Развитие творческого воображения у обучающихся школьного возраста с нарушением интеллекта в инклюзивной образовательной среде (Уфимский Университет Науки и Технологий)
Проведена опытно-экспериментальное исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа № 18».
Выборка: 8 младших школьников с нарушением интеллекта 8-11 лет (2 «Д» класс).
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого воображения у обучающихся школьного возраста с нарушением интеллекта в инклюзивной образовательной среде…………7
1.1.Понятие творческого воображения школьников в психолого-педагогической литературе..7
1.2.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся школьного возраста с нарушением интеллекта……………………9
1.3.Средства развития творческого воображения у обучающихся школьного возраста с нарушением интеллекта в инклюзивной образовательной среде…16
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития творческого воображения у обучающихся школьного возраста с нарушением интеллекта в инклюзивной образовательной среде…25
2.1. Диагностика уровня развития творческого воображения у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………….25
2.2. Разработка и реализация программы развития творческого воображения у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в инклюзивной образовательной среде…………………….33
2.3. Анализ результатов исследования………40
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………………51
Актуальность исследования заключается в важности организации и проведения работы с школьниками с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивной образовательной среды. Одним из требований современного образования является необходимость реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании школьников с нарушениями в развитии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
В современном этапе развития образования вопросы, связанные с социальной адаптацией и интеграцией детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ), не ограничиваются только специальным образованием. Они стали приоритетным направлением образования на уровне государства.
В Законе "Об образовании" подчеркивается важность развития творчества и творческих способностей детей. Он указывает, что обучающиеся имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов. Учебные заведения, в свою очередь, должны создавать условия для творческого развития младших школьников, а также оказывать содействие лицам, проявившим высокий уровень интеллектуального развития и творчества в определенных сферах учебной, исследовательской и художественной деятельности.
Таким образом, государство признает важность учета индивидуальных особенностей детей, включая детей с ОВЗ, и ставит перед образовательными учреждениями задачу создания условий для их творческого развития. Это направление включает в себя не только освоение обязательных образовательных программ, но и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, независимо от его специфических образовательных потребностей.
(Ст.5 п.2).
В данной выпускной квалификационной работе рассмотрены вопросы воспитания и обучения детей школьного возраста с нарушением интеллекта. Данные аспекты отражены в исследованиях Л.С. Выготского, С.Д. Забрамной, В.И. Лубовского, В.Г. Петровой и др. авторов, при этом учеными делается вывод об отличиях развития детей с нарушением интеллекта и школьников с нормативным психофизическим развитием. Для школьников с нарушением интеллекта характерным является замедленность темпа развития, недостаточное развитие познавательной активности, низкая работоспособность, трудности со становлением психических функций, что обуславливается органическими поражениями центральной нервной системы.
Наиболее важным компонентом развития школьников является творческое воображение. В рамках практической психологии наиболее важным представляется разработка проблемы развития творческого воображения в условиях начальной школы. Для современной педагогики и психологии важным является разработка практических аспектов развития творческого воображения школьников с нарушением интеллекта, так как данный вопрос недостаточно полно представлен в современных литературных источниках.
Развитие творческого воображения школьников с нарушением интеллекта представляет собой важную задачу современного специального образования. В соответствии с психолого-педагогическими исследованиями, для всех школьников характерна общая творческая одаренность, при этом возможно применение различных средств развития творческого воображения учащихся с нарушением интеллекта, важным представляется не только получение творческого продукта, но и организация творческой деятельности школьников.
Теоретические аспекты развития творческого воображения школьников освещены в работах Е.С. Войтюк, Л.С. Выготского, В.Т. Кудрявцева, Р.С. Немова и др. авторов; особенности психического развития и творческого воображения детей с нарушением интеллекта описаны в трудах О.В. Боровик, Л.С. Выготского, С.Д. Забрамной, Е.А. Колотыгиной, В.Г. Петровой и др. Также в литературе достаточно подробно рассмотрены основные средства развития творческого воображения школьников с нарушением интеллекта – в работах И.А. Грошенкова, А.И. Кузьминой, В.Н. Минсабировой, М.И. Поповой и др. авторов раскрыты основные условия и средства развития творческого воображения младших школьников с нарушением интеллекта.
Несмотря на достаточную разработанность вопросов развития творческого воображения обучающихся с нарушением интеллекта дополнительного исследования требуют методические аспекты организации и проведения специальной работы с школьниками по развитию творческого воображения. В связи с этим возникает противоречие между важностью развития творческого воображения школьников с нарушением интеллекта и необходимостью дальнейшей разработки методических аспектов проведения систематической и целенаправленной работы с школьниками с нарушением интеллекта по развитию творческого воображения.
В соответствии с актуальностью и противоречием была сформулирована тема исследования: «Развитие творческого воображения у обучающихся школьного возраста с нарушением интеллекта в инклюзивной образовательной среде».
Противоречие и тема исследования позволили выделить проблему исследования: каким образом можно организовать работы по развитию творческого воображения у обучающихся школьного возраста с нарушением интеллекта в инклюзивной образовательной среде?
Цель исследования: изучение и обоснование теоретических и методических аспектов развития творческого воображения у обучающихся школьного возраста с нарушением интеллекта в инклюзивной образовательной среде.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у обучающихся школьного возраста.
Предмет исследования: средства развития творческого воображения у обучающихся школьного возраста с нарушением интеллекта в инклюзивной образовательной среде.
Гипотеза исследования: мы предположили, что использование творческих заданий в организованной продуктивной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта будет способствовать более успешному развития творческого воображения учащихся.
Задачи исследования:
- представить понятие творческого воображения школьников в психолого-педагогической литературе;
- рассмотреть психолого-педагогическую характеристику обучающихся школьного возраста с нарушением интеллекта;
- выявить средства развития творческого воображения у обучающихся школьного возраста с нарушением интеллекта в инклюзивной образовательной среде;
- подобрать диагностический инструментарий и провести диагностику
уровня развития творческого воображения у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
- разработать и реализовать на практике программу развития творческого воображения у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в инклюзивной образовательной среде;
- проанализировать результаты констатирующего и контрольного этапов исследования, выявить динамику в уровне развития творческого воображения младших школьников с нарушением интеллекта.
Методы исследования:
- методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация научных представлений по теме исследования;
- методы сбора эмпирической информации: наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности детей,
- формирующий эксперимент (в форме организованных развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта), констатирующий и контрольный эксперименты;
- методы качественного и количественного анализа данных.
Рассмотрение теоретических и методических аспектов развития творческого воображения школьников с нарушением интеллекта, а также проведение экспериментального исследования позволило сделать ряд выводов.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы дано определение воображению, под которым понимаем высший психический познавательный процесс, который отражается в формировании новейших образов, в основе которых лежит предшествующий опыта человека. Воображение можно определить в качестве процесса рационального познания действительности. Следует также отметить, что воображение в настоящее время считается созданием нового образца, преобразованием прошедшего опыта.
В рамках рассмотрения психолого-педагогической характеристики детей школьного возраста с нарушением интеллекта были выявлены особенности психического развития детей данной категории, отдельно представлены особенности развития творческого воображения обучающихся. Было отмечено, что школьники с нарушением интеллекта имеют нарушения восприятия, памяти, мышления, речи. Творческое мышление школьников с нарушением интеллекта стереотипно, снижена оригинальность, наблюдается слабая активность учащихся. Воображение также инертно, опирается на ограниченные (иногда искаженные) представления об окружающем мире и зачастую оторвано от реальности, поэтому непродуктивно.
Анализ и обобщение литературы позволили рассмотреть ряд средств развития творческого воображения младших школьников с нарушением интеллекта. Были отмечены широкие возможности традиционных и нетрадиционных техник рисования, работы с бумагой, использования различных видов деятельности в работе со сказкой в развитии творческого воображения младших школьников с нарушением интеллекта. В качестве инновации представлено описание использования графического планшета в качестве средства развития творческого воображения младших школьников.
В рамках организации и проведения опытно-экспериментального исследования была проведена поэтапная работа с младшими школьниками с нарушением интеллекта.
На первом этапе исследования был проведен констатирующий этап исследования, в ходе которого подобран диагностический инструментарий, проведена диагностика, направленная на изучение уровня развития творческого воображения младших школьников с нарушением интеллекта. Результаты констатирующего этапа исследования показали достаточно низкий уровень развития творческого воображения большинства младших школьников с нарушением интеллекта, что привело к необходимости разработки и реализации программы, направленной на развитие творческого воображения младших школьников.
На формирующем этапе исследования была разработана и частично апробирована программа развития творческого воображения младших школьников с нарушением интеллекта. Основой данной программы стали творческие задания, реализованные в продуктивной деятельности младших школьников. Работа осуществлялась во внеурочной деятельности на подгрупповых занятиях; в процессе формирующего этапа работы с обучающимися широко использовался природный материал и различные техники выполнения конечного продукта.
На третьем этапе исследования была проведена конечная диагностика, в ходе которой был зафиксирован уровень развития творческого воображения младших школьников с нарушением интеллекта.
в результате проведения сравнительного анализа результатов диагностики уровня развития творческого воображения младших школьников с нарушением интеллекта на констатирующем и контрольном этапах исследования была отмечена динамика в развитии творческого воображения. С 12,5% до 37,5% увеличилось количество младших школьников с средним уровнем развития творческого воображения (рост составил 25%), соответственно с 87,5% до 62,5% уменьшилось число воспитанников младшего школьного возраста с нарушением интеллекта с низким уровнем развития творческого воображения.
Кроме количественных были отмечены также качественные изменения, произошедшие в развитии творческого воображения младших школьников с нарушением интеллекта, в частности, при выполнении заданий младшие школьники выполняли более детализированные изображения, которые отличались новизной и оригинальностью, в речи частично могли отразить причины нахождения объекта в различных ситуациях.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного исследования позволил выявить динамику в уровне развития творческого воображения младших школьников, что подтвердило успешность разработанной программы развития творческого воображения младших школьников с нарушением интеллекта.
Таким образом, гипотеза исследования доказана, цель исследования достигнута, задачи исследования решены.
1. Боровик О. В. Формирование воображения умственно отсталых учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1999. 17 с.
2. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. 112 с.
3. Войтюк Е.С., Аблямитова Л.Х. Сущность понятия «творчество» и «творческое воображение» // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2019. - №2 (18). – С. 19-20.
4. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости // Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. С. 321–354.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2015. 292 c.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика–Пресс, 2009. 536 с.
7. Гмошинская М.В. Работа красками — начало творческой деятельности // Семья и школа. 2002. № 2. С. 30–33.
8. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: Академия, 2002. 208 с.
9. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1993.
10. Колотыгина Е.А. Эмоциональное развитие умственно отсталых первоклассников в разных социально-педагогических условиях: автореф. дис. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2009. 26 с.
11. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие // Психологический журнал. 2001. № 5. С. 23–29.
12. Кузьмина А.И. Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения младших школьников // Современные научные исследования и разработки. – 2018. - №6 (23). – С. 397-399.
13. Кузьмина В. К. Дети с расстройствами поведения. Киев: Радянька школа, 1981. 81 с.
14. Кузьмина У.В. Работа со сказкой как средство развития воображения умственно отсталых младших школьников // Постулат. – 2016. - №11 (13). – С. 6.
15. Минсабирова В.Н. Работа с бумагой как средство развития воображения у младших школьников в системе общего и дополнительного образования // Евразийское научное объединение. – 2021. - №2-6 (72). – С. 416-419.
16. Немов Р.С. Общая психология: в 3 т. Том 2: в 4 кн. Книга 1. Ощущения и восприятие: учебник и практикум для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 302 c.
17. Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2002.
18. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.: Академия, 2002. 160 с.
19. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М., 1998.
20. Попова М.И., Алексеева А.А. Метод изотерапии как средство развития творческого воображения младших школьников с ЗПР на внеурочных занятиях // Мир науки, культуры, образования. – 2022. - №6 (97). – С. 201-202.
21. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
22. Репина Т.А. Развитие воображения // Психология детей до - школьного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1964. 342 с.
23. Родионова Г.С. Развитие воображения у старших школьников с общим недоразвитием речи в процессе работы со сказкой: автореф. дис. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2012. 25 с.
24. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.
25. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1986.
26. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2002. 356 с.
27. Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. М.: Академия, 2003. 464 с.
28. Сюркова О.И. Работа с бумагой на уроках технологии как средство развития творческого воображения младших школьников // Академическая публицистика. – 2021. - №4. – С. 612-618.
29. Токарева А.О., Колчанова Е.А. Детский эксперимент с цветом как средство развития творческого воображения младшего школьника // Педагогический вестник. – 2020. - №14. – С. 117-119.
30. Хрусталева З.А. Основы педагогической психологии высшей школы: учебное пособие для вузов. М.: Проспект, 2010. 189 c.
31. Ческидова И.Б., Владимирова Д.Г. Развитие творческого воображения младших школьников средствами графического планшета // Ученые записки НТГСПИ. Серия: Педагогика и психология. – 2023. - №3. – С. 21-30.
32. Шаповалова О. Е. Психология детей с нарушением интеллекта. Биробиджан: ПГУ им. ШоломАлейхема, 2013. 102 с.
33. Шаповалова О. Е. Эмоциональное развитие умственно отсталых школьников: дис. … д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2006. 320 с.
34. Шаповалова О.Е. Воображение младших школьников с нарушением интеллекта // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2016. №182. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voobrazhenie-mladshih-shkolnikov-s-narusheniem-intellekta-1 (дата обращения: 06.01.2024).
35. Шинкарева Н. А., Карманова А. В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. 2015. № 24. С. 23–28.