ВОСПРИЯТИЕ ИСТОРИЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ ЛЮДЬМИ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ МОРАЛЬНОЙ ОТЧУЖДЕННОСТИ
|
Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Восприятие историй несправедливости людьми с разной степенью моральной отчужденности 8
1.1. Социально-когнитивный подход к проблеме моральной саморегуляции 8
1.2. Отчуждение моральной ответственности как нарративный способ переинтерпретации личной истории 10
1.3. Механизмы отчуждения моральной ответственности. Локусы переинтерпретации 14
1.4. Нарратив как когнитивная схема понимания, кодирования и запоминания историй 17
1.5. Эффекты искажения памяти. Запоминание и забывание частей нарратива 21
1.6. Эффект самореференции в контексте памяти 25
1.7. Защитные механизмы в контексте памяти 27
Выводы 30
Глава 2. Организация и методы исследования 32
2.1. Методы и методики исследования 34
2.2. Выборка участников исследования 40
Глава 3. Результаты исследования, их интерпретация и обсуждение 43
3.1. Отчуждение моральной ответственности как личностная диспозиция 43
3.2. Восприятие историй несправедливости с моральным оправданием в логике различных механизмов отчуждения моральной ответственности 45
3.3. Запоминание и искажения при узнавании историй несправедливости, рассказанных в логике различных механизмов отчуждения моральной ответственности 51
3.4. Обсуждение полученных результатов 54
Выводы 56
Список литературы 58
Приложение 1. Длинная версия шкалы отчуждения моральной ответственности MD-24 62
Приложение 2.1 Первоначальные истории несправедливости с их моральным оправданием 64
Приложение 2.2 Истории несправедливости и альтернативные истории (триады историй) 66
Приложение 2.3. Таблица механизмов морального отчуждения и локусы историй несправедливости (триады историй)
Введение 5
Глава 1. Восприятие историй несправедливости людьми с разной степенью моральной отчужденности 8
1.1. Социально-когнитивный подход к проблеме моральной саморегуляции 8
1.2. Отчуждение моральной ответственности как нарративный способ переинтерпретации личной истории 10
1.3. Механизмы отчуждения моральной ответственности. Локусы переинтерпретации 14
1.4. Нарратив как когнитивная схема понимания, кодирования и запоминания историй 17
1.5. Эффекты искажения памяти. Запоминание и забывание частей нарратива 21
1.6. Эффект самореференции в контексте памяти 25
1.7. Защитные механизмы в контексте памяти 27
Выводы 30
Глава 2. Организация и методы исследования 32
2.1. Методы и методики исследования 34
2.2. Выборка участников исследования 40
Глава 3. Результаты исследования, их интерпретация и обсуждение 43
3.1. Отчуждение моральной ответственности как личностная диспозиция 43
3.2. Восприятие историй несправедливости с моральным оправданием в логике различных механизмов отчуждения моральной ответственности 45
3.3. Запоминание и искажения при узнавании историй несправедливости, рассказанных в логике различных механизмов отчуждения моральной ответственности 51
3.4. Обсуждение полученных результатов 54
Выводы 56
Список литературы 58
Приложение 1. Длинная версия шкалы отчуждения моральной ответственности MD-24 62
Приложение 2.1 Первоначальные истории несправедливости с их моральным оправданием 64
Приложение 2.2 Истории несправедливости и альтернативные истории (триады историй) 66
Приложение 2.3. Таблица механизмов морального отчуждения и локусы историй несправедливости (триады историй)
В нашем исследовании мы изучаем особенности восприятия историй несправедливости, где данные механизмы применялись для оправдания чужих поступков. Мы видим отчуждение моральной ответственности как накладывание искажающей «маски» на ключевые элементы нарративной структуры, формирующей ответственность субъекта (в локусах единоличного авторства, деструктивного поведения, пагубных последствий, невинной жертвы). Реконструирует ли тогда слушатель такой истории нарративную структуру «истории ответственности» и «маску» в отдельности или сразу «историю с оправданием»? Если такое разделение существует, то характерные для человека механизмы оправдания будут оказывать влияние на неосознанное искажение восприятия и запоминания подобных историй.
Также в работе рассматривается относительно новое понятие как для нашей страны, так и для психологического сообщества в целом, а именно понятие морального отчуждения (moraldisengagement) и конструкта механизмов морального отчуждения. Механизмы морального отчуждения, актуализируются и задействуются в абсолютно разных сферах жизнедеятельности человека. Данное понятие используется при изучении психологических аспектов политических, судебных, террористических дел, а также в рабочих и семейных отношениях. Рассматривается в целом, какую оценку дают своим поступкам люди с изначально корректными моральными установками и в какой момент или при каких условиях данные установки нарушаются, но воспринимаются как норма.
Так как автобиографическая память кодирует любые истории в виде нарратива, то и основное исследование в данной работе построено на способности респондентов запоминать, интерпретировать и воспроизводить различные истории несправедливости с задействованными в них элементами различных механизмов отчуждения моральной ответственности.
Гипотезы:
Испытуемыми, для которых характерен определенный механизм отчуждения моральной ответственности истории несправедливости с моральным оправданием, соответствующим данному механизму, запоминаются и воспроизводятся с наименьшим количеством искажений.
Объект исследования:
Объектом исследования являются искажения памяти при работе различных механизмов морального отчуждения.
Предмет исследования:
Предметом исследования являются нарративные механизмы отчуждения моральной ответственности.
Цель исследования:
Изучение особенностей нарративного кодирования прочитанных историй несправедливости с точки зрения приписывания субъекту моральной ответственности (или ее отчуждения) и особенности их сохранения в памяти.
Задачи исследования:
1. Выявить характерные для испытуемых механизмы отчуждения моральной ответственности (как личностной диспозиции).
2. Сконструировать первоначальный стимульный материал в виде социально значимых историй несправедливости, сопровождаемых моральным оправданием действий героев в логике различных механизмов отчуждения моральной ответственности.
2.1 Поиск информации в СМИ и социальных сетях об актуальных историях социальной несправедливости и различных способов их морального оправдания.
2.2 Провести нарративный анализ стимульного материала с целью выявления локусов (мест в тексте историй), соответствующих структуре нарратива несправедливости («актор как субъект» - «деструктивное поведение» - «пагубные последствия» - «жертва»), который предполагает моральную ответственность протагониста. Выявить локусы (места в тексте) их интерференции с различными механизмами отчуждения моральной ответственности.
2.3 Создать набор альтернативных историй, отличающийся от изначального стимульного материала важными смысловыми деталями: (а) в местах историй, соответствующих локусам механизмов морального оправдания, и (б) в местах других локусов. Таким образом, получить набор из трех историй для каждого первоначального стимула.
3. Выявить особенности восприятия сконструированных историй испытуемыми с разными механизмами отчуждения моральной ответственности.
4. Выявить особенности запоминания и ошибки узнавания историй несправедливости испытуемыми с ярко выраженными механизмами отчуждения моральной ответственности (как личностными диспозициями).
Методы и методики исследования:
При проведении исследования использовался метод эксперимента.
Для оценки механизмов морального отчуждения использовался адаптированный англоязычный опросник С. Мур длинной шкалы отчуждения моральной ответственности (MD-24).
Для решения вышеуказанных задач нами было сконструировано 11 историй несправедливости в качестве первоначального стимульного материала исследования и 22 альтернативные истории отличающийся от изначального стимульного материала важными смысловыми деталями.
Также в работе рассматривается относительно новое понятие как для нашей страны, так и для психологического сообщества в целом, а именно понятие морального отчуждения (moraldisengagement) и конструкта механизмов морального отчуждения. Механизмы морального отчуждения, актуализируются и задействуются в абсолютно разных сферах жизнедеятельности человека. Данное понятие используется при изучении психологических аспектов политических, судебных, террористических дел, а также в рабочих и семейных отношениях. Рассматривается в целом, какую оценку дают своим поступкам люди с изначально корректными моральными установками и в какой момент или при каких условиях данные установки нарушаются, но воспринимаются как норма.
Так как автобиографическая память кодирует любые истории в виде нарратива, то и основное исследование в данной работе построено на способности респондентов запоминать, интерпретировать и воспроизводить различные истории несправедливости с задействованными в них элементами различных механизмов отчуждения моральной ответственности.
Гипотезы:
Испытуемыми, для которых характерен определенный механизм отчуждения моральной ответственности истории несправедливости с моральным оправданием, соответствующим данному механизму, запоминаются и воспроизводятся с наименьшим количеством искажений.
Объект исследования:
Объектом исследования являются искажения памяти при работе различных механизмов морального отчуждения.
Предмет исследования:
Предметом исследования являются нарративные механизмы отчуждения моральной ответственности.
Цель исследования:
Изучение особенностей нарративного кодирования прочитанных историй несправедливости с точки зрения приписывания субъекту моральной ответственности (или ее отчуждения) и особенности их сохранения в памяти.
Задачи исследования:
1. Выявить характерные для испытуемых механизмы отчуждения моральной ответственности (как личностной диспозиции).
2. Сконструировать первоначальный стимульный материал в виде социально значимых историй несправедливости, сопровождаемых моральным оправданием действий героев в логике различных механизмов отчуждения моральной ответственности.
2.1 Поиск информации в СМИ и социальных сетях об актуальных историях социальной несправедливости и различных способов их морального оправдания.
2.2 Провести нарративный анализ стимульного материала с целью выявления локусов (мест в тексте историй), соответствующих структуре нарратива несправедливости («актор как субъект» - «деструктивное поведение» - «пагубные последствия» - «жертва»), который предполагает моральную ответственность протагониста. Выявить локусы (места в тексте) их интерференции с различными механизмами отчуждения моральной ответственности.
2.3 Создать набор альтернативных историй, отличающийся от изначального стимульного материала важными смысловыми деталями: (а) в местах историй, соответствующих локусам механизмов морального оправдания, и (б) в местах других локусов. Таким образом, получить набор из трех историй для каждого первоначального стимула.
3. Выявить особенности восприятия сконструированных историй испытуемыми с разными механизмами отчуждения моральной ответственности.
4. Выявить особенности запоминания и ошибки узнавания историй несправедливости испытуемыми с ярко выраженными механизмами отчуждения моральной ответственности (как личностными диспозициями).
Методы и методики исследования:
При проведении исследования использовался метод эксперимента.
Для оценки механизмов морального отчуждения использовался адаптированный англоязычный опросник С. Мур длинной шкалы отчуждения моральной ответственности (MD-24).
Для решения вышеуказанных задач нами было сконструировано 11 историй несправедливости в качестве первоначального стимульного материала исследования и 22 альтернативные истории отличающийся от изначального стимульного материала важными смысловыми деталями.
1. Механизмы моральной отчужденности не очень характерны для нашей выборки. Примерно трети нашей выборки (32,4%) ни один из механизмов отчуждения моральной ответственности не свойственен как личностная диспозиция. Четверть (26%) демонстрируют приверженность тем или иным механизмам морального отчуждения. Наиболее характерными механизмами являются дегуманизация и моральное оправдание.
2. Был сконструирован первоначальный стимульный материал в виде 11 социальных историй несправедливости, сопровождаемых моральным оправданием действий героев в логике различных механизмов отчуждения моральной ответственности. Так как истории социальной несправедливости были взяты на основании реально происходящих значимых событий за последнее время (по мониторингу историй в СМИ и социальных сетях), нами было получено, что большинству историй присуще более одного задействованного механизма отчуждения моральной ответственности. Данные истории для работы в дальнейших необходимо будет модифицировать таким образом, чтобы в одной истории фигурировал один механизм отчуждения моральной ответственности (для чистоты проверки гипотезы исследования).
3. При оценке результатов восприятия историй несправедливости были получены значимые корреляции выраженности механизмов морального отчуждения и согласия/не согласия с точкой зрения нарратора истории. Истории были разделены на 4 группы по степени согласия/не согласия.
4. Основная гипотеза исследования была нами подтверждена на основании одного стимульного материала (Истории 4). То есть испытуемые, которым присущ тот или иной механизм отчуждения моральной ответственности при воспроизведении истории с задействованным аналогичным механизмом отчуждения моральной ответственности, воспроизведут ее в большинстве случаев верно. Предполагаем, что неподтверждение гипотезы в отношении других историй не сработало в том числе по причине того, что испытуемые узнавали истории несправедливости и проходили методики на выявление механизмов отчуждения моральной ответственности в одном временном промежутке. Для дальнейших исследований в данном направлении мы бы рекомендовали использовать отсроченное узнавание представленных ранее историй, делается предположение, что в таком случае эффект запоминания будет проявляться более ярко.
2. Был сконструирован первоначальный стимульный материал в виде 11 социальных историй несправедливости, сопровождаемых моральным оправданием действий героев в логике различных механизмов отчуждения моральной ответственности. Так как истории социальной несправедливости были взяты на основании реально происходящих значимых событий за последнее время (по мониторингу историй в СМИ и социальных сетях), нами было получено, что большинству историй присуще более одного задействованного механизма отчуждения моральной ответственности. Данные истории для работы в дальнейших необходимо будет модифицировать таким образом, чтобы в одной истории фигурировал один механизм отчуждения моральной ответственности (для чистоты проверки гипотезы исследования).
3. При оценке результатов восприятия историй несправедливости были получены значимые корреляции выраженности механизмов морального отчуждения и согласия/не согласия с точкой зрения нарратора истории. Истории были разделены на 4 группы по степени согласия/не согласия.
4. Основная гипотеза исследования была нами подтверждена на основании одного стимульного материала (Истории 4). То есть испытуемые, которым присущ тот или иной механизм отчуждения моральной ответственности при воспроизведении истории с задействованным аналогичным механизмом отчуждения моральной ответственности, воспроизведут ее в большинстве случаев верно. Предполагаем, что неподтверждение гипотезы в отношении других историй не сработало в том числе по причине того, что испытуемые узнавали истории несправедливости и проходили методики на выявление механизмов отчуждения моральной ответственности в одном временном промежутке. Для дальнейших исследований в данном направлении мы бы рекомендовали использовать отсроченное узнавание представленных ранее историй, делается предположение, что в таком случае эффект запоминания будет проявляться более ярко.
Подобные работы
- РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИНФЕРНАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА «ДНЕВНИК САТАНЫ»
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



