Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Велосипедизация как средообразующий фактор развития территории на примере Калининграда и Калининградской области

Работа №131761

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы146
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕЛОСИПЕДНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ 12
1.1. Велосипед как способ освоения пространства: мировая история
развития 12
1.2. Средовые параметры велодвижения 17
1.3. Основные принципы методологии проектирования веломаршрута и
описание графической модели 20
Выводы по Главе 1 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ВЕЛОИНФРАСТРУКТУРЫ 23
2.1. Состояние и тенденции развития велосипедной культуры в городах
России 23
2.2. Развитие велосипедной инфраструктуры в Европе и мире 27
2.3. Факторы формирования велоинфраструктуры 42
2.4. Велоинфраструктура в микро и макро-масштабе: типы и составляющие 42
Выводы по Главе 2 50
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ
ВЕЛОИНФРАСТРУКТУРЫ В КАЛИНИНГРАДЕ И КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ 53
3.1. Экономико-географические особенности Калининградской области и
Калининграда как предпосылки развития на их территории велоинфраструктуры 53
3.2. Ресурсы и направления развития велоинфраструктуры в Калининграде
и Калининградской области 60
3.3. Туристический кластер Калининградской области как драйвер развития
велоинфраструктуры (транспортный, туристический и ландшафтноэкологический анализ Калининградской области) 66
Выводы по главе 3 78
ГЛАВА 4. АДАПТАЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА
ПРИМЕРЕ МАРШРУТА КАЛИНИНГРАД-ЧЕРНЯХОВСК 81
4.1 Апробация методологии формирования велосети на примере
Калининграда и Калининградской области 81
4.2. Предложение по формированию велоинфраструктуры в Калининградском регионе 81
4.3. Типология велоинфраструктуры разрабатываемого маршрута 82
4.4. Функциональные и пространственные модели “большой” и “малой”
велосипедной инфраструктуры по проектируемому маршруту 84
Выводы по главе 4 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 105


Актуальность темы
На сегодняшний день мировой интерес по отношению к велосипедному движению стремительно растет, европейские тенденции изменения качества среды «голосуют» в сторону различных преобразований среды с помощью интеграции велосипедной инфраструктуры. Такие стремления абсолютно обоснованы, ведь велосипедное движение - экологичный, комфортный, полезный для здоровья вид транспорта, который имеет определенные преимущества перед остальными способами передвижения.
Путешествия на велосипеде - это особенные путешествия, имея ввиду путь с работы домой или, например, недельную поездку с палаткой. Перемещения на велосипеде имеют невысокую скорость, к тому же комфорт поездок позволяет совершать передвижения на большие расстояния. Европейский опыт подтверждает, что велосипедные поездки стали более приятными и выгодными, чем поездки на автомобиле с точки зрения экономии денег на бензин, времени в пробках и наличия физической нагрузки.
Преимущество велосипедной инфраструктуры не только в очевидных экологических и оздоровительных для человека факторах. Велосипедное движение объединяет человека со средой вокруг него: с природой, городской или культурной средой; оно имеет положительное психологическое воздействие. Небольшая скорость движения велосипеда открывает перед велосипедным движением не только возможности туризма, но и образовательной и социальной функции. Огромное преимущество велосипедной инфраструктуры состоит в экономическом развитии среды: новые маршруты открывают новые пути для новых людей, что создает благоприятные условия для развития бизнеса; к тому же сокращаются затраты населения на здравоохранение и потребление бензина; повышается значимость общественного транспорта в сочетании с велосипедной инфраструктурой. Она наделяет среду особым статусом, повышает качество жизни и территории. Велоинфраструктура своеобразно влияет на людей, воздействуя на их менталитет: благоустройство улиц с учетом велосипедной инфраструктуры будет приятно не только велосипедистам, но и вдохновит других людей на то, чтобы использовать велосипед.
Велосипедизации в Европе развивается не одно десятилетие, и находится на той стадии развития, когда в некоторых городах, таких как Копенгаген, процент людей, которые предпочитают поездки на велосипеде превышает процент людей, которые выбирают автомобиль. В России же велосипед используется многими людьми, но инфраструктура почти отсутствует, что создает трудности для многих велосипедистов в использовании велосипеда как основного вида транспорта.
В Западной Европе велосипедный туризм - это уже значительная отрасль экономики. В России - это пока проект будущего. Тем не менее, и в России велосипедная инфраструктура включается в социальные программы развития территорий, а также в генпланы городов. Это в первую очередь говорит об актуальности данного исследования.
Калининградская область является благоприятной территорией для разработки велосипедной инфраструктуры по многим причинам. Во-первых, калининградцы активно пользуются велосипедом для поездок на работу: велосипедные клубы организуют поездки, выбирая автомобильные трассы для велотуризма, тем не менее, велосипедная инфраструктура почти отсутствует. Во вторых, равнинный ландшафт и климатически мягкая зона располагает к передвижению на велосипеде. Наличие плотной сети разного покрытия дорог, включая исторические мощеные, плотная сеть населенных пунктов, сосредоточие памятников культуры на ее территории способствует развитию велоинфраструктуры. В третьих, масштабный европейский проект Eurovelo, объединяющий веломаршруты по всей Европе, от Лондона до Санкт- Петербурга включает в себя проектируемую часть маршрута по территории Калининградской области, как и международный веломаршрут Р1. Таким образом маршрут пройдет по территории Калининградской области вдоль побережья. Несомненно, иностранные велотуристы заинтересуются поездками по области, если они будут благоустроены.
В четвертых, в странах-соседях Польше и Литве велосипедная инфраструктура давно сложилась, и калининградцы часто используют велосипеды для путешествий в соседние страны Европы.
В настоящее время экономически россиянам выгоднее отдыхать на отечественных курортах, и Балтийское побережье Калининградской области является одним из них. Это еще раз говорит о пользе развития велосети, с учетом увеличения количества туристов из России.
Степень изученности вопроса
Один из первых теоретических трудов о велосипедных дорогах в градостроительстве и в планировании движения появляется в 1952 г.
Основной всплеск строительство велодорожек в Европе был обусловлен развитием экологического движения в 70-ые годы XX века. В Швеции, передовой в этом движении, изучению велосипеда как транспортного средства в городском планировании уже в 1971 была посвящена работа, автор Н.Розен В Англии планирование велосетей было описано М. Худсоном в 1978г., в Дании предложения разработаны Н.Йохансенном в 1979 г.
В Германии и в Австрии, начиная с 1970-х годов исследования велосипедизации начинаются в Университетах Берлина, Франкфурта-на- Майне, Бремена. В Институте по планированию движения и транспорта при Техническом университете Вены под руководством профессора Херманн Кнофлахер, Технического Университета Вены, разрабатываются дипломные работы по теме велосипедного движения и его динамичного развития. В 1980 г. магистрат города Вены заказывает концепцию по пешеходному и велосипедному движению при планировании городской структуры.
В 80-ые годы в Германии в Министерстве планированию движения и транспорта, г. Бонн, в немецком институте урбанистики г. Берлин, начинают проводиться исследования по экологиии окружающей среды. Как одно из решений этих проблем предлагается развитие велоинфраструктуры. Это вызвало целый ряд следующих исследований по развитию велодвижения, его безопасности, по обустройству улиц в связи с развитием велодвижения, Велосипедизации посвящены конгрессы, такие как международный велосипедный конгресс VELO/CITY, проходивший в апреле 1980 г. в г. Бремен.
После объединения Германии государственные министерства рассматривают развитие велоинфраструктуры как приоритетные социальные задачи и разрабатывают рекомендации для новых земель Федеративной республики по планировке безбарьерной среды и строительству.
В результате смены транспортной политики возникли города с развитой велоинфраструктурой, ассоциации велосипедистов которых подробно разработали методические материалы по проектированию велосипедной инфраструктуры. Авторами таких методических материалов были: Д. Дюфо, автор справочника PRESTO (Dirk Dufour), европейской программы по развитию велосипедной инфраструктуры и продвижению велосипеда как полноценного транспортного средства, коллектив авторов справочника NACTO , американской транспортной ассоциации, ассоциация ADFC, объединяющая велоклубы и велодвижения в 45 городах и населенных пунктах Германии.
На рубеже веков обширные исследования по переосмыслению и роли качеству общественных пространств в различных городах мира, большую роль в которых играют пешеходы и велосипедисты, провел Ян Гейл.
В России в последнее десятилетие также уделяется особое внимание изучению роли общественных пространств и гуманизации городской среды, в которой важная роль отведена велосипедному движению. В 2014 году разработаны правила велодвижения, проводятся конгрессы и семинары.
Во многих городах приоритеты по созданию комфортной среды лежат в основе стратегии их социально-экономического развития. В последние годы в России начались активные процессы модернизации городских территорий с учетом социальных интересов различных групп населения.
Теоретические труды, охватывающие средовой подход, были выведены в трудах Шимко В. Т. Организации планирования рекреационных территорий были посвящены работы В. А. Нефедова.
Одними из приоритетных задач ближайшего будущего является инновационное развитие территорий, где большую роль будут играть „умные города“. В этих городах, использующие солнечную, ветровую энергии значимую роль играет организация общественных и жилых пространств, где предусмотрен современный транспорт, включая велодвижение. Исследования в этом направлении ведутся на разных странах, в том числе в России, на основе строительства научного центра Сколково.
Формирование комфортной пространственной среды в формате модернизации городских общественных территорий представлено в архитектурно-градостроительных концепциях, в конкурсах, в заказах муниципалитетов на реконструкцию и формирование общественных пространств. В России смотры архитектурных проектов, публикаций и научных разработок, таких как «Золотая капитель», организованы журналом «Проект Балтия», проводятся в результате реализации проектом благоустройства «Моя улица», Москва. К ним относятся проекты исследовательской группы архитектурно-проектного бюро «Стрелка» для общественных пространств целого ряда городов России, которые на данный момент находятся в процессе разработки. Кроме того, такие архитектурные бюро как «Студия 44» в Санкт- Петербурге, бюро «WALL» в Москве и многие другие предлагают решения по дизайну общественных пространств, реконструкции культурно-исторических памятников, туристических объектов.
Объект
Средообразующий потенциал велосипедной инфраструктуры в
Калининграде и Калининградской области.
Предмет
Методы формирования велоинфраструктуры в контексте развития пространственных связей между городскими и межгородскими территориями.
Цель
Предложить инновационный методологический подход к формированию велосипедной инфраструктуры, обеспечивающий безопасные, комфортные, эстетически-привлекательные условия для реализации потребностей в велопередвижении различных групп населения, как вектор развития территории для Калининграда и Калининградской области.
Задачи
изучить современные концепции и практический опыт и тенденции организации велосипедной инфраструктуры в мире;
провести комплексный анализ территории Калининградской области;
разработать принципы, методы и средства дизайна велосипедной инфраструктуры как безопасные, комфортные, эстетически-привлекательные условия для реализации потребностей в велопередвижении различных групп населения;
сделать предложения по развитию маршрута в Калининградской области, связывающего областные центры, малые населенные пункты и международные направления, включая разработку для него велосипедной инфраструктуры.
Гипотеза
Велоинфраструктура, являясь частью транспортно - пешеходной инфраструктуры и объединяя исторический центр города с другими городскими зонами, а также, связывая крупнейший город с областью, способна задать векторы устойчивого развития среды, обеспечивая безопасные, комфортные, эстетически привлекательные условия для реализации социальных потребностей различных групп населения.
Территориальные границы исследования
Макроуровень: Калининград и Калининградская область, маршрут от переферии Калининграда до Черняховска, с более детальной разработкой его фрагмента от выезда из Калининграда до Куршского залива.
Локальный обьект: разработка туристического узла на выезде из Калининграда в сторону Гурьевска.
Хронологические границы исследования
В исследовании рассматривается период от изобретения велосипеда - 1817 год до настоящего времени.
Методология исследования основана на системном подходе, включающий средовой подход и комплексный анализ средовых объектов.
В исследовательской части работы были проведены:
натурное исследование
библиографическое исследование
типологический анализ на основе анализа существующего практического, теоретического и проектного опыта
историко-культурный анализ
природно-экологический анализ
транспортный анализ
теоретическое моделирование
функциональное зонирование
компьютерное моделирование, разработка пространственной модели
Теоретическая и практическая значимость результатов
исследования
Описанный в работе оборудованный веломаршрут, связывающий основные урбанистические узлы территории и малые населенные пункты, имеющие туристический и экономический потенциал, значительно обеспечит более эффективную и удобную для жизни среду для местных жителей и гостей региона. Маршрут может быть рекомендован для формирования велосипедной инфраструктуры в Калининградской области.
Метология, разработанная на основе системного подхода, включающего средовой подход и комплекснчй анализ, изучение и ситематизацию отечественного и мирового опыта по развитию велоинфраструктуры, может быть применена к развитию веломаршрутов на любой территории умеренного климата.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Представленное исследование включает инновационную методологию по проектированию велоинфраструктуры, которая основана на средовом подходе. Критериями анализа были выбраны и целевые запросы и скорости участников велодвижения.
Были изучены потребности и цели всех целевых групп пользователей велосипеда, а также проведен анализ мирового опыта через пять городов ведущих по велосипедной инфраструктуре по категориям: узловая и линейная инфраструктура в городском пространстве и узловая и линейная инфраструктура в межгородском пространстве. В результате была выявлена «модель» или «матрица», предлагающая варианты линейной инфраструктуры, а также последовательность расположения узловых элементов по ходу веломаршрута. «Модель» включает в себя три типа узла: узел при транспортнопересадочном узле, узел при туристическом секторе, узел для кратковременного отдыха. Чередование узловых элементов в такой последовательности, чтобы всем категориям целевых групп было по- настоящему комфортно ездить на велосипеде по проектируемому маршруту, было определено в работе как «макро-инфраструктура» и служит основой для развития территории, по которой проходит веломаршрут. В данной работе была сделана попытка вывести такую формулу.
Таким образом, в результате проведения комплексного анализа Калининградской области были выявлены три основные зоны концентрации потенциала: город Калининград, побережье Балтийского моря, город Черняховск. Поскольку туристические направления в сторону Балтийского побережья развиты больше, связь двух «магнитов» области Калининград и Черняховск была выбрана как наиболее перспективный для развития области маршрут. В результате анализа выяснилось, что это не только главная транспортная артерия области, но и маршрут, объединяющий в себе множество перспективных ресурсов области: его объединяет множество населенных пунктов с возможностью дальнейшего развития малого бизнеса в сфере туризма, забытых и функционирующих объектов культурного наследия, фермовых хозяйств и конюшен с функцией аграрного туризма. Маршрут также сопровождают природные ресурсы: леса, озера, а также живописная полноводная река Преголя, протекающая вдоль всего маршрута.
С помощью применения «модели» веломаршрута, выведенной в Главе 1, маршрут может служить основой и примером для развития велосети по всей области. Расположение внешнего фортового пояса Калининграда, а также большая концентрация объектов культурного наследия в Калининградской области обеспечивает насыщенность маршрута и диктует организацию узловых точек маршрута. В методологии построения веломаршрута были также рекомендованы составляющие инфраструктуры каждого типа узла.
В работе была более подробно разработана часть веломаршрута Калининград-Черняховск: это - маршрут Калининград-Гурьевск-Некрасово- побережье Куршского залива. Однодневный маршрут, насыщенный разнообразными впечатлениями: замками, кирхами, небольшими поселениями, ручьями, лесом и, наконец, побережьем Куршского залива будет излюбленным маршрутом для жителей области и не оставит равнодушными гостей области. Маршрут расширит туристические границы Калининграда, повысит интерес к природе и достопримечательностям области, приведет к экономическому развитию областных населенных пунктов. Наибольшее внимание было уделено Форту №2, как узловой точке на выезде из города Калининграда: данный пример выбран как пример для образования новой функции в Форте Калининграда. В проектном предложении были разработаны принципы, методы и средства дизайна велосипедной инфраструктуры линейного и узлового типа. Другие Форты могут быть также задействованы через развитие магистральной велосети Калининграда.
В работе был описан средообразующий эффект велосипедизации на примере маршрута, а также сформирован методологический подход к формированию велосипедной инфраструктуры в Калининграде и Калининградской области. Методология построения велотуристического маршрута, описанная в работе, может быть использована для территорий с аналогичным масштабом, климатом и набором ресурсов.


1. Достопримечательности Калининградской области. Архитектурные памятники Инстербурга. - Калининград: Балтпромо, 2011. - 78 с.
2. Достопримечательности Калининградской области. Архитектурные памятники Кёнигсберга. - Калининград: Балтпромо, 2007.
3. Достопримечательности Калининградской области. Архитектурные памятники Кранца. - Калининград: Балтпромо, 2010. - 72 с.
4. Достопримечательности Калининградской области. Архитектурные памятники Раушена. - Калининград: Балтпромо, 2010. - 72 с.
5. Достопримечательности Калининградской области. Куршская коса. - Калининград: Балтпромо, 2012. - 74 с.
6. Достопримечательности Калининградской области. Оборонительные сооружения Кёнигсберга. - Калининград: Балтпромо, 2011. - 74 с.
7. Замки Восточной Пруссии: старые и современные фотографии, исторические справки: справочник для жителей и гостей Калинингр. обл. / сост. А. П. Бахтин; лит. ред. Е. Т. Иванова, ред. А. А. Титов. - Калининград: Горизонт, 2009. - 74 с.
8. Кёнигсберг Калининград, Иллюстрированный энциклопедический
справочник / под. общ. ред. А.С. Пржездомского. - Калининград: Янтарный сказ, 2006.
9. Кирхи Восточной Пруссии: старые и современные фотографии, исторические справки: справочник для жителей и гостей Калининградской области / сост. А. П. Бахтин; лит. ред. Н. П. Дубская, ред. А. А. Титов. - Калининград: Горизонт, 2009. - 73 с.
10. Летопись Черняховского района Калининградской области. - т. 1. - Калининград: Виа Калининград, 2014, 2016.
11. Летопись Черняховского района Калининградской области. - т. 2. - Калининград: Виа Калининград, 2016.
12. Памятники монументальной живописи Восточной Пруссии на территории Калининградской области. По материалам фотоархива Центрального инстирута истории искусств в Мюнхене. Калининград, 2012.
13. Проектирование городских велодорожек / Коллектив авторов П79 NACTO; пер. с англ. Н. Андреев. - М: Альпина нон-фикшн, 2015. - 256 с.
14. Бахтин А.П. Оборонительные сооружения Кенигсберга. Старые и современные фотографии. Исторические справки. Карта-схема., серия «Достопримечательности Калининградской области», БалтПромо, 2011
15. Вучик В.Р. Транспорт в городах, удобных для жизни / Вукан Р. Вучик; пер. с англ. А. Калинин; под научн. ред. М. Блинкина. - М: Территория будущего, 2011.
16. Гейл Ян. Города для людей / Ян Гейл; пер. с англ. А. Токтонов. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 276 с.
17. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / Джейн Джекобс; пер. с англ.; 2-е изд., испр. - М.: Новое издательство, 2015. - 512 с.
... Всего источников – 85.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ