РОССИЯ КАК ОБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ НА ПРИМЕРЕ КОНФЛИКТОВ В КОСОВО И ГРУЗИИ
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы информационной войны ……………………………………9
§1.1. Информационная и психологическая война: сущность и особенности ……………….9
§1.2. Объекты и субъекты информационной войны ……………………………………..….13
§1.3. Методы и приемы ведения информационной войны ……………………………….…21
Глава 2. Эволюция позиции СМИ США в отношении Косово……………………………...24
§2.1. Развитие конфликта в Косово: исторические предпосылки, этнические особенности региона и интересы США
§2.2. Образы участников и включенных в конфликт лиц в два пер
§2.3. Итоги конфликта и сравнительный анализ двух периодов эволюции СМИ ……….39
Глава 3. Эволюция позиции СМИ США в отношении Грузии ……………………………..41
§3.1. Развитие конфликта в Грузии: предпосылки, особенности региона, интересы сторон
§3.2. Образы участников конфликта и включенных в конфликт лиц в западных СМИ в августе 2008 г. и в настоящее время
§3.3. Итоги конфликта и сравнительный анализ двух периодов эволюции СМИ ………...53
Глава 4. Сравнение Конфликтов в Косово и Грузии ………………………………………...55
§4.1. Грузия и Сербия: образы сторон конфликтов ………………………………………….55
§4.2. Сравнение образов сепаратистов Косово и Южной Осетии и образов государств
§4.3. Россия и США: причины изменения позиций в двух конфликтах и аргументация
Заключение
Список литературы и источников
Приложения
Глава 1. Теоретические основы информационной войны ……………………………………9
§1.1. Информационная и психологическая война: сущность и особенности ……………….9
§1.2. Объекты и субъекты информационной войны ……………………………………..….13
§1.3. Методы и приемы ведения информационной войны ……………………………….…21
Глава 2. Эволюция позиции СМИ США в отношении Косово……………………………...24
§2.1. Развитие конфликта в Косово: исторические предпосылки, этнические особенности региона и интересы США
§2.2. Образы участников и включенных в конфликт лиц в два пер
§2.3. Итоги конфликта и сравнительный анализ двух периодов эволюции СМИ ……….39
Глава 3. Эволюция позиции СМИ США в отношении Грузии ……………………………..41
§3.1. Развитие конфликта в Грузии: предпосылки, особенности региона, интересы сторон
§3.2. Образы участников конфликта и включенных в конфликт лиц в западных СМИ в августе 2008 г. и в настоящее время
§3.3. Итоги конфликта и сравнительный анализ двух периодов эволюции СМИ ………...53
Глава 4. Сравнение Конфликтов в Косово и Грузии ………………………………………...55
§4.1. Грузия и Сербия: образы сторон конфликтов ………………………………………….55
§4.2. Сравнение образов сепаратистов Косово и Южной Осетии и образов государств
§4.3. Россия и США: причины изменения позиций в двух конфликтах и аргументация
Заключение
Список литературы и источников
Приложения
Данная работа посвящена изучению изменений в позиции средств массовой информации США по отношению к конфликтам в Косово и Грузии и выявлению основных приемов информационной войны против России. Конфликты в Косово и Грузии являются яркими примерами попыток международного сообщества добиться стабильности в том или ином регионе. Но действительно ли ведущие игроки стремились к этой миротворческой цели? Если так, то почему в случае с Косово они не смогли урегулировать конфликт на ранних его стадиях, начиная с 1991-1992 гг.? Исходили страны-посредники из интересов югославских народов или из своих собственных? Каковы истинные причины начала конфликта в Грузии, возможно ли отыскать истину под толщей интерпретаций? Какова же истинная цель США – мир во всем мире или создание посредством НАТО новой системы европейской безопасности под своим руководством? В данном исследовании посредством мониторинга ведущих печатных СМИ США были проанализированы интересы США в Балканском регионе и в Грузии, созданные образы стран, участвующих в конфликтах. Результаты мониторинга позиции СМИ США в Косово были разделены на два периода – 1992-1999 гг. и 2000 г. – по настоящее время и проведен их сравнительный анализ. Конфликт в Грузии так же был подразделен на два периода: август 2008 года (начало и эскалация конфликта) и настоящее время, обозначены основные изменения позиции СМИ. Так же в работе выполнен сравнительный анализ двух конфликтов, определены различия между пророссийскими и проамериканскими силами в обоих, а так же выявлены причины изменений аргументаций России и США в данных региональных конфликтах. На основе данных, полученных при сравнительных анализах конфликтов внутри их хронологических рамок и между собой, можно выявить основные методы и приемы развязывания информационных кампаний против России.
Актуальность работы объясняется тем, что информационная война в общем является сложным гибридным понятием, объединяющим комплекс различных факторов, требующих глубокого изучения. Информационная война это один из современных вызовов международному сообществу, изучение которого необходимо, поскольку от этого зависит определение курса внешней политики государства, концепции безопасности. Так же сегодня СМИ являются существенным фактором в различных областях мировой политики, инструментом воздействия, охватывающим огромное число людей. В связи с этим СМИ фактически становятся инструментом реализации политического курса государства. Изучение эволюции СМИ государства в отношении регионального конфликта, не касающегося его собственных границ, позволяет понять и проанализировать интересы государства в регионе, стратегию распространения влияния за пределы собственных границ и развитие потенциала государства-гегемона. Ценность исследования позиции СМИ США в отношении таких конфликтов, как в Косово и Грузии, заключается в возможности применения полученных данных и выполненного анализа к иным региональным конфликтам прошлого, настоящего и будущего, причем в разных плоскостях: политической, культурной, этнической, религиозной, социальной, поскольку конфликты в Косово и Грузии затрагивают каждую из них. Более того, исследование позиции СМИ США в отношении данных регионов позволяет выявить факт развязывания информационной компании, проследить ход ведения информационной войны и использованные методы и приемы.
Методы информационно-психологического воздействия с помощью различных убеждающих, внушающих и манипулятивных тактик влияют на действия, решения и сознание объекта воздействия. Сегодня данные методы взяты на вооружение всеми ведущими государствами мира. В свою очередь, наиболее успешное воздействие требует тщательного изучения всех психологических характеристик объекта, для чего идеальной платформой представляются ресурсы СМИ, предоставляющие объекту воздействия самому распространить свое мнение и оценить мнение других. Такие ресурсы, позволяющие распространять, комментировать, оценивать, информацию, дают возможность количественного и качественного анализа и систематизации информации.
Цель работы заключается в определении позиции СМИ США в отношении проблемы Косово в периоды с 1992 по 1999 гг. и с 2000 по настоящее время, а так же сравнение этих периодов и выявление перемен в стратегическом курсе США по отношению к Косово и Грузии.
Для осуществления данной цели поставлены следующие задачи: мониторинг ведущих американских СМИ в рассматриваемые периоды, выявление интересов США на Балканах и в Грузии, рассмотрение сформированных образов албанцев, Сербии, России, США и НАТО, Грузии, Южной Осетии в американских СМИ в обозначенные периоды, сравнение позиций СМИ двух периодов и их анализ произошедших изменений.
Объектом исследования является процесс изменения позиции СМИ США по отношению к конфликтам в Косово и в Грузии как составная часть информационной и психологической войны.
Предметом исследования являются средства массовой информации США как инструмент воздействия на аудиторию для формирования определенных образов и как отражение политики и стратегии страны в рассматриваемых регионах, а так же Российская Федерация как основной объект развязываемых в СМИ компаний.
Новизна исследования: в данной работе приводится комплексный анализ использования социальных медиа во внешнеполитической практике с целью проведения информационных компаний, выделяются основные компоненты данного вида операций на практических примерах межэтнических конфликтов. Сегодня информационные войны в большой степени являются формами социального взаимодействия различных субъектов глобализации, которые руководствуются в своих действиях стандартами соответствующих моделей мира. В связи с этим необходимо исследование действий и жизнеспособности процессов глобализации с классификацией агрессивных психологических воздействий через СМИ, учитывая при этом их характер, направленность и адресность.
Степень разработанности темы. Одной из предпосылок данного исследования стала недостаточная степень разработанности темы в настоящее время. В контексте рассмотрения теоретических основ информационной войны следует выделить Гриняева Сергея Николаевича и ряд его работ, в частности, «Поле битвы — киберпространство: Теория, приёмы, средства, методы и системы ведения информационной войны», «Концепция ведения информационной войны в некоторых странах мира» и «Информационная война: история, день сегодняшний и перспектива». В данных работах содержатся материалы о развитии теории, различных средств и методов ведения информационной войны в различных государствах, в том числе, в США. Гриняев демонстрирует эволюцию развития приемов информационной войны: от «информационной борьбы первого поколения», которую ее авторы рассматривали как расширение классической радиоэлектронной борьбы, до «информационной борьбы третьего поколения», включающей в себя операции на основе эффектов. Говоря о современной информационной эпохе, то именно операции на основе эффектов и есть тот самый базис реализации государствами своей внешней политики. Так же одной из фундаментальных основ теоретического исследования стала работа Манойло Андрея Викторовича «Государственная информационная политика в особых условиях». В данной монографии автор представляет разработанную им концепцию информационного противоборства и информационной политики государства с учетом иностранного элемента, когда различные страны могут использовать свой собственный арсенал сил, средства и методы информационно-психологической войны. В концепции Манойло рассматривает информационно-психологическая войну как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей, демонстрирует иной подход к определению системы психологических операций как комбинации основных ее элементов, таких как дезинформирование, лоббирование, манипулирование, шантаж и управления кризисами. В работе так же представлен анализ системы социальных и политических отношений в информационном обществе, а так же способы влияния на формирование данной системы, ее развитие, характер данной системы как среды для организации и планирования операций информационно-психологического противостояния.
Из зарубежных исследований следует выделить работу Жака Эллюля «Пропаганда», где предпринимается глубокий теоретический анализ пропаганды. Эллюль не разделяет пропаганду и информацию. По его мнению, разграничение между ними является невозможным, информация выступает ключевым компонентом пропаганды, для успеха которой необходима отсылка на политические и экономические реалии. Пропаганда не может создать саму проблему, на которой будет строиться, она должна быть в реальности. Так же необходимо отметить работу Уолтера Липпмана «Общественное мнение», где рассматриваются природа, формы существования, модели формирования и функционирования общественного мнения, механизмы воздействия на него средств массовой информации.
В контексте рассматриваемых конфликтов в Косово и Грузии хотелось бы выделить работу Гуськовой Е.Ю. «История Югославского кризиса», где подробно рассматриваются этапы кризиса на Балканах начиная с распада Югославии до агрессии Североатлантического альянса. Анализируются причины распада СФРЮ, политические события и военные действия в Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, а так же анализируется роль международных организаций в конфликтах на Балканах.
В работе Чугаенко Ю. А. «Грузия – Южная Осетия: исторические первопричины противостояния» автор высказывает свою точку зрения о причинах начала конфликтов в Грузии с ее автономными республиками и отрицает в качестве первопричины факт чьих либо действий извне, а в качестве основной причины с использованием в качестве аргументации многочисленных источников, автор называет появление различных факторов в течение многовекового проживания данных народов и рассматривает причины социально-психологических основ и формирование предпосылок взаимодействия сторон в форме острого конфликта в будущем.
Источниковая база исследования. Для осуществления поставленных задач были использованы различные виды источников. Представляется разумным разделить их на такие группы как: национальные нормативные и законодательные акты, доктрины, резолюции СБ ООН, касающиеся рассматриваемых конфликтов, а так же данные официальных сайтов правительств государств.
Эмпирическую базу исследования составили статьи ведущих американских печатных изданий средств массовой информации США на основании рейтинга Top 100 Daily Newspapers in the U.S. by Circulation, таких как USAToday, The Washington Post, New York times, Daily News, Los Angeles Times, New York Post, где в той или иной форме упоминается вооруженные конфликты в Косово и Грузии. На основе данного подхода к анализу текстов проводится попытка выяснить, какие метафорические образы конфликта в целом или его сторон в частности создают СМИ США на текстовом уровне при описании событий (вооружённых конфликтов в Косово и Грузии), какие концепты они для этого привлекают, и, соответственно, какие концептуальные метафоры они создают. Источниками самих материалов выступают базы данных LexisNexisAcademic и EBSCOInformationService.
В качестве методологической базы исследования были использованы элементы контент-анализа: качественно-количественного анализа содержания статей с целью выявления или измерения фактов и тенденций, отраженных в этих документах, представленных в приложениях в таблицах по каждому из конфликтов. Был использован метод кейс-стади: исследование проводилось на примере конкретных ситуаций с использованием практических примеров ведения информационной войны в СМИ.
Структура работы обусловлена поставленными выше целью и задачами. Исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект и предмет исследования, а также его цель и задачи, его методологическая основа, приводится степень научной разработанности темы, научная новизна и источниковая база исследования. В первой главе рассматривается теоретические основы информационных войн современного мира, методы и приемы ведения информационной войны, объекты и субъекты данного типа войн, опыт применения социальных медиа во внешней политике государства, Во второй главе с помощью количественного (статистического) метода определяются волны информационной войны во время конфликта в Косово, определяется и доказывается «искусственность» их появления. В третьей главе рассматриваются предпосылки регионального конфликта в Грузии: комплексный анализ причинно-следственных связей конфликта и особенностей региона. С помощью мониторинга ведущих американских печатных изданий выявляется и доказывается факт умышленного развязывания информационной войны против России. В четвертой главе проводится анализ причин смен аргументаций российской и американской сторон в рассматриваемых двух конфликтах. Почему косовские албанцы для США – нация, борющаяся за самоопределение, слабые и притесняемые, нуждающиеся в защите, а в конфликте в Грузии американская сторона выступает за целостность государства Грузия и не признает Южную Осетию и Абхазию? В главе представлен сравнительный анализ сторон двух конфликтов, анализ используемых средств ведения информационной войны против России для достижения геополитических интересов США путем развязывания региональных и/или этнических конфликтов. В заключении приводятся выводы, сформулированные автором в ходе исследования. В списке источников и литературы отображается базис, на основе которого выстроены теоретическая и прикладная части исследования.
Апробация результатов исследования была проведена наV международном форуме «Политический маркетинг в меняющемся мире: глобальные, региональные и национальные измерения» - ПМФ 2016. По результатам Форума были опубликованы тезисы доклада: Bolgov R., Dokutovich M., Zolotova V. Russia as an object of information warfare: a case of Kosovo problem coverage in the U.S. media // Political Marketing Forum 2016 – PMF 2016, Political Marketing in a Changing World: Global, Regional and National Dimensions. St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, 20–23 July 2016.
Актуальность работы объясняется тем, что информационная война в общем является сложным гибридным понятием, объединяющим комплекс различных факторов, требующих глубокого изучения. Информационная война это один из современных вызовов международному сообществу, изучение которого необходимо, поскольку от этого зависит определение курса внешней политики государства, концепции безопасности. Так же сегодня СМИ являются существенным фактором в различных областях мировой политики, инструментом воздействия, охватывающим огромное число людей. В связи с этим СМИ фактически становятся инструментом реализации политического курса государства. Изучение эволюции СМИ государства в отношении регионального конфликта, не касающегося его собственных границ, позволяет понять и проанализировать интересы государства в регионе, стратегию распространения влияния за пределы собственных границ и развитие потенциала государства-гегемона. Ценность исследования позиции СМИ США в отношении таких конфликтов, как в Косово и Грузии, заключается в возможности применения полученных данных и выполненного анализа к иным региональным конфликтам прошлого, настоящего и будущего, причем в разных плоскостях: политической, культурной, этнической, религиозной, социальной, поскольку конфликты в Косово и Грузии затрагивают каждую из них. Более того, исследование позиции СМИ США в отношении данных регионов позволяет выявить факт развязывания информационной компании, проследить ход ведения информационной войны и использованные методы и приемы.
Методы информационно-психологического воздействия с помощью различных убеждающих, внушающих и манипулятивных тактик влияют на действия, решения и сознание объекта воздействия. Сегодня данные методы взяты на вооружение всеми ведущими государствами мира. В свою очередь, наиболее успешное воздействие требует тщательного изучения всех психологических характеристик объекта, для чего идеальной платформой представляются ресурсы СМИ, предоставляющие объекту воздействия самому распространить свое мнение и оценить мнение других. Такие ресурсы, позволяющие распространять, комментировать, оценивать, информацию, дают возможность количественного и качественного анализа и систематизации информации.
Цель работы заключается в определении позиции СМИ США в отношении проблемы Косово в периоды с 1992 по 1999 гг. и с 2000 по настоящее время, а так же сравнение этих периодов и выявление перемен в стратегическом курсе США по отношению к Косово и Грузии.
Для осуществления данной цели поставлены следующие задачи: мониторинг ведущих американских СМИ в рассматриваемые периоды, выявление интересов США на Балканах и в Грузии, рассмотрение сформированных образов албанцев, Сербии, России, США и НАТО, Грузии, Южной Осетии в американских СМИ в обозначенные периоды, сравнение позиций СМИ двух периодов и их анализ произошедших изменений.
Объектом исследования является процесс изменения позиции СМИ США по отношению к конфликтам в Косово и в Грузии как составная часть информационной и психологической войны.
Предметом исследования являются средства массовой информации США как инструмент воздействия на аудиторию для формирования определенных образов и как отражение политики и стратегии страны в рассматриваемых регионах, а так же Российская Федерация как основной объект развязываемых в СМИ компаний.
Новизна исследования: в данной работе приводится комплексный анализ использования социальных медиа во внешнеполитической практике с целью проведения информационных компаний, выделяются основные компоненты данного вида операций на практических примерах межэтнических конфликтов. Сегодня информационные войны в большой степени являются формами социального взаимодействия различных субъектов глобализации, которые руководствуются в своих действиях стандартами соответствующих моделей мира. В связи с этим необходимо исследование действий и жизнеспособности процессов глобализации с классификацией агрессивных психологических воздействий через СМИ, учитывая при этом их характер, направленность и адресность.
Степень разработанности темы. Одной из предпосылок данного исследования стала недостаточная степень разработанности темы в настоящее время. В контексте рассмотрения теоретических основ информационной войны следует выделить Гриняева Сергея Николаевича и ряд его работ, в частности, «Поле битвы — киберпространство: Теория, приёмы, средства, методы и системы ведения информационной войны», «Концепция ведения информационной войны в некоторых странах мира» и «Информационная война: история, день сегодняшний и перспектива». В данных работах содержатся материалы о развитии теории, различных средств и методов ведения информационной войны в различных государствах, в том числе, в США. Гриняев демонстрирует эволюцию развития приемов информационной войны: от «информационной борьбы первого поколения», которую ее авторы рассматривали как расширение классической радиоэлектронной борьбы, до «информационной борьбы третьего поколения», включающей в себя операции на основе эффектов. Говоря о современной информационной эпохе, то именно операции на основе эффектов и есть тот самый базис реализации государствами своей внешней политики. Так же одной из фундаментальных основ теоретического исследования стала работа Манойло Андрея Викторовича «Государственная информационная политика в особых условиях». В данной монографии автор представляет разработанную им концепцию информационного противоборства и информационной политики государства с учетом иностранного элемента, когда различные страны могут использовать свой собственный арсенал сил, средства и методы информационно-психологической войны. В концепции Манойло рассматривает информационно-психологическая войну как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей, демонстрирует иной подход к определению системы психологических операций как комбинации основных ее элементов, таких как дезинформирование, лоббирование, манипулирование, шантаж и управления кризисами. В работе так же представлен анализ системы социальных и политических отношений в информационном обществе, а так же способы влияния на формирование данной системы, ее развитие, характер данной системы как среды для организации и планирования операций информационно-психологического противостояния.
Из зарубежных исследований следует выделить работу Жака Эллюля «Пропаганда», где предпринимается глубокий теоретический анализ пропаганды. Эллюль не разделяет пропаганду и информацию. По его мнению, разграничение между ними является невозможным, информация выступает ключевым компонентом пропаганды, для успеха которой необходима отсылка на политические и экономические реалии. Пропаганда не может создать саму проблему, на которой будет строиться, она должна быть в реальности. Так же необходимо отметить работу Уолтера Липпмана «Общественное мнение», где рассматриваются природа, формы существования, модели формирования и функционирования общественного мнения, механизмы воздействия на него средств массовой информации.
В контексте рассматриваемых конфликтов в Косово и Грузии хотелось бы выделить работу Гуськовой Е.Ю. «История Югославского кризиса», где подробно рассматриваются этапы кризиса на Балканах начиная с распада Югославии до агрессии Североатлантического альянса. Анализируются причины распада СФРЮ, политические события и военные действия в Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, а так же анализируется роль международных организаций в конфликтах на Балканах.
В работе Чугаенко Ю. А. «Грузия – Южная Осетия: исторические первопричины противостояния» автор высказывает свою точку зрения о причинах начала конфликтов в Грузии с ее автономными республиками и отрицает в качестве первопричины факт чьих либо действий извне, а в качестве основной причины с использованием в качестве аргументации многочисленных источников, автор называет появление различных факторов в течение многовекового проживания данных народов и рассматривает причины социально-психологических основ и формирование предпосылок взаимодействия сторон в форме острого конфликта в будущем.
Источниковая база исследования. Для осуществления поставленных задач были использованы различные виды источников. Представляется разумным разделить их на такие группы как: национальные нормативные и законодательные акты, доктрины, резолюции СБ ООН, касающиеся рассматриваемых конфликтов, а так же данные официальных сайтов правительств государств.
Эмпирическую базу исследования составили статьи ведущих американских печатных изданий средств массовой информации США на основании рейтинга Top 100 Daily Newspapers in the U.S. by Circulation, таких как USAToday, The Washington Post, New York times, Daily News, Los Angeles Times, New York Post, где в той или иной форме упоминается вооруженные конфликты в Косово и Грузии. На основе данного подхода к анализу текстов проводится попытка выяснить, какие метафорические образы конфликта в целом или его сторон в частности создают СМИ США на текстовом уровне при описании событий (вооружённых конфликтов в Косово и Грузии), какие концепты они для этого привлекают, и, соответственно, какие концептуальные метафоры они создают. Источниками самих материалов выступают базы данных LexisNexisAcademic и EBSCOInformationService.
В качестве методологической базы исследования были использованы элементы контент-анализа: качественно-количественного анализа содержания статей с целью выявления или измерения фактов и тенденций, отраженных в этих документах, представленных в приложениях в таблицах по каждому из конфликтов. Был использован метод кейс-стади: исследование проводилось на примере конкретных ситуаций с использованием практических примеров ведения информационной войны в СМИ.
Структура работы обусловлена поставленными выше целью и задачами. Исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект и предмет исследования, а также его цель и задачи, его методологическая основа, приводится степень научной разработанности темы, научная новизна и источниковая база исследования. В первой главе рассматривается теоретические основы информационных войн современного мира, методы и приемы ведения информационной войны, объекты и субъекты данного типа войн, опыт применения социальных медиа во внешней политике государства, Во второй главе с помощью количественного (статистического) метода определяются волны информационной войны во время конфликта в Косово, определяется и доказывается «искусственность» их появления. В третьей главе рассматриваются предпосылки регионального конфликта в Грузии: комплексный анализ причинно-следственных связей конфликта и особенностей региона. С помощью мониторинга ведущих американских печатных изданий выявляется и доказывается факт умышленного развязывания информационной войны против России. В четвертой главе проводится анализ причин смен аргументаций российской и американской сторон в рассматриваемых двух конфликтах. Почему косовские албанцы для США – нация, борющаяся за самоопределение, слабые и притесняемые, нуждающиеся в защите, а в конфликте в Грузии американская сторона выступает за целостность государства Грузия и не признает Южную Осетию и Абхазию? В главе представлен сравнительный анализ сторон двух конфликтов, анализ используемых средств ведения информационной войны против России для достижения геополитических интересов США путем развязывания региональных и/или этнических конфликтов. В заключении приводятся выводы, сформулированные автором в ходе исследования. В списке источников и литературы отображается базис, на основе которого выстроены теоретическая и прикладная части исследования.
Апробация результатов исследования была проведена наV международном форуме «Политический маркетинг в меняющемся мире: глобальные, региональные и национальные измерения» - ПМФ 2016. По результатам Форума были опубликованы тезисы доклада: Bolgov R., Dokutovich M., Zolotova V. Russia as an object of information warfare: a case of Kosovo problem coverage in the U.S. media // Political Marketing Forum 2016 – PMF 2016, Political Marketing in a Changing World: Global, Regional and National Dimensions. St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, 20–23 July 2016.
В данной работе в результате мониторинга эволюции американских СМИ по отношению к конфликтам в Косово и Грузии были продемонстрированы характерные и показательные примеры использования СМИ в интересах оказания воздействия на вооруженные силы и население противника. Относительно конфликта в Косово автор исследования делает следующие выводы:
практика проведения информационного воздействия через средства массовой информации в ходе конфликта в Косово очень разнообразна и является примером ведения информационной войны;
исходя из анализа изменений позиции СМИ, можно сделать вывод о том, что с 1992 по 1999 гг. проводилась информационно-психологическая компания с явной антисербской риторикой, с акцентом на нарушение прав человека и демократических норм сербским правительством (см. приложения 1,2). Это стало подготовительным шагом к навязыванию общественному мнению силового варианта решения конфликта в Косово под эгидой США;
в дальнейшем действия НАТО не вызывали резкого негативного эффекта у общественности, которая была подготовлена к этому сценарию;
основные цели информационного обеспечения натовской агрессии на стратегическом уровне с самого начала заключались в формировании позитивного для США и НАТО на Балканах внутреннего и международного общественного мнения и нейтрализации влияния России, Сербии и других стран, которые заняли негативную позицию в отношении действий Североатлантического союза и по отношению к независимости Косово;
основными целями информационной компании стали дестабилизация внутриполитической обстановки в Республике Югославия, дискредитации сербского правительства в глазах собственного народа и дезорганизации системы государственного управления, деморализации населения, поощрению оппозиционных формирований и организаций.
В первый период в СМИ США доминировали следующие основные направления: разъяснение гуманных целей военной компании, которая разворачивается только для достижения миротворческих целей спасения косовских албанцев от национализма и агрессии; убеждение мировой общественности в том, что только НАТО и никакая другая организация может быть гарантом мира и стабильности на Балканах и во всем мире, в необходимости размещения в Косово международного военного контингента под эгидой НАТО; демонстрация единства стран блока и военной мощи альянса. Второй период характеризует повышение интереса к позиции и внешнеполитическим действиям России, а признание независимости Косово более не преподносится как единственный вариант развития событий и окончательное урегулирование конфликта, Косово на сегодняшний день лишь частично признанное государство. С начала 2000-х гг. позиция и действия НАТО по-прежнему не критикуется, НАТО выступает как правозащитная миротворческая организация, заслужившая авторитет и мировое признание, в связи с чем можно сказать о выгоде использования США репутацию и опыт военного вмешательства НАТО для регулирования иных региональных конфликтов, в какой бы части света они не происходили, а так же данное поведение СМИ можно расценивать как оправдание и замалчивание реального ущерба, принесенного НАТО на Балканах.
Относительно конфликта в Грузии автор исследования делает следующие выводы:
с помощью качественно-количественного анализа эмпирической базы данного исследования было установлено, что летом 2008 года в американских печатных СМИ была проведена широкомасштабная информационная компания (см. приложения 3, 4);
Отмечается единство риторики ведущих печатных СМИ, что является дополнительным аргументом в вопросе о продуманной и намеренной информационной атаке;
СМИ выделяют гегемона – Россию, регулярно сравнивая современное государство с СССР, используя тактику информационных подлогов;
Грузия преподносится как государство, стремящееся к свободе, равенству, рыночной экономике, «государство-жертва»;
вопрос об ответственности в эволюции позиции СМИ США в регионе весьма расплывчат;
Весьма слабыми в аргументации и с отсутствием практических решений звучат высказывания о США как гаранте мира и справедливости, НАТО не позиционируется как прямое средство для достижения «миротворческих» целей, миссия по установлению государственного и политического порядка де-факто не выполнена.
Все вышеперечисленное говорит о следующем: в обстановке относительно однополярного мироустройства у США нет необходимости в поисках методов и инструментов урегулирования региональных конфликтов, если развитие конфликта в целом отвечает собственным интересам США, в частности, появление новых возможностей для международного сотрудничества в области безопасности. Данное исследование показывает, что Россия в информационных компаниях, развязанных против нее, не являлась самоцелью США, не была реальным врагом, потенциальным противником на поле боя. США выбрали успешную стратегию создания образа страны для развязывания информационной однобокой всемирной компании для достижения сугубо личных политических целей. Например, размещение своих военных баз и как следствие расширение своего влияние на мировой арене. Точно так же и защита Грузии не являлась истинной целью США, достаточно было примера любой страны постсоветского пространств, наличие в них внутренних проблем и конфликтов, при грамотной провокации которых можно указать на угрозу всем остальным, подтверждением чего и стало размещение ПРО США на территории Польши в разгар эскалации конфликта в Грузии, причем сводки о данном мероприятии не высокоинформативные и почти незаметны среди эмоциональных потоков фальсификаций.
практика проведения информационного воздействия через средства массовой информации в ходе конфликта в Косово очень разнообразна и является примером ведения информационной войны;
исходя из анализа изменений позиции СМИ, можно сделать вывод о том, что с 1992 по 1999 гг. проводилась информационно-психологическая компания с явной антисербской риторикой, с акцентом на нарушение прав человека и демократических норм сербским правительством (см. приложения 1,2). Это стало подготовительным шагом к навязыванию общественному мнению силового варианта решения конфликта в Косово под эгидой США;
в дальнейшем действия НАТО не вызывали резкого негативного эффекта у общественности, которая была подготовлена к этому сценарию;
основные цели информационного обеспечения натовской агрессии на стратегическом уровне с самого начала заключались в формировании позитивного для США и НАТО на Балканах внутреннего и международного общественного мнения и нейтрализации влияния России, Сербии и других стран, которые заняли негативную позицию в отношении действий Североатлантического союза и по отношению к независимости Косово;
основными целями информационной компании стали дестабилизация внутриполитической обстановки в Республике Югославия, дискредитации сербского правительства в глазах собственного народа и дезорганизации системы государственного управления, деморализации населения, поощрению оппозиционных формирований и организаций.
В первый период в СМИ США доминировали следующие основные направления: разъяснение гуманных целей военной компании, которая разворачивается только для достижения миротворческих целей спасения косовских албанцев от национализма и агрессии; убеждение мировой общественности в том, что только НАТО и никакая другая организация может быть гарантом мира и стабильности на Балканах и во всем мире, в необходимости размещения в Косово международного военного контингента под эгидой НАТО; демонстрация единства стран блока и военной мощи альянса. Второй период характеризует повышение интереса к позиции и внешнеполитическим действиям России, а признание независимости Косово более не преподносится как единственный вариант развития событий и окончательное урегулирование конфликта, Косово на сегодняшний день лишь частично признанное государство. С начала 2000-х гг. позиция и действия НАТО по-прежнему не критикуется, НАТО выступает как правозащитная миротворческая организация, заслужившая авторитет и мировое признание, в связи с чем можно сказать о выгоде использования США репутацию и опыт военного вмешательства НАТО для регулирования иных региональных конфликтов, в какой бы части света они не происходили, а так же данное поведение СМИ можно расценивать как оправдание и замалчивание реального ущерба, принесенного НАТО на Балканах.
Относительно конфликта в Грузии автор исследования делает следующие выводы:
с помощью качественно-количественного анализа эмпирической базы данного исследования было установлено, что летом 2008 года в американских печатных СМИ была проведена широкомасштабная информационная компания (см. приложения 3, 4);
Отмечается единство риторики ведущих печатных СМИ, что является дополнительным аргументом в вопросе о продуманной и намеренной информационной атаке;
СМИ выделяют гегемона – Россию, регулярно сравнивая современное государство с СССР, используя тактику информационных подлогов;
Грузия преподносится как государство, стремящееся к свободе, равенству, рыночной экономике, «государство-жертва»;
вопрос об ответственности в эволюции позиции СМИ США в регионе весьма расплывчат;
Весьма слабыми в аргументации и с отсутствием практических решений звучат высказывания о США как гаранте мира и справедливости, НАТО не позиционируется как прямое средство для достижения «миротворческих» целей, миссия по установлению государственного и политического порядка де-факто не выполнена.
Все вышеперечисленное говорит о следующем: в обстановке относительно однополярного мироустройства у США нет необходимости в поисках методов и инструментов урегулирования региональных конфликтов, если развитие конфликта в целом отвечает собственным интересам США, в частности, появление новых возможностей для международного сотрудничества в области безопасности. Данное исследование показывает, что Россия в информационных компаниях, развязанных против нее, не являлась самоцелью США, не была реальным врагом, потенциальным противником на поле боя. США выбрали успешную стратегию создания образа страны для развязывания информационной однобокой всемирной компании для достижения сугубо личных политических целей. Например, размещение своих военных баз и как следствие расширение своего влияние на мировой арене. Точно так же и защита Грузии не являлась истинной целью США, достаточно было примера любой страны постсоветского пространств, наличие в них внутренних проблем и конфликтов, при грамотной провокации которых можно указать на угрозу всем остальным, подтверждением чего и стало размещение ПРО США на территории Польши в разгар эскалации конфликта в Грузии, причем сводки о данном мероприятии не высокоинформативные и почти незаметны среди эмоциональных потоков фальсификаций.
Подобные работы
- Информационные войны в современном мире: опыт России и стран Запада
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Российские СМИ о вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ НЕПРИЗНАННЫХ И ЧАСТИЧНО ПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ АБХАЗИИ, ЮЖНОЙ ОСЕТИИ, ПРИДНЕСТРОВЬЯ И НАГОРНОГО КАРАБАХА)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Эволюция концептуальных основ внешней политики России и их
реализация в российской дипломатической практике на современном
этапе (1991-2019 гг.)
Диссертация , международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020 - РОЛЬ “ФУТБОЛЬНОЙ ДИПЛОМАТИИ” В РЕШЕНИИ СОЦИО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОБЛЕМ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Формирование антизападных установок в процессе политической социализации
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2017



