Введение 4
1 Литературно патентный обзор 6
1.1 Характеристика упаковки и продукта 6
1.2 Виды клипсаторов и их классификации 11
1.2.1 Клипсатор LSK2-A 13
1.2.2 Клипсатор KDCV-200 14
1.2.3 Клипсатор QCSK-2 16
1.3 Патентный обзор 18
1.3.1 Клипсатор с замыкающим рычагом 18
1.3.2 Клипсатор для отделения и зажима наполненной фасуемым материалом рукавообразной упаковки 22
1.3.3 Клипсатор с приводом, имеющим укороченный коленчатый вал 24
2 Технологическая часть 27
2.1 Характеристика сырья и готовой продукции 27
2.1.1 Характеристика сырья 27
2.1.2 Характеристика готовой продукции 27
2.2 Выбор и характеристика упаковочный материалов и тары 30
2.3 Технология производства вареных колбас 34
2.4 Технология упаковывания вареных колбас 36
2.5 Подбор технологического и упаковочного оборудования 38
2.7 Проектирование цеха упаковки 44
2.7.1 Компоновка производственного корпуса 44
2.8 Мероприятия по безопасности и качества 49
3 Конструкторская часть 50
3.1 Автоматический клипсатор JCSK-A 50
3.2 Рычажный механизм клипсатора 54
3.3 Модернизация рычажного механизма 57
3.4 Прочностные расчеты 58
4 Меры по утилизации отходов производства 61
Заключение 64
Приложение 66
Российский рынок мяса и мясных продуктов является самым крупным сектором продовольственного рынка. Его роль определяется не только растущими объемами производства, спроса и потребления мясных продуктов, но и их значимостью,в рационе человека, как главного источника белка животного происхождения. А в структуре стоимости основных продуктов питания россиян мясо и продукты из него прочно занимают лидирующую позицию. Кроме того, согласно выводам аналитиков продовольственного рынка, сегмент колбасных изделий является одним из самых быстрооборачиваемых в российской пищевой промышленности. В связи с этим все больше как российских, так и западных компаний рассматривают его как наиболее перспективный для развития, а значит, и конкуренция на нем весьма острая.
По итогам 2015 года в России было произведено 2 798 тыс. тонн колбасной продукции (включая сосиски и сардельки), что меньше уровня 2014 года на 2 %. В предыдущие же периоды фиксировался прирост отрасли: на 1,9 % в 2013 году и на 3 % в 2013-м.
Негативная тенденция прошлого года, судя по всему, сменится ростом в текущем году, так как в январе-июле выпуск колбасных изделий увеличился на 5,9% к соответствующему периоду 2016-го, производство за год составит в натуральном выражении приблизительно 2960 тысяч тонн.
В целом по стране средняя розничная цена за последний год на вареную колбасу первого сорта увеличилась больше всего - на 15,9 %, до 289 руб. за кг. Цена на полукопченую и варено-копченую колбасу - на 14,9% (до 344 руб. за кг), а на сырокопченую колбасу - на 12% (до 745 руб. за кг). Как видно, в текущем году динамика повышения цен на колбасную продукцию ускорилась.
Период нехватки в продуктах питания остался далеко в прошлом, отечественная колбасное производство с каждым днем набирает обороты производства, расширяет ассортимент ряд, колбасных изделий.
В наше время потребителю нет нуждаемости, тратить приличное количество времени в поисках, удовольствоваться первой попавшейся продукцией - ассортиментов колбасной продукции прилавках более, чем достаточно. Для закрепления влияния на продовольственном рынке страны, отечественным производителям, нужно решать поставленные задачи, создания широкого ассортиментного ряда мясной продукции и улучшению производительности производства.
Упаковка - лицо колбас и мясных деликатесов, которое может призывно “поглядывать” на покупателя с магазинных полок, провоцируя интерес, формируя правильные ассоциации с брендом и общим концептом товара, так и буквально погубить продукт, позволив ему затеряться среди сотен аналогов. Поэтому очень важно, чтобы упаковка была выполнена аккуратно и качественно.
Целью выпускной квалификационной работы будет являться проектирование колбасного цеха мясокомбината, с подбором соответствующего оборудования, выявление недостатков в работе оборудования и предложение их решения.
В соответствие с поставленной целью будут решаться следующие задачи:
- предложение выгодного с экономической точки зрения их решения, заключающиеся в модернизации;
- подбор оборудования;
- расчеты площадей цеха и складов;
- недостатки оборудования, анализ принципа всего упаковочного оборудования;
- решение проблемы модернизации, подтвержденные расчетами.
В данной выпускной квалификационной работе был спроектирован цех фасовки и упаковки по производству колбасной продукции с использованием передовых технологий в области мясной промышленности.
Модернизирован автоматический клипсатор марки JCSK-A, входящий в состав схемы фасовки и упаковки вареной колбасы. В результате проведенной модернизации улучшится качество выпускаемой продукции, уменьшиться количества брака, обеспечит удобный доступ к местам обслуживания и возможность удобной настройки рычажного механизма.
Произведены прочностные расчеты автоматического клипсатора марки JCSK-A.
Спроектирован цех по производству колбасной продукции общей площадью 2376 м2. Все помещения производственного цеха соответствуют СНиП 2.09.04-87*. Выявлены неблагоприятные факторы производственной среды, а также средства защиты от них.
Предложены способы утилизации и вторичной переработки полиамидной оболочки и гофрокартона, а также выбран технологический процесс переработки отходов. Переработка отходов осуществляется с целью их утилизации и получения ценного продукта.