ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ………………………………………………3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….5
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ «ПАТОЛОГИИ»………………………………….7
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ «САНЬКЯ»……………………………………….19
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ «ЧЕРНАЯ ОБЕЗЬЯНА»
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ В РАССКАЗАХ «ГРЕХ»
ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В РОМАНЕ «ОБИТЕЛЬ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Захар Прилепин (Евгений Николаевич Прилепин) - современный писатель, публицист, журналист, политический деятель, чьи произведения входят в список самых популярных художественных книг последнего десятилетия. Чуть больше, чем за десять лет творчества, писатель получил свыше двадцати премий, в числе которых "Национальный бестселлер", "Супернацбест", "Книга года". Его книги переведены на семнадцать языков, а так же включены в программу российских гуманитарных ВУЗов. На официальном сайте Прилепина размещена не только биография и библиография писателя, но и статьи, интервью, что позволяет широкой публике, интересующейся его творчеством, получить всю интересующую информацию.
На данный момент написано более двадцати крупных научных работ, посвящённых творчеству Прилепина, в которых, в основном, рассматриваются специфические особенности повествования, лагерной темы (в связи с выходом романа "Обитель"). Кроме того, многие работы посвящены разбору характеристик главных героев в различных романах писателя. Однако женским образам в произведениях Захара Прилепина до сих пор не было уделено пристальное внимание. На мой взгляд, для полноценного анализа произведений необходимо учитывать влияние женских персонажей, которые, так или иначе, появляются во всех романах Прилепина, на сюжет, пространство романа и построение образов главных персонажей.
Фигура Прилепина привлекает внимание публики совершенно разных мировоззрений. С одной стороны, он является одним из наиболее активных общественных деятелей, что, по словам Сергея Белякова (Частный Корреспондент "Две души Захара Прилепина" ) создаёт у поклонников его творчества образ "крутого нацбола", что является лишь первым впечатлением. С другой стороны, Беляков пишет о сентиментальности, которая открывается внимательному читателю, погружающемуся в мир произведений Прилепина. С особой трогательностью автор описывает то, что ему наиболее дорого: семью, любимых женщин, детей, животных. Этот сентиментальный голос передаётся главным героям, которые, зачастую, имеют автобиографические черты.
О типичном портрете главного героя у Прилепина говорит Мария Скрягина в своей статье «Тропинка из ада в рай» : «В новом романе Захара Прилепина «Обитель» интересен даже не главный герой − его мы уже хорошо знаем по всем прежним произведениям автора. Условный Захар Прилепин помещается в некие исторические условия и ведёт оттуда свой репортаж, непременными деталями которого будут выбитые зубы, кровавая каша во рту, рассечённый лоб, сломанные рёбра, сильный голод − и физический, и всеобъемлющий, по подвигу, свершениям, ловле огромного журавля». Именно так она характеризует главного героя. Он обладает теми «мужскими» характеристиками, которыми его наделяет писатель. На мой взгляд, помимо этого внешнего набора черт, главный герой обладает личностью, которая развивается на протяжении произведения. Эта личность всегда активна, именно она производит действие, задается важными философскими вопросами, думает о любви, долге, семье и Боге. При этом о женщине в произведениях Прилепина автор статьи говорит лишь то, что «главная героиня, отбитая у другого, обычно более «крутого», <…>при этом, она умело манипулирует чувствами главного героя − всегда непредсказуема, импульсивна, с ней постоянно нужно «угадывать», ошибся − и всё рушится в один момент» . Я считаю, что это утверждение подмечает суть конфликта между мужским и женским, но не говорит о причинах, по которым женское и мужское находятся в остром противоборстве. На мой взгляд, чтобы понять эти причины, нужно увидеть те черты, которыми награждает своих персонажей Прилепин, а так же те черты, которые видят персонажи друг в друге.
Михаил Бахтин в своей работе «Проблемы поэтики Достоевского» говорит о том, что «теми элементами, из которых слагается образ героя, служат не черты действительности - самого героя и его бытового окружения - но значение этих черт для него самого, для его самосознания» . На мой взгляд, важной чертой образа героя может так же стать то, как его воспринимают другие персонажи произведения. В своей работе я хочу проследить, как проявляется самосознание героинь романов Захара Прилепина и как формируется образ женских персонажей в совокупности проявлений восприятия этих персонажей главными героем и их самоощущения.
А. И. Богатырева в своих научных работах рассматривает образы главных героев романов «Патологии», «Санькя» и «Грех», при этом затрагивает вопрос того, как женские персонажи влияют на произведения. В своем анализе текстов Прилепин она показывает, что женские образы достаточно сильно влияют на раскрытие главного героя, они очень тесно связаны с восприятием семьи, Бога, любви. Действительно, женские персонажи у Прилепина зачастую выступают вспомогательным элементом для построения сюжета и образа главного героя, однако они зачастую остаются несамостоятельными. Писатель оставляет самосознание женских персонажей закрытым, читатель видит лишь объект восприятия, но не субъект, который может действовать, подчиняясь своим собственным мотивам. Кажется, что женщина у Прилепина всегда выступает в роли инструмента, при этом она обладает рядом довольно сжатых черт, которые не меняются от произведения к произведению. Если главный герой постоянно переживает какое-то внутреннее становление, он осознает сам себя, трансформируется, то женский персонаж как будто остается равным самому себе. На мой взгляд то, что Бахтин называет самосознанием героя, очень редко встречается в творчестве Прилепина именно в отношении женских персонажей. Они чаще всего остаются константными в своей сущности, их поведение практически никогда не меняется на протяжении всего повествования. Образ женского персонажа как будто остается неизменным, что бы ни произошло с ним. Это всегда женщина сильная, живущая, можно сказать, инстинктом, живущая «голым чувством», иррациональным для главного героя. Она всегда «природна», всегда чувствуется ее базовая способность к продолжению рода, главный герой всегда испытывает жгучее физическое влечение к ней. При этом она не рефлексирует, главный герой практически никогда не вступает с ней в настоящий диалог, не пытается увидеть личность за этим физическим обликом. Он очарован женщиной, но как телом, как чем-то прекрасным и непознанным, как идеей. Он всегда хочет чувствовать свою власть над ней, чувствовать, что она ему принадлежит. Из-за этого герой Прилепина часто говорит о любимой как о «своей», как о своем ребенке. Женщина для него остается набором этих поверхностных ощущений, в который главный герой всегда влюблен безоговорочно. При этом женский персонаж не становится равноправным, его сознание и мотивы практически не взаимодействуют с тем, как главный герой воспринимает женщину.
Эта модель рушится только тогда, когда то, какой хочет видеть герой женщину, не соответствует тому, как она себя ведет. На мой взгляд, это напоминает мысль Лотмана о том, что женский персонаж является воплощением общественного идеала . В данном контексте, мне кажется, что такой образ женщины и те черты, которые Прилепин приписывает своей героине, соответствуют как представлениям героя о «типично женском», так и, возможно, самому автору. Может быть, напротив, автор сознательно задает женскому персонажу качества, которые хочет видеть в ней главный герой, а позже рушит его представления. Возможно, этот сдвиг Прилепин сознательно воспроизводит в «Патологиях» и «Черной обезьяне», тем самым подчеркивая, что женский образ закрывает именно герой произведения, не стремясь понять по-настоящему человека, который находится рядом с ним. Кроме того, герой в большинстве случаев воспринимает женщину как что-то совершенно неравное ему самому. Возникает странная ситуация, когда герой либо ставит себя выше женщины, заключая ее в концепт, превращая ее в условную вещь, либо сталкивается с абсолютным непониманием того, как живет и мыслит женщина. В эти моменты она становится сильней, рациональней главного героя, она выглядит как живое воплощение прекрасного, природного, божественного. Герой не пытается ее понять, но преклоняется перед ее женской сущностью.
Совершенно по-другому в этом отношении выглядит роман «Обитель». В нем главный герой постоянно вступает в конфликт с женским персонажем. Он чувствует, что ему противостоит такая же сильная личность, которая сама задает ход действию. Кроме того, условия, в которых пребывают герои, обязывают к подчинению мужского персонажа женским. Однако это не главное, важно то, что Прилепин наконец создает возможность для женского персонажа раскрыться как целостный образ перед читателем с помощью контекста, активного участия в действии, в диалогах с главным героем. Кроме того, важным оказывается то, что в «Обители» оба героя проходят через трансформацию, они активно меняются на протяжении всего романа. Прослеживается эволюция их сознания, образов, то есть, герои перестают быть равны самим себе. При этом это явление происходит с ними обоими в равной степени. «Обитель» является именно тем произведением, в котором женский образ трансформируется, приобретает целостность, полноценность, и пытается избавиться от тех конструктов, которые так свойственны женским образам в предыдущих произведениях писателя.
1. Колобродов А. Захар // М.: АСТ, 2015.
2. Прилепин З. Грех и другие рассказы // М.: АСТ: Астрель, 2012.
3. Прилепин З. Обитель //М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной. – 2014.
4. Прилепин З. Патологии //М.: АСТ: Астрель, 2015.
5. Прилепин З. Санькя: роман //М.: Ад Маргинем, 2014.
6. Прилепин З. Черная обезьяна //М.: АСТ: Астрель. – 2013.
7. (Электронный ресурс) Басинский П. Новый Горький явился // Российская Газета [http://sankya.ru/otzivi/pavel-basinskij-novij-gorkij-javilsja.html] (дата обращения 28.02.2017)
8. (Электронный ресурс) Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского //Библиотека русской религиозно-философской и художественно литературы «Вехи» [http://www.vehi.net/dostoevsky/bahtin/02.html]
9. (Электронный ресурс) Беляков С. Две души Захара Прилепина. Встречная полоса. Писатели подлинные и мнимые. Лимонов vs Прилепин // Частный Корреспондент [http://www.chaskor.ru/p.php?id=3661] (дата обращения 08.02.2017)
10. (Электронный ресурс) Богатырева А. Курсовая работа «Образ главного героя в романе Захара Прилепина „Санькя“» // Воронежский Государственный Университет [http://zaharprilepin.ru/files/nauka/bogatireva.doc] (дата обращения 07.03.2017)
11. (Электронный ресурс) Богатырева А. Курсовая работа «Образ главного героя в романе Захара Прилепина „Патологии“» // Воронежский Государственный Университет [http://zaharprilepin.ru/files/nauka/pat_bogat.zip] (дата обращения 07.03.2017)
12. (Электронный ресурс) Богатырева А. Курсовая работа «Образ главного героя в романе в рассказах Захара Прилепина „Грех“» // Воронежский Государственный Университет [http://zaharprilepin.ru/files/nauka/kursovaya_grex.zip] (дата обращения 07.03.2017)
13. (Электронный ресурс) Быков Д. Переплава, переплава // Новая Газета [http://zaharprilepin.ru/ru/pressa/pressa-o-romane-obitel/novaja-gazeta-db.html] (дата обращения 09.04.2017
14. (Электронный ресурс) Данилнин Л. // Афиша [http://zaharprilepin.ru/ru/pressa/greh/afisha.html] (дата обращения 10.03.2017)
15. (Электронный ресурс) Данилкин Л. Черная обезьяна. Лучший роман З. П. // Афиша [http://zaharprilepin.ru/ru/pressa/smi-o-romane-chjornaja-obezjana/afisha.html] (дата обращения 07.03.2017)
16. (Электронный ресурс) Курчатова Н. Захар Прилепин. Патологии // Критическая Масса [http://zaharprilepin.ru/ru/pressa/patologii/kriticheskaya-massa.html] (дата обращения 15.02.2017)
17. (Электронный ресурс) Лихачев С. Критический отзыв на роман Прилепина. 13. Главный герой // Школа Писательского и Поэтического Мастерства [http://su0.ru/Fh39] (дата обращения 18.04.2017)
18. (Электронный ресурс) Лотман Ю. Беседы о русской культуре [http://copy.izido.ru/pluginfile.php/4044/mod_resource/content/1/Lotman_Yu_Besedy_o_russkoi_kulture.pdf] (дата обращения 10.05.2017)
19. (Электронный ресурс) Максимов А. Обитель: мир без любви // Российская Газета [https://rg.ru/2014/05/12/maksimov.html] (дата обращения 09.04.2017)
20. (Электронный ресурс) Скрягина М. Тропинка из ада в рай. О новом романе Захара Прилепина «Обитель» // Свободная Пресса [https://svpressa.ru/culture/article/89849/] (дата обращения 08.02.2017)
21. (Электронный ресурс) Официальный сайт Захара Прилепина [http://zaharprilepin.ru/]