ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8
1.1. Понятие адаптации в различных научных подходах 8
1.1.1. Понятие профессиональной адаптации, виды и характеристики 11
1.1.2. Профессиональная дезадаптация. Причины и особенности 16
1.2. Личностные особенности учителей 19
1.2.1. Кризисы профессионального развития учителя 24
1.3. Профессиональная адаптация учителей общеобразовательной школы 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РАБОТНИКОВ 33
2.1 Описание выборки исследования 34
2.2 Методы исследования 34
2.3. Процедура исследования 38
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 40
3.1. Особенности социально-психологической адаптации учителей общеобразовательных школ 40
3.2. Сравнительный анализ адаптации учителей с разным стажем работы и семейным положением 48
Выводы 57
Заключение 59
Список литературы 60
Приложения 65
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8
1.1. Понятие адаптации в различных научных подходах 8
1.1.1. Понятие профессиональной адаптации, виды и характеристики 11
1.1.2. Профессиональная дезадаптация. Причины и особенности 16
1.2. Личностные особенности учителей 19
1.2.1. Кризисы профессионального развития учителя 24
1.3. Профессиональная адаптация учителей общеобразовательной школы 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РАБОТНИКОВ 33
2.1 Описание выборки исследования 34
2.2 Методы исследования 34
2.3. Процедура исследования 38
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 40
3.1. Особенности социально-психологической адаптации учителей общеобразовательных школ 40
3.2. Сравнительный анализ адаптации учителей с разным стажем работы и семейным положением 48
Выводы 57
Заключение 59
Список литературы 60
Приложения 65
Возникновение понятия «адаптация» относится ко второй половине XVIII века (от лат. аdapto – приспособляю, adaptane – приспособление, adaptacio - приспособляемость, приспосабливаемость), и связано оно с именем немецкого физиолога Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления органов зрения и слуха в ответ на действия адекватных раздражителей. Постепенно границы применения данного понятия расширились, и в настоящее время в научной литературе понятие «адаптация» трактуется как процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования.
Вопросами профессиональной деятельности и адаптации занимались такие исследователи как М.А. Дмитриева, Ф.Б. Березин, Г.С. Никифоров, А.А. Налчаджян, А.А. Реан, А.К. Маркова и др.
Важным представляется рассмотрение проблемы адаптации в контексте профессиональной деятельности и здоровья. В настоящее время проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание разных специалистов. Психология здоровья включает следующие составляющие: критерии психического и социального здоровья; оценка и самооценка здоровья; профессиональное здоровье человека; психология долголетия. Г.С. Никифоров считает, что «по своей практической значимости и актуальности психология здоровья становится одним из перспективных направлений в современной психологии».
Много исследований направлено на изучение вопросов профессионального выгорания, удовлетворенности трудом и профессиональных кризисов. Можно предположить, что одним из определяющих факторов успешной профессиональной деятельности и, как следствие, профессионального здоровья, является успешная адаптация человека к деятельности в рамках профессии.
Исследование профессиональной адаптации представляется актуальным вследствие того, что в настоящее время нет единой теоретической концепции адаптации, имеющиеся данные разрозненны, а проблема профессиональной адаптации исследована недостаточно глубоко, и имеющиеся знания не в достаточной степени применяются в практической деятельности. Мы будем изучать профессиональную адаптацию на примере деятельности учителя общеобразовательной школы, так как именно учителя в высокой степени подвержены профессиональному выгоранию, испытывают трудности в процессе адаптации к деятельности в силу особенностей работы с учениками и спецификой педагогического коллектива.
Цель исследования: изучить особенности профессиональной адаптации учителей общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу, посвященную проблеме адаптации и личностным особенностям учителей;
2. Исследовать особенности профессиональной адаптации учителей и их способность переживать профессиональные кризисы;
3. Изучить удовлетворенность трудом у учителей общеобразовательной школы;
4. Исследовать взаимосвязь адаптации и способности успешно преодолевать кризисы с удовлетворенностью трудом;
5. На основе эмпирических данных разработать практические рекомендации по оптимизации процесса профессиональной адаптации учителей.
Объект исследования: учителя общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности профессиональной и социально- психологической адаптации учителей общеобразовательной школы и их удовлетворенность трудом.
Гипотезы исследования:
1. Профессиональная адаптация/дезадаптация учителей общеобразовательной школы обусловлена возрастом работников. Чем старше работники, тем они более адаптированы к деятельности.
2. Профессиональная адаптация учителей общеобразовательной школы зависит от стажа работы в школе.
3. Социально-экономические факторы (семейное положение) влияют на профессиональную дезадаптацию учителей. Лица, состоящие в браке, менее подвержены профессиональной дезадаптации, по сравнению с теми, кто не состоит в браке.
4. Удовлетворенность трудом является признаком профессиональной адаптации учителей.
Методики исследования:
1. Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации работника предприятия (Р.Х. Исмаилов);
2. Опросник для оценки проявлений дезадаптации (О.Н. Родина);
3. Анкета для определения кризисогенных факторов и факторов, способствующих преодолению кризисов профессионального развития учителя (Чоросова О.М., Герасимова Р.Е.).
4. Оценка удовлетворенности работой (В.А. Розанова).
Математико-статистические методы исследования:
1) Проверка нормальности распределения (Критерий Колмогорова-Смирнова).
2) Статистический анализ
3) Корреляционный анализ Спирмена
4) Сравнительный анализ выборок испытуемых с помощью непараметрического критерия U-Манна Уитни
Для обработки данных использовалась программа SPSS Statistics 22.0.
Характеристика выборки: В опыте приняли участие 60 человек -учителя гимназий г. Санкт-Петербурга Красногвардейского района; средний возраст - 45 лет; средний стаж работы учителем – 20 лет; средний стаж работы в школе – 16 лет.
Научная значимость: полученные данные расширяют имеющиеся представления о профессиональной адаптации учителей общеобразовательных школ.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы психологами и педагогами для предотвращения профессионального выгорания учителей общеобразовательных школ и повышения уровня их адаптации.
Выпускная квалификационная работа включает: введение, 3 главы, выводы, заключение, практические рекомендации, список использованных источников, приложения.
Основной текст изложен на 84 страницах и проиллюстрирован 10 таблицами и 9 рисунками.
Вопросами профессиональной деятельности и адаптации занимались такие исследователи как М.А. Дмитриева, Ф.Б. Березин, Г.С. Никифоров, А.А. Налчаджян, А.А. Реан, А.К. Маркова и др.
Важным представляется рассмотрение проблемы адаптации в контексте профессиональной деятельности и здоровья. В настоящее время проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание разных специалистов. Психология здоровья включает следующие составляющие: критерии психического и социального здоровья; оценка и самооценка здоровья; профессиональное здоровье человека; психология долголетия. Г.С. Никифоров считает, что «по своей практической значимости и актуальности психология здоровья становится одним из перспективных направлений в современной психологии».
Много исследований направлено на изучение вопросов профессионального выгорания, удовлетворенности трудом и профессиональных кризисов. Можно предположить, что одним из определяющих факторов успешной профессиональной деятельности и, как следствие, профессионального здоровья, является успешная адаптация человека к деятельности в рамках профессии.
Исследование профессиональной адаптации представляется актуальным вследствие того, что в настоящее время нет единой теоретической концепции адаптации, имеющиеся данные разрозненны, а проблема профессиональной адаптации исследована недостаточно глубоко, и имеющиеся знания не в достаточной степени применяются в практической деятельности. Мы будем изучать профессиональную адаптацию на примере деятельности учителя общеобразовательной школы, так как именно учителя в высокой степени подвержены профессиональному выгоранию, испытывают трудности в процессе адаптации к деятельности в силу особенностей работы с учениками и спецификой педагогического коллектива.
Цель исследования: изучить особенности профессиональной адаптации учителей общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу, посвященную проблеме адаптации и личностным особенностям учителей;
2. Исследовать особенности профессиональной адаптации учителей и их способность переживать профессиональные кризисы;
3. Изучить удовлетворенность трудом у учителей общеобразовательной школы;
4. Исследовать взаимосвязь адаптации и способности успешно преодолевать кризисы с удовлетворенностью трудом;
5. На основе эмпирических данных разработать практические рекомендации по оптимизации процесса профессиональной адаптации учителей.
Объект исследования: учителя общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности профессиональной и социально- психологической адаптации учителей общеобразовательной школы и их удовлетворенность трудом.
Гипотезы исследования:
1. Профессиональная адаптация/дезадаптация учителей общеобразовательной школы обусловлена возрастом работников. Чем старше работники, тем они более адаптированы к деятельности.
2. Профессиональная адаптация учителей общеобразовательной школы зависит от стажа работы в школе.
3. Социально-экономические факторы (семейное положение) влияют на профессиональную дезадаптацию учителей. Лица, состоящие в браке, менее подвержены профессиональной дезадаптации, по сравнению с теми, кто не состоит в браке.
4. Удовлетворенность трудом является признаком профессиональной адаптации учителей.
Методики исследования:
1. Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации работника предприятия (Р.Х. Исмаилов);
2. Опросник для оценки проявлений дезадаптации (О.Н. Родина);
3. Анкета для определения кризисогенных факторов и факторов, способствующих преодолению кризисов профессионального развития учителя (Чоросова О.М., Герасимова Р.Е.).
4. Оценка удовлетворенности работой (В.А. Розанова).
Математико-статистические методы исследования:
1) Проверка нормальности распределения (Критерий Колмогорова-Смирнова).
2) Статистический анализ
3) Корреляционный анализ Спирмена
4) Сравнительный анализ выборок испытуемых с помощью непараметрического критерия U-Манна Уитни
Для обработки данных использовалась программа SPSS Statistics 22.0.
Характеристика выборки: В опыте приняли участие 60 человек -учителя гимназий г. Санкт-Петербурга Красногвардейского района; средний возраст - 45 лет; средний стаж работы учителем – 20 лет; средний стаж работы в школе – 16 лет.
Научная значимость: полученные данные расширяют имеющиеся представления о профессиональной адаптации учителей общеобразовательных школ.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы психологами и педагогами для предотвращения профессионального выгорания учителей общеобразовательных школ и повышения уровня их адаптации.
Выпускная квалификационная работа включает: введение, 3 главы, выводы, заключение, практические рекомендации, список использованных источников, приложения.
Основной текст изложен на 84 страницах и проиллюстрирован 10 таблицами и 9 рисунками.
Таким образом, нами было проведено исследование особенностей профессиональной адаптации учителей общеобразовательной школы.
В исследовании приняли участие 60 учителей. Изучались особенности их профессиональной адаптации, а также способность преодолевать кризисогенные факторы и удовлетворенность трудом.
Выдвинутая гипотеза о том, что профессиональная адаптация/дезадаптация учителей общеобразовательной школы обусловлена возрастом работников, не подтвердилась. Возраст не связан со степенью адаптации.
Гипотеза о том, что профессиональная адаптация учителей общеобразовательной школы зависит от стажа работы в школе, подтвердилась. Была выявлена положительная взаимосвязь стажа работы в школе с дезадаптацией (р≤0,05).
Гипотеза о том, что социально-экономические факторы (семейное положение) влияют на профессиональную дезадаптацию учителей, подтвердилась. Лица, состоящие в браке, менее подвержены профессиональной дезадаптации, по сравнению с теми, кто не состоит в браке. Они в меньшей степени чувствуют себя отделенными от группы и одинокими, позитивно относятся к коллективу. При этом они реже сталкиваются с эмоциональными сдвигами, снижением активности и нарушением социального взаимодействия.
Гипотеза о том, что удовлетворенность трудом является признаком профессиональной адаптации учителей, не подтвердилась. Была выявлена отрицательная взаимосвязь.
В исследовании приняли участие 60 учителей. Изучались особенности их профессиональной адаптации, а также способность преодолевать кризисогенные факторы и удовлетворенность трудом.
Выдвинутая гипотеза о том, что профессиональная адаптация/дезадаптация учителей общеобразовательной школы обусловлена возрастом работников, не подтвердилась. Возраст не связан со степенью адаптации.
Гипотеза о том, что профессиональная адаптация учителей общеобразовательной школы зависит от стажа работы в школе, подтвердилась. Была выявлена положительная взаимосвязь стажа работы в школе с дезадаптацией (р≤0,05).
Гипотеза о том, что социально-экономические факторы (семейное положение) влияют на профессиональную дезадаптацию учителей, подтвердилась. Лица, состоящие в браке, менее подвержены профессиональной дезадаптации, по сравнению с теми, кто не состоит в браке. Они в меньшей степени чувствуют себя отделенными от группы и одинокими, позитивно относятся к коллективу. При этом они реже сталкиваются с эмоциональными сдвигами, снижением активности и нарушением социального взаимодействия.
Гипотеза о том, что удовлетворенность трудом является признаком профессиональной адаптации учителей, не подтвердилась. Была выявлена отрицательная взаимосвязь.
Подобные работы
- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Синдром эмоционального выгорания учителей общеобразовательных школ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Профессиональная адаптация начинающих учителей гимназии в условиях модернизации образования
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-педагогические и правовые факторы в управлении общеобразовательной школой
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004



