Введение 1
1. Праздник как культурный феномен 4
1.1. Характеристика и структура праздника 4
1.2. Мифоритуальные корни праздника 12
2. Традиционное празднование смены годового цикла: значение, статус, история 18
2.1. Праздник в теориях культуры 18
2.2. Ритуальное и карнавальное оформление традиционного празднования смены годового цикла в России 22
2.3. Ритуальное и карнавальное оформление традиционного празднования смены годового цикла в Германии 33
3. Празднование смены годового цикла в России и Германии в современном культурном контексте 41
Заключение 56
Список использованных источников 58
Праздник — это особенная сфера бытия, выпадающая из повседневного хода событий и особый феномен социокультурной реальности. Система праздников формирует календарь, закрепляющий основные переходные точки в жизнедеятельности человека, а также воспроизводящий цикличность. Наступление определенного времени года, переломные моменты в природе издавна подсказывали людям закономерности действий и задавали ритм жизни. Смена периодов годового цикла играла важнейшую роль, что подчеркивалось торжественным оформлением, которое, несмотря на значительные изменения на протяжении веков, сохраняло устойчивые черты и особенности.
К феномену праздника обращалось огромное количество ученых, которые рассматривали его с совершенно разных сторон. Актуальность данного исследования вызвана интересом к локальной проблеме, которая не была до этого изучена, а именно проследить характерные базовые признаки, присущие как традиционному празднованию смены годового цикла в России и Германии, так и современному, и указать на произошедшие изменения. Особого внимания в работе заслуживают зимние праздники календарного цикла, так как на их примере наиболее заметна важность этапа перехода. Именно зимние праздники сохранили свой яркий и значимый облик и по сей день.
Объектом исследования является праздник в культурном контексте. Предметом исследования выступает трансформация празднования смены годовых циклов.
Цель исследования - проследить трансформацию характера празднования смены годовых циклов на примере зимних календарных праздников в России и Германии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• проанализировать календарный цикл как аспект мифологического сознания
• охарактеризовать значение и статус календарного цикла в культуре
• обозначить основные составляющие праздника
• выявить мифоритуальные корни праздника
• проанализировать наиболее значимые известные теории праздника, полезные в рамках данного исследования
• определить важнейшие компоненты ритуального и карнавального оформления традиционного празднования зимнего цикла праздников в России и Германии
• охарактеризовать празднование смены годовых циклов в России и Германии в контексте современности и продемонстрировать в них проявления мифологического сознания
Изучению праздников посвящен обширный теоретический материал, представленный как отечественными, так и зарубежными исследователями. Рассматривая мифологическую сторону праздника и его мифоритуальные корни, наиболее значимыми были исследования Л. Леви-Брюля, М. Элиаде, Г.-Г. Гадамера, Р. Кайуа, К. Жигульского, Й. Хёзенги, А. К. Байбурина. В главе, рассказывающей о составляющих праздничной культуры, основное место занимали такие этнографические и культурно-антропологические труды таких авторов, как В. Я. Пропп, В.И. Чичеров, Л.Н. Виноградова, О.А. Пашина, Т.Н. Золотова, С.А.Токарева, Ю.В. Иванова-Бучатская, немецких авторов C. Holtei, H. Ronge и т.д. Описывая основные теории празднования, в работе уделялось внимание солярной концепции И.М. Снегирева, А.Н. Афанасьева, А.А. Потебни, Ф.Н. Буслаева, аграрно-продуцирующей теории В.Я. Проппа, трудовой теории В.И.Чичерова, религиозно-мифологической концепции М. Элиаде, антропологической теории Дж. Фрэзера, психоаналитической теории К.Г. Юнга и Дж. Кэмпбелла. Большим подспорьем также послужило исследование карнавала М.М. Бахтиным.
Положения, выносимые на защиту:
• феномен праздника обладает устойчивыми внутренними основами, позволяющими ему существовать со времен его появления и до настоящего времени
• современное празднование частично несет в себе признаки, характерные для мифологического сознания
• празднование смены годового цикла обладает особым статусом, что позволяет ему сохранять максимальную устойчивость
• со временем праздник подвергается значительным изменениям, отражая специфические черты своей эпохи
Общенаучные методы исследования:
• метод теоретического анализа
• дискриптивный (описательный метод) - заключается в подробном описании особенностей праздничной культуры
• метод компаративистского анализа - сравнение традиционных и современных праздничных обычаев Германии и России
Практическая польза исследования состоит в необходимости глубокого понимания природы праздника, что может повлиять на успешную организацию праздничных событий.
Работа включает в себя три главы. Первая глава содержит в себе два параграфа, вторая глава состоит из трех параграфов. Во второй главе рассматривается традиционное празднование в России и Германии, в третьей главе - современность.
В результате нашего исследования было определено, что феномен праздника имеет под собой основания, позволяющие ему существовать длительный промежуток времени. Праздник - это сфера бытия, выпадающая из повседневности, преодолевающая рутинность. Он дает возможность переместиться из профанного мира в сферу сакрального. Празднование смены годового цикла задает необходимую для ориентировки во времени ритмичность.
С точки зрения мифологической теории, начало календарного цикла повторяет первый день творения мира. По истечении определенного срока природа увядает, мир, нуждающийся в переменах, требуется сотворить снова, превратить хаос в космос. Праздник перехода в новый период как раз способствует омоложению и обновлению. Он вбирает в себя весь творческий потенциал для повторного и восстановления сил и привычной упорядоченности. Эти основания заложили значимость празднования смены годового цикла.
Во время господствования мифологического сознания, в рамках которого зародился праздник, человек не мог рационально объяснить происходящие с ним явления, придавая всему мистический смысл. В современном мире выполнение ритуалов с целью воздействия на мир, утратило свое значение. Мы живем в десакрализованной действительности, где выполнение обычаев служит данью традиции. Тем не менее, такие аспекты празднования как пищевые излишества, присутствие кутежа, растрата всех запасов, снятие запретов, организация собственной темпоральной перспективы и декорирование пространства присутствуют и сейчас. Все это подчеркивает торжественность и создает контраст с буднями.
Для того чтобы отразить особый статус зимнего периода смены годового цикла, мы подробно описали и сравнили традиционное и современное оформление праздников в Германии и России, важнейшие ритуалы, обычаи и атрибуты. Исторический процесс делает праздник подвижным и не дает ему возможности прийти к застою. К современным преобразованиям стоит отнести влияние глобализационного процесса на праздничное действие, которое выражается, прежде всего, в смешении и унификации национальных традиций, как в Германии, так и в России (универсализация ритуалов, символики и атрибутов). Праздничная индустрия ориентирована на коммерческий успех. Десакрализация повлияла на смену акцента в праздновании, о чем говорит преобладание в нем зрелищного - развлекательного, рекреационного характера. Праздник приобрел роль спектакля, который предполагает, что зритель одновременно будет и участником происходящего.
Несомненно, данная тема имеет дальнейшие перспективы для исследования. В частности, вниманию подлежит рассмотрение не только зимнего цикла празднования, но и других периодов года. Интересную сторону проблема может приобрести, если подробно изучить историю происхождения современных обычаев и ритуалов.
1. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб.: Наука, 1993. 240 с.
2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Эксмо, 2015. 640 с.
3. Бондаренко Э. О. Праздники христианской Руси. - Калининград: Кн. изд-во, 1993. 416 с.
4. Бурменская Д. Б. К вопросу о роли глобализации в функционировании традиционного праздника // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. №6. - С.244-247
5. Буторина Л. О., Куклин Е. Г. Праздник как социокультурный институт в контексте модернизационных процессов // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2009. №3(10). — С.98-101.
6. Вахштайн В. С. Время праздников. URL: https://postnauka.rU/video/7197 (дата обращения:24.04.2016)
7. Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. - М.: Издательство "Наука", 1982. 256 с.
8. Воловикова М. И., Тихомирова С. В., Борисова А. М. Психология и праздник: праздник в жизни человека. - М.: ПЕР СЭ, 2003. 143 с.
9. Гадамер Г. - Г.Актуальность прекрасного [Электронный ресурс]. URL:http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000012/ (дата обращения: 24.04.2016)
10. Гужова И. В. Целостная модель праздника как феномена культуры // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. №7. — С.92-95.
11. Дёмина Л. В. Традиционный народный праздник в контексте современной культуры // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. №1(25). — С.103-107
12. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии [Электронный ресурс] // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология - М.: Канон+, 1998. 432 с. URL:http://www.krotov.info/library/05 d/dur/kgeym2.Й1ш1(дата обращения: 24.04.2016)
13. Ерасов Б.С. Социальная культурология - М.:"Аспект- Пресс", 1994. 591 с.
14. Жигульский К. Праздник и культура. Праздники старые и новые. Размышления социолога. - М.: Прогресс, 1985. 336 с.
15. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография, - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. 511 с.
...