Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Принцип разделения властей и его практическое применение в Российской Федерации (Сибирский Университет Потребительской Кооперации)

Работа №132052

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

теория государства и права

Объем работы27
Год сдачи2024
Стоимость300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение...4
1. Теоретические аспекты принципа разделения властей...6
1.1. Возникновение и развитие механизма разделения властей...6
1.2. Содержание и значение принципа разделения властей....10
2. Механизм принципа разделения властей.14
2.1. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации...14
2.2. Проблемы регулирования принципа разделения властей в современной России: обзор мнений российских правоведов...17
2.3. Пути решения проблем, связанных с реализацией принципа разделения властей.21
Заключение...24
Библиографический список...26

Разделение властей один из старейших политических принципов, который возник в качестве политико-правовой мысли в глубокой древности. Его использовали еще древние греки и римляне, чтобы обезопасить государственный строй от чрезмерной концентрации власти в одних руках. Разделение властей получило закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и в настоящее время. Основоположником данной теории по праву считается французский писатель, правовед, философ и политолог Шарль Луи де Монтескье. Выдвинутая им теория «разделения властей» в значительной мере повлияла на конституционную мысль последующих столетий.
За прошедшие годы принцип разделения властей выдержал испытания временем, развивался и совершенствовался, и сейчас занимает ведущее место в конституционном конструировании властных структур, распределении функций и полномочий между ними во всех странах с развитой демократией.
На современном этапе разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти любого демократического государства. Теория права предлагает разные варианты механизма действия принципа разделения властей. По общему правилу, вытекающему из принципа разделения властей, законодательная, исполнительная и судебная власть не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, закрепленных за каждой из них. Но очень многое зависит от конкретной ситуации, существующей в стране, и от сложившихся обстоятельств. Применение принципа разделения властей должно служить не ослаблению власти, а сотрудничеству и кооперации всех ее ветвей.
В связи с этим актуальным становится вопрос о том, что необходимо сделать для реализации принципа разделения властей в России на современном этапе. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного периода времени данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. Принцип разделения властей следует считать основой построения органов власти демократического правового государства. Также следует заметить, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.
Целью данной работы является исследование содержания принципа разделения властей, как важнейшего и основополагающего принципа правового государства, а также его практическая реализация в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить и раскрыть возникновение и развитие теории и института разделения властей;
2. рассмотреть содержание принципа разделения властей, его конституционное закрепление;
3. выявить особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России;
4. рассмотреть практическое применение принципа разделения властей;
5. обозначить проблемы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации;
6. предложить пути решения проблем, связанных с практической реализацией принципа разделения властей в России.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти, направленной на реализацию в современном демократическом государстве принципа разделения властей, а также связанные с этим проблемы.
Предмет работы – принцип разделения власти, целью которого является обеспечение законности и устранения злоупотребления властью, его общеправовое наполнение, теоретическое содержание и практическое применение в современном российском праве.
Структура курсовой работы следующая: введение, две главы, поделенные на параграфы, заключение, содержащее выводы по работе, список использованных нормативных правовых актов и учебной литературы.
Степень разработанности темы работы.
Теоретическую основу исследования составили труды таких исследователей как С.А. Авакьян, К.В. Дюков, А.Т. Карасев, Я.О.Мамаева, Г.В. Кузовлева, А.Н. Рыков, О.В. Старков,И.В. Турицын, М.Б. Смоленский, И.В. Упоров, С.М. и другие
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации и федеральные законы, устанавливающие компетенцию и полномочия органов государственной власти.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, для современного Российского общества принцип разделения властей особенно важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но умеренность, “рассредоточенность” государственной власти, предупреждающую ее концентрацию в одних руках, превращение ее в авторитарную власть.
Россия закрепила в своей Конституции общепризнанный принцип разделения властей, но в его реализации предпочитает идти своим путём, строить свою "систему сдержек и противовесов", учитывая свои исторические традиции и национальные особенности.
В практике теория разделения властей уравновешивается полномочиями, которые осуществляют три ветви власти.
Законодательная власть является ведущей среди всех трех ветвей власти, она, как правило, избирается народом и представляет его интересы, поэтому обладает большими полномочиями, и большим легитимным статусом.
Исполнительная власть в лице правительства, осуществляет текущее управление делами государства.
Судебная власть – осуществляет правосудие, то есть справедливое правовое разрешение дела, по существу.
Таким образом, принцип разделения властей является одним из базовых, фундаментальных основ демократического государства. Ветви власти должны взаимно дополнять и уравновешивать друг друга.
В современных передовых странах этот принцип нашел свое применение и реализуется путем создания различных форм соотношения сил между этими тремя ветвями власти. В России, согласно Конституции РФ, также закрепляется этот принцип, но практика его применения, является очень сложной и вызывает ряд вопросов к органам, которые занимают дискуссионное положение в системе разделения властей.
Государственная власть едина. Она требует не столько действительного разделения, сколько баланса различных властей. Этот баланс возможен при горизонтальном и вертикальном разделении полномочий, не позволяющем как сосредоточение власти в каком-либо органом власти, так и ослабления единой власти государства в целом.
Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что, с одной стороны, принцип осуществления государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную реализован и успешно работает. А с другой – он имеет ряд определенных недостатков, часть из которых носит теоретический характер, а часть – практический.
Я считаю, что для реализации в полном объеме принципа разделения властей наиболее существенно и важно было бы четко определить место главы государства в системе разделения властей. Либо включением Президента Российской Федерации в исполнительную власть, либо закреплением положения о том, что Президент занимает особое место в функционировании государства и не входит ни в одну из трех ветвей власти.
Во-вторых, возможно было бы внести в Конституцию России дополнительные поправки, которые предусматривали бы правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, то есть включали бы четко определенные взаимные противовесы для всех властей.
В-третьих, возможно было бы наделить представительные и законодательные органы государственной власти полномочиями по контролю за исполнением законов.
К сожалению, сложившаяся ситуация в значительной степени предопределяет в настоящее время в России формально-юридическое и фактическое доминирование исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти, что способствует установлению авторитарной формы правления.



1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) "О судебной системе Российской Федерации"
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Учебники, учебные пособия, монографии

1. Авакьян С.А. К вопросу о системе разделения властей на уровне Субъектов Российской Федерации / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. – М., 2011 г. – №4. –С. 18-21
2. Баранов П.П. Роль конституционного законодательства Российской Федерации в регулировании принципа разделения властей. Ростов н/Д, 2012.
3. Безруков А.В. Роль Президента России в механизме реализации конституционных принципов федерализма, единства государственной власти и разделения властей // Политика и общество. 2013. № 3. С. 262–267.
4. Борноволовков П.А. К вопросу о принципе разделения властей на уровне местного самоуправления // Академический вестн. Тюмен. гос. акад. мировой экономики, управления и права. 2013. № 1. С. 43–48.
5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для вузов. 4еизд. М.: Юриспруденция, 2007.
6. Дюков К.В. Принципы разделения, тенденции и пути совершенствования государственной власти в новейшей истории России. М., 2005.
7. Ижуткина И.В. Разделение властей как основа взаимодействия органов власти // Проблемы государственного строительства и права / под общ. ред. Г.В. Мальцева / отв. ред. С.В. Бошно. М., 2001.
8. Карасев А.Т., Морозова А.С. Глава государства в системе разделения властей: некоторые вопросы характеристики полномочий // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 8. С. 65–67.
9. Карелин А.В. Разделение властей как один из основополагающих принципов построения системы государственных органов в демократических государствах // Современное право. 2009. № 12(1). C. 30-34.
10. Карелин А.В. Реализация принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации // Образование и право. 2010. № 1(5). C. 18-24.
11. Кузовлева Г.В., Упоров И.В. Представительство народа (населения) в органах публичной власти: сущность и политико-правовая характеристика // Общество и право. 2015. № 2. С. 30–34.
12. Кандриков Сергей Владимирович. Принцип разделения властей в современной России: теория и практика его реализации: Дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 : Москва, 2004 216 c. РГБ ОД.
13. Мамаева Я.Ю. Особенности формы правления в России в контексте реализации отдельных полномочий главы государства // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. С. 48–52.
14. Смоленский М.Б., Звягольский А.Ю., Упоров И.В. Конституционное (государственное) право России. М., 2009.
15. Турицын И.В., Упоров И.В. Теоретическая конструкция публичной власти и ее конституционно-правовое преломление в России // Право и практика. 2015. № 2. С. 4–10.
16. Упоров И.В. Трансформация принципа разделения властей и всеобщности избирательного права как признак угасания эпохи буржуазных государств // Современная научная мысль. 2015. № 1. С. 129–137.
17. Энтин, Л.М. Разделение властей: опыт современных государств / Л.М.Энтин. - М.: Юридическая литература, 2007.

Статьи из журнала

1. Авакьян С.А. Разделение властей: до каких уровней применять? // Вестник Саратовской государственной юридический академии. 2018. № 4 (123).
2. Керимов А. Д. Государственная организация общественной жизнедеятельности: вопросы теории. - М.: Норма: Инфра-м, 2014. - 191 с.
3. Рыков А.Н. Соотношение государственного и муниципального интересов как интересов, возникающих в сфере публичной власти // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 3. С. 4–18.
4. Старков О.В., Упоров И.В. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2015.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ