Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экспрессионизм в Германии: трансформация романтизма в искусстве модерна

Работа №131822

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ 9
1.1 Основные вехи романтического движения 9
1.2 Главные идеи и положения романтической эстетики 12
Глава 2. ЭКСПРЕССИОНИЗМ В ГЕРМАНИИ 27
2.1 Основные вехи художественного движения 27
2.2 Главные идейные искания и основные положения эстетики экспрессионизма 30
Глава 3. ТРАНСФОРМАЦИЯ РОМАНТИЗМА В ИСКУССТВЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДВУХ ТЕЧЕНИЙ ИСКУССТВА 45
3.1 Романтизм и экспрессионизм как отклики на кризис культуры и «гибель искусства» 45
3.2 Романтизм и экспрессионизм как протест против главных канонов классического искусства 49
3.3 Романтизм и экспрессионизм как новая религиозная вера в спасение мира и человека 52
3.4 Свобода и новаторство как главные принципы художественного творчества романтиков и экспрессионистов 59
3.5 Общность художественных методов и приемов романтизма и экспрессионизма 65
3.6 Схожесть исторического фона развития и организационной структуры художественных течений 71
Заключение 75
Список литературы 79

«Идя по этому пути, я пришел, наконец, к тому, что ощутил беспредметную живопись не как перечеркивание всего прежнего искусства, но только как необычайно важное первичное разделение старого ствола на две главные ветви, необходимые, чтобы оформилась крона зеленого дерева. Более или менее отчетливо я понял это уже давно и всегда огорчался, когда слышал суждение, будто я хотел ниспровергнуть старую живопись. Такого ниспровержения я не усматривал в своих работах никогда: я чувствовал в них только внутренне последовательный, в высшей степени ограниченный и неизбежный дальнейший рост искусства»1, - такие слова говорил выдающийся художник экспрессионизма В. Кандинский, желая менее всего представить свою живопись, как разрыв с прошлым и, наоборот, подчеркнуть преемственность и связь в развитии художественной культуры.
В ходе общей человеческой истории и истории искусства, в частности, случаются особые переходные и переломные моменты, в течение которых перестраивается сознание людей, рушатся и меняются основные моральные ценности и ориентиры, происходит пересмотр, казалось бы, навсегда устойчивых и безоговорочных традиций. Пожалуй, в истории искусства сходу можно назвать три главных эпохальных слома, отразивших изменение мирочувствования людей, их взглядов на функции и роль художественного творчества: Эпоха Возрождения, эпоха романтизма и искусство авангарда конца XIX - начала XX. Новое искусство всегда пыталось осмыслить происходящее в кризисные периоды истории, претендовало на роль не отдельного художественного стиля, но нового мировосприятия, отражающего все треволнения и сомнения личности, оказавшейся на стыке эпох, полном неустойчивости и опасений перед грядущим. Несомненно, что каждая новая «революция» сознания (в отдельности, сознания художественного) транслировала некоторые черты предыдущей; зачастую адепты одного грандиозного перелома претендовали на полный разрыв со всеми предыдущими достижениями, что не всегда было правомерным, но нередко усматривали и констатировали и непосредственную связь в развитии искусства, наследование заложенного предшественниками, свою преемственность.
Русский философ Н. А. Бердяев настаивает на такой мысли, что в кризисные периоды истории, полные ощущений застоя и бездуховности в искусстве, культура всегда романтична в своем противостоянии цивилизации, а лучшие люди эпохи всегда романтики2. Более того, философ говорит и о том, что в периоды кризиса в искусстве всегда ощущается дерзновенная жажда творчества и новизны3. Так романтизм, возникнув в обстановке общественного брожения и напряжения всех духовных сил немецкого народа, явился очень противоречивым явлением, претендующим на роль универсального взгляда на мир, нераздельно сплавил в жерле своей эстетики вековые традиции прошлого и свежие начала нового. В романтической эстетике разрабатывались не сугубо специфические особенности романтического искусства, но и вместе с тем общие законы искусства. В эстетических субъективных высказываниях романтиков в форме относительных истин отражались открытые и разработанные впервые в романтизме объективные черты и свойства искусства. Важным делом для искусства XIX и XX столетий стало овладением не частностями романтизма, но всем, что было в нем задумано, всеми его перипетиями и высокими точками развития.
Романтизм, тем самым, представлял собой некий «протоавангард», и его традиции получили свое дальнейшее развитие в искусстве авангарда, и прежде всего в экспрессионизме, как наиболее близком по духу, главным убеждениям и художественным целям течению искусства. Поэтому, искусство экспрессионизма было необходимо и ожидаемо. Эстетика романтизма полна его предчувствием, подготовив для него такие основные идеологические пункты, как концепцию антиимитационной живописи, ритуальные формы поведения художника в обществе, заостренное внимание к бессознательному, фантастическому и мистическому. Экспрессионисты в своем творчестве никогда категорически не отрицали традиции искусства прошлого, сочетали свои притязания на новаторство с повышенным уважением к ним, нередко подчеркивая свою связь с предшествующей художественной культурой.
Тем самым, экспрессионизм, зародившись в атмосфере острого неудовлетворения состоянием современного ему искусства, взялся за выполнение намеченного и заветного, но недостигнутого в романтизме, проявил себя сполна в областях, оставшихся недоступными для романтиков. Экспрессионизм даже открыто именовали «вторым цветением романтизма», а также его «новым взрывом»4.
В книгах, посвящённых исследованиям романтизма и экспрессионизма, безусловно, наблюдается тенденция к сближению обоих течений искусства, однако подробного сравнительного анализа основных мировоззренческих положений, художественных методов и приемов не проводится, из чего автор дипломной работы заключает, что выбранная тема исследования не лишена новизны и актуальности. Сопоставление романтизма с экспрессионизмом, поможет, прежде всего, на взгляд автора, лучше понять сущность второго явления, полного противоречий, неопределенности и сложности (размытость границ экспрессионизма как художественного направления подчеркивается многими его исследователями). «Ведь старое время объясняет новое и наоборот»5, - замечает романтический писатель и поэт Л. Тик, и, кажется, с его словами трудно не согласиться.
Таким образом, цель данной дипломной работы - проследить трансляцию и трансформацию основных положений романтической эстетики в искусстве экспрессионизма, что позволит еще раз непрекословно констатировать преемственную связь обоих течений искусства, а также зафиксировать общую логику развития западноевропейского искусства XIX - начала XX веков.
Объектом исследования в работе станет сопоставление основных положений эстетики романтизма и экспрессионизма. В качестве предмета исследования будут рассмотрены романтическое и экспрессионистское направления западноевропейского искусства.
Для достижения цели, автор данной работы ставит перед собой нижеследующие задачи:
• Охарактеризовать традицию романтизма, то есть показать на культурно-исторические причины возникновения и развития романтизма, а также дать характеристику основным положениям романтической эстетики, нашедшим отклик в творчестве экспрессионистов;
• Рассмотреть историко-культурные предпосылки зарождения экспрессионизма, его генезис, а также раскрыть главные мировоззренческие пункты художественного движения, созвучные с идейными принципами романтизма;
• Сопоставить соприкасающиеся эстетические пункты художественных течений, проследить эволюцию и преобразование романтических идей в художественном творчестве экспрессионистов;
• Обосновать закономерность родственной связи экспрессионизма с романтизмом.
Хронологические рамки исследования: исторический период между самым концом XVIII века, примечательный, прежде всего, Великой французской революцией (1789-94), и антинаполеоновскими освободительными войнами 1813-1815 годов, то есть времени активного существования и производства новых идей романтическим направлением искусства. Кроме того, исторический период между концом XIX века и приходам к власти в Германии национал-социалистической партии в 1933 году, в течение которого прослеживаются главные условия возникновения экспрессионизма, развитие и деградация его основных эстетических положений.
Теоретико-методологическая база: в поле исследования были введены, в первую очередь, такие крупные исследования в области романтизма, как труд советского литературоведа и критика Н. Я. Берковского «Романтизм в Германии»; монография А. Б. Ботниковой «Немецкий романтизм: диалог художественных форм», в которой литература немецкого романтизма рассматривается как культурологический и эстетический феномен; монография советского и российского искусствоведа В.В. Ванслова «Эстетика романтизма», посвященная романтизму, как в истории искусства, так и в истории эстетики; монография отечественного филолога-германиста В. М. Жирмунского «Немецкий романтизм и современная мистика», посвященная изучению романтизма как особого способа мистического мирочувствования; книга под редакцией А. С. Дмитриева «Литературные манифесты западноевропейских романтиков», включающая в себя непосредственные выдержки из работ по эстетики самих представителей романтизма; издание «Эстетика немецких романтиков», подготовленное русским филологом и знатоком немецкой классики А. В. Михайловым. При изучении экспрессионизма были использованы следующие большие труды: книга советского и российского искусствоведа В.С. Турчина «По лабиринтам авангарда», дающая энциклопедически полную характеристику рассматриваемого художественного направления; книга видного французского исследователя Л. Ришара «Энциклопедия экспрессионизма», сообщающая развернутую информацию об особенностях явления и творчестве его важнейших представителей. Кроме того, в ходе исследования были задействованы многочисленные немаловажные статьи, посвященные романтизму и экспрессионизму, учебные пособия по эстетике и истории искусств, а также некоторые работы самих художественных деятелей рассматриваемых направлений искусства.
В процессе работы над выбранной темой были привлечены следующие методы исследования: исторический для выявления сущностных характеристик рассматриваемых художественных явлений; компаративный для установления повторяемости некоторых моментов исторического и культурного фона, на котором протекало развитие романтизма и экспрессионизма. На основании диахронического метода в ходе исследования проводился анализ развития и трансформации основных эстетических положений романтизма в творчестве экспрессионистов. Диахронический метод был также дополнен синхроническим методом, что было необходимым в сравнительном анализе двух художественных явлений, выявлении взаимосвязей и противоречий между ними.
Структурно данная дипломная работа представлена тремя главами, подчиненными логике исторического развития и эволюции эстетических воззрений. В первой главе автором работы рассмотрена история формирования и главные мировоззренческие установки романтизма, во второй главе вышеназванное продублировано в отношении экспрессионизма, а третья глава заключает компаративный анализ обоих художественных течений западноевропейского искусства. В заключении подведен итог и сформулированы главные выводы, сделанные при сопоставлении основных черт исследуемых автором данной работы культурных феноменов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


«Вся церковь теперь в сборе»1, - Доротея Шлегель о Иенском кружке романтиков.
В ходе проведенной исследовательской работы была обозначена и доказана явная родственная связь и преемственная линия между такими течениями искусства, как романтизмом и экспрессионизмом. Прежде всего, стоит отметить сходство исторического фона, на котором развивались данные направления искусства - тяжелые и переломные моменты человеческой истории. Оба художественных направления, отразивших трагическое мирочувствование людей переходного и кризисного состояния общественного устройства и культуры, явились феноменами, сотканными из множества противоречий.
Следом за романтизмом и экспрессионизм был пропитан пафосом протеста против материализма, утилитаризма, прагматизма, жесткой регламентации и механизации жизни. Адепты обоих художественных направлений стремились противостоять буржуазии, мещанству и филистерству, освободить искусство от их ложных и преходящих ценностей. Ощущение застоя и тупиковости развития традиционного искусства толкало представителей обоих культурных явлений на преобразование старого и поиски нового художественного языка. Этим же объясняется их поощрение и жажда новаторства, эксперименты в синестезии различных видов искусства. От романтиков экспрессионисты восприняли антимиметический принцип, иррационализм, символизм, мистицизм и религиозность искусства.
Нашли отклик в экспрессионизме и такие идеи романтической эстетики как богоизбранность личности художника, а также мироустроительная, миропреобразовательная и спасительная функция искусства. Провозглашались свобода личности, творчества и искусства от всякого рода канонов и догматов, утверждалось право художника на субъективность его взгляда на действительность. Перенято было и уважение к народу и народному творчеству, откуда экспрессионисты, следом за романтиками, черпали сюжеты для своих художественных произведений. Отклик нашла в среде экспрессионистов и романтическая идея идеализации прошлого, однако в случае с экспрессионизмом это прошлое оказалось наиболее глубоким, уходящим даже не в Средние века, но в самую архаику и начало времен человеческого существования.
Таким образом, оба художественных направления претендовали на достижение высоко духовных целей, были близки религиозными умонастроениям, зачастую обращались к христианской тематике. Тем не менее, если романтизм в качестве главного религиозного объекта избирает природу, обожествляя ее, то экспрессионисты ставят под сомнение ее сверхсилы и сверхвластие, помещают в центре мироздания человека, через которого говорит Вселенская высшая сила.
Из художественных приемов романтизма экспрессионистами были подхвачены ирония и гротеск, проникнутые большим трагизмом и подвергнутые сильной гиперболизации. Широкое распространение нашли романтические приемы двойничества, фантастические видения и ночные кошмары, фигуры монстров, вампиров, призраков, магов, ведьм, безумцев и прочее. Романтическое сочувствие судьбе униженных и оскорбленных трансформируется в экспрессионизме в повышенный и заостренный интерес к асоциальным и деклассированным представителям общества.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что очень многое из романтической эстетики и романтического арсенала художественных методов и приемов было усвоено экспрессионизмом, переработано в духе большего трагизма и болезненности, глубже пропитано материализмом и желанием поставить искусство на службу обществу, с его помощью разрешить конкретные острые проблемы, стоящие перед человечеством.
Ни романтизм, ни экспрессионизм не были просто отдельными художественными «школами» и художественными стилями, но новыми особыми способами мировосприятия, претендующими на обобщение всего накопленного ранее человечеством знания. Оба рассматриваемых художественных феномена явили собой показательные и наглядные примеры прекрасных и возвышенных утопий человеческой мысли.
Романтизм и экспрессионизм претендовали на разрешение задач, широко выходящих за рамки художественного творчества, стремились переделать и облагородить не только искусство, но и общество. Романтизм и экспрессионизм в своем развитии трансформировались в своеобразную религиозную веру в прекрасного Человека, доброго дикаря и наступление Золотого века, времени благоденствия для всех и вся; адепты обоих художественных явлений до самого конца желали спустить рай на землю, поделиться с человечеством возвышенным и потаенным. «Время основать новую религию, и это - главная цель. Да, я вижу уже, как появляется на свет это величайшее порождение нового времени; скромно, как древнее христианство...»2, - писал один из главных теоретиков Иенского кружка романтиков Ф. Шлегель. Или еще более примечательны на этот счет слова романтического философа, мистика и писателя Новалиса: «Надвигается новый Золотой Век, с глубокими, темными глазами, время пророческое, творящее чудеса и чудесно исцеляющее, утешающее и обещающее вечную жизнь»3.
Но, как и все упоительные и высокие мечты, притязания художников - романтиков и экспрессионистов потерпели поражение в битве с жестокой и прозаичной действительностью, были нещадно сломлены историческими реалиями. Тем не менее, воспетые романтиками духовная смелость и подъем, свобода личности и ее право на самовыражение, пропаганда уникальности каждого, ярая вера в прекрасную сущность человека, возможность ее облагораживания и просветления средствами искусства, органическое единство всего мира живут и будут оживать всегда с новым энтузиазмом и силой в самые тяжелые и переломные моменты не только общей человеческой истории, но и истории жизни отдельного человека. Через романтические идеалы проходит почти каждая личность в кризисные периоды своего жизненного пути.
«Ничто другое не является столь достижимым для духа, как бесконечное»4, - провозглашает, уже не раз, цитируемый мною замечательный поэт-романтик, Новалис. «Ну и ладно, называйте нас мечтателями, но мы с верой войдем в великое романтическое царство чудес, где божественное бродит повсюду в тысячах просветленных образов!»5, - говорил крупнейший представитель позднего романтизма немецкий поэт Л. Уланд.


1. Н.А. Бердяев. Приложение. Воля к жизни и воля к культуре / Н.А. Бердяев. Смысл истории. - М.: «Мысль», 1990. 176 с.
2. Н.А. Бердяев. Кризис искусства / Эстетика и теория искусства XX века: Хрестоматия / Сост. Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. - М.: Прогресс- Традиция, 2008. 688 с.
3. Н.А. Бердяев. Смысл истории. - М.: «Мысль», 1990. 176 с.
4. Н. Я. Берковский. Романтизм в Германии. «Художественная литература» - Ленинград, 1973. 568 с.
5. А. Б. Ботникова. Немецкий романтизм. Диалог художественных форм. - М.2005
6. В. В. Бычков. Эстетика: учебник. - М.: КНОРУС, 2012. 528 с.
7. В. В. Ванслов. Эстетика романтизма. Изд - во «Искусство». - М., 1966. 403 с.
8. В. Вейдле. Умирание искусств / Сост. И авт. Послесл. В.М. Толмачев. - М.: Республика, 2001. 447 с.
9. В.Г. Власов, Н.Ю. Лукина. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь.- СПб.: Азбука - классика, 2005. 320 с.
10. А. Гвоздев. Предисловие / Ф. Верфель. Человек из зеркала: Госуд. Издат-во Петербург-Москва МСМ XII.
11. Введение / Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн./ под ред. Ю.Н. Гирина. - М.: ИМЛИ РАН, 2010. Кн. 1. 2010. 600с.
12. Ю. Н. Гирин. Проблема авангарда: содержание, границы, понятийный аппарат / Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн./ под ред. Ю.Н. Гирина. - М.: ИМЛИ РАН, 2010. Кн. 1. 2010. 600с.
13. Ю.Н. Гирин. Системообразующие концепты культуры авангарда / Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн./ под ред. Ю.Н. Гирина. - М.: ИМЛИ РАН, 2010. Кн. 1. 2010. 600с.
14. Э. Гомбрих. История искусства. - М.: «Издательство ACT», 1998.
15. А. Дёблин. «Футуристическая техника слова» / Вальдемар Вебер. Манифесты экспрессионизма.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ