Введение 2
Постановка задачи 6
Краткий обзор литературы 7
Глава 1. Моделирование и оптимизация цепей поставок 9
1.1 Основные свойства цепей поставок 9
1.2 Системное моделирование 10
1.3 Подходы для решения задач оптимизации 11
Глава 2. Описание элементов интегрированной цепи поставок 14
2.1 Общая характеристика ООО "Пивоваренная компания Балтика" 14
2.2 Моделирование цепи поставок на примере ООО "Пивоваренная компания Балтика" 15
2.3 Общий вид математической модели интегрированной цепи поставок 17
Глава 3. Программная реализация 21
3.1 Выбор программного средства 21
3.2 Описание методов решения задачи 25
3.3 Реализация математической модели в среде Mathematica 26
Выводы 30
Заключение 31
Список литературы 32
Приложение 34
Развитие современной экономики невозможно представить без учета особенностей развития отдельных экономических систем. При определении экономических процессов необходимо учитывать и другие факторы помимо производства. Это связано с тем, что существует необходимость в описании полных затрат, которые возникают в экономической среде при взаимодействии материальных, денежных и информационных потоков. Именно процессы контроля и оптимизации таких потоков являются предметом исследования для логистики. Благодаря ей возможно формирование целесообразного управления потоками товаров и услуг, движущихся от поставщиков сырья до конечных потребителей[1].
При руководстве любыми промышленными компаниями огромное значение имеют моделирование и дальнейшая оптимизация логистических систем. Это вызвано большим количеством различных причин. Основные из них:
v Изменение экономических отношений на рынке;
v Перемены в организационной структуре предприятия;
v Развитие хозяйственных связей, которые возникают в пределах одной компании, а также между несколькими компаниями, обладающими схожими сферами производства.
Логическую систему любой коммерческой организации можно изобразить следующим образом (см. Рис.1) [2]:
Рис. 1.
Для каждой компании в современном мире, где доминируют рыночные отношения, очень значимыми являются такие аспекты как конкурентоспособность, создание и распространение продукции, которая бы отвечала существующим требованиям, предъявляемым к качеству [3].
Большое значение на рынке имеет конкуренция. Из-за неё появляются производители, которые ставят своей целью монополизацию производства. Такие производители, как правило, реализуют товары и услуги, смещая при этом своих конкурентов [4,5]. Из-за глобализации экономических процессов и серьезной конкуренции все предприятия вынуждены соперничать по части уменьшения своих издержек. В таком случае очень важна роль логистики, так как именно с её помощью формируются конкурентные достоинства членов экономической системы за счет рационального построения материальных и финансовых потоков [1,6,7].
Для большинства промышленных, дистрибьюторских компаний и розничных предприятий, логистические системы вносят существенную долю в общих расходах. Известный американский специалист в области логистики Herbert W. Davis изучал в течение нескольких лет логистические издержки в промышленности Северной Америки, связанной со складами, транспортировками, управлением заказами, управлением дистрибуцией и управлением запасами. В конечном счете он опубликовал результаты, согласно которым оказалось, что логистические издержки составляют 7-16% от общей выручки. В то же время, доля затрат на логистику продолжает увеличиваться в результате цепочки поставок становятся все более изощренными, система заказов претерпевает изменения, и требования к качеству обслуживания ужесточаются [8].
В настоящее время, многие страны с хорошо развитой рыночной экономикой используют логистику в качестве эффективного инструмента в бизнесе. Основные принципы логистики успешно применяются при управлении крупными компаниями.
Таким образом, в ходе интеграции логистики, маркетинга и менеджмента происходит логистизация предпринимательства, что положительно сказывается не только на отдельных экономических агентах, но и на состоянии национальной экономики в целом.
Постановка задачи
Цель исследования. На основе описанной проблемной области определяется следующая цель:
• Совершенствование действующих форм управления организацией при помощи моделирования интегрированной цепи поставок;
Задачи исследования. Поставленной в работе цели соответствует решение следующих задач:
• Разработка математической модели, определяющей оптимальные параметры при изучении задачи максимизации дохода компании;
• Программная реализация сформированной модели.
Предмет исследования. Объектом исследования является логистическая деятельность предприятия, а также повышение ее эффективности.
Краткий обзор литературы
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие источники литературы: учебно - методические пособия, статьи из научных журналов, глобальная сеть Internet.
Представлен краткий обзор литературы, указанной в конце работы.
В статье [1] проводится анализ особенностей современных логистических систем. Исследуются и оцениваются методы и модели теоретической логистики.
В работе [3] формируются практические рекомендации, используемые при моделировании и оптимизации логистических систем предприятий. Разрабатывается математическая модель логистической системы предприятия, поиск оптимального решения этой модели осуществляется с помощью симплекс-метода.
В книгах [6]-[7] формируется системное представление о хозяйственной деятельности предприятия в целом.
В работах [4]-[5] проводится статистический анализ данных международного товарообмена на примере России в 19 веке и СССР. Также в указанных работах подробно рассматривается влияние конкуренции на рынок.
В книге [9] изложены методологические основы интегрированного планирования и моделирования цепи поставок. Подробно рассматриваются модели линейного программирования.
В работе [10] исследуются современные проблемы применения методов прикладной математики для моделирования и оптимизации цепей поставок, процессов маршрутизации и управления запасами.
В литературе [12-13] приводится обзор некоторых экономический показателей ООО "Пивоваренная компания Балтика", а также сформированы цели и стратегии компании, направленные на устойчивое развитие.
Статья [15] посвящена изучению новой стратегии складирования в современной логистике - кросс-докинг.
В статье [16] рассматривается построение математической модели, описывающей цепочку поставок продукции из Эквадора в Санкт - Петербург с минимизацией издержек компании.
В статье [17] в общем виде представлена математическая модель производственно - логистической системы предприятия. Рассматривается возможность применения пакета Xpress-Optimizer для решения задачи максимизации маргинального дохода компании.
Автором данный работы рассматривалась задача моделирования интегрированной цепи поставок на примере ООО "Пивоваренная компания Балтика". Сформулированная задача является актуальной в современном мире, где преобладают рыночные отношения. Именно хорошо развитая логистическая система предприятия является его важным конкурентным преимуществом на рынке.
Основная сложность при построении математической модели заключалась в уровне детализации рассматриваемой предметной области. Это имеет большую значимость при выборе переменных и параметров модели, а также при описании ограничений. Но учесть все факторы, возникающее при производстве и математически описать их очень сложно. Это объясняется появлением огромного числа исходных данных, что в свою очередь влияет на вычислительный процесс. Не каждый даже мощный компьютер способен справиться с этим.
Автором в данной работе рассмотрены основные факторы, возникающее при производстве. Однако, остался и ряд неучтенных процессов и явлений. Например, не всегда существует возможность сразу же доставлять дистрибуторам готовую продукцию. Это приводит к появлению издержек хранения, которые также возможно учесть в данной модели. Также, к примеру, в сформированной модели возможно рассмотрение таких факторов как: дополнительные мощности производственных линий или объём недогрузки транспортных средств и т.д. Учёт этих факторов и расширение рассматриваемой математической модели являются предметом дальнейших исследований автора.
1. Вегера А.В. "Моделирование логистической сети управления запасами производственной организации", 2004г. [1];
2. Сайт: http://www.wl-center.ru/logistika74.htm [2];
3. Диссертационная работа Гордеевой С.Е. «Моделирование и оптимизация логистических систем промышленных предприятий», 2012 г. [3]
4. Колпак Е.П., Горыня Е.В., Иванова А.А. "Показатели конкуренции. Международная торговля в России в 19 веке", "Издательство молодой ученый", №3 (107), стр.534 2016г. [4];
5. Колпак Е.П., Горыня Е.В., Иванова А.А. "Показатели конкуренции. Международная торговля СССР","Издательство молодой ученый", №4 (108), стр.402 2016г. [5];
6. Аксёнов А.П., Берзинь И.Э., Иванова Н.Ю. "Экономика предприятия", под ред. С.Г. Фалько, М.:КНОРУС, 2013г. [6];
7. Мормуль Н.Ф. "Экономика предприятия", М.: ОМЕГА-Л, 2015г. [7];
8. Gasratova N.A., Gasratov M.G. "A Network Model of Inventory Control in the Case of a Quantitative Competition", 2014г. [8];
9. Бочкарёв А.А. "Планирование и моделирование цепи поставок", М.: "Альфа-пресс", 2008г. [9];
10. Сборник трудов международной научной конференции аспирантов и студентов, статья Захарова В.В. «Методы и модели прикладной математической логистики», СПб.: Издат. Дом Федоровой Г.В., стр. 742, 2015г. [10];
11. Ю.Е. Мегель, А.П. Руденко, А.И. Рыбалка "Математическая модель задачи оптимизации и метод её решения для оптимизации потерь в сетях", 2011г. [11];
12. Отчёт об устойчивом развитии компании "Балтика" 2014г. [12];
13. Годовой отчёт компании "Балтика" 2012г. [13];
14. http: //corporate.baltika.ru/ [14];
15. Jesper Larsen "Vehicle Routing with Cross-Docking" 2015г. [15];
...