Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕМЬИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЯПОНСКОЙ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ ТАКАХАСИ ТАКАКО

Работа №132003

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Социально-культурные предпосылки создания произведений Такахаси Такако 9
Глава II. Рассказ Такахаси Такако «Подобные фигуры» 18
2.1 Анализ взаимоотношений героев 20
2.2 Художественные особенности и приемы в рассказе «Подобные фигуры» 33
Глава III. Рассказы «Безграничность» и «Симбиотическое пространство» 41
3.1 Рассказ «Безграничность» 41
3.2 Рассказ «Симбиотическое пространство» 47
Заключение 53
Список использованной литературы и источников 58
Приложение 64


Расцвет японоязычной литературы в период Хэйан произошел во многом благодаря таким известным писательницам, как Мурасаки-сикибу, Сэй-сёнагон, Идзуми-сикибу, чьи произведения считаются достоянием литературы Японии. Тогда и возникло явление впоследствии получившее название «литература женского потока» (女流文学). В Средние века и в период Эдо социальная система, сформированная нео-конфуцианством, отводила женщинам исключительно роль жены и матери. С установлением феодального строя общества женщины прекратили писать, после чего последовал долгий период тишины, в течение которого они потеряли свои позиции в литературе. «Литература женского потока» возродилась только в эпоху Мэйдзи (1868-1912) и Тайсё: (1912-1926) с проведением модернизации и демократизации общества. Внушительный промежуток времени, разделяющий эти два периода, - свидетельство мрачных веков для «литературы женского потока», в течение которых японские женщины подчинялись строгому патриархальному закону феодального общества, когда их индивидуальность была полностью подавлена.
Социальные изменения, во многом произошедшие из-за вестернизации японского уклада жизни, позволили представительницам растущего среднего класса получить хорошее образование в самых лучших университетах для женщин, некоторые из которых были основаны в конце периода Мэйдзи и в первой половине периода Тайсё наподобие элитных частных колледжей для девушек в Великобритании. Среди них колледж для женщин Цуда, университет Софии, Японский женский университет. Однако предметы, которые там преподавали, были значительно ограничены. Студенток обучали как стать 良妻賢母, «хорошей женой, мудрой матерью», японской версией викторианских женщин. Викторианскую мораль основывается на соблюдении строгого кодекса поведения и определенных ценностей. Появление высокообразованных женщин было значительным феноменом в японском обществе, причем среди этих женщин были основательницы феминистических движений.
Несмотря на введение новой общественной системы, пришедшей на смену феодальному укладу, принижение женщин продолжило существовать. Распространение христианства миссионерами, проникновение западных феминистических настроений и движение за права человека постепенно создали благоприятную почну для появления выдающихся писательниц, которые были серьезно озабочены статусом женщины в современном обществе. Роль жены и матери больше не устраивала японских женщин. На первый план вышли карьерный рост, поиск своего места в жизни, желание жить в свое удовольствие.
В прозе ХХ столетия писательницы создают новые образы женщин и мужчин. Все чаще появляется образ сильной, уверенной в себе женщины и слабохарактерного мужчины. Исчезает трепетное отношение к детям. Нередко матери оставляют своих детей или не проявляют к ним должной заботы. В психологической прозе возникает новый образ женщины, потерявшейся в этом мире.
Такахаси Такако стала одной из ключевых писательниц современной японской литературы середины и конца ХХ века. Отличительной чертой ее произведения являются постмодернистские приемы, среди которых иллюзия и обращение к миру фантазий, глубокий психологизм, изучение подсознания персонажей. Основная тема ее творчества – поиск собственного «Я» женщинами, недовольными ролями, возложенными на них обществом, и ощущающими себя одинокими в этом быстро меняющимся мире.
Когда в конце шестидесятых годов ХХ века в литературных журналах стали публиковаться первые произведения Такахаси Такако, они привлекли внимание литературных критиков и читателей своей шокирующей тематикой, и в то же время изяществом стиля. Многие произведения писательницы были высоко оценены. Так, сборник рассказов «Звук воды издалека» (「彼方の水音」) был номинирован на самую престижную литературную премию Японии для дебютантов, премию Акутагава Рюносукэ.
Произведения Такахаси хоть и не создавались с феминистическим посылом, они во многом схожи с литературой подъема феминистского движения конца семидесятых годов как на Западе, так и в Японии. Как и в большинстве феминистских произведений, в центре повествования героини, выступающие против требований патриархального общества, предписанной им роли жены и матери, желающие обрести собственную индивидуальность. Такие героини отвергают институт брака, материнство, рождение и воспитание детей, воспринимая это как подавление собственного «Я». Они создают вымышленные миры посредством снов и фантазий, где дают волю своим спрятанным эмоциям и сексуальным желаниям. В своих работах Такахаси разрушает стереотип о женщине как хранительницы домашнего очага, услужливой, преданной, готовой на самопожертвование.
Объектом данного исследования являются произведения японской писательницы Такахаси Такако, затрагивающие тему семьи в современном обществе, а предметом исследования выступают появившиеся в то время совершенно новые женские образы.
Цель данной работы – изучение новых женских образов на примере ряда рассказов ТакахасиТакако «Подобные фигуры», «Безграничность», «Симбиотическое пространство», «Пучина лета». Данные произведения выбраны в качестве материала исследования.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи (при помощи комплексного подхода):
- осветить тематику произведений и специфический набор персонажей;
- рассмотреть художественные приёмы, характерные для прозы писательницы;
- представить жанровое многообразие и основные принципы построения произведений писательницы;
- проследить влияние западной литературы на творчество писательницы.
Новизна данной работы заключается в том, что впервые проводится комплексные анализ работ Такахаси Такака, поднимающих тему семьи в японском обществе.
1. Теоретической основой исследования послужили следующие работы исследователей японской литературы: монография Ким Рёхо «Современный японский роман»; Григорьева Т. П. «Японская литература ХХ века»; Идзу Тосихико, Кусабэ Норикадзу, Коно Тосиро, Симада Ёсико, Юти Мисако «История современной японской литературы»; Пак К. А. «Японские писательницы ХХ века»; Хронопуло Л. Ю. «Доппельгангер: двойники в современной японской прозе»; 13. Томашевский Б. В. «Теория литературы. Поэтика»; Поспелов Г. Н. «Введение в литературоведение»; KanoKeiko. “Gender Studies and Modern Japanese Literature”; Mizuta Noriko “Women's Self-Representation and Transformation of the Body”; Marianne Hirsch “The Mother/Daughter Plot”; Adrienne Rich “Of Woman Born: Motherhood as Experience and Institution”; Sakane Yoko “The Mother, theSelf, andtheOther: The Search for Identityin Sylvia Plath’s “TheBellJar” and Takahashi Takako’s “CongruentFigure”; AndraAlvis “Fantasies of Maternal Ambivalence in Takahashi Takako’s “Congruent Figure”; Ralph Tymms “Doubles in Literary Psychology”; Megan McKinlay “Unstable Mothers: Redefining Motherhoodin Contemporary Japan”; Maryellen Toman Mori “The Quest for Jouissance in Takahashi Takako’s Texts”; VirginiaWoolf “Professions for Women”; Luise Eichenbaum, Susie Orbach “Understandin gwomen: AFeminist Psychoanalytic Approach”; Niva Akiko “The Formation of the Myth of Motherhood in Japan”; MargaretLock “Ideology, FemaleMidlife, and the Greying of Japan”; Ueno Chizuko “The Position of Japanese Women Reconsidered”; Muriel Jolivet “Japan: The Childless Society?”; Ёнаха Кэйко «Исследование работ Такахаси Такако»; Лин Чий «Становление женщины как человека: первый этап развития женской литературы в Китае и Японии»; Мисами Охината «Современное состояние и проблемы, связанные с концептом материнства»; Мурамацу Садатака, Ватанабэ Сумико «Словарь современной женской литературы»; Накаяма Кадзуко «Литература женского потока» и главная тема изменения сознания»; Сунами Тосико «Исследование работ Такахаси Такако»; Цугэ Тэрухико «Рассмотрение феномена и реальности в «литературе женского потока» на основе произведений Коно Таэко и Такахаси Такако»; Это Дзюн «Зрелость и утрата. Разрушение «матери».
Структура работы:
Работа состоит из Введения, трёх глав, Заключения, списка использованной литературы и источников, Приложения.
В главе I «Социально-культурные предпосылки создания произведений Такахаси Такако» проводится анализ состояния японского социума в послевоенный период, повлиявшее на формирование у писательницы особого взгляда на роль женщины в современном обществе;
В главе II «Рассказ Такахаси Такако «Подобные фигуры» рассматриваются и анализируются образы матери и дочери в рассказе «Подобные фигуры», освещаются художественные особенности и приемы писательницы;
В главе III «Рассказы «Безграничность» и «Симбиотическое пространство» анализируются основные женские и мужские образы рассказов «Безграничность» и «Симбиотическое пространство» и приемы, с помощью которых автор создаёт эти образы.
В Заключении подводятся итоги работы и намечаются перспективы дальнейшей разработки данной темы.
В приложение приводится перевод с японского языка рассказа Такахаси Такако «Подобные фигуры».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Такахаси Такако – одна из самых плодотворных представительниц второй волны японских писательниц, которые оказались на пике своей популярности в шестидесятых годах ХХ века. Как и ее современницы Курахаси Юмико, Коно Таэко и Оба Минако Такахаси Такако бросила вызов традиционным представлениям о женской литературе, наследию политики Мэйдзи в отношении роли женщины в доме.
Писательница язвительно высмеивает в своих произведениях «семейную жизнь», защитников, ярых приверженцев старой традиционной морали и изображает жестоких, резких женщин, не сумевших смириться с возложенной на них ролью матери и жены. Все приведенные в данной работе произведения являются критикой любовных отношений, брака и материнства, что имеет много общего с западной феминистической литературой. Как правило, в рассказах Такахаси традиционные гетеросексуальные отношения и брак приводят к потере женщиной своей независимости, творческого начала и сексуальности. Мать семейства, которая является эталоном морали и достоинства в традиционном обществе, критикуется писательницей за приверженность к буржуазным ценностям, полное отсутствие живости ума и духовных стремлений. Женатые мужчины изображаются безучастными, не обращающими внимания на проблемы или устремления своих жен. Дети лишают матерей того слабого чувства свободы и собственной значимости, которое остается у них после вступления в брак.
Рассказ «Подобные фигуры» прямо противостоит идеи о том, что женщины должны заботиться о своих детях. Такахаси опровергает идею о материнской любви словами пожилой женщины, которая говорит, что «…где вы можете найти материнскую любовь? Это ни что иное, как иллюзия, созданная мужчинами» . Такахаси также намекает на то, что она не единственная в своих чувствах: «Это были эмоции, которые матери со всего мира должны были ощущать по отношению к своим дочерям» . В то время как все ожидания относительно женщин в период Мэйдзи были сосредоточены на роли матери, посвящающей всю себя воспитанию детей, Такахаси подчеркивает недостатки этой системы, которая лишает женщину выхода сексуальной и эмоциональной энергии в рамках семьи. Писательница создает вымышленное пространство, в котором женщины могут давать волю своим желаниям и эмоциям.
В произведениях Такахаси отчетливо прослеживается увлечение писательницы различными тенденциями в западной литературе девятнадцатого века. Эстетизм, внутренняя опустошенность и отвращение к обыденной жизни пронизывают все ее работы. Она подражает европейским писателям XIX века, работавшим в рамках литературы декадентства. Также становится очевидным, что писательница прекрасно изучила сюрреалистическое направление в литературе, так как она тонко вплетает в повествование сны и ведения героев, натуралистически обнажая все их скрытые желания. Использование мрачных элементов отражает ее близкое знакомство с произведениями таких писателей романтизма, как Эдгар Аллан По и Эрнест Теодор Амадей Гофман. Столь сильное влияние различных литературных направлений формирует зловещую атмосферу многих произведений писательницы.
Многие писательницы, современницы Такахаси Такоко, такие как Курахаси Юмико, Оба Минако, Мори Макико, Ямамото Митико, Ёсида Томоко, широко использовали постмодернистские приемы, прибегая к фантазиям, снам отчужденных, одиноких женщин. Они иронически критикуют абсурдность и бесперспективность человеческого бытия и мрачность жизни женщины в современном обществе. Несмотря на стилистическую и тематическую схожесть, произведения Такахаси отличаются от работ этих писательниц в основном утопическими особенностями повествования. Ужасные фантазии ее героинь подрывают общепринятые нормы, возлагаемые на женщин. Такахаси обращается к страстным, бунтующим антигероиням, которых называет «демонические женщины» . Она противопоставляет просвещенную «демоническую женщину», не осознающей себя «женщине-матери», которая слепо исполняет свою социальную роль. Однако, сравнение женского желания с отрицательным термином «демонический» не весьма оправдано в свете того, что писательница исповедовала христианство. Это может быть не верно истолковано, как обращение к стереотипу женщины как внутреннему злу или осуждение женщин, которые противостоят женской судьбе. В действительности, в своих произведения Такахаси утверждает, что только те женщины, «разрушающие границы» , могут вырваться из патриархальных устоев и «самопреобразоваться». Термин «демонический» используется в положительном контексте и обозначает контркультурные импульсы в женщине. Соответственно, ее интерес к религии заключается в особом потенциале мистического видения, способном трансформировать реальность. В своем эссе «Сексуальность – демоническое и материнское в женщине» (性-女における魔性と母性)Такахаси объясняет, что использует понятие «демонические» к свободным женщинам.
«Всякий раз, когда я пишу, я замечаю, что главная героиня, созданная мной, «демоническая женщина». Я полагаю, что, когда женщина освобождает свое внутреннее «Я», в ней проявляется демоническое. Считается, что материнские чувства полярно противоположные демоническому. Но не зависимо от того, как много романов я написала, я не изображала такие материнские чувства.
Материнские чувства сохраняют порядок, а демоническое подталкивает к бунту. Материнское поддерживает мораль, демоническое поощряет безнравственность. Материнское заставляет женщин сдерживать себя, направляет их женскую энергию на детей, чем обязывает их посвятить себя созданию гармонии в семье. Для общества это необходимо и желательно. Но поскольку женщины в действительности были одурманены понятием, что они в своей сущности только матери, я хочу дать им понять, что они нечто большее» .
Героини произведений Такахаси маниакально ищут способы понять себя и самореализоваться, чем нарушают общественные нормы для того, чтобы выразить свое неуважение к традиционным ценностям и познать свой внутренний мир. Как и сама писательница, героини отвергают социальную парадигму современного общества, т. е. определенную модель поведения человека, установленную той социальной средой, в которой он живет.



2. Такахаси,Такако. Со:дзикэй. – (高橋たか子。相似形。彼方の水音。東京:講談社。1971。) – Подобные фигуры. – Токио: Ко:данся. 1971. – 205 с.
3. Такахаси,Такако. Бё:бо:. – (高橋たか子。渺茫。彼方の水音。東京:講談社。1978。) – Безграничность. – Токио: Ко:данся. 1978. – 180 с.
4. Такахаси,Такако. Кё:сэйку:кан. – (高橋たか子。共生空間。東京:新潮社。1973。) – Симбиотическое пространство. – Токио: Синтё:ся. 1973. – 226 с.
5. Такахаси,Такако. Ронри- у-ман. – (高橋たか子。ロンリー・ウーマン。東京:集英社。1982。) – Одинокая женщина. – Токио: Сю:эйся. 1982. – 217 с.
6. Такахаси,Такако. Нацу-но фути. – (高橋たか子。夏の淵。失われた絵。東京:河出書房新社。1981。) – Пучина лета. – Токио: Кавадэсёбо: синся. 1981. – 244 с.
Список использованной литературы
На русском языке
7. Вершинина Н. Л. Введение в литературоведение: учебник для бакалавров. / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М.: Изд-во Юрайт, 2015. – С. 479.
8. Григорьева Т. П. Японская литература ХХ века: Размышления о традиции и современности / Ред. чл.-кор. АН СССР Федоренко Н. Т. – М.: Художественная литература, 1983. – 302 с.
9. История современной японской литературы: научное издание / пер. с японского Карлиной Р. Г. и Марковой В. Н.; Общество по изучению современной японской литературы. – М.: Изд-во иностр. лит., 1961. – С. 418
10. Ким Р. Современный японский роман / К. Рёхо; АН СССР, Ин-т мировой литературы им. Горького А. М. – М.: Наука, 1977. – С. 303.
11. Пак К. А. Японские писательницы ХХ века // Россия и Япония: гуманитарные исследования. Материалы российско-японских научных конференций. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. – 312 с.
12. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение: Учеб. для филол.. спец. ун-тов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1988. – C. 528.
13. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика — М.: Аспект-Пресс, 1999. – С. 334.
14. Хронопуло Л. Ю. Доппельгангер: двойники в современной японской прозе // Проблемы литератур Дальнего Востока. VI Международная научная конференция. 25–29 июня 2014 г.: Сборник материалов / Отв. ред. А. А. Родионов, ГуаньЦзисинь, П. Л. Гроховский. — СПб.: Изд-во Студия «НП-Принт», 2014. ― Т. 2. — 470 с. С. 202-210.
15. Этвуд М. Съедобная женщина. – М.: Эксмо, 2004. – С. 384.
Наанглийскомязыке
16. Alvis,Andra. Fantasies of Maternal Ambivalence in Takahashi Takako’s “Congruent Figure”. – English Supplement № 18, 2000. – pp. 58-83.
17. Copeland, Rebecca. Mother Obsession and Womb Imagery. – Transactions of the Asiatic Society of Japan №3, 1988. – pp. 131-150.
18. Eichenbaum, Luise. Understanding women: A Feminist Psychoanalytic Approach. – New York: Basic Books, 1982. – C. 372.
19. Hirsch, Marianne. The Mother/Daughter Plot. – Bloomington: Indiana University Press, 1989. – p. 244.
20. Jolivet, Muriel. Japan: The Childless Society? – London: Routledge, 1997. – p. 77.
21. Kano, Keiko. Gender Studies and Modern Japanese Literature. – Bulletin of Faculty of Literature, Kurume University. Intercultural Studies 17/18, 2001. – pp. 1-13.
22. Lock, Margaret. Ideology, Female Midlife, and the Greying of Japan. – Journal of Japanese Studies №19, 1993. – pp. 43-70.
23. McKinlay, Megan. Unstable Mothers: Redefining Motherhood in Contemporary Japan. – Intersections: Gender, History and Culture in the Asian Context №7, 2002. – pp. 200 – 233.
24. Mizuta, Noriko. Women's Self-Representation and Transformation of the Body. – Josai international review 1, 1995. – pp. 85-102.
25. Mori, Maryellen Toman. The Quest for Jouissance in Takahashi Takako’s Texts. / The Woman's Hand: Gender and Theory in Japanese Women's Writing. – Stanford: Stanford UP, 1996. – pp. 205-235.
26. Niva, Akiko. The Formation of the Myth of Motherhood in Japan. – Japan Women's Journal English Language Supplement, №4, 1993. – pp. 70-82.
27. Parker,Rozsika. Mother Love/Mother Hate: The Power of Maternal Ambivalence. – New York: BasicBooks, 1995, p. 219.
28. Ralph,Tymms. Doubles in Literary Psychology. – Bowes& Bowes, 1949. – p. 126.
29. Rich, Adrienne. Of Woman Born: Motherhood as Experience and Institution. – New York: W. W. Norton, 1976. – p. 352.
30. Sakane, Yoko. The Mother, the Self, and the Other: The Search for Identity in Sylvia Plath’s “The Bell Jar” and Takahashi Takako’s “Congruent Figure”. – English Supplement № 14, 1998. – pp. 27-48.
31. Ueno,Chizuko. The Position of Japanese Women Reconsidered. – Current Anthropology № 28, 1987. – pp. 75-84.
32. Woolf, Virginia. Professions for Women / The Death of a Moth and Other Essays. – London: Hogarth, 1942. – p. 248. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ