Комплексный подход при коррекции речевых нарушений при дизартрии у дошкольников (Организация и планирование логопедических занятий, Томский Государственный Педагогический Университет)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследование: дошкольное отделение МАОУ № 45 г Томска.
Выборка: 5 детей с дизартрией в возрасте 5 – 6 лет.
Есть приложение.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы коррекции речевых нарушений при дизартрии….6
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией……….6
1.2 Анализ методов диагностики и коррекции речевых нарушений при дизартрии у дошкольников …………………………………………………..11
1.3 Основные направления и содержание комплексного подхода в коррекции речевых нарушений при дизартрии у дошкольников…19
Выводы…………….27
2 Экспериментальное исследование по изучению комплексного подхода в коррекции речевых нарушений при дизартрии у дошкольников………………28
2.1 Изучение уровня сформированности речевых компонентов у дошкольников с дизартрией28
2.2 Коррекция речевых нарушений у дошкольников с дизартрией с использованием комплексного подхода…………………………………….39
2.3 Анализ результатов работы…………………50
Выводы…………………………….55
Заключение………………………………………………………………………….57
Список использованных источников и литературы…………………………….60
Приложение А. Методика обследования состояния речи……………………….66
Приложение Б. Методика обследования просодической стороны речи….…….75
Приложение В. Методика обследования дыхания………………………...……..79
В настоящее время наиболее актуальной проблемой является увеличение количества детей с нарушениями речи. По данным на 2017 год Министерства образования и науки дети с речевой патологией составляли 58 % от общей массы детей. Речевые нарушения бывают разными, следовательно, коррекционная работа по их устранению зависит от многих факторов: от характера расстройства до времени возникновения и локализации нарушения в нервной системе.
Одним из наиболее распространенных нарушений является дизартрия. По данным обнародованным Институтом Коррекционной Педагогики города Москвы в настоящее время количество детей с дизартрическими проявлениями составляют 40 - 45 % случаев от общего количества детей с речевой патологией. Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Сложность дизартрии определяется её формой.
В работах Лидии Ивановны Беляковой и Натальи Николаевны Волосковой дизартрические проявления характеризуются нарушением двигательного механизма речи в связи с органическим поражением центральной нервной системы [5]. Это не позволяет ребёнку в полной мере использовать возможности артикуляционных органов. В исследованиях Ларисы Степановны Волковой подробно описано, что произношение звуков осложняется нарушениями тонуса мышц аппарата речи, парезами, параличами [11].
Согласно работам Ларисы Степановны Волковой дизартрия считается сложным нарушением не только из-за совокупности речевых дефектов. Проблема в том, что данное расстройство характеризуется взаимосвязью речевых и неречевых проявлений. Таким образом, она включает в себя также нарушения общей и мелкой моторики и просодической стороны речи. Как известно, неречевые нарушения тесно связаны с речевыми, что усложняет и продлевает процесс исправления или ослабления дизартрических проявлений [11].
Из этого следует, что для наиболее благоприятной коррекции речевых нарушений ребёнка при дизартрии, нужно рассматривать комплексный подход устранения проявлений данной патологии. С помощью данного подхода появляется возможность воздействовать на все стороны как речевой, так и неречевой симптоматики.
В последние годы в связи с распространенностью дизартрии продолжаются теоретические и практические исследования данного нарушения, а также разрабатывается система логопедической работы по её коррекции.
Цель: изучить и разработать направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений при дизартрии у дошкольников с использованием комплексного подхода.
Обьект: речевые нарушения при дизартрии.
Предмет: направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений при дизартрии у дошкольников с использованием комплексного подхода.
Задачи исследования:
1. проанализировать теоретические основы исследования и выявить основные направления логопедической работы при комплексном подходе для коррекции дизартрии у дошкольников;
2. подобрать методики и выявить особенности содержания и организации логопедической работы с учетом комплексного подхода для коррекции дизартрии у дошкольников;
3. изучить, содержание комплексного подхода по коррекции нарушений речи у дошкольников с дизартрией, разработать направления логопедической работы и проанализировать результаты.
Методы исследования:
1. Теоретические, включают в себя теоретический анализ научной литературы и изучение нормативно – правовых документов;
2. Эмпирические, включающие эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ результатов.
Теоретико – методологической основой исследования являются работы следующих авторов:
- анализ клинической картины дизартрии (А. Оппенгейм, Х. Гутцман, А. Куссумауль)
- анализ неврологического (Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов) и нейрофонетического (авторы К. Беккер, М. Совак) подхода к дизартрии;
- анализ классификаций дизартрии (О. В. Правдина, М.С. Маргулис, И.И. Панченко и А.А. Щербакова, Е.Н. Винарская);
- исследования в области коррекции дизартрии Е. М. Мастюковой, Е. Ф. Соботович, Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Волковой Л.С.;
- принципы анализа речевых нарушений (Р. Е. Левина);
- исследование о лицевых нервах (О. В. Правдина);
- анализ структуры дефекта при дизартрии (О.В. Правдина);
- метод эксперимента (А. Ф. Лазурский, Дж. Кэмпбелл);
- взаимосвязь мелкой моторики и речи (М. И. Кольцова).
Для решения поставленных задач использовались методы: анализ литературы по проблеме исследования (педагогической, психологической, лингвистической, психолингвистической); изучение логопедического опыта, эксперимент.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, где сформулирована актуальность темы и определен научно – методологический аппарат исследования, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Данная работа была посвящена актуальной в настоящее время проблеме коррекции речевых нарушений у дошкольников с дизартрией с помощью комплексного подхода. Актуальность исследования объясняется тем, что с каждым годом число детей, у которых выявляется дизартрия, растет. Следовательно, для грамотной помощи в устранении речевых расстройств необходимо изучать методы комплексного воздействия для коррекции всех сторон речи.
Целью данного исследования было изучить и разработать направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений при дизартрии у дошкольников с использованием комплексного подхода.
Для достижения цели были решены некоторые задачи.
Во время изучения литературы, посвященной проблеме исследования, была изучена клинико – психолого – педагогическая характеристика детей с дизартрией. Исследованием клинической – психолого - педагогической картины дизартрии занимались: А. Оппенгейм, Х. Гутцман, А. Куссмауль, Л. С. Волкова, С.Н. Шаховская, Е.М. Мастюкова, О. Г. Приходько, О.В. Правдина. Благодаря этим авторам удалось сформировать полное представление о детях с дизартрией. Также, при помощи исследований М. И. Кольцовой, удалось установить взаимосвязь между центрами мелкой моторики рук и моторики артикуляционного аппарата.
В экспериментальной части исследования была проведена диагностика звукопроизносительной стороны речи детей с дизартрией. В диагностике применялись методики Елены Степановны Зайцевой и Владиславы Константиновны Шептуновой «Tестoвaя метoдикa обследования речи детей в возрасте 4-7 лет», Елены Филипповны Архиповой «Исследование просодической стороны речи». В логопедическом обследовании принимали участие 4 ребёнка дошкольного возраста. В процессе констатирующего эксперимента было выявлено, что у всех детей с дизартрией имеют место быть нарушения мелкой и артикуляционной моторики, полиморфные нарушения звукопроизношения, недостатки фонематического слуха и восприятия, а также грубые нарушения просодической стороны речи: отсутствие интонации, силы и высоты голоса. Помимо этого у детей с дизартрией замечены нарушения физиологического и фонационного дыхания, что оказывает серьезное влияние на речь ребёнка.
По результатам проведенной диагностики были рассмотрены направления работы, выделенные Е.Ф. Архиповой для коррекции речевых расстройств у детей с дизартрией. В соответствии с ними была организована коррекционная работа, которая включала в себя: упражнения на развитие мелкой и артикуляционной моторики, массаж для устранения мешающего правильной артикуляции тонуса мышц, формирование верных артикуляционных укладов, а также их закрепление в слогах, словах и речевых высказываниях. Также было уделено внимание развитию фонематического восприятия и слуха, дифференциации звуков в слогах, словах и фразах. С помощью определенной методики была оказана помощь в формировании и развитии физиологического и фонационного дыхания, развитии силы и целенаправленности воздушной струи. При этом в работу включались и упражнения на развитие просодических компонентов речи.
После формирующего эксперимента проводилась повторная диагностика детей. Результаты диагностики оказались положительными: показатели звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, навыков словообразования и словоизменения значительно увеличились, учитывая малый период коррекции. В состоянии речи прирост в среднем составил 9, 5 %. Показатели развития просодической стороны речи увеличились на 13, 5 %, а показатели совершенствования процессов дыхания на 22 %. Данный результаты свидетельствуют о том, что применение комплексного подхода в работе с дошкольниками, имеющими дизартрию, является эффективным способом преодоления нарушений речи при дизартрии. Но, стоит отметить, что многие показатели не достигли максимальных значений, что говорит о необходимости дальнейшего проведения коррекционной работы.
Таким образом, поставленные вначале работы цель и задачи были реализованы в процессе исследования.
Как было упомянуто ранее, в результаты проведенной работы не было достигнуто максимальных результатов в освоении детьми выделенных направлений работы. Это объясняется сложностью такого речевого расстройства, как дизартрия, а также небольшим периодом коррекции. Следовательно, исходя из вышеизложенного рекомендуется продолжать логопедическую работу, направленную на коррекцию речевых нарушений у дошкольников с дизартрией.
1 Архипова, Е.Ф. Исследование просодической стороны речи Е.Ф. Архиповой / Е.Ф. Архипова. - 2006. - 39 с. - URL: http://dou13.rybadm.ru/DswMedia/issledovanieprosodikidlyapedagogov.pdf (дата обращения: 06.04.2023).
2 Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. . —— Москва : АСТ : Астрель, 2008. — 123, [1] с. : ил. — (Библиотека логопеда).
3 Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей - / Е. Ф. Архипова. – Москва : Астрель, 2007. – 250 с.
4 Башмакова, С.Б., Станилеско И.В. Современные исследования дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии. - / С.Б.Башмакова, И.В. Станилеско // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 818–822
5 Белякова Л.И., Волоскова. Н.Н. Б44 Логопедия. Дизартрия. — Москва : ВЛАДОС, 2009.— 287 с.
6 Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под редакцией Л.И. Беляковой. – Москва : Книголюб, 2005. - 56 с. (Логопедические технологии.)
7 Беккер, Клаус-Петер. Логопедия : монография / К.-П. Беккер, М. Совак; перевод с нем. Г. В. Барышниковой ; под редакцией Н. А. Власовой. — Электронные данные (1 файл : 217 Мб). — Москва: Медицина, 1981. — 288 с.: ил. — URL: http://tlib.gbs.spb.ru/dl/5/Беккер КП_Логопедия.pdf>. (Дата обращения: 20.02.2023)
8 Брюховских, Л.А. Дизартрии : учебное пособие /
Л.А.Брюховских, В.П. Астафьева — Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-тим., 2015.- 360 с
9 Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – Санкт – Петербург. : Детство - Пресс, 2011. 240 с.
10 Булыкина, Е.А. Развитие звукопроизношения у детей
дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр / Е.А. Булыкина // Молодой ученый. – 2016. – № 9. – С. 1076–1078.
11 Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и.доп. — Москва : ВЛАДОС, 2002. — 680 с. — (Коррекционная педагогика).
12 Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
13 Волкова, Л. С. Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. Вузов / В 5 кн. – Москва : ВЛАДОС, 2013. – Кн. I : Нарушения голоса и звуко – произносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. – 304 с.
14 Волкова Л. С, Селиверстов В. И. Хрестоматия по логопедии / под редакцией Л.С. Волковой, В. И. Селиверстова. – Москва, 1997. – Ч. I. – С. 120-162.
15 Волковская Т. Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста / Под общ. редакцией Т. Н. Волковской. — Москва ; «Коррекционная педагогика», 2004. – 104 с.: ил.
16 Давыдова, М.П. Коррекция речи у детей с дизартрией / М.П. Давыдова. – Курск: Курский областной институт
усовершенствования учителей, 2013. – 134 с.
17 Елецкая, О.В., Тараканова, А.А., Психолого-педагогическая
диагностика детей с нарушениями речи : учебно-методическое
пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – Санкт – Петербург : ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 312 с.
18 Зайцева Е. С., Шептунова В. К. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4 – 7 лет. — Санкт – Петербург : КАРО, 2012. — 72 с. — (Серия «Мастер-класс логопеда»).
19 Зернова, Л. П. Логопедическая работа с дошкольниками :Учебное пособие для дефектологических факультетов вузов / Л. П. Зернова. – Москва : Академия, 2013. – 240 с.
20 Зейгарник Б. В. Исторический обзор // Патопсихология Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. – Москва : УРАО,1998 г. - c. 9-14
21 Кольцова М. М., Рузина М. С. / Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг — Екатеринбург: У – Фактория, 2004. — 224 с. + цв. вкл. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).
22 Комарова Л.А. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – Москва : ГНОМ и Д, 2008. – 32 с.
23 Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – Москва : ГНОМ и Д, 2008. – 32 с.
24 Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – Москва : ГНОМ и Д, 2009. – 32 с.
25 Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – Москва : ГНОМ и Д, 2008. – 32 с.
26 Комарова Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – Москва : ГНОМ и Д, 2008. – 32 с.
27 Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч, Щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – Москва : ГНОМ и Д, 2008. – 32 с.
28 Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – Москва : ГНОМ и Д, 2008. – 32 с.
29 Крупенчук О. И. Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста. — Изд. испр. и доп. — Санкт - Петербург. : «Литера», 2022. — 32 с.: ил. — (Серия «В помощь логопеду»).
30 Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольни¬ков (формирование лексики и грамматического строя). — Санкт - Петербург. : СОЮЗ, 1999. — 160 с; ил.
31 Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – Москва : Учпедгиз, 1978. –180 с.
32 Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.
33 Максаков, А. О. Развитие вне- и речевого дыхания /
А. О. Максаков // Дошкольное воспитание. – 1992. – №1. – С. 22-27.
34 Мастюкова, Е. М. Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии : Логопедия. Методическое наследие :Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под редакцией Л. С. Волковой. Москва : ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
35 Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова —— Москва : Просвещение, 1985. – 213 с.
36 Мохотаева, М.В. Акустические характеристики голоса детей с дизартрией / М.В. Мохотаева // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 2. – С.440–448.
37 Нестерова Т. В. Принципы логопедической работы по коррекции
звукопроизношения у детей / Т. В. Нестерова, О.Ю. Федосова //
Самарский научный вестник. – 2014. – № 1(6). – С. 110-113.
38 Панченко Я. И., Щербакова Л. А. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия
39 Поливара, З.В. Особенности симультанного анализа и синтеза у детей с дизартрией / З.В. Поливара // Специальное образование. – 2019. – № 1. – С. 13–15.
40 Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 445 с.
41 Правдина О.В. Логопедия Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — Москва : Просвещение, 1973. — 272 с.: ил.
42 Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. Санкт - Петербург. : КАРО, 2008.
43 Приходько, О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько // Специальное образование. – 2018. – № 2. – С. 68–81.
44 Приходько, О.Г. Логопедическое обследование детей с
нарушениями речи / О.Г. Приходько // Специальное образование. – 2018. - № 3. – С. 82-87.
45 Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах/Т.В.Пятница.-Ростов-на-Дону: Феникс,2015.-173.
46 Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей (способы постановки)
47 Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь
логопеда: учебник / В.И. Селиверстов. – Москва : ВЛАДОС, 2017. – 400 с.
48 Спивак Е. Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации шипящих звуков у детей 5 – 7 лет / Е. Н. Спивак. – Москва : ГНОМ и Д, 2009. – 48 с.
49 Спивак Е. Н. Звуки Л, Р, Й, Ль, Рь. Речевой материал для автоматизации и дифференциации шипящих звуков у детей 5 – 7 лет / Е. Н. Спивак. – Москва : ГНОМ и Д, 2009. – 88 с.
50 Спивак Е. Н. Звуки С, З, Ц, Сь, Зь. Речевой материал для автоматизации и дифференциации шипящих звуков у детей 5 – 7 лет / Е. Н. Спивак. – Москва : ГНОМ и Д, 2009. – 40 с.
51 Стрижевская О.Е. Чудесный мир звучащего слова. Логопедическое пособие по коррекции просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста / О.Е. Стрижевская. – Тамбов, 2019. – 60 с.
52 Танцюра С. Ю., Васильева И. Н. Артикуляционная, дыхательная, речедвигательная гимнастика в условиях логопункта ДОО / Танцюра С. Ю., Васильева И. Н. — 3. — Москва: "ТЦ СФЕРА", 2019 — 112 c.
53 Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей –– Москва : ГНОМ и Д, 2005. — 32 с. – (Практическая логопедия.)
54 Токарева, О. А. Дизартрия: учебное пособие / О. А Токарева. – Москва : 1963 – 220 с.
55 Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у
дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и
воспитателей детских садов: учебное пособие / Под редакцией Т.Б.
Филичевой. – Москва : ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.
56 Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Педагогика и психология (дошк.), Москва : Просвещение, 1989. —223 с.: ил.