Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


О музыкальном претворении лютеранских хоралов (на примере хорала Allein Gott in der Hoh’ sei Ehr’)

Работа №131801

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

музыка

Объем работы138
Год сдачи2018
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение: Краткая характеристика содержания работы, ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 3
ХОРАЛ Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr ’ 8
Из истории хорала 8
Николаус Дециус — первый гимнотворец 10
Текст хорала 11
МЕЛОДИЯ ХОРАЛА 16
Хоральные обработки Иоганна Себастьяна Баха 19
Кантаты 19
Третьи клавирные упражнения и лютеранский катехизис 22
Лейпцигские хоралы 29
ОТДЕЛЬНЫЕ ХОРАЛЬНЫЕ ОБРАБОТКИ 37
Хоральные обработки других композиторов 39
Георг Бём 43
Николаус Веттер 44
Иоганн Готфрид Вальтер 46
Сведения о композиторах (преимущественно немецких), сочинявших пьесы на Allein Gott in der Hoh’ sei Ehr’ 48
Заключение 53
Литература 55
НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 61
I. Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr ’ в ОБРАБОТКАХ И. С. БАХА 63
II. Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr ’ в обработках других музыкантов 79

Объект исследования в данной работе — хорал Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr’, который включен в богослужение в качестве Глории.
Данный хорал является самым ранним образцом лютеранского гимно - творчества. Он создан в период движения Реформации, в 1522 году, сподвиж­ником Мартина Лютера — священником Николаусом Дециусом и исполняет­ся в богослужении в разделе Gloria.
Цели работы:
1. Рассмотреть особенности хорала Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr ’;
2. Показать различные способы претворения хорала на различных стилевых примерах.
В качестве таких примеров избраны:
а) хоральные обработки Иоганна Себастьяна Баха и
б) хоральные обработки ряда его предшественников и современников.
История бытования хорала насчитывает без малого пять столетий; хорал активно используется в богослужебной практике. Поэтому иссле - дование разнообразных его проявлений и интерпретаций в композитор - ском творчестве было и остается актуальной задачей музыкальной науки. Кроме того, хорал до сих пор функционирует в лютеранском богослуже - нии различных стран. Факт активного использования хорала сегодня по - вышает интерес к изучению его истории .
Диссертация содержит три главы, посвсященных:
• первая — истории создания хорала и его анализу ,
• вторая — обработкам этого хорала И. С. Бахом,
• третья — обработкам этого хорала, выполненным другими компози­торами.
Список литературы включает 43 названия на русском, английском и немецком языках; 16 нотных изданий.
Работа содержит нотное приложение, составленное из сочинений на хорал Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr ’ в различных жанрах и для разного исполнительского состава (преимущественно для органа; но также для ка­мерных ансамблей из разных инструментов). В приложение вошли 13 сочи­нений И. С. Баха и 23 произведения других композиторов (преимущественно немецких) XVII-XVIII столетий).
В настоящее время исследований на русском языке о лютеранской гимнологии, очень мало. В первую очередь, это связано с тем, что люте - ранство в России не является доминирующим вероисповеданием. Тем не менее, изучение хоралов важно для всех, кто, изучает барочную музыку протестантских стран, преимущественно лютеранских.
Работ, посвященных деятельности Николауса Дециуса — создателя первого хорала— очень мало. Одна из них — статья Адольфа Бречера Decius Nicolais in Allgemeine Deutsche Biographie (ADB), опубликованная в 1876 году. В этой статье кратко описывается жизнь Дециуса, его заслуги как теолога, его небольшое музыкальное наследие как создателя первых хоралов. Отметим также статью о Дециусе, в 29- томном словаре Гроува(ЫОВ). Несмотря на лаконичность статьи, в ней раскрываются основные вехи жизни гимнотворца и указана дата создания хорала. В другой статье этого словаря рассматриваются история и ранние варианты песнопения Gloria in exelsis Deo, основополагающего во втором разделе мессы.
В музыкальной энциклопедии Die Musik in Geschichte und Gegenwart (MGG) также имеются статьи, посвященные Дециусу, богослужебному пес - нопению Gloria и христианским литургическим практикам Западной Европы.
Лютеранская литургия — один из вопросов монографии Карла Шалка Music in early lutheranism. Эта книга оказала помощь в создании данной работы, осветила вопрос музыкальных реформ периода Реформации. Шалк много внимания уделяет литургии, представляет уникальные богослужебные схемы XVI века. Наравне с трудом Шалка можно поставить исследование Робина Ливера о богослужебной музыке.
Исследование хорала Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr ’ неизбежно требу­ет обращения к творчеству Иоганна Себастьяна Баха. Являясь лютеранским органистом-виртуозом, Бах постоянно создавал хоральные обработки. Большая часть их входит в кантаты либо сгруппирована в разного рода сбор - ники и циклы, наиболее известными из которых стали «Третьи клавирные упражнения» и «Лейпцигские хоралы». К хоральным обработкам И. С. Баха обращались как зарубежные исследователи (Альберт Швейцер в своей знаменитой книге о Бахе, Карл Санфорд Терри в монографии «Баховские хоралы» [Charles Sanford Terry. «Bach’s chorals»]), так и отечественные (см. статьи Е. В. Вязковой «Дискуссионные вопросы бахианы», Ю. К. Евдокимо­вой «Органные хоральные обработки Баха», Т. Ф. Мюллера «Хорал в кан­татах Баха»).
Кантатам Баха посвящена работа Екатерины Берденниковой «Гоми- летические традиции в духовных кантатах И. С. Баха», где автор подробно описывает роль потестантского хорала в духовной музыке Баха и его роль в классификации кантат, что явилось ценной информацией для данной работы. Также была использована книга Texte zu den Kantaten, Motetten, Messen, Passionen und Oratorien, содержащая тексты необходимых для иссле­дования кантат.
Собранию «Третьи клавирные упражнения» [ClavierUbung III] посвя­щены статья А. П. Милки «Четыре авторские версии Clavier Ubung III И. С. Баха»; магистерская диссертация И. Д. Гороховой «Клавирное упражне­ние как разновидность сборников эпохи барокко», монография Бернгарда Биллетера «Клавирная и органная музыка Баха» [Bernhard Billeter. Bach’s Klavier- und Orgelmusik], В этих работах подробно рассматриваются: органи­зация сборника, его место в творчестве Иоганна Себастьяна Баха, а также значение хорала Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr’ в структуре сборника Cla- vierUbung III.
«Лейпцигским хоралам» посвящен ряд публикаций. Одна из самых важных среди них — книга Анны Лихи и Робина Ливера «Лейпцгские хора­лы Баха - музыка, текст, теология» [Anne Leahy, Robin Leaver «J. S. Bach’s «Leipzig» Chorale Preludes: music, text, theology»] Девятая глава этой книги посвящена хоральным обработкам Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr ’ Иоганна Себастьяна Баха, вошедшим в «Лейпцигские хоралы». Этот же сборник рассматривает Расселл Стинсон в книге «Восемнадцать органных хоралов И.С.Баха» [Russell Stinson, «J.S.Bach's Great eighteen organ chorales»], посвя­щенной анализу хоралов Баха и заостряющей внимание читателя на компо­зиционных моделях баховских хоральных обработок.
В 2015 году издан отечественный труд, специально посвященный «Лейпцигским хоралам» — монография М. А. Сапонова «Себастьян Бах: Хо­ралы Святому Духу». Автор подробно изучает взаимосвязь хорала и люте­ранской истории, прослеживает эволюцию хорала от церковной немецкой песни до органной хоральной обработки. (Перевод текста хорала)
Ряд работ о творчестве Иоганна Себастьяна Баха, не относящихся конкретно к хоралу Allein Gott in der Hoh’ sei Ehr’, незаменим при анализе хоральных обработок. Это статья Ю. Г. Кона «Бах в свете неориторики» и раздел книги А. П. Милки «„Искусство фуги“ И. С. Баха: К реконструкции и интерпретации», раскрывающий роль символики в творчестве И. С. Баха. Ю. Г. Кон рассматривает хоральные обработки Баха с позиций современной науки о риторике. А. П. Милка затрагивает одну из самых глобальных проблем в наследии Баха — символику. Он подробно исследует природу символики, ее место в творчестве композитора.
Существенной опорой при анализе хоральных обработок послужили теоретические работы: лекция Т. В. Франтовой «Хоральная обработка» в ко­торой показана подробно разработанная колассификация хоральных обрабо - ток, дипломная работа Е. А. Андреевой «Композиционные типы органных хоральных фуг Баха» в которой сформулированы и продемонстрированы принципы подхода к фугированным формам с cantus firmus, а также недавно изданное учебно-методическое пособие А. И. Янкус и К. И. Южак. «Фугет­та» — в аналитическом приложении к этой брошюре рассмотрена хоральная фугетта на напев Allein Gott in der Hoh’ sei Ehr’ из «Третьих клавирных упражнений» BWV 677.
Отдельно хотелось бы выделить книги, которые помогли автору диссертации в изучении хорала. Это немецкий церковный сборник гимнов, в котором находится немецкий текст и мелодия хорала Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr’; католический Liber usualis, а так же финнский и нидерландский сборники церковных хоралов, где находятся переводы необходимого хорала.
Нотные издания, использованные в данной работе, являются ценным материалом для раздела, посвященного хоральным обработкам предшест­венников и современников Баха.
Выводы
1. В процессе изучения материала были проведены следующие иссле­дования и рассмотрены следующие проблемы:
• анализ хоралов
• соотношение хоральных обработок Баха с лютеранской литургией
• накопление информации о композиторах, создавших произведения на основе Allein Gott in der Hoh’ sei Ehr’
Эти вопросы затронуты и в настоящей диссертации.
2. Хорал насчитывает несколько веков с момента создания. Тем не менее, эта музыка актуальна и в XXI веке.
3. Одним из важных вопросов, который поднимается в данной работе — способы циклизации хоральных обработок в больших сборниках Баха.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Хорал Allein Gott in der Hoh’ sei Ehr’ явился первым лютеранским гимном. За основу его мелодии Николаус Дециус взял средневековые литур - гические Пасхалии. Как показала практика, и в дальнейшем почти все гимнотворчество XVI века опиралось на старинные церковные напевы.
Обрабатывать хоральные напевы композиторы начали практически сразу после создания хорала. Первая гармонизация приходится на 40 -е годы XVI века. Пьесы на данный хорал создавались в продолжение XVI-XX веков (относительно XXI века сведения пока отсуттвуют). На протяжении этих столетий можно видеть некоторые тенденции и даже закономерности. Так, в XVI веке обработки хорала представляли собой преимущественно гармони - зацию мелодии, как хоровую, так и органную. Эпоха барокко — пик сочи­нений на хорал. Это преимущественно органные хоральные прелюдии (что естественно, так как большинство композиторов эпохи барокко служили цер­ковными органистами); но нельзя забывать и о кантатах и мессах. В эпоху романтизма наблюдается значительный спад интереса к хоралу; в XX веке возрождается интерес к гармонизации хорала.
В большинстве баховских обработок хорала Allein Gott in der Hoh’ sei Ehr’ вступления сопровождающих — комментирующих — голосов предвос­хищают вступление cantus firmus на основе его же материала.
Как правило, хоральные обработки Баха построены в форме BAR — форме самого хорала. Исключение составляют пьесы в фугированной форме. Это чаще хоральные фугетты или фуги, а их темы обычно ограничены первой строкой напева.
Будучи разделом литургии, хорал Allein Gott in der Hoh’ sei Ehr’ неред­ко составлял часть цикла (III клавирные упражнения).
Хоральные обработки Баха, включенные в сборники (III клавирные упражнения и «Лейпцигские хоралы»), образуют малые циклы, в обоих случаях по три пьесы. Они образуют одно целое, со своей внутренней дина­микой, основанной на тональном плане обработок, их фактуре и форме. К важным составляющим относятся расположение cantus firmus в различных голосах обработки, сохранение его в первоначальном виде или разработка разными способами (колорированием, фигурированием, изменением темпа исполнения и тактового размера), что тоже связывает три пьесы в один цикл.
В богослужении, разделом которого служит Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr’, главной составляющей хорала является текст. Изначально Дециус сочинил свой хорал на старонемецком языке, о чем свидетельствует акцент­ное положение слова Gott. В ходе изменения немецкого языка (чему активно способствовал Лютер) оно сдвинулось с сильной метрической позиции и пришлось на проходящую ноту. Примечательно, что в переводах на другие языки (например, на английский и на финнский) ударение приходится на это слово, как и в первоначальной версии Дециуса на старонемецком.
На мелодию хорала известно несколько текстов (в частности, лютеров­ский, а также использованные Бахом в кантатах 104 и 112).
В наше время хорал сохраняет актуальность. Он переведен на разные языки мира и активно используется в церквях лютеранского вероисповедания в качестве богослужебной Глории.


NGD: The New Grove Dictionary of Music and Musicians: In 29 vol. / ed. by Stanley Sadie; executive ed. John Tyrrell. - 2nd ed. — New York : Oxford Univ. Press, 2001.
MGG: Die Musik in Geschichte und Gegenwart: In 29 Bde / hrsg. von Ludwig Finscher. — Kassel : Stuttgart, 1999-2008.
Андреева 1987: Андреева Е.А. Композиционные типы органных хоральных фуг Баха : дипломн. работа / Е. А. Андреева. — Петрозаводск, 1987. — 86, XII с. (машинопись).
Балтер 1976: Балтер, Г.А.Музыкальный словарь специальных терминов и выражений немецко-русский и русско-немецкий / Г. Балтер. М. : Сов. композитор, 1976. — 484 с.
Бегби 2000: Begbie. J. Theology, Music and time / Jeremy S. Begbie. — Cam­brige, New-York :Cambrige Univ. Press, 2000. — 317 p.
Бейкер: Baker’s biographical dictionary of musicians/revised by Nicolas Slo- nimsky. - Ed. 5th. — New York: G. Schirmer. — 1999 p.
Берденникова 2008: Берденникова, Е. Гомилетические традиции духовных кантат И. С. Баха / Екатерина Берденникова. — Киев: «Музична Украша», 2008. — 204 с.
Библия 2006: Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М. : Российское библейское общество, 2006. — 1234 с.
Биллетер 2010: Billeter, B. Bach’s Klavier- und Orgelmusik / Bernhard Billeter. — Winterthur / Schweiz : Amadeus Verlag, 2010. — 805 S.
Брехер 1876: Brecher, A. Decius Nicolaus / Adolf Brecher // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Bd. 4. — Leipzig : Duncker & Humblot, 1876. — S. 791-793.
Вольф 1983: Wolff, Chr Bach family / Christoh Wolff, Walter Emery, Richard Jones, Eugene Helm, Ernest Warburdon, Ellwood S. Derr. — New York, London : W. W. Norton and Co, 1983. — 372 p.
Вязкова 2015: Вязкова, Е.В. Дискуссионные вопросы бахианы: «Clavier- ubung III» // Проблемы музыкальной науки. — 2015, I (18). С. 43-49.
Гейрингер 1966: Geiringer K. Johann Sebastian Bach: The culmination of an era/ Karl Geiringer in coloboration with Irene Geringer. — New York: Oxford Univercity Press, 1966. — 381 p.
Горохова 2016: Горохова, И.Д. Клавирное упражнение (Clavierubung) как разновидность инструментальных сборников эпохи барокко : выпускная квалификационная работа магистра искусств и гуманитарных наук / И. Д. Горохова. — СПб. : СПбГУ, 2016. — 97 с. (компьют. набор).
Дикинсон Dickinson, E. Music in the History of the Western Church / Edward Di­ckinson. — New York: Haskell house publishers Ltd.,1969. — 428 p.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ