Введение
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УЗБЕКИСТАНЕ
1.1. История формирования узбекских средств массовой информации
1.1.1. Появление и развитие печати в Туркестане во времена правления Царской России
1.1.2. Советский режим в Узбекистане…………………………12
1.1.3. Печать в период Второй мировой войны………………..19
1.1.4. Обретение независимости………………………………. .24
1.2. Политическая составляющая СМИ Узбекистана………….….27
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ МЕДИАРЫНКА УЗБЕКИСТАНА НА ПРИМЕРЕ ПЕЧАТНЫХ СМИ
2.1. Внутренняя составляющая
2.2. Внешняя составляющая
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Деятельность средств массовой информации всегда и везде привлекала общественное внимание. Здесь стоит добавить, что СМИ являются предметом постоянного обсуждения и исследования учёных, экспертов и самих журналистов. Многогранные и огромные возможности «великого арбитра», либо «четвёртой ветви власти» не могут не вызвать к себе интереса. В каждой стране по всему миру медиапродукты играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Но способы подачи, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в мире и в стране, у СМИ разных стран отличается друг от друга. В данной работе будет исследована деятельность СМИ Республики Узбекистана, которая изучалась и ранее, но достаточно подробных анализов не наблюдалось. За время своего существования, журналистика в данном государстве успела сменить множество социальных ролей. Были и свои трудности, и свои проблемы, и конечно же свои преимущества.
Актуальность данного исследования обусловлена недавней сменой власти в Узбекистане. В связи с этим, широкое освещение в медиа многих стран возникают вопросы и прогнозы о том, как данное событие повлияет на общую обстановку в стране, на структуру власти, на внешнюю и внутреннюю политику, и безусловно, на медиарынок. Данная работа позволит сопоставить, как медиапространство страны существовало во время правления первого Президента Ислама Каримова и, что изменилось после.
Изучение деятельности СМИ на территории Узбекистана неоднократно проводилось со стороны зарубежных исследователей на недостаточно глубоком уровне. Стоит отметить и тот факт, что подобных исследований в Узбекистане проводилось крайне мало. Научно-практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно предоставляет возможность компиляции уже проведенных исследований с новыми открытиями и структурированное оформление выводов, результатов исследований со стороны узбекских специалистов и учёных. Точное выявление особенностей медиарынка позволит ознакомиться как с недостатками, так и с достоинствами нынешнего состояния средств массовой информации в стране. Результаты данной работы могут быть использованы при совершенствовании коммуникационной политики журналистики Узбекистана. Материалы работы могут представить определённый интерес для преподавателей, научных работников, а также для студентов факультетов и отделений журналистики узбекских вузов.
Новизна данной работы заключается в том, что путём суммирования ранних разрозненных наблюдений будут выявлены современные особенности медиарынка на примере периодической печати.
Объектом исследования являются узбекские средства массовой информации, а именно печатные выпуски таких газет, как «Правда Востока», «Народное слово» и «Вечерний Ташкент» за период с августа 2016 года по январь 2017 года.
Предмет исследования – характерные черты и особенности печатных средств массовой информации Узбекистана, сформировавшиеся за годы независимости.
Целью данного исследования является выявление особенностей медиарынка современной Республики Узбекистан на примере печатных средств массовой информации.
Цель работы выявила следующие задачи:
1. рассмотреть эволюцию узбекской печати в советский период;
2. изучить появление и развитие медиарынка на территории Республики Узбекистан в годы независимости;
3. дать типологию современных СМИ и определить их место на рынке масс-медиа;
4. описать аудиторию и типологические характеристики основных печатных изданий;
5. суммировать наблюдения и выявить особенности развития рынка в современном Узбекистане.
Теоретическая базой исследования явились основополагающие труды по теории журналистики, средств массовой информации, типологии прессы. Для решения поставленных теоретических и эмпирических задач были использованы такие методы, как анализ, сравнение, обобщение, исторический метод и контент-анализ.
Среди трудов о теории и истории журналистики, прежде всего, стоит отметить работы узбекских докторов наук, таких как Якутхон Маматова, Баходир Каюмов, Динара Долтаева, Алишер Матёкубов и др.
В рамках настоящей работы были изучены также труды зарубежных исследователей и экспертов А. Полюшковой, А. Дубного и др.
Эмпирическую базу данного исследования составили выборочные печатные выпуски общественно-политических газет «Правда Востока», «Народное слово» и «Вечерний Ташкент» за период с августа 2016 года по январь 2017 года, что обосновано сменой политической власти государства.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Библиография и приложения исследования дают представление о теоретической и экспериментальной базе.
В первой, теоретической части, содержится подробный анализ научных работ, учебных пособий, аналитических статей и других материалов о медиа Республики Узбекистан, а также краткий обзор рынка печатных узбекских СМИ.
Также первая часть содержит выборочные данные о геополитическом состоянии Узбекистана и теоретические аспекты освещения событий в СМИ, правовая база и этические принципы при осуществлении этой деятельности.
Во второй, практической части представлен подробный детальный анализ тематических статей в перечисленных узбекских СМИ, все данные предоставлены в виде наглядных таблиц.
В проведённом нами исследовании мы проанализировали историческое развитие узбекской журналистики в разные периоды времени, выявили основные характеристики СМИ данного региона. Нам удалось ознакомиться с деятельностью первых русскоязычных и узбекскоязычных изданий на территории современного Узбекистана в настоящее время, рассмотреть их тематику, структуру, факторы развития, основные характеристики и работы редакций.
Данное исследование поможет лучше ознакомиться с историей прессы Узбекистана, это очередной шаг на пути понятия, как за последние сто лет газеты и журналы влияли на жизнь общества, его сознание и мышление. В работе описаны отличия журналов времён независимости от предшественников времен правления компартии, как в «независимых» журналах преподносится идеология независимости и национальный дух.
Средства массовой информации занимают особое место на пути развития нового независимого общества. Итак, рассмотрев историю развития основных органов печати Узбекистана, мы пытались показать свойственные им основные особенности, основываясь пи этом на наставления первого Президента Узбекистана И.А. Каримова: «Каждое изменение в сферах политики, экономики, социологии должны обладать свойством создания. Самое важное – не сломать всё то, что с трудом создали наши предки, а суметь сохранить это» .
Изучении истории прессы показало, что все важные экономические и общественно-политические задачи, стоящие перед государством, можно решить только при наличии среди общественности высокой культуры, чистой моральности, здорового мировоззрения и желания развития науки. К тому же, задачи по укреплению независимости государства, решению острых проблем, оставшихся после тоталитарного режима, созданию человечного, демократического, справедливого, правового государства являются требованием современности. Формирование прочной нормативно-правовой базы в медиасфере, неукоснительное исполнение принятых за годы независимости законодательных актов, создание благоприятных условий для развития СМИ способствуют усилению гражданской позиции журналистов, независимой деятельности в условиях открытости, гласности, свободы слова.
Современные печатные средства массовой информации Узбекистана являются «стратегическим партнёром» государства, они стараются помочь государству в доведении до населения, особенно до молодого поколения, сути проводимых в Узбекистане реформ, значения достигаемых высот и рубежей, ценности нынешней мирной, счастливой жизни. Политике редакций рассматриваемых нами газет свойственна одна большая схожая черта – рассмотрение только положительных черт внутренней политики и проводимых в стране реформ. Материалов, в которых авторами затрагиваются и анализируются внутренние проблемы страны крайне мало. В изученных нами материалах были отмечена информация о реформировании жилищно-коммунальной сферы, свидетельствующая о наличии серьезных проблем в деятельности товариществ частных собственников жилья, необоснованном повышении размеров коммунальных платежей, отсутствии квалифицированных специалистов и других. Также широкой огласке подлежат проблемы экологии, привлекая внимание к которым, СМИ пытаются вовлечь в их непосредственное решение и общественность.
В особенности, периодической печати Узбекистана свойственно наличие большое количества похвальных материалов, через которые авторы стремятся дать возможность читателю гордиться своей страной. Широкой пропаганде подлежат семейные ценности и национальные традиции. Каждое из рассмотренных нами изданий полностью поддерживает поэтапную реализацию собственной модели развития государства, разработанной на заре независимости. При помощи СМИ проводится масштабная работа по способствованию укрепления взаимоотношений между государственными органами и гражданами, что гарантирует дальнейшее развитие демократических процессов. Газеты доносят до читателей важность мнения каждого человека.
Следует отметить, что нами было выявлены аналогичный контекст и структура между такими правительственными изданиями, как «Народное слово», «Правда Востока» и «Вечерний Ташкент». Отличия обнаружены только в названиях рубрик, а сам способ подачи новостей во многом схож. Материалы во всех трёх изданиях в большинстве случаев очень больших размеров, имеют свойство повторения и перепечатывания из информационных агентств.
С учётом того, что нынешний год объявлен Годом диалога с народом, то основное внимание прессы приковано к событиям в социальной сфере. СМИ не устают информировать о том, что среди приоритетных задач государства центральное место отведено развитию постоянного, открытого диалога с населением, продолжению активной социальной политики, направленной на дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения, его материального благосостояния. При помощи печати, государство влияет на информированность, а значит, и на активность граждан, усиливая их непосредственное участие во всех делах государства.
Стоит упомянуть о том, что функционирование рассмотренных нами изданий происходит за счёт подписки и с помощью финансирования государства. Мы можем предположить, что данная особенность говорит о том, что власти стремятся экономически и организационно контролировать СМИ. Ведь, как мы видим, в средствах массовой информации, в основном, появляются новости исключительно положительного характера, что может иметь негативные последствия, рядовой читатель теряет доверие к источнику. С учётом того, что в новостях мировой тематики новости о негативных событиях и происшествиях появляются постоянно, то у рядового читателя складывается такая картина, что по всему миру всегда происходит что-то негативное, в то время как в стране проходят только позитивные мероприятия. Данное свойство газет дезинформирует аудиторию.
«Журналистика Узбекистана специфична. И было бы сказано неправильно, что она ориентируется на какую-либо страну. Исходя из того, что Узбекистан является Республикой бывшего Советского союза, в некоторых аспектах сохранилась подача материалов советских времен» .
В плане внешнеполитических событий рассматриваемые в нашем исследовании СМИ в едином порыве информируют о том, что в Республике Узбекистан концепция развития дружеских отношений и сотрудничества с соседними странами всегда была признана в качестве важнейшего приоритета внешней политики. После недавней смены правительства данный приоритет ещё более укрепляется. Затрагиваются вопросы о планах на дальнейшее сотрудничество и укрепление союзнических отношений. Мы пришли к такому выводу, что главная задача узбекских СМИ – донести до читателя идею о том, что соседние народы связывают многовековые, проверенные временем и испытанные самой историей отношения дружбы и сотрудничества, которые создают благоприятный и прочный фундамент для дальнейшего плодотворного взаимодействия на основе принципов добрососедства, взаимного уважения и учёта интересов друг друга. Действительно, здесь просматривается такая особенность узбекской прессы, как функционирование в рамках национальной политики страны.
При нашем исследовании было выявлено наличие в анализируемых изданиях крупных статей об идеологии и политике, но за последние шесть месяцев намечается тенденция замещения их на краткие новости, в частности, о зарубежных странах, их экономике, политике и спорте.
Периодика Узбекистана при помощи воздействия на сознание и мышление читателя определяет дух общества, проявляет своё отношение к происходящим социально-политическим процессам. Это и есть социально-политическая роль журналистики данного региона.
Вместе с тем, как подчеркнул Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, «к сожалению, в современной узбекской журналистике очень мало аналитических материалов, теле- и радиопередач, посвященных всестороннему обсуждению принятых законов, отражающих отношение к ним граждан» . Выполнение указанных главой государства задач требует от средств массовой информации высокого профессионализма и гражданской зрелости, инициативности и ответственности. Постепенно меняется подход при подаче информации. Искореняется внутренняя самоцензура, появляются критические статьи. В стране проводятся семинары-тренинги и мастер-классы с привлечением международных экспертов из Франции, Германии, России, Болгарии, Чехии и других стран, на которых участники повышают свой профессиональный уровень, знакомятся с последними тенденциями в сфере изготовления и распространения медиаконтента, обсуждают актуальные вопросы дальнейшего развития информационной сферы.
Особое внимание уделяется обеспечению свободы слова и информации, превращению СМИ в трибуну, где люди могут открыто выражать свои мысли и отношение к происходящим событиям. Роль и место СМИ отмечены в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, выдвинутой Президентом Исламом Каримовым, который подчеркнул, что «с первых дней независимости в нашей стране последовательно осуществляется политика, направленная на постоянное повышение роли СМИ в жизни общества и эффективности их деятельности, укрепление правовой, материально-технической базы медиаструктур, рост социального статуса и престижа профессии журналиста» .
1. Волчек Г.Ф. Фотоиллюстрация в советской периодике. Москва: Изд-во МГУ, 1962., С. 83.
2. Каримов И.А. Свое будущее мы строим своими руками. Т.7. -Т.: Узбекистан, 1999 г., С. 27.
3. Каримов И. А. Свое будущее мы строим своими руками. Т.7. -Т.: Узбекистан, 1999 г., С. 382.
4. Кары-Ниязов Т. Н. Очерки истории культуры советского Узбекистана. М.: Издательство Академии наук СССР, 1955.
5. Маматова Я. Современная периодическая печать Узбекистана. «Узбекистон», Ташкент, 2003 г.
6. Новак М. «Дух демократического капитализма» (Michael Novak/ The Spirit of Democratic Capitalism, Simon & Schuster Publication, New York, 1982)/ Пер. с англ. В.Г. Марутика. Минск: Лучи Софии, 1997. С.544.
7. Тангейт М. Медиагиганты: Как крупнейшие медиакомпании выживают на рынке и борются за лидерство. / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
8. Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014.
На узбекском языке:
9. А.Авлоний «Ёш ленинчи», 1989 год., С. 3.
10. Абдуазизова Н. «Узбекистон журналистикаси тарихи»// «Академия» нашриёти, Ташкент, 2002 г., С. 24.
11. Бойчура Ш. «Назир Туракулов хакидаги хотираларим», «Шарк юлдузи», 1968 г., 11-выпуск. С. 31.
12. Жураев М., Нуруллин Р., Камолов С. «Узбекистоннинг янги тарихи». Кн.2. «Узбекистон совет мустамлакачилиги даврида»// Под ред. А.Азизхўжаев — Т.: «Шарк», 2000. С.151.
13. Каримов И.А. «Истиклол ва манавият», Ташкент, «Узбекистан», 1994 г., С. 48.
14. Каримов И.А. «Узбекистон иктисодий ислохотларни чукурлаштириш йулида». Ташкент, «Узбекистон»,1995 г., С. 149.
15. Каримов И.А. Биздан озод ва обод Ватан колсин. // «Узбекистон», Тошкент, 1996 г., С. 37.
16. Кориниёзов Т.Н. «Совет Узбекистони маданияти тарихидан очерклар», Ташкент, «Фан», 1956 г. С. 306.
17. Нуриддинова Ф. «Миллий матбуот фихристи: «Иштирокиюн», "Қизил байроқ", «Туркистон» ва "Қизил Ўзбекистон» газеталарида эьлон қилинган мақолалар библиографияси (1918–1930)»// Тошкент: Алишер Навоий номидаги Ўзбекистон Миллий кутубхонаси нашриёти, 2010. С.9. / перевод автора.
18. Ўзбекистоннинг янги тарихи. Кн.2. Ўзбекистон совет мустамлакачилиги даврида // Составители: М.Жураев, Р.Нуруллин, С.Камолов и др. / Редакционная коллегия: А.Азизхўжаев и др. — Т.: «Шарк», 2000.
Учебные пособия, лекции
19. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие – М.: Аспект Пресс, 2003.
20. Линдсей Г. Халл К., Томпсон Р. «Творческое и критическое мышление» // «Психология журналистики»: учеб. пособие / Н.Л. Волковский, А.Н. Гришанина. – Спб., 2010. С.173.
21. Мисонжников Б.Я., Тепляшина А.Н. Журналистика: введение в специальность: учеб. пособие – СПб. : Филол. ф-т СПбГУ, 2012.
Авторефераты, диссертации
22. Брэди Р. Современные проблемы освещения внешнеполитических конфликтов (опыт американской журналистики): Монография. – СПб., Роза мира, 2008.
Научные статьи
23. Аллисон Оливия «Права и обязанности журналистов рамках законов о печати»// Фридман Эрик, Шейфер Ричард Новые исследования средств массовой информации Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 2011. №4. С.153-154. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/novye-issledovaniya-sredstv-massovoy-informatsii-tsentralnoy-azii (дата обращения: 13.05.2017).
24. Зарубежная журналистика в 2011 году : сб. статей / науч. ред. А.С. Пую, Е.С. Георгиева. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2012.
25. Келдиярова Г. Н., Темирова Э. Н., Темиров Э. Н., Темирова Л. Н. Роль молодежи в современных условиях развития общества // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 225-227.
26. Раббимов Камолиддин «Политические партии Узбекистана: между правительством и обществом» // Центральная Азия и Кавказ. 2007. №1 (49). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/politicheskie-partii-uzbekistana-mezhdu-pravitelstvom-i-obschestvom (дата обращения: 12.05.2017).
27. Фридман Эрик, Шейфер Ричард Новые исследования средств массовой информации Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 2011. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/novye-issledovaniya-sredstv-massovoy-informatsii-tsentralnoy-azii (дата обращения: 12.05.2017).
28. Хамдамов Ю. «Журналистика независимого Узбекистана». Вестник КазНУ, Алматы, 2012 г. [URL] – https://articlekz.com/article/8683 (дата обращения:13.05.2017)
29. Хордеген Ж. «Контроль над интернетом в Узбекистане»// Фридман Эрик, Шейфер Ричард Новые исследования средств массовой информации Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 2011. №4. С.151-152. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/novye-issledovaniya-sredstv-massovoy-informatsii-tsentralnoy-azii (дата обращения: 13.05.2017).
30. Эшбекова Д. Т. Образ периодической печати на страницах газеты «Туркистон» в 1922–1924 гг. // Молодой ученый. — 2013. — №12.
Статьи в периодических изданиях
Электронные ресурсы
31. «Блестящее выступление узбекских спортсменов в Рио вызывает восхищение за рубежом», рубрика «Признание» («Народное слово», 24.08.2016)
32. «Новые медиаформаты для диалога с народом» («Uzbekistan today», №51, 22.12.2016)
33. «Сменился главред газеты «Правда Востока». Вместо Б. Хасанова стал А. Усманов»// Информационный портал «ЦентрАзия», 09.03.2006 [URL] - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1141852380 (дата обращения: 02.05.2017)
34. Азимбетова С. «Укрепляется взаимовыгодное партнёрство», рубрика «От нашего парламентского корреспондента» («Народное слово», 14.09.2017)
35. Информационное Агентство «Жахон», «Fujitsu: Узбекистан имеет крепкий иммунитет от внешних шоков и воздействий» («Народное слово», 02.02.2017)
36. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. [URL] - http://www.lex.uz (дата обращения: 30.04.2017)
37. Независимый институт по мониторингу формирования гражданского общества. [URL] - http://nimfogo.uz (дата обращения – 05.05.2017)
38. Полюшкова А. Рекламный рынок СНГ: Казахстан, Киргизстан и Узбекистан. / статья от 20.05.2004. [URL] -http://www.advertology.ru/article4205.htm (дата обращения: 23.03.2017)
39. Узбекское агентство по печати и информации. [URL] - http://www.api.uz (дата обращения: 29.04.2017)
Дополнительные источники
40. Интервью автора с Матякубовым А. См. Приложения.
41. Интервью автора с Нурмухамедовой М. См. Приложения.
42. Опрос работников государственных учреждений. См. Приложения.
Эмпирические материалы
1. Выпуски газеты «Народное слово» за 19.08.2016, 23.08.2016, 24.08.2016, 25.08.2016, 14.09.2016, 23.09.2016, 11.10.2016, 30.12.2016, 02.02.2017, 21.02.2017.
2. Выпуски газеты «Вечерний Ташкент» за 17.08.2016, 23.08.2016, 25.08.2016, 27.08.2016, 10.09.2016, 20.09.2016, 25.10.2016, 17.11.2016, 29.12.2016, 09.01.2017, 01.02.2017.
3. Выпуски газеты «Правда Востока» за 25.08.2016, 17.11.2016, 01.01.2017, 02.02.2017, 14.02.2017, 24.03.2017.
4. Выпуски газеты «Даракчи» за 25.08.2016, 17.11.2016, 12.01.2017, 23.02.2017, 02.03.2017, 16.03.2017.
5. Выпуски газеты «Uzbekistan today»за 25.08.2016, 15.09.2016, 06.10.2016, 27.10.2016, 24.11.2016, 22.12.2016, 19.01.2017, 16.02.2017.