Проблема сохранения подлинных деталей – одна из актуальных проблем в области реставрации. Особую остроту она приобретает при решении проблем реставрации действующих механизмов. В каждом случае приходится искать баланс между ценностью подлинной детали и возможностью её соответствовать своей роли в работе механизма. Решение подобных проблем в наше время происходит в отдельных, ведущих мастерских реставрации часовых механизмов, таких как Лаборатория научной реставрации часовых и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа в России и Британский часовой институт в Англии. Между тем это только малая доля этого большого пласта мировой культуре. Практика сегодняшнего дня требует формирования базовых критериев реставрации. На сегодняшний день в отношении реставрации часовых механизмов между терминами реставрация и ремонт часто ставят знак равенства. Таким образом, применение приёмов и методов ремонта в реставрации старинных часовых механизмов и отношение без должного уважения к старым деталям – всё это с течением времени, приведёт к полной утрате аутентичности механизма. Актуальность темы состоит в формулировке общих методических принципов реставрационного подхода, исключающих подобную ситуацию.
Цель работы
Разработка принципиальных положений реставрации часовых механизмов при условии возвращения функциональной их принадлежности.
Задачи работы
Изучение литературы по теме;
Изучение опыта старых мастеров;
Изучение опыта работы современных реставраторов;
Описание принципа действия часовых механизмов с обозначением функций каждой детали;
Формирование методики реставрации на основе выявленной информации;
Апробация методики.
Объект и предмет исследования
Объект – маятниковые часовые механизмы;
Предмет – различные методические аспекты ремонта и реставрации часовых механизмов.
Степень разработанности темы
С каждым веком часовые механизмы всё более и более усложняются, а старые формы из-за меньшей функциональности уходят в прошлое: так, механические часы сейчас заменяются электронными. В прошлом, до XX века, заменить одни часы другими стоило больших средств, и дешевле было совершенствовать уже имеющиеся механизмы. Этот процесс начался с появления башенных часов. Усложнение циферблата, появление боя и двигающихся фигур – все эти операции производились на уже имеющихся механизмах. Поэтому до нас дошло так мало башенных часов в их первозданном виде. Домашние часы в меньшей степени подвергались изменению ввиду их малого размера и наличия корпуса, что накладывало рамки на возможность совершенствования таких часов. Все изменения, которые вносились в них, ограничивались ремонтом. В то время идеи сохранения оригинальных деталей для охраны культурного наследия не стояло (первые разработки положений об аутентичности реставрации стали появляться в конце XIX века). А потому если в шестерёнке был сломан зуб, она менялась полностью, но вид её сохранялся, чего не скажешь о стойках, рычагах и прочих деталях. Не все мастера могли повторить, например, фигурные кованые детали, сложную в исполнении гравировку и прочее.
Серьёзные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVIII веке. Прежде всего, внимание уделяли реставрации скульптуры и живописи. Позднее, в XIX веке, направления науки расширялись и появлялись такие ветви как реставрация архитектуры, мебели и декоративного металла. А что касается камей, вееров, механических часов и прочего– пути их реставрации формируются только сейчас.
Понятие реставрация, её принципы, методики и этические соображения начинает складываться уже в XIX веке, с развитием реставрации живописи. В России первые реставрационные мастерские декоративно-прикладного профиля стали появляться в начале XX века. Однако часовые механизмы и сейчас продолжают проходить простой ремонт.
Первая научная лаборатория по реставрации часовых механизмов в России и в мире была основана в 1994 году в Эрмитаже. Она называется «Лаборатория научной реставрации часовых и музыкальных механизмов». От даты её основания начинается внедрение научной реставрации часовых механизмов. Но это не повлекло за собой увеличение количества новых публикаций на тему реставрации, выходивших за пределы лаборатории. Обучение до сих пор происходит по старым книгам ремонта часов. В России, с конца XX века больше нет учебных учреждений, профессионально обучающих часовому делу. Все знания передаются традиционно – от мастера к ученику. Но мастеров, которые профессионально владеют теорией реставрации и могут её применять, во много раз меньше тех, кто занимается обычным ремонтом.
Только в 1988 году Булатов Валерий Александрович основал и разработал концепцию и методику реставрации часовых механизмов, которая легла в основу специализации в области реставрации – научная реставрация часовых механизмов. Его труд «Научная реставрация старинных часовых механизмов» описывает скорее этапы правильного ведения реставрационной документации, чем сами методические указания по процессу и способам реставрации.
Среди книг, описывающих историю часового дела, самым полным трудом на русском языке является «История часов с древнейших времён до наших дней» Пипунырова В.Н. Он описывает развитие часов от самых простейших, таких, как солнечные, песочные, огненные, водяные часы, до сложных механических – первых с балансиром фолио (коромыслом), маятниковых Гюйгенса – с гирями и с пружинами, карманных и наручных часов с балансом. ИзанглийскихизданийвыделяетсякнигаBaillie G. H. «Clocks and watches: A historical bibliography». L. 1951.
Значимой публикацией, описывающей строение механизма, его работу и принципы создания является книга Ф. Мозера – «Ремонт часов». В этом дореволюционном издании приводится не только описание устройства механизма, но и приёмы ремонта отдельных его частей. В ней, в частности, наглядно показана работа с изготовлением новых деталей.
Генрих Канн (Практическое руководство по часовому делу, 1937 год) в четырёх томах описал формулы расчёта деталей механизмов. Если умело распорядится ими, возможно, рассчитать размеры и форму недостающих деталей механизма. Интересно сравнить эту работу с более поздней книгой: «Проектирование приборов времени» А. Д. Романова, изданной в 1975 году. В ней он приводит более подробные расчёты изготовления конкретных шестерён, с различной формой зубцов, трибов, а также форм цапф и особенностей изготовления различных спусков.
Рассмотренные книги содержат рекомендации по ремонту часов, однако они не имеют непосредственного отношения к реставрации. Единственной книгой по научной реставрации часов является «Консервация часовых механизмов» под редакцией Питера Б. Уиллса 1995 года, которая включает статьи различных авторов (Джонатан Беттс, Антони Рэндалл, Тимоти Треффри). В ней содержатся этический кодекс и принципы реставрации, а так же теоретические описания некоторых процессов реставрации и консервации, способы фотофиксации и заполнения паспорта, то есть теоретическая база, не имеющая отношения к практике. В документах Государственного Эрмитажа, а именно во «временной инструкции по реставрации и обслуживанию часовых и музыкальных механизмов» имеются указания на порядок работы реставратора без описания процессов реставрации.
Так как часы чаще относят скорее к достижениям технического прогресса, чем к произведениям искусства, вплоть до второй половины XX века, когда вышла работа «Научная реставрация старинных часовых механизмов» Булатова В.А. (1988 г.), никто не задумывался о сохранении часов как памятника истории и искусства. Именно поэтому большая часть книг по часовому делу содержит сведения об изготовлении отдельных деталей часов или расчёты для создания новых механизмов. Немногочисленные же труды по реставрации часов не содержат конкретики и углубляются в метафизические изыскания.
Рассмотренные библиографические источники по вопросам реставрации позволяют сделать следующие выводы:
Реставрации часовых механизмов посвящено совсем немного работ;
Как в области реставрации, так и в области анализа и обобщения отечественного и мирового опыта реставрации часовых механизмов существует недостаток квалифицированных специалистов со специальным образованием;
Отсутствует отечественная база для атрибуции, экспертизы и описания механизмов;
Существенным фактором появления ошибок и принятия шаблонных решений в области реставрации часовых механизмов является неподготовленность административных работников и музейных специалистов к формулировке требований при производстве реставрационных работ.
Изучение проблемы реставрации часовых механизмов показало, что эта тема до настоящего времени не имеет детальной проработки. Издания, посвящённые реставрации часовых механизмов, являются пособиями по их ремонту. Они содержат ценные сведения о приёмах постановки часов на ход, но при этом не берут во внимание задачу сохранения аутентичных деталей механизма. Они не рассматривают механизм как памятник материальной культуры своего времени.
Изучение принципа работы механизмов показало наличие большого сходства между различными механизмами. То есть основное ядро – система хода и боя фактически одинакова. Разницу составляет размер деталей и количество зубцов, а так же какие-либо усложнения механизма в виде добавления истинного времени, музыкального боя, добавление получасов и четвертей боя. В итоге составлен список понятий, раскрывающий наиболее популярные названия деталей. Это предоставило возможность рассмотреть реставрацию механизма как процесс реставрации его деталей по отдельности. В работе на основе анализа различных источников рассмотрены различные методики и приёмы реставрации и ремонта.
В сущности, аутентичность механизма заключается в оригинальности его деталей. Детальное описание принципа реставрации каждой детали, анализ вариантов сохранения их рабочих качеств лежит в основе разработки методического принципа реставрации часовых механизмов.
Формирование методики происходило на основе алгоритма работ, приведённого во временной инструкции по реставрации и обслуживанию часовых и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа. Для каждого этапа реставрационных работ подбирались приёмы реставрации – в основном из иностранных источников, а так же из приёмов ремонта, адаптированных под нормы реставрации. Из общего объёма информации были выделены технические приёмы, подходящие для научной реставрации. На их основе была сформирована принципиальная методика с рекомендациями по производству реставрационных работ. Приведённые в методике приёмы реставрации направлены на проведение работ с целью максимального сохранения оригинальности памятников, а значит, отвечают современным требованиям реставрации.
В ходе описания методов реставрации и обоснования реставрации механизмов появилась надобность в описании этических норм для реставраторов часовых механизмов, которые основываются на разработках британского института хорологии и содержат все ее аспекты.
Методика явилась универсальным источником информации. В виду этого, а так же в виду конструктивных особенностей механизмов, где основной передачей является зубчатая передача, методика может быть применена к различным механическим устройствам – сложным часам, автоматонам, музыкальным механизмам. Предложенные методы реставрации показали свою действенность на практике, что указано в паспорте реставрации. Данная принципиальная методика поможет отделить процесс реставрации часовых механизмов от их ремонта.
1)Под ред. М.П. Гурьева. Временная инструкция по реставрации и обслуживанию часовых и музыкальных механизмов от 23.04.2009. Государственный Эрмитаж. 3 с.
2)Пипуныров В.Н. «История часов с древнейших времён до наших дней». - М.: Наука, 1982, - 496 с.
3)Выгонная А., Калнин В., Цейтлина М. «Основы реставрации… Мн. Дизайн ПРО 2000».
4)Тагиров С.М. «Конструкция и технология сборки механических часов» - М.: Машгиз, 1960.–178 с.
5)Беляков И.С., Крепс С.Е., Сурин П.Д. «Ремонт часов». - Ленинград: «Лёгкая индуствия» ,1964.– 154 с.
6)Редкол.: БайбуроваР.М., ВладимирскаяН.С., ГусароваЕ.Б., СтерлиговА.Б., Яковлева А.И. (отв. Редактор). «Проблемы реставрации музейных памятников».– М., 2001. – 141с.
7)Шполянский В.А. «Хронометрия». М., «машиностроение», 1974, 656 с.
8)ФетисовГ.П., ГарифуллинФ.А. «Материаловедение и технология металлов: Учебник». – 3-е изд., испр. – М.: Издательство Оникс, 2009. – 624 с.
9)КандыбкоВ.А. «Сверяя время: Очерки истории Ленинградского объединения «Петродворцовый часовой завод»». – Л.: Лениздат, 1986. – 183 с.
10)Томсон Г. «Музейный климат». – пер. с англ. – СПб, Издательство «Скифия», 2005. – 288 с.
11)Булатов В.А. «Научная реставрация старинных часовых механизмов: методические рекомендации». – М.: ФОРУМ, 2009. – 48 с.
12)Нетыкса М.А. «Практический курс токарного искусства по дереву, кости и т.п. Пособие для гг. Преподавателей Технических и Ремесленных школ и любителей. 3-е изд. Москва, 1910/ репринтное издание. – СПб: «Александрия», 2017. – 440 с.
13)ЖуковаЛ.Т., ЕрцевВ.П.. Сущность реставрации. – СПб: ИПЦ СПГУТД, 2005г. – 176 стр.
14)Мозер Ф. «Подробное изучение часового мастерства». – Москва. – 268 с.
15)Пипуныров В.Н., Чернягин Б.М. «Развитие хронометрии в России». – М.: «Наука», 1977. – 216 с.
16)Недович Н.Д. «Инструкция по разработке научно-проектной документации для сохранения памятников истории и культуры». – М. 1982. – 80 с.
17)Сахаров Г.Н., Арбузов О.Б., Боровой Ю.Л. и др. «Металлорежущие инструменты: Учебник для вузов». – М.: Машиностроение, 1989. – 328 с.
18) Зверев В.В. «О толковании основных терминов в научной реставрации. Художественное наследие»- М., 1989. - 189 с.
19)Ожегов С. И. «Словарь русского языка». - М., 1976. - 874 с.
20)Декарт Р. «Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках // Избранные произведения».- М., 1950. - 645 с.
Список иностранных источников:
1)Edited by Peter B Wills.«Conservation of clocks and watches».- Great Britain: The Bath Press, Avon, 1995. - 83 p.
2)Donald de Carle. «Watch and clock encyclopedia». - London, 1959. - 307 p.
Список электронных ресурсов:
1)Государственный Эрмитаж. Лаборатория научной реставрации часов и музыкальных механизмов. [Электронный ресурс]https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/research/labs/clocks/?lng=ru&%3Fp1%3Droom%3AB40_F1_H123%3Fp1%3Droom%3AB60_F4_H411%3Fp1%3Droom%3AB60_F4_H410 [дата обращения: 02.02.18]
2)Булатов В.А. Научная реставрация старинных часовых механизмов: методические рекомендации. [Электронный ресурс]http://bulatov-1988.ru/razrabotki/razrabotki.htm[дата обращения:14.02.18]
3)Напольные часы Жана-Пьера Латца. К завершению реставрации. [Электронный ресурс] https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2018/frenchclock/?lng=ru [дата обращения:08.10.18]
4)Зверев В.В. От поновления к научной реставрации. М., 1999. [Электронный ресурс] http://art-con.ru/node/564 [дата обращения: 13.03.18]
5)Техэксперт: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/901820936 [дата обращения: 04.02.18]