Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Таджики Афганистана……………………………………….6
1.1. Таджики Афганистана: этногенез, этнографические группы, расселение
1.2. Участие таджиков в политической жизни Афганистана в XX в
1.3. Ахмадшах Масуд и рост национального самосознания таджиков Афганистана на пороге 21 века
1.4. Влияние персидского языка и таджиков на культурную жизнь Афганистана
Глава 2. Идеологема «Большого Ирана»……………………………..
2.1. Идеологема «Большого Ирана» в современном Иране………………
2.2. Культурная политика Ирана в Таджикистане в постсоветский период и иранско-таджикские культурные связи…………………………
2.3. Иран и персоязычные народы Афганистана в период гражданской войны в Афганистане (с 1978 г. )
2.4. Ирано-афгано-таджикский альянс в начале 21 века
Глава 3. Актуализация идеологемы «Великий Хорасан» в 2021–2022 гг
3.1. Приход к власти талибов в 2021 году и создание Фронта Национального сопротивления Афганистана…………………..…56
3.2. Солидарность Таджикистана и Ирана с ФНСА и другими антиталибскими группами в Афганистане (и почему Иран более осторожен и «холоден» в этом отношении, чем Таджикистан)
3.3. Таджикский национальный подъем: виртуальная реальность или просто реальность?
3.4. Почему пуштуны исключаются из «Ирана» и «Хорасана» (пуштуны как часть «Турана»)?
Заключение…
Список использованных источников и литературы
Приложение
Актуальность темы исследования. Исследование посвящено феноменам “Большого Ирана” и “Персидского мира” и возрождению этих идей на современном этапе. Неотъемлемо от него сохраняется пролонгированное культурное влияние персофонии (дать ссылку на автора термина), расцвет которой приходился на средние века, выходящее далеко за пределы трех государств, Ирана, Таджикистана и Афганистана, где персидский принят в качестве официального языка.
Существует множество вопросов, касающихся самоощущения персов и таджиков обоих государств, а именно, как они понимают единство истории и культуры, какое значение идея Персидского мира имеет во внутренней и внешней политике, как отражается на обычной жизни людей, существуют ли в целом общеиранская или общетаджикская идентичности. Факт заключается в том, что для населения Ирана, Афганистана и Таджикистана характерны несколько идентичностей: религиозная, этническая, локальная и гражданская, у таджиков Совесткого Таджикистана, в известной степени, существовала и советская идентичность. Поэтому люди могут ощущать себя как в рамках единого целого, основанного на понимании общих корней и истории, так и в отрыве от общего исторического прошлого, на что влияют многие факторы: исповедание разных толков ислама, разные политические пути в модерную эпоху и на современном этапе, отсутствие до определенного момента точек соприкосновения.
Таким образом, актуальность исследования связана с тем, что концепт “Великий Хорасан”, в латентной форме существовавший и ранее, актуализировался в 2021 году в связи с обострением внутриафганского конфликта на почве межэтнических (таджико-пуштунских) отношений после прихода к власти “Талибан”. Этот конфликт всколыхнул весь Персидский мир и вызвал волну роста общеиранского самосознания людей.
Новизна исследования связана с тем, что данный феномен в его современном дискурсе еще не был исследован в отечественном востоковедении.
Исходя из этого, формируются цель и задачи настоящего исследования.
Целью исследования является анализ роли ощущения таджиками Афганистана, таджиками Таджикистана и персами (или в целом иранцами Ирана) принадлежности к единому историческому пространству Большого Хорасана (вар. Большого Ирана) в измерениях политической, культурной и повседневной жизни. Мы выдвигаем гипотезу, что феномен “Великого Хорасана” существует и имеет весомое значение, что можно особенно проследить после августа 2021 г.
Задачи исследования включают:
- исследование таджиков Афганистана, их этногенеза, роли в политической и культурной жизни Афганистана
- изучение идеологемы “Большого Ирана” и политики Ирана, отвечающей данной идеологеме
- анализ современной обстановки после прихода к власти в Афганистане талибов, реакцию на это отдельно правительства и народа Таджикистана и Ирана, т.к. позиции могут отличаться
Объектом исследования выступает идеологический концепт “Великий Хорасан”.
Предметом исследования служит этническое, лингвистическое и историко-культурное содержание идеологического концепта “Великий Хорасан”.
Хронологические рамки исследования охватывают период от времени, когда мы уже можем проследить этапы таджикского этногенеза на территориях современного Афганистана и Центральной Азии и до 2023 г.
Работа является второй частью проекта, посвященного этой проблеме. На третьем курсе нами была написана работа “«Персидско-таджикская карта» в Центральной Азии”, которая была посвящена рассмотрению вопроса существования национального самосознания таджиков Таджикистана и исследованию наличествования у таджиков нескольких идентичностей.
В своем исследовании мы рассмотрели феномен “Персидского мира” и осознания его существования персами и таджиками на современном этапе.
Мы проанализировали, как общественные и культурные деятели апеллируют к этому понятию, какое значение играет данный феномен в обыденной жизни и политике.
Нами также была выделена идеологема “Большого Ирана”, рассмотренная больше с позиции политических действий, предпринимаемых Ираном, чтобы наращивать свое влияние в регионе.
Нам удалось доказать, что общество ощущает свою принадлежность к “виртуальному” объединению, выходящему за рамки современных государственных границ и основанному на общности культуры и языка.
Политика государств также отвечает идеологеме общности, но чаще всего, когда это оказывается экономически выгодно. Стоит помнить, что внешняя политика чаще всего носит многовекторный характер, и какое из направлений окажется главенствующим, решается в зависимости от актуальных интересов и выгоды правительств.
Итак, можно сделать выводы, что “Персидский мир” и его идея существует и продолжает развиваться. Ярким примером мобилизации общеперсидского самосознания явились события 2021-2022 гг. в Афганистане. Межэтническое противостояние (“сопротивление”) до сих пор продолжается, поэтому нам остается только догадываться о дальнейшем развитии событий.
Наше исследование не претендует на завершенность и может быть продолжено в направлении более глубокого изучения общественной мысли персоязычных стран, которая предлагает разные форматы объединения персоязычных социумов как в рамках политических движений и организаций, так и виртуальных сетевых и медиа- сообществ, расширения официального и неофициального взаимодействия и сотрудничества в области культуры, включая образование, гуманитарные исследования, литературу и книгоиздание, музыку, кино, изобразительное искусство, различные формы традиционной и этнической культуры, а также разнообразные проявления солидарности.
1. Абдуллоев Р. Этнополитические процессы в Афганистане после 2001 года. Центральная Азия и Кавказ. Том 16, выпуск 1. — 2013
2. Абдуллоев Р. Пуштуны в политической жизни Афганистана. // Центральная Азия и Кавказ. Том 18. Выпуск 3, 2013
3. Ахрамович, Р.Т. Афганистан в 1961-1966 гг.: политическое положение, конституционная реформа. – Москва: Наука, 1967. – 170 с.
4. Бабур Захир ад-Дин. Бабур-наме. Записки Бабура (пер. М. Салье). Ташкент, 1958. - 534 с.
5. Бартольд В.В. Сочинения. Т. VII. Работы по исторической географии и истории Ирана. М., 1974. - 667 с.
6. Бойко В.С. Власть и оппозиция в Афганистане: особенности политической борьбы в 1919-1953 гг. - М.: Барнаул, 2010. - 392 с.
7. Болашенкова Е.А. Древняя история в школьных учебниках постсоветского Таджикистана // XXXII Международный конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки: Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. 26–28 апреля 2023 г.: Материалы конгресса / Отв. ред.: Н. Н. Дьяков, А. О. Победоносцева Кая, П. И. Рысакова. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. ― 804 с.
8. Ведад. Х. Восстание и правление эмира Хабибуллы-хана Бача-и Сакао (январь - октябрь 1929 г.) в Афганистане. М.: Посольство Российского университета дружбы народов, 1996. - 74 с.
9. Виноградов В.М. Тегеран. 27 декабря 1979 г. Из воспоминаний советского посла. Восточный архив №1 (27). - 2013
10. Гордон А.В., Кузнецова С.И., Мирский Г.И. Апрельская революция 1978 г. в Афганистане. Реферативный сборник. М.: Институт научной информации по общественным наукам / Институт востоковедения, 1982. - 220 с.
11. Григорьев С.Е. Панджшер в 1975-1990 гг. глазами афганского историка. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1997. - 128 с.
12. Губар Мир Гулам Мухаммад. Афганистан на пути истории (пер. М. Давлятова). М.: Наука, 1987. - 207 с.
13. Дубова Н.А., Мадамиджонова З.М., Убайдулло Н.К. Таджики. (Народы и культуры). - М.: Наука, 2021 - 1005 с.
14. Ильхамов А. Этнический атлас Узбекистана. - Узбекистан: Институт "Открытое Общество" — Фонд содействия, 2002. - 452 с.
15. Иоаннесян Ю.А. Гератский диалект языка дари современного Афганистана. - М.: Издательская фирма “Восточная литература” РАН, 1999. - 239 с.
16. Казадаев А.И., Меджитова Э.Н., Меметов И.А. и тд. Востоковедный сборник. - Симферополь.: Таврический экологический институт. Факультет востоковедения, 1997. - 208 с.
17. Казурова Н.В. Кинематограф как инструмент культурной экспансии Ирана в странах мусульманского Востока. Asiatica: труды по философии и культурам Востока. Выпуск 7. — 2013
18. Кайхан А. Афганистан до войны и после войны и роль мировых держав (Россия и США) в его политике. Процветание науки. Выпуск 1 (7), 2022
19. Киселева, Л.Н. Язык дари Афганистана. – Москва: Наука, 1985. – 126 с.
20. Кича М.В. Афганистан: подлинная история страны-легенды. - М.: Эксмо, 2022. - 464 с.
21. Клёсов А., Саидов Х. Евреи и Пуштуны Афганистана. Пропавшие колена Израилевы: история, политика, ДНК-генеалогия. - М.:Концептуал, 2015. - 460 с.
22. Кляшторина В.Б. Эволюция культурной доктрины Исламской Республики Иран. //Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М.: Институт востоковедения РАН, “Крафт+”, 2001. - 420 с.
23. Коргун В.Г. Формирование и эволюция политической системы современного Афганистана (1919-1999 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М.: МГУ, 2000
24. Лахути. Избранное. В новых переводах. - М.: Государственное издательство художественной литературы. 1946. - 227 с.
25. Лукоянов А.К. Иранский фундаментализм и Центральная Азия. // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М.: Институт востоковедения РАН, “Крафт+”, 2001. - 420 с.
26. Майтдинова Г.М. Сотрудничество Республики Таджикистан в рамках ираноязычного альянса «Афганистан–Иран–Таджикистан» // Вестник РГГУ. Серия «Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения». Выпуск 1, 2022
27. Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. Том 1. С древнейших времен до начала XXI века. М.: Наука, 1954. - 464 с.
28. Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. Том 2.Афганистан в новое время. М.: Наука, 1965. - 551 с
29. Рахимов Р.Р. Таджики: история, культура, общество. СПб.: МАЭ РАН, 2014. - 542 с.
30. Риттер К. Землеведение. География стран Азии, находящихся в непосредственных сношениях с Россией. Кабулистан и Кафиристан. - СПб.: Типографии В. Безобразова и компании, 1857. - 1010 с.
31. Сабитов Ж. Этногенез пуштунов (афганцев) с точки зрения популяционной генетики. The Russian Journal of Genetic Genealogy (Русская версия): Том 2, выпуск 3, 2010.
32. Сафолзода М.К Республика Таджикистан и Афганистан - взаимоотношение во второй половине 1997 г. // Вестник педагогического университета. Выпуск 6 (83), 2019.
33. Спольников В.Н. Афганистан. Исламская оппозиция, истоки и цели. М.: Наука, 1990. - 191 с.
34. Сченснович В. Н. Иран: внешняя политика (аналитический обзор). Россия и Мусульманский мир. Выпуск 3. — 2019.
35. Филин Н.А., Кокликов В.О., Ходунов А.С. Осмысление колониализма и деколонизации в современном социально-политическом дискурсе Ирана // Международная аналитика. Том 13 (3), 2022.
36. Хамгаев А. Этнополитический портрет Афганистана: единство или федерализм? “Центральная Азия и Кавказ”, Лулео (Швеция), выпуск 4. - 2003
37. Шах М. Пуштунский национализм в Афганистане и Пакистане. М.: Государство, общество, международные отношения на мусульманском Востоке», 2014.
38. Шозимов П. Д. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук — Душанбе — 2006.
39. Юртаев В. Иран: геополитика и стратегия развития. «Азиатские исследования: Ежегодник научнообразовательного центра азиатских исследований ОЦДН» — 2009.