ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. БЛОГИ КАК ОБЪЕКТ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В РФ 7
1.1. Законодательное регулирование информационных
отношений в РФ 7
1.2. Понятие и типология блогов 21
ГЛАВА 2. ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ РУНЕТА РАЗНЫХ ТИПОВ: ОСОБЕННОСТИ МЕДИАПРОИЗВОДСТВА И МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ32
2.1. Российская блогосфера 2010-х годов: общая характеристика 32
2.2. Популярные блоги Рунета: авторы, контент, аудитории 42
2.2.1. Блог политического деятеля Рамзана Кадырова 43
2.2.2. Блог оппозиционера Андрея Илларионова 48
2.2.3. Блог журналиста Александра Невзорова 53
Заключение 58
Список источников и литературы 62
Актуальность темы. Основными тенденциями развития человечества сегодня являются информатизация и глобализация. В результате формируется общемировое виртуальное пространство, роль которого постоянно повышается. В научном дискурсе и в обыденном сознании наряду с термином «виртуальное пространство» также функционируют понятия «киберпространство», «сетевое пространство», «среда Интернет».
Кроме того, существуют понятия для обозначения отдельных фрагментов и феноменов виртуального пространства. Это «блогосфера», «социальные сети», «Рунет» и так далее. Наиболее общим и нейтральным является понятие «виртуальное пространство».
Виртуальное пространство обладает рядом особенностей. Это анонимность, интерактивность, интернациональный его характер. Плюсами анонимного виртуального пространства является возможность осуществлять общение и обмен информацией в разнообразных формах. А минусы - это практика использования виртуального пространства с нарушением моральных и правовых норм.
Это привело к тому, что российское государство в последнее время активизировало деятельность по контролю за Интернетом. Принят ряд нормативных актов и распределены полномочия административных структур по контролю. Однако, поскольку сфера является новой для регулирования, актуальны дальнейшие исследования как в области функционирования информационной среды Интернета, так и в области ее регулирования со стороны государства.
Информационные отношения, возникшие в виртуальном пространстве, активно распространяются в оффлайновый мир. В частности, через Интернет распространяются политические призывы,
разного рода социальная критика, религиозные взгляды и идеологические воззрения, культурные мемы и эстетические установки.
Актуально исследование и в аспекте журналистики, так как распространение интернет-технологий привело к существенным изменениям в журналистском деле. Возникла новая медийная среда с высокой скоростью передачи информации и свободным к ней доступом. Растет число интернет-СМИ и объем публикаций в них, растут обороты денежных средств в медийной сетевой индустрии. Отсюда актуальным становится исследование журналистских аспектов работы в Сети в их взаимосвязи с правовыми контекстом и необходимостью отстаивать свои права как автора и журналиста.
Таким образом, актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью изучения российской блогосферы, регулируемой законодательством о средствах массовой информации, как особого сегмента современной медиасферы, сочетающего в себе признаки социального института журналистики и феномена виртуального пространства, в котором авторы (создатели медиатекстов) имеют потребность в отстаивании собственных прав, а аудитория обладает рядом возможностей, недоступных в традиционных СМИ.
Степень научной разработанности темы. Еще в 2000-е годы российская наука осуществляла подробные исследования виртуального пространства. Накоплен значительный материал в этой области, регулярно защищаются диссертационные работы - все это является основой для нашего исследования. В частности, можно назвать такие имена исследователей, как О. Е. Баксанский, А.И. Воронов, Д. В. Иванов, Т. А. Кирик, Г. С. Ковалев, Е. В. Ковалевская, В. М. Маслов, И. А. Николаев, Н. А. Носов, С. И. Орехов, А. Ш. Садриев, П. А. Степаненко, А. Н. Стеценко, Е. Э. Чеботарева и др.1.
В нормативно-правовом аспекте виртуальное пространство исследовалось такими учеными, как А. Абдуджалилов, Ю. Е. Булатецкий, Д. В. Грибанов, И. М. Дзялошинский, В. А. Копылов, Л. Лессиг, В. Б. Наумов, И. М. Рассолов, М. А. Федотов, Р. В. Шагиева . Однако особенности нормативного регулирования российской блогосферы и специфика ее функционирования и развития к настоящему времени изучены слабо.
Объектом исследования, таким образом, является интернет-блог как носитель массовой информации, приравненный к СМИ, а предметом исследования - особенности содержания и форм презентации контента в интернет-блогах разных типов, а также специфика их аудиторий.
Целью исследования является выявление специфики функционирования интернет-блогов, имеющих статус средств массовой информации, а также описание особенностей медиаповедения и медиапотребления их аудиторий.
Под медиапроизводством принято понимать процесс создания самого СМИ и контента, рассчитанного на массового получателя , а под медиапотреблением - процесс восприятия содержания4 .
Достижение цели предполагает решение следующих научно-
практических задач:
1. Изучить нормативно-правовую базу регулирования отношений в сфере производства и распространения массовой информации.
2. Определить понятие блога и провести типологизацию блогов.
3. Описать принципы и методы государственного регулирования блогосферы.
4. Изучить состояние и выявить тенденции развития российской блогосферы 2010-х гг.
5. Проанализировать особенности функционирования разных типов блогов, приравненных к СМИ, с точки зрения особенностей взаимодействия автора и аудитории, а также тематики контента и форм репрезентации массовой информации.
Эмпирическую базу исследования составили блоги политического деятеля Рамзана Кадырова, оппозиционного политика, экономиста Андрея Илларионова и известного журналиста Александра Невзорова. Анализировались материалы за 2016-2017 гг.
Методологическая база исследования. При написании ВКР были использованы общенаучные методы познания: сравнительный, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Сбор и обработка эмпирического материала были осуществлены с помощью описательного метода и лингвостилистического анализа.
Информационные отношения регулируются в Российской Федерации нормами конституции, целым рядом законов и подзаконных актов. Статус СМИ зафиксирован в Законе о средствах массовой информации, который предусматривает огромное количество как прав, так и обязанностей в сфере распространения массовой информации. Законодательство как защищает СМИ от цензуры, представляет дополнительные права журналистам в области получения информации, но вместе с тем выдвигает ряд требований к СМИ и их сотрудникам. В последнее время такие требования стали предъявляться к информационным явлениям в виртуальном пространстве.
Важнейшим законом в изучаемой нами области является федеральный закон о контроле обмена электронными сообщениями в сети Интернет, а также деятельности блогеров (далее - Закон). Закон вводит понятие «организатор распространения информации в сети Интернет», под которым подразумевается лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования тех программ, через которые пользователи обмениваются сообщениями в информационной сети. Таким образом, действие закона распространяется на любую ситуацию передачи информации - как в блогах или социальных сетях, так и на форумах, по электронной почте, в программах обмена мгновенными сообщениями, и любой сайт, где возможна отправка отзывов и комментариев.
В настоящее время в России преобладает контроль за техническими и программными средствами осуществления коммуникации в виртуальной среде. Это происходит за счет их государственной регистрации и лицензирования. Содержательный контроль деятельности в виртуальном пространстве на серьезном уровне начался только в последние годы. Однако нормативно-правовые акты издаются в этой сфере довольно интенсивно, что, впрочем, не означает, что регулирование осуществляется 58
идеально. Несколько более развит контроль за информацией в Интернете в западных странах, чей опыт может быть использован и в России. Важную роль в регулировании информационной среды, помимо позитивного права, должны сыграть внутренние корпоративные нормы («сетевая этика»), которые могут выступить в качестве саморегулятора информационной среды Интернета и Рунета.
Закон определяет, кто является блогером. Это владелец сайта или страницы, на которых им размещается информация в публичном доступе. Посещаемость страницы при этом составляет более 3000 пользователей в сутки. Блогером, таким образом, является и лицо, публикующее какие-то материалы в социальных сетях. Если сайт зарегистрирован в качестве СМИ, то он блогом не является, а является сетевым изданием.
Определение, данное в законе, не является исчерпывающим. В научном дискурсе блог определяется как разновидность сайта, на котором записи добавляются регулярно. Однако дифференциация блогов, например, от новостных порталов либо от любой обновляемой время от времени страницы затруднительна. Часто упоминаемым критерием является возможность комментировать записи, расположенные в хронологическом порядке. Типология блогов довольно обширна, и по мере их развития возникают все новые жанры и типы блогов.
Одной из важных характеристик блогов, приравненных законом к СМИ, является достоверность подаваемой информации в блоге — блогер несет за нее ответственность. Также стоит заметить, что сокрытие имени автора теперь неправомерно, что становится еще одним аргументом в пользу достоверности информации. Благодаря законодательным инновациям недавно появилась правовая защищенность как блогера, так и аудитории.
К специфике российских блогов исследователи относят:
1. Высокий уровень взаимодействия в блогосфере.
2. Концентрация блогов в ЖЖ.
3. Диверсификация блогов в последнее время - растет популярность микроблогов, а также комбинированных форм блогов и социальных сетей, блогов и сайтов традиционных СМИ.
4. Тематическая специализация блогов.
5. Активная манипуляция общественным мнением через блоги в связи с их авторитетностью в сетевой среде.
Для анализа особенностей функционирования современных российских блогов, приравненных законом к СМИ, нами были выбраны сетевые дневники трех типов:
1. Блог представителя государственной власти (блог Рамзана Кадырова).
2. Блог представителя демократической оппозиции (блог Андрея Илларионова).
3. Блог журналиста (исследован блог известного журналиста Александра Невзорова).
В ходе исследования были выявлены следующие различия блогов:
1. Они очень отличаются по целям: если блог Кадырова скорее популяризирует его политику и ее достижения, а автор придерживается принципов этики государственного служащего, поэтому демонстрирует довольно сдержанное поведение в Сети, то блог оппозиционера Илларионова фактически заменяет ему газету (в которой он публикует не только свою аналитику, но и материалы близких по взглядам лиц), поэтому присутствует много политизированных материалов публицистического характера.
2. Если оба политических дневника (Кадырова и Илларионова) расположены в традиционном месте дискуссий российских интеллектуалов — Живом Журнале, — то блог Невзорова расположен на сайте сетевого издания «Сноб».
3. Невзоров с целью привлечения интереса аудитории широко прибегает к эпатажу и резкой критике, больше ориентирован на диалог с воображаемым собеседником (как традиционный журналист), чем на непосредственную работу с читателем (подобно блогеру).
4. Для кого-то блог - способ самореализации, демонстрации
собственного интеллектуального превосходства (как Невзоров), для кого-то — инструмент политической борьбы, для кого-то — еще один PR-инструмент для укрепления собственного
позитивного имиджа (хотя элементы самореализации, безусловно, присутствуют во всех изученных типах блогов).
5. По сравнению с блогами, не приравненных к СМИ, проанализированные сетевые дневники менее банальны по содержанию. Ориентация на коммерческий успех в них отсутствует.
1.1. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
1.2. Федеральный закон № 97-ФЗ от 5 мая 2014 года «О внесении
изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации^ и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных
сетей» // «Российская газета», № 6373, 7 мая 2014 года.
1.3. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // "Российская газета", N 32, 08.02.1992
1.4. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О связи" // "Собрание законодательства РФ", 14.07.2003, N 28, ст. 2895.
1.5. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" // «Собрание законодательства РФ» от 2 января 1995 г., N 1, ст. 2
1.6. Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ (ред. от 28.03.2017) "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.12.2007, N 49, ст. 6043
1.7. Федеральный закон от 29.12.1994 N 77-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обязательном экземпляре документов" // "Собрание законодательства РФ", 02.01.1995, N 1, ст. 1,
1.8. Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О почтовой связи" // "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3697
1.9. Федеральный закон от 17.12.1994 N 67-ФЗ (ред. от 30.03.2015) "О федеральной фельдъегерской связи" // "Собрание законодательства РФ", 19.12.1994, N 34, ст. 3547
1.10. Федеральный закон «Об освещении деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // "Собрание законодательства РФ", 16.01.1995, N 3, ст. 170.
1.11. Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) "Об авторском праве и смежных правах" // "Российская газета", N 147, 03.08.1993.
1.12. Закон РФ от 23.09.1992 N 3523-1 (ред. от 02.02.2006) "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" // "Российская газета", N 229, 20.10.1992
1.13. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) "О государственной тайне" // "Собрание законодательства РФ", 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235
1.14. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.03.2017) "О рекламе" // "Собрание законодательства РФ", 20.03.2006, N 12, ст. 1232.
1.15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 28.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
1.16. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
1.17. Блоги - или СМИ: чему больше доверяет интернет-аудитория. Пресс-выпуск №2345 [Электронный ресурс] // URL: http: //wciom.ru/index.php?id=459&uid=114305
1.18. Волков Д. Российский медиаландшафт: телевидение, пресса, Интернет [Электронный ресурс] / Д. Волков, Д. Гончаров // Аналитический центр Юрия Левады. - 2014. - 17 июня. - URL: http://www.levada.ru/17-06-2014/rossiiskii-media-landshaft- televidenie-pressa-internet
1.19. Воробьева Е.А. Интернет-СМИ как источник и транслятор гражданских инициатив. - М., 2010. - 196 с.
1.20. Гришин О. Е., Воронова А. А. Инструментальная функция
средств массовой информации и блогосферы в политическом информационном пространстве [Электронный ресурс] // PolitBook. - 2012. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/instrumentalnaya-funktsiya- sredstvmassovoy-informatsii-i-blogosfery-v-politicheskom- informatsionnom-prostranstve (дата обращения: 20.05.2016
1.21. Евсюкова Т. В., Гермашева Т. М. Основные подходы к
определению понятий «Блог» и «Блогосфера» в лингвистике // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №11-2. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-opredeleniyu- ponyatiy-blog-i-blogosfera-v-lingvistike (дата обращения: 10.04.2017).
1.22. Ефимов Е. Г. Небыков И. А. Блоги как вид социальных сетей (гендерные аспекты) // Известия Волгоградского государственного технического университета. Т.3. № 10. 2012
1.23. Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы
развития. Отраслевой доклад [Электронный ресурс] // Сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.- 2014.- 22 мая.- URL:
http: //www. fapmc. ru/ro spechat/activities/reports/2014/internet-in- russia.html
1.24. Капинус М.А. Открываем блог: секреты и советы // Домашний ПК: журнал. - 2011. - № 6 (150). - С. 64-67.
1.25. Карякина К.А. Особенности журналистского и
пользовательского контента в интернете. - М., 2011. - 170 с.
1.26. Кожемякин Е. А., Попов А. А. Блоги как средство
журналистской коммуникации // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2012. №6 (125). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/blogi-kak-sredstvo-zhurnalistskoy- kommunikatsii (дата обращения: 10.04.2017).
1.27. Кочеткова М. О, Тубалова И. В. Динамика развития блога как
жанра дискурса блогосферы: социолингвистический аспект // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2014. №1 (27). URL:
http://cyberleninka.ru/article/nZdinamika-razvitiya-bloga-kak- zhanra-diskursa-blogosfery-sotsiolingvisticheskiy-aspekt (дата
обращения: 11.04.2017).
1.28. Кучер Е.Д. Статус журналиста в Интернете: правовой и этический аспекты. - М., 2011. - 181 с.
1.29. Массовая коммуникация в современном мире: вызовы и
перспективы: материалы Международной научно¬
практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов, 16 декабря 2014 г., Курск / отв. ред. О.В.
Лагутина. - Курск: Юго-Зап. гос. ун-т.- 278 с.
1.30. На полях карты российской блогосферы [Электронный ресурс] URL:http://www.chaskor.ru/article/na_polyah_karty_rossijskoj_blo gosfery_22121
1.31. Пак Е. М. Блоги в системе творческой деятельности
журналиста // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2011. №2. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/blogi-v-sisteme-tvorcheskoy- deyatelnosti-zhurnalista (дата обращения: 10.04.2017).