КОНКУРЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
1.1 Понятие конкуренции
1.2 Методы конкуренции
1.3 Маркетинговые модели описания конкурентных рынков
1.4 Конкурентные стратегии в маркетинге
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КФХ «УСПЕХ» Г.МАРИИНСК
2.1 Общие сведения о предприятии
2.2 Анализ производственно - хозяйственной деятельности и
финансового состояния КФХ «Успех»
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ХОЗЯЙСТВА И МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЕЕ ПОВЫШЕНИЕ
3.1 Стратегический анализ КФХ «Успех»
3.2 Организационные мероприятия
3.3 Развитие маркетинговой деятельности и рекламы
3.4 Эффективность рекламы
3.5 Преобразование организационной структуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает конкурентные преимущества в быстро меняющейся окружающей среде.
Если раньше считалось, что большой имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения управления конкурентоспособностью товара и в целом фирмы.
Практика бизнеса показала, что не существует конкурентной стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки конкурентной стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею осуществления стратегического управления. Конкурентное управление - это в первую очередь продукт творчества высшего руководства, но в то же время можно говорить и о некой теории такого управления, знание которой позволяет более эффективно осуществлять управление организацией.
Повышение конкурентоспособности является неотъемлемой частью эффективной деятельности предприятия, в вязи с этим данному направлению должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства фирмы. Данная деятельность должна носить постоянный и системный характер, а также постоянно совершенствоваться и развиваться. Данные для выявления направлений повышения конкурентоспособности организаций, должны браться из аналитической работы, которая содержит анализ рынка и конкурентов.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а также развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а также принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Объектом данного исследования является конкурентоспособность крестьянского фермерского хозяйства «Успех», г.Мариинск.
Предметом исследования - комплекс проблем, связанных с развитием конкурентоспособности крестьянского фермерского хозяйства «Успех».
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение теоретических и практических вопросов теории конкурентоспособности организации на рынке, а также разработка направлений повышения конкурентоспособности организации.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические особенности понятия конкурентоспособность предприятия;
- исследовать основные методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия;
- изучить маркетинговую стратегию, как основу конкурентоспособности организации;
- дать организационно-экономическую характеристику крестьянского фермерского хозяйства «Успех»;
- провести анализ социально-экономических показателей предприятия крестьянского фермерского хозяйства «Успех»;
- на основе проведенного исследования разработать рекомендации, направленные на повышение конкурентоспособности крестьянского фермерского хозяйства «Успех».
При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы: учебная и научная литература, материалы периодических печатных изданий, законодательные и нормативные акты, связанные с исследуемой проблемой.
Залогом выживания любого предприятия является стабильность на рынке, а значит и конкурентоспособность. Это создает условия активного использования маркетингового подхода для достижения устойчивого преимущества перед конкурентами с целью укрепления своей конкурентоспособности.
В первой главе рассматривались теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия, факторы, влияющие на конкурентоспособность организации и методические подходы к обеспечению оценки конкурентоспособности предприятия.
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).
В зависимости от интенсивности конкуренции в этой среде фирма прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность.
Так как конкуренцию в маркетинге принято рассматривать в отношении потребителя, то и различные виды конкуренции соответствуют определенным этапам потребительского выбора.
Несмотря на то, что каждый рынок имеет свой уникальные особенности, всё же есть нечто общее в том, как осуществляется конкуренция на разных рынках, и этого вполне достаточно, чтобы сказать, что суть конкуренции может быть выражена единой аналитической концепцией, используемой для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции.
Наиболее известной маркетинговой моделью описания конкуренции на рынке, используемой в отечественной и зарубежной литературе, является модель «пяти сил конкуренции» Портера.
После выявления и оценки своих главных конкурентов компания должна разработать маркетинговые стратегии конкуренции, которые позволят наилучшим образом позиционировать ее предложение по отношению к предложениям конкурентов.
Анализируемая работу и развитие крестьянского фермерского хозяйства можно увидеть, что ему есть куда развиваться и есть потенциал увеличения объема производства. Позиционная компания направлена на людей с уровнем любого дохода. Структура управления - линейно¬функциональная. На результатах реализации планов основан контроль и оценка эффективности управления. Контроль осуществляется по следующим критериям: динамика прибыли, объем продаж, количество постоянных клиентов. Можно выделить стратегический контроль, текущий контроль за выполнением конкретных мероприятий, а также контроль прибыльности, подразумевающий анализ фактической прибыли и эффективности маркетинговых усилий.
Важным показателем, характеризующим торгово-производственную деятельность предприятия, является доля продукции собственного производства. Особенности деятельности хозяйства, а также стоящие перед ним цели выдвигают принципиально новые требования к работникам - руководителям, специалистам, в части организации и содержания их подготовки и переподготовки.
Цели обучения персонала: поддержание необходимого уровня квалификации персонала с учетом требований существующего рынка услуг и перспектив его развития; сохранение и рациональное использование профессионального потенциала; повышение конкурентоспособности услуг на основе распространения знаний и опыта применения эффективных методов организации труда, управления; поддержание высокого профессионального уровня персонала; создание условий для профессионального роста, самореализации работников на основе повышения мотивации к труду; повышение уровня профессионализма и компетенции персонала;
Должностная инструкция - это организационно-правовой документ, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника организации при осуществлении им деятельности в определенной должности. Она составляется по каждой штатной должности, носит обезличенный характер и объявляется сотруднику под расписку при заключении трудового контракта.
Наличие должностных инструкций является своеобразным мотиватором повышения качества обслуживания.
Для повышения эффективности работы хозяйства основные мероприятия должны быть направлены на активизацию маркетинговой деятельности и увеличении ассортимента продукции.
Практическое значение имеет использование конкретных маркетинговых приемов, ориентированных на привлечение покупателей.
Составной частью маркетинга хозяйства является его реклама, которая увеличивает отдачу от вложенных средств.
Андреев В.К. и др.Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М.: Бухучет, 2012.
2. Волгин А.П. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики.М.:Дело, 2011
3. Богатко. А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2011.
4. Бригхем, Ю. Финансовый менеджмент / Бригхем, Ю., Гапенски, Л: Полный курс./Пер. с англ. Под ред. В. В. Ковалева. - СПб., 2010. - т.2
5. Вакуленко, Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений / Вакуленко, Т.Г., Фомина, Л.Ф. - М. СПБ: Издательский дом «Герда», 2011.
6. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2014г.
7. Волков, О.И. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2011.
8. Грачев, А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: От бухгалт. учета к экон.: Учеб.-практ. пособие. - М.: Финпресс, 2012.
9. Грузинов, В.П. и другие. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под редакцией Грузинова В.П. - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2011.
10. Денисов, А.Ю. Экономика управления предприятием и корпорацией / Денисов, А.Ю., Жданов, С.А. - М.: издательство «Дело и Сервис», 2012.
Ефимова, О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухучет, 2012.
11. Жилкина, А.Н. Финансовое планирование на предприятии - М.: ООО Фирма «Благовест-В», 2014г. -248 с.
12. Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятий: Учеб. пос./ Н. Е. Зимин.- М.: НКФ «ЭКМОС», 2012.
13. Ковалёва, А.М. Финансы предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2002.
14. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.
15. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2012.
16. Алексеев А.А. Маркетинговые принципы оптимизации глубины ассортимента продукции. - Журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», №6 - 2011
17. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом.-2011-№5.
18. Глухов А.Н. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. —2012. — № 2.
19. Гурков И.Б., Титова Н.Л. Тенденции изменения конкурентоспособно
сти отечественной продукции // Маркетинг. — 2013. — № 1.
20. Зиннуров У.Г., Ильясова Л.Р. Проблемы оценки конкурентоспособности товаропроизводителей// Экономика и управление. — 2014. — № 4.
21. Кормнов Ю.Д. Ориентация экономики на конкурентоспособность/ Экономист, №1,2011г.
22. Максимова И.В. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. — 2013. — № 3.
23. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли. - Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», №4 - 2011.
24. Печенкин А,.Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей // Маркетинг.2011.№2.С.23-26
25. Родионова Л.Н., Кантор О.Г., Хакимова Ю.Р. Оценка конкурентоспособности продукции// Маркетинг в России и за рубежом. — 2011. — № 1.
26. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. - М.: ИНФРА- М, 2014 г.
27. Чубинский А.Н., Ракитова О.С. Расчетная методика оценки конкурентоспособности продукции // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2014. №4. С.20-27.
28. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. — М.: — 2013.
29. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Гном-Пресс, 2011.