Аннотация (Русский)…
ABSTRACT
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Анализ понятия «Образ Я» в современной психологии………………13
1.2. Особенности подросткового возраста
1.3 Особенности самосознания в старший подростковый возраст…………..20
1.4. Формирование идентичности в подростковом возрасте………………....21
1.5. Современная семья и нарушения ее функционирования………………...23
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………….30
2.1 Описание выборки исследования
2.2. Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………41
3.1.Результаты исследования по данным клинической беседы………………41
3.2 Результаты данных, полученных с помощью методики «Кто я?» М.Куна, Т. Макпартленда…
3.3 Результаты исследования самоотношения по методике «Тест-опросник самоотношения» В.В.Столина, С.Р. Пантелеева…………………………......55
3.4.Результаты данных по методике «Метод мотивационной индукции» Ж. Нюттена
3.5 Результаты исследования семейных отношений по методике «Взаимодействие родитель ребенок» И.М. Марковской……………………..62
3.6 Результаты данных по методике «Семейная социограмма»………………65
3.7 Результаты корреляционного анализа………………………………………69
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………73
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В…
Данное исследование посвящено изучению особенностей «Образа Я» современного подростка и характеристик его социальной ситуации развития как условия формирования его самосознания и самовосприятия.
Изучение «Образа Я» подростка, находящегося и проживающего в нестабильной семейной ситуации, является актуальной и востребованной темой не только в научно-теоретическом плане, но и очень значимой в сфере практической психологии. Актуальность данной проблемы обусловлена ростом негативных тенденций в процессе социализации и психической адаптации в подростковом возрасте (наркотизации, алкоголизации, подростковой преступности и т.д.) и ослаблением родительских функций, наблюдаемых в современном обществе.
По данным Росстата, в период с 2011 по 2015 год был обнаружен значительный рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет [61]
Кардинальные изменения в социально-экономической ситуации в России после распада Советского Союза принесли с собой существенные изменения во всех сферах жизнедеятельности. Одним из таких последствий в настоящее время является «социальное сиротство». «Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем».[42, с. 214] В настоящее время наблюдается увеличение количества детей не только тех, которые остались без присмотра родителей, но и детей, в особенности старшего подросткового возраста, которые принимают сознательное решение уйти из дома из-за высокого уровня травматизации в условиях проживания в семье.
В связи с значительным ростом детей из неблагополучных семей появилось много новых организаций, социальных учреждений, таких как социальные гостиницы, временные приюты, социально-реабилитационные отделения, в которых около 95% все детей составляют социальные сироты. Однако, несмотря на развитие социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в настоящее время существует нехватка имеющихся ресурсов для предупреждения и снижения развития социального сиротства.
Подростковый период рассматривается как переходный и критический этап, который имеет важное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. У подростков одним из самых уязвимых и беззащитных мест является «Образ Я», так как повышается значимость «Я-концепции» и самовосприятия в данный возрастной период. На процесс формирования их представлений о себе было оказано влияние неблагоприятной ситуации в семье (алкоголизм и наркомания родителей, жестокое обращение родителей с детьми, игнорирование жизненно важных потребностей в еде, одежде, отдыхе, любви, заботе и т.д.), что предполагает снижение адаптационного потенциала и ограничивает возможности развития индивида, следствием чего могут стать дальнейшие нарушения в развитии личности и ее социально-психологической адаптации.
Психологическая помощь подросткам, оставшимся наедине со своей трудной жизненной ситуацией, является важным и необходимым компонентом в процессе комплексной реабилитации и психологической коррекции.
Несмотря на многочисленные исследования в изучении «Образа Я» подростков и социальную важность предупреждения развития социального сиротства и педагогической запущенности в обществе, существует недостаток теоретических и практико-ориентированных знаний в данной области, а также методологической основы для более эффективного психологического воздействия на ребенка.
Таким образом, характер проблематики определил цель нашего исследования, которая заключается в изучении различий «Образа Я» и «Образа семьи» у подростков, проживающих в социальной гостинице.
Объектом исследования были выбраны «Образа Я», «образ семьи» и временная перспектива будущего подростков, проживающих в социальной гостинице.
Предметом исследования стали психологические особенности «Образа Я», «Образа семьи» и параметры временной перспективы будущего подростков, проживающих в социальной гостинице.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить структуру и содержание «Образа Я» у подростков, имеющих неблагополучный опыт родительского воспитания;
2. Изучить различия в психологических особенностях «Образа Я» у подростков, проживающих и воспитывающихся в семье и вне семьи (в социальной гостинице;
3. Исследовать психологические особенности «Образа семьи» и обнаружить общие закономерности представлений о семье, учитывая проблематичность и конфликтность данной области у подростков, проживающих в социальной гостинице;
4. Изучить различия в представлениях о семье у подростков, проживающих и воспитывающихся в семье и вне семьи (социальной гостинице);
5. Изучить различия и общие тенденции в психологических особенностях «Образа Я», самоотношения и временной перспективы в зависимости от семейной и социальной ситуации развития (проживание и воспитание в семье и вне семьи);
6. Произвести анализ индивидуальных случаев у подростков, временно пребывающих в социальной гостинице.
Содержательные гипотезы исследования:
1. Особенности «Образа я» и самоотношения подростков, поживающих в социальной гостинице, отличается от особенностей «Образа я» и самоотношения подростков, проживающих и воспитывающихся в семье.
2. «Образ семьи» подростков, поживающих в социальной гостинице, отличается от «Образа семьи» подростков, проживающих и воспитывающихся в семье.
3. Существует взаимосвязь между представлениями о себе и «Образом семьи» у подростков, временно проживающих и воспитывающихся в социальной гостинице.
4. Временная перспектива подростков, поживающих в социальной гостинице, отличается от временной перспективы подростков, проживающих и воспитывающихся в семье. Данные отличия заключаются в сужении временной перспективы и ориентированности сознания подростка, проживающего в социальной гостинице, на ближайшее будущее.
В исследовании были совмещены клинико-психологический и экспериментально-психологический методы.
Одним из основных методов исследования были использованы клиническая беседа в виде полуструктурированного интервью и контент-анализа.
В качестве основных методов экспериментально-психологического инструментария были выбраны следующие методики:
• Тест самоотношения, разработанный В.В. Столиным, С.Р. Пантилеевым;
• Метод мотивационной индукции Ж.Нюттена, адаптированный Д.А. Леонтьевым;
• Опросник взаимодействия родитель-ребенок, разработанной И.М. Марковской;
• Проективный тест «Кто Я?», разработанный М. Куном и Т. Мак-Партландом;
• «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера.
Теоретическо-методологической основой явились положения о феномене «Образа Я» таких отечественных психологов, как А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский, В.В. Столин, Р.С. Пантилеев, И.И. Чеснокова и др.; положения о закономерностях онтогенеза и влияния социальной ситуации развития на формирование личности подростка Б.Г. Анальева, Л.С. Выготсткого, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.В. Эльконин, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.; положения о характере семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллера, В.В.Юстицкого, А.Я.Варга, М.И.Лисина и др.
Теоретическая новизна исследования заключается в том, что исследуются особенности «Образа Я» и временной перспективы старших подростков, частично воспитывающихся вне семьи и составляющих категорию «скрытых социальных сирот» до момента их личного обращения за помощью в социально-реабилитационный центр.
Теоретическая значимость обусловлена дополнением имеющихся научных представлений о формировании и развитии личности, особенностях ее представлений о себе и характеристиках временной перспективы в зависимости от семейной ситуации развития.
Практическая ценность определяется тем, что полученные результаты можно использовать в усовершенствовании методов психокоррекционного воздействия и адекватного подбора психотехнических средств и приемов, учитывая индивидуально-психологические особенности подростка и детальный анализ социальной ситуации развития для обеспечения формирования здоровой личности.
Одна из основных проблем в современном обществе в распространенности социального сиротства. Кризис института семьи и ослабление родительских функций являются факторами риска формирования негативных тенденций социально-психологической адаптации развивающейся личности подростка.
Данное исследование было направлено на изучение различий «Образа Я» и временной перспективы в зависимости от особенностей детско-родительских отношений.
В результате проделанной работы было выявлено, что содержание «Образа Я» подростков, проживающих в социальной гостинице, отличаются внутренней конфликтностью и неравномерностью сформированных представлений о себе, отсутствием высокого позитивного самоотношения, наблюдаемого у их сверстников, воспитывающихся в благополучной семье.
Нами было также показано, что на особенности временной перспективы подростка влияет характер отношений в семье. Временная перспектива подростков из социальной гостиницы характеризуется узостью и ориентированностью на ближайшее будущее, оказывая влияние на функцию целеполагания в целом и дальнейшее самоопределение личности.
Эти данные позволили сделать вывод о необходимости продолжения дальнейшего изучения данной темы и потребности в усовершенствовании методов психокоррекционного воздействия для обеспечения формирования здоровой и гармоничной личности.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991, 74-75 с.
2. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация на рубеже подросткового и старшего школьного возраста.//Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М.,1983.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1988.,340 с
4. Бернс Р. Что такое Я-концепция.// Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003 – 672 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.- Воронеж: 1995.
6. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.1979.
7. Боулби Дж. Привязанность. М.:Гардарики, 2003
8. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч.: в 6т. М., 1984. Т.З.
9. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр.соч.: в 6т. М., 1984.1. Т.4.
10. Дубровина И.В., Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся. // Ценностные ориентации и интересы школьников, 1983, с. 27–36.
11. Золотарёва О.С. Влияние материнской депривации на развитие Я-концепции детей подросткового возраста: дис. … канд. псих. наук. – Астрахань, 2007. 183
12. Клиническая психология и психотерапия. Северный. А.А., СПб.: Питер, 2008. - 416 с.
13. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.
14. Кон И.С. Категория «Я» в психологии.// Психологический журнал. 1981. Т.2. №3.
15. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
16. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
17. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб Питер, 2005.
18. Конева О. Б. Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические аспекты неблагополучия http://cyberleninka.ru/article/n/neblagopoluchnaya-semya-i-deviantnoe-povedenie-sotsialno-psihologicheskie-aspekty
19. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2016. - 940 с.: ил. - (Серия “Мастера психологии”).
20. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1985, - 431 с.
21. Ландгеймер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
22. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. подростки с нарушениями в аффективной сфере: клинико-психологическая характеристика «трудных подростков» / Научн. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1988. 168 с.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
24. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009 - 320 с.: ил. - (Серия “Мастера психологии”).
25. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / Ред. - сост. В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
26. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001.
27. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. - СПб.: Речь. 2000. с.400.
28. Мамайчук И.И., Смирнова М. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб.: Эко-Вектор,2014. – 311 с.
29. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь,2005. — 150с
30. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. -Пермь: ПГПИ, 1988. – 80 с
31. Методы психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии: учеб. пособие. – СПб.: Эко-Вектор, 2015. –416 с.
32. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я: Пер. с нем.-5-е изд. – М.: Академический проект, 2015. – 139 с. – (психологические технологии).
33. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. М.,1998
34. Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский «Я-концепция в подростковом возрасте и ее роль в формировании механизмов адаптации». http://www.medpsy.ru/library/library082.php
35. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред.
36. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. — 608 с. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально оценочная система. -М., 1991.
37. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. — М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.
38. Прихожан. А. М., Толстых Н. Н., Психология сиротства. -М.: Питер, 2007.
39. Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015. – 670 с. (Фундаментальная психология – практике).
40. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 2001.
41. Райс Ф., Долджин К Психология подросткового и юношеского возраста. 12 изд. –СПб.: Питер, 2012. – 812 с.
42. Рубинштейн С. Л. - Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
43. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000. С.192
44. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. Автореферат дис. ДПН, М., 1985.
45. Столин В.В. Самоотношение личности. М., МГУ, 1983.
46. Столин В.В. Самосознание личности.- М.: МГУ, 1983. – 284 с.
47. Столин В.В., Пантелеев С.Р. Тест опросник самоотношения // Психологические материалы по изучению личности школьника. Минск, 1989.
48. Страбахина. Т. Н. Проблемы и ресурсы социализации детей, лишенных родительского попечения// Вестник НГУ, №31
49. Сысорова О.Ю. Социально-психологический статус семей воспитанников социального приюта
http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10387.php
50. Федеральный закон от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». №159-ФЗ
51. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.,1996.
52. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту/Под. Ред. Дубровиной И.В.;Науч.-исслед. Ин-т общнй и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР.-М.: Педагогика, 1987.- 184 с.
53. Чеснокова И.И. Проблема самосознание в психологии. М., 1977.
54. Шипицина Л. М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. – Спб. Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2005
55. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
56. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2010. – 872 с.: ил. – (Серия “Мастера психологии”).
57. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. «Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов.» СПб.: Речь, 2003. – 336 с.
58. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1989
59. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности // Архетип. – 1995. – № 1. – С. 105-114.
60. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
61. http://www.gks.ru