Комплексный подход при коррекции речевых нарушений при дизартрии у дошкольников (Организация и планирование логопедических занятий, Томский Государственный Педагогический Университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследование: дошкольное отделение МАОУ № 45 г Томска.
Выборка: 5 детей с дизартрией в возрасте 5 – 6 лет.
Есть приложение.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы коррекции речевых нарушений при дизартрии….6
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией……….6
1.2 Анализ методов диагностики и коррекции речевых нарушений при дизартрии у дошкольников …………………………………………………..11
1.3 Основные направления и содержание комплексного подхода в коррекции речевых нарушений при дизартрии у дошкольников…19
Выводы…………….27
2 Экспериментальное исследование по изучению комплексного подхода в коррекции речевых нарушений при дизартрии у дошкольников………………28
2.1 Изучение уровня сформированности речевых компонентов у дошкольников с дизартрией28
2.2 Коррекция речевых нарушений у дошкольников с дизартрией с использованием комплексного подхода…………………………………….39
2.3 Анализ результатов работы…………………50
Выводы…………………………….55
Заключение………………………………………………………………………….57
Список использованных источников и литературы…………………………….60
Приложение А. Методика обследования состояния речи……………………….66
Приложение Б. Методика обследования просодической стороны речи….…….75
Приложение В. Методика обследования дыхания………………………...……..79
База исследование: дошкольное отделение МАОУ № 45 г Томска.
Выборка: 5 детей с дизартрией в возрасте 5 – 6 лет.
Есть приложение.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы коррекции речевых нарушений при дизартрии….6
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией……….6
1.2 Анализ методов диагностики и коррекции речевых нарушений при дизартрии у дошкольников …………………………………………………..11
1.3 Основные направления и содержание комплексного подхода в коррекции речевых нарушений при дизартрии у дошкольников…19
Выводы…………….27
2 Экспериментальное исследование по изучению комплексного подхода в коррекции речевых нарушений при дизартрии у дошкольников………………28
2.1 Изучение уровня сформированности речевых компонентов у дошкольников с дизартрией28
2.2 Коррекция речевых нарушений у дошкольников с дизартрией с использованием комплексного подхода…………………………………….39
2.3 Анализ результатов работы…………………50
Выводы…………………………….55
Заключение………………………………………………………………………….57
Список использованных источников и литературы…………………………….60
Приложение А. Методика обследования состояния речи……………………….66
Приложение Б. Методика обследования просодической стороны речи….…….75
Приложение В. Методика обследования дыхания………………………...……..79
В настоящее время наиболее актуальной проблемой является увеличение количества детей с нарушениями речи. По данным на 2017 год Министерства образования и науки дети с речевой патологией составляли 58 % от общей массы детей. Речевые нарушения бывают разными, следовательно, коррекционная работа по их устранению зависит от многих факторов: от характера расстройства до времени возникновения и локализации нарушения в нервной системе.
Одним из наиболее распространенных нарушений является дизартрия. По данным обнародованным Институтом Коррекционной Педагогики города Москвы в настоящее время количество детей с дизартрическими проявлениями составляют 40 - 45 % случаев от общего количества детей с речевой патологией. Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Сложность дизартрии определяется её формой.
В работах Лидии Ивановны Беляковой и Натальи Николаевны Волосковой дизартрические проявления характеризуются нарушением двигательного механизма речи в связи с органическим поражением центральной нервной системы [5]. Это не позволяет ребёнку в полной мере использовать возможности артикуляционных органов. В исследованиях Ларисы Степановны Волковой подробно описано, что произношение звуков осложняется нарушениями тонуса мышц аппарата речи, парезами, параличами [11].
Согласно работам Ларисы Степановны Волковой дизартрия считается сложным нарушением не только из-за совокупности речевых дефектов. Проблема в том, что данное расстройство характеризуется взаимосвязью речевых и неречевых проявлений. Таким образом, она включает в себя также нарушения общей и мелкой моторики и просодической стороны речи. Как известно, неречевые нарушения тесно связаны с речевыми, что усложняет и продлевает процесс исправления или ослабления дизартрических проявлений [11].
Из этого следует, что для наиболее благоприятной коррекции речевых нарушений ребёнка при дизартрии, нужно рассматривать комплексный подход устранения проявлений данной патологии. С помощью данного подхода появляется возможность воздействовать на все стороны как речевой, так и неречевой симптоматики.
В последние годы в связи с распространенностью дизартрии продолжаются теоретические и практические исследования данного нарушения, а также разрабатывается система логопедической работы по её коррекции.
Цель: изучить и разработать направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений при дизартрии у дошкольников с использованием комплексного подхода.
Обьект: речевые нарушения при дизартрии.
Предмет: направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений при дизартрии у дошкольников с использованием комплексного подхода.
Задачи исследования:
1. проанализировать теоретические основы исследования и выявить основные направления логопедической работы при комплексном подходе для коррекции дизартрии у дошкольников;
2. подобрать методики и выявить особенности содержания и организации логопедической работы с учетом комплексного подхода для коррекции дизартрии у дошкольников;
3. изучить, содержание комплексного подхода по коррекции нарушений речи у дошкольников с дизартрией, разработать направления логопедической работы и проанализировать результаты.
Методы исследования:
1. Теоретические, включают в себя теоретический анализ научной литературы и изучение нормативно – правовых документов;
2. Эмпирические, включающие эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ результатов.
Теоретико – методологической основой исследования являются работы следующих авторов:
- анализ клинической картины дизартрии (А. Оппенгейм, Х. Гутцман, А. Куссумауль)
- анализ неврологического (Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов) и нейрофонетического (авторы К. Беккер, М. Совак) подхода к дизартрии;
- анализ классификаций дизартрии (О. В. Правдина, М.С. Маргулис, И.И. Панченко и А.А. Щербакова, Е.Н. Винарская);
- исследования в области коррекции дизартрии Е. М. Мастюковой, Е. Ф. Соботович, Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Волковой Л.С.;
- принципы анализа речевых нарушений (Р. Е. Левина);
- исследование о лицевых нервах (О. В. Правдина);
- анализ структуры дефекта при дизартрии (О.В. Правдина);
- метод эксперимента (А. Ф. Лазурский, Дж. Кэмпбелл);
- взаимосвязь мелкой моторики и речи (М. И. Кольцова).
Для решения поставленных задач использовались методы: анализ литературы по проблеме исследования (педагогической, психологической, лингвистической, психолингвистической); изучение логопедического опыта, эксперимент.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, где сформулирована актуальность темы и определен научно – методологический аппарат исследования, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Одним из наиболее распространенных нарушений является дизартрия. По данным обнародованным Институтом Коррекционной Педагогики города Москвы в настоящее время количество детей с дизартрическими проявлениями составляют 40 - 45 % случаев от общего количества детей с речевой патологией. Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Сложность дизартрии определяется её формой.
В работах Лидии Ивановны Беляковой и Натальи Николаевны Волосковой дизартрические проявления характеризуются нарушением двигательного механизма речи в связи с органическим поражением центральной нервной системы [5]. Это не позволяет ребёнку в полной мере использовать возможности артикуляционных органов. В исследованиях Ларисы Степановны Волковой подробно описано, что произношение звуков осложняется нарушениями тонуса мышц аппарата речи, парезами, параличами [11].
Согласно работам Ларисы Степановны Волковой дизартрия считается сложным нарушением не только из-за совокупности речевых дефектов. Проблема в том, что данное расстройство характеризуется взаимосвязью речевых и неречевых проявлений. Таким образом, она включает в себя также нарушения общей и мелкой моторики и просодической стороны речи. Как известно, неречевые нарушения тесно связаны с речевыми, что усложняет и продлевает процесс исправления или ослабления дизартрических проявлений [11].
Из этого следует, что для наиболее благоприятной коррекции речевых нарушений ребёнка при дизартрии, нужно рассматривать комплексный подход устранения проявлений данной патологии. С помощью данного подхода появляется возможность воздействовать на все стороны как речевой, так и неречевой симптоматики.
В последние годы в связи с распространенностью дизартрии продолжаются теоретические и практические исследования данного нарушения, а также разрабатывается система логопедической работы по её коррекции.
Цель: изучить и разработать направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений при дизартрии у дошкольников с использованием комплексного подхода.
Обьект: речевые нарушения при дизартрии.
Предмет: направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений при дизартрии у дошкольников с использованием комплексного подхода.
Задачи исследования:
1. проанализировать теоретические основы исследования и выявить основные направления логопедической работы при комплексном подходе для коррекции дизартрии у дошкольников;
2. подобрать методики и выявить особенности содержания и организации логопедической работы с учетом комплексного подхода для коррекции дизартрии у дошкольников;
3. изучить, содержание комплексного подхода по коррекции нарушений речи у дошкольников с дизартрией, разработать направления логопедической работы и проанализировать результаты.
Методы исследования:
1. Теоретические, включают в себя теоретический анализ научной литературы и изучение нормативно – правовых документов;
2. Эмпирические, включающие эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ результатов.
Теоретико – методологической основой исследования являются работы следующих авторов:
- анализ клинической картины дизартрии (А. Оппенгейм, Х. Гутцман, А. Куссумауль)
- анализ неврологического (Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов) и нейрофонетического (авторы К. Беккер, М. Совак) подхода к дизартрии;
- анализ классификаций дизартрии (О. В. Правдина, М.С. Маргулис, И.И. Панченко и А.А. Щербакова, Е.Н. Винарская);
- исследования в области коррекции дизартрии Е. М. Мастюковой, Е. Ф. Соботович, Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Волковой Л.С.;
- принципы анализа речевых нарушений (Р. Е. Левина);
- исследование о лицевых нервах (О. В. Правдина);
- анализ структуры дефекта при дизартрии (О.В. Правдина);
- метод эксперимента (А. Ф. Лазурский, Дж. Кэмпбелл);
- взаимосвязь мелкой моторики и речи (М. И. Кольцова).
Для решения поставленных задач использовались методы: анализ литературы по проблеме исследования (педагогической, психологической, лингвистической, психолингвистической); изучение логопедического опыта, эксперимент.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, где сформулирована актуальность темы и определен научно – методологический аппарат исследования, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Данная работа была посвящена актуальной в настоящее время проблеме коррекции речевых нарушений у дошкольников с дизартрией с помощью комплексного подхода. Актуальность исследования объясняется тем, что с каждым годом число детей, у которых выявляется дизартрия, растет. Следовательно, для грамотной помощи в устранении речевых расстройств необходимо изучать методы комплексного воздействия для коррекции всех сторон речи.
Целью данного исследования было изучить и разработать направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений при дизартрии у дошкольников с использованием комплексного подхода.
Для достижения цели были решены некоторые задачи.
Во время изучения литературы, посвященной проблеме исследования, была изучена клинико – психолого – педагогическая характеристика детей с дизартрией. Исследованием клинической – психолого - педагогической картины дизартрии занимались: А. Оппенгейм, Х. Гутцман, А. Куссмауль, Л. С. Волкова, С.Н. Шаховская, Е.М. Мастюкова, О. Г. Приходько, О.В. Правдина. Благодаря этим авторам удалось сформировать полное представление о детях с дизартрией. Также, при помощи исследований М. И. Кольцовой, удалось установить взаимосвязь между центрами мелкой моторики рук и моторики артикуляционного аппарата.
В экспериментальной части исследования была проведена диагностика звукопроизносительной стороны речи детей с дизартрией. В диагностике применялись методики Елены Степановны Зайцевой и Владиславы Константиновны Шептуновой «Tестoвaя метoдикa обследования речи детей в возрасте 4-7 лет», Елены Филипповны Архиповой «Исследование просодической стороны речи». В логопедическом обследовании принимали участие 4 ребёнка дошкольного возраста. В процессе констатирующего эксперимента было выявлено, что у всех детей с дизартрией имеют место быть нарушения мелкой и артикуляционной моторики, полиморфные нарушения звукопроизношения, недостатки фонематического слуха и восприятия, а также грубые нарушения просодической стороны речи: отсутствие интонации, силы и высоты голоса. Помимо этого у детей с дизартрией замечены нарушения физиологического и фонационного дыхания, что оказывает серьезное влияние на речь ребёнка.
По результатам проведенной диагностики были рассмотрены направления работы, выделенные Е.Ф. Архиповой для коррекции речевых расстройств у детей с дизартрией. В соответствии с ними была организована коррекционная работа, которая включала в себя: упражнения на развитие мелкой и артикуляционной моторики, массаж для устранения мешающего правильной артикуляции тонуса мышц, формирование верных артикуляционных укладов, а также их закрепление в слогах, словах и речевых высказываниях. Также было уделено внимание развитию фонематического восприятия и слуха, дифференциации звуков в слогах, словах и фразах. С помощью определенной методики была оказана помощь в формировании и развитии физиологического и фонационного дыхания, развитии силы и целенаправленности воздушной струи. При этом в работу включались и упражнения на развитие просодических компонентов речи.
После формирующего эксперимента проводилась повторная диагностика детей. Результаты диагностики оказались положительными: показатели звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, навыков словообразования и словоизменения значительно увеличились, учитывая малый период коррекции. В состоянии речи прирост в среднем составил 9, 5 %. Показатели развития просодической стороны речи увеличились на 13, 5 %, а показатели совершенствования процессов дыхания на 22 %. Данный результаты свидетельствуют о том, что применение комплексного подхода в работе с дошкольниками, имеющими дизартрию, является эффективным способом преодоления нарушений речи при дизартрии. Но, стоит отметить, что многие показатели не достигли максимальных значений, что говорит о необходимости дальнейшего проведения коррекционной работы.
Таким образом, поставленные вначале работы цель и задачи были реализованы в процессе исследования.
Как было упомянуто ранее, в результаты проведенной работы не было достигнуто максимальных результатов в освоении детьми выделенных направлений работы. Это объясняется сложностью такого речевого расстройства, как дизартрия, а также небольшим периодом коррекции. Следовательно, исходя из вышеизложенного рекомендуется продолжать логопедическую работу, направленную на коррекцию речевых нарушений у дошкольников с дизартрией.
Целью данного исследования было изучить и разработать направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений при дизартрии у дошкольников с использованием комплексного подхода.
Для достижения цели были решены некоторые задачи.
Во время изучения литературы, посвященной проблеме исследования, была изучена клинико – психолого – педагогическая характеристика детей с дизартрией. Исследованием клинической – психолого - педагогической картины дизартрии занимались: А. Оппенгейм, Х. Гутцман, А. Куссмауль, Л. С. Волкова, С.Н. Шаховская, Е.М. Мастюкова, О. Г. Приходько, О.В. Правдина. Благодаря этим авторам удалось сформировать полное представление о детях с дизартрией. Также, при помощи исследований М. И. Кольцовой, удалось установить взаимосвязь между центрами мелкой моторики рук и моторики артикуляционного аппарата.
В экспериментальной части исследования была проведена диагностика звукопроизносительной стороны речи детей с дизартрией. В диагностике применялись методики Елены Степановны Зайцевой и Владиславы Константиновны Шептуновой «Tестoвaя метoдикa обследования речи детей в возрасте 4-7 лет», Елены Филипповны Архиповой «Исследование просодической стороны речи». В логопедическом обследовании принимали участие 4 ребёнка дошкольного возраста. В процессе констатирующего эксперимента было выявлено, что у всех детей с дизартрией имеют место быть нарушения мелкой и артикуляционной моторики, полиморфные нарушения звукопроизношения, недостатки фонематического слуха и восприятия, а также грубые нарушения просодической стороны речи: отсутствие интонации, силы и высоты голоса. Помимо этого у детей с дизартрией замечены нарушения физиологического и фонационного дыхания, что оказывает серьезное влияние на речь ребёнка.
По результатам проведенной диагностики были рассмотрены направления работы, выделенные Е.Ф. Архиповой для коррекции речевых расстройств у детей с дизартрией. В соответствии с ними была организована коррекционная работа, которая включала в себя: упражнения на развитие мелкой и артикуляционной моторики, массаж для устранения мешающего правильной артикуляции тонуса мышц, формирование верных артикуляционных укладов, а также их закрепление в слогах, словах и речевых высказываниях. Также было уделено внимание развитию фонематического восприятия и слуха, дифференциации звуков в слогах, словах и фразах. С помощью определенной методики была оказана помощь в формировании и развитии физиологического и фонационного дыхания, развитии силы и целенаправленности воздушной струи. При этом в работу включались и упражнения на развитие просодических компонентов речи.
После формирующего эксперимента проводилась повторная диагностика детей. Результаты диагностики оказались положительными: показатели звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, навыков словообразования и словоизменения значительно увеличились, учитывая малый период коррекции. В состоянии речи прирост в среднем составил 9, 5 %. Показатели развития просодической стороны речи увеличились на 13, 5 %, а показатели совершенствования процессов дыхания на 22 %. Данный результаты свидетельствуют о том, что применение комплексного подхода в работе с дошкольниками, имеющими дизартрию, является эффективным способом преодоления нарушений речи при дизартрии. Но, стоит отметить, что многие показатели не достигли максимальных значений, что говорит о необходимости дальнейшего проведения коррекционной работы.
Таким образом, поставленные вначале работы цель и задачи были реализованы в процессе исследования.
Как было упомянуто ранее, в результаты проведенной работы не было достигнуто максимальных результатов в освоении детьми выделенных направлений работы. Это объясняется сложностью такого речевого расстройства, как дизартрия, а также небольшим периодом коррекции. Следовательно, исходя из вышеизложенного рекомендуется продолжать логопедическую работу, направленную на коррекцию речевых нарушений у дошкольников с дизартрией.
Подобные работы
- Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Взаимодействие логопеда и родителей старших дошкольников с церебральным параличом в процессе коррекции нарушений речи
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022



