Введение 3
ГЛАВА 1. Культурная ситуация в Германии первой трети XX века 8
1.1 Смена культурной парадигмы в Европе в начале XX века 8
1.2 Культурная ситуация в Веймарской республике 13
1.2.1 Политическое, экономическое и социальное положение Германии в 20-е гг 13
1.2.2 Культура и духовная атмосфера Веймарского периода 21
1.3 Модернизм как художественное выражение культурных изменений в Европе начала XX века 24
ГЛАВА 2. «Новая вещественность» как специфический феномен немецкой культуры первой трети XX века 35
2.1 «Новая вещественность» в живописи 35
2.1.1 "Новая вещественность" и "магическийреализм" 35
2.1.2 "Новая вещественность" и экспрессионизм 38
2.1.3 Два крыла "новой вещественности" 40
2.2 «Новая вещественность» в литературе 46
2.3 Репрезентация культурных реалий Германии в произведениях «новой вещественности» 56
2.3.1 Литература 56
2.3.2 Живопись 62
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение 74
В XX веке мир сотрясали ужасные по своему содержанию и великие по своему масштабу события. Череда революций, перевернувшая привычный уклад жизни людей в одних странах и взволновавшая общественность в других; Первая мировая война, которая показала, насколько иллюзорными могут быть границы, когда речь идёт о военных интересах, и которая оставила глубокий след в жизни миллионов человек, а также последовавшие за ней разруха, восстановление, голод; Вторая мировая война, ставшая беспрецедентным случаем человеческой жестокости и цинизма, разделила историю на «до» и «после»; становление и развитие диктатуры, разделение мира на два лагеря, беспрерывное противостояние, напряжённая борьба всех со всеми, постоянное движение, направление которого порой трудно было уловить... И на фоне всего этого - люди, которые пытались осознать современный им мир, приспособиться к нему, разъяснить для себя значение происходящего и по возможности донести его детям, но прежде всего - постараться уверить себя в том, что это происходящее не лишено смысла.
С таким богатым наследием, который оставил нам XX век, и приходится сегодня работать исследователям различных областей научного знания. Несомненно, основным событием, вызывающим наиболее живой и неутихающий интерес, остаётся Вторая мировая война. Ни в коем случае не подвергая сомнению важность исследования данного эпизода мировой истории, нельзя не отметить и того, что, зачастую, на этом фоне меркнут события «более мелкого» порядка. Такая тенденция в особенности наблюдается у немецких учёных, хотя в наше время она стала ослабевать. Однако «чувство вины» немецкого народа - действительность, находящая повсеместно своё подтверждение и накладывающая отпечаток на специфику научных исследований.
По причине, изложенной выше, период немецкой истории между 1919 и 1933 гг., который принято называть Веймарской республикой, либо не получает должного внимания, либо рассматривается лишь как переходный период от Германской империи к Третьему Рейху, а также как предтеча нацизма. Такой подход представляется несправедливым, поскольку история Веймарской республики, не говоря уже о её культуре, обладает собственной ценностью, и не должна рассматриваться только с позиции «побочных явлений».
Процессы, проходившие в Германии в 20-е годы, часто обозначают как «Goldene Zwanziger» (с нем. «золотые двадцатые»). Однако, как справедливо отмечает В.Шмид, они отражают лишь «золото дураков в ночных клубах, барах, салонах и кабаре».1 По мнению того же автора, уместней было бы говорить о двадцатых годах как о «тяжёлых» - в отношении социального устройства, о «железных» - касательно политических решений, о «вульгарных» - слепящих глаза своей бессмысленной пропагандой, а также об «утопающих в глине» - годах между инфляцией и депрессией, в течение которых общественность обнаруживала у себя под ногами лишь шатающийся фундамент.2
Эти процессы нашли своё отражение также и в искусстве рассматриваемого периода. Достаточно взглянуть на картины художников, относящихся к возникшему одновременно с «новой республикой» «новому реализму» (для которого был характерен чистый скептицизм), чтобы узнать достаточно об этом времени: о людских надеждах и страхах, увлечениях, заботах и тревогах, о том, как они проводят свои дни и ночи. В данной работе нас будет интересовать именно эта способность искусства служить одновременно «дневником», на страницах которого запечатлевается история, и автором, субъективно оценивающим, записывающим и предлагающим свой собственный ответ на происходящие события.
Объектом данной работы, таким образом, будет выступать художественное направление, возникшее в Германии 20-х гг. и названное «новой вещественностью». В качестве предмета будет рассмотрена социальная и культурная жизнь Веймарской республики.
Целью настоящего исследования станет выявление особенностей отображения культурных реалий Германии 1920-х гг. в художественной традиции «новой вещественности».
Для достижения поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
• охарактеризовать традицию «новой вещественности», т.е. проследить историю и причины возникновения данного направления, показать его отличие от других направлений предшествующего периода, в частности - от экспрессионизма, а также специфику художественного метода;
• рассмотреть и охарактеризовать культурные реалии Германии 20 - х гг., т.е. рассмотреть значимые исторические события, сопровождаемые экономическими, социальными и культурными изменениями;
• выделить основные содержательные моменты произведений авторов «Новой вещественности», отражающих выявленные культурные реалии Германии;
• установить тенденции и способы представления культурных реалий в «новой вещественности».
Хронологические рамки исследования: непосредственно исследуемый период начинается с 1919 г., т.е. провозглашения Веймарской республики, и заканчивается 1933г., т.е. приходом Адольфа Гитлера к власти. Кроме этого необходимо обратить внимание на события до становления Веймарской республики, а также дать краткую характеристику течениям авангарда, которые предшествовали «Новой вещественности», для чего хронологически рамки исследования стоит расширить до 1900-1933 гг.
В основу настоящего исследования легли теоретические труды как отечественных, так и зарубежных авторов. Это работы крупных литературоведов: статьи современной исследовательницы О.А. Дроновой, в которых подробно рассмотрены различные аспекты романов «новой вещественности»; статьи Т.Г. Бортниковой, Е.М. Лукиновой, О.Н. Обуховой, в которых они рассматривают литературу Веймарской республики в контексте эпохи; посвящённые творчеству А.Дёблина диссертации советских учёных А.М. Фурсенко и В.В. Котелевской. Среди зарубежных исследователей особенно выделяются Сабина Бекер, издавшая множество статей и написавшая историю литературы «новой вещественности» в двух томах, и Х.Летен, также выпустивший книгу, посвящённую «новой вещественности» в литературе.
Живопись «новой вещественности» исследуется такими авторами, как Р.Мерц и В.Шмид. Из работ отечественных исследователей стоит отметить посвящённую «магическому реализму» книгу А.А. Гугнина. Творчество художников «правого» крыла отдельно рассматривает З.С. Пышновская. В качестве общетеоретических работ по искусству XX века были выбраны оригинальные исследования К.З. Акопяна и В.С. Турчина.
Поскольку исследований, посвящённых истории и культуре Веймарской республике достаточно много, мы столкнулись с проблемой отбора нужного материала. Труды советских и американских учёных зачастую носят ясно выраженную идеологическую направленность (например, работа Т.Л. Розанова3 или К.Мюллера4). Тем не менее, они незаменимы при компаративном анализе рассматриваемых явлений. В настоящей работе мы будем ссылаться на таких авторов, как И.Я. Биск, пристальное внимание которого обращено к повседневной жизни немцев в Веймарской республике, и Х.Мёллер, который подробно описал политическую, экономическую и социальную ситуацию в Германии 20-х гг.
К использованным в работе источникам относятся: в отношении живописи - альбомы с выставок «новой вещественности»; применительно к литературе - художественные произведения таких авторов, как А.Дёблин, Э.Кестнер, И.Койн; значимым источником в изучении истории являются мемуары - мы будем ссылаться на воспоминания С.Хаффнера.
В качестве методов культурологического анализа в данной работе были применены генетический подход, позволивший проследить истоки «новой вещественности» а также компаративный подход, с помощью которого были выявлены различия между особенностями художественного метода «новой вещественности» и других направлений модернизма. Аксиологический и герменевтический подходы позволяют рассмотреть основные идеи представителей «новой вещественности». Системный метод позволяет рассмотреть искусство «новой вещественности» как часть всей европейской культуры. Для того, чтобы изложить и проанализировать факты истории Г ермании первой трети XX века, а также рассмотреть их на фоне аналогично протекающих событий в Европе, в работе применены диахронический и синхронический подходы; социологический подход использован для отображения социальных изменений, имевших место в Европе и Веймарской республике в рассматриваемый период.
До сих пор тема «новой вещественности» как явления культуры Веймарской республики остаётся не изученной. Несмотря на наличие внушительной эмпирической базы, практически отсутствуют фундаментальные труды по её обобщению. Это касается как отечественных исследований, так и зарубежных. Как правило, это либо общая информация в учебниках, посвящённых искусству XX века, либо узкие исследования в рамках жизни и творчества отдельных представителей данного направления. Последнее особенно актуально для живописи «новой вещественности», однако и здесь наблюдается неоднородность источников. Такого рода работы носят искусствоведческий, исторический либо литературоведческий характер. В данной же работе будет предпринята попытка подойти к проблеме с культурологической точки зрения.
В настоящей работе были изучены особенности развития Европы и Германии в первой трети XX века. Его характеризует процесс модернизации, результатом которого стало формирование нового, рационального, типа мышления и переоценка ценностей. Новый век не руководствуется ориентирами прошлого, его взгляд устремлён в будущее.
Особенное внимание уделяется изучению политического, экономического, социального положения Германии в 20-е гг. Развитие страны осуществлялось на фоне постоянных противоречий. В политической среде происходила постоянная борьба за власть, которая переходила в руки то одной, то другой партии. Экономическими последствиями проигранной войны стала инфляция и разруха в стране. На фоне этих событий происходят глубокие изменения в социальной сфере: возрастает роль пролетариата. Также эти изменения характеризует разложение семьи и переосмысление гендерных отношений. Культурная ситуация Веймарской республики сильно зависело от политического и экономического положения. Духовная атмосфера в 20-е гг. была наэлектризована, её характеризует кризисное мироощущение. В целом, Веймарская республика продолжила основные тенденции развития, характерные для XX века.
Ускоряющийся темп жизни, общественные и культурные изменения не могли не отразиться на искусстве того периода. Оно переживает переломный момент. Параллельно развиваются самые разнообразные школы и течения, каждое из которых предлагает свой взгляд на искусство. Несмотря на все различия направлений, их характеризует общая тенденция отказа от изображения внешней реальности. Однако в начале 20-х годов возникает новое художественное направление, взявшее курс на реалистическое отражение действительности. Его лозунгом стал призыв «назад, к объекту!».
В данной работе подробно рассматривается процесс зарождения, становления и развития «новой вещественности». Мы показать отличие данного направления от других направлений предшествующего периода, в частности - от экспрессионизма, а также специфику художественного метода. Наиболее полное выражение данное направление нашло в живописи и литературе. «Новую вещественность» характеризует отказ от утопических идей и обращение к реальности. Представители «новой вещественности» обратились к сюжетам повседневности. В их работах находят отражение насущные проблемы, вопросы и реалии современного общества. Остро ставится вопрос о месте человека в современном мире, его зависимости от прихотей истории беспомощности перед историческими катастрофами. Появление направления «новой вещественности» стало возможным благодаря существенным изменениям в общественном сознании. В художественной сфере она стала проекцией изменившихся стиля жизни и образа мышления людей. «Новая вещественность» - это не только художественное направление, но и способ мироощущения, характерный для общества периода Веймарской республики.
Рассмотренная в рамках настоящей работы тема, несомненно, имеет перспективы дальнейшего развития. Несмотря на то, что «новая вещественность» отечественными учёными изучена даже меньше, чем зарубежными, тем не менее, появляются современные исследования. Это указывает на то, что к этой теме проявляют интерес, она актуальна. Дальнейшее исследование, однако, потребует корректировки использованных методов, расширения как теоретической, так и эмпирической базы, а также более детального рассмотрения и глубокого анализа отдельных тем.
1. Акопян К.З. XX век в контексте искусства: история болезни как повод для размышления. - М.: Академический Проект, 2005.
2. Баев В.Г. Германское государство в межвоенный период 1919-1933 гг. в зеркале мемуарной литературы 60-80 гг. XX в. - Тамбов, 2002.
3. Бердяев Н. Кризис искусства// [Электронный ресурс] URL: http: //www. universalinternetlibrary.ru/book/6058/ogl. shtml#t 14 (дата обращения 14.05.2016)
4. Биск И.Я. История повседневной жизни населения в Веймарской республике. - Иваново, 1990.
5. Биск И.Я. Пресса Веймарской республики. - Иваново, 1995.
6. Бодрийяр Ж. Общество потребления/ пер. с фр. Е.А. Самарской. - М.: Республика, 2006.
7. Бортникова Т.Г. Социокультурная детерминация литературного пространства Веймарской республики// Грамота. 2014. №8 (46). - С.29 - 34.
8. Бортникова Т.Г. Социально-культурная сфера как отражение процесса модернизации общественной жизни Веймарской республики// Грамота. 2015. №8 (58). Часть 3. С.38-43.
9. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма// [Электронный ресурс] URL: http://www.kara-murza.ru/books/Veber/ (дата обращения 14.05.2016)
10. Вейдле В. Умирание искусства. - М.: Республика, 2001.
11. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь// Том 1. - Спб, 1998.
12. Георг Гросс: Мысли и творчество// сост. Л.Рейнгардт. - М.: Прогресс, 1975.
13. Ганзел И.Л. Представление, дух и образование мыслей: Фреге, Гегель, Леонтьев и Ильенков/ Вопросы философии// [Электронный ресурс] URL: http: //vphil. ru/index.php?option=com content&task=view&id=755&Ite mid=52 (дата обращения 14.05.2016)
14. Гугнин А.А. Магический реализм в контексте литературы и искусства XX века: феномен и некоторые пути его осмысления. - Москва, 1998.
15. Дёблин А. Берлин, Александерплатц// [Электронный ресурс] URL: http: //royallib. com/read/dyoblin alfred/berlin aleksanderplats. Html#0 (дата обращения 15.05.2016)
...