ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические подходы к понятию «торговая война». 11
1.1. Определение термина «торговая война». 11
1.2. Возможные методы ведения «торговой войны».. 16
2. Основные спорные моменты в торгово-экономических отношениях двух стран.. 28
2.1. Политика Китая в области импорта и экспорта.. 29
2.2. Внутренняя политика КНР.. 47
2.3. Инвестиционный режим.. 61
2.4. Торговый баланс. 69
3. Динамика развития конфликта... 76
3.1. Содержание принятых мер и их эффект на двусторонней торговле.. 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
ПРИЛОЖЕНИЯ 123
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В последние годы в торгово-экономических отношениях США и КНР наблюдалось заметное напряжение, которое вылилось в полномасштабное торговое противостояние, получившее название «торговая война». В 21 веке, где весь мир связан многочисленными экономическими связями, транснациональными корпорациями, глобальными цепочками поставок, подобное явление оказывает по-настоящему разрушительный эффект. «Торговая война» произошла в это время не просто между государствами, вклад в мировое развитие которых оценивается не так высоко, а между теми экономиками, что занимают первую и вторую строчки рейтинга крупнейших экономических держав и задают основные тенденции развития мирового рынка. Как следствие, подобная ситуация, имеющая место быть между двумя влиятельными государствами, безусловно, притягивает взгляды многих исследователей, так как шаги, которые предпринимают стороны в ходе преодоления кризиса, и их последствия в достаточной мере оказывают влияние на весь мир. В связи с этим актуальность этой научной работы представляется неоспоримым фактом.
В данной научном труде объектом исследования являются двусторонние отношения США и КНР, а предметом исследования выбраны их торгово-экономические отношения в период с 2017 года по февраль 2020 года, когда произошло само обострение.
Цели работы: рассмотреть теоретические аспекты термина «торговая война» и основные причины конфликта, а также определить ключевые факторы, которые препятствовали прекращению острой фазы конфликта в кратчайшие сроки.
Для достижения целей исследования были поставлены следующие задачи:
1) исследовать разные варианты трактовки термина «торговая война» и методы ее ведения;
2) изучить критикуемые США стороны китайской внешней и внутренней политики, инвестиционного режима, а также разобрать спорный вопрос касательно торгового дисбаланса между странами;
3) рассмотреть, какие экономические меры были предприняты сторонами и их эффект на торговый оборот двух государств.
Основная методология исследования сосредоточена в третьей главе данного научного труда и представлена историческим.
Исторический анализ был выбран для сортировки всей имеющейся в сети Интернет информации о происходивших событиях в кризисной ситуации и полноценного понимания, как шло развитие конфликта, на какие периоды приходились снижение и рост напряженности, какие последствия имелись после действий сторон.
В представленной выпускной работе особое внимание уделялось изучению эмпирических источников информации, с целью проведения независимого и адекватного исследования конфликта.
Так в первой главе при изучении возможных способов ограничения торговой деятельности другой страны, снижения товарного потока и, тем самым, изменения торгового баланса данного государства, использовалась в основном информация, которая предоставляется Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) — органом Генеральной Ассамблеи ООН . Их международная классификация нетарифных мер помогла составить комплексное представление об интересующем вопросе и лучше понять те или иные действия США и КНР не только во время кризисной ситуации, но и до нее самой.
Во второй главе, исследуя основные причины, приведшие к возникновению «торговой войны» упор был сделан на изучение отчетов различных департаментов правительства США, отчетов, посвященных нарушениям правил ВТО КНР и результатам расследований, которые были инициированы Д. Трампом, Белой книги Китая, затрагивающей основные моменты торгово-экономических отношений двух стран и официальную позицию государства по многим аспектам, в которых США критикуют его.
Помимо этого, использовались отчеты ВТО по всем имеющимся спорам и результатам их разрешения , статистические данные такой международной организации как Международная Экономическая Организация Развитых Стран (OECD) , откуда бралась информация по инвестиционным ограничениям КНР. Представленные в научной работе данные по торговому балансу США и их торговой структуре с Китаем основываются уже на статистике американского Бюро экономического анализа и Бюро переписи населения США, где имеется исчерпывающая информация по торговле США с различными странами.
В третьей главе для проведения соответствующих исследований были изучены представленная в СМИ информация о переговорах и их результатах в ходе конфликта; подписанные официальные соглашения, совместные заявления, а также принятые Белым домом меморандумы и постановления Государственного Совета КНР для ознакомления с полным содержанием принятых мер обеими сторонами.
Что касается степени научной разработанности темы, то «торговая война» между Соединенными Штатами и Китаем представляет научный интерес для многих исследователей, однако полноценных научных монографий, посвященных данной проблеме на сегодняшний день, практически, нет. Имеется достаточно большое количество научных статей в журналах, электронных ресурсах, которые охватывают возможные причины появления конфликта, подробно разбирают торгово-экономические отношения двух стран, исследуют влияние «торговой войны» на мировую экономику и другое.
Стоит отметить, как минимум трех отечественных научных исследователей, которые представляют интересные точки зрения на кризисную ситуацию и причины ее возникновения в отношениях США и КНР.
Так в работе доктора политических наук и профессора РАН Я.В. Лексютиной представлена одна из точек зрений, которая объясняет логику внешнеэкономической политики президента Д. Трампа, его мотивацию в развязывании серии «торговых войн» и его представления о предпочтительном мировом экономическом порядке. Касаемо Китая, она указывает на то, что главной причиной развязывания «торговой войны» стало желание принудить КНР в полной мере выполнять свои обязанности согласно своему экономическому статусу в мире и имеющимся в наличии экономическим соглашениям.
В то же время кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН С.М. Труш делает акцент на исследовании позиций обеих сторон, их видениях ситуации в целом, а также последствиях конфликта для экономического развития двух стран. Его мнение, что Китай пока не достиг того уровня, когда может представлять значительную противовесную силу США, отчасти отражается в действительных промежуточных результатах конфликта.
В свою очередь, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ, доктор исторических наук, профессор Маслов А.А. дает емкие умозаключения по современным отношениям США и КНР, их дальнейшей перспективе в свете подписания соглашения первой фазы.
Также в исследовании представлена зарубежная научная оценка происходящих событий.
Определенный интерес вызывают мнения почетного профессора Стэнфордского университета Лоуренс Дж. Лау и его коллег, профессоров Китайского университета Гонконга Ральфа и Клэра Ландау, по поводу экономических отношений США и Китая. В своей монографии они указывают на то, что основными причинами начала «торговой войны», являются конкуренция между странами в научно-технологической среде и рост протекционистских и популистских настроений в США.
В работе также представлено мнение профессорав области международных отношений и европейской политики Колледжа Гамильтон (США) А. Кафруни , который предполагает, что соперничество между странами не пройдет даже после возможного устранения отрицательного дисбаланса в торговле, а подписание соглашения – не решение глубоких противоречий.
Отчасти это мнение разделяет независимый исследователь из США и бывший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, ЮханЧжан, который считает, что «торговая война» не поможет Д. Трампу достичь его цели – решения проблемы товарного дефицита, так как последний является результатом структурных проблем торговой политики США и своеобразной модели развития Китая.
В свою очередь, Ван Вэнь, исполнительный декан Института финансовых исследований «Чунъян» Китайского народного университета (RDCY), вице-президент Школы Шёлкового пути Китайского народного университета, настаивает на том, что подписание соглашения положило начало налаживанию торгово-экономических отношений между США и Китаем в рамках равного, взаимовыгодного партнерства.
Таким образом, комплексная картина, которая благодаря полноценному анализу проявится после завершения исследования, определенно даст исчерпывающие ответы на вопросы, стоящие перед ним
Обобщая выводы, сделанные в ходе исследования такого международного явления как «торговая война» между США и КНР, стоит отметить следующие моменты.
Во-первых, изучив варианты интерпретации термина «торговая война» в различных источниках, было сформулировано следующее определение. «Торговая война» – это конфликт между двумя и более государствами, в котором одна из сторон в целях улучшения собственных внешнеторговых показателей и экономической ситуации внутри страны в целом накладывает ограничения на импорт другой стороны и проводит активную экспортную политику, используя различные средства, для увеличения доли своего присутствия на ее внутреннем рынке или рынке третьих стран, где у другой стороны имеются интересы, что, в свою очередь, вызывает ответные меры со стороны оппонента и запускает череду противостояний на международной арене, которые продолжаются до тех пор, пока стороны не придут к компромиссу.
Во-вторых, рассмотрев возможные методы ведения «торговой войны», были выявлены основные рычаги, с помощью которых стороны ограничивают экономическую деятельность торгового партнера. Это введение эмбарго, повышение тарифов, снижение квот, усложнение/ужесточение бюрократических процедур лицензирования и национальных стандартов, с помощью которых данная страна имеет возможность регулировать поступление импорта на внутренний рынок. Однако «торговая война» предполагает ответные действия партнера, что уменьшает эффективность указанных экономических мер, а иногда и вовсе нивелирует их результативность. В том числе, данные действия влекут за собой негативные последствия в виде повышения цен на импортируемую продукцию, что сказывается на самих отечественных потребителях и компаниях, которые используют иностранные компоненты в своем производстве.
В-третьих, отрицательный торговый дисбаланс, который представляется одной из основных причин начала «торговой войны», является следствием целого комплекса проблем не только в торговой политике Китая, но и самих Соединенных Штатов.
Ключевыми спорными моментами в первом случае выступают чрезмерная государственная поддержка компаний, преференциальная политика в области экспорта, занижение курса юаня, ограничения доступа иностранных фирм в отдельные сферы китайского рынка, высокие импортные сборы, задержки в портах, отсутствие единообразного применения мер таможенной оценки, наличие ряда ограничений на получение импортной лицензии в связи с введением значительного количества запретов, фито-санитарных мер, применением собственных стандартов при оценке соответствия, приоритетом результатов государственных сертификационных органов, ужесточением инспекционных требований. При этом сами США активно пользуются преимуществами различных инструментов торговли (антидемпинговые и компенсационные пошлины, субсидирование, государственные закупки, тарифное регулирование, инвестиционные ограничения и т.д.), тем самым нарушая обязательства по ВТО.
Во втором случае, торговый дефицит США с Китаем является следствием низкого уровня сбережений, наличия определенных ограничений на экспорт и статуса поставщика одной из основных международных валют – доллара США. В том числе, развитие международного рынка и разделения труда сыграло не последнюю роль в появление подобного явления.
Помимо торгового дисбаланса, США критикуют подходы Китая в области обеспечения защиты интеллектуального права и в интерпретации «добровольности» передачи технологий американскими компаниями китайским партнерам. Эти две причины также стали мотивами начала «торговой войны».
Таким образом, «торговая война» стала средством Белого дома для достижения поставленной цели – заключение «сделки» с Китаем, которая решила бы противоречия между странами и тем самым снизила имеющийся торговый дефицит, а также дала бы преимущество в конкурентной борьбе, особенно, за лидерство в научно-технологической сфере.
В-четвертых, с помощью исторического анализа данного конфликта были выделены5 основных периодов: предкризисный, кризисный, спад напряженности, период неопределенности, временный мир.
Предкризисный период характеризуется попытками двух стран достичь компромисса по ряду спорных вопросов, но, как показало время, это оказалось невозможным, что привело к скачку напряженности и началу кризисного периода.
Кризисная стадия отличается наличием 3 раундов повышения тарифов, что обострило сложные отношения между государствами и привело к обратному эффекту – достижению рекордного значения отрицательного сальдо вследствие ответных мер Китая.
В свою очередь, спад напряженности стал естественным продолжением кризисного периода. Было достигнуто временное перемирие и осуществлялись попытки решения спорных вопросов посредством дипломатических методов, что подтверждается наличием более 7 раундов переговоров между КНР и США.
Отсутствие ожидаемых результатов привело к наступлению стадии неопределенности, когда время от времени вспыхивали очаги напряженности в виде новых повышений тарифов, обвинений в адрес партнера, ограничений на деятельность компаний. Но при этом наблюдалось попытки стран идти на уступки друг другу – публиковались списки исключений, откладывались иногда запланированные повышения тарифов, велись переговоры. Переломным моментом стало воздержание китайской стороны от ответных действий на новые американские тарифы в сентябре 2019 года, что поспособствовало ускорению подготовки ключевого на данном этапе соглашения.
Последний период охватывает такое событие как подписание соглашения первой фазы, которое сдерживает конфликт от повторной эскалации.
В-пятых, отвечая на один из основных вопросов исследование – почему «торговая война» не прекратилась в 2018 году, а получила свое продолжение в 2019 году, нужно отметить тот факт, что главные цели, стоящие перед Белым домом, не были достигнуты. Во-первых, не было прогресса в уменьшении торгового дисбаланса, так как ответные действия КНР приводили к нивелированию эффекта от ожидаемых результатов повышения тарифов. Во-вторых, не была заключена «сделка» с Китаем, которая бы поспособствовала решению проблемных вопросов в торгово-экономических отношениях двух стран.
В том числе, политические лозунги, высказывания основных действующих лиц конфликта напрямую влияли на динамику развития событий. Каждое обещание поднять тарифы или обвинение в кражи интеллектуальной собственности США, в валютных манипуляциях имели серьезные последствия для развязывания кризиса в полномасштабную «торговую войну».
Подобного рода действия стран стали настоящим испытанием не только для собственных экономик и бизнеса, но и всего мира в целом. Рост издержек компаний, повышение потребительских цен, замедление экономического роста и снижение уровня жизни в мире – не та цена, которую были готовы заплатить люди и бизнес за амбиции и цели США.
В итоге, можно сказать, что «торговая война» при президентстве такой фигуры как Д. Трамп и его новой политике, имеющей явные признаки протекционизма, была неизбежной. Однако существуют перспективы для дальнейшего развития диалога в продуктивном ключе, но только при условии соблюдения положений соглашения первой фазы и воздержания от односторонних действий в отношении друг друга. На данном этапе пока не наблюдается признаков полного завершения конфликта между двумя государствами.
1) ООН ЮНКТАД Международная классификация нетарифных мер // Официальный сайт ЮНКТАД, Публикации. – 2012. – 65 с. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ditctab20122_ru.pdf
2) Соглашение о применении статьи VII ГАТТ-1994 ВТО, Соглашение по таможенной оценке импортных товаров // Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации. Словарь терминов. URL: http://www.vavt.ru/wto/wto/ImplementationArticleVIIAgreement
3) Соглашение по процедурам импортного лицензирования // Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-правовой документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/902340085
4) Соглашение по упрощению процедур торговли // Официальный сайт Высшей школы экономики, Институт Торговой политики. URL: https://www.hse.ru/org/hse/tradepol/programme4.6.13
5) 2017 Member Survey // The US – China Business Council official website. Reports. – 2017. – 13 p. URL: https://www.uschina.org/sites/default/files/2017_uscbc_member_survey.pdf
6) 2018 Member Survey // The US – China Business Council official website. Reports. – 2018. – 14 p. URL: https://www.uschina.org/sites/default/files/2018_ucsbc_member_survey_final.pdf
7) China — Domestic Support for Agricultural Producers (DS511) // The World Trade Organization official website, Dispute settlement. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/DS511_e.htm
8) China — Export Duties on Certain Raw Materials (DS508) // The World Trade Organization official website, Dispute settlement. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/DS508_e.htm
9) China — Measures concerning wind power equipment (DS419) // The World Trade Organization official website, Dispute settlement. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/DS419_e.htm
10) Country by 5-digit End-Use Code, Annual totals, 2008 – Present (Exports, China) // U.S. Census Bureau, U.S. International Trade Data. URL: https://www.census.gov/foreign-trade/statistics/country/index.html
11) Country by 5-digit End-Use Code, Annual totals, 2008 – Present (Imports, China) // U.S. Census Bureau, U.S. International Trade Data. URL: https://www.census.gov/foreign-trade/statistics/country/index.html
12) Data of International Trade & Investment, Trade in Goods and Services, U.S. Trade in Goods and Services by Selected Countries and Areas, 1999-present. Table 4,5,6. // The U.S. Bureau of Economic Analysis URL: https://www.bea.gov/data/intl-trade-investment/international-trade-goods-and-services (Last updated 06.03.2020)
13) Economic and Trade Agreement between The Government of The United States Of America and The Government of The People’s Republic Of China // Office of the U.S. Trade Representative official website. – 2020. – 91 p. URL: https://ustr.gov/sites/default/files/files/agreements/phase%20one%20agreement/Economic_And_Trade_Agreement_Between_The_United_States_And_China_Text.pdf (Signed on January 15, 2020 in Washington, District of Columbia)
14) FACT SHEET “Section 201 Cases: Imported Large Residential Washing Machines and Imported Solar Cells and Modules” from 22.01.2018 // Office of the U.S. Trade Representative official website. Press Releases. – 2018. – 5 p. URL: https://ustr.gov/sites/default/files/files/Press/fs/201%20FactSheet.pdf
15) Financial transactions without current-cost adjustment 2010-2018 // Bureau of Economic Analysis, U.S. Direct Investment Abroad: Balance of Payments and Direct Investment Position Data, Country by industry detail. URL: https://www.bea.gov/international/di1usdbal
16) Interactive tables of China Export, Import (by months), USA (502), 2018. // HKTDC China Customs Statistics. URL: http://43.248.49.97/indexEn
17) Interactive tables of China Export. USA (502), Iron and steel (Code of commodity: 72), Articles of iron and steel (Code of commodity: 73), Aluminium and articles thereof (Code of commodity: 76) 2017, 2018 and 2019// HKTDC China Customs Statistics. URL: http://43.248.49.97/indexEn
18) Interactive tables of China Export. USA (502), Solar cells (Code of commodity: 85414020) 2017, 2018 and 2019// HKTDC China Customs Statistics. URL: http://43.248.49.97/indexEn
19) JOINT RELEASE: Initial Results of the 100-Day Action Plan of the U.S.-China Comprehensive Economic Dialogue // U.S. Department of Commerce, Press releases. URL: https://www.commerce.gov/news/press-releases/2017/05/joint-release-initial-results-100-day-action-plan-us-china-comprehensive (11.05.2017)
20) OECD FDI Regulatory Restrictiveness Index // Organization for Economic Co-Operation and Development (OECD) official website, OECD.Stat. Total FDI Index. URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?datasetcode=FDIINDEX#
21) Presidential Memorandum on the Actions by the United States Related to the Section 301 Investigation from 22.03.2018 // The White House official website, Foreign Policy, Presidential Memoranda. URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/presidential-memorandum-actions-united-states-related-section-301-investigation/
22) Semi-Annual Report from 23.10.2019 Under Article 16.4 of the Agreement (China) for the period 01.01.2019-30.06.2019 // The World Trade Organization official website, Anti-Damping trade topic, Notifications by individual members on anti-dumping (China). – 2019. – 15 р. URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S006.aspx?Query=@Symbol=%20g/adp/n/*%20and%20%20@Symbol=%20chn&Language=ENGLISH&Context=FomerScriptedSearch&languageUIChanged=true#
23) State Council Customs Tariff Commission Notice on the Trial Implementation of the Exclusion Work for US Products Subject to Ad Valorem Tariffs (Tariff Commission Notice [2019] No. 2) // The US-China Business Council. URL: https://www.uschina.org/sites/default/files/tariff_commission_notice_2019_no._2.pdf?utm_campaign=Marketing_Cloud&utm_medium=email&utm_source=Standalone+-+China+announces+tariff+retaliation+and+exclusion+process+-+May+13&%20utm_content=https%3a%2f%2fwww.uschina.org%2fsites%2fdefault%2ffiles%2ftariff_commission_notice_2019_no._2.pdf
24) The U.S. Chamber of Commerce Report from 16.03.2017 “Made in China 2025: Global ambitions built on local protections” // The U.S. Chamber of Commerce. The Chamber's Asia Department. Report. – 2017. – 84 p. URL: https://www.uschamber.com/sites/default/files/final_made_in_china_2025_report_full.pdf
25) The U.S.- China Economic and Security Review Commission 2018 Annual Report to Congress from 11.02.2018 “Year in Review, Economics and Trade” // The U.S.-China Economic and Security Review Commission. Annual Report Achieve. 2018 Annual Report to Congress. – 2018. Ch. 1. – 45 p. URL: https://www.uscc.gov/sites/default/files/2019-09/Chapter%201%20Section%201-%20Year%20in%20Review,%20Economics%20and%20Trade_0.pdf
26) The U.S.-China Economic and Security Review Commission’s 2018 Annual Report to Congress from 11.02.2018 “China's Agricultural Policies-Trade, Investment, Safety, and Innovation”// The U.S.-China Economic and Security Review Commission. Annual Report Achieve. 2018 Annual Report to Congress. – 2018. Chapter 1. – 31 p. URL: https://www.uscc.gov/sites/default/files/2019-09/Chapter%201%20Section%203-%20China's%20Agricultural%20Policies-Trade,%20Investment,%20Safety,%20and%20Innovation_0.pdf
27) The U.S.-China Economic and Security Review Commission’s 2018 Annual Report to Congress from 11.02.2018 “Year in Review, Economics and Trade”// The U.S.-China Economic and Security Review Commission. Annual Report Achieve. 2018 Annual Report to Congress. – 2018. Chapter 2. – 31 p. URL: https://www.uscc.gov/sites/default/files/2019-09/Chapter%201%20Section%203-%20China's%20Agricultural%20Policies-Trade,%20Investment,%20Safety,%20and%20Innovation_0.pdf
28) U.S. Department of Commerce, Bureau of Industry and Security Office of Technology Evaluation Report from 11.01.2018 “The effect of imports of steel on the national security”, based on the investigation conducted under Section 232 of the Trade Expansion Act of 1962, as amended / U.S. Department of Commerce official website. – 2018.– 262 p. URL: https://www.commerce.gov/sites/default/files/the_effect_of_imports_of_steel_on_the_national_security_-_with_redactions_-_20180111.pdf
29) U.S. Department of Energy “Restoring America’s competitive nuclear energy advantage. A strategy to assure U.S. National Security” from 04.2020 // U.S. Department of Energy official website. – 2020. – 32 p. URL: https://www.energy.gov/sites/prod/files/2020/04/f74/Restoring%20America%27s%20Competitive%20Nuclear%20Advantage_1.pdf
30) U.S. Department Of The Treasury Press Release “Treasury Designates China as a Currency Manipulator” // U.S. Department of the Treasury official website. News. URL: https://home.treasury.gov/news/press-releases/sm751 (05.08.2019)
31) UNCTAD Coding system of trade control measures // UNCTAD official website, Publications. – 2012. – 23 р. URL: https://unctad.org/Sections/ditc_tab/docs/ditc_tab_Coding2012_en.pdf
32) UNCTAD International classification of non-tariff measures // UNCTAD official website, Publications. – 2019. – 97 p. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ditctab2019d5_en.pdf
33) United States — Certain Measures Related to Renewable Energy (DS563) // The World Trade Organization official website. Dispute settlement. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/DS563_e.htm
34) United States — Preliminary Anti-Dumping and Countervailing Duty Determinations on Coated Free Sheet Paper from China (DS368) // The World Trade Organization official website. Dispute settlement. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/DS368_e.htm
35) United States Trade Representative 2017Annual Report to Congress on China’s WTO compliance. Report from 01.2018 // Office of the U.S. Trade Representative official website. – 2018. – 161 р. URL: https://ustr.gov/sites/default/files/files/Press/Reports/China%202017%20WTO%20Report.pdf
36) United States Trade Representative 2018 Annual Report to Congress on China’s WTO compliance. Report from 02.2019 // Office of the U.S. Trade Representative official website. – 2019. – 183 р. URL: https://ustr.gov/sites/default/files/2018-USTR-Report-to-Congress-on-China%27s-WTO-Compliance.pdf
37) United States Trade Representative 2019Annual Report to Congress on China’s WTO compliance. Report from 03.2020 // Office of the U.S. Trade Representative official website. – 2020. – 192 р. URL: https://ustr.gov/sites/default/files/2019_Report_on_China’s_WTO_Compliance.pdf
38) USDA Foreign Agricultural Service FAIRS Export Certificate Report from 02.03.2017 “China - Peoples Republic of. Food and Agricultural Import Regulations and Standards – Certification” // United States Department of Agriculture. Foreign Agricultural Service official website. China. – 2017. – 12 р. ULR: https://agriexchange.apeda.gov.in/IR_Standards/Import_Regulation/Food%20and%20Agricultural%20Import%20Regulations%20and%20Standards%20%20CertificationBeijingChina%20%20Peoples%20Republic%20of232017.pdf
39) What does China import from the United States? (2017) // The Observatory of Economic Complexity. URL: https://oec.world/en/visualize/tree_map/hs92/import/chn/usa/show/2017/
40) What does the United States import from China? (2017) // The Observatory of Economic Complexity. URL: https://oec.world/en/visualize/tree_map/hs92/import/usa/chn/show/2017/
41) White House Office of Trade and Manufacturing Policy Report from 19.06.2018 “How China’s economic aggression threatens the technologies and intellectual property of the United States and the world” // The White House. – 2018. – 36 p. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2018/06/FINAL-China-Technology-Report-6.18.18-PDF.pdf
42) White Paper “China and the World Trade Organization” // The State Council the People’s Republic of China official website. Archive. White Paper. – 2018. URL: http://english.www.gov.cn/archive/white_paper/2018/06/28/content_281476201898696.htm
43) White Paper “The Facts and China’s Position on China-US Trade Friction” // The State Council the People’s Republic of China official website. Archive. White Paper. – 2018. – 71 p. URL: http://english.www.gov.cn/archive/white_paper/2018/09/26/content_281476319220196.htm
44) WTO Dispute Settlement: One-Page Case Summaries 1995-2018 // The World Trade Organization official website, Dispute settlement. – 2019. – 270 р. URL: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/dispu_settl_1995_2018_e.pdf
45) 对美加征关税商品清单一 (I Список американских товаров, которые подлежат повышению тарифов) // 中华人民共和国商务部 (Министерство Торговли КНР). URL: http://images.mofcom.gov.cn/www/201806/20180616015345014.pdf (06.2018)