Введение…
1. С чего начинался Еж………………………………………………..9
2. Внешняя структура номеров……………………………………...11
3. Принцип тематического построения номеров………………...…16
3.1. 1928 год…………………………………………………………16
3.2. 1929-1930 год…………………………………………………...20
4. Общественно-политические тексты. Агитационный материал….23
4.1. 1928 год
4.2. 1929 год
4.3. 1930 год
5. Особенности функционирования тем поэзии
Заключение
Библиография
Приложение
В 1920-ые годы дискуссионным становится вопрос о месте журнала в литературе. Ю. Н. Тынянов пишет, что именно в это время журнал становится «литературным фактом». Теперь важен оказывается «момент монтировки», то, как подаваемый материал взаимодействует между собой. С той же точки зрения рассматривает журнал В. Б. Шкловский. По его мнению, периодическое издание представляет собой «своеобразную литературную форму»: интерес читателя вызывают не только части журнала, но и их связь между собой. Формалисты придерживаются мнения, что, несмотря на все преимущества журнала, можно «оценить его как бездарный по конструкции, по монтировке, и потому осудить как журнал».
Материалом настоящего исследования служит детский журнал «Ёж», выпускавшийся в СССР детским отделом Ленгиза с 1928 по 1935 год. Журнал был рассчитан на читателей среднего школьного возраста. Официально журнал был органом центрального бюро юных пионеров. Редакторами журнала были Н. Венгров, Н. М. Олейников, Г. С. Дитрих, А. Г. Лебеденк, Д. Неусихин, Д. Е. Рахмилович. Творческий коллектив сформировал С.Я. Маршак. В.Шкловкий писал о С.Я. Маршаке: вокруг него «собрались, к нему примагнитились разные люди, и все вместе образовали литературную солнечную систему» . Среди постоянных авторов «Ежа» Н.Заболоцкий, Е.Шварц, Л.Пантелеев, Н.Олейников, Д.Хармс, А.Введенский, Б.Житков, Е.Чарушин, М.Ильин и другие. Журнал пользовался необычайным успехом у юных читателей. Этому во многом способствовала та весёлая, непринуждённая атмосфера, которая царила в редакции «Ежа»:
Иногда редакторам «Ежа» казалось, что очередной, уже почти готовый, номер журнала не так хорош. Тогда все, кто был в данный момент в редакции, шли в «культурную пивную», которая находилась напротив <…>. Сдвигалось два стола, заказывалось пиво, и начиналась великолепнейшая импровизация .
Цель нашего исследования заключается в анализе тематической структуры журнала «Ёж» в первые три года его существования. В ходе исследования мы выясним, применимы ли высказывания формалистов по отношению к детской периодике на материале конкретного журнала.
Перед нами ставятся следующие задачи:
1. Рассмотрение эволюции тематической организации «Ежа» с 1928 по 1930 год;
2.Сопоставление структуры «Ежа» со структурой других детских журналов;
3. Анализ функционирования некоторых тем, особенно важных для понимания принципов организации номеров;
4. Анализ текстов отдельных авторов, регулярно печатаемых в «Еже».
В настоящем исследовании будут рассмотрены первые три года существования журнала «Ёж»: с 1928 по 1930 год. Хронологические рамки определяются тем, что с 1931 года начались политически репрессии по отношению к сотрудникам журнала, в связи с чем поменялся авторский состав, что не могло не отразиться на структуре «Ежа».
Работа делится на пять глав. Начинается исследование с анализа того, каким целям служит первое произведение первого номера «Ежа». Во второй главе структура «Ежа» рассматривается относительно структуры других детских журналов, выявляются традиционные и специфические методы. В третьей главе освещаются проблемы построения номера «Ежа». Для этого рассматриваются тематические параллели как внутри одного номера, так и в рамках нескольких номеров. Четвёртая глава посвящена политической тематике как наиболее важной для периодизации «Ежа». Проводится граница между первыми двумя периодами издания журнала. В последней главе исследуется функционирование тем в поэзии «Ежа», выявляется эволюция тематики. В исследовании преобладает сравнительный метод.
Степень научной освещённости проблемы тематической организации «Ежа» невелика. Некоторые исследователи упоминают аспекты, связанные с тематической структурой. Например, проблеме первого номера посвящена часть главы «Под знаком Ежа и Чижа» книги В.И. Шубинского «Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру» . О наличии тематических номеров и тематических пластов в журнале пишет Л. Н. Беленькая, однако примеры приводятся из номеров, датируемых не ранее, чем 1931 годом. Другие исследователи в основном обращаются к тематике «Ежа». Так, Э.А. Суздорф анализирует способы и методы освещения политических тем . Ряд научных работ, написанных в Советское время, имеет меньшую ценность из-за невозможности освещения некоторых по идейным соображениям. Примером являются исследования советских детских журналов М.И. Алексеевой, содержащие в себе и анализ тематики «Ежа» . Также теряют свою актуальность работы Л.Н. Колесовой, М. И. Холмова. В остальных исследованиях проблема тематической организации не рассматривается.
Критика журнала «Ёж» в годы его существования была идеологической и связывалась с новым пониманием функции детской литературы: воспитания строителя новой страны. В годы существования журнала суждения критиков носили в основном негативный характер. Уже в апреле 1928 года публикуется статья Е. Двинского «Как "Ёж" обучает детей хулиганству». Интересна статья Б. Шатилова, напечатанная в 1929 году в журнале «Октябрь». Автор пишет:
Писатели, и в особенности группа ленинградских писателей (Маршак, Чуковский и их сподвижники) провозгласили примат формы над содержанием. Аристократическую форму они противопоставили грубой демократии содержания, как нечто враждебное друг другу <…> Читатель – безусый или с усами – всегда мещанин, любитель дешевых эффектов. Следовательно, и покорять его надо такими же дешевыми мещанскими методами .
Примечательно, что статья написана через год после публикации в «Еже» рассказа Шатилова «Джаиль-Непокупай», который был напечатан первым в седьмом номере. Возможно, причина нападок некоторых критиков оказывается не идеологической, а сугубо эмоциональной. Так, у Шатилова, «обиженного автора», «появился реальный шанс отомстить» редакции «Ежа».
Тем не менее, в 1929 года ощущается давление критики, которое оказывает сильное влияние на тематику и тематическую структуру журнала. Этот процесс неразрывно связан с дискуссией «о новой советской книге», которая открывается на страницах «Литературной газеты». Д. Кальм считает, что Маршак «далек от того, чтобы воспитывать материалистическое мировоззрение в детских авторах», а ГИЗ в свою очередь «культивирует бессмыслицу». В другой статье «Ёж» обвиняют в «увлечении голым формализмом, скрывающим за собой мещанскую обывательскую и прямо реакционную идеологию, увлечение аполитичной литературой» .
Интересна реакция самой «Литературной газеты» на разгоревшуюся дискуссию. 30 декабря 1929 года публикуется статья «От редакции», в которой сообщается, что «развивающаяся дискуссия с полной очевидностью доказывает, что "Литературная газета" правильно нащупала больное место в области детской литературы». Кроме того, «Литературная газета» категорически отметает обвинения в травле кого-либо. Очевидно, что редакция «Литературной газеты» поддерживает позицию Д. Кальма и его единомышленников.
Дискуссия, начавшаяся в «Литературной газете» вскоре охватила и другие журналы и газеты. Из статьи, опубликованной в «Литературной газете» 6 января 1930 года, видно, что журнал «Искорка» полностью согласен с необходимостью продолжения споров о детской книге с целью решения данной проблемы. А проблема, по их мнению, в том, что царит «господство формальных методов идеалистических тенденций в детской книге, отсутствие сорганизованного пролетарского ядра в детской литературе, нейтрализация тематики в детской книге».
«Красная газета» также поддержала «Литературную газету». 17 января 1930 года выходит статья Г. Короткова «Снова о детской литературе». Автор уверен, что «газета нащупала больные места в детской литературе, обратила внимание широкой общественности на недочеты и халтуру ». Коротков обвиняет современных ему писателей в «обходе социальных тем, неумении подать полезный материал без нелепых дурачеств, сенсаций». Он призывает относиться к этому вопросу не халатно, а с полной серьезностью, ведь «детская литература – могучее оружие в деле воспитания многомиллионного поколения».
Такой была почва, на которой создавались номера «Ежа» в исследуемый нами период. Перечисленными статьями не ограничивается дискуссия, однако они являются наиболее яркими, обращёнными к большему числу сотрудников журнала, а также непосредственно к самому «Ежу». Как отразилась «травля» на тематической организации журнала, будет рассмотрено в данной работе.
Редакция «Ежа» действительно стремится переместить детский журнал с периферии, в центр «литературного сегодня» (термин Ю. Тынянова), сделать его «литературным фактом». Однако, как отмечает В. Шкловский, «восприятию журнала как литературной формы мешают политические журналы» . Именно это происходит с журналом «Ёж» после перелома, произошедшего в 1929 году. Как показано в настоящем исследовании, до перелома, для редакторов тематический принцип не был определяющим для построения номера. Однако многие рубрики взаимодействуют друг с другом, достигается целостность номера. Кроме того, тексты вступают в особые отношения между собой, в рамках и одного номера, и нескольких. Во многих номерах тексты схожей тематики имеют аналогичную позицию, что помогает раскрыть их замысел в большей мере.
Тем не менее, данная работа оставляет широкое поле для исследования проблемы тематической организации, которая до нас практически не затрагивалась исследователями журнала «Ёж». В рамках нашего исследования не выявлено, как взаимодействуют между собой все рубрики одного номера, по какому принципу перемешиваются традиционные для любого детского журнала разделы. Кроме того, остаётся нерешённым вопрос связи постоянных рубрик журнала с литературными текстами. Для решения этой проблемы требуется более обширный анализ тематической организации других периодических изданий тех лет, на основании которого исследователям могут открыться новые специфические и новаторские приёмы и методы построения номера в «Еже». В нашей работе подробно исследуются принципы функционирования политических тем и тем в поэтических текстах, так как именно на их примере ярко прослеживается эволюция организации журнала. Однако и другие темы, жанры и авторы требуют особого анализа, который приведёт исследователей к более глубокому пониманию структуры отдельного номера.
1. Галченок. СПб: Изд-во С. Г. Корнфельд, 1911 – 1913. Еженед.
2. Ёж: Ежемесячный журнал для детей младшего школьного возраста. Л.: Госиздат, 1928 – 1935. Ежемес.
3. Лучи: Журнал для девиц. СПб.: В тип.штаба отдельн. корпуса внутр. стражи, 1850 – 1860. Ежемес.
4. Пионер. М.: Правда, 1928. Ежемес.
II Исследования
Критические статьи
5. Александров А.А. Среди веселых "чижей" и веселых "ежей" // О литературе для детей. Л., 1974. Вып.18. С.138-154.
6. Александров А.А. Стихотворный портрет Николая Олейникова // Рус .лит. Л., 1970. №3. С.156-157.
7.Александрова Н. Как жили "Еж" и "Чиж"// Известия, 1969. 2 дек. С. 10.
8. Бабушкина А. "Рассказы" Б.Житкова // Дет.лит. М, 1940. № 9. С.40-42.
9. Баруздин С. Заметки о детской литературе. М.: Дет.лит., 1975. 364 с.
10 Бегак Б. Веселая книжка // Дет.лит. М., 1935. № 5.С. 8-17.
11. Белахова М. За правдивость в книгах для дошкольников // Дет.лит. М., 1937. № 17. С.2-14.
12. Берггольц О. Книга, которую не разоблачили // Наступление . Л, 1932. 16 марта. № 2. С. 2.
13. Бианки В. Борис Степанович Житков и его литературное наследие // Дет.лит. М., 1939. №10-11. С. 89-92.
14. Богданов Н. Мы из "Пионера" // Дет.лит. М., 1966 № 2. С.4-9.
15. Богданович Т. Агитация в детской литературе // Детская литература: критич.сб./Под ред. А.В.Луначарского. М.; Л.,1931. С.43-57.
16. Витин В. Дайте школьникам журнал // Комс. Правда. М.: ВЛКСМ, 1928. 27 сент. С. 5.
17. Вольпе Ц. Борис Житков // Лит.обозрение. М., 1939. № 2. С. 33-39.
18. Глухов А. Маленький шедевр о великой стройке / Альманах библиофила. М.: Книга, 1976. Вып. 3. С. 50.
19. Гофман В. Старое и новое в детских журналах // Детская литература: Критич.сб./Под редакцией А.В.Луначарского. М.; Л., 193I. С. 182-208.
20. Горький A.M. О детской литературе: письма, статьи, выказывания / Сост., вступ.ст. и комментарии Н.Б.Медведевой. М.: Детская литература, 1968. 427 с.
21. Горький М. Человек, уши которого заткнуты ватой [Электронный ресурс] // Собрание сочинений в 30-ти т. М.: ГИХЛ, 1953. — Т. 25. Статьи, речи, приветствия (1929–1931). — URL: http://ruslit.traumlibrary.net/book/gorkiy-pss30-25/gorkiy-pss30- 25.html#work020
22. Григорьев Н. Научно-техническая тема в детской художественной литературе // Дет.лит. М., 1935. № 8. С.15-19.
23. Гринберг А. Лицо советской детской книги // Печать и революция, 1929. № 7, с.114-121.
24. Двинский Е. Как "Еж" обучает детей хулиганству // Комс. правда. 1928. 24 апр. С. 3
25. Залыгин С. Несколько слов о детской литературе и публицистике // Коммунистическое воспитание и современная литература для детей и юношества. М., 1961. С.241-248.
26. Ивич А. Воспитание поколений: О советской литературе для детей. 4-е изд. М.: Дет.лит., 1969. 464 с.
27. К. Детская литература – орудие массового воспитания // Литературная газета. 1930. 6 янв. С.4
28. Кальм Д. Против халтуры в детской литературе // Литературная газета. 1929. 16 дек. С. 3.
29. Кассиль Л. Лицом к лицу с будущим // Коммунистическое воспитание и современная литература для детей и юношества. М., 1961. С. 49-63.
30. Колесова Л. П. Мы считаем, что «Ёж» потому и хорош, что его интересно читать // «Ёж»: Архив журнала. Т. 1. 1928. М.: ТриМаг, 2016. — С. 7–19.
31. Коротков Г. Снова о детской литературе // Красная газета. 1930. 17 янв. С.3
32. Крупская Н.К. О детской литературе и детском чтении: Сборник /Сост. Н.Б.Медведева. М.: Дет.лит., 1979. 271 с.
33. Крупская Н.К. О коммунистическом воспитании: Избранные статьи и речи. М.: Молодая гвардия, 1956. 424 с.
34. Литвинов В. Детям революции, нашим детям: Заметки о публицистике для детей // Дет.лит., 1966. № 4. С.10-33.
35. Луначарский А.В. Предисловие // Детская литература: критич.сб. / Под ред. А.В.Луначарского. М.; Л., 1931, с.4-9.
36. Марголина С. Конфеты и ёжики (о детском журнале) // Книга и революция. Л: Госиздат, 1930. № 28. С.19-22.
37. Петреев-Мещеряк А. "Еж" залез в джунгли // Нижегородский просвещенец. 1931. № 10. С.55-57.
38. Привалова Е. Что читать // Большевистская смена, 1931. № 2. С. 32-33.
39. Рахтанов И.А. "Еж" и "Чиж" // Детская литература. М., 1962. С.128-159.
40. Ханин Д. Основные вопросы детской литературы // Звезда. Л., 1930. № 3. С.192-205.
41. Чудакова М. Сквозь звезды к терниям // Новый мир. 1990. №4. С.24.
42. Чуковская Л. Творчество Бориса Житкова // Борис Житков: Избранное. М: Гос. Издательство Детской Литературы Мин. Просвещения РСФСР, 1957. С. 61-89.
43. Шатилов Б. «Еж» // Октябрь. 1929. №12. С.184–189.
44. Шкловский В. Старое и новое / Книга статей о детской литературе. М., 1966. 166 С.
Мемуары
45. Биневич Е. Вдохновенный мальчишка // О литературе для детей. Л.: Дет. лит., 1972. Вып. 16. С.140-153.
46. Воспоминания о Заболоцком /Сост. Е.В.Заболоцкая и А.В.Македонов. М.: Сов.писатель, 1977. 352 с.
47. Галанов Б. С.Я.Маршак. Очерк жизни и творчества. 4-е изд., испр. и доп. М.: Дет.лит., 1965. 312 с.
48. Жизнь и творчество Б.С.Житкова. Л.: Детгиз, 1955. 592 с.
49. Жизнь и творчество Виталия Бианки. Л.: Дет.лит, 1967. 348 с.
50. Жизнь и творчество М.Ильина. М.: Детгиз, 1962. 463 с.
51. Жизнь и творчество Самуила Яковлевича Маршака. Маршак и детская литература. М.: Дет.лит., 1975. -495 с.
52. Македонов А.В. Николай Заболоцкий. Жизнь. Творчество. Метаморфозы. Л.: Сов.писатель, 1968. 362 с.
53. Я думал, чувствовал, я жил. Воспоминания о С.Я.Маршаке. М.: Сов.писатель, 1971. 501 с.
Научные статьи
54. Абросимова Г В. О некоторых особенностях современной советской детской журналистики // Проблемы теории печати/ Под ред. проф. В.Д.Пельта. М.: Изд-во Моск. унч-та, 1973, с.214-23.
55. Алексеева М.И. Детские журналы Советской России 1920-х годов как тип издания: автореф. дисс. ... канд. филол. наук . М., 1968. 15 с.
56. Алексеева М.И. Из истории детской журналистики // Журналистика и литература. М., 1972. С.149-156.
57. Алексеева М. И. Советские детские журналы 20-х годов. М: Изд-во МГУ, 1982. 133 с.
58. Андреев Ю. Черты будущего: (советская детская литература для детей и юношества н 20-30-е г.г.) // Дет.лит. М., 1969. № 5.С. 14-17.
59. Арканджело М. Д. «Барабан»: шагаем с пионерами! (из истории детских журналов 1920-х гг.) // «Убить Черскую...»: парадоксы советской литературы для детей (1920-е– 1930-е гг.): сборник статей / Сост. и ред. М. Р. Балина, В. Ю. Вьюгин. СПб.: Алетейя, 2013. С. 96–109.
60. Архипов И.Ф. Публицистический образ. Генезис, структура, функция: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1977. 25 с.
61. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц. Я. Ю. Старцев. Екатеринбург: Изд-во Ур.ун-та, 1999. 415 с.
62. Беленькая Л. Н. Роль журнала "Еж" (1928–1935 гг.) и "Чиж" (1930– 1941 гг.) в становлении художественной публицистики для детей: автореф. дисс. ... канд. филол. наук:10.01.10 / Беленькая Лариса Николаевна. М., 1984. 31 с.
63. Богданов К. А. Voxpopuli: Фольклорные жанры советской культуры. М: Новое литературное обозрение, 2009. 270 с.
64.Борисов С. Б. Эстетика «чёрного юмора» в российской традиции // Из истории русской эстетической мысли. СПб., 1993. С. 139.
65.Бочкарева Л.П. Создание игровых образов детьми шестого года жизни под влиянием художественной книги и картины: дис. … канд. пед. наук. М., 1982. 204 с.
66. Виноградова И.К. Идейно-эстетическое своеобразие публицистики для детей. дис. … канд.филол.наук. Минск, 1980. 209 с.
67. Вопросы публицистики: Сб.статей / Отв.ред. М.Е.Тикоцкий. Минск: Изд-во БПУ, 1969. 235 с.
68. Галанов Б.Е. Поэзия науки: Заметки о творчестве М.Ильина // Детская литература и вопросы мастерства. М., 1956. С. 160-191.
69. Грицанова М.В. Жанр повести в советской детской литературе 20-х годов // Жанровые искания в советской литературе. Томск, 1975. С. 73-85.
70. Детская литература: Учебник для студентов высших педогагических учебных заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. М.: Академия, 2005. 576 с.
71. Дымшиц А. Поэт Николай Олейников // Дымшиц А. Проблемы и портреты. М., 1972. С. 290-301.
72. Зубова Л. Стихи Александра Введенского для детей / Поэт Александр Введенский: Сборник материалов. М: Гилея, 2006. С. 193-203.
73. Ильина Н. Борис Житков редактор: О работе Б.С. Житкова в детских журналах // Книги ̶ детям: Сб.материалов в помощь учителям, библиотекарям и пионерским вожатым. М., 1972. С.20-42.
74. Ильина Н. Из истории детских журналов 20-х 30-х годов // Вопросы детской литературы 1957. М., 1958. С.24-61.
75. Иноземцев И. Наука в образах. Писатели-популяризаторы ̶ детям. М.: Книга, 1972. 62 с.
76. Иноземцев И.В. Очерки развития научно-познавательной литературы для детей. М.: Моск.гос.библ. институт, 1961. -86с.
77. Исакова Н.Н. Советские пионерские журналы тридцатых годов: дис. ... канд. филол.наук. Петрозаводск, 1972. 280 с.
78. Кобринский А. Даниил Хармс. М: Молодая гвардия, 2008. 241 с.
79. Колесова Л.Н. В начале пути: Из истории детских журналов // Дет.лит., 1968. № 12. С.19-22.
80. Колесова Л.Н. Пионерские журналы в истории советской детской литературы 20-х годов: дис. ... канд. филол. наук. Петрозаводск, 1965. 386 с.
81. Кон Л. Советская детская литература 1917-1929 гг.: Очерки истории русской детской литературы. М.: Детгиз, I960. 320 с.
82. Корнилова В. В. Детские иллюстрированные журналы в художественной жизни Петербурга XIX — п.п. XX века. Типология и эволюция: автореф. дисс. … канд. иск.: 17.00.04 / Корнилова Вера Владимировна. СПб., 2002. 30 с.
83. Кудрявцева Е. Б. Для сердца и разума: детская литература в России XVIII в. СПб.: Нестор-История, 2010. 177 с.
84. Лекманов О. Николай Олейников – редактор / Летняя школа по русской литературе. 2015. Т. 11. № 4. С. 303-316.
85. Литовская М. А. Региональный журнал для детей в контексте советской периодики 1920–1930-х гг.: динамика идеологически приоритетов // «Убить Чарскую...»: парадоксы советской литературы для детей (1920-е –1930-е гг.): Сборник статей / Сост. и ред. М. Р. Балина, В. Ю.Вьюгин. СПб.: Алетейя, 2013. С. 110–134.
86. Лойтер С. М. Русская детская литература ХХ века и детский фольклор: проблемы взаимодействия: автореф. дисс. ... докт. филол. наук: 10.01.01 / Лойтер Софья Михайловна. Петрозаводск, 2002. 41 с.
87. Маслинская (Леонтьева) С. П. Пионерская беллетристика vs большая детская литература // «Убить Чарскую...»: парадоксы советской литературы для детей (1920-е – 1930-е гг.): Сборник статей / Сост. и ред. М. Р. Балина, В. Ю. Вьюгин. СПб.: Алетейя, 2013. С. 231–245.
88. Маслова Н.М. "Путешествие" как жанр публицистики: Проблема жанра в революционно-демократической теории публицистики // Вестн. Моск.ун-та. Сер.II. Журналистика. М., 1972. № 6. С. 37-46.
89. Минц З.Г. Пути развития советской дошкольной литературы. 1917-1930 гг.: дис. ... канд.филол.наук. Л., 1955. 695 с.
90. Николаев Д. Д. Русская проза 1920-1930-х годов: Авантюрная, фантастическая и историческая проза. М., 2006. 201 С.
91. Параничева О.И. Детские журналы: взгляд в 1930-е // Обсерватория культуры. 2006. № 2. С.118-122.
92. Привалова Е.П. Основные черты советской детской литературы / Под ред. В.А.Мануйлова. М.: Госукльтпросветиздат, 1954. 59 с.
93. Путилова Е.О. История критики советской детской литературы. 1929-1936 г.г.: Учеб.пособие. Л.: Лен.гос. пед. инст. им. Герцена, 1975. 98 с.
94. Разова В.Д. Проблемы стиля детской литературы // Проблемы детской литературы: Межвузов. сб. Петрозаводск, 197. С. 3-18.
95.Рогачев В.А. Своеобразие поэтики "обериутов" // Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1979. С.38-46.
96. Скороспелова Е. Б. Русская проза XX века: От А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003. 120 с.
97. Славова М. Т. Игра и игровое начало в беллетристике для детей // Проблемы детской литературы: Межвузовский сборник / Отв. ред. И. П. Лупанова. Петрозаводск: ПГУ, 1987. С. 50–57.
98. Суздорф Э. А. Журналы «Еж» и «Чиж» в контексте советской детской печали 1920–1930 гг.: автореф. дисс. …канд. филол. наук: 10.01.10 / Суздорф Эльвира Александровна. М., 2011. 26 с.
99. Суздорф Э.А. Образы Ленина и Сталина на страницах журналов «Ёж» и «Чиж» конец 1920-х – 1930-е годы // Вестник РГГУ. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2011. № 6. С. 80-97.
100. Сумарокова И. О. О работе художников-иллюстраторов в журнале "Еж" и "Чиж"// Дет. лит., 1968. № 4. С.64.
101. Тренин В. О "смешной" поэзии // Дет. лит., 1939. № 9. С. 20-25.
102. Тынянов Ю. Н. Журнал, критик, читатель и писатель // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 147-149.
103.Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 255-269.
104. Тынянов Ю. Н. Литературное сегодня // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 150-166.
105. Холмов М.И. Становление советской журналистики для детей. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983. - 209 с.
106. Чернявская Я. А. Советская детская литература Минск: Вышэйш. школа, 1971. 344 с.
107. Шведова О. М. Проблема психологии детской книги в советской литературе // Проблемы детской литературы: Межвузовский сборник / Отв. ред. И. П. Лупанова. Петрозаводск: ПГУ, 1979. С. 34–37.
108.Шкловский В. Б. Гамбургский счет. Л.: Издательство Писателей в Ленинграде, 1928. 591 с.
109.Штейнер Е. С. Авангард и построение нового человека: Искусство советской детской книги 1920 гг. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 250 с.
110. Шкловский В. Старое и новое: Книга статей о детской литературе. М.: Детская литература, 1966. 157 с.
111. Шубинский В. Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру. СПб.: Вита Нова, 2008. 215 с.
112.Эйхлер Г. Об организации критики детской литературы. Дет.лит., 1935, №6, с.1-4.
Яковлев Н.Н. Зарубежье глазами советских публицистов // Детская литература. М., 1970. С.28-41.