Введение
2. Основная часть.
2.1.Глава 1 Историческая справка;
2.2.Глава 2 Паспорт реставрации.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
5. Перечень иллюстраций.
6. Приложения.
5.1 Лабораторные исследования.
5.2 Картограммы выполненных работ.
5.3 Фотофиксационные материалы до реставрации, в процессе и после
окончания работ.
В современном мире крайне актуальны вопросы охраны культурного и исторического наследия. К сожалению предметы искусства - носители нашей истории, не вечны. Лучшее что мы можем сделать для будущих поколений – донести их в хорошей сохранности. «Для всей истории человеческого общества характерно стремление сохранить предметы, в которых наиболее ярко отразились жизнь и борьба, движение человеческой мысли и идеалы общества — произведения науки, литературы и искусства, вещественные свидетельства истории человеческого духа. Одним из таких свидетельств являются произведения скульптуры, в которых в пластической форме как бы воплощены идеалы человеческого общества на различных ступенях его развития.»1
Не смотря на высокий уровень профессионализма Российских реставраторов, химиков-реставраторов, а также внедрение передовых технологий и зарубежных методик, постоянно нарастающий объём работ, и вырабатываемая резистентность биодиструкторов делают проблемы реставрации скульптуры важными и значимыми для каждого. Годами вопросы защиты и консервации исторических монументов, с использованием надежных и обратимых методов, являются постоянным объектом для обсуждений и движущей силой реставрации.
Предметом настоящей работы является мраморный барельеф «Гений, обнимающий урну» с надгробия неизвестного (нач. XIX в), из собрания фонда Государственного музея городской скульптуры. Актуальность этой работы – отсутствие предыдущих реставрационных работ, восстановление этого памятника делает возможным его последующее использование в качестве постоянного музейного экспоната, частью экспозиций и выставок.
Цель – реставрация фрагмента надгробного памятника неизвестному начала IX века.
Задачи работы:
-Провести лабораторные исследования;
- Выполнить сухую расчистку от поверхностных повреждений;
-Выполнить комплекс работ по очистке памятника от всех видов биологических деструкторов, загрязнений, удалению следов краски;
-Провести восполнение мелких утрат методом мастиковки;
-Выполнить консервацию, обработку биоцидным составом для приведения памятника в экспозиционный вид.
Природные факторы, влияющие на сохранность камня и качество его поверхности, веками были неизменными в Санкт-Петербурге; высокая влажность, частые дожди, резкие перепады температур. Множество веков скульптуры могли существовать почти без нашей помощи, но неизбежные изменения в современной, крайне агрессивной, городской среде и близость Некрополя к источникам углекислого газа, значительно ускоряют деструктивные процессы на поверхности камня. «Значительное ухудшение экологической обстановки в промышленных городах ускоряет процессы разрушения памятников из камня. Уникальное собрание скульптурных памятников Санкт-Петербурга находится в настоящее время в критической ситуации. Техногенная загазованность атмосферы в условиях повышенной влажности воздуха усилила выветривание камня под действием физико-химических и биогенных факторов.»3 На памятнике это проявляется огрублением поверхности, появлением впадин и углублений, микроскопических трещин, осыпаний, отслоений. Объединив все факторы, этот процесс можно назвать выветриванием поверхности.
В результате выпускной квалификационной работы была успешно выполнена реставрация мраморного барельефа «Гений, обнимающий урну» с надгробия неизвестного (нач. XIX в) ФН №28, из собрания фонда Государственного музея городской скульптуры. Процесс работ включал в себя сухую расчистку от поверхностных загрязнений, биоцидную обработку поверхности, промывку от легкоудаляемых загрязнений, расчистку от трудноудаляемых загрязнений, удаление пятен краски, восполнение мелких утрат методом мастиковки, а также консервация поверхности, покрытие воском. В следствии сделанных работ памятник был приведен в экспозиционный вид и перенесен в фонды Государственного музея городской скульптуры.