Введение 3
Глава I. Проблема изучения скульптуры в рамках школьного художественного образования 5
1.1 Место скульптуры в предметной области «Искусство» 5
1.2 Особенности преподавания отечественной скульптуры на уроках ИЗО и МХК 10
Глава II. Эволюция женских образов в отечественной скульптуре как объект изучения на уроках ИЗО и МХК 28
2.1 Трансформация женских образов в отечественной скульптуре 28
2.2 Методические рекомендации по изучению образов женщин в отечественной скульптуре 39
Заключение 58
Библиографический список 60
Актуальность темы исследования. Специфика изучения скульптуры заключается в специфики самого вида искусства – оно трехмерное, скульптуру желательно рассматривать со всех сторон, на иллюстрациях в учебниках и литературе по искусствоведению не всегда можно оценить и понять композиционную выразительность скульптуры. Изучению скульптуры уделено недостаточно внимания в рамках школьного художественного образования. Этот материал требует систематизации, обобщения, осмысления, структуризации в пригодный для применения формат, что предоставляет возможность решения определенной практической задачи на основе изученных материалов.
Степень разработанности проблемы. Методологической базой послужили документы, определяющие современные требования к реализации учебного процесса, учебно-методический комплект предметной области ИЗО и МХК, рекомендуемый Министерством просвещения Российской Федерации, научные труды по искусствоведению по вопросам скульптуры, например, работы Л.Н. Дорониной, И.В. Клюевой. В основу методической разработки легли книга С. Лукьянова «Жизнь А.С. Голубкиной», книги О.В. Калугиной «Скульптор Анна Голубкина: опыт комплексного исследования творческой судьбы» и «Русская скульптура Серебряного века. Путешествие из Петербурга в Москву, книга А.С. Голубкиной «Как создаётся скульптура. Несколько слов о ремесле скульптора», а также материалы официальных сайтов музеев А.С. Голубкиной в Москве и Зарайске.
Объект исследования – отечественная скульптура в рамках школьного художественного образования.
Предмет исследования – методика изучения женских образов в отечественной скульптуре на уроках ИЗО и МХК.
Цель исследования – выявить специфику изучения женских образов в отечественной скульптуре на уроках ИЗО и МХК.
Задачи исследования:
1. выявить место скульптуры в предметном поле ИЗО и МХК;
2. обозначить особенности преподавания отечественной скульптуры на уроках ИЗО и МХК;
3. проанализировать трансформацию женских образов в отечественной скульптуре;
4. разработать методические рекомендации по изучению образов женщин в отечественной скульптуре.
Теоретико-методологические основания исследования. Из философских методов и принципов особое внимание уделялось принципу историзма; из общенаучных методов – анализу, синтезу, сравнению, обобщению; из частнонаучных методов – семиотическому.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, библиографического списка.
Традиционно существует разделение тем изучения скульптуры по этапам школьного обучения: на этапе младшей школы – это декоративно-прикладное творчество в рамках ИЗО, в основной школе – художественные средства выразительности скульптуры, жанры и виды скульптуры в рамках ИЗО, на уроках МХК в основной школе изучают историю, стили и творчество известных скульпторов.
Анализ учебно-методических комплектов позволил выявить специфику преподавания скульптуры, к ним можно отнести необходимость умелого сочетания изучения теоретических вопросов с реализаций, поставленных задач в творческой деятельности, большие требования к организации практической работы в материалах скульптуры (проволокой, бумагой, пластилином и глиной), организацией рабочего пространства.
Сложности специфики подготовки и хранения материалов скульптуры, недостаточное обеспечение материально-технической базы школы по предмету изобразительное искусство, специфики подготовки самого учителя – все это определяет эффективность преподавания скульптуры в школе.
Рассмотрены наиболее значимые этапы трансформации женского образа во времени через влияние ценностных ориентиров времени создания скульптуры, изменение канонов женской красоты и сущности женского образа. Приведены примеры скульптурных решений отдельных авторов в создании женского образа. Через призму исторического процесса рассмотрены женские образы, начиная от сакрального образа материнства палеолитической Венеры исторического музея города Зарайска, образов Богородицы и Параскевы Пятницы как заступниц людей от житейских невзгод, через образы правительниц – русских императриц, и, наконец, скульптура «Лето в деревне» А.И. Рукавишникова, в которой создан образ современной женщины. Большое воспитательное значение имеет тематика женских образов, таких как материнство, женственность, красота [19]. В женских образах нашло художественное воплощение образа Родины. Скульптурный ряд подобран таким образом, чтобы можно было представить различные виды скульптуры, различные материалы и разные стилевые решения. Данные материалы возможно применить в различных видах практической деятельности учителя.
Методическая разработка выполнена по материалам о творчестве женщины-скульптора Анны Семеновны Голубкиной, которая родилась, выросла и умерла в городе Зарайске. Она – яркий представитель Рязанского края. В работе над проектами ребятам предлагается изучить жизнь и творчество скульптора, понять и проанализировать описать одну из самых лирических работ Анны Семеновны «Березка» – художественный образ русской девушки.
Представленные материалы являются полной методической разработкой внеклассного мероприятия, где определены цели и задачи, даны обоснования выбора тем, формы мероприятия, педагогических технологий и материалов по искусствоведению. Представлен справочный материал, кейс – заданий для работы в группах, разработаны критерии оценки выполнения разных видов учебной деятельности. Данная методическая разработка может иметь практическое применение при изучении скульптуры в школе.
1. Археология – «Зарайский кремль» – Текст : электронный // «Зарайский кремль» – государственный музей-заповедник : официальный сайт. – URL: https://museumzaraysk.ru/?artwork=arheologija (дата обращения: 10.12.2023).
2. Березка. Этюд. – Текст : электронный // Государственная Третьяковская галерея : официальный сайт. – URL: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/10658 (дата обращения: 10.12.2023).
3. Власова, И. М. Интернет-технологии в системе художественного образования / И. М. Власова – Текст : непосредственный // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – №19-2. – С. 12-17.
4. Герасимова, О. Палиндром Силис / О. Герасимова. – Текст : непосредственный // Третьяковская галерея. – 2015. – № 1. – С. 96-113.
5. Голубкина, А. С. Как создается скульптура : Несколько слов о ремесле скульптора / [Предисл. А. Зотова]. – Москва: Искусство, 1965. – 48 с. – Текст: непосредственный.
6. Горяева, Н. А. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс / Н. А. Горяева; под ред. Б. М. Неменского. – 2-е изд., доп. – M.: Просвещение, 2017. – 163 с. – ISBN 978-5-09-042214-7. – Текст: непосредственный.
7. Государственная Третьяковская галерея (Москва). Каталог собрания. Серия, Скульптура XVIII-XX веков. Т. 1 : Скульптура XVIII-XIX веков. – 2000. – 351 с. – ISBN 5-900743-46-2. – Текст : непосредственный.
8. Государственная Третьяковская галерея (Москва). Каталог собрания. Серия, Скульптура XVIII-XX веков. Т. 2 : Скульптура первой половины XX века. – 2002. – 527 с. – ISBN 5-900743-65-9. – Текст : непосредственный.
9. Государственная Третьяковская галерея (Москва). Каталог собрания. Серия, Скульптура XVIII-XX веков. Т. 3 : Скульптура второй половины XX века. Т. 3. – 1998. – 358 с. – ISBN 5-900743-39-X. – Текст : непосредственный.
10. Данилова, Г. И. Искусство. Базовый уровень. 11 кл. : учебник / Г. И. Данилова. – Москва : Дрофа : Вертикаль, 2014. – 366 с. – ISBN 978-5-358 –11907-9. – Текст : непосредственный.
11. Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. 11 класс : от XVII века до современности : учебник для общеобразовательных учреждений / Г. И. Данилова. – 5-е изд., стер. – Москва : Дрофа, 2009. –399 с. – ISBN 978-5-358-06993-0. – Текст : непосредственный.
12. Доронина, Л. Н. Мастера русской скульптуры XVIII-XX веков / Л. Н. Доронина. – Москва : Белый город, 2008. – 29 с. – ISBN 978-5-7793-1404-6. – Текст : непосредственный.
13. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура : учебное пособие : в двух частях / Л. Г. Емохонова. – Москва : Академия, 2017 –.Ч. 1. – 2017. – 350 с. – ISBN 978-5-4468-3255-2. – Текст : непосредственный.
14. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс : учебник для общеобразовательных организаций / [Горяева Нина Алексеевна и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – 5 изд. – М.: Просвещение, 2015. – 143 с. – ISBN 978-5-09-036326-6 – Текст: непосредственный.
15. Изобразительное искусство : предметная неделя в школе / сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 185с. – ISBN 978-5-7057–1166–6. – Текст: непосредственный.
16. Искусство скульптуры в ХХ-ХХI веках : мастера, тенденции, проблемы : Коллективная монография. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «БуксМАрт», 2017. – 632 с. – ISBN 978-5-906190-77-2. – Текст : непосредственный.
17. Калугина, О. В. Скульптор Анна Голубкина : опыт комплексного исследования творческой судьбы / О. В. Калугина ; Российская акад. художеств. науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразительных искусств. – Москва : Галарт, 2006 (Чебоксары: «Чебоксарская типография» 1), 245 с. – ISBN 5-269-01043-7. – Текст: непосредственный.
18. Калугина, О. Л. Русская скульптура Серебряного века : Путешествие из Петербурга в Москву / О. В. Калугина; Российская акад. художеств. науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразительных искусств. – Москва : Буксмарт, 2013. – 334 с. – 978-5-906190-06-2. – Текст: непосредственный.
19. Клюева, И. В. Материнство как антропологическая и культурная ценность в творчестве С. Д. Эрьзи / И. В. Клюева. – Текст : непосредственный // Ежегодник финно-угорских исследований. – 2019. – №1. – С. 135-148.
20. Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – 4-е изд. – Москва : Просвещение, 2014. – 144 с. – ISBN 978-5-09-031897-6. – Текст : непосредственный.
21. Лукьянов, С. И. Жизнь А.С. Голубкиной : [для старш. возраста]. – М. : Детская литература, 1969. – 78 с. – Текст: непосредственный.
22. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство : искусство в жизни человека : 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – Москва : Просвещение : Московские учеб., 2008. – 175 с. – ISBN 978-5-7853-1020-9. – Текст : непосредственный.
23. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. 4 класс : Каждый народ – художник : учебник для общеобразовательных организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 158 с. – ISBN 978-5-09-032115-0. – Текст: непосредственный
24. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 111 с. – ISBN 978-5-09-038162-8. – Текст: непосредственный.
25. Пермская деревянная скульптура конца XVII – начала XX века : коллекция Пермской государственной художественной галереи: каталог / [сост. О. М. Власова]. – Москва : Арт-Волхонка, 2013. – 439 с. – ISBN 978-5-904508-31-9 – Текст: непосредственный.
26. Поташник, М. М. Требования к современному уроку : методическое пособие. – М. : Центр пед. образования, 2013. – 271 с. – ISBN 978–5–91382–018–1. – Текст: непосредственный.
27. Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 N 1403 «О концепции художественного образования в Российской Федерации» (вместе с «Концепцией ...», утв. Минобразования РФ 26.11.2001, Минкультуры РФ 26.11.2001) – Текст : электронный // КонсультантПлюс : официальный сайт. – URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84924/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 10.12.2023).
28. Русское искусство конца XIX-XX вв. – Текст : электронный // Рязанский областной государственный художественный музей им. И. П. Пожалостина : официальный сайт. – URL: https://artmuseum62.ru/collection/7/ (дата обращения: 10.12.2023).
29. Сергеева, Г. П. Искусство. 8-9 классы : учебник для общеобразовательных организаций / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 190 с. – ISBN 978–5–09–016741–3. – Текст: непосредственный.
30. Солодовников, Ю. А. Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Ю. А. Солодовников. – М. : Просвещение, 2008. – 256 с. – ISBN 978–5–09–017248–6. – Текст: непосредственный.
31. Федеральная рабочая программа начального общего образования «Изобразительное искусство» (для 1-4 классов образовательных организаций). – Текст: электронный. // Единое содержание общего образования : официальный сайт. – URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/11_ФРП-Изобразительное-искусство_1-4-классы.pdf (дата обращения 25.08.23).
32. Федеральная рабочая программа основного общего образования «Изобразительное искусство» (для 5–7 классов образовательных организаций). – Текст: электронный // Единое содержание общего образования : официальный сайт. – URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/09/27_frp_izo_5-7-klassy.pdf (дата обращения 25.08.23).