Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Прикладная роль трэвел-журналистики

Работа №131821

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Функционально-ролевые особенности трэвел-журналистики и трэвел-медиатекста 7
1.1. Место трэвел-журналистики в системе СМИ 7
1.2. Роли и функциональные особенности трэвел-журналистики 14
1.3. Трэвел-медиатекст: особенности и функции 21
Глава 2. Проявление прикладной роли в трэвел-медиатекстах 31
2.1. Типы СМИ, в которых может быть опубликован трэвел-медиатекст 31
2.2. Прикладные и просветительские характеристики трэвел-медиатекстов 39
Заключение 66
Список литературы 70
Книги, учебные пособия, научные статьи, монографии 70
Словари и энциклопедии 72
Электронные ресурсы 73
Эмпирические материалы 74
Приложения 78

«Познание стран мира — украшение и пища человеческих умов,» — писал Леонардо да Винчи. В наших реалиях путешествие можно отнести к основным модным тенденциям. Свыше 1,4 млрд. людей совершают разнообразные международные поездки по всему миру1, цель которых — работа, волонтерская деятельность, отдых или, например, попытка найти себя.
Можно сказать, что: «Человеческая жизнь — это путешествие. Потребность путешествовать формируется постепенно, как результат поиска впечатлений, отличающихся от повседневно доступных человеку. Мы хотим познать новую природную среду, познакомиться с другими ландшафтами, отыскать иной социум, в котором можно встретиться с непривычным культурным окружением»2.
Геополитическая ситуация складывается таким образом, что странам необходимо вести диалог, жители различных государств предпочитают сотрудничество и обмен опытом в сфере технологий, образования, здравоохранения, искусства и т. д. «Туристическая деятельность стала мощной отраслью народного хозяйства. Доходы от туризма сравнимы с доходами в топливной промышленности и в других высокотехнологичных отраслях»3.
В XIX веке, в эпоху модернизации, которая привела к возникновению индустриальных обществ, туризм становится массовым явлением4.
Порой люди стремятся узнать о тех странах, с которыми граничит их Родина, о тех народах, которые являются соседями. Если у человека нет возможности посетить ту или иную местность, то на помощь приходит журналистика путешествий, как например, это было в Советском Союзе, когда страна считалась «закрытой» с точки зрения международного обмена и туристических поездок. Именно поэтому в XX веке огромной популярностью пользовался один из самых старейших научно-популярных журналов в России — журнал «Вокруг света». Его тиражи в 1970 —1980 гг. достигали 2,5 — 2,8 млн. экз. в месяц. В 1990-х гг., когда рухнул «железный занавес», когда журнал стал самостоятельным, его тиражи резко сократились. Отчасти, возможно, пропал интерес аудитории к данному журналу, потому что стало возможным самому, воочию увидеть Новый Свет и старую Европу. Однако до сих пор читательская аудитория «Вокруг света» — около 5 млн. чел.
В целом, туризм эффективно содействует социально-экономическому росту страны. Именно поэтому развитие туризма, совершенствование туристических услуг становятся важными задачами любого государства.
Сегодня трэвел-журналистика динамично развивается, помогает человеку реализовать свою потребность в познании, способствует межкультурному взаимодействию. Данное направление тесно связано с туризмом. Современный человек много путешествует. И обычно, прежде чем поехать в ту или иную страну, он предпочитает узнать о ней определенный минимум информации. Мы полагаем, что во главу угла, в большинстве своем, ставится практический характер материала, нежели просветительский. Однако, на наш взгляд, неоспорим тот факт, что любой трэвел-медиатекст обладает как прикладными, так и просветительскими характеристиками. Вопрос в их соотношении.
Актуальность исследования заключается в том, что трэвел- журналистика до конца не изучена, особенно её функциональные и ролевые возможности. Наша работа направлена на то, чтобы выявить полезность трэвел-медиатекстов для читателя, понять какие функции для конкретного субъекта выполняет журналистика путешествий, применимы ли на практике знания, полученные благодаря трэвел-медиатексту, и в каком соотношении находятся прикладная, удовлетворяющая естественные потребности человека, и просветительская, направленная на духовные потребности, роли.
Цель данного исследования — выявить специфику прикладной роли трэвел-журналистики.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
1) определить, что есть трэвел-журналистика, ее место в системе СМИ;
2) рассмотреть функциональные особенности трэвел-журналистики;
3) дать общее теоретическое описание трэвел-медиатекста и его отличительных черт;
4) проанализировать трэвел-медиатексты в различных печатных изданиях с целью определения прикладных и просветительских характеристик;
5) сделать выводы о соотношении прикладной и просветительской ролей в различных трэвел-медиатекстах.
Объектом исследования служит прикладная роль трэвел- журналистики.
Предметом исследования является специфика реализации прикладных характеристик на примере трэвел-медиатекстов.
Теоретическая база исследования — научные труды, посвященные изучению трэвел-журналистики и трэвел-медиатекста отечественных авторов: Л. П. Дускаевой, И. В. Показаньевой, Т Ю. Редькиной; научные труды в области теории журналистики таких авторов, как С. Г. Корконосенко, Е. П. Прохоров и др. Также использовались материалы российских и зарубежных журналистов: Г. Кубатьяна, А. Пермякова, Й. Фрейзера, Р Поттса и др. Однако, стоит отметить, что некоторые труды были использованы нами в качестве источника фоновой информации, для более точного формирования общей картины сложившейся ситуации в данной области исследования.
В качестве основных методов исследования были использованы контент-анализ, сравнительный анализ, метод описания, социологические методы исследования (опрос, глубинное интервью) и проч.
Эмпирической базой исследования служат данные, полученные в ходе интервью и опросов, трэвел-медиатексты и иные материалы в российских версиях периодических изданий «Men's Health», «Women's Health», «Cosmopolitan», «Conde Nast Traveller», «GEO», а также публикации в научно-популярном журнале «Вокруг света».
Хронологические рамки: период с апреля 2015 года по апрель 2016 года.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе мы рассмотрим понятие трэвел-журналистики, ее функциональные особенности, трэвел-медиатекст и его отличительные черты. Во второй главе, на основе опросов и глубинных интервью с читательской аудиторией, мы определим перечень прикладных маркеров и маркеров просвещения. Далее проанализируем на предмет наличия/отсутствия данных маркеров различные трэвел-медиатексты в печатных журналах, и выясним, как в материалах о путешествиях реализуются прикладная и просветительская роли. В заключении представим основные выводы по данной теме и результаты исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


«Большинство из нас — кто чаще, кто реже — играет роль путешественника, туриста, паломника, первооткрывателя. Мы путешествуем в самые удаленные уголки мира, а также посещаем ближайшие места, ищем новые впечатления на хорошо известных территориях»1. — путешествия и прогулки на протяжении всей истории человечества мотивировали на активность людей. Трэвел-журналистика тесно связана с туризмом. Однако функционально-ролевые возможности журналистики путешествий до конца не изучены.
Цель данного исследования состояла в том, чтобы выявить специфику прикладной роли трэвел-журналистики на основе трэвел-медиатекстов в различных изданиях.
Для достижения данной цели нами были изучены научные труды в области трэвел-журналистики И. В. Показаньевой, Т Ю. Редькиной, а также научные труды по теории журналистики С. Г. Корконосенко, Е. П. Прохорова. На основе теоретического материала мы рассмотрели такие понятия, как «трэвел-журналистика» и «трэвел-медиатекст», выявили их функциональные особенности и отличительные черты. Мы склонны полагать, что трэвел- медиатекст — это материал, представляющий собой результат путешествия, совершенного журналистом. Иные материалы, посвященные различным странам мира, различным народам, написанные вне путешествия автором текста, не являются трэвел-медиатекстами, и, скорее всего, не относятся к трэвел-журналистике. В большинстве своем они обладают ярко выраженным рекламным или просветительским характером, как мы можем судить по результатам анализа различных материалов в таких изданиях, как «Вокруг света», «GEO», «Women’s Health» и др. Данный вывод можно оспорить, поскольку мы концентрировали своё внимание исключительно на трэвел- медиатекстах, однако не заметить определенной закономерности в прочих материалах, посвященных тематике «путешествие», не могли.
В ходе исследования мы определили, что функциональные особенности трэвел-журналистики сходны с функциями классической журналистики. Наиболее ярко в трэвел-журналистике для индивида проявляются такие функции как ориентации и функции рекламно-справочного характера, функции психологической разрядки и рекреативные, функции связей с обществом и функции просвещения, культуроформирующие функции и др. Параграфы 1.1. и 1.2. посвящены данной теме.
В третьем параграфе первой главы мы рассмотрели трэвел-медиатекст и его особенности. Убедились в том, что трэвел-медиатекст может быть написан только в результате совершенного автором путешествия. Трэвел- материал должен представлять страну в совокупности определенных признаков, например, таких как народ, географическое положение, природный мир, история и культура и т.д., а также в трэвел-медиатексте читатель должен увидеть этапы путешествия журналиста, его присутствие в той или иной стране.
Ключевой задачей нашего исследования было проанализировать трэвел-медиатексты в различных изданиях с целью выявления специфики реализации прикладной роли трэвел-журналистики, т.е. мы хотели понять, может ли читатель применить на практике знания, полученные в ходе чтения разнообразных материалов о путешествиях, насколько трэвел-журналистика обладает утилитарным характером. Данной проблеме посвящена вторая глава.
После проведенного нами анализа можно говорить о том, что любой трэвел-медиатекст реализует прикладную роль, обладает рекламно-справочной информацией, а также выполняет роль просветительскую. Для выявления прикладной и просветительской роли нами был предложен некий перечень прикладных и просветительских характеристик, составленный на основе интервью и опросов с потенциальными и реальными читателями/туристами. Для анализа трэвел-медиатекстов мы выбрали такие журналы как «GEO», «Вокруг света», «Women’s Health», «Men’s Health», «Cosmopolitan» и «Conde Nast Traveller».
«Вокруг света» и «GEO» позиционируют себя как «научно-популярные журналы», которые призваны просвещать. Мы полагали, что наиболее просветительские тексты должны быть в данных изданиях. Трэвел- медиатексты в «GEO» и «Вокруг света» — классический пример трэвел- журналистики. Авторы делают акцент на стране пребывания, на просветительских характеристиках: много пишут о культуре, истории страны, о ее народе, традициях и обычаях. Однако в каждом материале присутствует практический блок, благодаря которому читатель, представивший себя туристом в данной стране, может «сориентироваться» на местности. «GEO» и «Вокруг света» мы отнесли к специализированным журналам о путешествиях.
Однако трэвел-медиатексты существуют и вне блока специализированных журналов. В качестве массовых изданий мы выбрали женский журнал «Cosmopolitan», а также «Men’s Health» и «Women’s Health». Трэвел-медиатексты в женских журналах часто обладают рекламными интенциями и, в большей степени, прикладными характеристиками. Авторы стремятся разрекламировать место путешествия и помочь читателю сориентироваться на месте будущего путешествия здесь и сейчас: в материалах много различных интернет-ссылок на экскурсии, название отелей и ресторанов и т.д.
В противовес женским журналам, в мужском журнале «Men’s Health» преобладают просветительские характеристики. Авторы сконцентрировали внимание на описании самого путешествия, на эмоциях, пережитых героями, нежели на том, в каком отеле лучший пляж.
Также мы взяли нацеленное на туристов издание «Conde Nast Traveller», в котором сочетаются рекламные материалы с трэвел- медиатекстами. Данные тексты о путешествиях обладают рекламным характером, однако прекрасно сочетают в себе информирование и развлечение. Чаще всего, в материалах присутствовал практический блок, как в журналах «GEO» и «Вокруг света».
Для анализа мы не брали бортовые журналы, однако смеем предположить, что в них также присутствуют трэвел-медиатексты, сочетающие в себе прикладные и просветительские характеристики одновременно.
Мы сделали выводы о том, что любой трэвел-медиатекст, несомненно, выполняет прикладную роль. Однако прикладная, применимая на практике, роль не может существовать без своего антипода — просветительской роли. Каждый материал в различных изданиях в той или иной мере обладает как прикладными, так и просветительскими характеристиками.


1. Kaczmarek J., Stasiak A., Wlodarczyk B. Produkt turystyczny: pomysl, organizacja, zarz^dzanie. Warszawa: 2005. // Качмарек Я., Стасяк А., Влодарчик Б. Туристический продукт: замысел, организация, управление. М., 2008.
2. Вихорева Л.Г. Информационный потенциал аудитории трэвел- СМИ в Интернете. URL: http://jq.isea.ru/reader/article.aspx?id=20426
3. Дускаева Л. П. Познавательно-просветительская медиаречь: репрезентация коммуникативного сценария трэвел-медиатекстов. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelno-prosvetitelskaya-mediarech- reprezentatsiya-kommunikativnogo-stsenariya-trevel-mediatekstov
4. Дускаева Л. Р., Протоповова О. В. Стилистика специальной рекламы // Средства массовой информации в современном мире, 2000: Тезисы науч.-практ. конф.: сборник / С.-Петербургский гос. ун-т, фак. журналистики. — СПб.,2000.
5. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб., 2001. — 320 с.
6. Ким М. Н.Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. — СПб., 2011. — 400 с.
7. Кларксон Дж. Вокруг света с Кларксоном: Особенности национальной езды. —М., 2012. — 212 с.
8. Климантова Г. И., Черняк Е. М., Щегорцов А. А. Методология и методы социологического исследования: учебник для бакалавров. — М., 2014. — 256 с.
9. Климкина Е. В. Методы исследовательской работы в молодежной среде: учеб. Пособие. М., 2008. — 212 с.
10. Комарова Е. В. Журнал «Вокруг света» в свете типологии периодических изданий// Вестник Нижегородского университета им Н. И. Лобачевского, 2013, №6. —С. 390 — 394
11. Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров: Учеб. пособие. — СПб., Роза мира, 2004. — 221 с.
12. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов. — М., 2011.
13. Корнилова К. С. Рекламно-справочные издания в истории российской журналистики. — М., 2010.
14. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах: учеб. Пособие. — М., 2015.
15. Назайкин А. Н. Эффективный рекламный текст в СМИ. — М., 2011. — 480 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ