Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Россия и Южная Корея: диалог культур в СМИ

Работа №132095

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы95
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СМИ 8
1.1. Базовая терминология 8
1.2. Отражение культурного облика страны в ее имидже 18
1.3. Национальные стереотипы и мифы в СМИ 23
ГЛАВА 2. РОССИЯ И ЮЖНАЯ КОРЕЯ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР В СМИ 32
2.1. Медиасистема Южной Кореи 32
2.2. Характеристика анализируемых информационных ресурсов 36
2.3. Жанрово-композиционные особенности и проблематика отобранных русских материалов о Корее 41
2.4. Жанрово-композиционные особенности и проблематика отобранных корейских материалов о России 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 89

Актуальность работы. В настоящее время роль на международной арене Восточной Азии значительно повышается. Интересам России соответствует ее внешняя политика, направленная на установление и укрепление связей не только с Китаем, но и с такими странами, как Япония и Республика Корея.
Сейчас перед всем мировым сообществом стоит задача обеспечения устойчивого развития межкультурных коммуникаций. Это обусловлено существованием различных национальных и межэтнических конфликтов, разобщением народов. Подобным проблемам способствовали глобальные изменения в культуре, политике и экономике.
Россия всегда была заинтересована в урегулировании конфликта на Корейском полуострове, поддержании дружественных отношений, и в последние несколько лет мы наблюдаем ее активное сотрудничество с Южной Кореей. 28 февраля 2001 г. на выступлении в Национальном собрании Республики Корея в Сеуле Владимир Путин высказался о том, что «атмосфера взаимного доверия и доброжелательства, установившаяся между нашими странами и народами, будет укрепляться. Единые задачи и цели, приверженность общим демократическим ценностям - это прочный фундамент наших отношений в XXI веке»1.
Развитие коммуникации между двумя странами происходит не только в политическом и экономическом отношениях, но также и в культурном. Культурный обмен между Россией и Южной Кореей основывается на принятом 19 ноября 1992 г. «Соглашении между правительствами двух государств о культурном сотрудничестве»2. Летом 2015 г. по случаю 25-летия установления двусторонних дипломатических отношений между Республикой Кореей и Российской Федерацией делегация депутатов Национального Собрания Кореи посетила Санкт-Петербург3.
На сегодняшний день как в России, так и в Корее проходят различные значимые мероприятия, важные конференции, фестивали, представляющие обе страны и раскрывающие их культурные и национальные особенности.
В интервью с журналистом ИТАР-ТАСС президент Республики Кореи Пак Кын Хе сказала о том, что существует «широкое поле для деятельности, где наши страны могут сотрудничать, взаимно дополняя друг друга». Президент отметила, что дальнейшему сближению государств могут способствовать укрепление экономического сотрудничества и более активные обмены в области науки и культуры4.
СМИ помогают нам больше узнать о сходствах и различиях, беря во внимание отличающиеся менталитеты. На основе журналистских материалов возникает диалог между Россией и Южной Кореей, помогающий установлению международных связей. Он формирует определенные культурные образы, способствующие взаимодействию стран. Получается, что без средств массовой информации диалог культу невозможен.
Идея установления и поддержания диалога через журналистику заключается в передаче взаимоуважения сторон, обмене традициями, осмыслении культурных помыслов и обеспечении осознания возможного взаимодействия разных культур.
Проявление интереса к чужой стране, социальному опыту, стремление к пониманию особенностей других народов посредствам диалога имеют большое значение для познания не только культуры и менталитета других государств, но и своей собственной страны, национальной идентификации. Это ведет к расширению мировоззрения современного человека.
Научная новизна. Сегодня развитие информационно-коммуникационных технологий помогает получить практически неограниченный доступ к иностранной прессе. Благодаря этому у России есть возможность больше узнать о журналистике Восточной Азии, в частности Южной Кореи, пресса которой формирует и транслирует как свой культурный образ, так и наш, размещая публикации о России. Свободный доступ к международным медиа оказывается чрезвычайно полезен и для проведения научных исследований, касающихся осмысления новых, соответствующих требованиям времени стратегий формирования через СМИ образа страны, способов разъяснения ее политических приоритетов и культурного своеобразия.
Благодаря различным каналам и в том числе СМИ странам удается поддерживать необходимый, привлекательный имидж, быть проводниками национальной идеи и распространять по всему миру позитивную информацию о себе.
Транслируя новости о других странах, российские СМИ по-прежнему продолжают использовать отработанные в советское время клише. Для них хорошо освоенное - это практика представления негативной информации, и по отношению к Северной Корее у нас уже сложились готовые клише, формирующие негативный образ страны (См: Приложение № 1). В основе клише лежат понятия тоталитаризм, отсутствие демократических прав и свобод, что отражено не только в медиапрактике, но и в научной литературе.
Сегодня КНДР по-прежнему живет «в условиях военного времени». «Каждый пятый мужчина трудоспособного возраста служит в Вооруженных силах страны, от 30 до 50 % экономики работают на военные нужды»5. «Одной из характерных черт северокорейского общества является всеобъемлющий государственный контроль, который касается всех сторон жизни корейца. Северная Корея - наиболее контролируемое общество современного мира. Страна все еще находится на стадии тотального политического и информационного контроля»6.
Подходы же к Южной Корее, которые на сегодняшний день представлены в научных трудах, не коррелируют с систематической устойчивой практикой освещения политики, экономики, культуры и этнических понятий в журналистской практике. Поэтому нам самим необходимо осмыслить устойчивые стратегии формирования образа страны, которые расширят наши знания о мире.
В русской прессе материалов, посвященных Корейскому полуострову, становится все больше. Благодаря нашим СМИ мы постепенно начинаем понимать корейские традиции, обычаи и жизненный уклад. Россия и Южная Корея узнают друг друга через медиа, публикующие все больше материалов политической и культурной направленности.
Цель исследования: изучить и сравнить способы и методы формирования культурного образа России и Южной Кореи через диалог культур в средствах массовой информации двух стран.
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:
• рассмотреть понятие «диалог культур» сквозь призму выбранной темы;
• определить и описать жанрово-композиционные особенности и проблематику отобранных русских и корейских публикаций, а также аудио и видео материалов;
• выявить и охарактеризовать способы формирования образа страны, обращаясь к практике российской и корейской журналистики.
Объект исследования: диалог культур в системе международной коммуникации.
Предмет исследования: способы формирования культурного облика Южной Кореи и России в СМИ.
Теоретическую базу исследования составляют такие источники, как: Библер В. С. «Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры», Кокшаров Н. В. «Взаимодействие, диалог культу», Круглов Е. В. «Пресса Южной Кореи», где рассматривается современная журналистика Кореи, Рожков И. Я. «Бренды и имиджи», Сайко Э. В. «Социокультурное пространство диалога», Сорокина Н. В. «Национальные стереотипы в межкультурной коммуникации», Тертычный А. А. «Жанры периодической печати», где выявляются особенности и характерные черты жанров журналистских произведений. Также были использованы научные статьи и интернет ресурсы.
Эмпирическая база исследования: журналы «Вокруг Света», «Geo», «Русский репортер», телеканал «Моя Планета» (выходят в России), газеты «Russiafocus», «The Chosun Ilbo», телерадиоканал «KBS» (выходят в Корее) за период с 2011 - 2016 гг. Всего нами изучено 326 материалов.
Методы исследования: для осмысления теоретического материала мы используем традиционные методы анализа и синтеза. Для того чтобы охарактеризовать отобранные нами средства массовой информации, мы используем описательный метод. Так как мы рассматриваем СМИ двух стран, то нами применяется компаративный метод. При работе с медиапрактикой мы используем функционально-стилистический метод, а также метод наблюдения и интерпретации.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной дипломной работе исследовались способы и методы формирования культурного образа России и Южной Кореи через диалог культур в средствах массовой информации двух стран.
Для нашего исследования мы проанализировали следующие издания, вышедшие в свет с 2011 - 2016 гг.: журналы «Вокруг Света», «Geo», «Русский репортер», телеканал «Моя Планета» (выходят в России), газеты «Russiafocus», «The Chosun Ilbo», телерадиоканал «KBS» (выходят в Корее). Всего нами изучено 326 материалов. Из них 110 - про Корею и 216 - про Россию.
Для достижения поставленной цели исследования мы рассмотрели понятие «диалог культур» сквозь призму выбранной нами темы. В современном обществе возникает множество конфликтов между народами . Это происходит из-за расхождения в понимании целей, направлений сотрудничества, разного образа жизни и мировоззрений. Мы выяснили, что по средствам культурного диалога через СМИ, можно добиться решения вышеуказанных проблем.
Информация, которую передают журналистские материалы, влияет на видение мира и поведение людей, образовывая новую медиарельность. СМИ являются каналом межкультурной коммуникации. Они имеют возможность формировать как положительный образ государств, поддерживать их имидж, так и создавать в обществе мифы и стереотипы, которые трудно разрушить.
В XXI в. для успешного культурного диалога через журналистский материал журналист должен обладать способностью ставить себя на место представителя другой культуры, стремиться к пониманию иного мировоззрения.
На сегодняшний день в русских и корейских СМИ установился прочный диалог культур, который поддерживается материалами , раскрывающими облик России и Южной Кореи. Мы выяснили, что при помощи публикаций и передач, освещающих различные темы и проблемы, журналисты формируют определенные образы у аудитории, популяризируя разные культуры. На основе проведенного нами анализа оказалось, что чаще всего русские СМИ, упоминая в своих материалах Корею, пишут о корейском обществе, истории страны, научных открытиях и инновациях, а также о путешествиях по Южной Корее и национальном спорте. В свою очередь, корейские СМИ чаще всего освещают материалы культурной, политической направленности, не забывая рассказывать и о путешествиях по России.
В своих произведениях журналисты обеих стран используют различные жанры, но чаще всего они публикуют тексты в жанре заметки, так как их материалы направлены больше на информирование читателей и зрителей.
Во время исследования мы убедились, что , для привлечения внимания, возбуждения интереса и расширения кругозора у аудитории, а в дальнейшем для формирования образа стран и популяризации культур , СМИ используют яркие, качественные фотографии и иллюстрации, привлекательный видеоряд, заголовочный комплекс в текстах, а также средства выразительности и оценочную лексику.
Русско-корейские отношения находятся в постоянном изменении. Диалог двух стран поддерживается при помощи СМИ, которые также развиваются быстрыми темпами, что во многом происходит благодаря техническому прогрессу. Обе страны уже давно проявляют интерес друг к другу в сфере международных, культурных, политических и экономических отношений, за счет чего изучение диалога культур России и Южной Кореи через СМИ будет актуальным еще долгое время. В перспективе для более глубокого понимания темы, можно изучить взаимоотношение двух стран в динамике и дать прогноз развитию межкультурных отношений. В рамках темы можно охватить большее количество СМИ различной направленности, например общественно-политические издания.


1. Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методологический анализ современных зарубежных концепций. Ленинград: Просвещение, 1967. - 268 с.
2. Барт Р. Мифологии. М.: Издательство им. Собашниковых, 2000. - 320 с.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 423 с.
4. Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М.: Издательство Прогресс, Гнозис, 1991. - 176 с.
5. Воронцов A. B., Евсеев В. В. Северная Корея: выйти из тупика // Россия в глобальной политике [Электронный ресурс]. - http://www.globalaffairs.ru/number/n_5751 (20.12.15). - Электрон. версия печ. публикации.
6. Выступление Президента России В. В. Путина в Национальном собрании Республики Корея // МИД РФ [Электронный ресурс]. - http://www.mid.ru/maps/kr/- /asset_publisher/PR7UbfssNImL/content/id/589072/pop_up?_101_INSTANCE_P R7UbfssNImL_viewMode=print&_101_INSTANCE_PR7UbfssNImL_qrIndex=0 (20.12.15).
7. Галумов Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия, 2003. - 446 с.
8. Главные новости // ТАСС [Электронный ресурс]. - http://tass.ru/glavnie-novosti/671683 (23.12.15).
9. Голуб И. Б. Стилистика русского языка // Глава 2. Фразеологическая стилистика [Электронный ресурс]. - http://www.hi-edu.ru/e- books/xbook028/01/ (20.04.16). - Электрон. версия печ. публикации.
10. Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. М.: Мысль, 1975. - 192 с.
11. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку. М.: Просвещение, 2006. - 368 с.
12. Гринберг Т. Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели // Медиаскоп [Электронный ресурс]. - http://mediascope.ru/node/252 (11.01.16).
13. Гуртовая Е. А. Фотография в прессе. От замысла к публикации. // Журналистика [Электронный ресурс]. - http://www.elib.bsu.by/bitstream/123456789/6187/1/18%20%D0%93%D1%83% D1%80%D1%82%D0%BE D0%B2%D0%B0%D1%8F.pdf (28.04.16). - Электрон. версия печ. публикации.
14. Давыдов В. Н. Мультикультуризм: феномен этнокультурной аутентичности в крупном городе // Глобализация и культура. СПб.: Янус, 2003. С. 165 - 169.
15. Зинченко Ю. П. Виртуализация реальности: от психологического инструментария к новой субкультуре // Человек как субъект и объект медиапсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 58 - 75.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ