Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Репрезентация предметности и среды в немецкой живописи экспрессионизма 1905-20-х гг.

Работа №131886

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы77
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Социокультурные условия возникновения и развития экспрессионизма 7
1.1 Индустриализация и урбанизация как факторы развития предметной и городской среды в кон. XIX-XX вв 7
1.2 Изменение культурной парадигмы на рубеже веков 9
1.3 Новые архитектурные задачи. Философско-художественное осмысление городской среды 15
Глава 2. Репрезентация городской среды в живописи экспрессионизма 23
2.1 Особенности культурно-исторического развития Германии в XIX-XX вв 23
2.2 Феномен экспрессионизма: генезис, временные рамки, сущностные черты 29
2.3 Архитектурные утопии немецкого экспрессионизма 42
2.4 Художественная репрезентация городской среды 47
Заключение 66
Список литературы 68
Приложение 74

В XIX-XX вв. в европейском обществе протекает процесс тотальной культурной, социальной, политической и экономической трансформации. Изменяется структура социальных связей и отношений, характер экономиче­ского производства, зональное деление городского пространства, организа­ция повседневности, ценностные ориентиры и культурные доминанты обще­ства. Человек ощущает зыбкость и неустойчивость культуры и пытается вы­строить новую культурную парадигму. Теоретики самых разнообразных об­ластей стремятся найти новую мировоззренческую модель, выработать и ле­гитимировать новые ценности европейской культуры. Происходящие куль­турные трансформации попадают в область художественной рефлексии. На рубеже веков бурно развиваются многочисленные модернистские течения, которые осмысливают процессы, протекающие в современном им обществе, и активно включают их в поле художественной деятельности.
Для Германии начала XX в. главным авангардистским художествен­ным направлением, отразившим настроения, ожидания и опасения немецкого общества, стал экспрессионизм. Наиболее полную реализацию своих идей экспрессионизм нашел в живописи. Ее главными темами стали изображение человеческого тела, портрет, война, природный и городской пейзаж. Для на­шего исследования особый интерес представляет экспрессионистическая ре­презентация городской среды, так как она позволяет наиболее полно судить о характере европейской культуры рубежа веков. Экспрессионизм мало инте­ресуется натюрмортами и интерьерами, и поэтому предметность передается, прежде всего, через городские виды. Городское пространство формирует среду, в которой функционируют социальные структуры общества и осуще­ствляется субъективный опыт проживания повседневности. Это та среда, ко­торая оказывает всестороннее влияние на жизнь и культуру сообщества. Ху­дожник запечатлевает в своем творчестве эстетическое переживание города. Через средства художественной выразительности он создает эстетический портрет ее обитателя, а так же в целом эпохи, в рамках которой протекает жизнь города. Городской пейзаж есть форма присутствия человека в городе и ключ к пониманию социокультурных феноменов.
Изучение репрезентации городской среды в искусстве немецкого экс­прессионизма дает возможность лучше понять феномен экспрессионизма и общекультурную ситуацию в Германии начала XX в., в которой отразился кризис индустриально-урбанистической культуры.
Объектом данной работы выступает немецкая живопись экспрессио­низма. Основными художниками, представленными в настоящем исследова­нии, являются Л. Кирхнер, Г. Гросс, Л. Мейднер, М. Бекман, О. Дикс, Л. Файнингер, О. Макке. В качестве предмета будет рассмотрено влияние со­циокультурных факторов на тематику городского экспрессионистического пейзажа. Целью настоящего исследования является выявление генезиса, об­щих черт и тематики живописной репрезентации городской среды в немец­ком экспрессионизме.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• изучение трансформации городского пространства Европы конца XIX - начала XX в.
• выявление изменений в социокультурной жизни Европы и отдельно Германской Империи
• изучение философского и художественного осмысления городской среды и повседневной жизни
• анализ феномена экспрессионизма
• анализ художественного образа города в экспрессионизме, а именно изучение формы и особенностей репрезентации городской среды в визионер­ской архитектуре и в живописи.
• поиск отличий экспрессионистической репрезентации города от предшествующих ему живописных стилей.
• выявление доминирующих сюжетов и настроений в живописном изображении городского пейзажа.
Хронологические рамки настоящего исследования определены несколь­ко условно. В качестве начала исследуемого периода, охватывающего рож­дение, развитие и угасание экспрессионизма, нами была выбрана дата 1905 г., т.е. год основания экспрессионистической художественной группы «Мост». Полное исчезновение экспрессионистических тенденций относится к выставке дегенеративного искусства 1937 г., однако угасание экспрессио­низма началось гораздо раньше, поэтому мы будем рассматривать период примерно до середины 1920-х гг. Кроме того, в данном исследовании будут затронуты факторы, повлиявшие на становление экспрессионизма, прежде всего, речь идет о процессах индустриализации и урбанизации в Германии. Таким образом, хронологические рамки исследования сдвигаются вплоть до середины XIX в.
Настоящее исследование опирается на исторические труды Бонвеча, Г алактионова, Погорельского, Krebs, Reulecke, а так же на работы по истории экспрессионизма Басси, Мёллер, Вольфа, Элгера и Фрисби. При написании работы были так же рассмотрены теоретические труды Зиммеля, Шпенглера, Фрейда, Тённиса и ряда других философов.
В качестве методов культурологического анализа в данной работе были применены генетический подход, позволивший проследить истоки экспрес­сионизма, компаративный подход, с помощью которого были выявлены раз­личия между репрезентацией города в экспрессионизме и предшествующих ему стилях, аксиологический и герменевтический подход, в рамках которых были определены основные идеи экспрессионистов, системный подход, по­зволивший рассмотреть живопись экспрессионизма как часть всей европей­ской культуры, и социологический подход, позволивший показать социаль­ные аспекты европейского города.
Экспрессионистический городской пейзаж является сравнительно не­исследованной темой в отечественной науке. Как правило, исследовательская база представлена в виде отрывков из трудов по экспрессионизму западных исследователей, а так же небольших статей отечественных авторов, которые, однако, лишь незначительно и поверхностно рассматривают тему городского пейзажа. В данной работе будет предпринята попытка обобщить сущест­вующий материал и, добавив результаты собственного исследования, соста­вить представление о характере репрезентации городской среды в живописи экспрессионизма.
Данная тема представляется достаточно актуальной, так как, во-первых, проблематика, актуализированная экспрессионистами в своих картинах, ос­тается актуальной до сих пор, и изучение их творчества позволит обратить внимание на современные проблемы городской культуры, а во-вторых, ис­следование экспрессионизма позволит глубже понять культуру Германской Империи и Веймарской республики, которые по сей день остаются менее изученными по сравнению с затмившей их эпохой Третьего Рейха.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящем исследовании были изучены экономические, социальные и культурные предпосылки возникновения течения экспрессионизма в Гер­мании. Были рассмотрены ключевые для развития европейской культуры ру­бежа XIX-XX вв. процессы индустриализации, урбанизации, технизации и рационализации. В результате обширных трансформаций всех сфер жизни общества кардинальным образом была преобразована городская среда, вклю­чая зональное деление, пространство и повседневную жизнь города. Центром общественной жизни стал мегаполис, а для Германии, прежде всего, Берлин.
Обозначенные нами процессы активно включались в поле философ­ской и художественной рефлексии. Феномены техники, большого города, индустриализации, рационализации и связанные с ними явления культурной и социальной жизни стали предметом творчества таких авторов как М. Ве­бер, Э. Капп, Ф. Бон, В. Зомбарт, Ф. Тённис, З. Фрейд, Ф. Ницше, О. Шпенг­лер, Г. Зиммель. Ряд авторов, прежде всего, Шпенглер и Зиммель сосредото­чили свое внимание на кризисе западной культуры. Зиммель, Ницше, Фрейд призывали к обновлению культуры и переориентации на новые духовные ценности. Новые культурные феномены, прежде всего большие города и тех­ника, воспринимались амбивалентно: с одной стороны, ими восхищались, а с другой - перед ними испытывали страх и скепсис.
В искусстве главным ответом на актуальные проблемы современности стал модернизма. В Германии ключевым авангардным направлением являлся экспрессионизм. В рамках экспрессионизма были подняты такие темы, как война, социальное неравенство, субъективный опыт индивида, перерождение культуры. Экспрессионизм отказался от традиционных художественных приемов в пользу искажений, деформаций, экзальтированности, преувеличе­ний и схематичности, отражающих субъективные переживания художника. Ключевыми фигурами, определившими идеи экспрессионистов, стали Ф. Ницше и З. Фрейд, вслед за которыми экспрессионизм стремился к реформи­рованию искусства и культуры в целом.
Экспрессионизм является одним из самых урбанистических направле­ний в искусстве. Обращаясь к актуальным проблемам, одной из главных тем творчества экспрессионисты выбрали репрезентацию городской среды и предметности. Городской пейзаж занимает важное место в творчестве Л. Кирхнера, Л. Мейднера, Г. Гросса, О. Дикса, М. Бекмана, К. Феликсмюллера, Э. Шиле, Л. Файнингера, А. Макке.
Экспрессионистический городской пейзаж отличается насыщенным человеческим присутствием, вниманием к повседневности, «темной» стороне жизни мегаполиса, глубоким проникновением в реальность. Экспрессионизм отказывается от пассивной традиционной репрезентации города, которая ис­ключает субъекта из пространства картины. Художника не интересует нату­рализм или мимолетное впечатление. Экспрессионизм включает зрителя в художественную рефлексию, проблематизируя городское пространство. Го­род становится отражением субъективного опыта художника.
В репрезентации городской среды экспрессионисты используют такие художественные приемы, как нарушение перспективы и пропорций, искаже­ние форм, многоплановость действия, острые угловатые линии, отрывистые штрихи, необычные цветовые контрасты.
В качестве сюжетов экспрессионистического городского пейзажа нами были выделены следующие темы: «панорамные мертвые города» Шиле и идиллические пейзажи Кандинского и Мюнтер, апокалиптические картины Мейднера и Гросса, «внимание к населению города, отодвигающее на второй план его архитектурный облик» Кирхнера, Дикса, Бекмана, Феликсмюллера, райские уголки города Макке и воздушная световая архитектура Файнингера.
Репрезентация города становится способом раскрытия социальных и личностных проблем его жителей, обличения упадка буржуазной цивилиза­ции. Городской пейзаж затрагивает конфликт природы и города, личности и общества, нормы и отклонения. Экспрессионизм впитал в себя и попытался осмыслить все ключевые социокультурные явления рубежа столетий.


1. Басси Э. Экспрессионизм: [о творчестве немецких и австрийских ху­дожников] / Эшли Басси ; [пер. с англ. Г. В. Лагвешкина]. - М. : БММ, 2007. - 287 с.
2. Большая история искусства [Текст] : [в 16 т.]. - Москва : Слово, 2009. Т. [12], кн. 1 : XX век / [текст Элиана Принчи ; пер. с итал. М. Н. Челин- цевой ; ред. Е. С. Сабашникова]. - 2009. - 407 с.
3. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопе­дия. 1969—1978.
4. Бугаева Н. И. Ведута как изображение архитектурной графики XV-XVI веков // «Архитектон: известия вузов». - 2006. № 16 [Электронный ре­сурс] URL: http://archvuz.ru/2006_4/18 (дата обращения 28.04.2016)
5. Венская ночь. Исповедь Фрица Ланга / пер. К. Разголова // Киноведче­ские записки. - 2002. № 58 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/print/sendvalues/282/ (дата обращения 15.03.2016).
6. Вольф Н. Экспрессионизм / Н. Вольф ; ред. У. Гросеник ; [пер. с англ. И. Д. Голыбиной]. - Кельн : Taschen ; М. : Арт-Родник, 2006. - 95 с. : ил., портр. - (Стили, течения и направления в искусстве). - Пер. изд. :Expressionismus / Norbert Wolf. - Koln, 2006.
7. Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. - М.: Политиздат, 1991. - 367 с.
8. Глазычев В., Гутнов А. Мир архитектуры. Лицо города. - М., Молодая гвардия, 1990. - 352 с.
9. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос: журнал по фи­лософии и прагматике культуры. - 2002. № 3-4 [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/logos/2002/3 (дата обращения 15.03.2016).
10. Зиммель Г. Избранное. Том 1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. - 671 с.
11. Иконников А. В. Утопическое мышление и архитектура, - М.: Изда­тельство «Архитектур-С», 2004. - 400 с.
12. Иконников А. В. Архитектура XX век. Утопии и реальность. Издание в двух томах. Том I. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 656 с.
13. Ильина Т. В. история искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Высш. шк., 2000. - 368 с.
14. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007
15. История Германии: учебное пособие: в 3 тт. / Под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю. В. Галактионова. - М.: КДУ, 2008. - Т. 2: От создания Германской империи до начала XXI в века / А. М. Бетмакаев, Т.А. Бяликова, Ю. В. Галактионов, и др.; отв. ред. Ю. В. Галактионов; сост. науч.-справ. Ап­парата А. А. Мить. - 672 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ