Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Британцы в Санкт-Петербурге в XIX в. — начале XX в.

Работа №131811

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Британцы среди иностранцев Санкт-Петербурга 8
1.1 Многонациональность Санкт-Петербурга 8
1.2 Британцы в России и Петербурге до XIX века 10
1.3. Британцы среди иностранцев Петербурга 12
Глава 2. Сферы деятельности британцев в Петербурге 15
2.1 Торговля 15
2.2. Промышленность 18
2.3. Образование 22
2.4. Искусство 25
Глава 3. Досуг британцев 29
3.1. Занятия в свободное время 29
3.2. Англиканская церковь 32
3.3. Английский клуб 36
Глава 4.Взаимовосприятие британцев и русских 38
4.1. Записки путешественников 38
4.2. Восприятие Санкт-Петербурга 41
4.3 Британцы о русских 46
4.4. Русские о британцах 51
4.5. Англомания 55
Заключение 59
Список источников 63
Список литературы 67
Список сокращений 72

Санкт-Петербург изначально складывался как многонациональный город, и разные этнические группы вносили свой вклад в его политическую, экономическую, культурную жизнь. Одним из народов, который оказал влияние на жизнь города почти с момента его основания, являются британцы. Многие из них приезжали сюда как путешественники на несколько дней или месяцев, а некоторые оставались жить надолго, развиваясь здесь в своих профессиональных навыках, и оставив значительный вклад в истории города.
Этот процесс начался еще в XVIII веке и был особенно активным при Екатерине II, правление которой даже называют «англофилией у трона» 1. Однако, начав расцветать в это время, британское присутствие в Петербурге продолжило движение в начале XIX века, когда Александр I восстановил дипломатические отношения с Англией после их разрыва Павлом I, и продолжилось приглашение британских специалистов в Россию. Несмотря на переменчивость политических обстоятельств - связи укрепились после 1812 года, в ходе Крымской войны находились в кризисе, затем испытали трудности из-за политики в Средней Азии и к началу XX века менялись из-за разного восприятия англо-бурской войны, - всё же на протяжении всего XIX века росло число английских путешественников в России, издавалось немало книг о ней, а в Петербурге можно было ярко увидеть интерес к Англии через рост английских обществ, изучение языка, веяния моды. Этот взаимный интерес, такой яркий и разнообразный, продолжался до 1917 года, когда большая часть британцев покинула город. Поэтому изучение данного периода очень значимо для истории, чем и объясняются хронологические рамки исследования.
Несмотря на значительное количество исследований о многонациональности Петербурга, исследования о британцах не являются многочисленными. Особенно это касается XIX века. Энтони Кросс, профессор Кэмбриджского университета и автор труда « Британцы в Петербурге: XVIII век», завершает его словами, что в последующем веке их «дни миновали» 1. Кроме распространения такого мнения, проблемой в рассмотрении темы является то, в большинстве работ об англичанах они рассмотрены глазами русских в самой Англии. Такую перспективу мы можем увидеть в основных публикациях о британцах: Н.А.Ерофеев в своем труде «Туманный Альбион: Англия и англичане глазами русских, 1825-1853 гг.» уделяет основное внимание британцам на их родине, и только два параграфа - «Английская культура в России», «Англичане в России» посвящает изучаемому вопросу2 . Историк А.А.Орлов в труде «Теперь вижу англичан вблизи...»: Британия и британцы в представлениях россиян о мире и о себе (вторая половина XVIII-первая половина XIX вв.)» вообще не уделяет внимания англичанам в России, рассматривая их только с точки зрения русских в Британии 3. Таким образом, данная тема не была достаточно изучена. Итак, целью данной работы является исследование жизни британцев в Петербурге в XIX веке. Для этого необходима реализация таких задач, как:
1) изучить жизнь британцев в России до XIX века
2) проанализировать положение британцев среди других иностранцев Санкт-Петербурга
3) рассмотреть сферы деятельности англичан в городе
4) исследовать, как британцы проводили досуг
5) определить, как английские путешественники видели Петербург
6) реконструировать взаимовосприятие англичанами и русскими и друг друга
7) выяснить, каково было распространение и проявления англомании в обществе
Как в отечественной, так и в зарубежной историографии, данную тему изучало небольшое количество исследователей. Из дореволюционных историков это П. Боборыкин, издающий в 1895 г. статью «Английское влияние в России». Он приходит к выводу, что в 1890-е годы «несмотря на конфронтацию России и Великобритании на международной арене... английская социально-политическая жизнь, наука, литература» продолжают влиять на русское общество4. Взаимоотношения британцев и русских представлялись непосредственно связанными с политикой.
В советской историографии значительным трудом является уже упомянутое исследование Н.А.Ерофеева «Туманный Альбион: Англия и англичане глазами русских, 1825-1853 гг.», ограниченное временными рамками. В нем также автор видит тесную связь с политическими шагами: вместе с обострением русско-английских отношений ухудшался и образ Англии, при чем, ухудшение было постепенным 5.
В современной историографии выделяется труд А.Н.Чесноковой «Иностранцы и их потомки в Петербурге. Немцы. Французы. Британцы. 1703-1917.: историко-краеведческие очерки». Рассказывая о разных британцах в сфере искусства, военном деле, медицине автор обосновывает факт, что «роль британцев в жизни петербургского общества была несоизмерима с их количеством» 6. Однако, трудно сказать, что в монографии приведен достаточно глубокий анализ жизни британцев.
Кроме работ, посвященных общей характеристике англичан, есть работы более узкие, посвященные Английскому клубу 7 , истории изучения английского языка 8.
Источниковая база исследования состоит из неопубликованных материалов, материалов личного происхождения, периодики и публицистики, художественной литературы.
Неопубликованные материалы относятся к фонду №1689 «Англиканские церкви в России» Российского государственного исторического архива (РГИА). Он был передан архиву в 1964 г. из Историко-дипломатического управления МИД СССР, в 1989 г. был рассекречен. В этом фонде содержатся «Журналы регистрации крещения, бракосочетания и смерти» прихожан, тексты проповедей, молитв; письма британских подданных священникам англиканской церкви в Петербурге; переписка священников с Вестминстерским аббатством, финансовые отчеты церкви. Наибольший интерес представляют «Журналы регистрации», аналог наших метрических книг, они позволяют увидеть не только рост рождаемости и числа прихожан, но частоту браков между британцами, другими иностранцами и русскими, а также профессии англичан. В документах с текстами проповедей и гимнов можно увидеть постоянное устремление к Англии, ее государственной власти и епископату. Поскольку большая часть британцев относилась к Англиканской церкви, данные материалы во многом дают важную информацию.
К материалам личного происхождения относятся мемуары, которые содержат сведения о жизни англичан в Петербурге. Это, в основном, воспоминания самих англичан - Мэриэль Бьюкенен, дочери британского посла в России в начале XX века 9, или жены английского посла Джорджины Блумфильд во время правления Николая I 10, а также переписка - к примеру, письма Эдварда Кромвеля Дисборо, британского посланника в России (1825-1828) и его супруги Анны к родственникам и знакомым11.
Следующая группа источников - это периодика и публицистика. К ним относятся отдельные статьи в журналах того времени - статья А.Бутакова в «Отечественных записках» - «Английские туристы»12, статья И. Головина «Путешественник нашего времени» в журнале «Сын Отечества» 13.
Также сами записки путешественников являются важным источником. На протяжении XIX века их издавалось более двух десятков, на русский язык переведены единицы из них - «Россия глазами иностранца» Александера Джеймса 14, остальные были изданы на английском языке и не переиздавались с XIX века - Джон Карр «Северное лето» 15, Вильям Рэй Вильсон «Путешествие по России»16, Лейч Ричи «Путешествие в Петербург и Москву через Курляндию и Ливонию» 17 и другие.
В художественной литературе часто освещены какие-то конкретные моменты: образ английских жокеев (Л.Н.Толстой «Анна Каренина»), гувернанток (А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»), и довольно редко отражены общие впечатления: например, Дж. Клапка Джером, который был в Петербурге зимой 1899 года, написал в 1905 г. рассказ «Люди будущего» о России.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как видим, британцы играли значительную роль в жизни Санкт- Петербурга в XIX веке - начале XX века, и утверждение, что их «дни миновали», в результате исследования может быть опровергнуто. Британцы, начиная жить здесь уже со времен основания города, и имея корни взаимосвязей с Россией еще с XVI века, активно влияли на него до 1917 года.
Среди многонационального Петербурга англичане выделялись, их образ жизни имел отличия от жизни других иностранцев. Они стремились создать свою обособленную колонию, где всё было бы как в Англии. Основным местом для их поселения была Английская набережная (названная так в начале XIX века), благодаря близости порта и удобному расположению, близости к центру города. Но, как мы видим, на протяжении века многие были вынуждены переместиться вглубь, на другие ближайшие параллельные улицы. Через подобные детали заметно, что англичане всё больше взаимодействовали с другими иностранцами и русскими.
Во многом этот процесс виден и в изменении в количестве браков англичан с ними. Наряду с общей тенденцией увеличения числа браков (наблюдается рост их числа в период, до которого мы можем проследить это изменение - до 1867 года по данным «Журналов регистрации бракосочетаний»), всё чаще заключались браки с другими конфессиями. Наибольшее количество из них составляли лютеране, немного меньше - католики, и самые малочисленные - православные. Это подтверждает слова современников, что, не найдя кандидатуру среди англичан, обычно начинали искать ее среди немцев, и только потом среди русских. Однако, в начале XX века, по данным с 1908 по 1919 годы, число браков англичан с русскими девушками составляло значительный процент, а также в «Журналах регистрации бракосочетаний» перестали отмечаться конфессии, что говорит о тенденции к уменьшению отделения англиканами (и, соответственно, большей частью англичан) себя от других.
По причинам, в зависимости от которых британцы приезжали сюда, можно разделить их на тех, которые приглашалась лично императорской властью (среди них были обычно деятели искусства) и тех, кого приглашали их соотечественники, уже живущие в Петербурге. Многие оставались здесь на несколько лет или даже на всю жизнь (порой не имея на это изначального намерения), благодаря удачным предложениям в работе. Приезжали чаще всего те англичане, чьи профессии не были востребованы в Британии, а также те, чьи профессии в России были модными и хорошо оплачивались (художники были рады заказам и возможности прославиться, а гувернантки были рады возможности устроиться, поскольку, чаще всего, они были из бедных семей). Кроме работы в сфере образования и искусства, самой распространенной была деятельность купцов.
Стоит отметить, что многие англичане вносили новаторства в разные сферы деятельности - в особенности, в промышленность. От закупки товаров из Британии, многие стали переходить к постройке здесь предприятий по английскому образцу: формировались новые «уголки Англии» в Петербурге. В образ жизни города добавляли новое и традиции английского воспитания (питание, развитие спорта). Художники создавали по моде того времени портреты русской знати и императорской семьи, архитекторы были авторами многих классических зданий, и зданий в стиле английской готики.
Во многом профессии англичан отразились на восприятии их в обществе: образ чопорной английской гувернантки, образ предприимчивого и гордого английского купца, образ молчаливого и замкнутого жокея... В художественных произведениях и заметках русских современников отмечались те черты англичан, которые воспринимались как стереотип. Затем, это стало отражаться на восприятии британцев следующими поколениями и формирования представления об обязательных среди них чертах характера.
Англичане стремились всегда оставаться англичанами, и никогда не пытались скрыть этого. И в свободное время британцы стремились сохранять те развлечения, которые были приняты на их родине. Это видно даже в названиях: местами отдыха были английские трактиры, где проводились лотереи, балы, аукционы. Создавались и объединения, такие как Английский клуб, образовательные и спортивные общества, а также общества благотворительные, которые были особенно активны в трудные времена (во время Первой мировой войны). Благотворительностью занималась и Англиканская церковь. Наблюдалась такая тенденция, что свободное время британцев проводилось обычно с какой-то пользой, они не любили тратить время впустую.
Англиканская церковь, которая была центром жизни для многих британцев, также во многом отражает их стремление к сохранениям традиций и некоторой закрытости. Эта закрытость как раз и была обусловлена желанием сохранить всё британское, и уберечь от вмешательства и дополнений извне. Англиканская церковь фактически не была подчинена российской власти, и через британского посла и лондонского епископа, неизменно сохраняла связь с Англией. Это отразилось и в документах эпохи - текстах проповедей и гимнов, оформлении «Журналов регистрации» - записи не только всегда велись на английском, но в них многократно упоминается принадлежность к Англии.
Во многом отражение отношения британцев к России и русским отразилось в записках путешественников. В их рассказах можно увидеть, как от внешнего они всё больше переходят к внутреннему, не удовлетворяясь мимолетными впечатлениями. Они стремятся описать людей, причем не только внешне (хотя среди описаний внешности и содержатся любопытные сведения), ближе познакомиться с повседневной жизнью, увидеть всё таким, какое оно есть на самом деле. Никто из них не стесняется высказывать критические суждения, и зачастую они относятся ко всему увиденному несколько свысока.
В этих путешествиях мы также видим, как от опасения или от некой «диковинности» поездок Россию, происходил к переход к тому, что это переставало быть редкостью. На взаимовосприятие друг друга русскими и британцами значительно влияла политика: во многом в периоды войн (Крымская война, русско-турецкая война 1877-1878 годов) русские начинали видеть в тех качествах британцев, которые раньше оценивались ими нейтрально - молчаливость, задумчивость, серьезность - скрытые мотивы. Однако, несмотря на некоторую долю насмешки, отношение русских к британцам всегда сохраняло уважение. Так, несмотря на то, что образ англичанина-путешественника присутствовал во многих анекдотах, их способность ездить на огромные расстояния практически без вещей вызывала восхищение.
Стоит также отметить, что на протяжении века наблюдалось всё большее взаимодействие культур - несмотря на ослабление англомании к середине XIX века, в том числе из-за влияния на образ британцев Крымской войны, во второй половине века растет интерес к английскому языку, а также на протяжении века мы видим немало веяний английской моды в разных сферах: от рединготов до детских английских книжек. Это говорит о неослабевающем влиянии британцев на повседневную городскую жизнь.
Интересно также то, что русские и британцы проникали в общественные объединения друг друга - Английский клуб со временем стал вмещать в себя больше русских, а в Англиканской церкви, например, происходило обратное изменение - от практически полного отсутствия - до около 20% русских прихожан в начале XX века.
Британцы, от деятельности в крупных предприятиях промышленности до повседневной жизни, вносили новое в жизнь Санкт-Петербурга. Во многом и сегодня те сферы, в которых Россия и Британия взаимодействовали в XIX и начале XX века, продолжают свое развитие. Несмотря на политические, культурные, языковые различия и британцы, и русские сохраняют интерес друг к другу. Вопрос их взаимодействия во многом связан со знанием исторических корней, изучение которых может помочь развитию отношений в настоящем и будущем.


Архивные фонды
Российский государственный исторический архив (РГИА).
Ф. 1689. «Англиканские церкви в России»
Записки английских путешественников и эпистолярные источники
1. Августин (Никитин) Православный Петербург в записках иностранцев. СПб.: Журн. «Нева», 1995. 222 С.
2. Бутаков А. Английские туристы // Отечественные записки.Т.5.Отд.УШ.С. 99-108.
3. Александер Д. Россия глазами иностранца. М.: Аграф, 2008. 304 С.
4. Блумфильд Дж. Из воспоминаний леди Блумфильд о России // РА. 1899. Кн.2. №6. С.219-241.
5. Дисборо Э.К. Дисборро Анна. Подлинные письма из России, 1825— 1828 / Пер. с англ.Вишняков М.А. СПб.: Дмитрий Булавин, 2011. 320 с.
6. Кэрролл Л. Дневник путешествия в Россию в 1867 году. М.: Эксмо, 2004. 477 С.
7. Переписка великой княгини Екатерины Алексеевны и английского посла Ч.Г.Вильямса 1756 и 1757 гг. М., 1909. 517 С.
8. Сегюр Л.Ф. Записки о пребывании в России в царствование Екатерины II. // Россия XVIII в. глазами иностранцев. Л.: Лениздат, 1989. 542 С.
Дневники и воспоминания русских современников
1. Бенуа А.Н. Мои воспоминания. Кн.1. М.: Наука, 1993. 711 с.
2. Боголовская А. Из воспоминаний о детстве императора Александра III // ИВ. 1914. Т. 135. № 1. С. 96-102.
3. Бурнашев В. П. Воспоминания об эпизодах из моей частной и служебной деятельности 1834 - 1850 // РВ. 1872. Т.99. С. 47-130.
4. Бутурлин М.Д. Записки графа М.Д. Бутурлина // РА. 1897. Кн.1. С.396-444; 1901. Кн.3. С.406-455.
5. Быкова В.П. Записки старой смолянки. 1833-1876.Спб.: тип. Е. Евдокимова, 1898. 459 с.
6. Головин И. Путешественник нашего времени // Сын Отечества. 1838. Т. V, отд. I. С. 69-102.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ