Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Переживание одиночества и уровень нервно-психического напряжения у подростков с высоким интеллектом

Работа №131894

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
ГЛАВА 1. Психологические особенности подросткового возраста 7
1. 1 Общая специфика подросткового возраста 7
1.1.1 Биологические особенности развития в подростковом возрасте 9
1.1.2 Особенности развития когнитивной сферы подростков 11
1.1.3 Особенности эмоциональной сферы подростков 12
1.1.4 Особенности мотивационно-личностной сферы у подростков 13
1.1.5 Особенности формирования идентичности как результат переживания подросткового кризиса 14
1.2 Феномен одиночества и его особенности переживания в подростковом возрасте 16
1.3 Уровень нервно-психического напряжения и его особенности в подростковом возрасте 26
1.4 Психологические особенности подростков с высоким интеллектом 29
1.5 Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 34
2.1 Организация психодиагностического исследования 34
2.2 Описание выборки и процедуры исследования 35
2.3 Методы исследования. 36
2.4 Методы статистической обработки данных 54
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 55
3.1 Описательный анализ результатов изучаемых параметров 55
3.2 Обсуждение результатов. 61
ВЫВОДЫ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Приложение A.Таблица сопряженности уровней нервно-психического напряжения по встречаемости временных кодов 72
Приложение B.Таблица сопряженности уровней нервно-психического напряжения по встречаемости мотивов 73
Приложение С. Таблица сопряженности уровней нервно-психического напряжения по встречаемости компонентов идентичности 74


Благоприятная психологическая среда играет большую роль в раскрытии потенциала подростка с высоким интеллектом. Острая эмоциональная сензитивность, личностное неблагополучие и трудности в психологической адаптации к постоянно меняющейся действительности – все это может стать препятствием в реализации их возможностей. В области психологии собрано достаточно информации о познавательной сфере, социальной сфере взаимодействия, особенностях социализации, картины мира, идентичности и личности таких детей. Между тем, эмпирических данных по субъективному переживанию одиночества и тому, как это может проявляться на соматическом уровне и нервно-психическом напряжении, собрано недостаточно.
Объектом исследования этой работы являются подростки с высоким интеллектом в возрасте 13-14 лет. Предмет исследования – особенности переживания одиночества, уровень нервно-психического напряжения, мотивы, временная перспектива, компоненты и самооценка идентичности подростков с высоким интеллектом.
Цель исследования заключается в изучении особенностей переживания одиночества на разных уровнях нервно-психического напряжения в рамках подросткового кризиса среди юношей и девушек с высоким интеллектом.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
- исследование взаимосвязи уровня нервно-психического напряжения и переживания одиночества у подростков с высоким интеллектом;
- изучение временной перспективы подростков с высоким интеллектом на разных уровнях нервно-психического напряжения;
- исследование мотивов подростков с высоким интеллектом на разных уровнях нервно-психического напряжения;
- изучение компонентов и самооценки идентичности подростков с высоким интеллектом на разных уровнях нервно-психического напряжения;
В качестве гипотез исследования выдвигаются следующие предположения:
- преобладание негативного образа переживания одиночества более вероятно для подростков с высоким уровнем нервно-психического напряжения, а позитивного образа переживания одиночества для подростков с низким уровнем нервно-психического напряжения;
- временная перспектива у подростков с высоким и низким уровнями нервно-психического напряжения характеризуется преобладанием в ней объектов связанных с их реализацией в ближайшем будущем;
- у подростков с высоким уровнем нервно-психического напряжения преобладающим будет являться выбор одного наиболее выраженного мотива по сравнению с низким и средним уровнями нервно-психического напряжения;
- у подростков с высоким уровнем нервно-психического напряжения будет являться выраженным какой-либо один из компонентов идентичности в сравнении с низким и средним уровнями.
В качестве методов исследования выбраны:
- «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева;
- «Метод мотивационной индукции» Ж. Нюттена в адаптации Н.Н. Толстых;
- тест М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?»;
- «Тест нервно-психической адаптации» И.Н. Гурвич;
- УИТ СПЧ-М Н.А. Батурина и Н.А. Курганского.
Обработка полученных данных проводилась методами качественного анализа завершения предложений и количественного анализа. Были использованы следующие методы математической статистики в среде IBM SPSS (v.23) for Windows: корреляционный анализ с использованием r-Пирсона, однофакторный дисперсионный анализ для сравнения средних значений, таблицы сопряженности и диаграммы. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Личностные особенности подростков с высоким интеллектом играют большую роль в возможности реализации их интеллектуального потенциала. Подростковый возраст и кризис, который сопутствует данному периоду, переживание чувства одиночества и уровень нервно-психического напряжения являются определяющими моментами в формировании временной перспективы и планов на будущее, построении структуры мотивов, формировании идентичности.
В данной работе изучались особенности переживания одиночества у подростков с разными уровнями нервно-психического напряжения в рамках подросткового кризиса среди юношей и девушек с высоким интеллектом. Выдвинутые гипотезы в начале исследования подтвердились лишь частично.
Было выявлено, что для подростков с высоким уровнем нервно-психического напряжения является вероятным преобладания как негативного образа переживания одиночества, так и позитивного. Подросткам с низким уровнем нервно-психического напряжения присуще отсутствие мыслей о себе как об одиноком человеке, однако они могут и не находить ресурс в ситуациях уединения.
При изучении временной перспективы было получено, что преобладание объектов, связанных с их реализацией в ближайшем будущем или в настоящий момент характерно для подростков с низким уровнем нервно-психического напряжения. Период взрослости для подростков со средним уровнем нервно-психического напряжения является более значимым, по сравнению с другими уровнями нервно-психического напряжения. Для высокого уровня нервно-психического напряжения присуще направленность на неопределенное будущее, когда не известно к какому периоду жизни является обращение.
В мотивационной сфере подростков с различными уровнями нервно-психического напряжения преобладает выбор нескольких мотивов - связанных со своей личностью, достижениями и общением. Однако в каждой группе наиболее выраженным является отличный мотив от других групп. У подростков с низким уровнем нервно-психического напряжения это мотивы, связанные с деятельностью «здесь и сейчас», со средним уровнем – стремление к достижениям, с высоким уровнем – своя личность и общение с другими людьми.
Подтвердилась гипотеза о том, что для высокого уровня нервно-психического напряжения будет являться выраженным какой-либо один из компонентов идентичности, и им явился такой компонент как «Рефлексивное Я».
В результате проделанной работы были обнаружены специфические особенности переживания одиночества и проявления возрастного кризиса во временной перспективе, мотивах, компонентах и самооценки идентичности на разных уровнях нервно-психического напряжения. Полученные в исследовании результаты могут способствовать более эффективной работе с личностью подростков с высоким интеллектом, которая реализуется программой развития интеллектуально одаренной молодежи.



1. Авдулова Т.П., Гордеева О.А. Кризисные явления в развитии подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N5(13). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 03.05.2016). 0421000116/0047.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. СПб, 1998. 379 с.
3. Антонова И.В. Проблема личностной идентичности // Психология самосознания. Хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2003. с. 471-487.
4. Бабурин Б.В., Лебедева Е.И. Особенности формирования идентичности участников программы развития интеллектуально одаренной молодежи. // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В. Шаболтас. – СПб.: Изд-во C. Петерб. ун-та.(в печати).
5. Байкова И.В. Влияние нервно-психической напряженности на успешность обучения и адаптацию студентов // Высшее образование сегодня. М.: Логос, 2007. №8. с.61-64.
6. Белинская Е.П., Бронин И.Д. Адаптация русскоязычной версии опросника стилей идентичности М. Берзонски [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2014. №34, Т.7.URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n34/964-belinskaya34.html (дата обращения: 25.05.2016).
7. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Изд-во «Знание», 1979. 40 с.
8. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2. с.47-56.
9. Бубер М. Проблемы человека. Песпективы // Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. с.88-97.
10. Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. с.114-128.
11. Воробьев М.В. Личностные особенности подростков, переживающих состояние одиночества // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию научной школы доктора психологических наук, профессора, академика АПСН и РАЕ, заслуженного деятеля науки и образования, заслуженного работника высшей школы РФ Р.В. Овчаровой / Курган: Курганский государственный университет, 2014. с.132-137.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: научное издание. СПб.: Союз, 2006. 222 с.
13. Выготский Л.С. Педология подростка // Психология подростка. Хрестоматия: Уч. пособие / Сост. Ю.И. Фролов. М.: Рос. пед. агенство, 1997. с. 232-285.
14. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. СПб: СПбГУ, 1998. 42 с.
15. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб: РГПУ им. Герцена, 1996. 18 с.
16. Домрачева В.В. Проблема одиночества в подростковом и юношеском периодах развития // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под редакцией Н. Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2016. с. 64-68.
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
19. Климонтова Т.А. Внутренний мир одаренного подростка как психическая открытая система // Вестник ЧГПУ. 2009. № 11-1. с. 46-55.
20. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
21. Корчагина С.Г. Психология одиночества: учебное пособие. М.: Психолого-социальный институт, 2008. 228 с.
22. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965. 316 с.
23. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества. М.: Медицина, 1972. 336 с.
24. Куликова С.А. Реакция эмансипации у подростков с наркозависимостью: диссерт. канд. психол. наук. СПб, 2010. 234 с.
25. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей). Изд. 2-е, доп. и перераб. Л.: Медицина, 1985. 416 с.
26. Логинова Е.И. Ценностные ориентации как фактор нервно-психической и социально-психологической адаптации студентов-первокурсников // Вестник Санкт-Петербургского университет, 2009. Сер. 12, вып. 3. Ч.II. с.107-111.
27. Мантикова А.В., Тен Ю.В. Состояние подросткового одиночества в контексте личностных особенностей // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2014. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-podrostkovogo-odinochestva-v-kontekste-lichnostnyh-osobennostey (дата обращения: 14.04.2018).
28. Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры // Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. с.98-113.
29. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. с.52-87.
30. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. 167 с.
31. Никифоров Г.С. (ред). Практикум по психологии здоровья. СПб: Питер, 2005. 350 с.
32. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего/ Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.
33. Оди Дж.Р. Человек существо одинокое: биологические корми одиночества // Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. с.129-151.
34. Осин Н.Е., Леонтьев Д.А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. Т. 10. №1. с.55-81.
35. Перлман Д., Пепло Л.Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. с.152-168.
36. Пиаже Ж. Психология ребенка. СПб.: Питер, 2003. 160 с.
37. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 56 с.
38. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
39. Психология подростка / под ред. A.A. Реана. СПб.: «Прайм – ЕВРО‑ЗНАК», 2003. 480 с.
40. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш. и перераб. / Под ред Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. М., 2003. 90 с.
41. Рысева А.А. Особенности и развитие самоотношения интеллектуально одаренных подростков. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07 / Рысева Анастасия Анатольевна; Иркут. гос. пед. ун-т, Иркутск, 2008. 252 с.
42. Садлер У.А., Джонсон Т.Б. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. с.21-51.
43. Слободчиков И.М. Современные исследования переживания одиночества. // Психологическая наука и образование. 2007. №3. с.27-34.
44. Смирнова А.О. Социальное одиночество: сущность, типы, причины, методы преодоления [Электронный ресурс] // Вестник РГГУ. 2010. №3 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-odinochestvo-suschnost-tipy-prichiny-metody-preodoleniya-1 (дата обращения: 14.04.2018).
45. Татарко С.А. Измерение идентичности в рамках статусной модели Дж. Марсии. // Психологическая диагностика. 2009. № 1. с. 62-100.
46. Ткаченко А.С., Голиков Н.А. Одиночество подростка как социально-педагогическая проблема // Материалы XIV Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли / М.: Спутник, 2014. с.75-85.
47. Тудупова Т.Ц., Худякова И.С. Особенности проявления одиночества в подростковом возрасте // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. №5. с.135-141.
48. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Наука, 1989. 200 с.
49. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. 456 с.
50. Хухлаева О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 160 с.
51. Шагивалеева Г.Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества [Электронный ресурс] // Концепт. 2013. №S1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskoe-i-psihologicheskoe-ponimanie-fenomena-odinochestva (дата обращения: 14.04.2018).
52. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: сборник. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
53. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.
54. Якимова Т.В. Феномен познавательной аддикции в развитии интеллектуально одаренных подростков // Другое детство: сборник тезисов участников II всероссийской научно-практической конференции по психологии развития / Под ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. Москва: МГППУ, 2009. с. 26-28.
55. Ясюкова Л.А. Особенности социализации одаренной молодежи. // Вестник Санкт-Петербургского Университета / Ред. Н.М. Кропачев, И.А. Горлинский, Н.Г. Скворцов. 2009. Вып. 2. Ч. 1. с. 164-175.
56. Berzonsky, M.D., Soenens, B., Luyckx, K., Smits, I., Papini, D.R., &Goossens, L. (2013, May 6). Development and Validation of the Revised Identity Style Inventory (ISI-5): Factor Structure, Reliability, and Validity. Psychological Assessment. Advance online publication.doi: 10.1037/a0032642.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ