Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблематика онкологических заболеваний в современных аудиовизуальных СМИ

Работа №131726

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ОБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, ВЛИЯНИЕ
1.1. Социальная журналистика: понятие, цель, задачи
1.2. Социальные проблемы: определение, алгоритмы освещения
Глава II. ЯЗЫК СОЦИАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОГО МАТЕРИАЛА
2.1. Анализ телевизионного материала
Глава III. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ НАД ТВОРЧЕСКИМ ПРОЕКТОМ
Заключение
Список литературы
Приложение………


Уровень смертности от злокачественных новообразований (ЗНО) растет как в мире, так и в России. По данным Всемирного доклада о раковых заболеваниях пик роста уровня заболеваемости пришелся на 2012 год – 14 млн. новых случаев, из них 8,2 млн. случаев – смертельны. В ближайшие 20 лет эта отметка вырастет еще на 70% , а значит, рак становится одной из превалирующих проблем как в медицинской, так и в социальной сфере. По сводным данным государственной онкологической статистики ежегодно в России выявляется 480 тысяч новых случаев заболеваний злокачественными новообразованиями, из них более половины заболевших умирают.
Здоровье граждан – это залог здоровья целой страны. Состояние здоровья населения и каждого отдельно взятого индивида зависит от совокупности факторов влияния: система здравоохранения, экология, экономика, культура, поведение самого человека и его образ мыслей и жизни. В этой связи СМИ, в частности телевидение, является мощным инструментом воздействия на умы общества. На отечественном ТВ существует ряд программ медицинской направленности, которые призваны повысить уровень медицинской грамотности населения. Вместе с тем на них возлагается не только просветительская роль в сфере социума, но и роль пропаганды здорового образа жизни: современные аудиовизуальные СМИ, оказывая коммуникативное воздействие, должны мотивировать и побуждать аудиторию к ответственности и принятию мер по сохранению своего здоровья.
Исходя из вышесказанного, можно резюмировать, что актуальность данного исследования напрямую связана с ситуацией, сложившейся в сфере здравоохранения, а также на телевидении (относительно передач медицинской направленности).
Цель данного исследования – выявление особенностей освещения темы онкологических заболеваний на телеэкране.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
- определить алгоритмы, использующиеся при освещении темы онкологии в телевизионных программах, сюжетах и документальных фильмах;
- охарактеризовать выразительные средства, использованные в телевизионных материалах при освещении темы онкологии;
- обозначить основные проблемы восприятия телевизионной информации на тему онкологических заболеваний.
Следует также отметить, что онкология – проблема высокой социальной значимости. Возрастная отметка болезни снизилась: участились случаи заболеваемости молодого населения (от 20 до 29 лет). Столкнувшись с онкологическими заболеваниями, большинство людей не только лишаются трудоспособности, становясь инвалидами, но и также сталкиваются с рядом серьезных психологических проблем «Онкологическое заболевание сопряжено с интенсивными и мучительными переживаниями больного, связанными с угрозой жизни, калечащим характером операции, тяжелым и длительным лечением, изменением социального статуса и материального положения». С данным фактором следует связать новизну исследования проблемы онкологических заболеваний в аудиовизуальных СМИ: каким образом телевидение может психологически обезопасить или, напротив, насторожить, напрячь аудиторию, потенциального больного. Следовательно, в процессе работы был использован материал, ранее не исследуемый в теоретических и аудиовизуальных источниках, привлечен новый эмпирический материала. Среди них: синхроны героев, раскрывающие глубоко личностные переживания и страхи, кадры будничной жизни героев, их быта, а также кадры из палат, операционных и процедурных кабинетов онкологического центра. Уникальность данного творческого проекта заключена в методе включенного наблюдения и повествования от первого лица: от лица онкобольных и самого автора фильма (частичное применение монологической наррации) .
Объект исследования – выпуски телевизионных передач, освещающие проблематику онкологии.
Предмет – проблематика освещения, т.е. способы, средства подачи и интерпретации информации о болезни для зрителя.
Эмпирический материал: программы «Я стесняюсь своего тела», «Жить здорово» (выпуски с октября 2015 по март 2016). Общее количество проанализированных программ: 51. Также были использованы документальные проекты «Победить рак» (Екатерина Гордеева, НТВ, 2012), документальный фильм режиссера ШанталяТеоре на канале 24Doc «Рак»(2009, Канада) и веб-сериалы на канале YouTube «Жизнь Юли» (Павел Руминов, студия «Я буду жить» и «Мой мир» при поддержке «АиФ»,2014), «Дневник Алёны» (студия «Я буду жить»), «Это просто болезнь. Истории людей, победивших рак и тех, кто им в этом помог» (Павел Руминов, 2013). Общее количество проанализированных материалов – 72.
Основные методы исследования: описательный, сравнительный методы, анализ телевизионного контента, метод включенного наблюдения, интервью.
Теоретическую основу исследования составляют работы, посвященные теории телевизионной журналистики, среди их авторов: Г. В. Кузнецов, М. А. Бережная, А. А. Пронин, Т. И. Фролова, В. Ф. Познин, В. Г. Осинский, И. Д. Фомичева, Ю. Н. Усов и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Первая глава посвящена теоретическим основам проблемы. В ней раскрываются понятие социальной журналистики, алгоритмы и направления освещения социальных проблем на ТВ, задачи масс-медиа в сфере освещения медицинской тематики, этика на телеэкране. Во второй главе характеризуются выразительные средства социальной журналистики и проводится анализ этих средств и подходов к освещению темы онкологии на примерах ТВ-программ и документальных проектов студии «Я буду жить» и каналов НТВ, Первый, Россия, 24Doc, ТВЦ и Ю. В третьей главе описан процесс работы над творческой частью диплома, а также проанализированы средства художественной выразительности, использованные автором при съемках фильма. В приложении вынесены сценарный план вместе с синхронами врачей, а также героев фильма.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Борьба со злокачественными новообразованиями ведется мировой медициной на протяжении многих веков. В социуме по-прежнему сохраняются стереотипы относительно рака в силу медицинской безграмотности, неосведомленности о природе болезни, о том, как с ней справиться и о том, что делать, чтобы с ней не столкнуться. Современные аудиовизуальные СМИ предлагают аудитории большой объем информации на тему онкологии. Такой сегмент массмедиа как социальная журналистика призван взять на себя обязательство обеспечить общество достоверной информацией, объективно осветить проблемы, связанные с отраслью медицины и здравоохранения, сохранив при этом беспристрастность и высокую степень профессионализма и этики освещения проблемы онкологии. Социальная журналистика есть ответвление журналистики, объектом которого выступают люди, группы людей, общество а также их взаимодействие; освещающее все, что относится к социальной сфере, социальные проблемы. СМИ должны «подтолкнуть» общество к действию, заставить задуматься о своем здоровье и обратить внимание на не проблему, актуальность которой растет. Главный онколог РФ М. Давыдов в своем интервью для НТВ отмечает: «Цифры статистики таковы, что на 550 тысяч в год 300 тысяч умирают. Из них примерно 100 тысяч — умирают пациенты, у которых в этом же году выявлено заболевание. Этот показатель — самый грозный показатель. И вот с этим надо бороться».
Тема онкологии освещается в ток-шоу, документальных фильмах, веб-проектах. Целью данного исследования было выявление особенностей освещения темы онкологии на телевидении. В рамках исследования были выполнены следующие задачи: были определены алгоритмы, использующиеся при освещении темы онкологии на телеэкране, охарактеризованы и выделены основные средства, использованные в анализируемых телевизионных и интернет-материалах, также были обозначены проблемы при восприятии телевизионного материала аудиторией. Мною были просмотрены и проанализированы выпуски таких программ как «Жить здорово», «Я стесняюсь своего тела», а также документальные фильмы «Рак», «Победить рак» и веб-проекты «Жизнь Юли», «Это просто болезнь», «Дневник Алены». Данный эмпирический материал был выбран неслучайно: все эти телевизионные и веб- продукты освещали тему рака по-своему, в каждом из них – своя интерпретация информации. Относительно теле-шоу: исследуемая в этой работе проблема освещалась с позиций двух противоположных алгоритмов – «угроза» и «неугроза». Это и является основной проблемой в адекватном восприятии материала. Так, например, говоря о передаче «Я стесняюсь своего тела», можно утверждать, что рациональному восприятию и когнитивному анализу информации мешает исторически сформированное негативное отношение к телесности на экране в силу «дихотомического подхода, разъединяющего телесность и духовность человека как в теоретической рефлексии, так и в практической повседневности». Также, глядя на шокирующие крупные планы, слыша назидательный, нервный тон врачей-ведущих, индивид испытывает негативные эмоции, мешающие продуктивному усвоению информации. Следовательно, эффективность воздействия журналистского произведения с точки зрения прагматики – низка. Видя на экране излишний драматизм, с которым освещаются чужие проблемы, зритель психологически заслоняется от них. В случае с программой «Жить здорово!» можно говорить о практически полноценной социальной функции: Е. Малышева открыто призывает сдавать анализы, поясняет механизмы лечения рака конкретными примерами (визуализирование в виде макетов и моделей, приглашает в студию выздоровевших людей), при этом дополняя эту информацию сведениями о достижениях отечественной медицины. Каждый выпуск, посвященный раку, насыщен пафосом описаний достоинств современной российской медицины, однако каждый среднестатистический индивид знает, что любое медицинское обследование, о котором говорится в программе, сопряжено либо с внушительными суммами денег, либо с внушительными очередями. Ярко выраженный оптимизм ведущих вызывает скептическое отношение у аудитории.
В поисках объективности мы обращаемся к документальным фильмам – к зарубежной и российской практике. В фильме канадского производства «Рак» вновь прослеживается использование алгоритма «угроза», зритель не находит ответа на вопросы, путаясь в обилии научной информации. Данный научно-познавательный фильм лишь усугубляет ситуацию, связанную с освещением и восприятием темы онкологии. Комплексно и фундаментально эту задачу решает документальный проект канала НТВ «Победить рак». Непосредственно название проекта является жизнеутверждающим, несет в себе позитивную коннотацию. Действительно, проблема раковых заболеваний в данном случае освещена с различны точек зрения, охватывая при этом и аспекты моральной поддержки, нравственной оценки, состояния социальной среды (область здравоохранения и медицины). В данном случае можно говорить о полноценном формировании и осуществлении социальной политики методом выработки общей позиции по назревшей проблеме.
Социальная журналистика, в первую очередь, должна быть близка аудитории, доступна для нее. С этой задачей справляется веб-документалистика, представленная в виде веб-дневников (влогов), документальных сериалов. Они иллюстрируют реальность такой, какая она есть – от лица тех, кто столкнулся с проблемой лицом к лицу. Журналистика в сети – живая, интерактивная, «одушевленная» и откровенная. Нарратор в такой документалистике – непосредственно автор, он же – действующее лицо, он же – часть аудитории, тот, с кем происходит тот или иной инцидент, сам повествует о состоянии ситуации в определенной отрасли. Информацию аудитория получает в форме дневниковых видео-заметок или истории жизни обычного человека. Такой информации доверяют, т.к. интернет-проекты лишены коммерческой подоплеки, информация освещается беспристрастно и объективно. Руководитель социальной сети «Мой Мир», Д. Алаев, отмечает: «История — чуть ли не единственный формат, способный заставить людей воспринять тяжелые темы, от которых обычно они предпочитают отгораживаться». Веб-документалистика в сфере современных СМИ находится на стадии развития и пальму первенства относительно рейтинга просмотров пока перехватывают телевизионные ток-шоу, транслирующиеся ежедневно.
Социальная журналистика призвана не просто объективно освещать проблему онкологии, обращая на нее внимание общественности, но и показать пути решения данной проблемы, честно информировать о состоянии отрасли, психологически поддержать индивида, столкнувшейся с этой проблемой. Итак, в превалирующем количестве телевизионных материалов используется алгоритм «угроза», это формирует у аудитории негативные образы. В материалах на тему онкологических заболеваний зритель зачастую видит пугающую картинку (кадры хирургических операций, ран, последствий химиотерапии), творческий синтез зрительной, звуковой и семантической частей экранного произведения производят сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, это мешает рациональному усвоению информации и вынесения из нее прагматической значимости (по К. Юнгу). Обилие драматизма на телеэкране во всех проявлениях: драматизм самой реальности, драматизм поиска истины, выраженные в формате житейских историй. Драматизм обусловлен закадровыми текстами, речевым поведением ведущих, закадровой музыкой, смысловыми акцентами, расставленными с помощью монтажа (например, замедление кадра), цветовых фильтров, спецэффектов, крупных планов. Главная проблема восприятия такого материала – принцип защиты , срабатывающий в сознании индивида. Запугивание в аудиовизуальных СМИ встречает со стороны аудитории защитную реакцию – «это не про меня», «этого никогда не случится со мной», «мне не нужны чужие проблемы». Также проблемой восприятия и освещения темы онкологии становится тенденция ценностной дезориентации СМИ, смена ориентиров и приоритетов в освещении многих тематик. Из-за обилия СМИ и многоканального потока информации затрудняется процесс вычленения нужной, ценной с прагматической точки зрения информации, соответствующей требованиям аудитории, это обусловливает выключение индивида из социальной сферы. Также во всех проанализированных материалах в меньшей мере затронут аспект психологических проблем онкобольных.
Современные аудиовизуальные СМИ нуждаются в использовании новых коммуникативных стратегий, основным ориентиром которых будет не ничем не оправданная демонстрация драматизма, а бескорыстная идея гуманизма, пропаганда здорового образа жизни и стремление к конструктивному разрешению проблемы. Телевидение должно придавать огласке проблемы отечественной медицины на уровне районных поликлиник, в большей степени касаться проблем психологической помощи онкобольным, тема онкологии должна перестать сопровождаться «текстами смерти» и чрезмерным акцентированием внимания на достижениях медицины. Должен соблюдаться баланс между использованием алгоритмов «угроза» и «неугроза», общество должно осознать, что рак – излечимая болезнь, если быть внимательным к своему здоровью. В этом плане миссия журналистики – не только во внедрении в общество идей здорового образа жизни и контроля своего физического состояния, но и обращение внимания властных структур на социальные проблемы в области медицины.



1. Агзамов Ф. И. Гуманизм советской журналистики: учеб.пособие по спецкурсу / Ф.И. Агзамов. - Казань : Изд-во Казан.ун-та, 1984.
2. Бабенко В. В. «Человеческие тексты» в практике телевидения. – С-Пб, 2014. – С. 15-19
3. Бережная М. А. Социальная журналистика: аспекты комплексной подготовки студента. – С-Пб, 2014. – С.19
4. Беркут А. В. Телесность и социальная политика // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 55-57.
5. Большой толковый медицинский словарь. – Оксфорд, 2001
6. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ – М.: Вильямс, 2004. С. 23
7. Быховская И.М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа (история проблемы и методологические принципы ее анализа) // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 58-68.
8. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики: Учеб. Пособие. – СПб., 2004. – С.11, с. 16-19, с. 26
9. Данченко А. С. Журналистика как участник социальных акций. – С-Пб, 2014. С. 26
10. Дворко Н. И. Веб-документалистика: современное состояние, преподавание, опыт разработки социальных проектов. – С-Пб,2014. – С.29
11. Дейниченко П.Г. Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник. – Изд-во: М.: Олма-Пресс, 2002
12. Землянова Л. М. Гуманитарная миссия современнойглобализирующейсякоммуникативистики. – М.,2010. – С. 270-275
13. Клюев Ю. В. Социальные дезориентации в СМИ (уровни, причины, резонанс). – С-Пб, 2014. – С.36-38
14. Лотман Ю. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб., 1998. – С. 702
15. Морозова А. А., Ткаченко Ю. А. Социальная журналистика на учебном радио // Известия высших учебных заведений. — 2012. — № 2. — С. 85—92
16. Осадчая Г. И. Социология социальной сферы. – М., 2009. – С.65
17. Петрова Г. В. , Каприн А. Д. , Грецова О. П. , Старинский В. В. Злокачественные новообразования в России в 2013 году. Заболеваемость и смертность. – М., 2015
18. Петрова Г. В., Каприн А. Д. ,Грецова О. П., Старинский В. В. Злокачественные новообразования в России. Обзор статистической информации за 1993-2013 гг. – М., 2015
19. Познин В. Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения. – С-Пб, 2015. – С. 18-19, с. 23-29, с. 31-36
20. Почкай Е. П. Прагматический аспект журналистики. – С-Пб, 2014 – С. 56-57
21. Практическая онкология № 30 ЛимфомыХоджкина Том 8, №2, 2007
22. Пронин А. А. Телевидение как рассказчик: биографический нарратив в современной документалистике. – С-Пб, 2016
23. Социальная информация в российских периодических изданиях// Информационно-аналитический бюллетень АСИ. 1997. – C.30
24. Усов Ю.Н. Экранные искусства - новый вид мышления. – М.,2000. С.46
25. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М., 1934-1940
26. Фомичева И. Д. Социология журналистики. – М., 2011. – C.41
27. Фролова Т. И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге. – М.,2003. – С.44
28. Фролова Т. И. Предметно-функциональные особенности социальной журналистики. – Иркутск, 2014. – С.152, с. 155, с. 151
29. Чулкова В. А., Моисеенко В. М. Психологические проблемы в онкологии // Практическая онкология Т.10 № 3 – М., 2009. С. 151
30. Шариков А.В., Черкашин Е.А. Экспериментальные программы медиаобразования. – М., 1991. – C. 43
31. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием /Пер. с англ.; Науч. ред. Я. Н. Засурский. — М., 1980. C.5-10 C.11-14
32. Юнг К. Г. Психологические типы. – С-Пб, 2001
33. Ясавеев И. Г. Социальные проблемы: конструкционистское прочтение. – Казань, 2007. – С. 273-275
Интернет источники
34. Бережная М. А. Алгоритмы освещения социальных проблем на телеэкране [Электронный ресурс] /М. А. Бережная. – Электрон.текстовые дан. – С-Пб, 2009. Режим доступа:http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/19139/1/iurp-2009-62-23.pdf , свободный

35. Всемирный доклад о раковых заболеваниях, 2014 г. http://www.iarc.fr/en/publications/books/wcr/wcr-order.php

36. Долинин Д. Киноизображение для «чайников» [Электронный ресурс] /Д. Долинин – Электрон.текстовые дан. – С-Пб, 2002. Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2002/05/n5-article11 , свободный
37. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика [Электронный ресурс] / Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский - Электрон.учебник – М.,2002. – режим доступа http://evartist.narod.ru/text6/23.htm , свободный
38. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики [Электронный ресурс] / Е. П. Прохоров – Электрон.учебник – Москва:2011. – Режим доступа: http://hi-edu.ru/e-books/xbook714/01/part-003.htm#i296 , свободный
39. Сиднева Т. Б. Шум и музыка: логика взаимопревращений [Электронный ресурс] http://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/146/sidneva_146_25_33.pdf
Публикации в СМИ:
40. «Жизнь Юли»: честно и прямо о самом страшном [Электронный ресурс] / АиФ – Электрон.версия издания. – 2014. – Режим доступа: http://www.aif.ru/culture/1204251, свободный
Видео источники:
41. [видео 1]«Я стесняюсь своего тела» выпуск от 25.02.2016 часть 4 https://www.youtube.com/watch?v=u_pQnt0RMsA
42. [видео 2]«Я стесняюсь своего тела» выпуск от 26.02.2015 https://www.youtube.com/watch?v=D1TAnVQsu6c
43. [видео 3]«Я стесняюсь своего тела» выпуск от 25.02.2016 часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=PTdDOTKKu_0
44. [видео 4]«Жить здорово!» фрагмент выпуска от 01.02.2016 http://www.1tv.ru/shows/zhit-zdorovo/syuzhety/pro-medicinu-zhit-zdorovo-fragment-vypuska-ot-01022016
45. [видео 5]«Жить здорово!» выпуск от 03.06.2015 http://www.1tv.ru/shows/zhit-zdorovo/syuzhety/pro-medicinu-zhit-zdorovo-fragment-vypuska-ot-01022016
46. [видео 6]Док. Фильм «Рак», часть 2 (реж.ШантальТеоре) https://www.youtube.com/watch?v=uqGZwA1JJZM
47. [видео 7]«Жить здорово!» выпуск от 07.09.2015 http://www.1tv.ru/shows/zhit-zdorovo/syuzhety/sprosite-korifeya-kak-pobedit-rak-zhit-zdorovo-fragment-vypuska-ot-07092015
48. [видео 8]«Я стесняюсь своего тела» как проверить себя на рак 06.03.15 https://www.youtube.com/watch?v=hDWEjCgiNmU
49. [видео 9]Интервью М. Давыдова для НТВ, «Поздняков» http://www.ntv.ru/peredacha/Pozdnyakov/m50720/o389379
50. [видео 10]«Победить рак», док. Проект Е. Гордеевой http://www.ntv.ru/novosti/281019/
51. [видео 11]Док.сериал «Жизнь Юли», 1 серия https://www.youtube.com/watch?v=UdXZvvG3fQU
52. [видео 12]Док.сериал «Жизнь Юли», 2 серия https://www.youtube.com/watch?v=OzBYkDijFic
53. [видео 13]Док.сериал «Жизнь Юли», 3 серия https://www.youtube.com/watch?v=AxQXVyXFOHU
54. [видео 14]Док. Сериал «Дневник Алены», 1 серия https://www.youtube.com/watch?v=Pdw-u0bahy8
55. [видео 15]Док.сериал «Дневник Алены», 5 серия
56. Док.фильм «Это просто болезнь» (Реж. П.Руминов) https://www.youtube.com/watch?v=zoSI-jw0tIg
57. [видео 16]«Я стесняюсь своего тела» выпуск от 25.02.2019 часть 5 https://www.youtube.com/watch?v=6SRXIaQBhG0
58. [видео 17]Трофимова Н. М, Лучевая диагностика- 2016: основные тенденции (видео-лекция) – http://www.practical-oncology.ru/video156/index.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ