ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТОГЕННАЯ ПРИРОДА МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Понятие организации и ее характеристики 5
1.2. Сущность маркетинговой деятельности 11
1.3. Типы конфликтов в маркетинговой деятельности 15
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
2.1. Сущность конфликтменеджмента 25
2.2. Методы управления внешними конфликтами в маркетинговой деятельности 28
2.3. Методы управления внутренними конфликтами в маркетинговой деятельности 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
В современных рыночных условиях развития экономики, которая характеризуется постоянной конкуренцией между экономическими субъектами, одним из наиболее важных факторов, определяющим развитие коммерческой организации, становится ее маркетинговая деятельность, которая включает в себя создание рекламы и продвижение через нее товаров и услуг, разработку и корректировку продукции в соответствии с потребностями целевой группы потребителей и ситуацией на рынке, которые выявляются на основе маркетинговых исследований, создание эффективных связей с общественностью, ценообразование и маркетинговую логистику. Цель маркетинговой деятельности заключается в формировании и стимулирование сбыта, расширении объема продаж, рыночной доли и прибыли предприятия.
Однако маркетинговая деятельность организации часто приводит к конфликтам как с субъектами вне ее - «маркетинговые войны» между организациями, конфликты между организацией и государством, между организацией и физическими лицами - так и внутри организации - конфликты между творческими сотрудниками, занимающимися маркетинговой деятельностью, между отделами, между маркетинговым отделом и руководителем организации.
Актуальность исследования заключается в том, что сегодня маркетинговую деятельность осуществляет практически каждая коммерческая организация с целью увеличения прибыли предприятия. В силу естественных причин у каждой из них возникают свои противоречия и конфликты в ходе их деятельности, которые мешают и ухудшают работу организаций, не дают им развиваться в полной мере. Для того, чтобы данных явлений не происходило необходима система методов управления внешними и внутренними конфликтами в организации, которые определены в данной работе.
Новизна работы заключается в том, что в данном исследовании были рассмотрены конфликты маркетинговой деятельности организации и определены методы к их управлению.
Целью работы является определение методов управления конфликтами в маркетинговой деятельности организации. Задачами являются:
1. Выявление понятия организации и ее характеристик.
2. Определение сущности маркетинговой деятельности.
3. Классификация типов конфликтов в маркетинговой деятельности.
4. Определение понятия конфликтменеджмента.
5. Определение методов управления внешними и внутренними конфликтами в маркетинговой деятельности организации.
Объектом в данном исследовании являются конфликты в маркетинговой деятельности организации. Предметом - конфликтменеджмент в маркетинговой деятельности организации.
Цели, задачи, объект и предмет исследования определили структуру работы. Первая глава посвящена рассмотрению теоретической базы, в ней раскрываются основные понятия, такие как «организация», «маркетинговая деятельность», даются их характеристики, определяются типы конфликтов, которые могу возникать в ходе маркетинговой деятельности организации.
Во второй главе дается определение «конфликтменеджмента» и определяются методы управления внешними и внутренними конфликтами организации.
Методы исследования использовались следующие: индукция, дедукция, абстрагирование, идеализация, анализ, синтез.
Результаты исследования могут быть широко использованы в работе конфликтологов, переговорщиков. Определенные в данной дипломной работе методы управлениями конфликтами в маркетинговой деятельности организации смогут послужить дальнейшему развитию экономики и повышению уровня жизни людей.
Организация - это «объединение взаимодействующих социальных субъектов, имеющих единый координирующий центр, где достижение каких- либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей, или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей». В данной работе рассматривается коммерческая организация открытого типа с линейно-штабной организационной структурой, то есть та, которая своей главной целью ставит получение наибольшей прибыли, взаимодействует с внешними субъектами, и структура которой подразделяется на несколько штабов, находящихся под единым началом руководителя.
«Маркетинг или маркетинговая деятельность - это социальный и управленческий процесс, позволяющий отдельным лицам и группам лиц удовлетворять свои нужды и потребности с помощью обмена созданными ими товарами и потребительскими ценностями». Маркетинговой деятельностью в организации занимается маркетинговый отдел, который разрабатывает и корректирует товар или услугу в соответствии с потребностями целевой группы потребителей и ситуацией на рынке, создает рекламу и продвигает через нее товары или услуги, проводит маркетинговые исследования, реализует эффективные связи с общественностью, планирует ассортимент, занимается ценообразованием и маркетинговой логистикой. Важная характеристика специалистов, работающих в маркетинговом отделе, это то, что они работают с генерацией новых идей, нестандартными решениями, творчеством. В связи с этим они часто конфликтуют с коллегами и руководителями.
Типы конфликтов маркетинговой деятельности организации классифицируются на внешние и внутренние. Ко внешним конфликтам маркетинговой деятельности организации относятся «маркетинговые войны» между организациями, конфликты между организацией и физическими лицами, между организацией и государством. Причинами первых является использование организацией недобросовестных маркетинговых методов. Причинами вторых: введение потребителя в заблуждение о свойствах и качестве товара или услуги, оскорбление чувств и верований потребителей в ходе рекламы, неодобрение деятельности организации в целом и других. Причинами третьих: нарушение организацией законов, касающихся маркетинговой деятельности.
Внутренние конфликты в организации подразделяются на горизонтальные и вертикальные. К горизонтальным относятся конфликты между главами маркетингового отдела и иного отдела организации, между творческими сотрудниками маркетингового отдела, к вертикальным - конфликты между главой маркетингового отдела и руководителем организации. Причинами внутренних конфликтов, как правило, являются различия в индивидуальных целях, некачественные коммуникации, ограниченность ресурсов, взаимозависимость заданий, различия в представлениях и ценностях, жизненном опыте и манере поведении отдельных сотрудников, низкая компетенция руководителя.
Понятие конфликтменеджмента определяется, как «элемент или функция организованной системы различной природы, обеспечивающий сохранение определенной ее структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей». Цель управления конфликтами- предупреждение их деструктивного развития.
В результате работы были определены методы управления внешними и внутренними конфликтами в маркетинговой деятельности организации. Внешние методы были поделены на переговорные, посреднические и юридические. Понятие переговоров было определено, как процесс адекватной коммуникации, эффективного просвещения и ответственного использования власти с целью взаимной выработки, обмена и выполнения определенных обещаний, которые приводят к реалистичным и прочным соглашениям. Посредничество определяется, как способ управления спорной ситуации с участием третьей нейтральной стороны. Юридические методы - это управление спором в судебных инстанциях, например, таких как арбитражный суд, постоянный действующий орган, который осуществляет управление спорами и их разрешениями в предпринимательской и иной экономической деятельности, или в судах общей юрисдикции - это те суды, которые реализуют правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, которые возникают из административных правонарушений.
Внутренние методы были поделены на структурные, административные, переговорные и межличностные. Структурные включают в себя: провозглашение общеорганизационных комплексных целей, отделение личного от профессионального, координация и интеграция механизмов, налаживание коммуникаций между сотрудниками, ликвидация дефицита, ложной или искаженной информации, справедливое распределение ресурсов, разъяснение требований к работе, развитие компетенции руководителя, эффективная работа с творческими людьми. Под административными методами имеется в виду- система дисциплинарных взысканий и поощрений. Типы поощрений в организации делятся на несколько типов: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, грамотой или преставление звания лучшего по своей профессии. Также за особенные заслуги, сотрудник может быть представлен к государственной награде. К сотруднику могут быть применены также и дисциплинарные взыскания: замечание, выговор или увольнение по соответствующими основаниями.
Переговорные и посреднические методы, уже были описаны выше. Межличностные методы включают в себя уклонение, принуждение, сглаживание, компромисс и решение проблемы.
В результате данного исследования, можно сделать вывод, что конфликтменеджмент в маркетинговой деятельности организации необходим любой коммерческой организации, так как именно он позволяет ей эффективно развиваться и достигать своих целей.
1. Арутюнова Л. М. Пирогова Е. В. Теория организации - СПб., 1992. - C.17.
2. Абабкова М. Ю. Этические конфликты в маркетинговой и рекламной деятельности // Конфликтология. 2014. № 1. - С. 42.
3. Андреева О.И., Карпенко А.Д., Сатикова С.В. Интегративные переговоры. - СПб., 2007. - С. 108.
4. Большаков А. Г., Несмелова М. Ю. Конфликтология организаций. - М.,2001. - С. 9.
5. Воронкова О.В., Завражина К.В., Толстяков Р.Р. Маркетинг. - Тамбов, 2009. - С. 1.
6. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. - Таганрог., 2003.
7. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб., 2008. - С. 544.
8. Глазл Ф. Конфликтменеджмент - М., 2002- С. 516.
9. Друкер П. Эффективное управление предприятием. - М., 2008.
10. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик Рилейшнз. - М., 2003.
11. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии - СПб.,2004. - С. 9.
12. Иванова Е.Н. Курс ведения переговоров с установкой на сотрудничество - СПб., 1995.- С.100.
13. Кудрявцев В.Н. Юридическая конфликтология - М., 1995 г.
14. Коршунова Н. Е. Шатаева О. В. Мошкин А. С. Коршунов Р. М. Социология миграционных процессов. - М., 2015. - С. 242.
15. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М., 1990.
...