Нарушения развития эмпатии в детском возрасте (Ярославский государственный педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ Судиславская СОШ.
Выборка: 20 детей младшего школьного возраста.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы эмпатии у младших школьников 5
1.1. Понятие «эмпатия» в трудах зарубежных и отечественных психологов: ее структура и механизмы 5
1.2. Особенности проявления и развития эмпатии в младшем школьном возрасте 13
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Эмпирическое исследование развития эмпатии в младшем школьном возрасте 19
2.1. Организация и методы эмпирического исследования уровня развития эмпатии в младшем школьном возрасте 19
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования уровня развития эмпатии в младшем школьном возрасте………21
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложения……………………………………………………………………...37
База исследования: МБОУ Судиславская СОШ.
Выборка: 20 детей младшего школьного возраста.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы эмпатии у младших школьников 5
1.1. Понятие «эмпатия» в трудах зарубежных и отечественных психологов: ее структура и механизмы 5
1.2. Особенности проявления и развития эмпатии в младшем школьном возрасте 13
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Эмпирическое исследование развития эмпатии в младшем школьном возрасте 19
2.1. Организация и методы эмпирического исследования уровня развития эмпатии в младшем школьном возрасте 19
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования уровня развития эмпатии в младшем школьном возрасте………21
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложения……………………………………………………………………...37
Человек является социальным существом, который может существовать только в обществе других людей и от того, как он строит свои отношения с ними, во многом, зависит его личностная успешность или не успешность. Важнейшим личностным качеством, которое помогает человеку установить доброжелательные отношения с окружающими является эмпатия.
Эмпатия представляет собой свойство личности, в основе которого лежит способность к эмоциональному восприятию окружающего мира, способность замечать и проявлять эмоциональный отклик на переживания другого человека. Способность проявлять эмоциональный отклик на переживания другого человека формируется очень рано, уже в детстве и является неотъемлемой частью личностного становления ребёнка. В процессе жизни дети учатся сопереживать, сочувствовать, понимать, проявлять эмоциональную активность в отношении окружающих. Однако развитие эмпатии не происходит само по себе, а требует целенаправленного педагогического руководства. В исследованиях многих выдающихся учёных, таких как: Л.И. Божович, С.А. Козлова, М.И. Лисина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Т.А. Репина, Э.К. Суслова и др. доказано, что сензитивным периодом развития эмпатии является младший школьный возраст. Если в этот период не сформировать у ребёнка основы эмпатического отношения к миру в дальнейшем это сделать будет гораздо сложнее.
Цель – изучить особенности развития эмпатии у детей в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «эмпатия» в трудах зарубежных и отечественных психологов: ее структура и механизмы.
2. Описать особенности проявления и развития эмпатии в младшем школьном возрасте.
3. Изучить уровень развития эмпатии в младшем школьном возрасте.
Объект – феномен эмпатии.
Предмет – развитие эмпатии в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования:
1. Для учащихся первого класса характерен низкий уровень развития эмпатии.
2. Наблюдаются различия в уровне выраженности эмпатии между мальчиками и девочками.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, классификация, обобщение, описание, математическая обработка данных.
- практические: экспресс – диагностика уровня эмпатии И.М. Юсупова; методика «Словарь эмоций» Е.С. Ивановой; методика «Изучение эмоциональных проявлений детей» А.Д. Кошелевой.
Значимость работы заключается в изучении развития понятия эмпатии в научной литературе и особенностей его формирования у детей в младшем школьном возрасте.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Эмпатия представляет собой свойство личности, в основе которого лежит способность к эмоциональному восприятию окружающего мира, способность замечать и проявлять эмоциональный отклик на переживания другого человека. Способность проявлять эмоциональный отклик на переживания другого человека формируется очень рано, уже в детстве и является неотъемлемой частью личностного становления ребёнка. В процессе жизни дети учатся сопереживать, сочувствовать, понимать, проявлять эмоциональную активность в отношении окружающих. Однако развитие эмпатии не происходит само по себе, а требует целенаправленного педагогического руководства. В исследованиях многих выдающихся учёных, таких как: Л.И. Божович, С.А. Козлова, М.И. Лисина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Т.А. Репина, Э.К. Суслова и др. доказано, что сензитивным периодом развития эмпатии является младший школьный возраст. Если в этот период не сформировать у ребёнка основы эмпатического отношения к миру в дальнейшем это сделать будет гораздо сложнее.
Цель – изучить особенности развития эмпатии у детей в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «эмпатия» в трудах зарубежных и отечественных психологов: ее структура и механизмы.
2. Описать особенности проявления и развития эмпатии в младшем школьном возрасте.
3. Изучить уровень развития эмпатии в младшем школьном возрасте.
Объект – феномен эмпатии.
Предмет – развитие эмпатии в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования:
1. Для учащихся первого класса характерен низкий уровень развития эмпатии.
2. Наблюдаются различия в уровне выраженности эмпатии между мальчиками и девочками.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, классификация, обобщение, описание, математическая обработка данных.
- практические: экспресс – диагностика уровня эмпатии И.М. Юсупова; методика «Словарь эмоций» Е.С. Ивановой; методика «Изучение эмоциональных проявлений детей» А.Д. Кошелевой.
Значимость работы заключается в изучении развития понятия эмпатии в научной литературе и особенностей его формирования у детей в младшем школьном возрасте.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Таким образом, изучив научную литературу, нами были сделаны следующие выводы: эмпатия является специфической формой психического отражения и играет важную роль в познании человеком окружающего мира. Как форма поведения, эмпатия относится к пассивным типам, в отличие, например, от групповой эмоциональной идентификации, однако она оказывает существенное влияние на социальную регуляцию поведения личности. Эмпатическая реакция представляет собой внешние наблюдаемые признаки эмоциональной реакции человека, видящего эмоциональное состояние другого человека. Эмпатия представляет собой структуру, которая включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компонент. Эмпатию считают качеством или свойством личности, рассматривают как способность к сопереживанию и пониманию другого, а так же в качестве социальной компетентности и компонента эмоционального интеллекта.
Эмпатия младших школьников является целостным феноменом, связывающим между собой сознательную и подсознательную инстанции психики для «проникновения» одной личности во внутренний мир другой личности, проявляется в отзывчивости на переживания другого, предполагает наличие социальных эмоций, проявляющихся на высших формах поведения личности: сопереживание, сочувствие, сострадание. У младших школьников по мере взросления формируются моральные предположения и оценки, формируются нравственные качества, чувства, которые взаимосвязаны между собой. В процессе общения у детей формируется умение выражать, проявлять свои чувства по отношению к другим людям и самому себе, они начинают давать им оценку, развивается способность к сочувствию, сопереживанию.
С целью изучения развития эмпатии у детей в младшем школьном возрасте нами было организовано исследование, в котором приняло участие 20 испытуемых. Для этого нами была выдвинута гипотеза:
1. Для учащихся первого класса характерен низкий уровень развития эмпатии.
2. Наблюдаются различия в уровне выраженности эмпатии между мальчиками и девочками.
Для работы нами были использованы следующие методики, которые направлены на изучение уровня эмпатии у детей, изучения развитости словаря и выявление эмоциональных проявлений детей А.Д. Кошелевой. По результатам проведенного исследования нами было установлено, что по всем трем методикам преобладает средний уровень развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
По результатам корреляционного анализа по К. Пирсону выявлена высоко значимая прямая взаимосвязь между всеми полученными данными по трем проведенным методикам при р≤0,01.
Проверка с помощью t-критерия Стьюдента показала, что отсутствуют статистически значимые гендерные различия в эмпатии и связанным с ней проявлениям при р> 0,05.
Таким образом, цели и задачи курсовой работы выполнены. Что касается эмпирического исследования, то наша гипотеза не подтвердилась, т.к. уровень развития эмпатии у большинства младших школьников оказался выше низких значений, статистически значимых различий между мальчиками и девочками не выявлено.
Эмпатия младших школьников является целостным феноменом, связывающим между собой сознательную и подсознательную инстанции психики для «проникновения» одной личности во внутренний мир другой личности, проявляется в отзывчивости на переживания другого, предполагает наличие социальных эмоций, проявляющихся на высших формах поведения личности: сопереживание, сочувствие, сострадание. У младших школьников по мере взросления формируются моральные предположения и оценки, формируются нравственные качества, чувства, которые взаимосвязаны между собой. В процессе общения у детей формируется умение выражать, проявлять свои чувства по отношению к другим людям и самому себе, они начинают давать им оценку, развивается способность к сочувствию, сопереживанию.
С целью изучения развития эмпатии у детей в младшем школьном возрасте нами было организовано исследование, в котором приняло участие 20 испытуемых. Для этого нами была выдвинута гипотеза:
1. Для учащихся первого класса характерен низкий уровень развития эмпатии.
2. Наблюдаются различия в уровне выраженности эмпатии между мальчиками и девочками.
Для работы нами были использованы следующие методики, которые направлены на изучение уровня эмпатии у детей, изучения развитости словаря и выявление эмоциональных проявлений детей А.Д. Кошелевой. По результатам проведенного исследования нами было установлено, что по всем трем методикам преобладает средний уровень развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
По результатам корреляционного анализа по К. Пирсону выявлена высоко значимая прямая взаимосвязь между всеми полученными данными по трем проведенным методикам при р≤0,01.
Проверка с помощью t-критерия Стьюдента показала, что отсутствуют статистически значимые гендерные различия в эмпатии и связанным с ней проявлениям при р> 0,05.
Таким образом, цели и задачи курсовой работы выполнены. Что касается эмпирического исследования, то наша гипотеза не подтвердилась, т.к. уровень развития эмпатии у большинства младших школьников оказался выше низких значений, статистически значимых различий между мальчиками и девочками не выявлено.
Подобные работы
- Взаимодействия с семьями, воспитывающих детей 5 года жизни с нарушениями речи (Дошкольная дефектология, Самарский государственный социально-педагогический университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогические условия формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая готовность педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Развитие чувственного интеллекта у детей дошкольного возраста (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая программа коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Коммуникативные способности детей в контексте детско- родительских отношений в полных и неполных семьях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021 - СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ МАТЕРЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



