Формы и методы организaции работы по профессиональному самоопределению обучающихся направления подготовки «Организация работы с молодежью» (Сургутский Государственный Педагогический Университет)
Работа сделана на примере БУ «Сургутский Государственный Педагогический Университет».
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………...….……3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»..8
1.1 Понятие и общая характеристика профессионального самоопределения обучающихся в вузе……………8
1.2 Проблемы и особенности профессионального самоопределения обучающихся направления подготовки «Организация работы с молодежью»……………………16
Вывод по первой главе…………31
2.2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ» В ВУЗЕ 33
2.1 Основные формы и методы работы по профессиональному самоопределению обучающихся направления подготовки «Организация работы с молодежью»………………33
2.2 Опыт реализации форм и методов работы по развитию профессионального самоопределения обучающихся направления подготовки «Организация работы с молодежью» в СурГПУ……................ 43
Вывод по второй главе…………………56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..... 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……61
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 71
Актуальность исследования. В условиях экономических, политических, социальных и культурных преобразований современного общества молодому человеку необходимо учиться быть мобильным и гибким в трудовой и учебной деятельности. Постоянные перемены способствуют выработке быстрой и правильной ориентации личности в обществе, трудоспособности и пригодности к трудовой деятельности, а также смены ее условий. В связи с интеграцией России в мировое пространство, наблюдаются изменения в условиях рынка труда . Появление новых ценностей и технологий привело к созданию дополнительных сфер трудоустройства, соответствующих профессий и рабочих кадров, способных в минимальные сроки адаптироваться в профессиональных условиях и деятельности.
Профессиональное самоопределение личности выражается в самостоятельной оценке своих возможностей, склонностей, интересов в профессиональной среде, а также определении ограничений и препятствий, которые при необходимости следует исправить. Профессиональное самоопределение обусловлено требованиями и запросами рынка. Выбор будущей профессии, является первой жизненной проблемой и серьезным решением, с которым сталкивается студенческая молодежь. Ежегодно увеличивается количество молодых людей (абитуриентов), стремящихся получить высшее образование и стать высококлассными специалистами, в надежде на успешную карьеру. Однако после окончания вуза большинство выпускников трудоустраиваются не по своему направлению подготовки. В настоящее время проблема профессионального самоопределения студентов вуза, в частности обучающихся по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» сохраняет свою актуальность, несмотря на исследования, проводимых социологами, педагогами и психологами. Вместе с социально экономическим развитием общества, возрастают требования к профессиональной компетентности и адаптации молодых организаторов работы с молодежью, делается упор на развитие коммуникативных качеств, мобильности, способности решать комплекс задач, формирование стрессоустойчивости и др. Многие работодатели считают, что выпускников необходимо обучать непосредственно на рабочем месте, а процесс адаптации выпускника вуза к специфике профессиональной деятельности может продолжаться достаточно долго, что мешает трудовому процессу всего коллектива в целом .
Так же следует отметить важность и обязательность применения теоретических знаний на практике во время учебной деятельности студентов направления «Организация работы с молодежью», поскольку одно из главных требований работодателя – наличие опыта работы и практической деятельности. Организация целенаправленной работы по профессиональному самоопределению будущих молодых специалистов оказывает существенное влияние на уровень профессиональной адаптации и качественное выполнение профессиональных функций в последующем уже непосредственно в условиях трудовой деятельности .
Актуальность данного исследования связана с необходимостью поиска условий, способствующих эффективной профессиональной адаптации и профессиональному самоопределению студентов к профессиональной деятельности и условиям современного рынка труда. Поэтому перед высшими учебными заведениями стоят важные задачи поиска наиболее эффективных форм и методов, которые обеспечат развитие знаний, навыков, умений, самостоятельности и наиболее успешной интеграции и адаптации выпускников в профессиональной сфере.
Объект исследования: профессиональное самоопределение студенческой молодежи.
Предмет исследования: формы и методы организации работы по профессиональному самоопределению обучающихся направления подготовки «Организация работы с молодежью» в БУ «Сургутский государственный педагогический университет».
Цель исследования: определить формы и методы организации работы по профессиональному самоопределению обучающихся направления подготовки «Организация работы с молодежью» в БУ «Сургутский государственный педагогический университет».
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и общую характеристику процессов профессионального самоопределения обучающихся в вузе;
2. Выявить проблемы и особенности профессионального самоопределения обучающихся направления подготовки «Организация работы с молодежью»;
3. Представить основные формы и методы работы по профессиональному самоопределению обучающихся направления подготовки «Организация работы с молодежью»;
4. Проанализировать опыт реализации форм и методов работы по развитию профессионального самоопределения обучающихся направления подготовки «Организация работы с молодежью» в СурГПУ.
Степень теоретической разработанности темы исследования.
Современные научные исследования, связанные с рассмотрением различных аспектов профессионального самоопределения представлены в работах Е.Г. Денисовой, С.В. Жолудевой. Сущность понятия «социально-профессиональная адаптация», анализ факторов, влияющих на профессиональную адаптацию взрослеющего человека, психологический анализ процесса адаптации к условиям обучения в ВУЗе и к профессиональной среде раскрывается в работах М.М. Подчалимова, Т.В. Казаковой, Э.А. Пронина, Г.И. Егоровой, Ж.Б. Багичевой. В научной литературе раскрываются механизмы профессиональной поддержки, адаптации выпускников высших учебных заведениях, а также рассмотрены проблемы профессиональной мобильности к условиям современного рынка труда, изучено влияние профессиональной адаптации на формирование компетентности будущих специалистов в работах Ю.Ю. Бочаровой, Т.А. Еременко, И.Н. Зайцевой. Феномен и типология профессионального самоопределения, а также основные факторы, влияющие на данный процесс, выделяются в работах С.Ю. Иванова, Л.И. Кобышевой, Р.Р. Исмагилова, Ф.У. Базаевой, В.О. Беликова.
Особенности и специфика профессиональной деятельности специалистов в области реализации молодежной политики, рассмотрение подходов к повышению эффективности специалистов в сфере реализации молодежной политики анализируются в работах Л.А. Гегель, Е.П. Агаповой, Н.А. Шайденко, Т.К. Ростовской, Г.В. Заярской и Л.С. Кожуховской, С.Н. Фоминой и др. Тем не менее, проблема профессионального самоопределения студентов направления подготовки «Организация работы с молодежью» недостаточно изучена. Проблема профессионального самоопределения нуждается в дальнейшей проработке из-за отсутствия единого понимания некоторых теоретико-методологических вопросов. Требуется постоянная корректировка и обновление форм и методов организации работы, направленной на профессиональное самоопределение студенческой молодежи.
Методы исследования: в работе использовались следующие теоретические и эмпирические методы исследования: анализ социальной, психологической и педагогической литературы, описание, сравнение, обобщение; интернет-анкетирование, вторичный анализ данных результатов социологических исследований по рассматриваемой проблеме.
Теоретическая и практическая значимость исследования: состоит в рассмотрении сущности и содержания основных проблем и особенностей, связанных с процессом профессионального самоопределения студентов вуза. Полученные результаты исследования могут быть использованы при разработке и реализации различных программ, практических и методических разработок в области профессиональной адаптации и профессиональном самоопределении студентов, обучающихся по направлению «Организация работы с молодежью», реализуемых на базе высших учебных заведений.
Апробация результатов исследования: результаты исследования были озвучены на X Открытой региональной студенческой научно-практической конференции «Молодежь в мире науки» (г. Сургут, 2022 год), XXVIII студенческой научно-практической конференции «Студенчество в научном поиске» (г. Сургут, 2023 год); опубликованы 2 научные статьи.
Структура и объем работы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, содержащих 4 параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы 70 страницы. Список использованной литературы включает в себя 61 наименование.
В реалиях развития современного мира меняется сфера образования, ее составляющие, стандарты, цели, методы и так далее. Парадигма образования направлена на развитие и привитие необходимых личностных качеств, которые способствуют самостоятельной и самодостаточной деятельности личности. Ключевая цель учебной сферы проявляется в развитии и сокращении процесса профессионального самоопределения обучающихся, а после и плавный переход к процессу профессиональной адаптации. Профессиональное самоопределение зависимо от требований рынка и длится у человека на протяжении всей жизни и постоянно подвергается изменениям под воздействием среды обитания, окружающего общества, его тенденций, личной мотивации, зрелости и готовности к разного рода деятельности.
В ходе решения, поставленных задач в рамках выпускной квалификационной работы, мы пришли к следующим выводам:
1) Под профессиональным самоопределением следует понимать, поэтапный процесс, включающий в себя определение индивидом своего места в социальной и профессиональной структуре общества, выбор стратегии реализации своего социального потенциала в условиях развивающегося рынка труда, развитие собственных профессиональных интересов и склонностей, определением перспектив и условий построения профессиональной карьеры в конкретной профессиональной сфере. В профессиональном самоопределении личности происходит развитие в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга аспектов, ценностно-ориентационном, который представляет собой выбор будущего трудоустройства и в связи с этим формирование системы ценностей в этой области, а также деятельностном, который представляет реальный спектр действий и результатов труда. Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются три ключевые стадии такие как, освоение выбранной профессии после получения школьного образования, формирование индивидуального стиля деятельности, воплощение в жизнь ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью.
2) Проблема профессиональной адаптации и профессионального самоопределения напрямую связана с появлением новых технологий, профессий и специальностей, значительно опережающее возможности их освоения в традиционной системе профессионального образования, а также постоянной модернизацией и развитием рынка труда. Индивидуальные особенности проявляются в выборе жизненного пути, на этапе получения высшего образования, где каждый студент принимает решение о своей будущей деятельности и будущем развитии. Анализируя социологически исследования, можно сделать выводы, что студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях, сталкиваются с многими проблемами, связанными в первую очередь с минимальным количеством практических знаний и отсутствием опыта работы, а также сложности восприятию новых профессиональных задач и условий, обуславливает необходимость разработки ряда проективных предложений, направленных на оптимизацию работы в данном направлении деятельности.
3) Рассмотрев и проанализировав опыт реализации проектов по решению проблем профессионального самоопределения, можно сказать, что проектная деятельность проблематики профессионального самоопределения достаточно разнообразна и многогранна, но требует изменений и доработок, связанных в первую очередь с появлением новых технологий и онлайн платформ. Нынешняя студенческая молодежь заинтересована в постоянном профессиональном развитии, но зачастую сталкивается с проблемами малой распространённости проводимых мероприятий, их недоступности и однообразности, что не может способствовать плодотворному принятию новой информации. В современном обществе стали в больше распространится формы онлайн взаимодействия со студенческой молодежью, в пример можно привести онлайн олимпиады, онлайн конкурсы, вебинары, квалификационные тренинги и многое другое. Также не мало важными формами остаются те, что позволяют студентам проявлять свои ораторские способности, открыто излагать мысли и обсуждать с их с окружением, в пример можно привести такие формы как дискуссии, дебаты, круглый стол и так далее.
4) После проведения анализа ряда мероприятий, которые проводятся в рамках работы СурГПУ по развитию профессионального самоопределения и профессиональной адаптации обучающихся по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» и студентов в целом, позволил выделить ряд традиционных мероприятий, которые могут стать эффективной площадкой для реализации профессиональной деятельности обучающихся. Но следует отметить, что узко направленных мероприятий для профессионального самоопределения и профессиональной адаптации обучающихся по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» недостаточно, для полноценной работы. В решении проблемы профессионального самоопределения обучающихся по направлению «Организация работы с молодежью», необходимо отметить важность и обязательность применения теоретических знаний на практике во время учебной деятельности, поскольку одно из главных требований работодателя – наличие опыта работы. Решение данной задачи также во многом определяет результативность прохождения производственной практик. Это обуславливает важность внесения коррективов в основные компоненты практики, проведения социологического анализа социально-профессиональной проблематики, разработки и реализации наиболее эффективных форм и методов профессиональной подготовки студенческой молодежи.
1. Авакова, Э.Б. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи: социологический анализ / Э.Б. Авакова, С.С. Бразевич, А.А. Кузнецов. – Текст: непосредственный // Государственное и муниципальное управление. Ученые записики. – 2019. – №3. – С. 218-221.
2. Агапова, Е.П. Организация работы с молодежью: учебное пособие / Е.П. Агапова, Л.С. Деточенко. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 738 с. – Текст: непосредственный.
3. Айкашев, П.А. Стратегия развития образовательной организации и факторы влияющие на разработку стратегии развития образовательной организации / П.А. Айкашев. – Текст: непосредственный // Академическая публикация. – 2018. – №11. – С. 236-238.
4. Аксарина, И.Ю. Модель процесса адаптации выпускников школ на этапе перехода от общего к высшему профессиональному образованию / И.Ю. Аксарина. – Текст: непосредственный // Вестник югорского государственного университета. – 2014. – №1. – С. 5-11.
5. Багичева, Ж.Б. Социально-профессиональная адаптация студентов к условиям педагогического ВУЗа / Ж.Б. Багичева. – Текст: непосредственный // Сборники конференций НИЦ социосфера. – 2011. – №16. – С. 149-154.
6. Базаева, Ф.У. Основы профессионального самоопределения молодежи / Ф.У. Базаева. – Текст: непосредственный // Чеченский государственный педагогический университет. – 2021. – №2(104). – С. 95-98.
7. Богданова, Е.С. Интерактивные методы в школьном обучении восприятию и интерпретация художественного текста / Е.С. Богданова. – Текст: непосредственный // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: актуальные проблемы образовательного процесса в гетерогенных организациях. – 2016. – С. 256-260.
8. Бочарова, Ю.Ю. Управление адаптацией и профессиональным развитием молодых педагогов общеобразовательной школы / Ю.Ю. Бочарова, Л.И. Коматкова. – Текст: непосредственный // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2017. – №2. – С. 44-48.
9. Беликов, В.О. Проблема профессионального самоопределения студентов в современном обществе / В.О. Беликов, И.Ю. Тамаркин. – Текст: непосредственный // Сборник материалов IX всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «Россия молодая». – 2017. – С. 2.
10. Блинов, В.И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев. – Текст: непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – №3. – С. 4-18.
11. Бондаренко, А.Н. Современные подходы к профессиональной адаптации молодого педагога / А.Н. Бондаренко. – Текст: непосредственный // Сборник статей X Международного научно-практического конкурса. – 2017. – С. 149-152.
12. Валиева, Ф.И. К вопросу о социально-профессиональной адаптации молодых специалистов / Ф.И. Валиева. – Текст: непосредственный // ЦИТИСЭ. – 2016. №3. – С. 1-14.
13. Гегель, Л.А. Специалист по работе с молодежью: проблемы подготовки и востребованности / Л.А. Гегель, Е.О. Казакова. – Текст: непосредственный // Высшее образование в России. – 2018. – №2(220). – С. 88-94.
14. Гейнце, Л.А. Современные методы обучения педагогов на рабочем месте / Л.А. Гейнце. – Текст: непосредственный // Современная наука, общество и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2022. – С. 144-148.
15. Даминова, Ю.С. Педагогические аспекты адаптации молодых педагогов к профессиональной деятельности в системе профессионального образования / Ю.С. Даминова. – Текст: непосредственный // Мир образования – образование в мире. – 2021. – №4(84). – С. 334-339.
16. Даминова, Ю.С. Профессиональная-педагогическая адаптация молодых специалистов в профессиональных образовательных учреждениях / Ю.С. Даминова. – Текст: непосредственный // Образование и проблемы развития общества. – 2021. – №3(16). – С. 20-23.
17. Дейнеко, А.Ю. Адаптация молодых специалистов к профессиональной деятельности на муниципальной / А.Ю. Дейнеко. – Текст: непосредственный // Белгородский государственный национальный исследовательский университет. – 2017. – С. 1-64.
18. Денисова, Е.Г. Профессиональное самоопределение на этапе вузовской подготовки: ценностно-смысловой аспект / Е.Г. Денисова, Е.Н. Гомонова, С.С. Мирошниченко. – Текст: непосредственный // Развитие и саморазвитие личности в профессии. – 2014. – №2. – С. 283-288.
19. Егорова, Г.И. Факторы, влияющие на социально-профессиональную адаптацию взрослеющего человека / Г.И. Егорова. – Текст: непосредственный // Академия профессионального образования. – 2017. – №3. – 58-64.
20. Еременко, Т.А. Адаптация выпускников как критерий профессиональной мобильности / Т.А. Еременко. – Текст: непосредственный // Вектор науки тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. – 2014. – №1. – С. 83-85.
21. Жолудева, С.В. Особенности развития профессионального самоопределения и мотивации к профессиональной деятельности на этапе профессионального развития адепта / С.В. Жолудева. – Текст: непосредственный // Профессиональные представления. – 2020. – №1(12). – С. 63-77.
22. Зайцева, И.Н. Социально-профессиональная адаптация как фактор формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа / И.Н. Зайцева, И.Ф. Плетенева. – Текст: непосредственный // Вестник кемеровского государственного университета. – 2014. – №1-1. – С. 64-67.
23. Зайцева, И.Н. Теоретические основы формирования у студентов ВУЗа социально-профессиональной адаптации / И.Н. Зайцева. – Текст: непосредственный // Известие саратовского университета. – 2014. – №1. – С. 91-95.
24. Заярская, Г.В. Особенности подготовки будущих специалистов по работе с молодежью: контекст реализации молодежной политики в условиях современной России / Г.В. Заярская, С.Н. Фомина. – Текст: непосредственный // Педагогическое образование и наука. – 2015. – №2. – С. 62-68.
25. Иванов, С.Ю. Профессиональные траектории выпускников вузов и их трудовая адаптация / С.Ю. Иванов, А.С. Иванов, Д.Е. Морковкин, Н.С. Гуменная. – Текст: непосредственный // Социодинамика. – 2016. – №12. – С. 54-67.
26. Исмагилова, Р.Р. Профессиональное самоопределение как механизм и условие адаптации учащейся молодежи в современном обществе / Р.Р. Исмагилова, Д.М. Азаматов, Р.Ф. Гатиятуллин. – Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №4. – С. 1-13.
27. Казакова, Т.В. Карьерные ориентации в структуре профессионального самоопределения студентов / Т.В. Казакова. – Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №69-3. – С. 263-266.
28. Касьян, Е.В. Проблема профессионального самоопределения: опыт социологического исследования / Е.В. Касьян. – Текст: непосредственный // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – №6-2(46). – С. 30-33.
29. Килина, И.А. Факторы социально-профессиональной адаптации обучающихся / И.А. Килина, Н.В. Осипова, К.В. Бабуков. – Текст: непосредственный // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2018. – №2. – С. 119-125.
30. Кобылкин, Р.А. Роль труда в современной России: аксиологический аспект / Р.А. Кобылкин. – Текст: непосредственный // Проблемы правовой аксиологии. – 2019. – №1(88). – С. 118-122.
31. Кобышева, Л.И. Организация профессионального самоопределения студентов в условиях вуза / Л.И. Кобышева. – Текст: электронный // Современная педагогика. – 2014. – №9. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2649 (дата обращения: 02.06.2023)
32. Ковалева, А.И. Проблемы социализации личности студента в вузе / А.И. Ковалева. – Текст: непосредственный // Знание. Понимание. Умение. – 2017. – №3. – С. 48-62.
33. Ковалева, С.С. К вопросу о социально-профессиональной адаптации выпускников ВУЗов / С.С. Ковалева. – Текст: непосредственный // Вестник московского гуманитарно-экономического института. – 2015. – №1. – С. 9-13.
34. Кожанова, В.П. Анализ практического опыта научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» / В.П. Кожанова, С.Н. Фомина. – Текст: непосредственный // Ученые записки российского государственного социального университета. – 2019. – №2(151). – С. 200-207.
35. Кожуховская, Л.С. Подготовка и научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов по работе с молодежью (опыт республики Беларусь) / Л.С. Кожуховская. – Текст: непосредственный // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проект общественного развития: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции (Москва, 18 мая 2017) / под общ. ред. С.Ю. Новоселовой. – Москва: Изд-во ФГАОУ ДПО АПКиППРО. – 2017. – С. 46-52.
36. Кремень, Ф.М. Жизненные и профессиональные стратегии выпускников вуза как фактор адаптации молодых специалистов / Ф.М. Кремень. – Текст: непосредственный // Творческое наследие Э.В. Ильенкова и современность. – 2017. – №3. – С. 52-57.
37. Остапенко, И.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов факультета среднего профессионального образования в системе вуза / И.А. Остапенко. – Текст: непосредственный // Педагогические науки. – 2016. – №2(15). – С. 120-123.
38. Певнев, М.С. Интеллектуальная игра в образовательном процессе: ценностно-целевой, мотивационный и функциональный аспекты / М.С. Певнев. – Текст: непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2016. – С. 64-67.
39. Петрова, А.Д. Профессиональное самоопределение молодежи: психологические аспекты / А.Д. Петрова, Н.В. Сидилкина // Инновации в науке: сб. ст. по матер.IV междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 35-40. – Текст: непосредственный.
40. Плотников, А.В. Социально-профессиональная адаптация личности в процессе формирования профессиональной культуры бакалавров в условиях социального партнерства / А.В. Плотников. – Текст: непосредственный // Интегрирование коммуникаций в спорте и туризме: образование, тенденции. – 2018. – №2. – С. 151-157.
41. Подчалимов, М.М. Факторы, определяющие социально-профессиональную адаптацию выпускников учреждения СПО стропильного профиля в условиях производства / М.М. Подчалимов. – Текст: непосредственный // Ученые записки. – 2016. – №3. – С. 182-191.
42. Почекаева, И.С. Особенности адаптации выпускников педагогических вузов к осуществлению профессиональной деятельности в школе / И.С. Почекаева, Т.А. Цапкова. – Текст: непосредственный // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. – 2017. – №13. – С. 228-232.
43. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата)». – 2018. – Текст: непосредственный.
44. Пронин, Э.А. К вопросу о социально-профессиональной адаптации современных студентов / Э.А. Пронин. – Текст: непосредственный // Право. Экономика. Безопасность. – 2016. – №3. – С. 127-128.
45. Ростовская, Т.К. Организационно-правовые механизмы повышения профессиональных компетенций специалиста по работе с молодежью / Т.К. Ростовская, С.Н. Фомина. – Текст: непосредственный // Вопросы управления. – 2016. – №3(40). – С. 196-203.
46. Сахарова, Т.Н. Стратегия компетентностного развития специалистов по работе с молодежью / Т.Н. Сахарова, Н.В. Тамарская, О.В. Стремилова, М.Д. Батаева. – Текст: непосредственный // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – №2(119). – С.26-32.
47. Сердюкова, Е.Ф. Выбор поведенческих стратегий как фактор социально-профессиональной адаптации педагога-психолога / Е.Ф. Сердюкова. – Текст: непосредственный // Известия чеченского государственного университета. – 2018. – №3. – С.139-141.
48. Сушко, А.В. Социально-профессиональная адаптация выпускников вузов на рынке труда / А.В. Сушко, Е.В. Полицинская. – Текст: непосредственный // Инженерное образование. – 2017. – №21. – С. 25-34.
49. Сюй Юнь возможности активизации креативного мышления в процессе обучения дизайну инновационной продукции / Сюй Юнь. – Текст: непосредственный // Научное мнение. – 2021. – №9. – С.111-121.
50. Текунова, М.В. Совершенствование мастерства педагогических работников через различные формы методического сопровождения / М.В. Текунова. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2020. – №5. – С. 66-68.
51. Фещенко, Н.В. К вопросу о профессиональном становлении личности в техническом вузе / Н.В. Фещенко // Социально-педагогические технологии в социализации будущего профессионала (Хабаровск, 26-27 сентября 2019) / под общ. Ред. Ю.А. Тюриной. 2020. – С. 85-87. – Текст: непосредственный.
52. Фомина, С.Н. Интегративный подход к профессиональной подготовке в вузе специалистов по работе с молодежью: дис. ... кан. пед. наук / Фомина Светлана Николаевна. – Москва, 2015. – 385 с. – Текст: непосредственный.
53. Фомина, С.Н. Маршрут профессионального самоопределения студентов направления подготовки «организация работы с молодежью»: проблема разработки и реализации / С.Н. Фомина, А.Д. Александер. – Текст: непосредственный // Ученые записки российского государственного социального университета. – 2016. – №4(137). – С. 140-147.
54. Фомина, С.Н. Методологические подходы в исследовании проблемы профессиональной подготовки специалистов по работе с молодежью / С.Н. Фомина. – Текст: непосредственный // Ученые записки российского государственного социального университета. – 2016. – №1. – С. 94-101.
55. Фомина, С.Н. Профессиональная подготовка студентов направления подготовки «Организация работы с молодежью в условиях модернизации образования / С.Н. Фомина, В.П. Сорохина. – Текст: непосредственный // Ученые записки российского государственного социального университета. – 2015. – №4(131). – С. 144-150.
56. Хуторянская, Т.В. Психологические особенности профессионального самоопределения старшекласников / Т.В. Хуторянская // Cyberleninka.Ru. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov/viewer (дата обращения 17.05.2023.). – Текст: электронный
57. Цилюгина, И.Б. Трудности процесса адаптации студентов-первокурсников учреждений среднего профессионального образования и способы их решения / И.Б. Цилюгина. – Текст: непосредственный // Среднее профессиональное образование. – 2015. – №1. – С. 42-45.
58. Цыгина, О.Д. Проблема самоопределения студентов вузов / О.Д. Цыгина, А.С. Огнев. – Текст: непосредственный // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – №8. – С. 60-64.
59. Чистякова, С.Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях / С.Н. Чистякова. – Текст: непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. – 2018. – №1. – С. 54-60.
60. Шайденко, Н.А. Развитие адаптационного потенциала будущего учителя в образовательной среде педагогического вуза / Н.А. Шайденко, В.Г. Подзолков, С.Н. Кипурова. – Текст: непосредственный // Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. – 2015. – С. 145.
61. Шайденко, Н.А. Специалист по работе с молодежью и задачи его подготовки на современном этапе / Н.А. Шайденко, С.Н. Кипурова. – Текст: непосредственный // Образование личности. – 2016. – №2. – С. 12-18.