ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВО И АКТОРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЦЕНЫ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА (ЛЕНИНГРАДА) 11
1.1. Общественно-политический контекст в перестроечный период 11
1.2. Характеристика культурологических особенностей, свойственных
Петербургу в период перестройки 17
1.3. Основные акторы новой художественной жизни: зарождение,
история развития, деятельность, идеология 22
1.3.1 «Новые художники» 22
1.3.2. «Митьки» 27
1.3.3. Некрореалисты 29
1.4. Коллекционирование современного искусства. Независимое кураторство 32
ГЛАВА 2. ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗМЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 36
2.1. Подражание как основополагающая художественная парадигма
переходного периода 36
2.2. Репрезентация. Теоретические аспекты 41
2.3. Роль куратора в создании выставочных практик нового типа 46
ГЛАВА 3. ПОЭТАПНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСТАВОЧНЫХ ПРАКТИК 50
3.1. Многообразие форм коллективных выставок 50
3.2. Концептуализация выставочной деятельности. Поиск
самоидентификации кураторов и художников 65
3.3. Трансформация функций государственных музеев. Роль Русского
музея 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 89
Диссертация посвящена исследованию художественных выставочных практик в ленинградском/петербургском искусстве в перестроечный период (1980-1991 гг.). Интерес к данному периоду вызван тем, что на фоне глобальных изменений во всех сферах жизни общества, в условиях катастрофической ломки социального строя происходит кардинальная трансформация, как и самого искусства, так и способов его репрезентации. Именно в этот период закладывается новый вектор развития современного искусства России вообще, и в частности Петербурга, а также формируются новые семантические и культурные коды и создается база, на основе которой искусство и методы экспонирования продолжают развиваться по сей день. В ходе исследования предполагается выполнить первый в своем роде, насколько известно автору, исторический анализ трансформации способов репрезентации в течение этого периода, причем анализ с позиции взгляда со стороны и с попыткой сделать оценку оказанного им влияния на сегодняшний день, что представляется возможным с учетом прошедшего времени и накопленных за это время методических подходов.
Конкретные года, выходящие за рамки общепринятой датировки эпохи перестройки (1980-1991), выбраны, чтобы последить зарождение и становление коллективной репрезентации, ее последующий кризис и показать зарождение нового этапа концептуализации репрезентации и появления профессиональных кураторов. Это позволит очертить вектор развития художественных практик, во многом прослеживающийся до сих пор. Насыщенность этого периода политическими и социальными событиями создает различные возможности для изучения взаимовлияний и взаимосвязей общественной ситуации и искусства. Разрушение рамок и ломка стереотипов приводит к взаимопроникновению различных тенденций в искусстве и, как следствие, к эклектичности и многоплановости репрезентаций. Эти особенности подлежат исследованию в данной работе с использованием современных теорий репрезентации и выставочных практик. Кроме того, интересно проследить, почему одни тенденции закрепились и стали историей, а другие канули в лету, не оставив заметных следов. Легендарность периода и его слагаемых - это всегда субъективная оценка, поэтому важно определить зависит ли эта оценка от вовлеченности конкретных личностей в данный процесс, или же она действительно отражает его историчность.
Искусство как таковое является сильным инструментом формирования гражданского общества и стереотипов его мышления. Это визуальный индикатор доминирующих социальных процессов; область культуры, которая наиболее отчетливо предсказывает и отражает все изменения цивилизации. Во все времена революционная трансформация общества сопровождалась возрождением инновационного искусства. Искусство в эти моменты выполняет роль пророческого дискурса, а иногда и инструмента по достижению некоторых политических целей. Именно поэтому изучение и документация трансформаций в искусстве и способах репрезентации в переходный период особенно важны для понимания дальнейшего вектора развития.
Туркина О.В. определяет перестроечное время как переходный период. Соглашаясь в целом с этим определением, поскольку это и был переход от одного социального строя к другому, хочется в данной работе подчеркнуть созидательную доминанту этого краткого временного промежутка. Именно в этот период закладывались краеугольные камни в фундамент демократического (плюралистического) сообщества, возникали и укреплялись институции и принципы, определяющие функционирование социально-культурологической системы наших дней.
Автором ставилась задача: избежать устоявшегося «патетического» отношения к героям перестроечного времени, не попасть под обаяние действительно незаурядных личностей художников и теоретиков искусства. Эта задача для людей поколения, рожденных в середине 90-х годов, как автор работы, упрощается в ряде случаев отсутствием личного знакомства, а иногда и его печальной невозможностью. Здесь хочется напомнить емкую фразу: «Лицом к лицу / Лица не увидать / Большое видится на расстоянье». По мнению автора, определенная степень отстраненности - временной и личностной - необходимое условие для объективного анализа как художественного явления, так и связанной с ним эпохи. В то же время, автору хотелось бы подчеркнуть свою неотделимость от Петербурга по факту рождения и, более того, места, где формировалось его мировоззрение. Также автор понимает, что более строгое наименование города тех времен есть Ленинград-Санкт-Петербург, однако не считает большой вольностью использовать для краткости его историческое имя - Петербург, бывшее неофициально в употреблении всегда.
Петербург имеет уникальный культурный код и историю, поэтому существующее здесь художественное сообщество имеет свою вневременную специфику. Ее реализация в переходной период заслуживает отдельного всестороннего изучения. Работа предлагает поэтапное исследование, описание и анализ выставочных и кураторских практик, организации художественных пространств основных площадок, таких как АССА, НЧ/ВЧ, Пушкинская-10, Русский музей. Планируется проследить процесс функционирования художественных групп («Новые художники», «Митьки», некрореалисты), формирование независимого кураторства, концептуализации выставочной деятельности и нового уровня инстуциализации современного искусства, а также возникновения других инициатив и проектов, о которых будет упомянуто ниже. На выбранных примерах будет сделана попытка создать масштабную карту выставочной жизни города в годы перестройки, а также аргументировано показать колоссальное значение описываемого времени и конкретных событий для культуры Петербурга спустя 30 лет.
Характерной особенностью периода является то, что искусство перестает быть полярным (под полюсами понимается ортогональность кодов: «хорошее» - «плохое», «официальное» - «подпольное», «советское» - «западное»). Отчасти это отражает ломку старого двухполюсного политического мира («Советы» - «Запад»). Как и в политическом мире, культурологические границы размываются, открывая возможность для взаимопроникновения культур, формирования нового. Многие художественные практики перестают быть кулуарными, набирают аудиторию.
Как отмечала Е. Андреева, «Культовое место» нонконформизма - кухня в отдельной малогабаритной квартире, где кипят философские и политические споры, целыми днями течет творческий процесс преображения советского». Так зародилась и культура квартирных выставок, бывшая основным инструментов репрезентации искусства андеграунда 60х-70х годов. Конец 80х же ознаменовывается масштабным выходом из квартир, художники устраивают первые галереи в сквотах, превратившихся впоследствии в полноценные музеи, неофициальных художников допускают до государственных учреждений и выставочных залов (начало - выставки в ДК Газа и ДК Невский, образование Газа-Невской культуры). Эти и другие тенденции выставочных практик являются предметом изучения данной работы.
Выставочная активность перестроечного периода переживала неимоверный всплеск, собрав в себя все направления художественной жизни: от музыки до скульптуры, порой превращаясь в фарс, но планомерно презентуя большой потенциал обретенной «свободы». Формируются как новые методы репрезентации, так и новые художественные образы, создается новый мимесис, принципиально замещающий предыдущее символичное изображение реальности. В перестройку происходит перенесение (или смещение) фокуса акторов во всевозможных направлениях, зарождается кураторство как таковое и возникают совершенно новые институции в современном искусстве. Довлеющим принципом становится самореализация и самоидентификация.
Вектор художественной активности, заложенный в описываемый период, не потерял актуальность и в наши дни. Многие выставочные площадки, галереи и группы, созданные тогда, функционируют и являются важной составляющей современной петербургской культурной жизни. Вернуться к истокам и проследить, как сформировалось художественное сообщество и репрезентативное поле, на котором художники и кураторы Петербурга работают сейчас, является важнейшей целью данной работы. Практики, заложенные тогда, часто становятся важным подспорьем в организации современных выставочных пространств и проектов. Кроме того, изучение и описание процесса ухода от искусства «запретного» к «вседозволенному» особенно интересно в современной политической и общественной ситуации, когда наблюдается ужесточение цензуры и протекании ощутимых обратных процессов (реставрации полярности, установления границ и т.п.).
В общем виде цель работы может быть сформулирована как выявление произошедших в Петербурге в перестройку изменений в области выставочных и кураторских практик; рассмотрение оказанного на сегодняшнее культурное поле влияния. Данная цель предполагает изучение феномена коллективных выставок, репрезентаций, последующие самоидентификацию и
концептуализацию, появление кураторства и создание новых художественных приемов подражания, используемых по сей день.
Задачи:
1. Описание политических и идеологических предпосылок изменений художественных тенденций; обрисовка контекста и истории.
2. Выделение и описание основных акторов того времени, таких как художественные группы («Новые художники», «Митьки», некрореалисты), музеи (Русский музей, Новая академия, Пушкинская-10), кураторы, коллекционеры.
3. Исследование конкретных выставочных практик, составление полной картины трансформации выставочной деятельности под влиянием перестройки: А) коллективной репрезентации Б) концептуализации и контекстуализации выставочной деятельности
Близкие по тематике исследования проводились многими выдающимися авторами, такими как О. Туркина, Е. Андреева, В. Мазин, А. Хлобыстин, А. Ипполитов, Е. Бобринская, А. Боровский, М. Герман, М. Трофименков и ряд других. Выполненные исследования были посвящены всеобъемлющему анализу художественных практик, освещению взаимодействия художника и разнообразных институций, определению роли созданных в перестроечную эпоху концептов в российском и мировом искусстве. Несомненно, эти работы носят фундаментальный искусствоведческий характер. Известные автору работы М. Вартофского, К. Оуэнса, Ч. Дженкс, Н. Серота, базирующиеся на теориях, выдвинутых еще В. Беньямином и Ж. Бодрийяром, а также труды отечественных исследователей Е. Андреевой, O. Туркиной, Ф. Кострица, освещают проблемы репрезентации современного искусства в музеях и галереях в развернутых временных рамках. Кроме того, говоря о зарождении кураторства важно упомянуть выдающиеся труды о формировании мирового института кураторов Х.-У. Обриста и Т. Смитта, на базе которых можно оценить происходившие процессы в Петербурге с точки зрения мирового опыта. Используя данные теоретические труды, данная работа фокусируется на эволюции выставочного процесса в годы перестройки, а именно на его кураторской стороне, и старается осветить связанные с этим изменения, произошедшие в городской практике в области арт-рынка и масс-медийной культуры. Автор, принадлежащий к поколению, не подверженному влиянию какой-либо конкретной арт-группы или течения того времени, надеется представить первое опосредованное исследование, лишенное ностальгии современника, базирующееся на усреднении мнений различных очевидцев событий. Анализ эпохальных явлений предполагается проводить в контексте их воздействия на современную культурную жизнь. Основным материалом исследования, помимо вышеупомянутых фундаментальных работ, являются труды самих художников (Т. Новикова, В. Шинкарева), каталоги выставок, рецензии, исторические материалы из архивов галерей, фото и видео документы.
Современная культурная жизнь во всем ее многообразии, с определенным уровнем институализации, с наличием кураторов, как активных акторов, с преобладающим концептуальным подходом к репрезентации (автор имеет в виду исключительно выставки современного искусства), зародилась во многом в исследуемый период, и автору представляется крайне важным изучить и проанализировать данный период трансформации, с упором на изменение способов репрезентации.
Рассмотренное «время перемен» было временем обретения свободы художниками и другими акторами во всех аспектах художественной практики: творчестве, выставочной деятельности, образе жизни. Начавшийся в силу политических и идеологических предпосылок период перестройки породил множество новых тенденций и идей. В Петербурге доминирующие группы «Новые художники», «Митьки», некрореалисты, а также ряд художников, входящих в творческое объединение ТЭИИ, создавали по-настоящему авангардное искусство, отвечающее всем канонам постмодернизма. С точки зрения истории искусства значение вклада отдельных групп и персоналий, разумеется, различно. Остались в прошлом малопонятные новому поколению произведения, основанные на нонконформизме и противопоставлении системе, особенно те произведения, которые несут отпечаток трафаретности, повтора чужих мыслей и дешевых политизированных эффектов. Сохраняет же актуальность свежее искусство, созданное молодыми, раскрепощенными художниками, которые жили без оглядки на прошлое, не чувствуя гнета системы вследствие внутренней свободы. Вектор этого искусства направлен в будущее; оно инвариантно по отношению к политическому контексту, не меняет своей ценности при смене культуры, истории, страны, где выставляется. Квинтэссенция этого направления представлена «Новыми художниками», но не ограничивается ими.
Период перестройки характеризуется огромным творческим потенциалом художественной среды в целом. Это было время самоорганизации масштабных творческих объединений, как ТЭИИ, борющихся за права художников, но также и время возникновения художественной прослойки, которая жила только искусством, точнее, делала искусство образом своей жизни. Примечательно, что успех и долговременное признание слабо зависели от выбранной позиции, а определялись новаторством таланта, в полном согласии со словами Микеланджело: «Тот, кто идет за другими, никогда не опередит их».
Именно в новаторской среде появляется и крепнет такое явление как перформанс с его карнавальной атмосферой, театральным языком общения, переворачиванием смысловых конструкций. Это порождение перестроечного Петербурга отлично вписывается во всемирный постмодернистский процесс, представляя собой субстанцию, способствующую генерации новых идей и подходов.
С другой стороны, период коллективной репрезентации также имеет свое наследие в виде тенденции к крупным объединительным выставкам, как например выставка молодых художников в Манеже или российских фотографов в Мраморном дворце, которые проводятся каждый год. Подобным задачам отвечают также и различные фестивали искусства, регулярно организуемые Русским музеем и другими институциями. Культура сквотов, будучи также в духе коллективности, нашла многогранное воплощение в современной культуре кластеров, где под одной крышей объединяются всевозможные ремесла, а искусство становиться частью повседневности.
Концентрируясь на выставочных концепциях, следует отметить, что именно в рассмотренный период происходит зарождение выставочных пространств нового типа, во многом предопределивших появление и способ функционирования галерей современного искусства в Петербурге. В этом аспекте крайне важно, что произошла трансформация музеев: от хранилища артефактов до полноценного активного участника процесса созидания современного искусства. Пока сложно говорить, насколько и во всех ли отношениях удачна такая практика, и может ли музейная выставка передать весь колорит и творческий хаос эпохи, однако проведенные в переходный период эксперименты («Территория искусства» в первую очередь) продемонстрировали высокий потенциал такого направления. Отметим, что ностальгические репрезентационные проекты до сих пор популярны как у кураторов, так и у зрителей. Последняя из подобных выставок - «Тимур Новиков и «Новые художники» была открыта в 2017 году в ЦСИ «Заря», Владивосток.
Развитие способов репрезентации можно проследить в нескольких направлениях. По мнению автора, наиболее важным было появление концептуальных выставок, внедрение принципа «одна идея - одна выставка» и появившаяся вместе с этим позиция куратора, т.е. модератора выбранных идей и контекстов. В этом аспекте важно разграничить функции именно идейного куратора от организатора выставок - должность, которая появилась значительно раньше. Подобное разграничение функций на практике до сих пор находится в зачаточной стадии. Независимых или концептуальных, как автор предпочитает их называть, кураторов в Петербурге немного. Однако процесс их подготовки имеет положительную динамику, во многом благодаря Факультету свободных искусств и наук СПГУ.
К новым акторам на художественном поле можно также отнести галеристов и музейных сотрудников нового типа, ориентированных на концептуальную репрезентацию, также появившихся в 90-е. Стоящая перед ними задача - не только сохранять искусство и демонстрировать его в первозданном виде, но и «играть» с ним, создавая новые варианты интерпретации.
Немаловажным итогом переходного периода стало включение петербургского искусства в международный контекст и создание масштабных международных связей, без которых, разумеется , трудно представить сегодняшнюю выставочную активность. Действительно, большое количество музейных выставок в Петербурге в наши дни проводится в коллаборации с зарубежными музеями и галеристами, что способствует обогащению художественной жизни города
Таким образом, современная художественная жизнь Петербурга в целом унаследовала многие черты, сформировавшиеся в 80-90-е годы прошлого столетия. Революционная атмосфера перестроечных лет способствовала генерации разнообразных жизнеспособных форм творчества в области художественных и выставочных практик. Этот всплеск активности, как часто бывает в истории, сопровождается некоторым замедлением развития. Кураторство и выставочная деятельность формируются в правильном направлении, однако не слишком быстро, чтобы можно было говорить о существенном прогрессе. На смену тоталитарной идеологии пришла коммерциализация со своей специфической монетарной цензурой. Стабилизация политического устройства в стране неизбежно предполагает и некоторый уровень политической цензуры. Тем не менее, перестроечный импульс был настольно силен, что говорить о застое, как хочется надеяться автору, пока не приходится.
Важность и обоснованность проведения данного исследования, по мнению автора, состоит в определении «связи времен», позволяющей посредством аналитического описания бурного прошлого времени увидеть черты и предпосылки метаморфоз художественного пространства настоящего времени, на котором будут работать автор и его коллеги.
1. А. Б. Безбородов Н.В.Е.А.Ш. Перестройка и крах СССР. 1985—1993. СПб: Норма, 2010. 216 стр.
2. Андреева Е.Ю. Время Тимура // Критическая Масса, Vol. 2, 2006. С. 2529.
3. Андреева Е.Ю. Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века. СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2004. 512 стр.
4. Андреева Е.Ю. Тимур. "Врать только правду!" СПб: Амфора, 2007. 527 стр.
5. Андреева Е.Ю. Формально-тематическая эволюция актуального искусства второй половины ХХ века. СПБ. 2005.
6. Андреева Е.Ю. Художники "Газа-невской культуры". Альбом. СПб: Художник РСФСР, 1990. 100 стр.
7. Андреева E.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ - начала XXI века. СПб: Азбука-классика, 2007. 488 стр.
8. Андреева E.Ю. Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва - Ленинград. 1946-1991. М.: Искусство - XXI век, 2012. 464 стр.
9. Аристотель. Собрание сочинений в 4 томах. Vol 4. // In: Поэтика. Москва: Мысль, 1983. 830 стр.
10. Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю 1985— 1991. М.: Аспект Пресс, 2002. 367 стр.
11. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 стр.
12. Беньямин Б. Произведения искусство в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум Культурный центр имени Гете, 1996. 240 стр.
13. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. Москва: Культурная революция, 2006. 269 стр.
14. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. Москва: Культурная революция, 2006. 269 стр.
15. Бодрийяр Ж. Эстетика иллюзий, эстетика утраты иллюзий // Элементы, Vol. 9, 2000. С. 13.
16. Боровский A. Удар кисти. 255th ed. // In: Удар кисти. СПб: Palace edition, 2010. С. 9-23.
17. В.Э. Долинин Б.И.И.Б.В.О.Д.Я.С. Самиздат Ленинграда, 1950-1980-е: лит. энцикл. М.: Новое лит. обозрение, 2003. 622 стр.
18. Вальран В. Зритель на выставках современного искусства в ГРМ // Артерия. URL: http://www.arteria.ru/29_04_2003_2.htm (дата обращения: 05.04.2018).
19. Вартофский М. Модели. Репрезентации и научное понимание. М.: Прогресс, 1988. 507 стр.
... Всего источников – 77.