Объект исследования - АО «Издательство «Просвещение» (г Москва).
Основной вид деятельности - издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий, в том числе для слепых, в печатном виде.
Проведен анализ данных за 2017-2019 годы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования логистической системы 6
Логистическая система. Понятие и сущность 6
1.2. Методы оценки эффективности логистической деятельности 11
1.3. Методические подходы к повышению эффективности логистической деятельности компании 14
Глава 2. Оценка эффективности логистической деятельности АО «Издательство «Просвещение» 22
2.1. Общая характеристика АО «Издательство «Просвещение» 22
2.2. Анализ оценки эффективности логистической деятельности АО «Издательство «Просвещение» 30
2.3. Анализ повышения эффективности деятельности логистической системы издательства «Просвещение»
2.3. Разработка мероприятий по совершенствованию логистической деятельности предприятия АО «Издательство «Просвещение» 35
Заключение 44
Список используемой литературы 48
В современном мире тема оценки эффективности актуальна тем, что в экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. На основании им доступной отчётно-учётной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия. Основным инструментом для этого служит оценка эффективности логистической деятельности. При помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платёжеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное управление в современных условиях рынка - необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ предприятия.
Целью данной работы является изучение оценки эффективности логистической деятельности АО «Издательство «Просвещение».
Объектом исследования выступает Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
Предметом исследования выступили теоретические и методические вопросы организации логистической деятельности на предприятии и способы повышения эффективности логистической деятельности предприятия.
В процессе выполнения работы использовались методы наблюдения и сопоставления, методика организации логистической деятельности на предприятии.
Важная роль оценки показателей эффективности работы организации в подготовке информации для планирования, оценке качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке выполнения планов.
Оценка показателей является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается и заканчивается оценкой показателей эффективности работы предприятия. Оценка показателей позволяет повысить уровень планирования, сделать его детально точным. Большая роль отводится оценке в деле определения и использования резервов повышения эффективности производства.
Анализ финансовых результатов осуществляется по двум направлениям: анализ поступления средств и их расходования. Организация считается прибыльной, если ее доходы превышают расходы, направленные на получение этих доходов.
При анализе используется метод сравнительной оценки финансовых показателей как наиболее эффективный. Для полноты оценки финансовых показателей анализируются причины изменения величин в сторону их увеличения или уменьшения, а также осуществляется анализ влияния различных факторов на исследуемый показатель.
В настоящее время нет единого мнения о том, какая методика предпочтительнее при проведении анализа. Многие специалисты в этой области считают, что среди существующих и используемых в нашей стране методик нет такой, которая бы полностью отвечала всем требованиям, предъявленным к ней субъектами финансового анализа.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие логистики и логистической деятельности;
- рассмотреть цели и задачи эффективности логистической деятельности в управлении предприятием;
- дать оценку эффективности деятельности АО «Издательство «Просвещение»;
- рассмотреть подходы к повышению оценки эффективности логистической деятельности АО «Издательство «Просвещение».
Для написания дипломной работы, использовалась нормативно-правовая база предприятия АО «Издательство «Просвещение», а так же, бухгалтерская и финансовая отчетность предприятия за 2017-2019 гг.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, раскрываются цель и задачи, определяется объект и предмет исследования, описываются методы, методическая и теоретическая основы, а также дана практическая значимость и новизна исследования работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы функционирования логистической системы.
Во второй главе проведен анализ эффективности логистической деятельности предприятия АО «Издательство «Просвещение», а так же разработаны направления по совершенствованию логистической деятельности предприятия.
В заключении помещены выводы и обоснованы предложения по данной теме представленной работы.
Логистическая система предприятия обеспечивает необходимый набор услуг при максимально возможном уменьшении ассоциированных расходов, обусловленных выполнением логистических операций. Из-за этого логистическая политика разрабатывается с учетом двух факторов – желаемого уровня логистического сервиса и минимальной величины логистических расходов на его достижение, а цель логистического менеджмента состоит в установлении баланса между этими двумя составляющими, выгодного как потребителю, так и генератору материального потока.
Эффективность логистической системы – это показатель (или система показателей), который характеризует уровень качества функционирования логистической системы при заданном уровне общих логистических расходов.
С точки зрения потребителя, который является конечным звеном логистической цепи, эффективность логистической системы определяется уровнем качества обслуживания его заказа.
Возрастающая заинтересованность в повышении эффективности всей логистической цепи выдвигает повышенные требования и к системе оценочных показателей, которая в данном случае должна обеспечивать интегральную оценку логистических процессов.
Следует отметить, что в специальной литературе нет единого мнения по вопросу определения эффективности функционирования логистической системы. Чаще всего основным критерием такой эффективности считают минимизацию логистических расходов. Без сомнения, ориентация на минимизацию расходов является актуальной, но при условии достижения необходимого уровня логистического сервиса. Из-за этого распространенной стала многокритериальная оценка эффективности функционирования логистической системы
Наиболее распространены следующие критерии оценки: расходы, удовлетворение потребителей/качество, время, активы.
Фактическая величина расходов, связанных с выполнением определенных логистических операций в наибольшей мере отражает результаты логистической деятельности. Размер затрат, как правило, выражают или общей денежной суммой расходов, или денежной суммой в расчете на единицу продукции (удельные расходы), или удельным весом в объеме продаж. Удовлетворение потребителей/качество. Следующая группа логистических показателей относится к обслуживанию потребителей. Эти показатели характеризуют способность фирмы достичь полного удовлетворения запросов своих клиентов.
К итоговым показателям этой группы относятся совершенный заказ, удовлетворение потребителей и качество продукции.
Среди современных подходов к оценке совокупной эффективности всех операций, направленных на удовлетворение потребителей, все больший интерес вызывает концепция совершенного заказа. Совершенный заказ – это самый высокий критерий качества логистических операций, поскольку «совершенный заказ» выступает мерилом общей эффективности всей интегрированной деятельности фирмы, а не отдельных функций. Этот показатель характеризует, насколько равномерно и бесперебойно происходит выполнение заказа на всех этапах, т.е. насколько налажен весь многоэтапный процесс управления заказом и не возникают ли в нем сбои.
В качестве объекта исследования дипломной работы выбрано АО «Издательство «Просвещение», основным видом деятельности которого является издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий, в том числе для слепых, в печатном виде.
Сегодня АО «Издательство «Просвещение» - это мультимедийная компания, которая предлагает региональным органам управления образованием, организациям школьного и дошкольного образования комплексный образовательный продукт. Он включает в себя не только учебники и учебные пособия, но и оборудование для образовательного процесса, методическую поддержку, программы повышения квалификации и др.
Для повышения эффективности логистики АО «Издательство «Просвещение» предлагается автоматизация логистических процессов.
Чтобы автоматизированная система розничной торговли была эффективна с логистической точки зрения, прежде всего в ней необходимо оптимизировать транспортные потоки в распределительном центре (на складе) торгового предприятия АО «Издательство «Просвещение».
Для решения задач контроля и оптимизации товарных потоков на самом складе предназначены специализированные автономные решения или модули управления складом в системах класса ERP.
Система управляет грузами, имеющими уникальные номера, выдавая команды на перемещение грузов в определенные зоны склада или выполнение других операций с ними в соответствии с решаемыми на складе задачами.
Работа системы невозможна без технологий автоматической идентификации - радиочастотной или штрих-кодирования. Для сбора и передачи данных все чаще стали применять LAN-системы на основе локальной радиочастотной сети.
«АСТОР: Торговая сеть», разработанная для АО «Издательство «Просвещение», в полной мере решает задачи клиента, в том числе:
- Автоматизированы наиболее характерные бизнес-процессы магазинов: приход, расход, перемещение товаров со склада в магазин, проведение инвентаризации, списание товара, переоценка товара, оформление скидок, возврат и обмен товара, кассовые операции, реализовано ведение бухгалтерского и налогового учета;
- Налажен оперативный обмен данными между магазинами, офисом и складом, обновления в базе происходят ежедневно, что позволяет оценивать спрос, остатки, необходимость формирования заказа поставщикам;
- Для оптимизации управления ассортиментом в системе реализована работа с товаром по различным параметрам, как общим, таким как цена, разновидность, страна-производитель, уровень спроса, прибыльность, так и специальным: сезонность спроса, срок заказа (получения товара от поставщика), минимальный остаток. Такой подход позволяет оценить эффективность продаж и сделать упор в управлении ассортиментом на те позиции, которые пользуются спросом и приносят наибольший доход предприятию;
- Автоматизировано формирование заказа поставщикам. При формировании заказа система учитывает множество параметров: минимальный остаток, результаты продаж предыдущего периода, исключение праздничных и выходных дней, а также дней «нулевого остатка товара», учитывает уже заказанные товары. Заказ формируется по одному или нескольким поставщикам с возможностью выбора лучшего по нескольким критериям оценки.
Подводя итоги настоящей работы, можно сформулировать вывод, что все поставленные цели были достигнуты, а задачи решены. Были рассмотрены теоретические аспекты в вопросах логистики закупок. На АО «Издательство «Просвещение» было рассмотрено ее практическое применение, а также сформулированы рекомендации по повышению эффективности деятельности АО «Издательство «Просвещение» в целом.
1. Бачмага, В.С., Левкин Г.Г. Влияние факторов внешней среды на логистическую систему предприятия // Актуальные проблемы современной экономики: материалы IV межд. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых: в 2-х частях. Омский государственный университет путей сообщения. Омск, 2016. - С. 253 - 256.
2. Гаджинский А.М. Логистика [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Гаджинский А.М.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Дашков и К, 2016.— 419 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60433.html.— ЭБС «IPRbooks».
3. Григорьев, М. Н. Коммерческая логистика: теория и практика : учебник для СПО / М. Н. Григорьев, В. В. Ткач. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 507 с.
4. Григорьев, М. Н. Логистика. Продвинутый курс. В 2 ч. Часть 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 341 с.
5. Григорьев, М. Н. Коммерческая логистика: теория и практика : учебник для академического бакалавриата / М. Н. Григорьев, В. В. Ткач, С. А. Уваров. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 507 с.
6. Дыбская, В. В. Логистика. Учебник. В 2 частях. Часть 1 / В.В. Дыбская, В.И. Сергеев. - М.: Юрайт, 2016. - 318 c.
7. Иванов, Г. Г. Складская логистика. Учебник / Г.Г. Иванов, Н.С. Киреева. - М.: Форум, Инфра-М, 2016. - 192 c.
9. Каменев, Н.Г. Логистика. Учебное пособие / Н.Г. Каменев. - М.: Курс, 2017. - 389 c.
10. Коммерческая логистика. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2014. - 256 c.
11. Курочкин, Д. В. Логистика и управление цепями поставок [Текст]: практическое пособие /Д. В. Курочкин. – стер - Минск: Альфа-книга, 2016. – 783 с.
12. Кривякин, К.С. Механизм повышения эффективности организации логистической деятельности предприятия // Организатор производства. – 2018. – Т.26. - №4. – С. 77-89.
13. Карнаухов, С. Логистика как управленческая теория и система управления материальным потоком. / С. Карнаухов. // Риск: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2016. - № 2. - С. 79-90.
14. Козлов, В.К., Уваров, С.А Логистика фирмы. / В.К. Козлов, С.А. Уваров. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та экономики и финансов, 2018. - 264с.
15. Левкин, Г.Г. Логистика: Теория и практика. / Г.Г. Левкин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. - 322с.
16. Леншин, И.А., Смолянов, Ю.И. Логистика: В 2 ч. - Ч 1. / И.А. Леншин, Ю.И. Смолянов. - М.: Машиностроение, 2016. - 246с.
17. Логистика: Учеб-метод. комплекс. / Под ред. В.И. Маргунова. - Минск: Высш. шк., 2016. - 507с.
18. Михайлова, О.И. Введение в логистику: Учебно-методич. пособ. / О.И. Михайлова. - М.: Инфра-М, 2015. - 104с.
19. Мищенко, А.В. Методы управления ограниченными ресурсами в логистике. / А.В. Мищенко. - М.: Инфра-М, 2018. - 184с.
20. Мальсагов, И.Б. Направления повышения эффективности логистических систем // Политика, экономика и инновации. - 2018. - № 3. - С. 1-10.
21. Моисеева, Н.К. Экономические основы логистики. / Н.К. Моисеева. - М.: Инфра-М, 2016. - 528с.
22. Немогай, Н. В. Логистика. Управление цепочками поставок / Н.В. Немогай. - М.: Тетралит, 2016. - 224 c.
23. Неруш, Ю. М. Логистика / Ю.М. Неруш. - М.: Проспект, ТК Велби, 2018. - 520 c.
24. Неруш, Ю. М. Транспортная логистика. Учебник / Ю.М. Неруш, С.В. Саркисов. - М.: Юрайт, 2016. - 352 c.
25. Курочкин, Д. В. Логистика и управление цепями поставок [Текст]: практическое пособие /Д. В. Курочкин. – стер - Минск: Альфа-книга, 2016. – 783 с.
26. Мальсагов, И.Б. Направления повышения эффективности логистических систем // Политика, экономика и инновации. - 2018. - № 3. - С. 1-10.
27. Моисеева, Н.К. Экономические основы логистики. / Н.К. Моисеева. - М.: Инфра-М, 2016. - 528с.
28. Негреева, В.В., Василёнок, В.Л., Алексашкина, Е.И. Логистика: Учеб. пособ. / В.В. Негреева, В.Л. Василёнок, Е.И. Алексашкина. - СПб.: СПб. ун-т ИТМО, 2018. - 85с.
29. Неруш, Ю.М., Неруш, А.Ю., Панов, С.А. Логистика: Теория и практика проектирования. / Ю.М. Неруш, А.Ю. Неруш, С.А. Панов. - М.: Юрайт, 2019. - 432с.
30. Неруш, Ю.М., Неруш А.Ю. Логистика: учебник для академического бакалавриата. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. - 559 с. 9. Полишук, Е.Н. Факторы, влияющие на формирование системы логистического обеспечения распределительных сетей // Логистические системы в глобальной экономике - 2017. - № 7. - С. 248 - 252.
31. Потапова. С.В., Шумакова М.В. Методы оценки эффективности логистической системы // Экономика и социум. - 2016. - № 12 (31). - С. 1-7.
32. Рыкалина, О.В. Теория и методология современной логистики. / О.В. Рыкалина. - М.: Инфра-М, 2016. - 208с.
33. Тяпухин, А. П. Логистика в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / А. П. Тяпухин. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 386 с.
34. Сергеев, В. И. Логистика снабжения : учебник для СПО / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 384 с.
35. Сутулина, Ю.В., Тибогарова С.Е. Влияние принципов всеобщего управления качеством на развитие логистических систем // Актуальные проблемы науки и техники глазами молодых ученых: материалы междунар. науч.-практ. конф. - 2016. - С.822-826.
36. Федоров, Л. С. Общий курс транспортной логистики. Учебное пособие / Л.С. Федоров, В.А. Персианов, И.Б. Мухаметдинов. - М.: КноРус, 2016. - 310 c.
37. Яшин А.А. Логистика. Основы планирования и оценки эффективности логистических систем [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО/ Яшин А.А., Ряшко М.Л.— Электрон. текстовые данные.— Саратов, Екатеринбург: Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019.— 51 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87819.html.— ЭБС «IPRbooks».
38. Официальный сайт АО «Издательство «Просвещение» – Режим доступа: https://prosv.ru