Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие фонематического анализа и синтеза у детей 5–6 лет с фонетико-фонематическим нарушением речи (Тульский государственный педагогический университет)

Работа №131850

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы74
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена опытно-экспериментальное исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5», Детский сад 11 «Жар-птица» г. Серпухов МО.
Выборка: 10 детей из старшей группы (в возрасте 5–6 лет) с ФФН.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….………....…………4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР…8
1.1. Понятие фонематического анализа и синтеза и онтогенез данных процессов……………8
1.2.Особенности фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.....16
1.3 Теоретические подходы к логопедической работе по коррекции особенностей развития фонематического анализа и синтеза……21
Глава II. НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР…
2.1. Методическое обоснование разработки диагностического комплекса, направленной на исследование фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР…
2.2. Представление и анализ результатов эмпирического исследования…33
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР…………
3.1. Описание коррекционно-развивающего комплекса………………….
3.2. Описание формирующего этапа и анализ результатов контрольного этапа эксперимента…
3.3. Сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

Речевая функция представляет собой одну из ключевых психических функций человека. В процессе развития речи формируются высшие формы познавательной деятельности и способности к понятийному мышлению. Овладение навыками речевого общения создает основу для уникальных социальных взаимодействий, которые способствуют формированию и уточнению представлений ребенка о окружающем мире, а также совершенствованию форм их отражения. Полноценное развитие речи возможно при нормальном функционировании фонематических процессов, таких как слух, восприятие, синтез и анализ, поскольку они представляют собой базу для освоения языка как основного средства общения.
Ученые-нейрофизиологи, психологи и педагоги, такие как П. К. Анохин, Л. С. Волкова, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и другие, внесли значительный вклад в изучение фонематического анализа и синтеза. Хорошо развитый фонематический анализ и синтез, в сочетании с возможностью артикулировать звуки, способствуют более эффективному освоению правильного произношения звуков. Фонематический анализ и синтез играют важную роль в заполнении пробелов в фонематическом развитии.
Лингвисты, рассматривая звуковую сторону языка, утверждают, что русский язык обладает сложной звуковой системой. Анализ звукового строя языка служит основой для теоретического понимания языковых процессов. Различные звуковые единицы рассматриваются с точки зрения артикуляции, акустических свойств и восприятия, и все они взаимосвязаны.
Исследования психологов, лингвистов и педагогов подчеркивают, что звуковая сторона языка становится объектом внимания ребенка рано и является ключевым условием для полноценного овладения устной речью. Нарушение фонематического анализа и синтеза может привести к тому, что ребенок не различает звуки речи, что в свою очередь влияет на его словарь, грамматику и связную речь.
Логопеды и исследователи, такие как Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. Х. Швачкин, Л. А. Чистович, А. Р. Лурия, указывают на то, что нарушение восприятия звуков может сказываться на артикуляции. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются трудности в правильном произнесении звуков, что влияет на развитие словарного запаса и грамматической структуры речи. Коррекция фонематического анализа и синтеза становится необходимой для преодоления серьезных дефектов в речи. Проблема формирования фонематического анализа и синтеза у детей с фонетико-фонематическими нарушениями является актуальной для теории и практики логопедии.
В настоящее время выросло количество с нарушением речи. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время около 30% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения речи, что означает, что у трети всей детской популяции речевая функция не соответствует норме и требует дополнительных корректирующих воздействий от специалистов [35]. Причины речевых нарушений могут быть связаны с различными факторами, таких как: внутриутробно (интоксикация, токсикоз), во время родов (родовая травма или асфиксия) или в раннем возрасте ребенка.
Актуальность исследования обуславливается тем, что для развития навыков фонематического анализа и синтеза у детей с фонетико-фонематическом недоразвитии речи требуется систематическая и длительная работа в данном направлении, однако эта работа должна быть также насыщена эмоционально-смысловым компонентом для самого ребенка. Другими словами, необходимо проводить занятия с ребенком не только интенсивно и регулярно, но и делать коррекционно-развивающие занятия настолько увлекательными, чтобы ребенок с удовольствием занимался с родителями или играл самостоятельно с использованием специальных методов, так как дети эффективнее усваивают фонематический анализ в процессе игры, чем на традиционных занятиях.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и апробировать коррекционно-развивающий комплекс игр и упражнений, направленный на развитие фонематического анализа и синтеза у детей 5–6 лет с фонетико-фонематическом недоразвитии речи.
Объект исследования: процесс фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие фонематического анализа и синтеза у детей 5–6 лет с фонетико-фонематическом недоразвитии речи.
Гипотеза исследования: если в коррекционно-развивающих комплекс включить систему игр и упражнений по методикам Татьяны Борисовны Филичевой, Галины Васильевны Чиркиной, то это позволит добиться положительной динамике в развитие фонематического анализа и синтеза у детей 5–6 лет с ФФН.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы, определить этапы развития фонематической системы в онтогенезе, выявить особенности развития фонематического анализа и синтеза у детей с ФФН и проанализировать теоретические подходы к логопедической работе по их развитию.
2. Составить диагностический комплекс, реализовать его и выявить состояние навыков фонематического анализа и синтеза у детей 5 -6 лет с ФФН на констатирующем этапе эксперимента.
3. Составить, применить комплекс коррекционно-развивающих заданий и определить результаты исследования состояния навыков фонематического анализа и синтеза у детей 5 -6 лет с ФФН на контрольном этапе эксперимента.
4. Провести сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Сформулировать выводы.
Методы исследования (по классификации Л. С. Волковой):
1. Организационные методы: комплексный.
2. Эмпирические методы: экспериментальные, психодиагностические, биографические.
3. Количественный и качественный анализ данных.
4. Интерпретационные методы.
Практическая значимость: результат исследования позволяет рекомендовать диагностический и коррекционный комплексы для использования учителем-логопедом в работе с дошкольниками с ФФН.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», Детский сад 11 «Жар-птица» г. Серпухов МО.
Контингент исследования: в исследовании принимало участие 10 детей 5–6 лет с ФФН.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наша экспериментальная работа была посвящена изучению проблемы развития фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, работа проводилось в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 5», Детский сад 11 «Жар-птица» г. Серпухов МО.
В ходе данного исследования были решены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы, определить этапы развития фонематической системы в онтогенезе, выявить особенности развития фонематического анализа и синтеза у детей с ФФН и проанализировать теоретические подходы к логопедической работе по их развитию.
2. Составить диагностический комплекс, реализовать его и выявить состояние навыков фонематического анализа и синтеза у детей 5 -6 лет с ФФН на констатирующем этапе эксперимента.
3. Составить, применить комплекс коррекционно-развивающих заданий и определить результаты исследования состояния навыков фонематического анализа и синтеза у детей 5 -6 лет с ФФН на контрольном этапе эксперимента.
4. Провести сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Сформулировать выводы.
Исследования в области речевой деятельности у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН), а также опыт работы логопедов с этими детьми, указывают на возможность не только полного преодоления речевых нарушений, но и формирования основы для овладения элементами грамоты еще на дошкольном этапе.
Оптимальное формирование предпосылок для успешного обучения грамоте происходит в дошкольном возрасте, где пятилетний период жизни считается оптимальным для развития фонематического слуха и восприятия звуковой действительности. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте играет решающую роль для последующего учебного процесса изучения родного языка.
Логопедическая задача заключается в своевременном выявлении и преодолении фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников, чтобы это не стало препятствием для учебно-познавательной деятельности в будущем обучении.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН выявляет особенности речевого недоразвития, проявляющиеся в отсутствии определенных звуков, их замене и искажении. Эти особенности свидетельствуют о низком уровне фонематического восприятия, что подтверждается экспериментальным исследованием.
Фонетико-фонематическое недоразвитие влияет на нечеткое различение фонем в собственной и чужой речи, неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза, а также затруднения при анализе звукового состава речи.
Эти трудности свидетельствуют о наличии ФФН, который успешно корригируется в условиях дошкольных образовательных учреждений в логогруппах. Экспериментальное исследование фонематических процессов и звукопроизношения выявило общую закономерность между развитием фонетической и фонематической сторон речи, как в устной, так и в письменной форме. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития создает благоприятные условия для успешного освоения грамоты в будущем обучении.
Коррекционное обучение детей с ФФН включает в себя развитие словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, что обеспечивает их готовность к поступлению в школу. В результате такого специального обучения дети научаются различать все фонемы родного языка, контролировать звучание своей и чужой речи, выделять звуки в словах и определять их последовательность. Логопедические занятия способствуют формированию полноценной фонетической системы языка, развитию фонематического восприятия и первоначальным навыкам звукового анализа, что содействует успешному овладению письменной речью.
Также, был проведен анализ литературных исследований, который показывает, что фонематический анализ развивается в тесном контакте с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, структуры слога и пространственной ориентации. В дошкольном возрасте у детей нормально развивается простая форма фонематического анализа, что является предпосылкой для успешного освоения сложной формы фонематического анализа в младшем школьном возрасте.
Система логопедической работы способствует положительной динамике развития звукового анализа и синтеза у данной группы детей.
Основным дефектом при фонетико-фонематическом недоразвитии речи являются нарушения в фонематическом восприятии, и уровень этого нарушения часто коррелирует с количеством дефектных звуков. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием испытывают затруднения в различных формах фонематического анализа, включая выделение звука в слове, вычленение первого и последнего звуков, а также определение последовательности, количества и места звуков в слове.
Фонематический анализ эффективнее осуществляется с использованием внешних действий и графических средств, таких как графическая схема слова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи также испытывают трудности в фонематическом синтезе, то есть в процессе объединения частей в целое. Наблюдаются серьезные нарушения фонематических представлений у этих детей.
Исследование состояния фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с ФФНР позволило сделать следующие выводы:
На контрольном этапе эксперимента были выявлены следующие уровни сформированности фонематического анализа и синтеза:
Первая группа включает в себя шестерых детей, обладающих высоким уровнем развития фонематического анализа и синтеза, что проявляется в получении баллов в диапазоне от 18 до 28. Эти дети успешно справляются как с простыми, так и со сложными формами данных процессов, продемонстрировав при этом правильное и четкое выполнение всех поставленных задач.
Вторая группа включает четверых детей, у которых уровень сформированности фонематического анализа и синтеза находится на среднем уровне, и они получили баллы от 10 до 17. У этих детей развиты навыки фонематического анализа и синтеза, но при этом они совершают отдельные ошибки при определении последовательности и количества звуков в слове, а также при определении местоположения звука в слове относительно других звуков (сложные формы фонематического анализа). Кроме того, у них возникают трудности при синтезе слов из 5 звуков в правильной последовательности и из 4–5 звуков в произвольном порядке.
Таким образом, результаты констатирующего и контрольного экспериментов позволяют сделать вывод о том, что данное исследование, направленное на развитие фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, подтвердило правильность проводимой работы и подтвердило выдвинутую гипотезу.



1. Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников [Текст] : Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2020. – 48 с.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2017. – 331 c.
3. Архипова Е. Ф. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей. - М., 2017.
4. Бабина Г. В., Грассе Н.А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с ОНР // Чтение и письмо. Трудности обучения и коррекция // под ред. О. Б. Иншаковой. - М.: 2021.
5. Бельтюков В. И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе. / В. И. Бельтюков. // Вопросы психологии. – 2019. – №8. – с. 141.
6. Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. – Москва: АПН РСФСР, 2019. – 168с.
7. Ванюхина Г. А. Речецветик. / Г. А. Ванюхина. – Екатеринбург: Старсо, 2018. – 136 с.
8. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 2017.
9. Волкова Л. С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи [Текст] / Л. С. Волкова. – М.: Владос, 2004. – 360 с.
10. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2021.
11. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2021. – 472 с.
12. Гвоздев А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. / А. Н. Гвоздев. – М.: Акцидент, 2020. – 64 с.
13. Горчакова А. М. Формирование фонематических процессов. / А. М. Горчакова. // Логопедия. – 2023. – №1–2. – С. 28–30.
14. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2020. – 96 с.
15. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. / Н. И. Дьякова. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 64с.
16. Жинкин Н. И. Механизмы речи. / Н.И. Жинкин. – М.: Академия педагогических наук, 2018. – 365 с.
17. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. / Н. С. Жукова. //Учеб.-метод. пособие. – М.: Соц.-полит, журн., 2019. – 96 с.
18. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. / Л. Е. Журова. – М.: Педагогика, 2023. – 161 с.
19. Подготовка к обучению грамоте детей 4–7 лет. Программа. Методические рекомендации. ФГОС. - М., 2016.
20. Ильина Т. Г. Игровой букварь для детей 5–7 лет с речевыми нарушениями. Обучение чтению по методике Г.А. Каше / Т. Г. Ильина. – М.: Издательство ГНОМ, 2020. – 176 с.
21. Игры в логопедической работе с детьми. // Под ред. Селиверстова В. Л. – М., 2019. – 211 с.
22. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. / Г.А. Каше. – М.: Просвещение, 2020. – 207 с.
23. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: учеб.-метод. пособие / Е. В. Колесникова. – Москва: БИНОМ, 2018. – 78 с.
24. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. / А. Н. Корнев. – СПб.: Ми М, 2017. – 286 с.
25. Коррекция нарушений фонематической стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст]: методические рекомендации / сост. А. А. Ковалева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 98 с.
26. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. / Р. И. Лалаева. – М., 2019. – 221 с.
27. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2018. – 680 с.
28. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. / А. И. Максаков. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 64 с.
29. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2023. – 240 с.
30. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. - М., 2018.
31. Нищева Н. В. развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020. – 64с.
32. Орфинская В. К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Труды ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 2021.
33. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т. В. Туманова и др. – М.: Эксмо, 2020. – 320 с.
34. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Фомичева М. Ф., Волосовец Т.В., Кутепова Е. Н. – М.: Академия, 2022. – 200 с. 62
35. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2021. – 240 с.
36. Поль Л. И. Педагогическое и социальное сопровождение адаптации детей в условиях ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелой речевой патологией // Логопед в детском сад. – 2019. – №4. – С. 20–22.
37. Садовникова И. Н. Формирование фонематического анализа. / И. Н. Садовникова // Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2020. — 400 с.
38. Сорокина Н. А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями. / Н. А. Сорокина. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 116 с.
39. Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. / Л.Ф. Спирова. – М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 2017.
40. Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков. Логопедическая тетрадь. / Т. А. Ткаченко. – М.: Книголюб. – 53 с.
41. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. / Т.А. Ткаченко. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. – 32 с.
42. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. / Г. А. Тумакова. – М., 2021. – 52 с.
43. Филичева Т. Б. Основы логопедии. / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2019. – 223с.
44. Филичева Т. Б, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М. «Просвещение», 2020. – 201 с.
45. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М.: Академия, 2023. – 240 с.
46. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. / Г.С. Швайко. – М., 2023. – 40 с.
47. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2020. – С. 312–318.
48. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ