Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Репрезентация технологических рисков в современном американском кино: социологический анализ

Работа №131728

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания социологического анализа репрезентации технологических рисков в современном американском кино 8
1.1. Кино как объект социологического анализа 8
1.2. Специфика социологического анализа фантастического кино 12
1.3. Социологические концепции риска и общества риска 15
Глава 2. Эмпирическое исследование репрезентаций технологических рисков в современном американском кино 23
2.1 Дизайн эмпирического исследования репрезентаций технологических рисков в современном американском кино 23
2.2 Основные результаты эмпирического исследования репрезентаций технологических рисков в современном американском кино 27
Заключение 58
Список литературы: 60


Современный мир находится в состоянии постоянного изменения. З. Бауман писал: «Наша реальность является текучей, словно жидкость, которая легко принимает различную форму, но с трудом ее сохраняет». В постоянно изменяющейся реальности перед социологом актуализируется вопрос «При помощи каких средств возможно проанализировать трансформации современного общества?». В качестве ответа на этот вопрос в данной работе предлагается исследование кино как специфичного способа рефлексии общества о самом себе. Второй вопрос предстающий перед социологом – «Что является двигателем трансформаций современного общества?». Ответ на данный вопрос содержит в себе теория общества риска У. Бека, которая рассматривает развитие технологий в качестве основной движущей силы современных социальных процессов. Более того, теория общества риска утверждает, что развитие технологий в современном обществе невозможно без появления технологических рисков. Технологические риски возможной катастрофы в будущем влияют на принятие решений в настоящем, следовательно, технологические риски находят свое отражение в современных социальных процессах. В силу этих причин технологические риски помещаются в фокус социологических исследований.
Данная работа представляет собой исследование репрезентаций технологических рисков в современном американском кино. Кино рассматривается как конструкт, созданный авторским коллективом и несущий отпечаток представлений определенной социокультурной эпохи. Репрезентация же технологических рисков в кино выступает в роли инструмента абстрагирования от настоящего и заставляет задуматься о современных социальных процессах, которые в будущем могут привести к технологической катастрофе: таким образом, настоящее осмысляется через будущее.
Актуальность представляемой работы во многом обоснована тем, что, технологические риски и рисковый тип мышления – характерные свойства развития современного общества, а изучение репрезентаций технологических рисков в современном американском кино предоставляет информацию о современных социальных представлениях и процессах. Более того, репрезентации технологических рисков предстают как новое поле для социологических исследований в жанре активно развивающегося в настоящий момент поля междисциплинарных исследований – CinemaStudies.
Объектом представляемой работы является современное американское кино (на примере сериала «Черное зеркало»).
Предметом представляемой работы является социологический анализ репрезентации технологических рисков в современном американском кино (на примере сериала «Черное зеркало»).
Цель исследования заключается в проведении социологического анализа репрезентации технологических рисков в современном американском кино (на примере сериала «Черное зеркало»).
Для достижения указанной цели предполагается последовательное решение следующих задач:
1. Рассмотрение кино как объекта социологического исследования.
2. Рассмотрение специфики фантастического кино в социологическом анализе.
3. Рассмотрение социологических концепции риска, общества риска.
4. Выявление репрезентируемых тем, раскрывающих содержание технологического риска.
5. Выявление дискурсивных практик, посредством которых репрезентируются технологические риски.
Теоретическая значимость представляемой работы заключается, с одной стороны, в демонстрации на эмпирическом материале того, что кино может выступать в качестве объекта социологического анализа; с другой стороны, в изучении технологических рисков, представленных в американском кино, а, как следствие, и выявлении современных социальных представлений о технологических рисках.
Новизна представляемой работы заключается в том, что на данный момент существуют работы по социологическому анализу кино, а также существуют работы по технологическим рискам, но технологические риски не изучались посредством анализа их репрезентации в современном кино. Важным становится использование нового метода в изучении технологических рисков.
Эмпирическая база исследования.
В качестве объекта эмпирического исследования выступил сериал «Черное зеркало». В исследовании были проанализированы три серии сериала, формирующие первый сезон «Черного зеркала». Продолжительность первой и третьей серии составляет 44 минуты, второй – 62 минуты.
Для достижения поставленной цели и решения задач данного исследования был выбран метод критического дискурс-анализа Нормана Фэркло. Анализ был проведен в два этапа. На первом этапе анализа в качестве вспомогательного метода выступает метод контент-анализа. Контент-анализ применяется для установления ключевых героев серии, их реплик, ключевых эпизодов. В самом начале анализа был посчитан хронометраж, уделяемый героям серии и узловым эпизодам серии. Следующим шагом в анализе стало выделение реплик ключевых героев в узловых эпизодах. На основе анализа реплик были выделены три элемента модели анализа: 1) источник риска – технология порождающая риск, 2) жертва риска – индивид, социальная группа, или структура, подверженная риску, 3) основной страх - содержательный характер риска.
На втором этапе анализа исследовательский фокус смещается на дискурсивные практики построения репрезентации. В результате анализа были выявлены типы технологических рисков.
Обзор литературы.
В качестве основной теоретической концепции выбрана теория «общества риска» У. Бека. Теория «общества риска» предоставляет определение технологические рисков и объясняет их необходимость в развитии современных обществ.
Помимо базовой концепции,был освещен ряд теорий, затрагивающих предметное поле представляемой работы и отражающих степень изученности рассматриваемой темы.
1. Социологический анализ кино представлен в работах Я. Джарви, Р. Барта, А. Р. Усмановой, Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, Е.Г. Лапина-Кратасюк, Н.В. Верещагина, М. И. Жабского.
2. Специфика исследования фантастического кино была изложена в работах Ф. Джеймисона, Б. К. Гранта, В. Собчак, Н. Самутиной.
3. Социологический подход к технологическим рискам, помимо теории «общества риска» У. Бека, представлен в работах, Э. Гидденса, Н. Лумана, О. Н. Яницкого, С. А. Кравченко.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматривается социологический подход к анализу репрезентаций технологических рисков в современном американском кино. В первом параграфепервой главы изложены методологические основания социологического анализа кино. Во втором параграфе представлена специфика фантастического кино в социологическом подходе к анализу кино. В третьем параграфе рассматривается понятие риска, концепции общества риска, представлен теоретико-методологический подход к социологическому анализу репрезентации технологических рисков в современном американском кино.
Во второй главе приведено эмпирическое исследование репрезентации технологических рисков в современном американском кино на примере сериала «Черное зеркало». В результате эмпирического исследования получены категории технологических рисков, репрезентируемые в современном американском кино, а также дискурсы, в которых они артикулируются.
В заключение изложена обобщающая информация о социологическом подходе к анализу репрезентаций в кино и концепции технологического риска, а также приведены результаты эмпирического исследования репрезентации технологических рисков в современном американском кино.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Представленная работа посвящена репрезентациям технологических рисков в современном американском кино. Базовой теоретической концепцией выступила теория «общества риска» У. Бека. В самой работе были также изложены и другие концепции риска.
Первая глава разделена на три параграфа. Первый параграф посвящен детальному изложению социологического подхода к анализу кино. В рамках социологического подхода было выделено два уровня анализа: анализ содержания фильма и анализ, направленный на выявление социальных представлений. Также изложена идея о том, что репрезентации в кино не воспринимаются как объективное отражение действительности, а являются продуктом социокультурной эпохи.
Во втором параграфе рассмотрены специфические особенности социологического анализа фантастического кино, а именно рассмотрение репрезентаций фантастического кино как утопии и как альтернативных вероятностей.
В третьем параграфе изложены концепции риска и теория «общества риска У. Бека». Технологический риск рассмотрен в качестве неотъемлемого условия развития современного общества.
Таким образом, в первой главе были представлены основания для исследования репрезентации технологических рисков в современном американском кино при помощи социологического анализа, а также раскрыто понятие технологических рисков и обоснована необходимость их изучения на основе теории «общества риска».
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования репрезентации технологических рисков в современном американском кино. В результате критического дискурс-анализа Н. Фэркло сериала «Черное зеркало» был выявлен основной тип репрезентируемых технологических рисков – риск, связанный с цифровыми технологиями. В содержательном смысле были выявлены три различных технологических риска, репрезентируемые с разных позиций: а) риск утраты социального положения субъекта власти, репрезентируемый с позиции власти; б) риск вытеснения реального мира виртуальным, репрезентируемый с позиции индивида среднего класса; в) риск кризиса межличностных отношений, репрезентируемый с позиции обманутого партнера.
В завершение стоит отметить, что технологические риски не ограничиваются лишь перечисленными. Данная работа – лишь начало изучения репрезентации технологических рисков в американском кино.



1. Барт Р. Мифологии / пер., вступ. ст. и коммент. С.Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 312 с
2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. — М. : Прогресс-Традиция, 2000
3. Бек, У. Что такое глобализация? М. : Прогресс-Традиция, 2001. С. 175—176
4. Вахштайн В. С. Архитектура утопического воображения: попытка концептуализации.
5. Вебер М. (1990) Избранные произведения, М.: Прогресс
6. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. — М. : Весь мир, 2004
7. Грант. Б. К. «Совершенствование чувств»: Разум и визуальное в фантастическом кино. // Фантастическое кино. Эпизод первый: Сбор. стат. / Составитель и науч. ред. Наталья Самутина. – М.:Новое литературное обозрение, 2006. С. 19-32
8. Дашкова Т. Ю. Идеология и кинорепрезентация (любовь и быт в советских фильмах 30-50-х годов) // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст., 2007 с. 205-222
9. Джеймисон Ф. прогресс versus утопия, или Можем ли мы вообразить будущее? // Фантастическое кино. Эпизод первый: Сбор. стат. / Составитель и науч. ред. Наталья Самутина. – М.:Новое литературное обозрение, 2006. С. 32–50.
10. Е. Р. Ярская-Смирнова. Социологический анализ кинотекста. // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст., 2007 с. 467-503
11. Бауман З. Текучая современность. - СПБ.: Питер, 2008. - 240 стр.
12. Йоргенсен М. В., Филлипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод 1 Пер. с англ.- 2-е изд., испр.- Х.: Изд-во "Гуманитарный Центр", 2008.-352 с
13. Кравченко, С. А. Риски в нелинейном глоболокальном социуме. М. : Анкил, 2009. С. 39
14. Кравченко, С. А. Социология. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения: учебник / С. А. Кравченко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 641 с. — Серия: Бакалавр. Углубленный курс
15. Лапина-Кратасюк Е.Г., Верещагина Н.В. Устройство «жуткого космоса»: биологическая интервенция и парадоксы технологий // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. – 2018. – № 2. – С. 60–72
16. Луман Н. Понятие риска // Альманах THESIS. – 1994. – №5
17. Мангейм К. (1994) Идеология и утопия. Мангейм К. Диагноз нашего времени, М.: Юрист
18. Найт, Ф. Понятия риска и неопределенности // Альманах THESIS. 1994. № 5. С. 26
19. Островская Е. А. Дискурс-анализ «Левиафана»: православная идеология в артхаусном кино // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 211—232
20. Павлов А. CinemaStudies как дисциплина. https://postnauka.ru/video/47203 Дата обращения: 24.05.2019
21. Романов П. В. По-братски: мужественность в пост-советском кино. // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст., 2007 с. 503-525
22. Самутина Н. Фантастическое кино и проблема иного. // Фантастическое кино. Эпизод первый: Сбор. стат. / Составитель и науч. ред. Наталья Самутина. – М.:Новое литературное обозрение, 2006. С. 66-82
23. Серио П. Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса / Пер. с фр. и португ. М.: Прогресс, 2002.
24. Собчак В. Города на краю времени: урбанистическая кинофантастика. // Фантастическое кино. Эпизод первый: Сбор. стат. / Составитель и науч. ред. Наталья Самутина. – М.:Новое литературное обозрение, 2006. С. 104-124
25. Социология и кинематограф / под общ. ред. Жабского М.И. М., 2012
26. Усманова А. Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. — Мн.: "Пропилеи", 2000. - 200 с
27. Усманова А. Р. Научение видению: к вопросу о методологии анализа фильма// Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст., 2007. С. 183-205
28. Устройство «жуткого космоса»: биологическая интервенция и парадоксы технологий // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. – 2018. – № 2. – С. 60–72
29. Фантастическое кино. Эпизод первый: Сбор. стат. / Составитель и науч. ред. Наталья Самутина. – М.:Новое литературное обозрение, 2006
30. Филиппов А. Ф. Восстание картезианцев: к социологической характеристике фильма «Бегущий по лезвию» // Фантастическое кино. Эпизод первый: Сбор. стат. / Составитель и науч. ред. Наталья Самутина. – М.:Новое литературное обозрение, 2006. С. 124-153
31. Хренов Н.А. Социология кино: [История кино]. 1987.
32. Яницкий О. Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России. — 2003. — № 1
33. Beck, U. World at Risk. Cambridge : Polity Press. 2008. P. 10
34. Beck, U. World at Risk. Cambridge : Polity Press. 2008. P. 52
35. Charlie Brooker. Charlie Brooker: the dark side of our gadget addiction (англ.). The Guardian (1 December 2011). Дата обращения: 24.05.2019
36. Douglas M. Risk Acceptability According to the Social Sciences. N.Y.: Russel Sage Foundation, 1985. P.25
37. Douglas, M. Risk and Blame: Essays in Cultural Theory. London : Routledge, 1992
http://socofpower.ranepa.ru/files/docs/4(2014)/02%20-%20%D0%92%D0%B0%D1%88%D1%85%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD.pdf
38. Knight D. In Search of Wonder. Chicago: Advent, 1967, P.13
39. Jarvie I. C. Towards a Sociology of the Cinema. – Routledge., 1970
40. Most popular TV Shows. IMDb charts. https://www.imdb.com/chart/tvmeter?sort=ir,desc&mode=simple&page=1 Дата обращения: 24.05.2019
41. Scholes R., Structural Fabulation; Kawin B. Children of the Light. In: Grant B. K., ed., Film Reader II. Austin^ University of Texas Press, 1995. P. 308-329.
42. Suvin D. Metamorphoses of Science Fiction.
43. Zinn, J. O. Social Theories of Risk and Uncertainties: An Introduction. Oxford : Blackwell Publishing Ltd, 2008. P. 15—16


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ