Введение: Краткая характеристика содержания работы, ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 3
ХОРАЛ Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr ’ 8
Из истории хорала 8
Николаус Дециус — первый гимнотворец 10
Текст хорала 11
МЕЛОДИЯ ХОРАЛА 16
Хоральные обработки Иоганна Себастьяна Баха 19
Кантаты 19
Третьи клавирные упражнения и лютеранский катехизис 22
Лейпцигские хоралы 29
ОТДЕЛЬНЫЕ ХОРАЛЬНЫЕ ОБРАБОТКИ 37
Хоральные обработки других композиторов 39
Георг Бём 43
Николаус Веттер 44
Иоганн Готфрид Вальтер 46
Сведения о композиторах (преимущественно немецких), сочинявших пьесы на Allein Gott in der Hoh’ sei Ehr’ 48
Заключение 53
Литература 55
НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 61
I. Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr ’ в ОБРАБОТКАХ И. С. БАХА 63
II. Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr ’ в обработках других музыкантов 79
Объект исследования в данной работе — хорал Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr’, который включен в богослужение в качестве Глории.
Данный хорал является самым ранним образцом лютеранского гимно - творчества. Он создан в период движения Реформации, в 1522 году, сподвижником Мартина Лютера — священником Николаусом Дециусом и исполняется в богослужении в разделе Gloria.
Цели работы:
1. Рассмотреть особенности хорала Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr ’;
2. Показать различные способы претворения хорала на различных стилевых примерах.
В качестве таких примеров избраны:
а) хоральные обработки Иоганна Себастьяна Баха и
б) хоральные обработки ряда его предшественников и современников.
История бытования хорала насчитывает без малого пять столетий; хорал активно используется в богослужебной практике. Поэтому иссле - дование разнообразных его проявлений и интерпретаций в композитор - ском творчестве было и остается актуальной задачей музыкальной науки. Кроме того, хорал до сих пор функционирует в лютеранском богослуже - нии различных стран. Факт активного использования хорала сегодня по - вышает интерес к изучению его истории .
Диссертация содержит три главы, посвсященных:
• первая — истории создания хорала и его анализу ,
• вторая — обработкам этого хорала И. С. Бахом,
• третья — обработкам этого хорала, выполненным другими композиторами.
Список литературы включает 43 названия на русском, английском и немецком языках; 16 нотных изданий.
Работа содержит нотное приложение, составленное из сочинений на хорал Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr ’ в различных жанрах и для разного исполнительского состава (преимущественно для органа; но также для камерных ансамблей из разных инструментов). В приложение вошли 13 сочинений И. С. Баха и 23 произведения других композиторов (преимущественно немецких) XVII-XVIII столетий).
В настоящее время исследований на русском языке о лютеранской гимнологии, очень мало. В первую очередь, это связано с тем, что люте - ранство в России не является доминирующим вероисповеданием. Тем не менее, изучение хоралов важно для всех, кто, изучает барочную музыку протестантских стран, преимущественно лютеранских.
Работ, посвященных деятельности Николауса Дециуса — создателя первого хорала— очень мало. Одна из них — статья Адольфа Бречера Decius Nicolais in Allgemeine Deutsche Biographie (ADB), опубликованная в 1876 году. В этой статье кратко описывается жизнь Дециуса, его заслуги как теолога, его небольшое музыкальное наследие как создателя первых хоралов. Отметим также статью о Дециусе, в 29- томном словаре Гроува(ЫОВ). Несмотря на лаконичность статьи, в ней раскрываются основные вехи жизни гимнотворца и указана дата создания хорала. В другой статье этого словаря рассматриваются история и ранние варианты песнопения Gloria in exelsis Deo, основополагающего во втором разделе мессы.
В музыкальной энциклопедии Die Musik in Geschichte und Gegenwart (MGG) также имеются статьи, посвященные Дециусу, богослужебному пес - нопению Gloria и христианским литургическим практикам Западной Европы.
Лютеранская литургия — один из вопросов монографии Карла Шалка Music in early lutheranism. Эта книга оказала помощь в создании данной работы, осветила вопрос музыкальных реформ периода Реформации. Шалк много внимания уделяет литургии, представляет уникальные богослужебные схемы XVI века. Наравне с трудом Шалка можно поставить исследование Робина Ливера о богослужебной музыке.
Исследование хорала Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr ’ неизбежно требует обращения к творчеству Иоганна Себастьяна Баха. Являясь лютеранским органистом-виртуозом, Бах постоянно создавал хоральные обработки. Большая часть их входит в кантаты либо сгруппирована в разного рода сбор - ники и циклы, наиболее известными из которых стали «Третьи клавирные упражнения» и «Лейпцигские хоралы». К хоральным обработкам И. С. Баха обращались как зарубежные исследователи (Альберт Швейцер в своей знаменитой книге о Бахе, Карл Санфорд Терри в монографии «Баховские хоралы» [Charles Sanford Terry. «Bach’s chorals»]), так и отечественные (см. статьи Е. В. Вязковой «Дискуссионные вопросы бахианы», Ю. К. Евдокимовой «Органные хоральные обработки Баха», Т. Ф. Мюллера «Хорал в кантатах Баха»).
Кантатам Баха посвящена работа Екатерины Берденниковой «Гоми- летические традиции в духовных кантатах И. С. Баха», где автор подробно описывает роль потестантского хорала в духовной музыке Баха и его роль в классификации кантат, что явилось ценной информацией для данной работы. Также была использована книга Texte zu den Kantaten, Motetten, Messen, Passionen und Oratorien, содержащая тексты необходимых для исследования кантат.
Собранию «Третьи клавирные упражнения» [ClavierUbung III] посвящены статья А. П. Милки «Четыре авторские версии Clavier Ubung III И. С. Баха»; магистерская диссертация И. Д. Гороховой «Клавирное упражнение как разновидность сборников эпохи барокко», монография Бернгарда Биллетера «Клавирная и органная музыка Баха» [Bernhard Billeter. Bach’s Klavier- und Orgelmusik], В этих работах подробно рассматриваются: организация сборника, его место в творчестве Иоганна Себастьяна Баха, а также значение хорала Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr’ в структуре сборника Cla- vierUbung III.
«Лейпцигским хоралам» посвящен ряд публикаций. Одна из самых важных среди них — книга Анны Лихи и Робина Ливера «Лейпцгские хоралы Баха - музыка, текст, теология» [Anne Leahy, Robin Leaver «J. S. Bach’s «Leipzig» Chorale Preludes: music, text, theology»] Девятая глава этой книги посвящена хоральным обработкам Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr ’ Иоганна Себастьяна Баха, вошедшим в «Лейпцигские хоралы». Этот же сборник рассматривает Расселл Стинсон в книге «Восемнадцать органных хоралов И.С.Баха» [Russell Stinson, «J.S.Bach's Great eighteen organ chorales»], посвященной анализу хоралов Баха и заостряющей внимание читателя на композиционных моделях баховских хоральных обработок.
В 2015 году издан отечественный труд, специально посвященный «Лейпцигским хоралам» — монография М. А. Сапонова «Себастьян Бах: Хоралы Святому Духу». Автор подробно изучает взаимосвязь хорала и лютеранской истории, прослеживает эволюцию хорала от церковной немецкой песни до органной хоральной обработки. (Перевод текста хорала)
Ряд работ о творчестве Иоганна Себастьяна Баха, не относящихся конкретно к хоралу Allein Gott in der Hoh’ sei Ehr’, незаменим при анализе хоральных обработок. Это статья Ю. Г. Кона «Бах в свете неориторики» и раздел книги А. П. Милки «„Искусство фуги“ И. С. Баха: К реконструкции и интерпретации», раскрывающий роль символики в творчестве И. С. Баха. Ю. Г. Кон рассматривает хоральные обработки Баха с позиций современной науки о риторике. А. П. Милка затрагивает одну из самых глобальных проблем в наследии Баха — символику. Он подробно исследует природу символики, ее место в творчестве композитора.
Существенной опорой при анализе хоральных обработок послужили теоретические работы: лекция Т. В. Франтовой «Хоральная обработка» в которой показана подробно разработанная колассификация хоральных обрабо - ток, дипломная работа Е. А. Андреевой «Композиционные типы органных хоральных фуг Баха» в которой сформулированы и продемонстрированы принципы подхода к фугированным формам с cantus firmus, а также недавно изданное учебно-методическое пособие А. И. Янкус и К. И. Южак. «Фугетта» — в аналитическом приложении к этой брошюре рассмотрена хоральная фугетта на напев Allein Gott in der Hoh’ sei Ehr’ из «Третьих клавирных упражнений» BWV 677.
Отдельно хотелось бы выделить книги, которые помогли автору диссертации в изучении хорала. Это немецкий церковный сборник гимнов, в котором находится немецкий текст и мелодия хорала Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr’; католический Liber usualis, а так же финнский и нидерландский сборники церковных хоралов, где находятся переводы необходимого хорала.
Нотные издания, использованные в данной работе, являются ценным материалом для раздела, посвященного хоральным обработкам предшественников и современников Баха.
Выводы
1. В процессе изучения материала были проведены следующие исследования и рассмотрены следующие проблемы:
• анализ хоралов
• соотношение хоральных обработок Баха с лютеранской литургией
• накопление информации о композиторах, создавших произведения на основе Allein Gott in der Hoh’ sei Ehr’
Эти вопросы затронуты и в настоящей диссертации.
2. Хорал насчитывает несколько веков с момента создания. Тем не менее, эта музыка актуальна и в XXI веке.
3. Одним из важных вопросов, который поднимается в данной работе — способы циклизации хоральных обработок в больших сборниках Баха.
Хорал Allein Gott in der Hoh’ sei Ehr’ явился первым лютеранским гимном. За основу его мелодии Николаус Дециус взял средневековые литур - гические Пасхалии. Как показала практика, и в дальнейшем почти все гимнотворчество XVI века опиралось на старинные церковные напевы.
Обрабатывать хоральные напевы композиторы начали практически сразу после создания хорала. Первая гармонизация приходится на 40 -е годы XVI века. Пьесы на данный хорал создавались в продолжение XVI-XX веков (относительно XXI века сведения пока отсуттвуют). На протяжении этих столетий можно видеть некоторые тенденции и даже закономерности. Так, в XVI веке обработки хорала представляли собой преимущественно гармони - зацию мелодии, как хоровую, так и органную. Эпоха барокко — пик сочинений на хорал. Это преимущественно органные хоральные прелюдии (что естественно, так как большинство композиторов эпохи барокко служили церковными органистами); но нельзя забывать и о кантатах и мессах. В эпоху романтизма наблюдается значительный спад интереса к хоралу; в XX веке возрождается интерес к гармонизации хорала.
В большинстве баховских обработок хорала Allein Gott in der Hoh’ sei Ehr’ вступления сопровождающих — комментирующих — голосов предвосхищают вступление cantus firmus на основе его же материала.
Как правило, хоральные обработки Баха построены в форме BAR — форме самого хорала. Исключение составляют пьесы в фугированной форме. Это чаще хоральные фугетты или фуги, а их темы обычно ограничены первой строкой напева.
Будучи разделом литургии, хорал Allein Gott in der Hoh’ sei Ehr’ нередко составлял часть цикла (III клавирные упражнения).
Хоральные обработки Баха, включенные в сборники (III клавирные упражнения и «Лейпцигские хоралы»), образуют малые циклы, в обоих случаях по три пьесы. Они образуют одно целое, со своей внутренней динамикой, основанной на тональном плане обработок, их фактуре и форме. К важным составляющим относятся расположение cantus firmus в различных голосах обработки, сохранение его в первоначальном виде или разработка разными способами (колорированием, фигурированием, изменением темпа исполнения и тактового размера), что тоже связывает три пьесы в один цикл.
В богослужении, разделом которого служит Allein Gott in der Hoh ’ sei Ehr’, главной составляющей хорала является текст. Изначально Дециус сочинил свой хорал на старонемецком языке, о чем свидетельствует акцентное положение слова Gott. В ходе изменения немецкого языка (чему активно способствовал Лютер) оно сдвинулось с сильной метрической позиции и пришлось на проходящую ноту. Примечательно, что в переводах на другие языки (например, на английский и на финнский) ударение приходится на это слово, как и в первоначальной версии Дециуса на старонемецком.
На мелодию хорала известно несколько текстов (в частности, лютеровский, а также использованные Бахом в кантатах 104 и 112).
В наше время хорал сохраняет актуальность. Он переведен на разные языки мира и активно используется в церквях лютеранского вероисповедания в качестве богослужебной Глории.
NGD: The New Grove Dictionary of Music and Musicians: In 29 vol. / ed. by Stanley Sadie; executive ed. John Tyrrell. - 2nd ed. — New York : Oxford Univ. Press, 2001.
MGG: Die Musik in Geschichte und Gegenwart: In 29 Bde / hrsg. von Ludwig Finscher. — Kassel : Stuttgart, 1999-2008.
Андреева 1987: Андреева Е.А. Композиционные типы органных хоральных фуг Баха : дипломн. работа / Е. А. Андреева. — Петрозаводск, 1987. — 86, XII с. (машинопись).
Балтер 1976: Балтер, Г.А.Музыкальный словарь специальных терминов и выражений немецко-русский и русско-немецкий / Г. Балтер. М. : Сов. композитор, 1976. — 484 с.
Бегби 2000: Begbie. J. Theology, Music and time / Jeremy S. Begbie. — Cambrige, New-York :Cambrige Univ. Press, 2000. — 317 p.
Бейкер: Baker’s biographical dictionary of musicians/revised by Nicolas Slo- nimsky. - Ed. 5th. — New York: G. Schirmer. — 1999 p.
Берденникова 2008: Берденникова, Е. Гомилетические традиции духовных кантат И. С. Баха / Екатерина Берденникова. — Киев: «Музична Украша», 2008. — 204 с.
Библия 2006: Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М. : Российское библейское общество, 2006. — 1234 с.
Биллетер 2010: Billeter, B. Bach’s Klavier- und Orgelmusik / Bernhard Billeter. — Winterthur / Schweiz : Amadeus Verlag, 2010. — 805 S.
Брехер 1876: Brecher, A. Decius Nicolaus / Adolf Brecher // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Bd. 4. — Leipzig : Duncker & Humblot, 1876. — S. 791-793.
Вольф 1983: Wolff, Chr Bach family / Christoh Wolff, Walter Emery, Richard Jones, Eugene Helm, Ernest Warburdon, Ellwood S. Derr. — New York, London : W. W. Norton and Co, 1983. — 372 p.
Вязкова 2015: Вязкова, Е.В. Дискуссионные вопросы бахианы: «Clavier- ubung III» // Проблемы музыкальной науки. — 2015, I (18). С. 43-49.
Гейрингер 1966: Geiringer K. Johann Sebastian Bach: The culmination of an era/ Karl Geiringer in coloboration with Irene Geringer. — New York: Oxford Univercity Press, 1966. — 381 p.
Горохова 2016: Горохова, И.Д. Клавирное упражнение (Clavierubung) как разновидность инструментальных сборников эпохи барокко : выпускная квалификационная работа магистра искусств и гуманитарных наук / И. Д. Горохова. — СПб. : СПбГУ, 2016. — 97 с. (компьют. набор).
Дикинсон Dickinson, E. Music in the History of the Western Church / Edward Dickinson. — New York: Haskell house publishers Ltd.,1969. — 428 p.
...