Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений произношения звуков группы шипящих у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи (Тульский государственный педагогический университет)

Работа №131742

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы71
Год сдачи2024
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ Центр развития ребёнка № 5 «Мир детства» (г. Тула).
Выборка: 10 детей 5-6 лет, с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития).

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………7
1.1 Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста в онтогенезе……………7
1.2 Особенности звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.12
1.3 Методика логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи……………......................21
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…29
2.1 Комплекс диагностических игр, направленный на оценку звукопроизношения детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи29
2.2 Результаты диагностики звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи30
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ ГРУППЫ ШИПЯЩИХ У ДЕТЕЙ 6 ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ ………38
3.1 Комплекс дидактических игр с применением ИКТ по коррекции нарушений произношения звуков группы шипящих у детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи 38
3.2 Описание формирующего этапа по коррекции нарушений произношения звуков группы шипящих у детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи посредством комплекса дидактических игр с применением ИКТ ……………………………………………………….. 54
3.3 Оценка результативности логопедической работы по коррекции нарушений произношения звуков группы шипящих у детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи посредством комплекса дидактических игр с применением ИКТ ………………………………………….............. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………... 69

Речь – это великий дар природы, благодаря ей люди имеют прекрасную возможность общаться друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает огромную услугу человеку в познании мира. [9, с.153]
Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. И через общение с другими людьми человек осознает себя как личность.
В ФГОС дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область.
В свою очередь звуковая сторона речи включает в себя следующие компоненты: звукопроизношение, просодическая сторона речи, фонематическое восприятие.
Процесс формирования правильного произношения у детей - особенно сложный процесс. Трудности возникают, когда человек учится управлять собственными органами речи, воспринимать речь, наблюдать за своей собственной речью, а также за речью других.
Большинство детей склонны к задержкам в этом процессе. Нарушения в произношении звуков не устраняются сами по себе, а преодолеваются с помощью правильно построенной коррекционной работы по их исправлению.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.
Изучение проблем детей с ОНР стало предметом рассмотрения в работах Р.Е. Левиной, Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Е.М. Мастюковой, Н.А. Никашиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Ф. Спировой и др.
Современными исследованиями установлено, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения.
Актуальность проблемы заключается в том, что своевременная коррекция звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи, особенно в дошкольном возрасте, является залогом успешного развития грамотности и чтения: правильная речь возможна только при правильном восприятии и воспроизведении звукового состава слова, а дети, страдающие общим недоразвитием речи и нарушением звукопроизношения, не получившие специализированной помощи в дошкольном возрасте, впоследствии могут испытывать трудности в овладении навыками письма и чтения.
В связи с этим, воспитание правильного звукопроизношения очень важно для дальнейшего развития дошкольника. Ранняя коррекция дефекта является наиболее продуктивной и предотвращает трудности обучения в школе. Важность оказания помощи детям с нарушением речи в дошкольном возрасте постоянно подчеркивается в научно-методической литературе, в документах по организации логопедической помощи.
Для получения скорых положительных результатов в работе по воспитанию правильного звукопроизношения у дошкольников шестого года жизни возможно включение игр с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на этапе автоматизации и дифференциации звука, а также при выполнении дыхательной арттикуляции.
Таким образом, проблема развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) является довольно актуальной.
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс дидактических игр с применением информационно-коммуникационных технологий по коррекции нарушений звукопроизношения звуков группы шипящих у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) посредством дидактических игр с применением ИКТ.
Объект исследования: развитие произношения звуков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция нарушений произношения звуков группы шипящих у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) посредством дидактических игр с применением ИКТ.
Гипотеза исследования: если в логопедической работе будут использованы игры с применением информационно-коммуникационных технологий на этапах развития речевого дыхания и артикуляции, автоматизации и дифференциации фонем на разных уровнях, то это позволит добиться положительного результата в коррекции нарушений произношения звуков группы шипящих у детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития).
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
 Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
 Подобрать диагностический инструментарий и с его помощью выявить нарушения произношения у детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи;
 Проанализировать полученные результаты и на основе анализа разработать комплекс дидактических игр по коррекции нарушений произношения шипящих звуков у детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития);
 Апробировать комплекс дидактических игр по коррекции нарушений произношения звуков группы шипящих у детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) и сделать выводы о его результативности на основе сравнительного анализа данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Методы исследования (по классификации Л.С. Волковой):
1. Организационные: сравнительный, лонгитюдный.
2. Эмпирические: психодиагностические, экспериментальные (формирующий эксперимент).
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Интерпретационные.
Практическая значимость работы: комплекс дидактических игр с применением информационно-коммуникационных технологий по коррекции нарушений звукопроизношения звуков группы шипящих у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) может быть рекомендован к использованию в практической деятельности учителям-логопедам, работающим с данной категорией детей.
База исследования: МБДОУ Центр развития ребёнка № 5 «Мир детства», город Тула. В исследовании приняли участие 10 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Определили, что, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пятилетнему возрасту. При своевременном формировании фонематического слуха к 1 году 7 месяцам – 2 годам звуковая структура речи нормализуется к пяти годам. Особенность развития произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР заключается в недостаточной дифференциации звуков на слух, фонетическое оформление речи существенно отстает от нормы, страдает формирование звукового анализа и синтеза слов. Занятие по коррекции произношения проводятся системно и последовательно.
Подобрали диагностический инструментарий, выбрали диагностические методики следующих авторов: Е.Э. Артемовой, Е.В. Мазановой, Н.И. Озерецкого, направленные изучение уровня сформированности изолированного звукопроизношения, воспроизведение звука в слогах и словах, звукопроизношения в предложениях, а также обследования кинестетического артикуляционного праксиса, а также артикуляционной моторики, развития мелкой моторики рук и развития речевого дыхания. Выявили нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, у всех детей наблюдается полиморфное нарушение звукопроизношения, которое обусловлено сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Проанализировали полученные результаты и на основе анализа разработали комплекс дидактических игр с применением ИКТ по коррекции нарушений произношения звуков группы шипящих у детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи посредством комплекса дидактических игр с применением ИКТ. Логопедическая работа по коррекции произношения у детей дошкольного возраста включала в себя два этапа: подготовительный этап (развитие речевого дыхания и артикуляционная гимнастика) и этап формирования первичных произносительных умений и способностей (автоматизация и дифференциация шипящих звуков).
Апробировали комплекс дидактических игр с ИКТ и сделали выводы о ее результативности на основе сравнительного анализа данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Уровень развития произношения звуков группы шипящих у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) повысился. Так, первоначально были отмечены только низкий и ниже среднего уровни, а после проведения коррекционной работы с детьми мы отметили уровень выше среднего и высокий уровень.
Цель исследования достигнута - теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс дидактических игр с применением информационно-коммуникационных технологий по коррекции нарушений произношения звуков группы шипящих у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) посредством дидактических игр с применением ИКТ.
Гипотеза исследования подтверждена – если в логопедической работе будут использованы игры с применением информационно-коммуникационных технологий на этапах развития речевого дыхания и артикуляции, автоматизации и дифференциации фонем на разных уровнях, то это позволит добиться положительного результата в коррекции нарушений произношения звуков группы шипящих у детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития).



1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. / Е.Ф. Архипова - М.: Астрель, 2015.
2. Башмакова С. Б. Современные исследования дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии [Текст] / С. Б. Башмакова, И. В. Станисленко. – М.: Просвещение, 2016. – 822 с.
3. Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. – М.: Просвещение, 1964. – 91 с.
4. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность [Текст] / Н. А. Берштейн. — М.: Наука, 1990. — 494 с.
5. Винарская Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
6. Винарская Е. Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи [Текст] / Е. Н. Винарская. – М.: Изд-во МГУ, 1970. – 69 с.
7. Волкова Л. С. Логопедия [Текст]: учеб. для студ.педвузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – М.: Владос, 2012. – 364 с.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
9. Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка [Текст] / А. Н. Гвоздев, чл.кор. Акад. пед. наук РСФСР. – Москва; Ленинград: изд-во и тип. Изд-ва Акад. пед. наук РСФСР, 1948. – 60 с.
10. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
11. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков [Текст] : Кн. для логопедов / И. И. Ермакова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. — 143 с.
12. Жинкин Н. Н. Механизмы речи [Текст] / Н. Н. Жинкин. – М.: Просвещение 1958. – 312 с.
13. Жинкин Н. И. Интеллект, язык и речь. Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Н. И. Жинкин. – М.: Просвещение, 1972. – 31 с.
14. Журова Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Л. Журова, Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1963. – 322 с.
15. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. – М.: «Владос», 2018. – 279 с.
16. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] : пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.
17. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Е. В. Колесникова. – М.: Владос, 2002. – 112 с.
18. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под. ред. Р. Е. Левиной. – М., 1967. – 307 с.
19. Лисина М. И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми [Текст] / под ред. М. И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985. – 208 с.
20. Лопатина, Л.В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. / Л.В. Лопатина. – М.: 2012. - 200 с.
21. Мастюкова, Е. М. Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова. – М.: Владос, 1997 – 167 с.
22. Нишева, Н.В. Современная коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. / Н.В. Нищева. - СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 450 с.
23. Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] [Текст]: пособие для логопедов / Е. А. Пожиленко. – СПб.: КАРО, 2006. – 22 с.
24. Правдина, О.В. Логопедия. /О.В. Правдина // Учеб. пособие для студентов дефектолог. фактов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 2016.
25. Смирнова, И.А. Логопедия / И.А. Смирнова / Иллюстрированный справочник / Санкт-Петербург, 2014. – 200 с.
26. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] / Е. Ф. Соботович. – М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с.
27. Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979 – 223 с.
28. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст] : учеб. пособие / Н. М. Трубникова. – Е.: УрГПУ, 1998. – 51 с.
29. Туманова Т. В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, А. В. Соболева. – М.: Изд. В. Секачев, 2016. – 196 с.
30. Филичева Т. Б. Основы логопедии [Текст]: учеб. пособие для педвузов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 73 с.
31. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для логопеда и воспитателя дет. сада / М.Ф. Фомичева // Акад. пед. и соц. наук., Моск. психол.-соц. ин-т.– Москва. 2013. - 304 с.
32. Хватцев, М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. / М.Е. Хватцев - М., 2014. - 299 с.
33. Чернякова, В.Н. Игровые технологии в формировании звукопроизношения у детей 4-7 лет / В.Н. Чернякова. - М.: Сфера, 2015. - 464 c.
34. Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст]: учеб. пособие для логопедов / Г. В. Чиркина. –М.: АРКТИ, 2005. – 239 с.
35. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в
раннем возрасте [Текст] / Н. Х. Швачкин. – М. : Просвещение, 1948 –129 с.
36. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
37. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 1988. - 64 с.
38. Щерба, Н.В. Звуки в картинках. Дидактический материал для формирования правильного звукопроизношения / Н.В. Щерба. - М.: Белый ветер, 2015. - 523 c.
39. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 116 с.
40. Ястребова, А.В. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. / А.В. Ястребова., О.И. Лазаренко. М.,2000 – 6 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ