Перечень условных обозначений и символов 4
Введение 5
1. Обзор литературы7
1.1 Определение стандартизации7
1.2 История стандартизации в РФ8
1.2.1 Основные периоды8
1.2.2 Создание единых государственных стандартов качества медицинской помощи9
1.2.3 Формирование национальных стандартов и стандартов организаций
1.2.4. Разработка и внедрение стандартов медицинской помощи и медико-экономических стандартов 12
1.2.5 Федеральные порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи14
1.2.6 Отечественные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи.16
1.2.6.1 Преимущества внедрения отечественных клинических рекомендаций
1.2.6.2 Недостатки отечественных клинических рекомендаций 19
1.3 Стандартизация медицинской помощи. Международный опыт 21
2. Материалы и методы 25
3. Результаты 28
3.1 Анализ уровня осведомленности врачей амбулаторного звена о необходимости следования клиническим рекомендациям. 28
3.2 Оценка степени доверия и готовности использования в диагностической деятельности врачами амбулаторного звена отечественных клинических рекомендаций.
3.3 Выявление стратегии поведения врача амбулаторного звена в случае возможности отступления от применения в собственной диагностической деятельности отечественных клинических рекомендаций.
Заключение
Выводы 38
Список использованной литературы40
Приложение 1: Анкета, использованная для опроса врачей амбулаторного звена43
Клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи давно зарекомендовали себя как документ, необходимый в практической деятельности врача, однако в Российской Федерации с января текущего года они стали обязательными к применению, что повлекло за собой большое количество споров и сомнений относительно правильности принятого решения.
Сторонники нововведений утверждают, что разработка и обязательное применение отечественных клинических рекомендаций поможет существенно повысить уровень оказываемой в стране медицинской помощи, а также даст врачам необходимый инструмент юридической защиты в случае возникновения спорных ситуаций в суде.
Однако существует и противоположное мнение относительно принятого документа. Противники закона полагают, что клинические рекомендации не должны выступать в качестве обязательного нормативного документа, регламентирующего медицинскую деятельность, так как ввиду целого ряда причин в ходе практического применения могут вместо ожидаемого позитивного эффекта оказать резко негативное влияние на качество оказываемой медицинской помощи в стране.
Вследствие неоднозначного общественного мнения относительно Федерального закона "О внесении изменений в статью 40 "Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам клинических рекомендаций" от 25 декабря 2018 N 489-ФЗ, согласно которому с 1 января 2019 года медицинская помощь на территории РФ должна оказываться на основе клинических рекомендаций, актуальной является необходимость более пристального рассмотрения возможных позитивных и негативных последствий его принятия, а также точное понимание готовности врачами амбулаторного звена его исполнения.
В связи с этим целью работы является оценка степени подготовленности врачей амбулаторного звенаг. Санкт-Петербурга к исполнению Федерального закона №489-ФЗ от 21 декабря 2018, являющегося основным фактором повышения качества оказываемой медицинской помощи.
Для выполнения данной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать уровень осведомленности врачей амбулаторного звена о необходимости следования клиническим рекомендациям с 1 января 2019 года.
2. Оценить степень доверия и готовности использования в диагностической деятельности врачами амбулаторного звена отечественных клинических рекомендаций.
3. Выявить стратегию поведения врача амбулаторного звена в случае возможности отступления от применения в собственной диагностической деятельности отечественных клинических рекомендаций по оказанию медицинской помощи.
4. Формирование предложения по повышению качества оказываемой медицинской помощи.
По результатам проведенного исследования можно говорить о том, что врачи амбулаторного звена являются недостаточно информированными относительно нововведений, касающихся сферы медицинской юриспруденции, в частности о необходимости исполнения Федерального закона "О внесении изменений в статью 40 "Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам клинических рекомендаций" от 25 декабря 2018 N 489-ФЗ, согласно которому с 1.01.19 медицинская помощь на территории РФ должна оказываться на основе клинических рекомендаций, поэтому лишь 30 % специалистов на данный момент используют клинические рекомендации в качестве опорного документа в собственной диагностической деятельности.
Главным источником информации в указанной сфере среди специалистов оказалась информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет", при этом только 38 % опрошенных сообщили, что работодатели доводили до их сведения актуальную информацию об изменениях в законодательстве. Публикации в научных журналах продемонстрировали наиболее низкий показатель информирования среди других источников по предоставлению новейшей информации в сфере организации здравоохранения и медицинской юриспруденции.
В качестве решения данной проблемы можно предложить обязать главных врачей лечебных учреждений более тщательно подходить к процессу оповещения специалистов о нововведениях в сфере медицинской юриспруденции: обязать соответствующих сотрудником системно отслеживать вводимые нормативно-правовые документы и ежеквартально проводить внутренние конференции для повышения качества оказываемой медицинской помощи и предотвращения возможных конфликтных ситуаций с пациентами.
Согласно оценке степени доверия клиническим рекомендациям было выявлено, что почти 20% специалистов, осведомленных о вступлении в силу Федерального закона от 25 декабря 2018 года №489-ФЗ, готовы частично или полностью намеренно игнорировать в собственной диагностической деятельности следование отечественным клиническим рекомендациям, обосновывая это неудовлетворенностью качеством их производства.
При этом во время проведения опроса специалистов было выявлено, что большая часть врачей скорее позитивно оценивает предложенные нововведения. Процент врачей, отнесшихся негативно к факту принятия Федерального закона от 25 декабря 2018 года №489-ФЗ не превысил суммарно 15%.
При попытке проследить зависимость между отношением врачей к факту обязательного практического применения отечественных клинических рекомендаций и стажем их работы было установлено, что специалисты с общим медицинским стажем работы до 5 лет относятся к нему наиболее лояльно относительно других категорий, а врачи, чей стаж превышает 21 год наоборот максимально настороженно подходят к указанным нововведениям. Остальные категории врачей выказывают скорее нейтральное отношение.
В качестве решения данной проблемы можно предложить системное оповещение врачей относительно вводимых нововведений с проведением разъяснений их позитивных сторон профильными специалистами в рамках системы непрерывного медицинского образования специалистов. Также необходимо не только повышать квалификацию уже дипломированных специалистов, но и в момент обучения кадров на уровне медицинских ВУЗов заострять внимание студентов на необходимости клинического подхода к лечению, основывающегося на правилах доказательной медицины, отраженных в отечественных клинических рекомендациях.
Стратегии поведения опрошенных специалистов в случае отсутствия отечественных клинических рекомендаций по необходимой нозологии выглядят разрозненно: примерно половина докторов готовы обращаться за помощью к иностранным клиническим рекомендациям, некоторые планируют формировать стратегии диагностики и лечения относительно академических изданий и на основе собственного опыта.
В случае отсутствия возможности проведения лечения или диагностики, рекомендованных клиническими рекомендациями, большинство специалистов предпочли бы отталкиваться от индивидуальных особенностей пациентов для достижения наилучшего лечебного эффекта.
Необходимой является разработка алгоритмов действия врача при отсутствии клинической рекомендации по необходимой нозологии.
[1] – Ступаков И.Н., Самородская И.В. Доказательная медицина в практике руководителей всех уровней системы здравоохранения. // МЦФЭР; 2006.
[2] – Фокин В.А., Карась С.И., Калитвянская Т.А. Доказательная медицина в профессиональной подготовке врачей: информационные и экономические аспекты. // Бюллетень сибирской медицины, 2002. стр. 47
[3] – Найговзина Н.Б., Филатов В.Б., Бороздина О.А. История стандартизации в отечественном здравоохранении // Оргздрав: новости, мнения, обучение; 2015. стр 71.
[4] – Ковлен Д.В., Мерзликин А.В. Разработка клинических рекомендаций по физической и реабилитационной медицине: современное состояние вопроса // Современные проблемы науки и образования
[5] - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция). Availablefrom: http://www.consultant.ru/
[6] – Самородская И.В., Степченков В.И., Батрова Ю.В. и др. Стандарты медицинской помощи в России и США // Менеджер здравоохранения, 2015. стр 46.
[7] – Обращения № 9616-ТГот 8 декабря 2008 г., № 14-7/291 от 9 февраля 2009 г., № 14-7/10/2-1163 от 24 февраля 2009 г., № 14-7/10/2-4368 от 3 июня 2009 г., № 14-0/10/2-7476 от 22 сентября 2009 г., № 14-7/10/12-9100 от 16 ноября 2009 г.
[8] – Приказ Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. № 1144-ст «Об отмене национальных стандартов и отклонение проекта национального стандарта».
[9]– Инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов, содержащих тыквы обыкновенной семян масло (масло для приема внутрь, РУ № Р N002321/03; капсулы № Р N002321/01-2003. Государственный реестр лекарственных средств. Availablefrom http://www.grls. rosminzdrav.ruaccessed 15.04.19)
[10] -Инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата, содержащего кларитромицин, омепразол, тинидазол (РУ № П N012233/01). Государственный реестр лекарственных средств. Availablefrom: http://www.grls. rosminzdrav.ru (accessed15.04.19).
[11] -Инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата, содержащего кларитромицин, амоксициллин, омепразол (РУ № ЛС-002173). Государственный реестр лекарственных средств. Availablefrom: grls.rosminzdrav.ru (accessed15.04.19).
[12] - Стародубов В.И., Ефремова ТА. и др. Стандарты медицинской помощи в системе здравоохранения Российской Федерации: состояние и перспективы. // Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (4): 4—9.
[13]–Бащинский С.Е, Разработка клинических практических руководств с позиции доказательной медицины // М.: Медиа-Сфера, 2004 г. – 135 с.
[14] - Пономаренко Г.Н. Клинические практические рекомендации – новый этап развития физиотерапии, основанной на доказательствах. // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация, 2014 г. – 35 с.
[15]- Lienhard DA, Kisser LV, Ziganshina LE (2018) Assessing methodological quality of Russian clinical practice guidelines and introducing AGREE II instrument in Russia. PLoS ONE 13(9): e0203328.
[16] - Law Branch of the Medical Rights Department. Clinical recommendations or protocols of care. Kormed. http://www.kormed.ru/kontrol-kachestva-medicinskoi-pomoschi/klinicheskie-rekomendatsii-ili-protokoly-lecheniya
[17] – Лактионова Л.В. Опыт внедрения порядков и стандартов оказания медицинской помощи на примере федерального научно-клинического центра
[18] – Applying tha GRADE methodology to SIGN guidelines: core principles http://www.sign.ac.uk/pdf/gradeprinciples.pdf
[19] – HowickJ., etal., Explanation of the 2011 Oxford Centre for Evidence-Based Medicine Levels of Evidence http.//cebm.net/index.aspx?o=5653
[20]–Dawes M/ Putting evidence into practice. BMJ. 2011 Apr 11: 342:d2072.