Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 12 человек, учащиеся 2-го класс ( возраст от 7,5 до 8,5 лет).
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические подходы к развитию связной речи младших школьников
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста…8
1.2. Особенности развития связной речи у младших школьников………….14
1.3. Значение уроков русского языка в развитии связной речи младших школьников21
Выводы по первой главе…………………………………………26
Глава 2. Экспериментальное исследование развития связной речи у детей младшего школьного возраста
2.1. Диагностика уровней развития связной речи младших школьников..…28
2.2. Анализ основной общеобразовательной программы школы-базы исследования в контексте развития связной речи детей младшего школьного возраста……………32
Выводы по второй главе…………………………38
Заключение………………………………………………………………….……39
Список использованной литературы ……41
Приложения……………………………………………………………………...44
Речь практически во все времена являлась основным средством человеческого общения. Без нее невозможно получение и передача большого количества информации, в особенности той, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что трудно воспринять с помощью органов чувств. Письменная речь позволяет нам узнать, как жили, о чем думали и что делали наши предки. Иначе говоря, передача другим своих мысли и чувств была бы попросту невозможна.
Сущность речи, механизмов ее формирования и общих закономерностей являются главными факторами, определяющими развитие учебной деятельности младшего школьника. Множество учёных обеспокоены сильным снижением общего уровня речевой культуры, ведь развитие связной речи можно назвать одним из базисов в обучении и воспитании детей. Из этого следует, что необходимым является ведение планомерной работы по формированию языковой компетенции. В связи с этим, перед современной школой стоит задача, достигнуть наиболее эффективные общественные формы организации учебной деятельности детей.
В наше время установлены единые линии речевого развития школьников и имеется обоснование идеи развития речи на межпредметном уровне. К ней можно отнести изучение самих проблем речевого общения, определение возможных путей формирования языковой компетенции школьников, анализ монологической и диалогической форм речевых высказываний и выявление психологических особенностей формирования связной устной и письменной речи младших школьников. В аспекте темы одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем стало изучение связной речи. Также не стоит забывать о поиске соответствующих способов и приёмов, а также форм и средств развития речевой деятельности у детей. Так как дети постигают родной язык через речевую деятельность, понимание речи и говорение, необходимым становится создание условий для хорошо связной речевой деятельности детей и их коммуникации. Этим объяснена актуальность темы курсовой работы, определен выбор объекта и предмета исследования.
Из работ Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Б.Ф. Ломова, В.В. Богословского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и др. можно сделать вывод, что проблемы речевой деятельности во все времена привлекали внимание учёных. Об этом свидетельствует и множество научных исследований, которые позволяют организовывать научно-обоснованные положения для выявления условий индивидуализации деятельности в развитии речевой деятельности у детей. При всем повышенном внимании к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста находится на недостаточно высокой ступени развития, поэтому большое значение приобретает современная и методически грамотно организованная работа по развитию речи, одним из путей которой становится работа по развитию связной речи на уроках русского языка. Учитель школы должен построить учебный процесс так, чтоб он соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям учеников, уметь методически грамотно организовывать усвоение того или иного вида текстов.
Подводя итоги вышесказанного, можно выявить актуальность этой проблемы. Актуальность исследования данной работы определяется тем, что изучение механизмов развития связной речи является важной задачей учебного процесса и системы образования в целом. Целью курсовой работы является обобщение данных теории и практики развития речи учащихся на уроках русского языка
Цель исследования: изучить специфику развития связной речи у младших школьников на уроках русского языка и педагогически обогатить программу по предмету «Русский язык» с целью повышения уровня развития связной речи у детей младшего школьного возраста
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие связной речи у младших школьников на уроках русского языка
Задачи исследования:
• изучение научной и методической литературы по проблеме исследования;
• проведение опытно-экспериментальной работы на уровни связной речи младших школьников;
• проведение диагностики уровней сформированности связной речи у младших школьников;
• анализ образовательной программы «Русский язык» из учебно-методического комплекса школы-базы исследования
Методы исследования:
• теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
• изучение программных документов, определяющих содержание образования в начальных классах средней общеобразовательной школы;
• констатирующий педагогический эксперимент;
• математический метод обработки данных.
База исследования:
Структура курсовой работы: введение, 2 основные главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложения
Курсовая работа включает в себя введение две основные главы и заключение. Первая глава посвящена психолого-педагогическим основам исследования, основным функциям и особенностям речи, видам речи, возникновению и этапам развития речи у ребенка, а также психолого–педагогическим особенностям детей младшего школьного возраста. Был сделан вывод, что на сегодняшний день развитие речи занимает большую и сложную область методики родного языка, которая в свою очередь имеет базу собственных исследовательских данных, располагает необходимой дидактической, психологической и лингвистической базой для выявления системы основных понятий, определения их и подготовки нужных выводов из накопленных в науке экспериментальных данных.
Необходимо проводить тесную связь между развитием речи и развитием мышления ребенка. Овладение языком, его грамматическим строем, дает возможность ребенку свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы на основе отражения разнообразных связей между предметами и явлениями. Стоит сказать, что развитие связной речи детей младшего школьного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи. В первой главе происходило освещение проблемы с опорой на труды Лурии А.Р., Леонтьева А.А., Рубинштейна С.Л., Звоницкой А.С, Львова М.Р. и многих других.
Вторая глава посвящена результатам диагностики уровней развития связной речи, результаты которой свидетельствуют, что средний уровень присущ большему количеству детей. Это свидетельствует о понимании смыслы текста, его частичном воспроизведении с нарушением последовательности излагаемых событий, умении строить самостоятельные высказывания с преобладанием простых нераспространенных предложений.
Развитие связной речи на уроках «Русского языка» должно занимать одно из центральных мест. В результате анализа основной общеобразовательной программы школы-базы исследования (УМК «Перспектива»), по которой обучаются ученики второго класса МОУ «Киришский лицей», можно сделать вывод о том, что необходимо внесение поправок в КТП курса предмета «Русский язык». Они были нами внесены (см. Приложение 3). Педагогическое обогащение программы имело своей целью пополнить ресурсы средств и приемов, используемых в учебном процессе. Дополненные нами приемы позволят пробудить заинтересованность русским языком, ввести их в мир науки о языке и помочь ощутить его, как стройную и гармоничную систему. Благодаря обогащению и, безусловно, работе педагога, дети смогут проследить за функционированием языковых явлений в собственном пересказе, смогут выполнять упражнения на развитие связной письменной речи. Педагогическое обогащение поспособствует более продуктивной работе над связной речью детей младшего школьного возраста и сделает так, чтоб уровень сформированности связной речи занимал более высокий уровень в системе его контроля.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - М.: Просвещение, 1986. -284с.
2. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Нач. школа. – 2000. - №4. – с.139
3. Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. Общая психология. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. — Под ред. В. В. Богословского и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 383 с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 8 т, Т.2 . - М.: «Педагогика», 1982. - 340 с.
5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Информационно методическое пособие по курсу "Психология человека". М.: Педагогическое общество России, 2004 - 276 с.
6. Грушников П.А., Горецкий В.Г. Работа над предложением и связной речью в нач. кл. – М.: Просвещение, 1967. – 128с.
7. Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. –М: Просвещение, 1964. – 300 с.
8. Запорожец И.В. Культура речи. Начальная школа, 2003. – с .289
9. Звоницкая А.С. Психологический анализ связности речи и ее развитие у школьника. – Учебное издание Государственного педагогического института им. Герцена А.И., под ред. Рубинштейна С.Л. Т. 35. – Л, 1941.
10. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. –Издательство Ростовского университета, 1987 -96 с.
11. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. «Русский язык. 2 класса», методическое пособие. – М: Просвещение , 2011.
12. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., учебник по русскому языку для 2 класса начальной школы в 2-х частях. – М: Просвещение, 2012.
13. Коенман Э.Д. Использование тематически связанных текстов на уроках русского языка.— Рус. яз. в школе, 1992. – 157 с.
14. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.:Педагогика, 1974. – 256с.
15. Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания. Вопросы порождения речи и обучения языку. – М.1967. – 475с.
16. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 1965.
17. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.:Просвещение, 1969. -214с.
18. Ломов Б. Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959. – 304с.
19. Лурия А.Р. Язык и сознание, Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: Издательство МГУ, 1998. – 336с.
20. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М:Просвещение, 1979. – 431с.
21. Методика грамматики и орфографии в нач.классах. под ред. Н.С. Рождественского. М. – Просвещение, 1975 г. – 239 с.
22.Обухова Л.В. Возрастная психология. - М.: Изд. «Педагогическое общество России», 1999. - 170 с.
23. Основы теории речевой деятельности. – М.: Издательство «НАУКА», 1974. – 368с.
24. Речевое развитие младших школьников, сборник статей под редакцией Рождественского Н.С. - М., 1970. – 211c.
25.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд. «Питер», 1998. - 453 с.
26. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
27. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе – М., 1986 г. - 243 с.
28. Ушакова О.С. Развитие речи детей четырех – семи лет // Дошкольное воспитание. – 1995. - №1. – 266c.