Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧЕНИЕ ЭМПЕДОКЛА О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

Работа №131789

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы63
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Космический цикл 9
Глава 2. Свидетельства Аэтия, Цензорина и Варрона (А 72) 14
Глава 3. Первое поколение 19
Глава 4. Второе поколение 32
Глава 5. Третье поколение 42
Глава 6. Четвертое поколение 49
Глава 7. Реконструкция поэмы и Страсбургский папирус 55
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Приложения 62


Обращаясь к философии Эмпедокла, стоит помнить, что он был не только философом, но и врачом, поэтом, а сам себя он считал богом. Его учение, изложенное в двух поэмах «Перг Фбовюд» и «Кадаррог», создано человеком, наделенным поэтическим дарованием и рациональным взглядом философа и врача. Мы обладаем сравнительно большим количеством фрагментов, но, несмотря на это, его учение, вызывавшее полемику еще в античности, остается во многих отношениях неясным.
Интерес к Эмпедоклу снова возрос после 1990-х гг., когда был найден Страсбургский папирус, содержащий отрывки из его поэмы «О природе». По справедливому замечанию Р. Джанко, это открытие породило больше вопросов, чем ответов.
Согласно учению Эмпедокла космос колеблется между двумя диаметрально противоположными состояниями: между господством соединяющей силы, называемой Любовью, и господством разъединяющей силы, Вражды. Во время господства Любви все вещи соединяются воедино, а во время господства Вражды все вещи полностью разъединены. Согласно учению Эмпедокла, физический мир сводится к четырем элементам (которые он называет «корнями») огню, воздуху, земле и воде, из смешения которых возникают все вещи (пустоты Эмпедокл не признает) (D-K В 6, B 13, A 68). Состояние при абсолютной власти Любви, по всей вероятности, характеризуется полным смешением элементов. А при полном господстве Вражды эти «корни» каким-то образом полностью отделяются друг от друга и перестают смешиваться (B 17, B 20).
Хотя общая картина космического цикла Эмпедокла не вызывает особых сомнений, существуют значительные разногласия относительно того, является ли цикл симметричным или нет. Если считать цикл симметричным, то его фазы будут следующими: 1) состояние господства Любви, при котором все элементы полностью смешались между собой и соединились в «шар», Ефалрод; 2) разрушение Сфайроса под действием постепенно усиливающейся Вражды, разделение элементов и образования мира и живых существ, в котором Вражда и Любовь действуют одновременно; затем, по мере дальнейшего усиления Вражды, мир и живые существа гибнут; 3) полное разделение элементов; 4) усиление Любви; мир и живые существа возникают снова, на этот раз при усиливающейся Любви. Но, в конечном счете, и этот мир погибнет, так как усиливающаяся Любовь, в конце концов, приведет к полному соединению элементов в виде шаровидной смеси. Затем тот же цикл повторится снова. Мир, в котором мы живем, может приходиться либо на период, в течение которого Любовь ослабляет свою силу и усиливается Вражда, либо на период, когда слабеет Вражда и усиливается Любовь. Теория симметричного цикла когда-то принималась почти всеми, и в настоящее время ее придерживаются многие ученые (Дж. Рэвен, У. Гатри, Д. О’Брайен, М. Райт, Б. Инвуд). Согласно этой точке зрения, цикл имеет 4 стадии: две статичные стадии абсолютного господства Любви или Вражды, возможно очень короткие, даже моментальные, и две продолжительные стадии, заключающиеся в постепенном переходе от одного статичного состояния к другому. Сторонники этого взгляда опираются в первую очередь на фрагмент Эмпедокла, который можно понять так, что есть два вида возникновения и два вида разрушения «смертных вещей» - один процесс возникновения и разрушения происходит при «схождении вместе» всего, а другой аналогичный процесс возникновения и уничтожения при их разделении (31 В 17, 1-5). Как правило, сторонники симметричного цикла полагают, что мы живем в эпоху усиления Вражды. Они предполагают, что Эмпедокл признает две зоогонии (как и две космогонии) - одну при усилении Вражды, другую - Любви (обе заканчиваются гибелью живых существ во время максимального усиления того и другого начала). Соответственно они относят четыре стадии в доксографическом свидетельстве Аэтия о зоогонии (D-K A 72) к двум различным фазам цикла: первую и вторую к фазе усиления Вражды, третью и четвертую - к усилению Любви. Поскольку усиление Вражды в конечном счете завершается распадом мира на 4 элемента, а усиление Любви слиянием всего в неразличимый Сфайрос, сторонники симметричного цикла вынуждены считать, что первая-вторая и третья-четвертая стадии отделены друг от друга полным уничтожением живых существ.
В 1960-е гг. эта интерпретация подверглась критике сторонниками ассиметричной интерпретации космического цикла. Одним из важных доводов в пользу ассиметричного цикла является замечание Аристотеля о том, что Эмпедокл не изображает космогонию «при Любви», т.е. при усиливающейся Любви, так как было бы трудно показать, как мир возникает из соединения полностью разделенных элементов (DC 301 a 15): «Вот почему Эмпедокл опускает космогонию в эпоху Любви: он не мог бы составить Небо, строя его из обособленных [элементов] и соединяя их силою Любви, ибо космос состоит из уже разделенных элементов и потому должен возникать из нерасчлененного единства». Сторонники гипотезы асимметричного цикла полагают, что Эмпедокл имел в виду только однократное возникновение мира и живых существ. Эти ученые считают, что мир у Эмпедокла возникает из состояния абсолютного господства Любви, которое затем разрушается усиливающейся Враждой, разделяющей элементы и создающей в результате этого разделения основную структуру космоса. Вслед за тем начинает вновь усиливаться Любовь, которая создает живые существа. Последующее усиление Любви в конечном счете ведет к разрушению мира и превращению его в абсолютное единство при полном господстве Любви. Такое понимание защищали Ф. Зольмсен, Ж. Боллак, У. Хельшер, Энтони Лонг, Скофильд. В этом случае 4 стадии таковы: абсолютное состояние Любви, резкое усиление Вражды и возникновение космоса, усиление Любви и возникновение живых существ, последующее усиление Любви и смешение всего в состоянии абсолютной Любви. Сторонники этой интерпретации считали, что у Эмпедокла была одна зоогония - при постепенном усилении Любви - и относят к ней все четыре стадии возникновения живых существ в свидетельстве Аэтия. Хотя эта интерпретация нашла многих сторонников, против нее можно выдвинуть ряд возражений:
1). 31 В 17, 1-5:
Я расскажу двоякое слово: в одно время Одно вырастает, чтобы быть единственным из многого,
А в другое - распадается, чтобы быть многим из Одного.
Двойным является рождение смертных вещей и двойным их увядание.
Одно из них порождает и губит схождение всех корней,
Другое возникает и разрывается, когда они [=корни] разделяются вновь.
Этот фрагмент трудно интерпретировать иначе, чем указание на два разных типа возникновения и последующей гибели живых существ - один при усиливающейся Любви, другой при усиливающейся Вражде;
2). главную трудность для ассиметричной интерпретации создает наличие у Эмпедокла стадии полного разделения мира Враждой в момент апогея ее власти на четыре элемента (Met. I, 4, 985 a 21 = 31 A 37; Aet. II, 6, 3 = 31 A 49). Сторонники асимметрии считают, что перед этим Вражда совершила свою космогоническую работу, создав мир, в котором мы живем, после чего Любовь начинает усиливаться и приступает к созданию живых существ. Однако нынешнее строение космоса, при котором большие массы элементов существуют в чистом виде, но смешиваются в области Земли, должно было в таком случае смениться полным разделением в период максимального усиления Вражды. Кроме того, если Вражда усиливалась постепенно и элементы разделялись, при этом продолжая смешиваться, то в этой фазе должны были возникать живые существа, а не только космос с его структурой. Если же предположить, что разрыв Сфайроса был немедленным и быстрым, то и в этом случае он должен был привести не только к созданию мира, но и, в конечном счете, к его новому образованию из полного разделения элементов - т.е. то, что сторонники ассиметрии отрицают.
Главный довод ассиметричной интерпретации - свидетельство Аристотеля (De caelo III 2 = 31 A 42) - нельзя считать решающим: слова Аристотеля не означают, что теория Эмпедокла исключает космогонию при усиливающейся любви, но лишь то, что Эмпедокл опускает ее, т.е. не говорит о ней, поскольку не может убедительно показать, как возникает мир из полного разделения элементов. Слова Аристотеля показывают, что, по его мнению, у Эмпедокла была стадия полного разделения элементов. В другом месте Аристотель отчетливо указывает, что в эпоху полного господства Любви мир разделяется на четыре элемента (Met. I, 4, 985 a 21 = 31 a 37), а, значит, сам Аристотель считает, что мир, по Эмпедоклу, должен был возникать из этого разделения - иначе космический цикл был бы прерван. Можно, конечно, считать интерпретацию неверной и принимать ее только как указание, что он не нашел в поэме Эмпедокла симметричной космогонии при усилении Любви, но тогда надо объяснить (см. выше), как может сохраниться космос при полном разделении элементов.
Компромиссную гипотезу предложил недавно Д. Сэдли, который опирается на найденный в 1990-е гг. Страсбургский папирус Эмпедокла, в первую очередь на те места, в которых Эмпедокл с энтузиазмом описывает возникновение живых существ и говорит о том, что остатки этого возникновения существуют и сейчас. Он считает, что фрагмент В 17 указывает на наличие у Эмпедокла двух зоогоний, одной в эпоху соединения элементов и второй во время их разъединения, но вслед за сторонниками «ассиметрической» интерпретации он предполагает, что мир у Эмпедокла возникает лишь однажды - когда Вражда разрывает тотальное смешение при Сфайросе, ссылаясь на уже упомянутое место Аристотеля. Цикл состоит из перехода от одного состояния Сфайроса к другому через несколько периодов попеременного усиления и ослабления Вражды и Любви, т.е. Сэдли предполагает, что у Эмпедокла была только одна космогония и что все четыре этапа зоогонии относятся к одной и той же эпохе, в которой мы живем - она же и единственная в нашем цикле. Он считает, что первые два этапа происходят при относительном усилении Любви, а два последних при усилении Вражды. В конечном счете, мир возвращается, согласно Сэдли, к полному единству в эпоху господства Любви. Привлекательной стороной интерпретации Сэдли является то, что он не разделяет этапы зоогонии между двумя фазами цикла и что он относит весь рассказ о возникновении живых существ к тому миру, в котором мы живем. Но она содержит трудность, общую для ассиметричной интерпретации - Сэдли признает полное разделение мира на четыре массы элементов, когда Вражда разрушает Сфайрос. Но тогда что остается от результатов единственной космогонии, осуществляемой Враждой?
Итак, ученые расходятся в основополагающих аспектах понимания космического цикла Эмпедокла, а именно: в какой фазе космогонии мы живем и стоит ли разделять зоогонию между фазами Любви и Вражды.
Целью данной работы является заново рассмотреть соотношение четырех этапов зоогонии Эмпедокла, чтобы выяснить, есть ли у нас веские основания для разделения их между двумя фазами космогонического цикла и нельзя ли, напротив, отнести их к одной, а именно нашей фазе. Мы не стремимся решить, был ли цикл Эмпедокла симметричным или нет, но лишь выяснить, в какой мере зоогония Эмпедокла позволяет решить этот вопрос в том или ином направлении.
В связи с этим задачей данного исследования является перевод и тщательный анализ фрагментов и доксографических свидетельств, их комментирование и интерпретация.
В первой главе даётся краткий очерк о месте зоогонии Эмпедокла в космическом цикле, а также доказательства в пользу теории симметричного цикла. Во второй главе анализируется доксографическое свидетельство Аэтия, Варрона и Цензорина (А 72 по Дильсу-Кранцу). Главы с 3 по 6 посвящены 4 поколениям живых существ, анализу фрагментов и их интерпретации. В последней главе говорится о роли Страсбургского папируса в понимании последовательности фаз зоогонии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, судя по всему, все четыре стадии зоогонии Эмпедокла можно отнести к фазе усиления Любви. Именно так обычно считают сторонники асимметричного цикла, а сторонники симметричного цикла разделяли эти стадии между фазами усиления Любви и Вражды. Однако наш вывод не противоречит теории симметричного цикла. В нашем понимании цикл выглядит так: после вхождения Вражды в Сфайрос и его разделения образуется и космос, и живой мир. Затем элементы продолжают разъединяться, пока не разделятся на 4 огромные массы. Космос со всем его наполняющим погибает. После этого начинает набирать силу Любовь, и снова образуется космос и живой мир. Они погибнут, когда элементы сойдутся в полное единство и снова не возникнет Сфайрос. Затем цикл повторится. В первой главе делается вывод, что в учении Эмпедокла, по- видимому, было 2 космогонии и 2 зоогонии, но философ изобразил одну космогонию - при усилении Вражды - и одну зоогонию - при усилении Любви. Можно предположить, что зоогония в эпоху усиления Вражды имела те же четыре этапа, но в последовательности, противоположной эпохе усиления Любви.
В последующих главах после анализа свидетельства Аэтия (А 72) и фрагментов самого Эмпедокла сделан вывод, что этапы зоогонии, описываемые Аэтием, относятся к эпохе усиления Любви. Видимо, зоогония начиналась с «предварительной» стадии, которую не указывает Аэтий, но должен был предполагать Эмпедокл. На этой стадии Любовь, смешивая элементы в определенной пропорции, создает предварительный материал - кость, плоть и кровь - который она будет затем использовать для создания следующих поколений. Затем смешение элементов продолжается, и возникает первое поколение живых существ, которое согласно Эмпедоклу представляло собой разделенные существа: части тел, которые бродили по земле, стремясь соединиться друг с другом. Это были самостоятельные существа, которые, тем не менее, не были способны на размножение. В стремлении соединиться друг с другом можно увидеть действие Любви, увеличивающей свое влияние. Эти существа погибают, но действие Любви продолжается, и элементы смешиваются еще больше. Возникает поколение существ-монстров, которое было сформировано в земле, а только потом вышло наружу под воздействием Вражды, которая все это время соревнуется с Любовью, отвечая ей на её смешения. Некоторые из этих существ были более приспособлены к жизни и прожили чуть дольше, другие же, менее приспособленные, чуть меньше. В любом случае, все из них вели «тщетное существование» и в конечном итоге тоже погибли. Соревнование между Любовью и Враждой продолжается. Любовь еще сильнее смешивает элементы, и из земли под воздействием огня возникают «цельные» существа. Вместе с ними возникли и деревья. Эти существа представляли собой смешение воды и земли. Вражда снова «отвечает» Любви на ее действия, и на этот раз сильнее. Она начинает разъединять элементы внутри «цельнорождённых», формируя внутри них мужчин и женщин посредством разделения. Этот процесс длился 10 месяцев. По окончании этого срока было сформировано солнце, и под воздействием тепла, оболочки «цельнорождённых» разорвались, и появились нынешние люди. Однако действие Любви не ослабло, и её проявление можно увидеть в любовном влечении сегодняшних мужчин и женщин. Именно Любовь наделила всем тем, что способствует вожделению. Таким образом, нет необходимости разделять зоогонию Аэтия на две части, где первые две относятся к эпохе Любви, а вторые две - к эпохе Вражды: все 4 этапа относятся к эпохе Любви, и их естественно рассматривать как начало мира, в котором мы живем.



I. Издания авторов.
1. Aeschylus Trag., Septem contra Thebas, “Aeschyli tragoediae, 2nd edn.”, Ed. Murray, G., Oxford, 1960.
2. Diels H., Kranz W. Die Fragmente der Vorsokratiker. Zurich, 1996.
3. Gallavotti C. Empedocle: Poema Fisico e Lustrale, Verona, 1975, p. 201.
4. Inwood B. The Poem of Empedocles: a Text and Translation with Introduction. Toronto, 2001.
5. T. Lucreti Cari De Rerum Natura libri sex / Ed. W. E. Leonard, S. B. Smith. Madison, 1942.
6. Simplicius, Commentaria in Aristotelem Graeca, vol. X, ed. H. Diels, Berlin, 1895.
7. Wright. M. R. Empedocles: The Extant Fragments, New Haven: Yale University Press, 1981.
8. Аристотель, Сочинения в 4-х томах, т. 3, О Небе / Пер. В. Лебедева, вступ. статья и прим. И. Рожанского. М., 1981.
9. Лукреций. О Природе Вещей / Пер. Ф. Петровского, вступ. статья Т. Васильевой. М., 1983.
10. Гиппократ. Избранные книги / Пер. В. Руднева, вступ. статья и прим. В. Карпова. М., 1936.
II. Издания надписей и папирусов
11. Janko R. Empedocles, “On Nature” I 233-364: A New Reconstruction of “P. Strasb. Gr.” Inv. 1665-6 // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik, 150, 2004, pp. 1-26.
12. Martin A. et Primavesi O. L'Empedocle de Strabourg (P. Strasb. Gr. Inv. 1665-1666): Introduction, edition et commentaire. Berlin - New York, 1999.
III. Словари и справочные издания.
13. Glare P. G. W. Oxford Latin Dictionary. Oxford, 1968.
14. Liddell H. G., Scott R., Jones H. S. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996, 9th ed.
IV. Научная литература.
15. Bollack J. Empedocle 3: «Les Origines», Commentaire, Paris, 1969.
16. Burnet J. Early Greek Philosophy. London, 1920, 3th ed.
17. Burnet J. Greek Philosophy: Thales to Plato, New York, 1964, p. 60.
18. Diels H. Doxographi Graeci. Berlin, 1879
... Всего источников – 35.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ