Развитие фонематического анализа и синтеза у детей 5–6 лет с фонетико-фонематическим нарушением речи (Тульский государственный педагогический университет)
|
Проведена опытно-экспериментальное исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5», Детский сад 11 «Жар-птица» г. Серпухов МО.
Выборка: 10 детей из старшей группы (в возрасте 5–6 лет) с ФФН.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….………....…………4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР…8
1.1. Понятие фонематического анализа и синтеза и онтогенез данных процессов……………8
1.2.Особенности фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.....16
1.3 Теоретические подходы к логопедической работе по коррекции особенностей развития фонематического анализа и синтеза……21
Глава II. НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР…
2.1. Методическое обоснование разработки диагностического комплекса, направленной на исследование фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР…
2.2. Представление и анализ результатов эмпирического исследования…33
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР…………
3.1. Описание коррекционно-развивающего комплекса………………….
3.2. Описание формирующего этапа и анализ результатов контрольного этапа эксперимента…
3.3. Сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5», Детский сад 11 «Жар-птица» г. Серпухов МО.
Выборка: 10 детей из старшей группы (в возрасте 5–6 лет) с ФФН.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….………....…………4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР…8
1.1. Понятие фонематического анализа и синтеза и онтогенез данных процессов……………8
1.2.Особенности фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.....16
1.3 Теоретические подходы к логопедической работе по коррекции особенностей развития фонематического анализа и синтеза……21
Глава II. НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР…
2.1. Методическое обоснование разработки диагностического комплекса, направленной на исследование фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР…
2.2. Представление и анализ результатов эмпирического исследования…33
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР…………
3.1. Описание коррекционно-развивающего комплекса………………….
3.2. Описание формирующего этапа и анализ результатов контрольного этапа эксперимента…
3.3. Сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
Речевая функция представляет собой одну из ключевых психических функций человека. В процессе развития речи формируются высшие формы познавательной деятельности и способности к понятийному мышлению. Овладение навыками речевого общения создает основу для уникальных социальных взаимодействий, которые способствуют формированию и уточнению представлений ребенка о окружающем мире, а также совершенствованию форм их отражения. Полноценное развитие речи возможно при нормальном функционировании фонематических процессов, таких как слух, восприятие, синтез и анализ, поскольку они представляют собой базу для освоения языка как основного средства общения.
Ученые-нейрофизиологи, психологи и педагоги, такие как П. К. Анохин, Л. С. Волкова, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и другие, внесли значительный вклад в изучение фонематического анализа и синтеза. Хорошо развитый фонематический анализ и синтез, в сочетании с возможностью артикулировать звуки, способствуют более эффективному освоению правильного произношения звуков. Фонематический анализ и синтез играют важную роль в заполнении пробелов в фонематическом развитии.
Лингвисты, рассматривая звуковую сторону языка, утверждают, что русский язык обладает сложной звуковой системой. Анализ звукового строя языка служит основой для теоретического понимания языковых процессов. Различные звуковые единицы рассматриваются с точки зрения артикуляции, акустических свойств и восприятия, и все они взаимосвязаны.
Исследования психологов, лингвистов и педагогов подчеркивают, что звуковая сторона языка становится объектом внимания ребенка рано и является ключевым условием для полноценного овладения устной речью. Нарушение фонематического анализа и синтеза может привести к тому, что ребенок не различает звуки речи, что в свою очередь влияет на его словарь, грамматику и связную речь.
Логопеды и исследователи, такие как Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. Х. Швачкин, Л. А. Чистович, А. Р. Лурия, указывают на то, что нарушение восприятия звуков может сказываться на артикуляции. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются трудности в правильном произнесении звуков, что влияет на развитие словарного запаса и грамматической структуры речи. Коррекция фонематического анализа и синтеза становится необходимой для преодоления серьезных дефектов в речи. Проблема формирования фонематического анализа и синтеза у детей с фонетико-фонематическими нарушениями является актуальной для теории и практики логопедии.
В настоящее время выросло количество с нарушением речи. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время около 30% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения речи, что означает, что у трети всей детской популяции речевая функция не соответствует норме и требует дополнительных корректирующих воздействий от специалистов [35]. Причины речевых нарушений могут быть связаны с различными факторами, таких как: внутриутробно (интоксикация, токсикоз), во время родов (родовая травма или асфиксия) или в раннем возрасте ребенка.
Актуальность исследования обуславливается тем, что для развития навыков фонематического анализа и синтеза у детей с фонетико-фонематическом недоразвитии речи требуется систематическая и длительная работа в данном направлении, однако эта работа должна быть также насыщена эмоционально-смысловым компонентом для самого ребенка. Другими словами, необходимо проводить занятия с ребенком не только интенсивно и регулярно, но и делать коррекционно-развивающие занятия настолько увлекательными, чтобы ребенок с удовольствием занимался с родителями или играл самостоятельно с использованием специальных методов, так как дети эффективнее усваивают фонематический анализ в процессе игры, чем на традиционных занятиях.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и апробировать коррекционно-развивающий комплекс игр и упражнений, направленный на развитие фонематического анализа и синтеза у детей 5–6 лет с фонетико-фонематическом недоразвитии речи.
Объект исследования: процесс фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие фонематического анализа и синтеза у детей 5–6 лет с фонетико-фонематическом недоразвитии речи.
Гипотеза исследования: если в коррекционно-развивающих комплекс включить систему игр и упражнений по методикам Татьяны Борисовны Филичевой, Галины Васильевны Чиркиной, то это позволит добиться положительной динамике в развитие фонематического анализа и синтеза у детей 5–6 лет с ФФН.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы, определить этапы развития фонематической системы в онтогенезе, выявить особенности развития фонематического анализа и синтеза у детей с ФФН и проанализировать теоретические подходы к логопедической работе по их развитию.
2. Составить диагностический комплекс, реализовать его и выявить состояние навыков фонематического анализа и синтеза у детей 5 -6 лет с ФФН на констатирующем этапе эксперимента.
3. Составить, применить комплекс коррекционно-развивающих заданий и определить результаты исследования состояния навыков фонематического анализа и синтеза у детей 5 -6 лет с ФФН на контрольном этапе эксперимента.
4. Провести сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Сформулировать выводы.
Методы исследования (по классификации Л. С. Волковой):
1. Организационные методы: комплексный.
2. Эмпирические методы: экспериментальные, психодиагностические, биографические.
3. Количественный и качественный анализ данных.
4. Интерпретационные методы.
Практическая значимость: результат исследования позволяет рекомендовать диагностический и коррекционный комплексы для использования учителем-логопедом в работе с дошкольниками с ФФН.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», Детский сад 11 «Жар-птица» г. Серпухов МО.
Контингент исследования: в исследовании принимало участие 10 детей 5–6 лет с ФФН.
Ученые-нейрофизиологи, психологи и педагоги, такие как П. К. Анохин, Л. С. Волкова, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и другие, внесли значительный вклад в изучение фонематического анализа и синтеза. Хорошо развитый фонематический анализ и синтез, в сочетании с возможностью артикулировать звуки, способствуют более эффективному освоению правильного произношения звуков. Фонематический анализ и синтез играют важную роль в заполнении пробелов в фонематическом развитии.
Лингвисты, рассматривая звуковую сторону языка, утверждают, что русский язык обладает сложной звуковой системой. Анализ звукового строя языка служит основой для теоретического понимания языковых процессов. Различные звуковые единицы рассматриваются с точки зрения артикуляции, акустических свойств и восприятия, и все они взаимосвязаны.
Исследования психологов, лингвистов и педагогов подчеркивают, что звуковая сторона языка становится объектом внимания ребенка рано и является ключевым условием для полноценного овладения устной речью. Нарушение фонематического анализа и синтеза может привести к тому, что ребенок не различает звуки речи, что в свою очередь влияет на его словарь, грамматику и связную речь.
Логопеды и исследователи, такие как Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. Х. Швачкин, Л. А. Чистович, А. Р. Лурия, указывают на то, что нарушение восприятия звуков может сказываться на артикуляции. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются трудности в правильном произнесении звуков, что влияет на развитие словарного запаса и грамматической структуры речи. Коррекция фонематического анализа и синтеза становится необходимой для преодоления серьезных дефектов в речи. Проблема формирования фонематического анализа и синтеза у детей с фонетико-фонематическими нарушениями является актуальной для теории и практики логопедии.
В настоящее время выросло количество с нарушением речи. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время около 30% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения речи, что означает, что у трети всей детской популяции речевая функция не соответствует норме и требует дополнительных корректирующих воздействий от специалистов [35]. Причины речевых нарушений могут быть связаны с различными факторами, таких как: внутриутробно (интоксикация, токсикоз), во время родов (родовая травма или асфиксия) или в раннем возрасте ребенка.
Актуальность исследования обуславливается тем, что для развития навыков фонематического анализа и синтеза у детей с фонетико-фонематическом недоразвитии речи требуется систематическая и длительная работа в данном направлении, однако эта работа должна быть также насыщена эмоционально-смысловым компонентом для самого ребенка. Другими словами, необходимо проводить занятия с ребенком не только интенсивно и регулярно, но и делать коррекционно-развивающие занятия настолько увлекательными, чтобы ребенок с удовольствием занимался с родителями или играл самостоятельно с использованием специальных методов, так как дети эффективнее усваивают фонематический анализ в процессе игры, чем на традиционных занятиях.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и апробировать коррекционно-развивающий комплекс игр и упражнений, направленный на развитие фонематического анализа и синтеза у детей 5–6 лет с фонетико-фонематическом недоразвитии речи.
Объект исследования: процесс фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие фонематического анализа и синтеза у детей 5–6 лет с фонетико-фонематическом недоразвитии речи.
Гипотеза исследования: если в коррекционно-развивающих комплекс включить систему игр и упражнений по методикам Татьяны Борисовны Филичевой, Галины Васильевны Чиркиной, то это позволит добиться положительной динамике в развитие фонематического анализа и синтеза у детей 5–6 лет с ФФН.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы, определить этапы развития фонематической системы в онтогенезе, выявить особенности развития фонематического анализа и синтеза у детей с ФФН и проанализировать теоретические подходы к логопедической работе по их развитию.
2. Составить диагностический комплекс, реализовать его и выявить состояние навыков фонематического анализа и синтеза у детей 5 -6 лет с ФФН на констатирующем этапе эксперимента.
3. Составить, применить комплекс коррекционно-развивающих заданий и определить результаты исследования состояния навыков фонематического анализа и синтеза у детей 5 -6 лет с ФФН на контрольном этапе эксперимента.
4. Провести сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Сформулировать выводы.
Методы исследования (по классификации Л. С. Волковой):
1. Организационные методы: комплексный.
2. Эмпирические методы: экспериментальные, психодиагностические, биографические.
3. Количественный и качественный анализ данных.
4. Интерпретационные методы.
Практическая значимость: результат исследования позволяет рекомендовать диагностический и коррекционный комплексы для использования учителем-логопедом в работе с дошкольниками с ФФН.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», Детский сад 11 «Жар-птица» г. Серпухов МО.
Контингент исследования: в исследовании принимало участие 10 детей 5–6 лет с ФФН.
Наша экспериментальная работа была посвящена изучению проблемы развития фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, работа проводилось в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 5», Детский сад 11 «Жар-птица» г. Серпухов МО.
В ходе данного исследования были решены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы, определить этапы развития фонематической системы в онтогенезе, выявить особенности развития фонематического анализа и синтеза у детей с ФФН и проанализировать теоретические подходы к логопедической работе по их развитию.
2. Составить диагностический комплекс, реализовать его и выявить состояние навыков фонематического анализа и синтеза у детей 5 -6 лет с ФФН на констатирующем этапе эксперимента.
3. Составить, применить комплекс коррекционно-развивающих заданий и определить результаты исследования состояния навыков фонематического анализа и синтеза у детей 5 -6 лет с ФФН на контрольном этапе эксперимента.
4. Провести сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Сформулировать выводы.
Исследования в области речевой деятельности у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН), а также опыт работы логопедов с этими детьми, указывают на возможность не только полного преодоления речевых нарушений, но и формирования основы для овладения элементами грамоты еще на дошкольном этапе.
Оптимальное формирование предпосылок для успешного обучения грамоте происходит в дошкольном возрасте, где пятилетний период жизни считается оптимальным для развития фонематического слуха и восприятия звуковой действительности. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте играет решающую роль для последующего учебного процесса изучения родного языка.
Логопедическая задача заключается в своевременном выявлении и преодолении фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников, чтобы это не стало препятствием для учебно-познавательной деятельности в будущем обучении.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН выявляет особенности речевого недоразвития, проявляющиеся в отсутствии определенных звуков, их замене и искажении. Эти особенности свидетельствуют о низком уровне фонематического восприятия, что подтверждается экспериментальным исследованием.
Фонетико-фонематическое недоразвитие влияет на нечеткое различение фонем в собственной и чужой речи, неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза, а также затруднения при анализе звукового состава речи.
Эти трудности свидетельствуют о наличии ФФН, который успешно корригируется в условиях дошкольных образовательных учреждений в логогруппах. Экспериментальное исследование фонематических процессов и звукопроизношения выявило общую закономерность между развитием фонетической и фонематической сторон речи, как в устной, так и в письменной форме. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития создает благоприятные условия для успешного освоения грамоты в будущем обучении.
Коррекционное обучение детей с ФФН включает в себя развитие словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, что обеспечивает их готовность к поступлению в школу. В результате такого специального обучения дети научаются различать все фонемы родного языка, контролировать звучание своей и чужой речи, выделять звуки в словах и определять их последовательность. Логопедические занятия способствуют формированию полноценной фонетической системы языка, развитию фонематического восприятия и первоначальным навыкам звукового анализа, что содействует успешному овладению письменной речью.
Также, был проведен анализ литературных исследований, который показывает, что фонематический анализ развивается в тесном контакте с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, структуры слога и пространственной ориентации. В дошкольном возрасте у детей нормально развивается простая форма фонематического анализа, что является предпосылкой для успешного освоения сложной формы фонематического анализа в младшем школьном возрасте.
Система логопедической работы способствует положительной динамике развития звукового анализа и синтеза у данной группы детей.
Основным дефектом при фонетико-фонематическом недоразвитии речи являются нарушения в фонематическом восприятии, и уровень этого нарушения часто коррелирует с количеством дефектных звуков. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием испытывают затруднения в различных формах фонематического анализа, включая выделение звука в слове, вычленение первого и последнего звуков, а также определение последовательности, количества и места звуков в слове.
Фонематический анализ эффективнее осуществляется с использованием внешних действий и графических средств, таких как графическая схема слова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи также испытывают трудности в фонематическом синтезе, то есть в процессе объединения частей в целое. Наблюдаются серьезные нарушения фонематических представлений у этих детей.
Исследование состояния фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с ФФНР позволило сделать следующие выводы:
На контрольном этапе эксперимента были выявлены следующие уровни сформированности фонематического анализа и синтеза:
Первая группа включает в себя шестерых детей, обладающих высоким уровнем развития фонематического анализа и синтеза, что проявляется в получении баллов в диапазоне от 18 до 28. Эти дети успешно справляются как с простыми, так и со сложными формами данных процессов, продемонстрировав при этом правильное и четкое выполнение всех поставленных задач.
Вторая группа включает четверых детей, у которых уровень сформированности фонематического анализа и синтеза находится на среднем уровне, и они получили баллы от 10 до 17. У этих детей развиты навыки фонематического анализа и синтеза, но при этом они совершают отдельные ошибки при определении последовательности и количества звуков в слове, а также при определении местоположения звука в слове относительно других звуков (сложные формы фонематического анализа). Кроме того, у них возникают трудности при синтезе слов из 5 звуков в правильной последовательности и из 4–5 звуков в произвольном порядке.
Таким образом, результаты констатирующего и контрольного экспериментов позволяют сделать вывод о том, что данное исследование, направленное на развитие фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, подтвердило правильность проводимой работы и подтвердило выдвинутую гипотезу.
В ходе данного исследования были решены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы, определить этапы развития фонематической системы в онтогенезе, выявить особенности развития фонематического анализа и синтеза у детей с ФФН и проанализировать теоретические подходы к логопедической работе по их развитию.
2. Составить диагностический комплекс, реализовать его и выявить состояние навыков фонематического анализа и синтеза у детей 5 -6 лет с ФФН на констатирующем этапе эксперимента.
3. Составить, применить комплекс коррекционно-развивающих заданий и определить результаты исследования состояния навыков фонематического анализа и синтеза у детей 5 -6 лет с ФФН на контрольном этапе эксперимента.
4. Провести сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Сформулировать выводы.
Исследования в области речевой деятельности у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН), а также опыт работы логопедов с этими детьми, указывают на возможность не только полного преодоления речевых нарушений, но и формирования основы для овладения элементами грамоты еще на дошкольном этапе.
Оптимальное формирование предпосылок для успешного обучения грамоте происходит в дошкольном возрасте, где пятилетний период жизни считается оптимальным для развития фонематического слуха и восприятия звуковой действительности. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте играет решающую роль для последующего учебного процесса изучения родного языка.
Логопедическая задача заключается в своевременном выявлении и преодолении фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников, чтобы это не стало препятствием для учебно-познавательной деятельности в будущем обучении.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН выявляет особенности речевого недоразвития, проявляющиеся в отсутствии определенных звуков, их замене и искажении. Эти особенности свидетельствуют о низком уровне фонематического восприятия, что подтверждается экспериментальным исследованием.
Фонетико-фонематическое недоразвитие влияет на нечеткое различение фонем в собственной и чужой речи, неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза, а также затруднения при анализе звукового состава речи.
Эти трудности свидетельствуют о наличии ФФН, который успешно корригируется в условиях дошкольных образовательных учреждений в логогруппах. Экспериментальное исследование фонематических процессов и звукопроизношения выявило общую закономерность между развитием фонетической и фонематической сторон речи, как в устной, так и в письменной форме. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития создает благоприятные условия для успешного освоения грамоты в будущем обучении.
Коррекционное обучение детей с ФФН включает в себя развитие словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, что обеспечивает их готовность к поступлению в школу. В результате такого специального обучения дети научаются различать все фонемы родного языка, контролировать звучание своей и чужой речи, выделять звуки в словах и определять их последовательность. Логопедические занятия способствуют формированию полноценной фонетической системы языка, развитию фонематического восприятия и первоначальным навыкам звукового анализа, что содействует успешному овладению письменной речью.
Также, был проведен анализ литературных исследований, который показывает, что фонематический анализ развивается в тесном контакте с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, структуры слога и пространственной ориентации. В дошкольном возрасте у детей нормально развивается простая форма фонематического анализа, что является предпосылкой для успешного освоения сложной формы фонематического анализа в младшем школьном возрасте.
Система логопедической работы способствует положительной динамике развития звукового анализа и синтеза у данной группы детей.
Основным дефектом при фонетико-фонематическом недоразвитии речи являются нарушения в фонематическом восприятии, и уровень этого нарушения часто коррелирует с количеством дефектных звуков. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием испытывают затруднения в различных формах фонематического анализа, включая выделение звука в слове, вычленение первого и последнего звуков, а также определение последовательности, количества и места звуков в слове.
Фонематический анализ эффективнее осуществляется с использованием внешних действий и графических средств, таких как графическая схема слова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи также испытывают трудности в фонематическом синтезе, то есть в процессе объединения частей в целое. Наблюдаются серьезные нарушения фонематических представлений у этих детей.
Исследование состояния фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с ФФНР позволило сделать следующие выводы:
На контрольном этапе эксперимента были выявлены следующие уровни сформированности фонематического анализа и синтеза:
Первая группа включает в себя шестерых детей, обладающих высоким уровнем развития фонематического анализа и синтеза, что проявляется в получении баллов в диапазоне от 18 до 28. Эти дети успешно справляются как с простыми, так и со сложными формами данных процессов, продемонстрировав при этом правильное и четкое выполнение всех поставленных задач.
Вторая группа включает четверых детей, у которых уровень сформированности фонематического анализа и синтеза находится на среднем уровне, и они получили баллы от 10 до 17. У этих детей развиты навыки фонематического анализа и синтеза, но при этом они совершают отдельные ошибки при определении последовательности и количества звуков в слове, а также при определении местоположения звука в слове относительно других звуков (сложные формы фонематического анализа). Кроме того, у них возникают трудности при синтезе слов из 5 звуков в правильной последовательности и из 4–5 звуков в произвольном порядке.
Таким образом, результаты констатирующего и контрольного экспериментов позволяют сделать вывод о том, что данное исследование, направленное на развитие фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, подтвердило правильность проводимой работы и подтвердило выдвинутую гипотезу.
Подобные работы
- Коррекция нарушений произношения звуков группы шипящих у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи (Тульский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024



