Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ Судиславская СОШ.
Выборка: 20 детей младшего школьного возраста.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы эмпатии у младших школьников 5
1.1. Понятие «эмпатия» в трудах зарубежных и отечественных психологов: ее структура и механизмы 5
1.2. Особенности проявления и развития эмпатии в младшем школьном возрасте 13
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Эмпирическое исследование развития эмпатии в младшем школьном возрасте 19
2.1. Организация и методы эмпирического исследования уровня развития эмпатии в младшем школьном возрасте 19
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования уровня развития эмпатии в младшем школьном возрасте………21
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложения……………………………………………………………………...37
Человек является социальным существом, который может существовать только в обществе других людей и от того, как он строит свои отношения с ними, во многом, зависит его личностная успешность или не успешность. Важнейшим личностным качеством, которое помогает человеку установить доброжелательные отношения с окружающими является эмпатия.
Эмпатия представляет собой свойство личности, в основе которого лежит способность к эмоциональному восприятию окружающего мира, способность замечать и проявлять эмоциональный отклик на переживания другого человека. Способность проявлять эмоциональный отклик на переживания другого человека формируется очень рано, уже в детстве и является неотъемлемой частью личностного становления ребёнка. В процессе жизни дети учатся сопереживать, сочувствовать, понимать, проявлять эмоциональную активность в отношении окружающих. Однако развитие эмпатии не происходит само по себе, а требует целенаправленного педагогического руководства. В исследованиях многих выдающихся учёных, таких как: Л.И. Божович, С.А. Козлова, М.И. Лисина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Т.А. Репина, Э.К. Суслова и др. доказано, что сензитивным периодом развития эмпатии является младший школьный возраст. Если в этот период не сформировать у ребёнка основы эмпатического отношения к миру в дальнейшем это сделать будет гораздо сложнее.
Цель – изучить особенности развития эмпатии у детей в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «эмпатия» в трудах зарубежных и отечественных психологов: ее структура и механизмы.
2. Описать особенности проявления и развития эмпатии в младшем школьном возрасте.
3. Изучить уровень развития эмпатии в младшем школьном возрасте.
Объект – феномен эмпатии.
Предмет – развитие эмпатии в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования:
1. Для учащихся первого класса характерен низкий уровень развития эмпатии.
2. Наблюдаются различия в уровне выраженности эмпатии между мальчиками и девочками.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, классификация, обобщение, описание, математическая обработка данных.
- практические: экспресс – диагностика уровня эмпатии И.М. Юсупова; методика «Словарь эмоций» Е.С. Ивановой; методика «Изучение эмоциональных проявлений детей» А.Д. Кошелевой.
Значимость работы заключается в изучении развития понятия эмпатии в научной литературе и особенностей его формирования у детей в младшем школьном возрасте.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Таким образом, изучив научную литературу, нами были сделаны следующие выводы: эмпатия является специфической формой психического отражения и играет важную роль в познании человеком окружающего мира. Как форма поведения, эмпатия относится к пассивным типам, в отличие, например, от групповой эмоциональной идентификации, однако она оказывает существенное влияние на социальную регуляцию поведения личности. Эмпатическая реакция представляет собой внешние наблюдаемые признаки эмоциональной реакции человека, видящего эмоциональное состояние другого человека. Эмпатия представляет собой структуру, которая включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компонент. Эмпатию считают качеством или свойством личности, рассматривают как способность к сопереживанию и пониманию другого, а так же в качестве социальной компетентности и компонента эмоционального интеллекта.
Эмпатия младших школьников является целостным феноменом, связывающим между собой сознательную и подсознательную инстанции психики для «проникновения» одной личности во внутренний мир другой личности, проявляется в отзывчивости на переживания другого, предполагает наличие социальных эмоций, проявляющихся на высших формах поведения личности: сопереживание, сочувствие, сострадание. У младших школьников по мере взросления формируются моральные предположения и оценки, формируются нравственные качества, чувства, которые взаимосвязаны между собой. В процессе общения у детей формируется умение выражать, проявлять свои чувства по отношению к другим людям и самому себе, они начинают давать им оценку, развивается способность к сочувствию, сопереживанию.
С целью изучения развития эмпатии у детей в младшем школьном возрасте нами было организовано исследование, в котором приняло участие 20 испытуемых. Для этого нами была выдвинута гипотеза:
1. Для учащихся первого класса характерен низкий уровень развития эмпатии.
2. Наблюдаются различия в уровне выраженности эмпатии между мальчиками и девочками.
Для работы нами были использованы следующие методики, которые направлены на изучение уровня эмпатии у детей, изучения развитости словаря и выявление эмоциональных проявлений детей А.Д. Кошелевой. По результатам проведенного исследования нами было установлено, что по всем трем методикам преобладает средний уровень развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
По результатам корреляционного анализа по К. Пирсону выявлена высоко значимая прямая взаимосвязь между всеми полученными данными по трем проведенным методикам при р≤0,01.
Проверка с помощью t-критерия Стьюдента показала, что отсутствуют статистически значимые гендерные различия в эмпатии и связанным с ней проявлениям при р> 0,05.
Таким образом, цели и задачи курсовой работы выполнены. Что касается эмпирического исследования, то наша гипотеза не подтвердилась, т.к. уровень развития эмпатии у большинства младших школьников оказался выше низких значений, статистически значимых различий между мальчиками и девочками не выявлено.
1. Айзенк, Г.Ю. Интеллект: новый взгляд / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии.-2015. - № 1.- С. 111-131.
2. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. – Москва : Академия, 2013. – 208 с.
3. Альгожина, А.Р. Теоретические аспекты изучения эмпатии в психологии / А.Р. Альгожина, Г.Б. Капбасова, Г.А. Капашева / Инновационная наука. – 2019. – №4. – С. 231-233.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2016.– 288 с.
5. Асмолов А., Глебкин В., Солдатова Г., Шайгерова Л, Шарова О., Магун В., Жамкочьян М., Магура М. На пути к толерантному сознанию [Текст] /А. Асмолов. – М., 2012. – 256 с.
6. Басова, А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А.Г. Басова // Молодой ученый. – 2017. – №8(43). – С. 254-256.
7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 160 с.
8. Гендерная психология и педагогика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. О.И. Ключко. – М.: Юрайт, 2021. – 404 с.
9. Гиппенрейтер Ю. Б. Эмоции и поступки. Интеллектуальные психологические игры для детей и взрослых: Психология воспитания и обучения детей [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер – Мир общения. АСТ. – 2017. – 32 с.
10. Горева, А.Д. Научная интерпретация понятия «эмпатия» в современной отечественной и зарубежной литературе / А.Д. Горева // Вестник Костромского государственного университета. – 2018. – №3. – С. 187-189.
11. Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Джон Готтман, Джоан Деклер; пер. с англ. Г. Федотовой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021
12. Долгова, В.И. Эмпатия: Монография / В.И. Долгова, Е.В. Мельник. – М.: «ПЕРО», 2014. – 185 с.
13. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – Санкт- Петербург : Питер, 2013. – 464 с.
14. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 752 с.
15. Карягина, Т.Д. Проблема формирования эмпатии / Т.Д. Карякина // Консультативная психология и психотерапия. – 2020. – №1. – С. 38-54
16. Карягина, Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия»: дис. … канд. психолог. наук: 19.00.01: защищена 05.04.2013; утв. 25.06.2013 / Карягина Татьяна Дмитриевна. – Москва, 2013. – 175 с.
17. Кравченко Ю.Е. Психология эмоций: классические и современные теории и исследования. - М., 2012.
18. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль : «Академия развития» , 2016. – 208 с.
19. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва: Акад. Проект, 2017. – 419 с.
20. Максимова, Е.Б. Соотношение структурных компонентов эмоционального интеллекта и эмпатии / Е.Б. Максимова // Вестник РГГУ. – 2017. – №2. – С. 148-166.
21. Рзаева, Ж.В. Определение понятия «эмпатия» в отечественной и зарубежной психологии / Ж.В. Рзаева // Вестник БарГУ. – 2018. – №2. – С. 28- 35.
22. Салдеева, В.В. Понятие «эмпатия» в отечественной и зарубежной психологии / В.В. Салдеева, О.Ю. Швецова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. – 2018. – №1. – С. 142-145.
23. Сластенин В.А. Педагогика и психология. Учебник для бакалавров [Текст] / В.А. Сластенин. –М.: Юрайт, 2015. – 879 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013. № 1155) [Электронный ресурс] URL: www.gosstand.ru (дата обращения: 11.08.2021)
25. Шиманская В. А. Где живут эмоции? Практические задания для развития эмоционального интеллекта [Текст] / В. А. Шиманская // Манн, Иванов и Фербер – 2019. – 106 с.
26. Шнайдер, М.И. Эмпатия как форма отражения другого человека / М.И. Шнайдер // Гуманизация образования. – 2016. – №2. – С. 60-65.