Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Восприятие историй несправедливости людьми с разной степенью моральной отчужденности 8
1.1. Социально-когнитивный подход к проблеме моральной саморегуляции 8
1.2. Отчуждение моральной ответственности как нарративный способ переинтерпретации личной истории 10
1.3. Механизмы отчуждения моральной ответственности. Локусы переинтерпретации 14
1.4. Нарратив как когнитивная схема понимания, кодирования и запоминания историй 17
1.5. Эффекты искажения памяти. Запоминание и забывание частей нарратива 21
1.6. Эффект самореференции в контексте памяти 25
1.7. Защитные механизмы в контексте памяти 27
Выводы 30
Глава 2. Организация и методы исследования 32
2.1. Методы и методики исследования 34
2.2. Выборка участников исследования 40
Глава 3. Результаты исследования, их интерпретация и обсуждение 43
3.1. Отчуждение моральной ответственности как личностная диспозиция 43
3.2. Восприятие историй несправедливости с моральным оправданием в логике различных механизмов отчуждения моральной ответственности 45
3.3. Запоминание и искажения при узнавании историй несправедливости, рассказанных в логике различных механизмов отчуждения моральной ответственности 51
3.4. Обсуждение полученных результатов 54
Выводы 56
Список литературы 58
Приложение 1. Длинная версия шкалы отчуждения моральной ответственности MD-24 62
Приложение 2.1 Первоначальные истории несправедливости с их моральным оправданием 64
Приложение 2.2 Истории несправедливости и альтернативные истории (триады историй) 66
Приложение 2.3. Таблица механизмов морального отчуждения и локусы историй несправедливости (триады историй)
В нашем исследовании мы изучаем особенности восприятия историй несправедливости, где данные механизмы применялись для оправдания чужих поступков. Мы видим отчуждение моральной ответственности как накладывание искажающей «маски» на ключевые элементы нарративной структуры, формирующей ответственность субъекта (в локусах единоличного авторства, деструктивного поведения, пагубных последствий, невинной жертвы). Реконструирует ли тогда слушатель такой истории нарративную структуру «истории ответственности» и «маску» в отдельности или сразу «историю с оправданием»? Если такое разделение существует, то характерные для человека механизмы оправдания будут оказывать влияние на неосознанное искажение восприятия и запоминания подобных историй.
Также в работе рассматривается относительно новое понятие как для нашей страны, так и для психологического сообщества в целом, а именно понятие морального отчуждения (moraldisengagement) и конструкта механизмов морального отчуждения. Механизмы морального отчуждения, актуализируются и задействуются в абсолютно разных сферах жизнедеятельности человека. Данное понятие используется при изучении психологических аспектов политических, судебных, террористических дел, а также в рабочих и семейных отношениях. Рассматривается в целом, какую оценку дают своим поступкам люди с изначально корректными моральными установками и в какой момент или при каких условиях данные установки нарушаются, но воспринимаются как норма.
Так как автобиографическая память кодирует любые истории в виде нарратива, то и основное исследование в данной работе построено на способности респондентов запоминать, интерпретировать и воспроизводить различные истории несправедливости с задействованными в них элементами различных механизмов отчуждения моральной ответственности.
Гипотезы:
Испытуемыми, для которых характерен определенный механизм отчуждения моральной ответственности истории несправедливости с моральным оправданием, соответствующим данному механизму, запоминаются и воспроизводятся с наименьшим количеством искажений.
Объект исследования:
Объектом исследования являются искажения памяти при работе различных механизмов морального отчуждения.
Предмет исследования:
Предметом исследования являются нарративные механизмы отчуждения моральной ответственности.
Цель исследования:
Изучение особенностей нарративного кодирования прочитанных историй несправедливости с точки зрения приписывания субъекту моральной ответственности (или ее отчуждения) и особенности их сохранения в памяти.
Задачи исследования:
1. Выявить характерные для испытуемых механизмы отчуждения моральной ответственности (как личностной диспозиции).
2. Сконструировать первоначальный стимульный материал в виде социально значимых историй несправедливости, сопровождаемых моральным оправданием действий героев в логике различных механизмов отчуждения моральной ответственности.
2.1 Поиск информации в СМИ и социальных сетях об актуальных историях социальной несправедливости и различных способов их морального оправдания.
2.2 Провести нарративный анализ стимульного материала с целью выявления локусов (мест в тексте историй), соответствующих структуре нарратива несправедливости («актор как субъект» - «деструктивное поведение» - «пагубные последствия» - «жертва»), который предполагает моральную ответственность протагониста. Выявить локусы (места в тексте) их интерференции с различными механизмами отчуждения моральной ответственности.
2.3 Создать набор альтернативных историй, отличающийся от изначального стимульного материала важными смысловыми деталями: (а) в местах историй, соответствующих локусам механизмов морального оправдания, и (б) в местах других локусов. Таким образом, получить набор из трех историй для каждого первоначального стимула.
3. Выявить особенности восприятия сконструированных историй испытуемыми с разными механизмами отчуждения моральной ответственности.
4. Выявить особенности запоминания и ошибки узнавания историй несправедливости испытуемыми с ярко выраженными механизмами отчуждения моральной ответственности (как личностными диспозициями).
Методы и методики исследования:
При проведении исследования использовался метод эксперимента.
Для оценки механизмов морального отчуждения использовался адаптированный англоязычный опросник С. Мур длинной шкалы отчуждения моральной ответственности (MD-24).
Для решения вышеуказанных задач нами было сконструировано 11 историй несправедливости в качестве первоначального стимульного материала исследования и 22 альтернативные истории отличающийся от изначального стимульного материала важными смысловыми деталями.
1. Механизмы моральной отчужденности не очень характерны для нашей выборки. Примерно трети нашей выборки (32,4%) ни один из механизмов отчуждения моральной ответственности не свойственен как личностная диспозиция. Четверть (26%) демонстрируют приверженность тем или иным механизмам морального отчуждения. Наиболее характерными механизмами являются дегуманизация и моральное оправдание.
2. Был сконструирован первоначальный стимульный материал в виде 11 социальных историй несправедливости, сопровождаемых моральным оправданием действий героев в логике различных механизмов отчуждения моральной ответственности. Так как истории социальной несправедливости были взяты на основании реально происходящих значимых событий за последнее время (по мониторингу историй в СМИ и социальных сетях), нами было получено, что большинству историй присуще более одного задействованного механизма отчуждения моральной ответственности. Данные истории для работы в дальнейших необходимо будет модифицировать таким образом, чтобы в одной истории фигурировал один механизм отчуждения моральной ответственности (для чистоты проверки гипотезы исследования).
3. При оценке результатов восприятия историй несправедливости были получены значимые корреляции выраженности механизмов морального отчуждения и согласия/не согласия с точкой зрения нарратора истории. Истории были разделены на 4 группы по степени согласия/не согласия.
4. Основная гипотеза исследования была нами подтверждена на основании одного стимульного материала (Истории 4). То есть испытуемые, которым присущ тот или иной механизм отчуждения моральной ответственности при воспроизведении истории с задействованным аналогичным механизмом отчуждения моральной ответственности, воспроизведут ее в большинстве случаев верно. Предполагаем, что неподтверждение гипотезы в отношении других историй не сработало в том числе по причине того, что испытуемые узнавали истории несправедливости и проходили методики на выявление механизмов отчуждения моральной ответственности в одном временном промежутке. Для дальнейших исследований в данном направлении мы бы рекомендовали использовать отсроченное узнавание представленных ранее историй, делается предположение, что в таком случае эффект запоминания будет проявляться более ярко.
ГершковичВ.А.,Игнорирование как способ работы сознания с информацией. Экспериментальная психология познания: когнитивная логика сознательного и бессознательного / В.А. Аллахвердов и др. - Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - страницы 187- 214
ГершковичВ.А., Ложные воспоминания как результат сглаживания противоречия, Когнитивные исследования. Сборник научных трудов. Выпи. 5 /Под ред. А.А. Кибрика, Т.В. Черниговской, А.В. Дубасовой. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - страницы 163-176
Зайцева Ю.Е., Конструирование личной идентичности в ситуации жизненного выбора: к методологии исследования субъективных стратегий. Журнал: Вестник СПБГУ. Сер. 12. 2015. №1. С. 5-18.
Зайцева Ю.Е., Модель нарративного анализа стиля идентичности. Журнал Вестник СПБГУ. Сер. 16. 2016. №4. С. 6-22.
Зайцева Ю.Е., Общий психологический практикум: личность: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2017. – 96 с.
Зайцева Ю.Е., Я-нарратив как инструмент конструирования идентичности: экзистенционально-нарративный подход. Вестник СПБГУ. Сер.16.2016. №1. С. 118-136.
Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия; пер. с англ. Под ред. М. Фаликман и В. Спиридонова. - М.: Ломоносовъ, 2011. – 384, страницы 303 – 311
Ледовая Я.А., Боголюбова О.Н., Тихонов Р.В. Стресс, благополучие и Темная триада, Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 43. С. 5. URL: http://psystudy.ru
Ледовая Я.А., Тихонов Р.В., Боголюбова О.Н., Сорокина Ю.Л., Отчуждение моральной ответственности: психологический конструкт и метод его изучения. Журнал: Вестник СПБГУ. Сер. 16. 2016. Вып. 4
Левин К., Бандура А.Гештальтпсихология и социально-когнитивная теория личности К. Левин и А. Бандура. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 125 с
Лофтус Э.. Память. Пронзительные откровения о том, как мы запоминаем и почему забываем»: КоЛибри, Азбука-Аттикус; Москва; 2018
Макадамс Д.П. Психология жизненных историй, Методология и история психологии, 2008 Том 3, Выпуск 3. С. 135–166
Рикер П. Время и рассказ. Т. 1-2 / Пер. с франц. Т.В. Славко / Под ред. С.Я. Левит. М.;СПб.: Университетская книга, 1998.
Рикер П. Память, история, забвение / Пер. с франц. – М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004 (Французская философия XXвека). 728 с.
Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук, П. Рикер. Герменевтика. Этика.Политика. М.: АО «KAMI» - Изд.центр Academia. 1995.
Рикер П. История и истина / Пер. с фр. СПб: Алетейя, 2002.
Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / Пер. с фр. И.С.Вдовиной. М.: «КАНОН-пресс-Ц»; «Кучково поле», 2002.
Рикер П. Я сам как другой, под редакцией И.С. Вдовиной, М: Издательство гуманитарной литературы, 2008 (Французская философия 20 века).
ХабермасЮ.Моральное сознание и коммуникативное действие, под редакцией Д.В. Скляднева, Санкт-Петербург, Наука 2001.¬¬
Bandura A, Moral Disengagement: How people do harm and live with themselves. New York, NY, Worth Publishers, 2015, 446 p.
Bandura A, Social Cognitive Theory of Self-Regulation. Organizationalbehavior and human decision processes 50, 248-287 (1991)
Bandura A, Mechanisms of Moral Disengagement in the Exercise of Moral Agency. Journal of Personality and Social Psychology 1996. Vol. 71, No. 2, 236-374
Bandura A, Selective Moral Disengagement in the Exercise of Moral Agency. Selective Moral Disengagement in the Exercise of Moral Agency, Journal of Moral Education, 31:2, 101-119, 2002.
Bandura A., The role of selective moral disengagement in terrorism and counterterrorism. Understanding Terrorism: Psychosocial Roots, Consequences, and Interventions, edited by F. M. Moghaddam and A. J. Marsella. 121-150.
Baumeister, R. F., Bratslavsky, E., Finkenauer, C., & Vohs, K. D. (2001). Bad is stronger than good. Review of General Psychology, 5, 323–370.
Campbell, W. K., & Sedikides, C. (1999). Self-threat magnifies the self-serving bias: A meat-analytic integration. Review of General Psychology, 3, 23–43.
Dalgleish, T., Hauer, B., & Kuyken, W. (2008). The mental regulation of autobiographical recollection in the after- math of trauma. Current Directions in Psychological Science, 17, 259–263.
Detert J., Vicki L. Sweitzer, Moral Disengagement in Ethical Decision Making: A Study of Antecedents and Outcomes. Journal of Applied Psychology 2008, Vol. 93, No. 2, 374–391
Ditto, P. H., & Lopez, D. F. (1992). Motivated skepticism: Use of differential decision criteria for preferred and non-preferred conclusions. Journal of Personality and Social Psychology, 63, 568–584.
Edelyi, M. H. (2006). The unified theory of repression. Behavioral and Brain Sciences, 29, 499–551.
Freud S. The neuro-psychoses of defense // The standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud = Die Abwehr-Neuropsychosen (1894). —London: Hogarth press and the Institute of Psychoanalysis, 1962. — Т. III.
Gini G., Pozzoli T., Hymel S. Moral disengagement among children and youth: A meta-analytic review of links to aggressive behavior. Aggressive Behavior, 2013, vol. 40, no. 1, pp. 56–68.
Hyde L. & Daniel S., Shaw & Kristin L.Moilanen, Developmental Precursors of Moral Disengagement and the Role of Moral Disengagement in the Development of Antisocial Behavior. J Abnorm Child Psychology (2010) 38:197–209
Hyde L. & Daniel S., Shaw & Kristin L.Moilanen, Moral Identity and Adolescent Prosocial and Antisocial Behaviors: Interactions with Moral Disengagement and Self-regulation. J Youth Adolescence (2015) 44:1542–1554
Johnson J., Shane Connelly. Moral Disengagement and Ethical Decision-Making: The Moderating Role of Trait Guilt and Shame. Journal of Personnel Psychology (2016), 15(4), 184–189
Justice in the Context of Collective Violence, Personality and Social Psychology Bulletin. 2010. Vol.36, N 8. P. 1115–1129.
Kenny A., The Essence of morality. European Review, Vol. 21, No. S1, S123–S126. Published by Cambridge University Press on behalf of Academia Europe 2013.
Klein B. Stanly, Shaun Nikols, Memory and the sense of personal identity, Mind, Vol. 121. 483 . July 2012
Leidner B, Castano E, Zaiser E, Giner-Sorolla R. Ingroup Glori cation, Moral Disengagement
Loftus E. Believe Memories, American Psychologist, 58, pages 864-873.
Loftus E. the reality of repressed memories, American Psychologist. 1993. Vol. 48, N 5. P. 518–537.
Mather, M. 2006. Why memories may become more positive as people age. In B. Uttl, N. Ohta & A. Siegenthale (Eds.), Memory and Emotion: Interdisciplinary Perspectives (pp. 135–158). Malden, MA: Blackwell Publishing.
Mather, M., & Knight, M. (2005). Goal-directed memory: The role of cognitive control in older adults’ emotional memory. Psychology and Aging, 20, 554–570.
McAlister A. L. Moral Disengagement: Measurement and Modi cation, Journal of Peace Research. 2001. Vol. 38, N 1. P. 87–99.
McAdams D. P. Biography, narrative, and lives: An introduction, Psychobiography and life narratives: A special issue of the Journal of Personality eds McAdams D.P., Ochberg R.L. Durham, NC: Duke University Press, 1988. P. 1–18.
Michael J. Almeida, Is it impossible to be moral? DialogueXLIV (2005), 3-13 , 2005 Canadian Philosophical Association.
Moore C., Detert J.R., KlebeTreviño L., Baker V.L., Mayer D.M. Why employees do bad things: Moral disengagement and unethical organizational behavior. Personnel Psychology, 2012, 65(1), 1–48.
Newman, L. S., Nibert, J. A., & Winer, E. S. (2009). Mnemic neglect is not an artifact of expectancy: The moderating role of defensive pessimism. European Journal of Social Psychology, 39, 477–486.
Osofsky M., Albert Bandura, Philip G. Zimbardo.The Role of Moral Disengagement in the Execution Process. Law and Human Behavior, Vol. 29, No. 4, August 2005
Sainsbury M., Moral Dilemmas. Think Summer 2009, 57.
Sedikides, C., & Green, J. D. (2004). What I don’t recall can’t hurt me: Negativity versus information inconsistency as determinants of memorial self-defense. Social Cognition, 22, 4–29.
Sedikides, C., & Green, J. D. (2006). The mnemic neglect model: Experimental demonstrations of inhibitory repression in normal adults. Behavioral and Brain Sciences, 29, 532–533.
Sedikides, C., & Strube, M. J. (1997). Self-evaluation: To thine own self be good, to thine own self be sure, to thine own self be true, and to thine own self be better. In M. P. Zanna (Eds.), Advances in Experimental Social Psychology, 29, 209–269. New York: Academic Press.
Sedikides, C., Green, J. D., & Pinter, B.T. (2004). Self-protective memory. In D. Beike, J. Lampinen & D. Behrend (Eds.), The Self and Memory, (pp, 161–179).
Skowronski, J. J., Betz, A. L., Thompson, C. P., & Shannon, L. (1991). Social memory in everyday life: Recall of self-events and other-events. Journal of Personality and Social Psychology, 60, 831–843.
Skowronski, J. J., & Carlston, D. E. (1989). Negativity and extremity biases in impression formation: A review of explanations. Psychological Bulletin, 105, 131–142.
Skowronski, J. J., Gibbons, J. A., Vogl, R. J., & Walker, W. R. (2004). The effect of social disclosure on the intensity of affect provoked by autobiographical memories. Self and Identity, 3, 285–309.
Simon, L., Greenberg, J., & Brehm, J. (1995). Trivialization: The forgotten mode of dissonance reduction. Journal of Personality and Social Psychology, 68, 247–260.
Taylor, S. E., & Brown, J. (1988). Illusion and well-being: A social psychological perspective on mental health. Psychological Bulletin, 103, 193–210.
Tess M. S. Neal, Robert J. Cramer, Moral Disengagement in Legal Judgments. Journal of Empirical Legal Studies Volume 14, Issue 4, 745–761, December 2017.
Walker, W. R., Skowronski, J. J., & Thompson, C. P. (2003). Life is pleasant – and memory helps to keep it that way. Review of General Psychology, 7, 203–210.
Weill J., Craig Haney, Mechanisms of Moral Disengagement and Prisoner Abuse. Analyses of Social Issues and Public Policy, Vol. 17, No. 1, 2017, pp. 286--318
Willem A. Wagenaar My Memory: A Study of Autobiographical Memory over Six Years, 1986
Wood J., Moir A., James M. Prisoners’ gang-related activity: the importance of bullying and moral disengagement, Psychology, Crime & Law. 2009. Vol. 15, N 6. P. 569–581.