ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. САМИЗДАТ В РОССИИ: ОТ ИЗДАНИЙ ДИССИДЕНТОВ ДО СОВРЕМЕННЫХ ЗИНОВ 7
1.1. Исторические предпосылки появления современного самиздата 7
1.2 Современная трансформация понятия «самиздат» 12
1.3. «Новый самиздат». Зины 15
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ТЕМАТИКИ И ВЫБОР КОМПОЗИЦИОННОГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИЗДАНИЯ 21
2.1. Феномен science art в российском информационном пространстве 21
2.2. Тематическая концепция и композиционно-графическая модель журнала о science art 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Увеличение типографской базы для цифровой печати, техническое усовершенствование и развитие комплекса настольных издательских систем, расширение такого сектора печати как print on demand (печать по требованию), наработанный за два последних десятилетия опыт производства и распространения корпоративных изданий создали базу для формирования «нового самиздата», иначе говоря, зинов - любительских независимых малотиражных периодических или непериодических изданий, выпускаемых представителями субкультур. Целевой аудиторией подобных изданий являются люди, которые разделяют интересы их создателей.
Сегодня технологические возможности позволяют издавать зин любому человеку, в отличие от конца 80-х, когда самиздатом занимались преимущественно диссиденты, поскольку граждане СССР подвергались репрессиям за публикацию своих текстов. Новая волна любительских журналов пришлась на конец 2000-х - начало 2010-х годов. Большинство из них существует в интернете и делается небольшими силами и материальными вложениями, что не мешает этим изданиям быть высокоцитируемыми в Сети и отражать картину мира современной молодежи.
Однако до сих пор находятся энтузиасты, которые интернету и глянцу предпочитают «вдохновенный самопал». За плечами новых подпольщиков стоят отечественная диссидентская традиция и западная культура любительских малотиражных изданий. Их делают самые разные представители общества — студенты, художники, независимые фотографы, сотрудники федеральных каналов, ролевики (субкультура людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия). Сегодня самиздат из способа передачи информации превратился скорее в объект искусства, оставаясь при этом продуктом журналистского творчества.
Нас заинтересовал феномен «нового самиздата», который продолжает существовать несмотря на то, что официально цензура в России запрещена. Благодаря своей независимости альтернативные издания могут позволить себе поднимать темы, за которые традиционные СМИ берутся редко. Это могут быть как любопытные, но слишком «узкие» темы, интересные малому количеству читателей, так и, наоборот, «громкие» и скандальные. Самиздат сегодня делается «своими» и для «своих» — при этом довольно часто на свет появляется высококачественный контент, интересный широкой аудитории. Также независимые интернет-журналы становятся стартовыми площадками для многих талантливых молодых авторов, фотографов, художников, которых пока что не берут во «взрослые» издания.
Одной из таких «узких» тем является science art - междисциплинарная область, в пределах которой в настоящее время предпринимаются многочисленные и часто весьма успешные попытки адаптировать методы естественных и точных наук для создания произведений научно-обоснованного искусства, а методы искусства — для формирования новых научных теорий. Science art является объектом пристального интереса как художников, так и ученых, которые ставят перед собой цель популяризации науки и технологического искусства.
Кроме того, в Санкт-Петербурге существует сообщество художников и ученых, которые активно продвигают идеи «научного искусства». Однако в России нет ни одного издания, полностью посвященного science art, в разных СМИ встречаются лишь единичные публикации на эту тему. Именно поэтому проблема создания журнала о science art является актуальной.
Новизна данной работы состоит в концепции издания. Ранее в России никогда не создавались ни традиционные издания, ни зины, полностью посвященные данной тематике.
Также, поскольку сообщество художников и ученых ставит своей целью популяризацию науки и технологического искусства через практические занятия и DIY (сделай сам), нами был выбран интерактивный формат издания, которое бы благодаря своей концепции, малотиражности и т.д. имело все признаки современного самиздата.
Объектом исследования стали современные российские издания, позиционирующие себя как самиздат.
Предмет исследования - тематическая концепция и композиционно-графическая модель издания о science art.
Цель исследования - разработка тематической концепции и композиционно-графической модели интерактивного издания о science art.
Для достижения поставленной цели мы сформулировали ряд задач:
1) выявить основные особенности самиздата в широком и узком понимании; 2) изучить современную трансформацию понятия «самиздат» 3) рассмотреть феномен science art в российском информационном пространстве 4) на основе полученных сведений разработать тематическую концепцию издания; 5) разработать композиционно-графическую модель издания.
В основу теоретической базы легли работы и интервью отечественных и зарубежных авторов, посвященные истории самиздата в России - А. Блюма, С. Ушакина, Е. Савенко, а также работы и интервью, посвященные созданию печатной продукции - Я. Чихольда, И. Бум (Irma Boom), А. Корольковой, В. Кричевского, Ю. Гордона и других.
Методология: анализ теоретической базы исследования, сбор информации об особенностях создания зинов, визуально-описательный анализ.
Эмпирическую базу исследования составили печатные номера журнала «Россия без нас», материалы Международного архива видеодокументации «Современное искусство в эпоху постбиологии» и художественные работы в области science art.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Популяризация науки сегодня является темой, на которую, однозначно, есть общественный запрос. В эпоху господства визуальной культуры такое направление как science art, способное воздействовать на все органы чувств человека, в особенности, как любое искусство, на зрение, может доказать людям, что наука - это не только важно, полезно или перспективно, но еще и красиво, причем эта «научная красота» может таиться где угодно - даже в пакете с подгнившими яблоками, где завелись плодовые мушки - важнейший модельный объект в биологии.
Дело в том, что «научный» взгляд на мир формирует нового человека - более лояльного к окружающей среде, чувствующего себя в ней уверенно и защищенно - вследствие того, что он эту среду лучше понимает. Он может взять из-под ног обычный с виду камень, и по вкраплениям в нем определить, что это не просто камень, а кусок известняка с остатками брахиопод возрастом около 210 миллионов лет.
Он может определить зрелость хурмы с помощью ржавого гвоздя, потому что знает, что если поместить гвоздь в мякоть ягоды и оставить на пару минут, произойдет химическая реакция, и если мякоть потемнеет, то плод незрелый — хурма будет вязать рот. Ржавчина на гвозде — это трехвалентное железо Fe (III), а в хурме содержатся танины, причем в незрелой их намного больше, чем в спелой. Танины реагируют с трехвалентным железом, что приводит к образованию окрашенного комплекса.
Таким образом, создание даже таких небольших, локальных проектов как ArtBioLab, или печать малотиражного зина о science art, может повысить авторитет науки в обществе. Чтобы объяснить, почему, следует обратиться к социальной психологии, которая исследует то, какое влияние на человека оказывает общество, как он воспринимает те или иные общественные ценности и нормы. Один человек, на самом деле, не может изменить мир вокруг себя, но если он изменит свою стратегию поведения, начнет по- другому взаимодействовать с людьми, находящимися рядом, появляется эффект волны. Вокруг человека формируется локальное сообщество, в котором он чувствует себя довольно комфортно и может развиваться. Такие же малые сообщества формируются вокруг культуры «нового самиздата», поклонников science art и т. д., что в целом приводит, в некотором роде, к эволюции - распространению научного знания.
Важно и то, что большинству людей нравится смотреть на красивые вещи: красивые дома, людей, пейзажи, милых животных. Если с помощью визуальных средств, средств типографики, фотографии и т. д. доказать, что научная эстетика вполне может конкурировать с эстетикой глянца (хотя бы на том основании, что помимо визуальных достоинств обладает еще и содержательностью), романтическая мечта о повсеместной научной грамотности станет немного ближе, как и будущее общества, где премьер- министр страны может с легкостью объяснить, как работает (или не работает) квантовый компьютер1.
Кроме того, «технари» (и, в целом, ученые), по меткому замечанию В. Кричевского, действительно заслуживают работы с красивыми, понятными и удобными учебниками, книгами, научными журналами.
В этом направлении может быть проделана огромная и очень важная работа: выверенные упрощения, здоровый аскетизм, научная строгость и другие средства выразительности невыразительного по своей природе текста - это очень интересный фронт работы и настоящий вызов для дизайнера. Которому, однако, стоит помнить, что понятие красоты, как и все остальное в мире, относительно - например, математики считают самым красивым сочетанием символов формулу Эйлера, в которой используются все основные математические константы. Однако дизайнер, как и ученый, может черпать вдохновение и удивление в науке: в формуле Эйлера, вкусовых рецепторах дрозофил, которые располагаются у этого насекомого на ногах, или в чем-то другом - в зависимости от предпочтений. В связи с тем, что мы практически полностью утратили наследие советского дизайна научной печатной продукции, возникает необходимость разработки новых современных стандартов оформления учебников, книг и журналов, которые смогли бы повысить эффективность чтения «умных» текстов и сделать их еще и красивыми.
Книги, монографии, учебники
1. Блюм А. В., От неолита до Главлита: достопамятные и занимательные эпизоды, события и анекдоты из истории российской цензуры от Петра Великого до наших дней: собраны по литературным и архивным источникам // Спб., Издательство им. Н. И. Новикова, 2009. - 272 с.
2. Кобринский А. Даниил Хармс // М., Молодая гвардия, 2008. - 299.
3. Королькова А. Живая типографика // М., IndexMarket, 2007. - 224 с.
4. Кричевский. В. Идеальный дизайн // М., Типолигон-АБ, 2012. - 64 с.
5. Чихольд. Я. «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера». - 2-е издание // М. Из-во Студии Артемия Лебедева, 2012. - 248 с.: 130 ил.
Научные статьи
6. Аксенов В., Богораз Л., Бородин Л., Вишневская Ю., Голомшток И. , Ковалев С., Медведев Р., Померанц Г., Розанова М., Светов Ф., Тимофеев Л.. Диссиденты о диссидентстве // Знамя. 1998. № 9.
7. Юрченко Н. Н., Иванников А. В., Захаров И. К. История открытий на дрозофиле - этапы развития генетики // Вавиловский журнал генетики и селекции. 2015, № 19(1):39-49.
8. Галкин Д. В. От вдохновения машинами к искусственной жизни: этапы развития технологического искусства // Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2013. №1 (9):44-51.
9. Савенко Е. Современный «самиздат»: определение понятия // Библиосфера. 2012. № 5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy- samizdat-opredelenie-ponyatiya
10. Ushakin. S. The Terrifying Mimicry of Samizdat. Public Culture. 2001. Vol. 13 (2). P. 191-214
Словари и энциклопедии
11. Большой толковый словарь русского языка / ред. С. А. Кузнецов. - СПб. : Норинт, 2004.
Электронные ресурсы
12. Fluxus. URL: https://greyartgallery.nyu.edu/exhibition/fluxus-090911- 120311/
13. Новый самиздат: Зин-культура в России. URL: http://www.lookatme.ru/mag/archive/experience-interview/148873-samsebeizdat- zin-kultura-v-rosiii-chast-1
14. Библиотечный самиздат. URL: http: / / gefter.ru/archive/ 6182
15. Почему в России редко печатают красивый самиздат? URL: http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/180259-12k
...