ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8
1.1. Понятие адаптации в различных научных подходах 8
1.1.1. Понятие профессиональной адаптации, виды и характеристики 11
1.1.2. Профессиональная дезадаптация. Причины и особенности 16
1.2. Личностные особенности учителей 19
1.2.1. Кризисы профессионального развития учителя 24
1.3. Профессиональная адаптация учителей общеобразовательной школы 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РАБОТНИКОВ 33
2.1 Описание выборки исследования 34
2.2 Методы исследования 34
2.3. Процедура исследования 38
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 40
3.1. Особенности социально-психологической адаптации учителей общеобразовательных школ 40
3.2. Сравнительный анализ адаптации учителей с разным стажем работы и семейным положением 48
Выводы 57
Заключение 59
Список литературы 60
Приложения 65
Возникновение понятия «адаптация» относится ко второй половине XVIII века (от лат. аdapto – приспособляю, adaptane – приспособление, adaptacio - приспособляемость, приспосабливаемость), и связано оно с именем немецкого физиолога Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления органов зрения и слуха в ответ на действия адекватных раздражителей. Постепенно границы применения данного понятия расширились, и в настоящее время в научной литературе понятие «адаптация» трактуется как процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования.
Вопросами профессиональной деятельности и адаптации занимались такие исследователи как М.А. Дмитриева, Ф.Б. Березин, Г.С. Никифоров, А.А. Налчаджян, А.А. Реан, А.К. Маркова и др.
Важным представляется рассмотрение проблемы адаптации в контексте профессиональной деятельности и здоровья. В настоящее время проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание разных специалистов. Психология здоровья включает следующие составляющие: критерии психического и социального здоровья; оценка и самооценка здоровья; профессиональное здоровье человека; психология долголетия. Г.С. Никифоров считает, что «по своей практической значимости и актуальности психология здоровья становится одним из перспективных направлений в современной психологии».
Много исследований направлено на изучение вопросов профессионального выгорания, удовлетворенности трудом и профессиональных кризисов. Можно предположить, что одним из определяющих факторов успешной профессиональной деятельности и, как следствие, профессионального здоровья, является успешная адаптация человека к деятельности в рамках профессии.
Исследование профессиональной адаптации представляется актуальным вследствие того, что в настоящее время нет единой теоретической концепции адаптации, имеющиеся данные разрозненны, а проблема профессиональной адаптации исследована недостаточно глубоко, и имеющиеся знания не в достаточной степени применяются в практической деятельности. Мы будем изучать профессиональную адаптацию на примере деятельности учителя общеобразовательной школы, так как именно учителя в высокой степени подвержены профессиональному выгоранию, испытывают трудности в процессе адаптации к деятельности в силу особенностей работы с учениками и спецификой педагогического коллектива.
Цель исследования: изучить особенности профессиональной адаптации учителей общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу, посвященную проблеме адаптации и личностным особенностям учителей;
2. Исследовать особенности профессиональной адаптации учителей и их способность переживать профессиональные кризисы;
3. Изучить удовлетворенность трудом у учителей общеобразовательной школы;
4. Исследовать взаимосвязь адаптации и способности успешно преодолевать кризисы с удовлетворенностью трудом;
5. На основе эмпирических данных разработать практические рекомендации по оптимизации процесса профессиональной адаптации учителей.
Объект исследования: учителя общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности профессиональной и социально- психологической адаптации учителей общеобразовательной школы и их удовлетворенность трудом.
Гипотезы исследования:
1. Профессиональная адаптация/дезадаптация учителей общеобразовательной школы обусловлена возрастом работников. Чем старше работники, тем они более адаптированы к деятельности.
2. Профессиональная адаптация учителей общеобразовательной школы зависит от стажа работы в школе.
3. Социально-экономические факторы (семейное положение) влияют на профессиональную дезадаптацию учителей. Лица, состоящие в браке, менее подвержены профессиональной дезадаптации, по сравнению с теми, кто не состоит в браке.
4. Удовлетворенность трудом является признаком профессиональной адаптации учителей.
Методики исследования:
1. Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации работника предприятия (Р.Х. Исмаилов);
2. Опросник для оценки проявлений дезадаптации (О.Н. Родина);
3. Анкета для определения кризисогенных факторов и факторов, способствующих преодолению кризисов профессионального развития учителя (Чоросова О.М., Герасимова Р.Е.).
4. Оценка удовлетворенности работой (В.А. Розанова).
Математико-статистические методы исследования:
1) Проверка нормальности распределения (Критерий Колмогорова-Смирнова).
2) Статистический анализ
3) Корреляционный анализ Спирмена
4) Сравнительный анализ выборок испытуемых с помощью непараметрического критерия U-Манна Уитни
Для обработки данных использовалась программа SPSS Statistics 22.0.
Характеристика выборки: В опыте приняли участие 60 человек -учителя гимназий г. Санкт-Петербурга Красногвардейского района; средний возраст - 45 лет; средний стаж работы учителем – 20 лет; средний стаж работы в школе – 16 лет.
Научная значимость: полученные данные расширяют имеющиеся представления о профессиональной адаптации учителей общеобразовательных школ.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы психологами и педагогами для предотвращения профессионального выгорания учителей общеобразовательных школ и повышения уровня их адаптации.
Выпускная квалификационная работа включает: введение, 3 главы, выводы, заключение, практические рекомендации, список использованных источников, приложения.
Основной текст изложен на 84 страницах и проиллюстрирован 10 таблицами и 9 рисунками.
Таким образом, нами было проведено исследование особенностей профессиональной адаптации учителей общеобразовательной школы.
В исследовании приняли участие 60 учителей. Изучались особенности их профессиональной адаптации, а также способность преодолевать кризисогенные факторы и удовлетворенность трудом.
Выдвинутая гипотеза о том, что профессиональная адаптация/дезадаптация учителей общеобразовательной школы обусловлена возрастом работников, не подтвердилась. Возраст не связан со степенью адаптации.
Гипотеза о том, что профессиональная адаптация учителей общеобразовательной школы зависит от стажа работы в школе, подтвердилась. Была выявлена положительная взаимосвязь стажа работы в школе с дезадаптацией (р≤0,05).
Гипотеза о том, что социально-экономические факторы (семейное положение) влияют на профессиональную дезадаптацию учителей, подтвердилась. Лица, состоящие в браке, менее подвержены профессиональной дезадаптации, по сравнению с теми, кто не состоит в браке. Они в меньшей степени чувствуют себя отделенными от группы и одинокими, позитивно относятся к коллективу. При этом они реже сталкиваются с эмоциональными сдвигами, снижением активности и нарушением социального взаимодействия.
Гипотеза о том, что удовлетворенность трудом является признаком профессиональной адаптации учителей, не подтвердилась. Была выявлена отрицательная взаимосвязь.
1. Арефьев С.Л. Изучение процесса профессиональной адаптации психолога в промышленности: автореф. дис. … канд. психол. наук / С.Л. Арефьев. – Л., 1978. – 17 с.
2. Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога // Ижевск, 1997г. - 108с.
3. Барахсанов В.П., Асекритова Т.Г., Бурцев К.С. Педагогическое сопровождение адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности // Наука и образование. 2008. № 2. С. 39-43.
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. – 270 с.
5. Бодров В.А. Психологические механизмы адаптации человека // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы и перспективы / Отв. Ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. C. 42-62.
6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Курс лекций. –2-е изд. – М., 2010. – 440 с.
7. Вельчинская Т.П. Подходы к проблеме дезадаптации: медицинский, социально-психологический и онтогенетический [Электронный ресурс] URL: http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/dezadapt.htm
8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., Борисова Е.В. Изучение стрессогенных ситуаций в деятельности специалистов по подбору персонала в аспекте профилактики профессиональной дезадаптации // Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики: Тематический сборник научных трудов / Отв. Ред. М.А. Беребин. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ,2005. –С. 50-53.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология // М.: Педагогика – Пресс, 1998г. - 536с.
10. Герьянская Н. О. Профессионально-личностное здоровье учителя в условиях модернизации образования // МНКО. 2009. №7-2 С.234-236.
11. Гоноболин Ф.Н. О педагогических способностях учителя. – М., 1964.
12. Дикая Л.Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы и перспективы / Отв. Ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. C. 17 -42.
13. Димитрова С.В. Проблема профессиональной адаптации выпускников ССУЗОВ // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции / под общей редакцией С.С. Чернова. – Новосибирск,2012.-С.230-234
14. Дмитриева М.А., Крылов А.А Психология труда и инженерная психология. – М.: Дельфа. 2005.
15. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.-Воронеж, 2003.
16. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности – М.:ПЕР СЭ, 2006. – 382с.
17. Ильин Е. П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2012. — 640 c.
18. Карелина И.М. Профессиональная адаптация работников // Организационная психология 2-е изд., испр. и перераб./ под .ред. П.К. Власова, С.А. Маничева, Г.В. Суходольского. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та; Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр»; Харьков, 2008. – 480с.
19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения // уч. пособие // Ростов-на-Дону: Феникс, 1996г. - 512с.
20. Кобцева Е.Н. Адаптация персонала: классификация видов и показатели // Вестник ВГУ, Серия: Экономика и управление, 2008, №1. – С.100-104
21. Крутецкий В. А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. – М.: Прометей, 1991.
22. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис.... дра психол.наук.СПб., 1996.- 37 с.
23. Маркова А.К. Психология труда учителя // М.: Логос, 1993г. - 356с.
24. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.——М.: Просвещение, 1984.—256с.
25. Мельникова Н.Н. Проблема изучения адаптивных свойств личности // Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики: Тематический сборник научных трудов / Отв. Ред. М.А. Беребин. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ,2005. – 155с.
26. Мельникова Н.Н. Социально-психологическая адаптация личности как процесс// Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики: Тематический сборник научных трудов / Отв. Ред. М.А. Беребин. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ,2005. –С. 16-20.
27. Милерян, Е.А. Очерки психологии труда оператора / Е.А. Милерян. – Москва : Наука , 1974. – 307 с.
28. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Под общ. ред. Л.М. Митиной. М.: Академия, 2005. 368 с.
29. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат // под.ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской // М.: Педагогика, 1990г. - 103с.
30. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010. — 368 с.
31. Наследов А.Д., Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - Речь, 2006. – 400 c.
32. Невельcон Е.Ю. Адаптация социальных работников к профессиональной деятельности: теоретические подходы к проблеме // Вестник Пермского университета Вып. 8(13)
33. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.
34. Панченко Л. Л. Адаптация к профессиональной деятельности: Учеб.пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 35 c.
35. Пономаренко, В.А. Психология жизни и труда летчика / В.А. Пономаренко. – Москва : Военное издательство, 1992. – 224 с.
36. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448 с.
37. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства // уч.пособие // М.: Академия, 2001г. - 480с.
38. Психология эмоций // тексты под ред. Б.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер // М.: из-во МГУ, 1984г. - 287с.
39. Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479, [1] с. - (Психология - лучшее).
40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога // уч.пособие в 2 кн.// М.: Владос, 2002г., кн. 2 - 480с.
41. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности // М.: Владос, 1998г. – 456с.
42. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.:Питер, 2008. – 432с.
43. Туливетров, С. Н. Особенности адаптации молодых специалистов к специфике организации // Российский психологический журнал. - 2009. - Т. 6, N 5. - С. 65-68
44. Уразаева В А (Розанова В А }. Психология решения управленческих задач - М АНХ при СМ СССР, 1989.
45. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии // под.ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис // М.: из-во Моск. университета, 1980г., -292с.
46. Чоросова О.М., Герасимова Р.Е. Анкета выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов // Практика административной работы в школе. М.: Сентябрь, 2006. № 4. C. 55-57.
47. Чурекова Т.М. Адаптация молодых специалистов к профессионально-педагогической деятельности [Электронный ресурс] Оригинальные исследования, 2011 Выпуск №2 URL: http://ores.su/index.php/2011-02-13-16-16-51/20--2-2011-/112-2011-07-29-13-57-31
48. Frankina W. Three historical philosophies of education. / W. Frankina -Chicago. 1965. p.25-30.
49. Lloyd H. Lofquist, Rene V. Dawis Adjustment to work. A Psychological View of Man’s Problems in a Work-Oriented Society, Meredith Corporation, 1969. – C.189.
50. Mead M. Culture and Commitment. / M. Mead Natural History Press. N.Y., 1970. - 113 p.
51. Mohr A., Puck J. , Rygl D. An Empirical Analysis of Managers’ Adjustment to Working in Multi-National Project Teams in the Pipeline and Plant Construction Sector // Working Paper July 2006, No 06/20 URL: http://dx.doi.org/10.1080/09585190802479488
52. Sheerin S. Self-Access. / S. Sheerin Oxford University Press. 1994. 200p.