Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЗА Н.В. УСПЕНСКОГО 1858-1862 ГГ. И «РАЗРУШЕНИЕ ЭСТЕТИКИ»

Работа №131954

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы58
Год сдачи2016
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КАТЕГОРИЯ КОМИЧЕСКОГО В РАННИХ РАССКАЗАХ УСПЕНСКОГО 10
Категория комического в литературной критике о Н.В. Успенском 10
Специфика понимания комического в середине XIX века 12
Сопоставительный анализ рассказов «Леший» и «Змей» 16
ГЛАВА 2. КАТЕГОРИЯ ТИПИЧЕСКОГО В РАННИХ РАССКАЗАХ УСПЕНСКОГО 29
Категория типического в литературной критике о ранних рассказах Н.В. Успенского 29
Специфика понимания категории типического в середине XIX века 32
Сопоставительный анализ рассказов «Беглянка» и «Грушка» 34
ГЛАВА 3. ФИКЦИОНАЛЬНОСТЬ И ВЫМЫСЕЛ В РАННИХ РАССКАЗАХ УСПЕНСКОГО 40
Фикциональность и вымысел в критических работах о ранних рассказах Н.В. Успенского 40
Фикциональность и роль вымысла в середине XIX века 44
Анализ рассказов «Старуха» и «Хорошее житье» и фикциональность 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Научные работы 54
Источники 56


Шестидесятые годы XIX века ознаменованы появлением нового течения в русской литературе, обычно определяемого как «демократическое». Эстетические положения, которыми оно руководствовалось, были изложены в магистерской диссертации Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855). К представителям этого течения относят Н.Г. Помяловского, Ф.М. Решетникова, Г.И. Успенского, В.А. Слепцова и др. Об этом литературном явлении написан ряд теоретических работ критиков того поколения, например, статьи Н.Г. Чернышевского «Не начало ли перемены?» (1861) и Д.И. Писарева «Разрушение эстетики» (1865), работа Н.И. Соловьева «Теория безобразия» (1864) и др. Позже многие ученые писали об этом периоде (например, статья Ш.М. Левина и А.И. Батюто «Шестидесятые годы» в «Истории русской литературы» в 10 томах, часть книги К.И. Чуковского «Люди и книги» и др.). Обычно исследователи обращают внимание на идеологический аспект, характеризуя литературную борьбу как идеологическое столкновение между либеральным дворянством 40-х годов и радикальным демократическим движением 60-х годов. Однако рассмотрение этого явления в общественно-идеологическом ракурсе является односторонним, поскольку необходимо осветить и эстетический аспект данной проблемы. Особое внимание к нему было привлечено лишь недавно в работах И. А. Паперно, М.С. Макеева, А.В. Вдовина. И, если смотреть на литературный процесс середины века с этих позиций, то становится заметным, что происходит переход от эстетической системы 40-х и 50-х годов XIX века к «антиэстетике» 60-х. Этот процесс можно проследить, рассмотрев изменения в основных эстетических категориях, являвшихся важными для писателей старой школы. В первую очередь это относится к категориям комического, типического и фикционального. С ними связана и рецепция рассказов Успенского, поэтому необходимо обратиться и к литературной критике о них.
Однако за несколько лет до начала творческой деятельности этих писателей основные тенденции нового течения выразились в прозе Н.В. Успенского. Чернышевский увидел в его произведениях отказ от сложившихся эстетических моделей. Эту установку критика Д.И. Писарев потом назовет основой для процесса «разрушения эстетики». В статье «Не начало ли перемены?» критик утверждает, что в «незначительных и небрежных» рассказах нет ни «сказочного интереса», ни сюжета, ни психологического анализа, ни «превосходного слога» — ничего, привычного для читателя середины XIX века. Однако, по мнению Чернышевского, произведения Успенского достойны внимания, и он объясняет это одной особенностью: «Он пишет о народе правду без всяких прикрас».
Художественная новизна его произведений не подлежала сомнению и вызвала множество отзывов критиков, как положительных, так и отрицательных. Например, по мысли Н.А. Добролюбова, Успенского необходимо включить в хрестоматию по русской литературе наравне со знаменитыми писателями: «с Кольцовым, Лермонтовым, Огаревым, Полонским, Тютчевым, Фетом, Гончаровым, Григоровичем, Островским, Писемским, Толстым, Тургеневым, Успенским, Щедриным и пр.». Однако не все писатели столь же высоко ценили дарование Успенского. Например, Л.Н. Толстой отзывался более лаконично и критично: «Одно: При своем деле — сносно, остальное невозможно плохо». Основные черты поэтики Успенского начали отмечать еще критики — современники писателя: «правда без прикрас» в статье у Н.Г. Чернышевского; аналогия с фотографической машиной, упоминаемая в отзыве Ф.М. Достоевского; отсутствие «занимательности» и умозрительной идеи, по выражению П-ского. В середине XX века эти особенности систематизировал С.А. Копорский. В работе «Из истории развития лексики русской художественной литературы 60–70 годов 19-го века» он отмечает в произведениях Успенского документальность и конкретность, изображение голой правды и «освобождение от искусственности старых жанров». В другой своей работе «О языке Н. В. Успенского» С.А. Копорский дает более полный композиционный анализ рассказов писателя. Он отмечает отсутствие авторских отступлений и эксплицированного рассказчика, повествование с внешней точки зрения, использование диалогов как основного приема для обнаружения героя, «кинематографичность и мозаичность». Особое внимание он уделяет языку писателя: Копорский отмечает умелое воспроизведение народного языка, отражение в речи героя его социального положения, переход на язык персонажей, использование неразвернутых предложений. Перечисленные особенности подчеркивают «живость изображения» у Успенского и могут трактоваться как принципиальное отрицание приемов «тургеневской школы» . В подобном русле написаны работы Л.М. Лотман и И.В. Дедусенко.
Целью нашей работы является изучение изменения эстетических категорий на материале рассказов Успенского в контексте складывающейся антиэстетики. В соответствии с этой целью мы ставим перед собой следующие задачи:
• анализ критических работ о раннем творчестве Н.В. Успенского и их классификация в соответствии с теми эстетическими категориями, которые упоминаются в критике;
• рассмотрение категорий комического, типического и фикционального в контексте эстетической системы 40-х и последующей «антиэстетики» 60-х годов XIX века;
• композиционный анализ рассказов Успенского и выделение тех особенностей повествования, которые позволяют говорить о нем как о писателе нового поколения;
• сопоставление рассказов Успенского с другими произведениями (рассказами «Леший» А.Ф. Писемского и «Беглянка» В.И. Даля), написанными в рамках эстетической системы 40-х годов, что поможет определить, в каких аспектах ранняя проза Успенского от них отличается.
В качестве материала для исследования используются произведения писателя, созданные до 1861 года, критические отзывы и научные работы о них. Для анализа были выбраны именно ранние рассказы Успенского, поскольку в них новые тенденции отражены наиболее ярко, сформированы стихийно, в условиях отсутствия схожих по эстетической концепции произведений в это время.
Подход к материалу многосторонен: ввиду специфики складывающейся антиэстетики важно понимание тех процессов, которые происходили в культурной и социальной жизни общества. Особое внимание к рецепции ранней прозы критиками объясняется необходимостью понимания, к каким эстетическим категориям обратиться и как происходит процесс становления «антиэстетики». Поэтому критические работы о раннем творчестве Успенского, написанные представителями эстетики 40-х и антиэстетики 60-х, соотносятся с анализом его рассказов. Те моменты в критических работах о ранней прозе Успенского, которые вызывают разногласия у критиков, позволяют выделить эстетические категории, трансформирующиеся в связи с отказом от эстетики 40-50-х годов, и особенности повествования, на которые стоит обратить внимание. Анализ рассказов позволяет говорить о том, как зарождающаяся «антиэстетика» обнаруживает себя в текстах, написанных в конце 50-60-х годов XIX века.
Таким образом, предмет исследования — ранние рассказы Успенского как значимое явление в процессе перехода от эстетической системы 40-х и 50-х годов к антиэстетике 60-х.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Главы были выделены в соответствии с теми эстетическими категориями, на которые обращено внимание. Первая глава — «Категория комического в ранних рассказах Успенского» — состоит из трех параграфов:
• обзор критики ранних произведений Успенского (в ней рассматривается вопрос о том, как изменился взгляд на комическое в рассказах, и отмечается категория «смешное», также применяемая критиками к творчеству Успенского);
• специфика понимания комического в середине XIX века (при обращении к воззрениям Г. Гегеля и Ф. Шеллинга, поскольку новая эстетическая система настолько отталкивалась в своих воззрения от этих авторов, насколько предыдущая на них опиралась);
• сопоставительный анализ рассказов «Леший» А.Ф. Писемского и «Змей» Н.В. Успенского, разница в композиции которых укажет на специфические черты поэтики Успенского.
Вторая глава работы посвящена категории типического. Параграфы в ней подразделяются по тому же принципу:
• обзор критики о типическом и образном у Успенского (поскольку в контексте эпохи понятия «тип» и «образ» неразрывно связаны) с объяснением неоднозначности понимания критиками рассказов писателя как типических;
• понятие типического, краткий исторический экскурс в понимание типического в середине XIX века и изменения механизма построения образа в ранних рассказах Успенского по сравнению с прозой предыдущей эстетической системы;
• сопоставление рассказов «Беглянка» В.И. Даля и «Грушка» Н.В. Успенского и рассмотрение тех черт, которые дают повод критикам смотреть на рассказы этих писателей как на схожие явления.
Третья глава выпускной квалификационной работы «Фикциональность и вымысел в ранней прозе Успенского» делится на три части:
• краткий обзор критики об отображении реальности и наличии вымысла в рассказах Успенского, в котором отмечена основная тенденция восприятия произведений как лишенных элементов вымысла, «фактографичных», описательных;
• теоретическая часть, в которой изложено понимание фикциональности разными учеными (В. Шмидом, В. Изером), соотношение фикциональности и вымысла, а также отмечена роль фикционального в создании образа и сделана попытка объяснить понимание «художественности» в контексте эпохи;
• анализ рассказов Успенского «Хорошее житье» и «Старуха» — первых произведений, благодаря которым к писателю пришла известность. При рассмотрении рассказов необходимо найти признаки художественного повествования, показать, чем они отличны от тех признаков, которые делали произведения художественными в рамках эстетической системы 40-х и 50-х годов.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения процесса формирования в 60-х годах XIX века «антиэстетики», ее основных черт, категорий, а также влияния на литературный процесс.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках выпускной квалификационной работы рассмотрено преломление трех эстетических категорий в рассказах Успенского: комического, типического и фикционального. Фикциональное, как явление другого порядка, тесно связано с комическим и типическим. Две эти категории являются маркерами фикциональности текста, и в зависимости от них степень фикциональности текста меняется. Комическое и типическое, имеющее первостепенное значение в эстетике 40-50-х годов, оказались нивелированными у Успенского.
Фикциональность, как универсалия, всегда присущая тексту, не могла быть устранена, но могла быть сведена к минимуму. Тексты с подобными параметрами были необычны на фоне эстетических воззрений, господствующих в 40-х и 50-х годах.
Ранние рассказы Успенского — это эстетический феномен, дальнейшее изучение которого необходимо как для понимания складывающейся «антиэстетики» 60-х годов XIX века, так и для похожих явлений в истории литературы, в частности в начале XX века. После 1861 года и разрыва с «Современником» рассказы Успенского утратили новизну, а сам автор, по наблюдениям Салтыкова-Щедрина, стал разительным примером того, как писатель, исчерпавший запас своих наблюдений, вынужден подражать самому себе.
Восприятие рассказов Успенского как набора наполненных деталями сцен, не связанных между собой, — это понимание их на основе эстетики, господствующей в середине века. Рассказы Успенского в рамках антиэстетики 60-х годов XIX века ввиду минимальной степени фикциональности могли послужить примером постулату «Искусство воспроизводит все, что есть интересного для человека в жизни». Рассказы Успенского не представляют собой модель реальности, но отсылают к ней. Эта же граница разделяет «истину действительности» Белинского и «правду без всяких прикрас» Чернышевского.
С учетом того, что рассказы Успенского считаются «хорошим признаком» «начала перемены», сделаны выводы о некоторых особенностях антэстетики 60-х годов XIX века. Однако Успенский — лишь первопроходец в этом направлении литературы. Его дальнейшее изучение может вестись в двух направлениях. Во-первых, можно продолжить разбор других аспектов творчества Успенского, чтобы найти иные особенности антиэстетики. Во-вторых, с учетом сделанных выводов, можно обратиться к творчеству других писателей данного направления, чтобы рассмотреть процесс развития антиэстетики.



1. А. В. Рец. на: Рассказы Н. В. Успенского. С.-Петербург 1861 года. Рассказы из народного быта Н. Горбунова 1861 года // Сын Отечества. 1861. № 52. С. 1583–1588.
2. Анненков П.В. Русская беллетристика в 1863 году // Санкт-Петербургские ведомости. 1863. № 11. 28 января.
3. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 10. М.: Издательство АН СССР, 1953. С.279-359.
4. Белинский В.Г. Идея искусства // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 4. М.: Издательство АН СССР, 1954. С. 585-602.
5. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя ( «Арабески» и «Миргород») // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 1. М.: Издательство АН СССР, 1953. С. 259-307.
6. Белинский В.Г. Русская литература 1845 году // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 9. М.: Издательство АН СССР, 1955. С. 378-406.
7. Белинский В.Г. Сочинения Державина // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т.6. М.: Издательство АН СССР, 1955. С.582-658.
8. Головачёв А.А. Рассказы Н.В. Успенского «Современник». 1864. № 5. С. 27-42.
9. Гончаров И.А. Лучше поздно, чем никогда // Гончаров И.А. Собрание сочинений: В 8 т. Т.8. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955. С. 135-177.
10. Григорьев А.Г. Григорович // Эпоха. 1864. № 7. Отд. VII. 13–26.
11. Даль В.И. Беглянка // Даль В.И. Картины русского быта: В 2 т. Т.2. СПб., 1861. 491 с.
12. Добролюбов Н.А. «Русская лира», хрестоматия из произведений новейших поэтов // Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: В 9 т. Т.6. М.: Гослитиздат, 1963. С.186-189.
13. Достоевский Ф.М. Г-н –бов и вопрос об искусстве // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 томах. Т.11. Л.: Наука, 1993. С.48-87.
14. Достоевский Ф.М. Рассказы Н.В. Успенского // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т.19. Л.: Издательство АН СССР, 1979. С.178-186.
15. Дудышкин С.С. Рассказы Н.В. Успенского // Отечественные записки, 1861. № 12, С.64-66.
16. Крестовский В.В. Рассказы Н.В. Успенского. С. Петербург. 1861 // Русское слово. 1861. № 1. Отд. II. С. 40–47.
17. М.З. Литературная летопись // Санкт-Петербургские ведомости. 1861. № 277. 14 декабря.
18. Михайловский Н. К. Сочинения Н.В. Успенского // Михайловский Н.К. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т.10. П.: Типография Стасюлевича, 1913. С. 797-808.
19. Ткачев П.Н. Недодуманные думы // Дело. 1872. №1. С. 18-27.
20. Отечественные записки. 1863. № 11–12. С. 116–117.
21. Писарев Д. И. Разрушение эстетики // Писарев Д.И. Сочинения: в 4 т. Т.3. M.: Гослитиздат, 1955. С. 418-510.
22. Писемский А.Ф. Леший // Писемский А.Ф. Собрание сочинений: В 9 т. Т.2. М.: Правда, 1959. С. 244-286.
23. П-ский Н. А. Литературная летопись // Русский инвалид. 1862. № 8. 12 января.
24. Салтыков-Щедрин М.Е. «Засоренные дороги» и «С квартиры на квартиру». Роман и рассказ А. Михайлова // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. Т. 9. М.: Художественная литература, 1970. С. 261-267.
25. Скабичевский А.М. Живая струя (Вопрос о народности в литературе) // Сочинения: В 2 т. Т.1. СПб.: Типография Эрлих Ю.Н., 1903. С. 129
26. Скабичевский А.М. История новейшей русской литературы. СПб.: Типография газеты «Новости», 1909. С. 219.
27. Суворин А.С. Народные просветители // Русская речь. 1861. № 100. 14 декабря.
28. Сын Отечества. 1858. № 14. С. 438.
29. Ткачев П.Н. Разбитые иллюзии // Дело. 1868. №11 –12.
30. Толстой Л.Н. Дневники // Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22 т. Т.21. М.: Художественная литература, 1984. 523 с.
31. Успенский Н.В. Сочинения: В 2 т. Т.1. М.; Л.: Academia, 1933. 562 с.
32. Чернышевский Н.Г. Критический взгляд на современные эстетические понятия // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. Т.2 М.: Гослитиздат, 1949. С. 127–158.
33. Чернышевский Н.Г. Не начало ли перемены? // Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. Т.7. М.: Гослитиздат, 1950. С. 855–889.
34. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. Т.2. М.: Гослитиздат, 1949. С. 5–92.

Научные работы

1. Борев Ю. О комическом. М.: Искусство, 1957. 232 с.
2. Вдовин А. В. Концепт «глава литературы» в русской критике 1830–1860-х гг. Тарту: Tartu Ülikooli Kirjastus, 2011. 238 с.
3. Виноградов В.В. Гоголь и натуральная школа // Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1976. С. 191- 229.
4. Гегель Ф. В. Г. Эстетика: В 4 т. Т. 3. / Пер. А.В. Михайлова. М.: Искусство, 1971. 632 с.
5. Дедусенко И.В. Николай Успенский. Тула: Приокское книжное издательство, 1975. 81 с.
6. Рихтер И.П.Ф., Приготовительная школа эстетики / Пер. с нем. А.В. Михайлов. М.: Искусство, 1981. 448 с.
7. Зубков К.Ю. История одного сюжета: к проблеме литературной репутации Н.В. Успенского // Лесная школа : Тр. VI Международная летняя школа на Карельском перешейке по русской литературе. Поселок Поляны, 2010. С. 186-195.
8. Изер В. Акты вымысла, или Что фиктивно в фикциональном тексте // Немецкое философское литературоведение наших дней / Пер. с нем. Д. Уффельман, К. Шрамм. СПб.: Издательство СПбГУ, 2001. С. 186-216.
9. Кожинов В.В. Типическое // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 7. М.: Советская энциклопедия, 1972. С. 508-511.
10. Копорский С. А. Из истории развития лексики русской художественной литературы 60–70 годов 19-го века (Словарный состав сочинений Н. Успенского, Слепцова и Решетникова). Автореф. дисс… доктора филол. н. Калинин, 1951.
11. Копорский С. А. О языке Н. В. Успенского // Ученые записки Калининского государственного педагогического института им. М. И. Калинина. Т. 15. Вып. 1. Калининский государственный университет, 1947. С. 211–274.
12. Левин Ш.М., Батюто А.И. Шестидесятые годы // История русской литературы: В 10 т. Т. 8. Ч. 1. М., Л.: Издательство АН СССР, 1956. С. 5-110.
13. Лотман Л. М. Н. Успенский// История русской литературы: В 10 т. Т. 8. Ч. 1. М.; Л.: Издательство АН СССР, 1956. С. 562–578.
14. Макеев М. С. «Стих, как монету, чекань»: «поэтическая экономия» Некрасова в цикле «Подражание Шиллеру» (1877) // Вестник Московской университета. Серия 9: Филология. 2009. № 3. С. 55–59.
15. Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи реализма / Авторизов. пер. с англ. Т.Я. Казавчинской. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 207 с.
16. Смирнова В. В. Изображение народа в «Записках охотника» И. С. Тургенева и очерках Н. В. Успенского // Изучение литературы в вузе. Вып. 4. Саратов: Саратовский государственный университт, 2002. С. 36–45.
17. Чуковский К. И. Николай Успенский, его жизнь и творчество // Чуковский К. И. Люди и книги. М.: Художественная литература, 1958. С. 117-181.
18. Чуковский К.И. Судьба Николая Успенского // Успенский Н.В. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.; Л.: Academia, 1933.С. 7-54.
19. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства / Пер. и вступ. ст. П. С. Попова и М. Ф. Овсянникова. М.: Мысль, 1966. 496 c.
20. Шмид B. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
21. Riffaterre M. Fictional Truth. London: Baltimore, 1990. 284 p.
22. Terras V. Belinskij and Russian literary criticism. The Heritage of Organic Aesthetics. Madison: The University of Wisconsin Press, 1974. 305 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ