Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАСКОЛ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЕ КОРОЛЕВСТВА ШВЕЦИЯ В 2011-2015 ГГ.

Работа №131812

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы61
Год сдачи2016
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Роль политической элиты в формировании внешней политики государства 11
1.1. Понятие политической элиты 11
1.2. Влияние раскола в политической элите на выполнение ею своих функций 15
2. Место Социал-демократической рабочей партии Швеции (СДРПШ) в политической элите страны 20
2.1. Платформа Социал-демократической рабочей партии Швеции 21
2.2. Лидеры и имидж Социал-демократической рабочей партии Швеции 23
2.3. Позиция партии социал-демократов по основным вопросам внешней политики страны 26
2.3.1. Обеспечение военной безопасности и сотрудничество Швеции с НАТО 26
2.3.2. Членство и роль Швеции в Европейском союзе 28
2.3.3. Политика Швеции в сфере миграции и предоставления убежища 28
3. Место Умеренной коалиционной партии Швеции (УКП) в политической элите страны 31
3.1. Платформа Умеренной коалиционной партии 31
3.2. Лидеры и имидж Умеренной коалиционной партии 34
3.3. Позиция партии «модератов» по основным вопросам внешней политики страны 36
3.3.1. Обеспечение военной безопасности и сотрудничество Швеции с НАТО 36
3.3.2. Членство и роль Швеции в Европейском союзе 37
3.3.3. Политика Швеции в сфере миграции и предоставления убежища 38
4. Место партии «Шведские демократы» (ШД) в политической элите страны 41
4.1. Платформа партии «Шведские демократы» 41
4.2. Лидеры и имидж партии «Шведские демократы» 44
4.3. Позиция партии шведодемократов по основным вопросам внешней политики страны 46
4.3.1. Обеспечение военной безопасности и сотрудничество Швеции с НАТО 46
4.3.2. Членство и роль Швеции в Европейском союзе 47
4.3.3. Политика Швеции в сфере миграции и предоставления убежища 49
Заключение 53
Список источников и литературы 55

Роль общественного мнения в международных отношениях является одной из важнейших тем, к которым обращалось научное сообщество, начиная с середины XX века. Если до этого времени было принято считать, что общественное мнение не играет важной роли во внешней политике государств, то изучение роли общественного мнения в политической жизни США в отношении политики в Корее и во Вьетнаме в годы холодной войны, в Сомали, Ираке и Афганистане после холодной войны, а также в политике Советского Союза в Афганистане указывает на обратное.
Общественное мнение оказывает влияние на внешнюю политику государств, но не во всех, а лишь в некоторых, особых случаях. Одним из таких случаев является раскол в политической элите. В ситуации раскола политическая элита оказывается не в состоянии выработать внешнеполитический ответ на изменения международной ситуации, что заставляет элиту обращаться к общественному мнению.
В современной Швеции наблюдаются определенные признаки раскола политической элиты. Шведская элита не может выработ ать внешнеполитический ответ на иммиграционный кризис, который начался в Европейском Союзе в 2014 -2015 гг., что обусловлено тем, что отдельные представители элиты, не разделяющие идей правящего кабинета и системных партий, апеллируют к различным сегментам шведского общества, заставляя общественное мнение играть все возрастающую роль во внешней политике государства, а эмоции - приходить на смену рациональному выбору в процессе выработки внешнеполитических решений.
Схожесть ситуации в Швеции с ситуацией в некоторых других европейских странах обуславливает актуальность изучения шведского опыта на современном этапе.
Проблематика возникновения расколов в политической элите государства и их влияния на внешнюю политику раскрывается в нескольких работах, принадлежащих авторству Джона Цаллера1 и Сары Крепс2. Вместе с тем, изучение всего нескольких случаев, предпринятое в названных трудах, не раскрывает полностью механизма, посредством которого раскол заставляет элиты обращаться к общественному мнению в процессе выработки внешнеполитических решений, в связи с чем мы вынуждены обращаться к довольно обширному пласту литературы, посвященной проблематике элит и общественного мнения.
Данной темой занимался целый ряд исследователей, как западных, так и российских. В первую очередь, необходимо отметить фундаментальные труды, посвященные политическим элитам и теории элит, принадлежащие авторству таких ученых, как Г. Моска3, В. Парето4 и Р Михельс5. Что касается российских авторов, изучением функционирования политических элит занимаются такие исследователи, как Очирова В.М.6, Матанцев Д.А.7, Алексеева О.В.8, Горчицкая Е.А.9, Сидаков А.М.10, Цап Л.В.11, Жуков И.К.12, Крыштановская О.В.13, Левада Ю.А.14 и многие другие.
Не меньшее количество исследователей занимается и изучением проблематики общественного мнения: Вейт С.М.15, Зубарев Д.Ю.16, Левада Ю.А.17, Серкин В.В.18 и др.
Особый пласт литературы, использованной в данной работе, посвящен анализу внешней и внутренней политики Швеции на современном этапе.
Среди выдающихся ученых-скандинавистов настоящего времени, занимающихся вопросами внутренней политики Королевства Швеция, можно выделить таких исследователей, как Гришин И.В., Рябиченко А.В.19 и Болотникова Е.Г.20 К работам Гришина И.В. по проблематике «Северного измерения» относятся многие статьи в научно-политическом журнале «Мировая экономика и международные отношения». В своих публикациях ученый рассматривает различные аспекты внутренней политики Швеции, о чем свидетельствуют названия его статей: «Социал-демократия Швеции: трудное расставание с прошлым»21, «Шведская модель общественного развития: дихотомия рынок- политика»22, «Экономическая демократия: шведский казус»23, «Выборы в Швеции: судьбоносный сдвиг?»24, «Швеция все более теряет особость (К выборам 2010 года)»25, «Швеция после шведской модели»26, «Приз без победы, победа без приза (Выборы - 2014 в Швеции)»27. Эти и некоторые другие статьи Гришина И.В. были использованы при написании данной работы.
Вопросы внешней политики скандинавских государств, в частности Швеции, сегодня наиболее полно раскрываются в трудах таких российских ученых, как Воронов К.В. и Антюшина Н.М28: «Миротворчество стран Северной Европы: ответы на вызовы»29, «Северная Европа к 2030 году: контуры и алгоритмы развития»30, «Северные страны и ЕС: формула и конфигурация внутренней безопасности»31, «Страны Северной Европы: сближение геополитических линий»32, «Швеция - НАТО: конспиративная уния под лейблом нейтралитета»33 - некоторые из статей Воронова К.В., опубликованных в журнале «Мировая экономика и международные отношения», использованные при работе над данным исследованием.
Среди зарубежных ученых, занимающихся исследованием политики Швеции на современном этапе, можно выделить шведских историков и журналистов Бритт-Мари Маттсон34 и Михаэля ав Мальмборга35, чьи труды посвящены изучению особенностей внешней политики Швеции и политики нейтралитета, а также Эмили Мунро36 и Ханну Оянен37, специализирующихся на проблематике реалий политики нейтралитета в целом в современной Европе. Вопросы внутренней политики страны затрагиваются в работах Х. Андерсона38, Сесилии Хольмберг39 и др.
Объектом исследования в данной работе является процесс принятия внешнеполитических решений в Швеции.
Соответственно, предмет исследования - влияние раскола в политической элите на процесс принятия внешнеполитических решений в Швеции.
Цель работы - охарактеризовать состояние политической элиты Швеции на современном этапе с учетом понятия раскола в элите.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Определить понятие раскола политической элиты и показать значение расколов в элите для политической системы государства, включая внешнюю политику;
2. Охарактеризовать позицию Социал-демократической рабочей партии Швеции (СДРПШ) по важнейшим вопросам внешней политики и определить ее роль в развитии политической элиты;
3. Охарактеризовать позицию Умеренной коалиционной партии (УКП) по важнейшим вопросам внешней политики и определить ее роль в развитии политической элиты;
4. Охарактеризовать позицию партии «Шведские демократы» (ШД) по важнейшим вопросам внешней политики и определить ее роль в развитии политической элиты;
При написании данной работы использовались как общие методы исследования, такие как индукция, дедукция, прогноз, анализ и синтез, так и специальные методы исследования, характерные для сравнительных политологических исследований актуальных проблем внешней политики государств и международных отношений.
Теоретико-методологическая база работы основана на трудах либеральной теории международных отношений, которая указывает на значимость внутриполитических факторов во внешней политике государств.
Важнейшим понятием для данной работы является понятие политической элиты, поскольку данная работа исходит из предположения, что именно элита отвечает за принятие внешнеполитических решений в государстве, за исключением случаев, когда в элите происходит раскол и когда большую роль в процессе принятия решений начинает играть общественное мнение.
Под расколом в данной работе понимается отсутствие консенсуса в элите, в то время как консенсус, исходя из определения, предложенного выдающимся американским политологом Джоном Цаллером, представляет собой отсутствие выраженной оппозиции проводимой правительством внешней политике, когда наиболее влиятельные оппозиционные лидеры публично поддерживают основные положения правительственной внешней политики.40 Соответственно, состояние раскола элиты, наоборот, можно охарактеризовать как наличие выраженной оппозиции внешней политике, проводимой правительством, когда влиятельные лидеры оппозиции выражают свое несогласие с основными ее положениями.
Раскол в политической элите Швеции происходит по партийной линии, соответственно, методология данной работы опирается на сравнительные исследования различных политических партий. В данном сравнительном исследовании различных партий можно выделить три характеристики, позволяющие определить три основные на сегодняшний день партии шведского парламента как правящую (СДРПШ), оппозиционную (УКП) и партию, раскалывающую элиту (ШД).
Выделение партии, раскалывающей элиту, происходит по двум критериям: во первых, партия, раскалывающая элиту, требует проведения референдума по вопросу массового приема беженцев на территорию Швеции, заявляя, что лидеры элиты не могут решить данный вопрос самостоятельно; и во-вторых, партия, раскалывающая элиту, блокирует процесс принятия решений, не позволяя большинству в элите проводить решения по внешнеполитическим вопросам, что выражается в блокировании партией «Шведские демократы» проекта бюджета, предлагаемого правительством.
В качестве одного из методов исследования используется анализ программ политических партий, причем в программах партий в данной работе выделятся два больших элемента: внутриполитические и внешнеполитические установки. При рассмотрении позиций СДРПШ, УКП и ШД по вопросам внутренней политики страны особое внимание уделяется таким вопросам, как рынок труда, налоговая политика, политика в области образования, здравоохранения и борьбы с преступностью, т.к. именно эти вопросы в основном поднимаются в предвыборных программах партий41 и в выступлениях партийных лидеров.42 Что же касается позиций партий по внешнеполитическим вопросам, рассматриваются наиболее актуальные вопросы внешней политики Швеции на современном этапе, такие как обеспечение военной безопасности и сотрудничество Швеции с НАТО, членство и роль Швеции в ЕС и политика Швеции в сфере миграции и предоставлении убежища.
Помимо этого, анализируется роль лидеров для своих партий, принимая во внимание тот факт, что каждый лидер политической партии играет одну либо несколько из трех ролей: способствуют консолидации партии и достижению внутрипартийного консенсуса, способствуют повышению привлекательности партии в глазах электората посредством своего имиджа и положительной репутации, и, наконец, меняют вектор политической направленности партии, внося изменения в ее платформу.
Эмпирическую базу исследования составляют следующие источники:
1) политические программы и информация с официальных сайтов политических партий Швеции: программа Умеренной коалиционной партии Швеции в преддверии выборов 2010 г. «Trygga den svenska modellen» («Поддержим шведскую модель»)43, официальный сайт Умеренной коалиционной партии44, официальный сайт Социал-демократической рабочей партии Швеции45, программа СДРПШ46, официальный сайт партии «Шведские демократы»47 и др.
2) сообщения шведских СМИ, касающиеся современной политической ситуации в Швеции и политики трех основных партий шведского истеблишмента: Луве Бениг «Социал-демократы хотят повысить подоходный налог»48, Матс Ларссон «Швеция получила нового премьер-министра»49, Йимми Окессон «Ислам - самая серьезная угроза для современной Швеции»50 и др.
Научная новизна данной работы определяется двумя факторами. Во-первых, в данной работе делается попытка операционализации понятия раскола политической элиты. Автор данной работы выделяет в качестве одного из качественных признаков, позволяющих операционализировать раскол в политической элите, требование о проведении референдума по вопросам внешней политики. Кроме того, впервые проведено исследование политической элиты Королевства Швеции с точки зрения предложенного в данной работе понятия раскола политической элиты и метода его операционализации.
В соответствии с целями и задачами работа структурно состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы. Каждая глава разбита на параграфы.
В первой главе «Роль политической элиты в формировании внешней политики государства» излагается теоретическая база работы: в первом параграфе дается характеристика понятия политической элиты и показывается развитие теории элит в исторической перспективе; во втором параграфе рассматривается ситуация раскола в политической элите и анализируется влияние раскола в элите на выполнение ею своих функций и на внешнюю политику страны. Вторая глава, посвященная рассмотрению места Социал-демократической рабочей партии Швеции (СДРПШ) в политической элите страны на современном этапе, разделена на параграфы, касающиеся платформы социал- демократов, лидеров партии и позиции по основным вопросам внешней политики, соответственно. В третьей и четвертой главах подобным же образом рассматривается место Умеренной коалиционной партии (УКП) и партии «Шведские демократы» в политической элите страны. В заключении делаются основные выводы по результатам проведенного исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Под расколом политической элиты понимается ситуация, в которой политические партии, вместо того, чтобы принимать решения, касающиеся внешней политики страны, путем достижения соглашения друг с другом, обращаются к общественному мнению, т.к. в условиях раскола элита оказывается не в состоянии выработать внешнеполитический ответ на изменения международной ситуации.
В современной Швеции наблюдаются определенные признаки раскола. Шведская политическая элита не может выработать внешнеполитический ответ на иммиграционный кризис, начавшийся в Евросоюзе в 2014-2015 гг. Источником раскола является антииммигрантская партия «Шведские демократы», активно выражающая свое несогласие с основными положениями внешней политики, проводимой правящим кабинетом.
Основным камнем преткновения между системными партиями (СДРПШ и УКП) и «Шведскими демократами» является политика Швеции в сфере миграции и предоставления убежища, а также роль и членство Швеции в Европейском Союзе. Если социал-демократы и «модераты» рассматривают членство страны в ЕС в качестве одного из гарантов безопасности Швеции на международной арене и выступают за дальнейшее активное вовлечение Швеции в сотрудничество на общеевропейском уровне, позиция шведодемократов сводится к тому, что членство Швеции в ЕС негативно сказывается на экономической и социальной ситуации в стране, а также ведет к ущемлению шведского суверенитета, в связи с чем необходимо провести референдум касательно выхода страны из Евросоюза, или же по крайней мере не допустить ее вступления в Еврозону.
Еще более остро на сегодняшней повестке дня стоит вопрос дальнейшего допуска на территорию страны беженцев. Если СДРПШ и УКП выступают за временное ограничение приема беженцев, а также совершенствование законодательства в данной сфере, шведодемократы предлагают вовсе приостановить инокультурную миграцию в страну, направив средства на финансирование социальных проектов по помощи беженцам за пределами Швеции. Однако, несмотря на достаточно активную позицию ШД, их идеи были оставлены без внимания, что стало одной из предпосылок возникновения в декабре 2014 г. достаточно неожиданных событий в политической жизни Швеции, когда парламентом был отклонен правительственный проект бюджета, а также возникла перспектива проведения внеочередных выборов.
Несмотря на то, что новых выборов удалось избежать путем заключения соглашения между системными партиями, чтобы преодолеть зависимость от голосов фракции шведодемократов, проблема поиска путей взаимодействия правительственных партий со «Шведскими демократами» и недопущения углубления раскола становится все более актуальной. Нежелание СДРПШ и УКП пойти на сотрудничество со шведодемократами ведет к тому, что позиция последних становится все более агрессивной: уже не видя возможности претворить свои идеи в жизнь посредством нормальной процедуры голосования в парламенте, ШД заявляют, что элита больше не в состоянии самостоятельно решить данную проблему, и выступают с лозунгом провести в стране референдум по вопросу прекращения приема беженцев, тем самым заставляя общественное мнение играть все возрастающую роль во внешней политике страны.
На данный момент решение о проведении референдума не принято, однако есть основания предполагать, что в краткосрочной перспективе подобное решение может иметь место, и тогда можно будет констатировать факт наличия раскола в политической элите Швеции. Однако, нельзя исключать и другие сценарии развития событий, предполагающие, что партия ШД либо перестанет восприниматься другими партиями шведского истеблишмента в качестве маргинальной и станет одной из системных партий, что может поспособствовать восстановлению консенсуса элиты, либо же, наоборот, войдя в правительственную коалицию и потеряв таким образом имидж оппозиционной партии, утратит свою электоральную популярность и проиграет выборы, и шведская партийно-политическая система вернется к состоянию многопартийности с двумя доминирующими партиями - СДРПШ и УКП.


1. Алексеева О.В. Современные подходы к анализу элитарного правления // Вестник Самарского государственного университета. - 2012. № 8. - С. 32 - 39.
2. Антюшина Н.М. Северная Европа: переход на инновационное развитие // Вестник Российского гуманитарного университета. - 2012. № 12. - С. 245 - 250.
3. Болотникова Е.Г. Праворадикальные партии современной Швеции // Вестник МГИМО Университета. - 2011. № 5. - С. 174 - 180.
4. Вейт С.М. Сущность и структура общественного мнения // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2009. № 7. - С. 238 - 242.
5. Волков А. и др. Преодоление кризисных явлений в некоторых странах ЕС // Мировая экономика и международные отношения. - 2015. № 3. - С. 35 - 47.
6. Воронов К.В. Северные страны: рациональная алгоритмика преодоления кризиса // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. № 10. - С. 37 - 48.
7. Воронов К.В. Эрозия Шведской модели и девальвация политики неприсоединения // Мировая экономика и международные отношения. - 2015. № 12. - С. 48 - 57.
8. Воронов К.В. Миротворчество стран Северной Европы: ответы на вызовы // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. № 12. - C. 57 - 68.
9. Воронов К.В. Северная Европа к 2030 году: контуры и алгоритмы развития // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. № 2. - С. 59 - 69.
10. Воронов К.В. Северные страны и ЕС: формула и конфигурация внутренней безопасности // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. № 6.
11. Воронов К.В. Страны Северной Европы: сближение геополитических линий // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. № 5.
12. Воронов К.В. Швеция - НАТО: конспиративная уния под лейблом нейтралитета // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. № 5.
13. Головин М.С. Праворадикальные партии в современной Европе: эволюция идеологии и рост электоральной популярности // Международный научный альманах. - 2016. № 1. - C. 5 - 7.
14. Горчицкая Е.А. Философские теории элит // Омский научный вестник. - 2009. № 5. - С. 94 - 98.
15. Гришин И. Выборы в Швеции: судьбоносный сдвиг? // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. № 3. - С. 54 - 64.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ