управлении персоналом // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2016. - № 42. - С. 76-80
24. Маматова Д. Ж., Усмонов Д. И., Холматов Х. Х. Особенности развития менеджмента в здравоохранении // Молодой ученый. - 2017. - №16. - С. 272-274.
25. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия : учеб. пособие. – М. : Инфра-М, 2014. – 620 с.
26. Настинова Ц.С. Управление персоналом в современных условиях // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 632-634.
27. Ружанская Л. С. Теория организации : учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 200 с.
28. Суслов Г.В. Управление персоналом организации : учеб. пособие. – М. : ИНФРА-М, 2016. – 152 с.
29. Травин В.В. Основы кадрового менеджмента. – М. : Академия, 2015. – 380 с.
30. Хурцилава О.Г., Лучкевич В.С. Общемировые и российские тенденции развития кадровой политики в сфере здравоохранения // Вопросы здравоохранения. - 2015. - №2. – C. 18-21