Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Компьютерное и имитационное моделирование динамики ракет-носителей

Работа №132069

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

модели данных

Объем работы36
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
64
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Постановка задачи 6
Ракета-носитель 6
Оценка точности выведения 7
Обзор литературы 9
Глава 1. Математическая модель динамики ракеты-носителя 10
1.1. Системы координат 10
1.2. Система дифференциальных уравнений движения 13
1.3. Силы, действующие на объект 13
1.4. Вычисление параметров орбиты 15
1.5. Компьютерная модель динамики ракеты 16
Глава 2. Компьютерное моделирование MEMS гироскопов 21
2.1. Базовые положения 21
2.2. Моделирование шумов в измерениях 22
Глава 3. Имитационное моделирование динамики ракеты и измерителей 26
3.1. Выведение на номинальную орбиту 26
3.2. Моделирование динамики выведения с учетом шумов 27
3.3. Общий анализ результатов 30
Выводы 33
Заключение 34
Список литературы 35

В настоящий момент в связи со стремительным развитием микроэлек­троники наблюдается явная тенденция к уменьшению размеров космиче­ских аппаратов, решающих задачи различного рода. Она проявляется в появлении целого класса малых космических аппаратов (МКА) с началь­ной массой менее 1000 кг. Среди МКА принято выделять следующие виды:
• Малые — от 500 до 1000 кг.
• Мини — от 100 до 500 кг
• Микро — от 10 до 100 кг.
• Нано — от 1 до 10 кг
• Пико — от 0,1 до 1 кг.
• Фемто — менее 0,1 кг.
Космические аппараты классов от фемто до нано включительно ис­пользуются для обучения студентов, выполнения простейших научных ис­следований и для отработки элементной базы для больших спутников в реальных условиях. Заказчиками в основном являются профильные фа­культеты университетов и любительские сообщества, а иногда и частные лица. Требования к параметрам орбиты, срокам запуска и активного суще­ствования МКА этих классов обычно достаточно мягкие. Как правило, тре­буется, чтобы они просто оказались на стабильной орбите. Традиционно их выводят в кластерных запусках на ракетах-носителях (РН) среднего и лег­кого классов в качестве попутной нагрузки, при этом задача их успешного выведения не является приоритетной. Характерными примерами являются запуски на ракетах «Днепр» и Falcon 9, которые в одной миссии способны выводить до трех десятков МКА. Кроме того, практикуется запуск этих аппаратов с борта международной космической станции.
В настоящее время спутники классов микро и мини имеют характери­стики которые в достаточной мере пригодны для прикладного и коммер­ческого применения, что вызывает к ним повышенный интерес. В первую очередь это спутники дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), рост по­требности в которых обусловлен необходимостью получения оперативной информации в интересах сельского и лесного хозяйства, а также мони­торинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхожде­ния. Во-вторых, активно разрабатываются проекты формирования круп­ных орбитальных группировок МКА с целью широкомасштабного и деше­вого обеспечения коммуникационными услугами. Наконец, аппараты дан­ной категории в настоящее время способны решать достаточно серьезные научные задачи.
Совершенно очевидно, что спутники, обеспечивающие получение важ­ной информации должны запускаться в строго определенное время на оп­тимальные для функционирования орбиты. Это касается как запуска оди­ночных спутников, так и формирования группировок МКА и их оператив­ного восполнения. Для решения этих задач требуется создание РН сверх­малого класса.
Основной проблемой создания сверхмалого носителя является слож­ность одновременного обеспечения низкой стоимости и приемлемого техни­ческого и конструктивного совершенства. Учитывая то, что коммерчески приемлемая удельная стоимость выведения МКА составляет 60000 $ за кг, пуск ракеты-носителя сверхмалого класса для запуска спутника массой в 10 кг должен обходиться не более чем в 600000 $. Чтобы уложиться в эти суммы, необходимо всемерно упрощать конструкцию ракеты, избегая дорогостоящих решений.
В настоящее время за рубежом прорабатываются несколько проек­тов РН сверхмалого класса. В США разрабатывается трехступенчатая РН SWORDS [1], способная выводить на орбиту высотой 750 км спутник мас­сой до 25 кг. Компания Interorbital system corporation заключила контракт с NASA на разработку модульного носителя Neptune с грузоподъемностью от 30 до 1000 кг. Аналогичные разработки ведутся [2] во Французском на­циональном центре космических исследований CNES; в Японии осуществ­ляются [3] НИР по поиску доступных технологий воздушного запуска для выведения КА массой 100... 200 кг на низкую околоземную орбиту. Суще­ствуют и другие аналогичные проекты.
В настоящий момент в России частной космической компанией Lin Indastrial ведется работа над семейством ракет-носителей сверхмалого клас­са. Проект «Таймыр-1» имеет стартовую массу 2585,2 кг и максимальную массу полезной нагрузки 15,9 кг. Компоновка ракеты — трехступенчатая.
Информационное обеспечение работы автомата стабилизации и выведе­ния производит бесплатформенная инерциальная навигационная система (БИНС) на базе бортового компьютера (БК) совместно с набором MEMS (Microelectromechanical systems) гироскопов и акселерометров.
MEMS датчики — это измерительные устройства, созданные на ос­нове технологий объемной микромеханики. Как правило, они не имеют движущихся частей, что обеспечивает им высокую надежность. В связи с активным развитием данных технологий, в настоящее время наблюдается рост точности показаний и улучшение устойчивости датчиков к вибрациям, температуре и иным возмущениям. В совокупности, это позволяет исполь­зовать устройства данного класса не только для бытовой электроники, но и применять их в таких сложных приложениях, как системы управления летательными аппаратами. Кроме того, датчики данной категории отлича­ются низкой стоимостью, что вызывает к ним повышенный интерес.
Система управления (СУ) располагается на верхней ступени РН, что предполагает необходимость максимального снижения ее массы, т.к. масса СУ будет находиться на ракете в течение всей программы выведения. Сто­имость ее при этом должна быть низкой для обеспечения дешевизны ра­кетного комплекса в целом. Для выполнения этих противоречивых требо­ваний в СУ предполагается использовать электронные компоненты класса Commercial и Industrial средней ценовой категории, что накладывает до­полнительную ответственность на специалистов по системе управления по причине существенного отличия этих компонент от дорогостоящей Military и Space-электроники.
В настоящей работе рассматривается вопросы, связанные с созданием универсального компьютерного комплекса для моделирования динамики ракет-носителей. Формируется модель шумов в измерениях для датчиков угловых скоростей и осуществляется имитационное моделирование полета ракеты «Таймыр-1» в условиях использования идеальных (незашумлен- ных) датчиков и в реальных условиях при наличии помех. Определяются границы возможных элементов орбиты ПН для заданного уровня шумов в измерениях.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей работе создан программно-вычислительный комплекс на базе системы Matlab-Simulink, который в достаточно общем виде произво­дит моделирование полета ракеты-носителя любого количества ступеней с заранее заданными параметрами. Учтены неоднородности гравитацион­ного поля Земли и эффекты, связанные с ее вращением. Данная балли­стическая модель может послужить основой для дальнейшего изучения вопросов динамики ракеты-носителя, например, связанных с проблемами оптимальной траектории, стабилизации, динамики разделения ступеней. При использовании полных аэродинамических моделей и данных об рас­пределении ветров возможно прогнозирование районов падения ступеней. Привлекая дополнительные вычислительные мощности, количество реали­заций имитационного моделирования может быть увеличено многократно, что позволит быстро накапливать значительное количество статистики в случае моделирования со случайными параметрами.
Исследован вопрос о применении датчиков угловых скоростей на ба­зе MEMS-технологий коммерческого класса в среднем ценовом диапазоне. С учетом коррекции углов тангажа и рысканья по солнечному датчику следует ожидать выведения полезной нагрузки на сформированную орби­ту с точностью, достаточной для МКА классов нано и фемто. Намечены пути улучшения полученных результатов для расширения возможностей ракеты-носителя. Предел улучшения точности и стабильности показаний датчиков на базе MEMS-технологий еще не достигнут, что позволяет гово­рить о смещении высокоточных сенсоров в среднюю ценовую категорию и, таким образом, значительного уменьшения рассеивания элементов орбиты при сохранении цены комплекса системы управления.
Безусловно, подтверждение продемонстрированных в имитационном моделировании характеристик необходимо произвести с помощью серий различных натурных испытаний. Их результаты также можно будет ис­пользовать для уточнения математических моделей.


[1] California’s Interorbital Has Big Plans for Small Satellites. http://spacenews.com/californias-interorbital-has-big-plans-small-satellites
[2] European University and Scientific Space Research Program PERSEUS. http://www.perseus.fr/IMG/pdf/eucass88_perseus.pdf
[3] ALSET — Air Launch System Enabling Technology R&D Program. http://digitalcommons.usu.edu/smallsat/2011/all2011/17/
[4] ООО «Лин Индастриал», АВАНПРОЕКТ. Том 1. Основные положения. Основные проектные параметры и конструкция, 2016, 82 c.
[5] Иванов Н. М., Лысенко Л. Н. Баллистика и навигация космических ап- пратов. 2 изд. М.: Дрофа, 2004. 544 с.
[6] Сихарулидзе Ю. Г. Баллистика летательных аппаратов. М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1982. 352 с.
[7] Лысенко Л. Н. Наведение и навигация баллистических ракет: Учебное пособие. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. 672 с.
[8] Дмитриевский А. А. Внешняя баллистика. М: Машиностроение, 1972. 584 с.
[9] Ракета как объект управления / Игдалов И. М., Кучма Л. Д., Поля­ков Н. В., Шептун Ю. Д. Под ред. С.Н. Конюхова. Д.: АРТ-ПРЕСС, 2004. 544 с.
[10] Колесников К. С. Динамика ракет. 2 изд. М.: Машиностроение, 2003. 520 с.
[11] Михеев А. В. Разработка и применение модели шумов датчиков пер­вичной информации при математическом моделировании работы бес- платформенной инерциальной навигационной системы // Вестник Са­ратовского государственного технического университета, 2009. №2 (38). С. 149—159.
[12] Кутовой Д. А., Ситников П. В., Федотов А. А., Якимов В. Л. Оценка основных характеристик бесплатформенного инерциального блока с ис­пользованием вариации Аллана // Вестник Саратовского государствен­ного технического университета, 2014. №1 (43). С. 201—209.
[13] Naser El-Sheimy, Nailying Hou, Xiaoji Niu Analysis and modeling of inertial sensors using allan variance // IEEE TRANSACTIONS ON INSTRUMENTATION AND MEASUREMENT. 2008. №1. С. 140—149.
[14] Геодезические системы пространственных координат. http://gis- lab.info/qa/geodesic-coords.html
[15] Остославский И. В., Стражева И. В. Динамика полета. Траектории ле­тательных аппаратов. 2 изд. М.: Машиностроение, 1969. 499 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ