Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Принципы отбора контента в конвергентном медиапроекте

Работа №131820

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы94
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
77
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
ГЛАВА 1. ОТБОР МЕДИАКОНТЕНТА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АУДИТОРИИ И ФОРМАТА ИЗДАНИЯ 7
§ 1. Эволюция принципов отбора контента 7
1.1 Принципы отбора контента в традиционных медиа 7
1.2 Аудитория как фактор формирования контента 20
§ 2. Процесс трансформации современных СМИ 27
2.1 Дигитализация, конвергенция, гибридизация СМИ: сопоставление понятий 27
2.2 Гибридизация контента и его монетизация 34
2.3 Новые технологии и их взаимосвязь с психологическими аспектами воздействия на аудиторию 45
ГЛАВА 2. ОТБОР КОНТЕНТА В ГАЗЕТЕ «КОММЕРСАНТЪ» 50
§ 3. Отбор контента в зависимости от принципов подачи и формата 50
3.1 Процесс создания контента в газете «Коммерасантъ» и на сайте «Коммерсант.ru» 50
3.2 Усиление роли сайта и последствия этого для газеты 57
§ 4. Принципы отбора и принципы подачи для разных платформ 59
Заключение 70
Описок используемой литературы 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Приложение 1. Иллюстрации 80
Приложение 2. Таблицы 85
Приложение 3. Графическая репрезентация результатов исследования 86

В данной работе анализируются принципы отбора медиаконтента для современных медиа в связи с трансформацией системы СМИ в России, а именно - вследствие появления и развития конвергентных медиа. В работе приводится краткое описание уже сформировавшихся изменений и рассматриваются новые тенденции в преобразовании принципов редакционного выбора контента.
Параллельно с рождением и развитием онлайн-СМИ эволюционирует и сама журналистика, а соответственно и медиаконтент. В последние десятилетия СМИ находятся в непрекращающемся процессе трансформации под влиянием социальных (потребности аудитории), экономических (монетизация) и технологических факторов (внедрение новых IT-инструментов в медиа и в целом развитие web 2.0). Следовательно, в нашей работе мы рассматриваем влияние изменения всех этих трех факторов на контент, в том числе в аспекте его редакционного отбора для разных платформ внутри одной редакции.
За двадцать два года существования Рунета СМИ накопили значительный опыт в области создания и функционирования средств массовой информации в новой информационной среде. В начале нулевых процесс развития интернета в России был довольно медленным, но с 2007 года заметно широкое и быстрое распространение цифровой коммуникации. Так, с 2007 по 2011 год этот показатель увеличился на 23,5% (более 50,8 мил. - самый высокий показатель в Европе с точки зрения населения страны; «Russia Internet Usage and Marketing Report» from Internet World Statistics in 2012), а в 2015 году эта цифра уже достигла 77 миллионов1 российских граждан, которые являются постоянными интернет-пользователями, по данным Минкомсвязи России. Число интернет- пользователей (46 млн человек, по данным маркетингового информационного центра TNS за декабрь 2014 года) в России количественно превышает число читателей печатных изданий (общий тираж печатных изданий в 2014 в России составил 9 421 593 900, как следует из базы данных общегодового тиража газет по субъектам РФ, размещенной на сайте Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС)). Тиражи печатных изданий падают, а аудитория онлайн-СМИ увеличивается. Очевидно, что аудитория выбирает онлайн-СМИ благодаря удобству потребления контента, что выражается в мобильности, быстром поиске информации, возможности просмотра контента с различных устройств, а также в оперативности размещения материалов, которые максимально визуализированы благодаря возможностям веб-сайта и в целом развитию web 2.0. Следовательно, читатель может потреблять контент, включающий в себя текст, иллюстрации, видео, графику, а также различные инструменты сайта. Благодаря этим свойствам повышаются качественные показатели эффективности публикации: количество просмотров, их глубина, коэффициент кликабельности (CTR) и общая рентабельность. Поэтому онлайн-СМИ могут вытеснять не только печатные издания, но также и телевидение, и радио. Сегодня обычной практикой является создание онлайн-версий печатных СМИ. Это показывает, что и аудитория, и сами редакции уходят в интернет (по данным самой крупной российской поисковой службы «Яндекс» на территории Российской Федерации доступен 4241 сайт интернет-СМИ на русском языке (данные за февраль 2015 года)).
Формообразующим фактором развития виртуальной реальности является и развитие социальных сетей. В 2010 году компания ComScore, занимающаяся анализом данных в области интернет-технологий, оценила Россию как страну, в которой аудитория социальных сетей является наиболее вовлеченной в процесс: по количеству времени русские тратят в социальных сетях больше, чем другие люди по всему миру (9,8 часов на одного посетителя в месяц).
Таким образом, усиление конвергентных процессов, внедрение новых IT- инструментов в медиа и в целом развитие web 2.0 приводит к трансформации медиаконтента в СМИ. Соответственно, традиционные принципы отбора в условиях новых медиа также подвергаются изменению.
Актуальность работы обусловлена тем, что процесс трансформации российских СМИ остается малоизученным, а соответственно, и принципы отбора контента в конвергентном медиапроекте также остаются неисследованными. Новизна исследования состоит в том, что описаны принципы разграничения контента для оффлайновой и онлайновой версии ежедневного издания. Объект исследования - контент в конвергентном медиапроекте, предмет - принципы отбора контента в зависимости от формата и технологий его создания.
Цель данной работы - исследовать принципы отбора контента в зависимости от формата на примере данного периодического издания. В соответствии с целью предполагается выполнение следующих задач:
1) дать характеристику процессам трансформации и конвергенции СМИ в целом, а также выявить тенденции изменения контента массмедиа;
2) проследить развитие теоретических концепций отбора контента;
3) определить роль формата и аудитории в создании медиатекста и отборе новостного контента;
4) определить, каким образом создается мультимедийный контент в современной редакции;
5) сформулировать принципы отбора контента для оффлайновой и онлайновой версий ежедневного издания и сопоставить их.
Хронологические рамки исследования - с сентября 2013 по апрель 2016 года (именно в этот период наблюдается структурное изменение работы анализируемой редакции и смена на руководящих должностях).
Теоретической базой стали работы российских авторов (А. А. Амзин, С. С. Бодрунова, Е. Л. Вартанова, И.И. Засурский, С. С. Касаткин, А. А. Литвиненко, М. М. Лукина, Г. С. Мельник, В.Ф. Олешко и др.), а также западных исследователей (К. Андерсен, Р. Чалдини и др.), исследования компаний АКАР, TNS, Livelnternet и др., данные аналитических агентств.
Процесс создания контента рассматривается в трудах таких ученых, как Л. А. Васильева, В. М. Горохов, С. М. Гуревич, Э. Деннис, М. Н. Ким, А. В. Колесниченко, В. Ф. Олешко, М. И. Шостак и др. Теоретическое обоснование понятия news values мы рассмотрели в трудах зарубежных авторов: С. Аллерн, Н. Варнер, Д. Макгрегор, Д. Галтунг, М.Р. Холмрой, П. Голдинга и Ф. Эллиота. Процесс осмысления интернет-среды невозможен без получения целостной картины информационной эпохи в целом. Теоретическое обоснование ее феномена, явлений и трансформаций содержится в научных трудах А. Амзина, И. И. Засурского, А. Н. Гришаниной, С. В. Курушкина, Т. Э. Гринберга, М. М. Лукиной, Е. М. Пак, Д. Палфри, У. Гассера, В. М. Горохова, М. Кастельса, А. А. Калмыкова, М. Маклюэна и Э. Тоффлера. Процесс конвергенции исследуется в трудах как российских (Е. Л. Вартанова, И. М. Дзялошинский, Г. С. Мельник, А. Р. Багаутдинов, С. С. Касаткин), так и зарубежных ученых (З. Бауман, У. Бек, И. Валлерстайн, Дж. Стиглиц, Э. Тоффлер, Т. Фридман и др.), но авторы рассматривают данное влияние на систему СМИ в целом, не ставя в фокус исследований отдельный тип изданий. Наиболее полное представление о монетизации СМИ дают труды таких авторов, как К. Андерс, М. Кастельс, Х. Кафтанджиев, У. Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориарти. Психологические аспекты журналистского текста рассмотрены такими авторами, как Р. Чалдини, А. А. Данолова, Б.А. Базыма, Г.М. Андреева, Дж.Брайант, С. Томпсон, С. М. Виноградова, С.С. Бубнова, Г. А. Копнина.
Методы исследования. Типологический анализ использовался с целью выявления основных характеристик размещения контента в СМИ. Структурно-функциональный анализ и мониторинг помогли выявить зависимость контента от формата издания и принципов подачи новостей. Сравнительный анализ позволил выявить отличия в отборе и подаче контента онлайн и оффлайн.
В качестве эмпирической базы использовались материалы сайта «kommersant.ru» и газеты «Коммерсантъ» в период с сентября 2013 по апрель 2016 года. Общее количество публикаций - 260.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе было предоставлен анализ принципов отбора медиаконтента для современных медиа в связи с трансформацией системы СМИ в России, а именно - вследствие появления и развития конвергентных медиа. Мы описали основные тенденции изменений как самих редакции и их структур, так и самые новые тенденции в преобразовании принципов редакционного выбора контента. Так, виртуальная форма существования приводит к трансформации структуры, функций, свойств, привычных для средств массовой информации.
В первой главе мы подробно рассмотрели принципы отбора контента, сформированные разными как иностранными, так и российскими исследователями. Так, классические традиционные критерии отбора - это идеология, частота, однозначность, значимость, неожиданность, непрерывность события, герои события, освещение «элитных наций, знаменитости, персонификация, негатив, уклон, объективность и идеология.
При современном подходе к принципам отбора выделяют следующие критерии: актуальность; злободневность; сенсационность; оперативность; достоверность; драматизм; близость ситуации читателям конкретного издания; массовость; объем информации; возбуждение или побуждения читателя; конфликтность происшествия; вечные темы; имидж издания; визуализация; востребованность; интерактивный потенциал сообщения; форматность; эксклюзивная информация и читательский интерес.
Благодаря инновационным методам и технологиям работы новостных служб упрощается сбор информации, при этом усложняется и отбор контента. Так, если раньше важнейшим критерием был идеологический фактор, то сейчас на первое место выходят такие принципы как актуальность и читательский интерес.
Подводя итог, резюмируем: использование идентичных традиционных классических критерий отбора контента для печатной и для онлайн-версии в условиях преобразования и трансформации СМИ уже не так эффективны, как и с точки зрения социальных факторов (потребности аудитории), так и с экономических, и технологических факторов.
Так же в первой главе мы рассмотрели процесс конвергенции и дигитализации СМИ, кроме того способы монетизации контента, что помогло нам в дальнейшей работе анализировать работу конкретного СМИ, опираясь на научные определения. Итак, современная структура и функциональность СМИ определяются такими факторами, как аудитория конкретного медиа, технологический прогресс и особенности медиаэкономики. В итоге, рост IT- технологий безусловно влияет на структуру СМИ и на каналы передачи сообщения: читатели начинают использовать различные новые девайсы для просмотра контента СМИ. Мобильный рынок продолжает расти, а вместе с ним число читателей онлайн-версий СМИ с планшетов и смартфонов.
Медиаконтент при господстве маркетингового подхода - это в первую очередь товар, который СМИ продают аудитории, которую редакции в свою очередь «продают» рекламодателям. Таким образом, аудитория становится не просто потребителем информации, а средством монетизации СМИ, которые существуют в условиях соревнования, поэтому наращивание аудитории является одной из важнейших задач редакций, а для потребителей СМИ важнейшим критерием выбора является контент, предоставляемый медиа. Соответственно один из важнейших критериев отбора на сегодняшний день - читательский интерес (интересы индивидуума, обусловленные его социальным положением), напрямую зависящий от формата издания, диктует отбор контента в соответствии с актуальными и потенциальными интересами читателей, пользователей, масс, потребляющих конкретную информацию. Так, сегодня необычность события и читательский интерес - главные критерии при отборе событий. Соответственно аудитория становится не просто объектом для манипулирования, а выступает равноправным субъектом информационного взаимодействия, что выражается в широком использовании интерактивности.
Главное для читателя - это содержание, которое обусловлено характером и объемом новости. Соответственно характер информации и объем контента можно выделить как еще два принципа отбора. Так, в конвергентном медиапроекте новости, которые не требуют большого объёма изложения будут помещаться в первую очередь на сайте из расчёта потребностей онлайн- аудитории (одна из главных ценностей для них время), а «большие», аналитические материалы будут уже печататься в газете, исходя из традиций печатного журналистского текста. Следовательно, на отбор контента влияют не только творческие, но и технологические факторы.
Оперативность всегда была и остается важным критерием при создания журналистского материала, однако на сегодняшний день газеты, конечно, не могут конкурировать с сетевыми изданиями по этому показателю, поэтому печатные версии находят альтернативные критерии контента - эксклюзивная подача информации, тематическая собранность, последовательность и регулярность.
Таким образом, наиболее эффективными на сегодняшний день оказываются не только те редакции, которые оперативно освещают события, но и те, что делают упор на читательский интерес и предпочтения аудитории, т.е. необходимо отвечать на ожидания аудитории. Анализ целевой аудитории в совокупности с учетом и самих технических средств очень важен для работников СМИ. Как мы уже отмечали, состав аудитории зависит от формата издания.
Выявление целевой аудитории печатного периодического издания до недавнего времени не составляло особого труда, однако в связи с трансформацией системы СМИ на сегодняшний день определить аудиторию уже сетевого издания не такая простая задача. Деление аудитории уже происходит не столько по традиционным социально-демографическим критериям (пол, возраст и т.д.), а по ценностным разломам, способу жизни и жизненным принципам, т.е. мы имеем дело с более гибкими и текучими группами. Контент новых СМИ потребляется людьми с самыми разными социальными статусами.
Подводя итог всему вышесказанному, резюмируем, что с изменением технологий создания контента и его распространения, изменилась и сама аудитория, которую уже не так просто описать и конкретизировать.
Постоянное и постепенное развитие Интернета и компьютерных электронных сетей оказывает серьезное масштабное и знаковое влияние не только на способы и формы подачи информации, но и на особенности восприятия информации аудиторией.
Таким образом, онлайн-редакции имеет возможности, которые во много раз превосходят потенциал существующих каналов медиа и по оперативности предоставления информации, и по допуску к материалам, и по возможностям интерактивного общения. В пространстве интернета формируется новая медийная среда с присущей ей характеристиками и признаками.
Во второй главе мы примере конвергентного издания рассмотрели процесс создания контента и выявили, что взаимосвязь аудитории и формата издания определяет отбор контента на разные платформы. Так, проанализировав две модели процесса отбора новостей, где первая - это выбор среди потока событий, а «новости» уже состоят из событий, которые были отобраны, а вторая - поиск новостей из собственных источников, и выполнив исследовав контент обеих площадок, мы пришли к выводу, что в печатной версии превалируют материалы среднего размера (расширенные заметки и аналитические публикации), в онлайн-версии - либо короткие, либо новые усложненные жанры (облегченные новости и мультимедийные материалы). Это обусловлено именно критериями отбора, т.к. для печатной версии главными являются эксклюзивная информация и достоверность, а для онлайн - это оперативность, доступность, визуализация.
Мы выявили и проанализировали тенденций изменения медиаконтента на примере данного периодического издания. Это дает нам основание заявить, что анализируемое нами издание «Коммерсантъ» выбирает двойную стратегию: они привлекают бесплатным качественным контентом большую аудиторию, на которой зарабатываю благодаря рекламодателям, и при этом предлагают другие услуги или товары читателям уже за определенную плату, за доступ к этому контенту рекламодатели платят уже больше. Главное в это стратегии не пересечь грань: важно определить оптимальное количество бесплатного и платного контента.
Таким образом, можно утверждать, что новости - это товар, доступ к которому практически всегда бесплатный, а к анализу - платный. Кроме того, если «вчерашние новости» не имеют большой цены, то анализ некоторой давности напротив может быть очень ценным. Так, некоторые редакции практикуют взимание платы за архив печатных изданий.
Таким образом, важно понять в сложившейся ситуации, как совмещать современные технологии с тем качеством и той репутации, которые заработало издание за несколько десятилетий. Так, те новые форматы, которые были описаны выше уже на данный момент другие издания и журналисты берут за основу в качестве примера. Таким образом, сотрудники ИД «Коммерсантъ» не просто делают новый контент, но делают его на высшем уровне, как и сами тексты, за которые читатели могут заплатить. Например, когда журналисты понимают, что невозможно рассказать про все новости, они делают опор на создание аналитическим мультимедийным контента на самые важные и актуальные новости. Однако базовым, все равно, остаются конкретные профессиональные качества, которые в ИД «Ъ» всегда придерживаются: имеется ввиду образование сотрудников, объективность материалов, которая выражается в сопоставлении всех точек зрения.
Эмпирическим путем нами было выяснено, что в последнее время анализируемая газета чаще стала проигрывать конкурентам из «Ведомостей» в оперативности. Однако при этом «Коммерсантъ», на наш взгляд, остается, тем не менее, единственной газетой в стране, где объясняется суть происходящего, например, в экономической политике.
Так, на сегодняшний день СМИ предоставлены огромные возможности коммуникации благодаря новым технологиям, например, свобода эксперимента при создании новых журналистских жанров и синтезе существующих помогает в создании новых форм, однако эти возможности несут и проблемы, такие как расслоение внутри редакции из-за различий в принципах работы.


1. Амзин А. А. Новостная интернет-журналистика. М, 2011.
2. Андерсон К. Длинный хвост. Новая модель ведения бизнеса. М, 2008.
3. АндрееваГ.М. Социальная психология. М, 1994.
4. Багаутдинов А. Р. Конвергенция: подходы, мнения и реальность. Казань, 2007.
5. Базыма Б.А. Цвет и психика. Харьков, 2001.
6. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. Весь мир. М., 2004;
7. Беззубов А. Н. Стилистические приемы газетной речи. СПб, 2000.
8. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М, 2000;
9. Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М, 2002.
10. Бобров А. Путь к профессионализму. М, 2011.
11. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М, 2004.
12. Бронтман Л. К. Информация в газете. М, 1948.
13. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система// Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 5, С. 38-44.
14. Валлерстаин И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб, 2001.
15. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М, 2003.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ