Введение
Глава 1. Концепция мягкой силы и джазовая дипломатия США
1.1. Основные принципы политики мягкой силы США: Применение в странах Варшавского договора
1.2. Определение джазовой дипломатии и её отличие от концепции мягкой силы
Глава 2. Джазовая дипломатия США: истоки и способы реализации
2.1. Начало холодной войны и идеологические различия между двумя блоками
2.2. Методы и каналы связи, используемые США, для продвижения джазовой политики в странах Варшавского договора
Глава 3. Сопротивление со стороны реципиентов и трансформация западных ценностей в странах Варшавского договора
3.1. Венгрия
3.2. ГДР
Глава 4. Основополагающие моменты применения джазовой дипломатии в СССР
4.1. Ван Клиберн и его влияние на холодную войну между СССР и США.........32.
4.2. Советский «Вудсток» или Рок фестиваль 1989 года и его влияние на советскую публику
Заключения и список источников и литературы
Современные реалии таковы, что отрицать все ещё ощутимую гегемонию Соединённых Штатов Америки практически невозможно. В любую страну, где у людей есть доступ в интернет, давно проникли ростки американской культуры. Даже если эти страны как-то видоизменили и адаптировали под себя плоды американского образа жизни, это влияние так или иначе пришло из США и нашло своё отражение в самых различных сферах жизни общества будь то фильмы, музыка, книги или даже кухня.
Подобные процессы в наше время можно описать термином «мягкая сила». Концепция мягкой силы давно известна специалистам по международным отношениям, политологам и политикам, ведь данную теорию в 2004 году представил миру Джозеф Най, подробно описав механизмы мягкой силы в своей книге “Soft Power: the means to success in world politics”. Однако мягкая сила стала использоваться как инструмент воздействия одной страны на другую, или же ряд других стран, куда раньше 2004 года. Пропаганда американского образа мысли, американских ценностей стала одним из ключевых пунктов для США во времена так называемой «Холодной войны» против СССР и его сателлитов в Восточной Европе во второй половине XX века.
Актуальность темы данной дипломной работы заключается в том, что США до сих пор используют свой мощный арсенал мягкой власти для привлечения иностранных государств на свою сторону или же при соперничестве с кем-либо из них. Поп-культура Соединённых Штатов Америки на данный момент проникла даже в самые недружественные для США страны и с каждым днём американский образ мышления привлекает всё больше и больше людей, как это было и во времена Холодной войны. Данный фактор во внешней политике США всё ещё необходимо учитывать и уметь анализировать его каналы и способы воздействия в особенности при нынешней напряжённости Российско-Американский отношений.
Научная новизна данной дипломной работы заключается в обширной базе зарубежных источников. Данная тема крайне мало изучалась среди российских исследователей. Приведённая ниже исследовательская работа способна помочь людям, не владеющим английским языком, всецело ознакомиться с примерами проявления и принципами работы джазовой дипломатии США на территории стран Варшавского договора во время Холодной войны.
Объектом настоящего исследования является идеологическое противостояние стран НАТО, под эгидой США, и стран Варшавского договора, под эгидой СССР, во второй половине ХХ века. Конфликт получил название «Холодная война» и продолжался с 1946 года по 1991. Предмет работы - причины возникновения, способы применения и влияние джазовой дипломатии Соединённых Штатов Америки на население Восточного блока.
Целью работы – выявить вклад культурной дипломатии в окончание холодной войны против СССР и сателлитов на примере кейсов применения джазовой дипломатии США в коммунистических странах
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Сформулировать основные принципы работы современной политики мягкой силы и определить взаимосвязь и различия между мягкой силой, которая известна исследователям в настоящее время, и явлением джазовой дипломатии США в середине ХХ века.
2. Проследить истоки конфликта двух идеологических блоков Холодной войны и установить причины появления на свет такого явления как джазовая дипломатия, проследить стадии развития и трансформации как трактовки джазовой дипломатии, так и инструментов, используемых ею.
3. Детально разобрать конкретные примеры применения джазовой дипломатии и процесс пропаганды ценностей глобального Запада в некоторых странах Восточного блока, а именно Венгрии, ГДР, Польши. Показать тем самым, как медленно, но действенно, люди, воспитывающиеся в строгой идеологии коммунизма нашли способ впитать ценности «вражеской» режиму страны, запустив при этом необратимый механизм постепенного развала когда-то несокрушимой веры в светлое коммунистическое будущее и глобальную победу пролетариата над империализмом.
4. Отдельным образом разобрать кейсы применения джазовой дипломатии США непосредственно в СССР, а именно в первых десятилетиях холодной войны и под закат Советской власти, тем самым одновременно показав и то, как видоизменилась джазовая дипломатия по прошествии лет, и то, как она постепенно воздействовала не только на европейских сателлитов СССР, но и на саму Москву, тем самым нанося удар по самому сердцу идеологического соперника США.
При написании дипломной работы были использованы следующие методы научного исследования: историко-сравнительный, анализ документов, ситуативный, институциональный, а также ивент-анализ.
Источниковая база данной дипломной работы главным образом состоит из различных архивных документов, хранящихся в американских научных центрах Woodrow Wilson Centre, National Archives Records, а также National John Kennedy Museum и архивные записи радиостанции “The Voice of America”. Источники из приведённых архивов главным образом представляют собой указы администрации США во время Холодной войны, записки Государственного департамента США о работе культурологического международного обмена, аудиофайлы с записью джазовых американских передач, транслируемых за границей США, а также воспоминания, впечатления и мнения непосредственных участников описанных в работе исторических событий, будь то сами агенты американской культуры в лице джазовых трупп, радио ведущих или рок музыкантов, или же непосредственно воспоминания тех, на кого была направлена джазовая политика США, то есть рецепиентов культурного кода.
Основу списка литературы составили монографические исследования и статьи в периодической научной печати главным образом зарубежных авторов. В монографиях подробным образом исследовался феномен джазовой дипломатии, её необходимые элементы, а также процесс ассимиляции и адоптации западной поп-музыки в целом как таковой в странах Варшавского договора. Анализируется последовательная трансформация взглядов населения и паттерна поведения, сменяющегося с лояльного режиму на все более и более протестный. В работе был также задействован основной труд Дж. Найя “Soft Power: the Means to Success in World Politics”, что главным образом составило теоретическую часть работы. Помимо вышеперечисленных материалов, в работе также была задействована исследовательская работа доктора философских наук из Университета Северного Техаса Марка Брекенриджа о жизни и карьерном пути Уиллиса Коновера, радиоведущего на “The Voice of America”.
В процессе написания выпускной квалификационной работы была детально рассмотрена политика джазовой дипломатии Соединенных Штатов Америки во время Холодной войны в странах сателлитах СССР в Восточной Европе и в самом Советском Союзе. Были выявлены непосредственные механизмы, задачи, цели и область применения джазовой дипломатии США, а также проиллюстрирована реакция рецепиентов данной дипломатии, подробно показано сопротивление властей коммунистических стран и их дальнейшие попытки адаптации к проникшему из вне западному культурному влиянию, которое в последствие неизбежно привело к тому, что люди стали все больше и больше симпатизировать западным ценностям и образу поведения, что, в свою очередь, сыграло роль в падении Железного занавеса и победе США в Холодной войне.
В противостоянии двух супер держав ХХ века джазовая дипломатия Соединённых Штатов Америки сыграла далеко не последнюю роль. В последствии выйдя за рамки лишь непосредственно джазовой музыки, культурному оружию США удалось целиком и полностью проникнуть в умы населения коммунистических стран. Адаптировав под себя звучание песен, наполнение текстов, люди, живущие под гнётом режима, смогли дать ему отпор.
Номенклатурные работники, в свою очередь, тоже не оставались в стороне. Даже осознав бесполезность полного запрета «анти-коммунистических» произведений, партийные работники все равно сыграли на руку агентам джазовой дипломатии, пытаясь подогнать и скорректировать музыкальные произведения и имиджи артистов под свои видения «идеологически правильных». Приведённые в дипломной работе примеры идеологического сопротивления со стороны населения стран Восточной Европы доказывают, что стоит лишь единожды необходимому паттерну проникнуть за железный занавес, как публика подхватит его и будет пытаться сохранить во что бы то ни стало. Ведь в том, как звучали песни коллективного Запада и то, о чем в этих песнях говорилось, транслировало так или и иначе не просто свободу, которой так не хватало коммунистическим странам, но свободу творчества и свободу самовыражения, так необходимую любому человеку. Творчество никогда нельзя загнать в строгие рамки какой-либо идеологии, оно в итоге найдёт свой выход, как нашли музыкальные группы ГДР, певцы в Венгрии и джазовые труппы в Польше. Именно в этом и заключалась изначальная цель джазовой дипломатии США, поставленная в конце 40-ых годов ХХ века администрацией президента Соединённых Штатов: разрушить слепую веру жителей Восточной Европы в недостижимые мечты коммунистической идеологии и, вместо этого, показать им, как мыслят, поют и пишут свободные от тоталитаризма люди.
1. Дудь Ю. Первый рок-фест в СССР / First rock festival in Soviet Union [видео репортаж] // YouTube, 12 февраля 2019, https://www.youtube.com/watch?v=yaCcVs9GVo0
2. Сайт национальных архивов США National Archives Records, https://education.blogs.archives.gov/2020/05/12/cultural-diplomacy-following-world-war-ii/, публикация от 12 Мая 2020 года.
3. https://www.docsteach.org/documents/document/executive-order-10924 -¨Executive Order 10924¨, документ, подписанный Дж. Кеннеди, Национальные Архивы США, 1961 год.
4. https://www.jfklibrary.org/asset-viewer/archives/JFKNSF/296/JFKNSF-296-007 National John Kennedy Museum, records dedicated to the cultural exchange between The Soviet Union and The USA, 1963.
5. E-International Relations: “The Role of the Media During the Cold War” by Alexander Stafford, published on October 26, 2013 URL: https://www.e-ir.info/2013/10/26/the-role-of-the-media-during-the-cold-war/
6. Indiana Public Media: “Conover’s Coming Over: Willis Conover And Jazz at the VOA” by David Johnson published on November 12, 2007. URL: https://indianapublicmedia.org/nightlights/conovers-comin-over-willis-conover-and-jazz-at-the-voice-of-america.php
7. BBC News Magazine: “How The Beatles rocked the Eastern Bloc” by Leslie Woodhead published on September 4, 2009 http://news.bbc.co.uk/2/hi/8232235.stm (Дата обращения: 30.04.2021).
8. BBC News Magazine: “Beatles brought down communism” published on November 17, 2000 http://news.bbc.co.uk/2/hi/entertainment/1028603.stm (Дата обращения 30.04.2021).
9. Columbian College of Arts and Sciences. History News Network: ‘Power Chords of Freedom” by Larry Schweikart published on November 29, 2010 http://hnn.us/articles/133951.html (Дата обращения: 30.04.2021).
10. Voice of America News: Willis Conover, the Voice of Jazz, Is Now Online, published on September 13, 2015. https://learningenglish.voanews.com/a/willis-conover-voice-of-jazz/2955876.html (Дата обращения: 10.04.2021)
11. Russian Art + Culture: The world’s leading platform for Russian art and culture events: “the Metal Eagle That Flew Over the Iron Certain” published on 17.08.2020 by Anton Sanatov https://www.russianartandculture.com/the-metal-eagle-that-flew-over-the-iron-curtain/ (Дата обращения: 08.05.2021).
12. Russia Beyond: “How the “Russian Woodstock” became a reality in the Soviet Union” published on February 25 2019 by Yekaterina Sinelschikova https://www.rbth.com/arts/330019-russian-woodstock-became-reality (Дата обращения: 08.05.2021).
13. The National Archives of the UK: “Extracts from a Foreign Office report on the state of Hungary 1959, (Catalogue ref: FO 975/129)” originally reported in December 1959 https://www.nationalarchives.gov.uk/education/resources/cold-war-on-file/hungary-1959/ (Дата обращения: 29.04.2021).
14. The New York Times: “Willis Conover Is Dead at 75; Aimed Jazz at the Soviet Bloc” published on May 19 1996 by Robert Mcg. And Thomas Jr. URL: https://www.nytimes.com/1996/05/19/us/willis-conover-is-dead-at-75-aimed-jazz-at-the-soviet-bloc.html (Дата обращения: 10.04.2021).
15. Wilson Center: Digital Archive: “Anti Soviet propaganda of the Voice of America” Outgoing № 283 ss, 18 February 1953, Top Secret, Copy Num. 4. URL: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/121510?_ga=2.81656533.391295761.1617278364-918150965.1613680818 (Дата обращения: 10.04.2021).
16. Wilson Center: Digital Archive: “Institute for the Study of Contemporary Problems of Capitalism Report, “Trends of Western Radio Propaganda Broadcast in Polish” originally published in January in 1976 URL: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/121506?_ga=2.125198152.391295761.1617278364-918150965.1613680818 (Дата обращения: 10. 04. 2021)
17. Wilson Center: Digital Archive: “Letter from Main Political Administration of the Polish Army to the Interior Minister on “Hostile Radio Propaganda” originally published on February 05, 1966 URL: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/121504?_ga=2.125198152.391295761.1617278364-918150965.1613680818 (Дата обращения: 10.04.2021).
18. Wilson Center: Digital Archive: “Hungarian Central Committee Report on Fight Against Hostile Propaganda” originally published on May 22 1973 URL: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/121500?_ga=2.160235519.391295761.1617278364-918150965.1613680818 (Дата обращения: 10.04.2021)
19. Wilson Center: Digital Archive: “Stasi Report on West German Government’s Attitude to Radio Free Europe and Radio Liberty” originally published September 23, 1970 URL: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/121499?_ga=2.160235519.391295761.1617278364-918150965.1613680818 (Дата обращения: 10.04.2021)
20. Wilson Center: Digital Archive: “Part of the CWIHP E-Dossier Series Cold War Broadcasting” published by A. Ross Johnson and R. Eugene Parta. URL: https://www.wilsoncenter.org/publication/cold-war-broadcasting#1bulgaria (Дата обращения: 10.04.2021)
21. US Department of State: “Jazz Diplomacy: Then and Now”, published on April 30, 2021 by J.P. Jenks URL: https://www.state.gov/dipnote-u-s-department-of-state-official-blog/jazz-diplomacy-then-and-now (Дата обращения: 05.05.2021).
22. US Department of State: “State Department Partners Celebrate 60 Years of Exchanges”, published on March 26 2021 by Ashley Yu URL: https://www.state.gov/dipnote-u-s-department-of-state-official-blog/state-department-partners-celebrate-60-years-of-exchanges/ (Дата обращения: 05.05.2021).
23. Wilson Center: Digital Archive: “The Origins of Soviet-U.S. Musical Exchange: An Interview with Title VIII Summer Scholar Matthew Honegger, published on August 24 2020 by Matthew Honegger URL: (Дата обращения: 11.04.2021).
24. UCR Classic, Rock and Culture: “The Day Western Rockers Played the Moscow Music Peace Festival”, published by Eduardo Rivadavia on August 12, 2015 URL: https://ultimateclassicrock.com/moscow-music-peace-festival/ (Дата обращения: 10.05.2021).
Литература
1. Joseph S. Nye, Jr. Soft Power: the Means to Success in World Politics / J. Nye: PublicAffairs, 2004. - p. 1-75.
2. Rocking the State: Rock Music and Politics in Eastern Europe and Russia / Sabrina Petra Ramet [et. Al]. - Routledge Taylor and Francis Group, London and New York, 1994 - P. 41-55, P. 55-73. P. 17-41.
3. Gleb Tsipursky. Jazz, Power, and Soviet Youth in the Early Cold War, 1948-1953. / G. Tsipursky, The Journal of Musicology, Vol. 33, No. 3 (Summer 2016), pp 332-361.
4. Popular Music in Eastern Europe: Breaking the Cold War Paradigm / Ewa Mazierska [et. Al.]. - Springer Nature, 2016, p. 31-51, p. 109-129, p. 217-265.
5. Danielle Fosler-Lussier, Music in America’s Cold War Diplomacy / D. Fosler-Lussier, The Regents of the University of California, 2015. p. 31-56, p. 76-115, p. 178-202.
6. Lisa E. Davenport, Jazz Diplomacy: promoting America in the Cold War Era / L.E. Davenport - University press of Mississippi Jackson, 2009, p 21-59, p. 44-85, p. 145-189.
7. Youth and Rock in the Soviet Bloc / William Jay Risch [et. Al] - Lexington Books, London, 2015, p. 17-89, p. 115-133, p. 151-177.
8. Найджел Клифф, Подмосковные вечера: история Вана Клиберна. Как один человек и его музыка остановили холодную войну / Найджел Клифф: Moscow Nights 2016. с. 209-478, с. 539-611.
9. Evaluation of the Jazz Ambassadors Program. Final Report. Volume 1. Prepared by AMS Planning and Research, 2006, p. 24-66, 75-81.
10. Socialist Fun: Youth, Consumption, and State-Sponsored Popular Culture in the Soviet Union, 1945-1970 Gleb Tsipursky, University of Pittsburgh Press, 2016, p.
66-91, 140-201, 220-273.
11. The Superpowers: A Short History Paul Dukes, Taylor and Francis Group, 2001, p. 130-135, 143-166.
12. Rock and Popular Music : Politics, Policies, Institutions Tony Bennett, Simon Frith, Larry Grossberg, John Shepherd, Graeme Turner, published by Taylor and Francis Group, 1993, p. 25-37.
13. The American Counterculture by Christopher Gair, published by Edinburgh University Press, 2007, p. 56-77, 161-182.